Пособие от 17.02.2014
Автор: Денисевич А.

Административная ответственность в сфере соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Особенности ведения административного процесса и практика проведения проверок


 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОБЛЮДЕНИЯ САНИТАРНЫХ НОРМ, ПРАВИЛ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

Справочно (об авторе)

Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ.

 

К административным правонарушениям, касающимся соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, относятся нарушения, перечисленные в ст.16.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушения (далее - КоАП).

К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, касающимся соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, относятся органы Комитета государственного контроля РБ (далее - Комитет госконтроля) и государственного санитарного надзора, которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) на основании следующих нормативных правовых актов:

Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»;

Указа Президента РБ от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;

Закона РБ от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии);

постановления Совета Министров РБ от 28.10.2011 № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360».

Территориальная компетенция Комитета госконтроля определяется с учетом того, что его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. В систему Министерства здравоохранения РБ (далее - Минздрав) входят областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минский городской центр гигиены и эпидемиологии, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии.

Процессуальная компетенция органов Комитета госконтроля определена ст.3.7 и п.16 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП); органов государственного санитарного надзора - ст.3.10 и п.6 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением Минздрава РБ от 15.02.2007 № 17 «Об утверждении форм документов об административных правонарушениях», приказом Минздрава РБ от 18.07.2008 № 673 «О некоторых вопросах организации порядка регистрации и учета административных правонарушений».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. следует руководствоваться ст.3.7, 3.10 и 3.30 ПИКоАП с изменениями, внесенными Законом РБ от 08.01.2018 № 95-З (далее - Закон № 95-З). 

 

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, касающимся соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в основном в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, различных постановлений Минздрава, утверждающих санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы).

Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.

1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с несоблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов).

Сущность и характер действий (бездействия) определяется: объектом посягательства (здоровье населения) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (диспозиция ст.16.8 КоАП), способом нарушения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (где, в каком месте было совершено деяние, когда (время, дата) оно было совершено, как действовало лицо, нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства, какие средства и орудия (инструменты) были применены).

2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).

Непосредственный объект правонарушения - отношения, связанные с обеспечением здоровья населения путем организации соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), влекущих нарушение требований, установленных в санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению санитарных норм, правил и гигиенических нормативов юридическим лицом.

Субъекты правонарушения: физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение определенных санитарных ном, правил и гигиенических нормативов), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

При применении ст.16.8 КоАП необходимо учитывать, что частью 2 ст.12.17 КоАП предусмотрена административная ответственность за реализацию или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации. За отсутствие документов, подтверждающих качество, административная ответственность предусмотрена ст.23.11 КоАП, несоблюдение требований технических нормативных правовых актов влечет применение административной ответственности по части 1 ст.23.12 КоАП. При этом ст.16.8 КоАП является специальной по отношению к части 1 ст.12.17 КоАП (правила торговли также включают нормы, указывающие на необходимость соблюдения санитарных правил).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 августа 2016 г. ст.16.8 и 23.11 КоАП изложены в новой редакции Законом Республики Беларусь от 19.07.2016 № 407-З.

 

3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст.7.6 КоАП).

Согласно пп.1 и 2 части 1 ст.7.6 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.16.8 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня его совершения и не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения. В этой связи необходимо надлежащим образом учитывать дату вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под подпись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с п.69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510, для того чтобы не истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.

4. Отсутствие обстоятельств, исключающих административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. следует руководствоваться ст.9.6 ПИКоАП с изменениями и дополнениями, внесенными Законом № 95-З.  

 

Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает отмену (изменение в сторону улучшения правового положения субъектов) санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс по ст.16.8 КоАП, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного данной статьей (например, совершение правонарушения неуполномоченным должностным лицом). Наличие по тому же факту в отношении лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.

Юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила, строится на том, что в соответствии со ст.13 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы являются частью законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Они обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями. Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы утверждаются Минздравом. Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, используемые при осуществлении строительной деятельности, утверждаются Минздравом по согласованию с Министерством архитектуры и строительства РБ.

Приведем примеры фактической основы дел об административных правонарушениях, связанных с соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

 

Пример 1

В соответствии с пп.21, 22, 25 главы 2 Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 29.12.2012 № 215 (далее - СанПиН № 215), территория производственного объекта должна быть ограждена, содержаться в чистоте. Проходы и проезды должны быть свободными для движения, иметь твердое покрытие, своевременно ремонтироваться, в зимнее время должны очищаться от снега и льда с проведением противогололедных мероприятий. На внутренней и прилегающей территории объекта должен обеспечиваться своевременный и регулярный покос травы участков озеленения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 августа 2016 г. постановлением Минздрава РБ от 08.07.2016 № 85 утверждены новые Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов».

 

Водостоки (канавы), системы дождевого водоотведения и поверхностного ливневого водосбора, содержание тротуаров и пешеходных зон, крылец и ступенек помещений и сооружений, оборудование контейнерных площадок для сбора твердых отходов, емкости для сбора твердых отходов должны соответствовать СанПиН № 215, а также санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций.

Сбор и хранение крупногабаритных промышленных отходов, тары, стройматериалов, топлива, твердых отходов, в т.ч. твердых коммунальных отходов, должны осуществляться на площадках, имеющих твердое, водонепроницаемое покрытие, ограждение и обозначение. Площадка должна содержаться в чистоте, иметь удобные подъезды для транспортных средств, осуществляющих вывоз отходов.

В соответствии с пп.16 и 18 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 01.11.2011 № 110 (далее - СанПиН № 110), сбор твердых отходов должен осуществляться на оборудованных контейнерных площадках. Складировать крупногабаритный мусор на прилегающей к контейнерной площадке территории запрещается.

Контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны соответствовать следующим требованиям: содержаться в чистоте; иметь удобные подъезды для транспортных средств, осуществляющих вывоз твердых отходов; быть оборудованы искусственным водонепроницаемым покрытием; иметь ограждение с трех сторон на высоту выше емкостей для сбора твердых отходов. При этом запрещается использовать в качестве строительных материалов для ограждений контейнерных площадок стекло, брезент и сетки; размеры контейнерных площадок должны превышать по всему периметру размеры емкостей для сбора твердых отходов.

В ходе проверки (21 мая 2013 г.) установлено, что территория филиала «М» в некоторых местах была замусорена и захламлена отходами производства филиала (древесными опилками, отходами древесины, изношенными автомобильными шинами, металлоломом, остатками железобетонных конструкций). Контейнерные ящики для сбора твердых коммунальных отходов были установлены не на специально оборудованной площадке, не имели крышек и ограждения с трех сторон защитной стенкой (акт обследования от 21.05.2013).

 

Пример 2

При посещении 19 июля 2013 г. в 14:10 производственной территории и бытовых помещений, принадлежащих организации «Л», были установлены многочисленные нарушения.

 

Организация «Л» в нарушение требований части второй ст.13, абзацев 1 и 15 ст.31 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии осуществляет производственную деятельность без соблюдения СанПиН № 215, а именно:

• территория производственного объекта содержится в неудовлетворительном состоянии: по всей территории беспорядочно хранится мусор (отходы строительства, упаковочный полиэтилен, металлолом и др.); проходы и проезды в ямах, рытвинах (своевременно не ремонтируются), на внутренней территории объекта не обеспечен своевременный покос травы участков озеленения, что нарушает требования п.21 СанПиН № 215;

• сбор и хранение твердых коммунальных отходов осуществляется на площадках, имеющих твердое, водонепроницаемое покрытие, которые не имеют ограждения и обозначения, что нарушает требования п.25 СанПиН № 215;

• все санитарно-бытовые помещения своевременно не убираются и не проветриваются, что нарушает требования п.443 СанПиН № 215;

• уборочный инвентарь не промаркирован и не применяется раздельно для туалетов, душевых, преддушевых комнат и других помещений, что нарушает требования п.444 СанПиН № 215;

• в душевых отсутствуют вешалки для одежды и полочки для банных принадлежностей, резиновые (пластмассовые) коврики, что нарушает требования п.445 СанПиН № 215;

• душевые не обеспечены горячей водой, что нарушает требования п.447 СанПиН № 215;

• умывальники не работают (вода в кранах отсутствует), отсутствуют моющие средства, электро- или индивидуальные полотенца, что нарушает требования п.448 СанПиН № 215.

 

Пример 3

В соответствии с частями первой и второй ст.13 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы являются частью законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями.

 

В соответствии с частью второй п.184, пп.185, 188 и 194 Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 28.08.2012 № 132 (далее - СанПиН № 132), для транспортировки определенного вида пищевой продукции (молочные, колбасные, кондитерские изделия с кремом, хлеб, мясо, рыба, полуфабрикаты) должно выделяться специализированное транспортное средство с маркировкой на кузове в соответствии с перевозимой пищевой продукцией.

Транспортные средства для транспортировки пищевой продукции должны находиться в исправном состоянии, быть чистыми, без постороннего запаха. Внутренняя поверхность кузова транспортного средства должна иметь покрытие, легко поддающееся мойке и дезинфекции.

Транспортировка скоропортящейся и особо скоропортящейся пищевой продукции должна осуществляться специализированным охлаждаемым или изотермическим транспортным средством.

Санитарная обработка транспорта, предназначенного для транспортировки пищевой продукции, должна проводиться в моечных блоках или на площадках организации, подключенных к системам водоснабжения и водоотведения, с использованием моющих средств и средств дезинфекции. Дезинфекция внутренней поверхности кузова транспортного средства должна производиться в организации не реже одного раза в месяц.

Обществом для транспортирования товаров в собственную розничную сеть используются автомобили ГАЗ-5201 и ГАЗ-3307.

Проверкой (18 июня 2013 г.) было установлено, что в нарушение:

пункта 185 СанПиН № 132 внутренняя поверхность кузовов автомобилей не соответствовала санитарно-гигиеническим требованиям (на внутренней поверхности кузовов автомобилей имелись многочисленные трещины и следы ржавчины, на момент осмотра кузова были завалены ящиками);

пункта 194 СанПиН № 132 санитарная обработка автомобилей в проверяемом периоде не производилась.

Согласно абзацу 12 п.2 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 01.09.2010 № 119, скоропортящиеся продовольственное сырье и пищевые продукты - продовольственное сырье и пищевые продукты с ограниченными сроками годности (до 30 дней), требующие для сохранения качества и безопасности специальные температурные и иные режимы.

В соответствии с абзацами 1, 2, 4, 5, 8 п.4.12 межгосударственного стандарта 1168-86* «Рыба мороженая. Технические условия» (далее - ГОСТ 1168-86) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/1020/1020) транспортируют мороженую рыбу в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов, действующими на данном виде транспорта, при соблюдении следующих температурных режимов: рыбу при температуре в теле не выше минус 18°С - при температуре от минус 15°С до минус 18°С и ниже - в рефрижераторных вагонах и автомобилях; рыбу с температурой в тушке выше минус 18°С - при температуре от минус 9°С до минус 12°С - в рефрижераторных вагонах, при температуре не выше минус 9°С - в рефрижераторных автомобилях.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2016 г. следует руководствоваться ГОСТ 32366-2013 «Рыба мороженая. Технические условия», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 07.07.2015 № 34 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/304131).

 

В нарушение части второй п.184 и п.188 СанПиН № 132, абзацев 1, 2 и 4 п.4.12 ГОСТ 1168-86* проверяемой организацией перевозка свежемороженой рыбы осуществлялась в неспециализированном охлаждаемом или изотермическом транспорте, т.е. без соблюдения режимов транспортирования.

 

Пример 4

В ходе проверки ресторана «Кухня» были установлены различные нарушения требований Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для торговых объектов общественного питания», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 15.08.2012 № 128 (далее - СанПиН № 128), которые являются обязательными для соблюдения согласно части второй ст.13 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 марта 2017 г. постановлением Минздрава РБ от 10.02.2017 № 12 утверждены новые Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования для объектов общественного питания».

 

Так, на момент осмотра ресторана, 3 сентября 2013 г. в 15:00, в нарушение требований п.165, абзаца 3 п.166 СанПиН № 128 заведующей складом, которая в соответствии с должностными обязанностями отвечает за соблюдение санитарных норм и правил, по неосторожности в складском помещении допущено нахождение товара с истекшими сроками реализации (9 единиц батона «Золотинка» по цене 4 500 руб., на сумму 40 500 руб., дата изготовления 30.08.2013, срок годности 48 ч), а также хранение продукции с истекшими сроками реализации совместно с доброкачественной продукцией (шеи цыплят замороженные, 4 кг, дата выработки 25.05.2011, срок годности 4 месяца; печень, сердце куриные замороженные, 1 кг, дата выработки 21.05.2012, срок годности до 10.07.2012).

В нарушение требований п.71, части первой п.165, абзацев 1 и 3 п.166 СанПиН № 128 заведующим производством ресторана, который в соответствии с должностными обязанностями контролирует соблюдение работниками санитарных требований и правил, также по неосторожности допущено на кухне ресторана:

• совместное хранение в холодильнике мясного цеха продукции с истекшими сроками реализации с доброкачественной продукцией (бедро цыпленка-бройлера, язык свиной): 1,37 кг, дата выработки 24.05.2013, срок годности 3 месяца; 1,5 кг, дата выработки 09.05.2013, срок годности 3 месяца;

• наличие посторонних предметов в производственном помещении, а именно на полке для хранения сыпучих товаров находились личные вещи кондитера (сигареты, мобильный телефон, аксессуары для телефона).

 

Пример 5

В соответствии с п.43 Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда водителей автомобильного транспорта», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 14.06.2013 № 47 (далее - СанПиН № 47), все диспетчерские пункты автомобильного перевозчика должны быть обеспечены аптечками первой медицинской помощи универсальными с перечнем вложений в соответствии с постановлением Минздрава РБ от 15.01.2007 № 4 (далее - постановление № 4). Запрещается хранение в аптечках лекарственных средств с истекшим сроком годности.

 

Согласно п.16 СанПиН № 110 сбор твердых отходов должен осуществляться на оборудованных контейнерных площадках. Складировать крупногабаритный мусор на прилегающей к контейнерной площадке территории запрещается.

В соответствии с подп.18.4 п.18 СанПиН № 110 контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны иметь ограждение с трех сторон на высоту выше емкостей для сбора твердых отходов. При этом запрещается использовать в качестве строительных материалов для ограждений контейнерных площадок стекло, брезент и сетки.

Согласно подп.19.4 п.19 СанПиН № 110 емкости для сбора твердых отходов должны быть окрашенными и иметь маркировку с указанием вида отходов и данных о собственнике.

В соответствии с п.6 СанПиН № 110 территории организации, в т.ч. территории, закрепленные за организацией для обслуживания решением местных исполнительных и распорядительных, должны содержаться в чистоте.

Согласно подп.7.1 п.7 СанПиН № 110 на территории организаций водостоки (канавы), дождевая канализация и система поверхностного ливневого водосбора должны быть в исправном состоянии и систематически, но не реже двух раз в год, очищаться.

В соответствии с п.22 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию объектов малого предпринимательства», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 31.10.2008 № 183 (далее - СанПиН № 183), в производственных помещениях объектов должна находиться аптечка первой медицинской помощи универсальная с перечнем вложений, утвержденных постановлением № 4. В аптечке первой медицинской помощи универсальной не должны содержаться лекарственные средства с истекшим сроком годности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. следует руководствоваться перечнем вложений, входящих в аптечку первой помощи универсальную, утвержденным постановлением Минздрава РБ от 04.12.2014 № 80.

 

В нарушение требований пп.6 и 16, подп.7.1 п.7, подп.18.4 п.18, подп.19.4 п.19 СанПиН № 110 и п.22 СанПиН № 183, п.43 СанПиН № 47 по состоянию на 16 и 18 сентября 2013 г. территория организации «М» не содержалась в чистоте (загрязнена бетонной пылью), не имела исправной дождевой канализации и системы поверхностного ливневого водосбора, контейнеры для сбора отходов были без маркировки с указанием вида отходов и данных о собственнике, а контейнерная площадка для сбора твердых отходов - без ограждения с трех сторон, производственные помещения и диспетчерская общества не были оснащены аптечками первой медицинской помощи универсальными.

 

Пример 6

В соответствии с п.9 Санитарных норм и правил «Требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 06.12.2012 № 190 (далее - СанПиН № 190), территория организации должна:

• быть обустроена, содержаться в чистоте, при наличии свободной площади - озеленена;

• иметь ограждение;

• быть обустроена: зона стоянки транспортных средств, подъездные пути для транспортных средств и пешеходные дорожки для работников организации и потребителей должны быть заасфальтированы или замощены (иметь твердое покрытие), своевременно ремонтироваться;

• быть оборудована системой ливневой канализации с нефтеловушками для предупреждения попадания нефтепродуктов в очистные сооружения или водоем.

 

Согласно п.11 СанПиН № 190 производственные отходы (непригодные части и агрегаты транспортных средств, металлолом) должны своевременно убираться на площадку с твердым покрытием на территории складской зоны. Площадка должна быть оборудована промаркированными металлическими ящиками с крышками (контейнерами) для хранения мелких производственных отходов, ограждена с трех сторон, своевременно очищаться от загрязнений.

Согласно п.16 СанПиН № 190 полы должны быть ровными, без выбоин, с гладкой и нескользкой поверхностью, удобной для очистки, иметь уклон в сторону трапов и лотков.

Согласно п.36 СанПиН № 190 использованные обтирочные материалы (промасленные ветошь, бумага и др.) должны немедленно убираться с рабочих мест в промаркированные металлические ящики с крышками с последующим удалением на утилизацию.

В ходе проверки 13 сентября 2013 г. на территории станции технического обслуживания организации «Д» было установлено, что в нарушение ст.13 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, пп.9, 11, 16 и 36 СанПиН № 190:

• территория не обустроена (зона стоянки транспортных средств, подъездные пути для транспортных средств и пешеходные дорожки для работников организации и потребителей не заасфальтированы, не замощены (не имеют твердого покрытия)), не содержится в чистоте, не имеет ограждения, не оборудована системой ливневой канализации с нефтеловушками для предупреждения попадания нефтепродуктов в очистные сооружения или водоем;

• производственные отходы (непригодные части и агрегаты транспортных средств, металлолом) не своевременно убираются на площадку с твердым покрытием. Площадка для хранения отходов не оборудована промаркированными металлическими ящиками с крышками (контейнерами) для хранения мелких производственных отходов (есть два непромаркированных пластмассовых контейнера), не ограждена с трех сторон;

• полы производственных помещений имеют неровности и выбоины;

• использованные обтирочные материалы (промасленные ветошь, бумага и др.) своевременно не убираются с рабочих мест в промаркированные металлические ящики с крышками с последующим удалением на утилизацию (на момент проверки находились на рабочих местах слесарей).

 

Пример 7

При проверке кафе «Т» в нарушение требований части второй ст.13 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии организацией не было обеспечено соблюдение требований СанПиН № 128.

 

Так, в нарушение:

• требований части второй п.72 СанПиН № 128 полы в производственных цехах кухни, подвале имеют выбоины и неровности;

• требований абзаца 1 п.74 СанПиН № 128 на потолке горячего цеха кухни установлено наличие подтеков, отслоения штукатурки;

• требований п.76 СанПиН № 128 ремонт производственных, вспомогательных и бытовых помещений кафе «Т» проводится не по мере необходимости;

• требований п.112 СанПиН № 128 в производственных цехах кухни для приготовления пищи использовались эмалированные емкости с поврежденной эмалью, отбитыми краями;

• требований пп.116 и 124 СанПиН № 128 в производственных цехах кухни внутрицеховая тара и разделочный инвентарь (доски, ножи) не маркированы с указанием их назначения и в соответствии с видом обрабатываемого продовольственного сырья и пищевых продуктов;

• требований п.162 СанПиН № 128 в горячем цеху кухни хранились в производственной таре, не промаркированной в соответствии с видом продукции и без этикетки, используемые в производстве сухие приправы и специи: перец, тмин, кориандр и др.;

• требований п.165 СанПиН № 128 хранение сырья и пищевых продуктов осуществлялось на объекте общественного питания без соблюдения правил товарного соседства: в мясном цеху совместно с сырыми полуфабрикатами из птицы хранились картофель отварной, солянка мясная сборная; в одной холодильной камере - сырые овощи (лук, баклажаны, кабачки) с сыром и сырыми полуфабрикатами из свинины; замороженные морепродукты (кальмар, креветки), рыба, имеющие специфический запах, хранились совместно с мороженым;

• требований п.190 СанПиН № 128 в холодильной камере холодного цеха кухни хранилась вскрытая упаковка икры «Дары моря», черная непастеризованная, имитация икры зернистой (Российская Федерация), масса нетто 200 г, без указания информации о моменте вскрытия упаковки (согласно информации на упаковке дата изготовления 16.04.2013, срок годности и хранения при температуре от минус 4°С до плюс 6°С 6 месяцев. После вскрытия хранить не более 12 ч);

• требований п.194 СанПиН № 128 в июле-сентябре 2013 г. в кафе «Т» осуществлялись выпуск и обращение 14 наименований кулинарной продукции собственного производства (щука фаршированная, котлета «Пожарская», салат «Шопский», салат «Оливье» и др.) с использованием для ее изготовления сырья с истекшим сроком годности (батон сдобный «Столица», сыр «Брынза Молодецкая», щука свежемороженая, карбонад «Белорусский» особый, копчено-вареный);

• требований п.198 СанПиН № 128 в мясном цеху была выставлена на пол тара с готовой продукцией (солянка сборная мясная);

• требований части третьей п.222 СанПиН № 128 в горячем цеху кухни совместно с готовой кулинарной продукцией хранились яйца куриные сырые необработанные в кассетах;

• требований п.267 СанПиН № 128 за период с 8 по 11 сентября 2013 г. ответственным работником организации перед началом смены не проводились ежедневные осмотры открытых поверхностей тела работников объекта общественного питания - кафе на наличие гнойничковых заболеваний, результаты которых заносятся в журнал результатов данных осмотров (последняя запись в нем сделана 7 сентября 2013 г.);

• требований п.9 Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля при производстве, реализации, хранении, транспортировке производственного сырья и (или) пищевых продуктов», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 30.03.2012 № 32, лабораторные исследования по физико-химическим, микробиологическим и органолептическим показателям обществом в проверяемом периоде в отношении пищевых продуктов, сырья не осуществлялись.

 

_______________________

* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.

Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.

 

17.02.2014

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук