Пособие от 04.02.2014
Автор: Амельченя Ю.

Административная ответственность в сфере закупок за счет собственных средств: разбираем ситуацию


 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: РАЗБИРАЕМ СИТУАЦИЮ

Ситуация

Организация, осуществляющая закупку за счет собственных средств, провела конкурентную процедуру закупок (запрос ценовых предложений). Как стало известно в ходе проверки, процедура была выбрана неверно, так как на основании содержания порядка осуществления закупок за счет собственных средств, действующего в организации, должна была быть проведена другая конкурентная процедура (конкурс).

Субъекты закупок за счет собственных средств

Субъекты - республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляют закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг), в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229), если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (подп.1.1 п.1 постановления № 229).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июля 2019 г. постановлением Совета Министров РБ от 24.07.2019 № 484 из подп.1.1 п.1 постановления № 229 слова «Республики Беларусь» исключены.

 

Тем самым действие постановления № 229 распространяется напрямую на субъектов, имущество которых, включая акции (доли) в уставных фондах, находится в собственности Республики Беларусь.

Что касается коммунальной собственности и юридических лиц, имущество которых принадлежит административно-территориальным единицам, то необходимо отметить, что местным Советам депутатов рекомендовано определить с учетом положений постановления № 229 порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности (п.51 постановления № 229).

Таким образом, для применения постановления № 229 коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности, необходимы соответствующие решения местных органов самоуправления.

Регламентация порядка осуществления закупок за счет собственных средств

Правовое регулирование порядка осуществления закупок за счет собственных средств осуществляется:

постановлением № 229;

• порядком осуществления закупок за счет собственных средств, который:

- разрабатывается указанными выше организациями;

- содержит виды применяемых в тех или иных случаях конкурентных процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств;

- должен соответствовать требованиям подп.2.2-2.13 п.2 постановления № 229;

- утверждается руководителем организации в случае, если организацией являются республиканское унитарное предприятие, государственное объединение, государственный орган, иное юридическое лицо, имущество которого находится в республиканской собственности; советом директоров (наблюдательным советом), правлением (дирекцией) либо директором (генеральным директором) в случае, если постановление № 229 применяется хозяйственным обществом;

- размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (www.icetrade.by) в течение 3 рабочих дней после его утверждения. Тем самым обеспечивается доступ к информации участников и потенциальных поставщиков, в т.ч. информации, связанной с особенностями исполнения договора на закупку, последствий его неисполнения или ненадлежащего исполнения, включая меры ответственности для сторон.

С точки зрения Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон № 361-З) порядок осуществления закупок за счет собственных средств можно отнести к локальному нормативному правовому акту, т.е. нормативному правовому акту, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций (ст.1 Закона № 361-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон РБ от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь.

 

Таким образом, утверждаемый организациями, на которые распространяется действие постановления № 229, порядок осуществления закупок за счет собственных средств является локальным нормативным правовым актом, разрабатывается с учетом действия норм постановления № 229, а в остальном - с учетом норм гражданского законодательства и действия принципа диспозитивности (ст.2, п.2 ст.391 Гражданского кодекса РБ). Если положения утвержденного порядка противоречат законодательству, то приоритет имеет законодательство.

В части выбора тех или иных процедур отметим следующее.

Императивный характер в постановлении № 229 имеют нормы о порядке и условиях проведения процедуры закупки из одного источника, которая проводится по основаниям, определенным в части второй подп.2.2 п.2 постановления № 229, а именно, когда:

• возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения;

• организацией, осуществившей закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя);

• конкурентная процедура закупки либо часть (лот) предмета процедуры закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение является нецелесообразным.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 декабря 2020 г. постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2020 № 717 абзац 1 части второй подп.2.2 п.2 постановления № 229 после слова «применяться» дополнен словами «в случае», после абзаца 1 часть вторая подп.2.2 п.2 постановления № 229 дополнена абзацем следующего содержания: «организация осуществляет приобретение товаров собственного производства у их производителя. Документом, подтверждающим собственное производство товара, является сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или его копия;».

 

При этом закупки с применением процедуры закупки из одного источника осуществляются у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), в т.ч. включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны.

Иные конкурентные процедуры закупок, где имеет место участие двух и более лиц, устанавливаются порядком осуществления закупок за счет собственных средств, там же определяются условия их применения и порядок проведения. Выбор процедуры закупок организацией осуществляется на основании порядка осуществления закупок за счет собственных средств, т.е. на основании локального нормативного правового акта.

Ответственность за нарушение требований к порядку осуществления закупок за счет собственных средств

Следует отметить, что п.3 постановления № 229 на руководителей государственных органов (государственных организаций), а также руководителей организаций возложена персональная ответственность за необеспечение выполнения требований законодательства о закупках за счет собственных средств, в т.ч. постановления № 229.

С 28 августа 2013 г. (примечание 1) законодательством установлена административная ответственность за нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.

Так, в соответствии со ст.11.77 КоАП нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности, влечет наложение штрафа в размере до 50 базовых величин.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности, влечет наложение штрафа в размере до 15 базовых величин (ст.12.27 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Пособие-навигатор см. здесь.

 

Исходя из буквального толкования ст.11.77 КоАП ответственность применяется при нарушении установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.

Проблема понимания «установленных законодательством требований» состоит в том, что с позиции Закона № 361-З законодательство - это система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, а нормативный правовой акт - это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст.1 Закона № 361-З).

Порядок осуществления закупок за счет собственных средств хотя по существу и является локальным нормативным правовым актом, т.е. нормативным правовым актом, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций, с учетом определения понятия «законодательство» должен входить в систему последнего.

Иными словами, формулировки ст.11.77 КоАП и нормы Закона № 361-З ставят вопрос о соотношении понятий «законодательство», «нормативный правовой акт», «локальный нормативный правовой акт» для целей отнесения или неотнесения последнего к законодательству. Согласимся с мнением о том, что «нормативный правовой и локальный нормативный правовой акты являются разнопорядковыми документами по отношению к законодательству. Соответственно локальные нормативные правовые акты не включаются в систему законодательства» (примечание 2).

С учетом изложенного, по мнению автора, административная ответственность не может применяться за нарушение требований порядка осуществления закупок за счет собственных средств как локального нормативного правового акта. Соответственно, правонарушением по ст.11.77 КоАП должно быть только нарушение требований постановления № 229, иных нормативных правовых актов, за исключением локальных нормативных правовых актов организаций, применяющих постановление № 229, включая порядок осуществления закупок за счет собственных средств.

Подобный подход логичен, поскольку если допустить установление административной ответственности за нарушение требований порядка осуществления закупок за счет собственных средств, то это будет означать, что нарушение локального нормативного правового акта как административное правонарушение обладает признаком общественной опасности, хотя нарушены только правила, действующие внутри самой организации, в отсутствие общественной опасности.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, если организация, осуществляющая закупку за счет собственных средств, провела конкурентную процедуру закупок (запрос ценовых предложений) в то время как должна была согласно порядку осуществления закупок выбрать и провести иную процедуру (конкурс), то прямого нарушения норм постановления № 229 в действиях организации не усматривается, поскольку не нарушены требования законодательства - в данном случае постановления № 229, и оснований для привлечения к ответственности по ст.11.77 КоАП не имеется. Если бы, к примеру, организация провела процедуру закупки из одного источника и приобрела товар не у производителя или его сбытовой организации (официального торгового представителя), и не обосновала факт того, что закупка у указанных субъектов экономически нецелесообразна или невозможна, то в действиях организации усматривалось бы нарушение требований подп.2.2 п.2 постановления № 229, что повлекло бы обоснованное привлечение к административной ответственности по ст.11.77 КоАП.

 

Примечание 1. Дата вступления в силу Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З, которым внесены изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Примечание 2. Мартынюк А.И. О месте локальных нормативных правовых актов в системе законодательства Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. Закон № 64-З на основании Закона РБ от 06.01.2021 № 93-З утратил силу. Комментарии см. здесь.

 

04.02.2014

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь