


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь


Административная ответственность в сфере жилищного законодательства и ЖКХ с 1 марта 2021 года
С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В связи с этим должностные лица организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по составам КоАП, перечисленным в таблице.
Сравнение административной ответственности по административным правонарушениям
Старый КоАП | Новый КоАП | Изменения |
1. Незаконные удаление, пересадка произрастающей в населенных пунктах древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав лесного фонда, либо повреждение такой растительности или ее уничтожение, либо повреждение или уничтожение цветников, газонов, расположенных в населенных пунктах | Изменен срок наложения взыскания за данное административное правонарушение - не позднее 1 года со дня его совершения (ранее не позднее 2 месяцев) | |
часть 3 ст.15.22 |
часть 3 ст.16.17 | |
2. Загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности | Существенно снижен максимальный размер штрафа: 50 БВ (ранее до 300 БВ) | |
3. Нарушение правил содержания домашних и (или) хищных животных | Санкция данного состава правонарушения (по части второй с причинением вреда здоровью людей или имуществу) дополнена вариантом привлечения к ответственности в форме общественных работ | |
4. Загрязнение либо засорение вод | Прежняя редакция КоАП предусматривала 3 состава правонарушения. В новой редакции отсутствует состав, предусматривающий ответственность за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах или прибрежных полосах, вызвавшие водную эрозию почв или иные вредные последствия, либо несоблюдение режима хозяйственной и иной деятельности, предусмотренного для зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения | |
5. Нарушение правил водопользования | Снижен максимальный размер штрафа в отношении юрлиц за нарушение правил водопользования до 200 БВ (ранее 300 БВ) | |
нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств |
ст.16.37 нарушение требований по эксплуатации водохозяйственных, мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и устройств |
Изменено основание привлечения к ответственности: ранее ответственность предусматривалась за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств или сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение или засорение вод, либо нарушение условий сброса сточных вод. В новой редакции - за нарушение инструкций по эксплуатации водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств, а равно требований по эксплуатации мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и устройств. Снижены максимальные размеры штрафа |
повреждение водохозяйственных сооружений и устройств либо самовольное подключение к ним |
повреждение водохозяйственных систем, гидротехнических сооружений и устройств либо самовольное подключение к системам питьевого водоснабжения или канализации |
Исключена ответственность за повреждение сетей водоснабжения (водоотведения) и сооружений на них, повлекшее нарушение или прекращение водоснабжения населения и иных потребителей либо отведение и очистку сточных вод |
часть 2 ст.15.63 нарушение законодательства об обращении с отходами |
части 2 и 3 ст.16.44 захоронение вторичных материальных ресурсов, нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами |
1. Снижен размер штрафа за неисполнение обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки. Ответственность - до 100 % платы за организацию сбора отходов (ранее штраф был равен двукратному размеру такой платы). 2. Определено, при каких условиях неисполнение обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки не посчитают административным правонарушением: если в банк будет своевременно направлена платежная инструкция на перечисление платы в полном объеме без последующего отзыва, но на банковском счете окажется недостаточно средств для ее исполнения (примечание 1 к ст.16.44 КоАП). 3. Предусмотрен порядок наложения административного взыскания в случае, когда субъект исполнил обязанность по обеспечению сбора отходов в добровольном порядке частично, то есть внес плату не полностью. Тем не менее штраф установлен, но в два раза меньше, чем предусматривается в общем порядке. 4. Введена ответственность за захоронение вторичных материальных ресурсов (штраф для физлица - от 5 до 30 БВ; ИП - от 50 до 200 БВ; юрлицо - от 50 до 1 000 БВ). 5. Частично скорректирована ответственность за неисполнение иных требований законодательства об обращении с отходами. Изменены пределы ответственности - для физических лиц и ИП размер санкции снижен - соответственно до 30 (ранее предупреждение или штраф от 5 до 50 БВ) и 100 БВ (ранее - до 200 БВ) |
6. Самовольное строительство | Снижен предельный размер штрафа для физлиц - до 30 БВ (ранее - до 50 БВ) | |
7. Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов | Часть 2 ст.22.10 уточняет, что к нарушению правил благоустройства и содержания населенных пунктов приравнивается невыполнение работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния на территориях земель общего пользования населенных пунктов, в том числе на территориях, которые прилегают к предоставленным гражданам, ИП и юрлицам (находящимся у них) земельным участкам | |
8. Нарушение порядка проведения раскопок | Снижен размер максимального штрафа в отношении ИП - до 25 БВ, юрлицо - до 50 БВ (ранее - до 30 и до 100 БВ соответственно) | |
9. Нарушение правил пользования жилыми помещениями | Статья предусматривает 5 отдельных составов правонарушений: - за совершение действий, нарушающих покой других граждан в жилом доме или создающих вибрацию и шум, в период с 23 до 7 часов (до 10 БВ); - за повторное совершение вышеуказанного деяния (до 30 БВ); - проведение работ по переустройству и (или) перепланировке в жилых домах в выходные и праздничные дни, создающих шум или вибрацию, а равно проведение таких работ в период с 19 до 9 часов в рабочие дни (физлицо - до 10 БВ, ИП, юрлицо - до 25 БВ); - нарушение иных (кроме перечисленных) правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений жилого дома (кроме платы за ЖКУ), общего имущества в жилых домах государственного и частного жилищных фондов и т. д. (физлицо - до 20 БВ, юрлицо - до 60 БВ); - самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов (физлицо - до 30 БВ, юрлицо - до 70 БВ) | |
Административная ответственность, субъектом которой могут стать организации ЖКХ
Старый КоАП | Новый КоАП | Изменения |
нецелевое использование или использование с нарушением законодательства отчислений на капитальный ремонт |
нецелевое использование или использование с нарушением законодательства денежных средств, полученных от внесения платы за капитальный ремонт жилого дома, а также начисленных по таким средствам процентов. Составлять протоколы за данные правонарушения вправе уполномоченные должностные лица: - областных исполкомов, Минского горисполкома; - районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах; - органов Комитета государственного контроля |
Административная ответственность возникает за нецелевое использование или использование с нарушением законодательства денежных средств, полученных от внесения платы за капремонт жилого дома, а также начисленных по таким средствам процентов, независимо от факта аккумулирования данных отчислений на спецсчетах |
нарушение порядка включения в извещение сумм оплаты ЖКУ либо за включение в него иных платежей |
нарушение порядка включения в извещение сумм платы за жилищно-коммунальные услуги либо включение в него иных платежей. Составлять протоколы за данные правонарушения вправе уполномоченные должностные лица сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах |
1. Ответственность наступает, если неверные сведения в извещение включило не должностное лицо организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставление ЖКУ, а должностное лицо организации, осуществляющей учет, расчет и начисление платы за ЖКУ и платы за пользование жилым помещением. 2. Среди прочего к нарушению относится также включение в извещение сумм возмещения расходов на электроэнергию, превышающих такие расходы, а также предоставление недостоверных сведений |
Нарушение жилищного законодательства | 1. Из статьи исключена ранее предусмотренная ответственность должностных лиц за несоблюдение установленного законодательными актами срока заселения жилых помещений государственного жилищного фонда. 2. Статья дополнена новой санкцией за нарушение должностным лицом организации водопроводно-канализационного хозяйства (не по вине потребителей) сроков поверки приборов индивидуального учета расхода воды потребителей, а также сроков контроля за ее плановым осуществлением, сроков сверки правильности снятия и представления потребителями показаний приборов индивидуального учета расхода воды (от 10 до 30 БВ) | |
Составлять протоколы за данные правонарушения вправе уполномоченные должностные лица: - сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах; - органов Комитета государственного контроля (по части 1 ст.24.49) |
17.03.2021
Наталья Кухарчик, юрист