Пособие - навигатор от 17.03.2021
Автор: Кухарчик Н.

Административная ответственность в сфере жилищного законодательства и ЖКХ с 1 марта 2021 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

Сравнение административной ответственности по административным правонарушениям

Административная ответственность, субъектом которой могут стать организации ЖКХ

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Административная ответственность в сфере жилищного законодательства и ЖКХ с 1 марта 2021 года

С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В связи с этим должностные лица организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по составам КоАП, перечисленным в таблице.

Сравнение административной ответственности по административным правонарушениям

Старый КоАП Новый КоАП Изменения
1. Незаконные удаление, пересадка произрастающей в населенных пунктах древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав лесного фонда, либо повреждение такой растительности или ее уничтожение, либо повреждение или уничтожение цветников, газонов, расположенных в населенных пунктах Изменен срок наложения взыскания за данное административное правонарушение - не позднее 1 года со дня его совершения
(ранее не позднее 2 месяцев)
часть 3 ст.15.22
часть 3 ст.16.17
2. Загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности Существенно снижен максимальный размер штрафа: 50 БВ (ранее до 300 БВ)
3. Нарушение правил содержания домашних и (или) хищных животных Санкция данного состава правонарушения (по части второй с причинением вреда здоровью людей или имуществу) дополнена вариантом привлечения к ответственности в форме общественных работ
4. Загрязнение либо засорение вод Прежняя редакция КоАП предусматривала 3 состава правонарушения. В новой редакции отсутствует состав, предусматривающий ответственность за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах или прибрежных полосах, вызвавшие водную эрозию почв или иные вредные последствия, либо несоблюдение режима хозяйственной и иной деятельности, предусмотренного для зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения
5. Нарушение правил водопользования Снижен максимальный размер штрафа в отношении юрлиц за нарушение правил водопользования до 200 БВ (ранее 300 БВ)

нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств
ст.16.37
нарушение требований по эксплуатации водохозяйственных, мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и устройств
Изменено основание привлечения к ответственности: ранее ответственность предусматривалась за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств или сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение или засорение вод, либо нарушение условий сброса сточных вод.
В новой редакции - за нарушение инструкций по эксплуатации водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств, а равно требований по эксплуатации мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и устройств.
Снижены максимальные размеры штрафа

повреждение водохозяйственных сооружений и устройств либо самовольное подключение к ним

повреждение водохозяйственных систем, гидротехнических сооружений и устройств либо самовольное подключение к системам питьевого водоснабжения или канализации
Исключена ответственность за повреждение сетей водоснабжения (водоотведения) и сооружений на них, повлекшее нарушение или прекращение водоснабжения населения и иных потребителей либо отведение и очистку сточных вод
часть 2 ст.15.63

нарушение законодательства об обращении с отходами
части 2 и 3 ст.16.44

захоронение вторичных материальных ресурсов, нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами
1. Снижен размер штрафа за неисполнение обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки. Ответственность - до 100 % платы за организацию сбора отходов (ранее штраф был равен двукратному размеру такой платы).
2. Определено, при каких условиях неисполнение обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки не посчитают административным правонарушением: если в банк будет своевременно направлена платежная инструкция на перечисление платы в полном объеме без последующего отзыва, но на банковском счете окажется недостаточно средств для ее исполнения (примечание 1 к ст.16.44 КоАП).
3. Предусмотрен порядок наложения административного взыскания в случае, когда субъект исполнил обязанность по обеспечению сбора отходов в добровольном порядке частично, то есть внес плату не полностью. Тем не менее штраф установлен, но в два раза меньше, чем предусматривается в общем порядке.
4. Введена ответственность за захоронение вторичных материальных ресурсов (штраф для физлица - от 5 до 30 БВ; ИП - от 50 до 200 БВ; юрлицо - от 50 до 1 000 БВ).
5. Частично скорректирована ответственность за неисполнение иных требований законодательства об обращении с отходами. Изменены пределы ответственности - для физических лиц и ИП размер санкции снижен - соответственно до 30 (ранее предупреждение или штраф от 5 до 50 БВ) и 100 БВ (ранее - до 200 БВ)
6. Самовольное строительство Снижен предельный размер штрафа для физлиц - до 30 БВ (ранее - до 50 БВ)
7. Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов Часть 2 ст.22.10 уточняет, что к нарушению правил благоустройства и содержания населенных пунктов приравнивается невыполнение работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния на территориях земель общего пользования населенных пунктов, в том числе на территориях, которые прилегают к предоставленным гражданам, ИП и юрлицам (находящимся у них) земельным участкам
8. Нарушение порядка проведения раскопок Снижен размер максимального штрафа в отношении ИП - до 25 БВ, юрлицо - до 50 БВ (ранее - до 30 и до 100 БВ соответственно)
9. Нарушение правил пользования жилыми помещениями Статья предусматривает 5 отдельных составов правонарушений:
- за совершение действий, нарушающих покой других граждан в жилом доме или создающих вибрацию и шум, в период с 23 до 7 часов (до 10 БВ);
- за повторное совершение вышеуказанного деяния (до 30 БВ);
- проведение работ по переустройству и (или) перепланировке в жилых домах в выходные и праздничные дни, создающих шум или вибрацию, а равно проведение таких работ в период с 19 до 9 часов в рабочие дни (физлицо - до 10 БВ, ИП, юрлицо - до 25 БВ);
- нарушение иных (кроме перечисленных) правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений жилого дома (кроме платы за ЖКУ), общего имущества в жилых домах государственного и частного жилищных фондов и т. д. (физлицо - до 20 БВ, юрлицо - до 60 БВ);
- самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов (физлицо - до 30 БВ, юрлицо - до 70 БВ)
части 3-5 ст.22.12
(по частям 1 и 2 ст.22.12 протоколы составляют органы внутренних дел)

Административная ответственность, субъектом которой могут стать организации ЖКХ

Старый КоАП Новый КоАП Изменения

нецелевое использование или использование с нарушением законодательства отчислений на капитальный ремонт

нецелевое использование или использование с нарушением законодательства денежных средств, полученных от внесения платы за капитальный ремонт жилого дома, а также начисленных по таким средствам процентов.

Составлять протоколы за данные правонарушения вправе уполномоченные должностные лица:
- областных исполкомов, Минского горисполкома;
- районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах;
- органов Комитета государственного контроля
Административная ответственность возникает за нецелевое использование или использование с нарушением законодательства денежных средств, полученных от внесения платы за капремонт жилого дома, а также начисленных по таким средствам процентов, независимо от факта аккумулирования данных отчислений на спецсчетах

нарушение порядка включения в извещение сумм оплаты ЖКУ либо за включение в него иных платежей

нарушение порядка включения в извещение сумм платы за жилищно-коммунальные услуги либо включение в него иных платежей.

Составлять протоколы за данные правонарушения вправе уполномоченные должностные лица сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах
1. Ответственность наступает, если неверные сведения в извещение включило не должностное лицо организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставление ЖКУ, а должностное лицо организации, осуществляющей учет, расчет и начисление платы за ЖКУ и платы за пользование жилым помещением.
2. Среди прочего к нарушению относится также включение в извещение сумм возмещения расходов на электроэнергию, превышающих такие расходы, а также предоставление недостоверных сведений
Нарушение жилищного законодательства 1. Из статьи исключена ранее предусмотренная ответственность должностных лиц за несоблюдение установленного законодательными актами срока заселения жилых помещений государственного жилищного фонда.
2. Статья дополнена новой санкцией за нарушение должностным лицом организации водопроводно-канализационного хозяйства (не по вине потребителей) сроков поверки приборов индивидуального учета расхода воды потребителей, а также сроков контроля за ее плановым осуществлением, сроков сверки правильности снятия и представления потребителями показаний приборов индивидуального учета расхода воды (от 10 до 30 БВ)

Составлять протоколы за данные правонарушения вправе уполномоченные должностные лица:
- сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;
- органов Комитета государственного контроля (по части 1 ст.24.49)

 

17.03.2021

 

Наталья Кухарчик, юрист