Пособие от 24.06.2015
Автор: Навойчик Ю.

Административная ответственность за нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной помощи


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятия «безвозмездная (спонсорская) помощь» и «иностранная безвозмездная помощь»

Субъекты предоставления безвозмездной помощи

Цели предоставления безвозмездной помощи

Обязательные условия договора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи

Административная ответственность за предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи и иностранной безвозмездной помощи с нарушением требований законодательства

Административная ответственность за нецелевое использование безвозмездной (спонсорской) помощи

Административная ответственность за нецелевое использование иностранной безвозмездной помощи

Административная ответственность за иные нарушения порядка использования иностранной безвозмездной помощи

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ

Законодательство Республики Беларусь различает порядок предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) и иностранной безвозмездной помощи. Различия - по субъектам предоставления и использования, целям, основаниям запрета в предоставлении, видам нарушений, субъектам и мерам административной ответственности.

Понятия «безвозмездная (спонсорская) помощь» и «иностранная безвозмездная помощь»

Юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300).

Иностранная безвозмездная помощь - денежные средства, в том числе в иностранной валюте, товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Республики Беларусь иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями (подп.1.1 п.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи»; далее - Декрет № 24). Кроме того, под иностранной безвозмездной помощью понимаются в том числе беспроцентные займы, взносы иностранных учредителей (членов) белорусских некоммерческих организаций, а также средства, передаваемые в рамках утвержденных смет (п.2 Инструкции о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 17.09.2010 № 9; далее - Инструкция № 9).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 августа 2020 г. вместо постановления № 9 действуют постановление Управления делами Президента Республики Беларусь от 12.08.2020 № 3 «Об установлении форм документов» и Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (комментарий см. здесь).

Субъекты предоставления безвозмездной помощи

Субъекты предоставления помощи
         
 
Безвозмездная (спонсорская) помощь
 
Иностранная безвозмездная помощь
         
 
Юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь   Иностранные государства, международные организации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства и анонимные жертвователи

Цели предоставления безвозмездной помощи

Безвозмездная (спонсорская) помощь (п.2 Указа № 300) Иностранная безвозмездная помощь (п.4 Декрета № 24)
Цели предоставления:
1) создание и укрепление материально-технической базы;
2) приобретение сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержка мероприятий по выполнению государственных программ по возрождению и развитию села;
3) поддержка олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведение организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участие в них, в том числе подготовка спортсменов (их команд), строительство и содержание физкультурно-спортивных сооружений;
4) охрана историко-культурного наследия, развитие библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей, проведение выставок), а также развитие и поддержка народного творчества, народных промыслов (ремесел), образование в области культуры, проведение культурно-зрелищных мероприятий отечественными коллективами художественного творчества и исполнителями;
5) приобретение организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оказание медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, содействие деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;
6) проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома;
7) выпуск учебных изданий и средств обучения, организация питания учащихся и воспитанников учреждений образования;
8) поддержка организаций, осуществляющих социальную защиту населения, оказывающих социальную помощь малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы (одиноким пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, многодетным и неполным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, другим категориям граждан, определенным законодательством);
9) поддержка зарегистрированных в установленном порядке в Республике Беларусь религиозных организаций;
10) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
11) проведение научных исследований в рамках государственных научно-исследовательских программ;
12) развитие особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы)
Цели предоставления:
1) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) проведение научных исследований, разработок, обучения, а также реализация научно-исследовательских программ;
3) содействие охране, восстановлению, созданию историко-культурных ценностей, развитию природоохранных заповедников;
4) оказание медицинской помощи;
5) оказание социальной помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность;
6) иные цели, определяемые Управлением делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (например, иностранная безвозмездная помощь, полученная физическими лицами, может использоваться для личных нужд, под которыми понимаются: строительство, приобретение или ремонт жилых помещений; приобретение или ремонт автомобиля; приобретение товаров народного потребления, продуктов питания; лечение, в том числе приобретение лекарственных средств; расходы, связанные с оздоровлением, обучением, отдыхом, ритуальными услугами; возврат долга; содержание детей или родителей; оплата коммунальных услуг, налогов, штрафов и т. п.)

 

На практике основная цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи - создание и укрепление материально-технической базы, что вызывает неоднозначное толкование (например, оказание помощи школе в перевозке детей на культурно-массовые мероприятия). При этом данная помощь может предоставляться организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам на иные цели только по решению Президента Республики Беларусь или с его согласия, что в отдельных случаях усложняет порядок ее предоставления либо вообще приводит к отказу в ее предоставлении.

Иностранная безвозмездная помощь, а также имущество и иные средства, полученные от ее реализации, не могут использоваться для осуществления экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством. Кроме того, иностранная безвозмездная помощь в любом виде, а также имущество и иные средства, полученные от ее реализации, не могут быть использованы для подготовки и проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики, организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления и распространения агитационных материалов, а также для проведения семинаров и других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения.

В то же время использование безвозмездной (спонсорской) помощи запрещается и в следующих случаях (п.4 Указа № 300):

• должностными лицами организаций - получателей помощи в личных целях, для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений непроизводственного назначения;

• на цели, не названные в Указе № 300, если Президентом Республики Беларусь или с его согласия не определено иное.

Обязательные условия договора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи

При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи должен заключаться договор, в котором указываются:

• организация, индивидуальный предприниматель, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь, получатель такой помощи;

• размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;

цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

• виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;

• порядок представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи (за исключением получателей - физических лиц) организации, индивидуальному предпринимателю, оказавшим такую помощь, отчета о ее целевом использовании;

• сведения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи в установленных пределах - для органов, организаций, перечисленных в п.9 Указа № 300;

• иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований Указа № 300 и других актов законодательства (п.5 Указа № 300).

Административная ответственность за предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи и иностранной безвозмездной помощи с нарушением требований законодательства

За предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин (далее - БВ), а на индивидуального предпринимателя - от 20 до 50 БВ (часть 1 ст.23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее - КоАП).

За предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства иностранной безвозмездной помощи на осуществление деятельности, запрещенной законодательством, предусмотрена административная ответственность в виде депортации с конфискацией этой помощи (часть 1 ст.23.24 КоАП).

Административная ответственность за нецелевое использование безвозмездной (спонсорской) помощи

Административная ответственность за использование безвозмездной (спонсорской) помощи применяется в следующих случаях:

1) использования ее на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении;

2) использования ее на цели, запрещенные законодательными актами;

3) использования такой помощи, предоставленной без заключения договора

 

Обратите внимание!

Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, подлежащий согласованию в соответствии с п.9 Указа № 300, считается заключенным с момента его согласования в установленном порядке, другие договоры предоставления такой помощи - с момента их подписания, если иное не определено Гражданским кодексом Республики Беларусь.

 

При этом в ст.23.84 КоАП в качестве специального субъекта выделяется должностное лицо юридического лица (согласно части 4 ст.23.84 КоАП использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 БВ).

Юридическое лицо в качестве субъекта административной ответственности выступает отдельно только по части 3 ст.23.84 КоАП, согласно которой использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа на юридическое лицо до 200 БВ с конфискацией такой помощи или без конфискации.

В отношении физических лиц часть 3 ст.23.84 КоАП (использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора) по сравнению с частью 2 ст.23.84 КоАП (использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении) содержит более усиленную административную ответственность (от 25 до 50 БВ с конфискацией такой помощи или без конфискации, а не просто от 10 до 25 БВ).

Административная ответственность за нецелевое использование иностранной безвозмездной помощи

Нецелевое использование (полностью или частично) иностранной безвозмездной помощи ее получателями либо организациями или физическими лицами Республики Беларусь, получившими такую помощь в порядке ее распределения согласно плану, а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и (или) средств в нарушение законодательства согласно части 2 ст.23.23 КоАП влекут наложение штрафа в размере от 20 до 200 БВ с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации, а на юридическое лицо - до 100 % стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. следует руководствоваться абзацем 1 части 2 ст.23.23 КоАП в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З (далее - Закон № 95-З).

 

Справочно

Основанием для постановки иностранной безвозмездной помощи в виде товаров (имущества) на учет в организации-получателе служат декларация на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в заявленной таможенной процедуре, выданная таможенным органом, и (или) акт приемки иностранной безвозмездной помощи (п.24 Инструкции № 9).

Административная ответственность за иные нарушения порядка использования иностранной безвозмездной помощи

В КоАП отдельно предусмотрена также административная ответственность (специальные составы с более мягкой ответственностью) за следующие нарушения порядка использования иностранной безвозмездной помощи.

1. Использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ (часть 1 ст.23.23 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. Законом № 95-З абзац 1 части 1 ст.23.23 КоАП после слова «помощи» дополнен словами «, подлежащей регистрации,».

 

Обратите внимание!

Использование иностранной безвозмездной помощи, подлежащей регистрации, до получения удостоверения запрещается (часть седьмая подп.1.2 п.1 Декрета № 24).

 

При этом не подлежит регистрации иностранная безвозмездная помощь:

• в виде рекламной продукции, образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний (сертификации), изучения их технических характеристик и потребительских свойств, полученная организациями, независимо от ее размера (стоимости) (часть вторая п.2 Инструкции № 9);

• полученная физическими лицами посредством банковских и почтовых переводов, отправлений, в том числе международных почтовых отправлений, на которые начисляются таможенные платежи, иностранная безвозмездная помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, или товаров (имущества) в размере (стоимости), не превышающем 500 БВ в месяц на дату ее поступления (либо в эквивалентной сумме в иностранной валюте), предназначенная для использования на цели, предусмотренные абзацами 2-6 части первой п.4 Декрета № 24, а также для личных нужд. Такая иностранная безвозмездная помощь подлежит учету в Департаменте по гуманитарной деятельности (п.5 Инструкции № 9).

2. Невнесение иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, на счета в банках Республики Беларусь в срок, установленный законодательством, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 200 БВ (часть 3 ст.23.23 КоАП).

 

Обратите внимание!

Иностранная безвозмездная помощь, полученная наличными денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, подлежит внесению получателями на счета в банках Республики Беларусь в течение 5 банковских дней со дня ее получения или ввоза на территорию Республики Беларусь (п.2 Декрета № 24).

 

3. В отдельный состав выделяется получение, а равно хранение, перемещение иностранной безвозмездной помощи для осуществления экстремистской деятельности или других деяний, запрещенных законодательством, либо финансирования политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий, подготовки или проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления или распространения агитационных материалов, проведения семинаров или других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения, если в этих деяниях нет состава преступления (данные нарушения согласно части 2 ст.23.24 КоАП влекут наложение штрафа в размере от 50 до 200 БВ с конфискацией этой помощи, а на юридическое лицо - до 100 % стоимости иностранной безвозмездной помощи с конфискацией этой помощи).

Таким образом, в целом нарушения порядка использования иностранной безвозмездной помощи влекут применение более жестких мер административной ответственности и носят более дифференцированный характер. В то же время применение мер административной ответственности за нарушения порядка использования безвозмездной (спонсорской) помощи требует дополнительного обоснования разделения по субъектному составу.

 

24.06.2015

 

Юрий Навойчик, юрист