


Материал помещен в архив
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРИЕМА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Порядок приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет регулируется Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться Положением с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 29.06.2018 № 514/9, порядок вступления в силу которых определен п.2 постановления № 514/9. |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов (такой порядок не распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших в налоговом органе кассовое оборудование для использования его в этих целях) в случаях, указанных в п.31 Положения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов в случаях, предусмотренных в подп.31.1-31.3 (если стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает одну базовую величину), 31.12, 31.14-31.16, 31.19-31.21 п.31 Положения, оформляют в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (п.32 Положения).
![]() |
Справочно Перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912. К бланкам документов с определенной степенью защиты относятся: квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов; приходный кассовый ордер; товарно-транспортная накладная и др.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Минфина РБ от 30.06.2016 № 58 установлена новая форма товарно-транспортной накладной ТТН-1. С 1 октября 2017 г. на основании постановления Совета Министров РБ от 19.09.2017 № 703 приходный кассовый ордер исключен из перечня № 912. |
Прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, указанных в подп.31.1-31.3 (за исключением реализации непродовольственных товаров, стоимость единицы которых составляет либо превышает одну базовую величину), 31.4-31.11, 31.18, 31.22-31.24 п.31 Положения, осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену).
Порядок приема наличных денежных средств, предусмотренный в части первой настоящего пункта, не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выдачи по требованию покупателя (потребителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара, выполнения работы, оказания услуги согласно Закону РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), и оформления документа, подтверждающего факт совершения хозяйственной операции согласно Закону РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете и отчетности).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. вышеназванный Закон утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». |
В случаях, предусмотренных в подп.31.5, 31.6 и 31.11 (в части оказания на дому услуг, а также осуществления торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи) п.31 Положения, при продаже (выдаче) покупателю (потребителю) документов, оформленных на бланках документов с определенной степенью защиты, прием наличных денежных средств может осуществляться без оформления приходных кассовых ордеров по окончании рабочего дня (смены).
![]() |
Обратите внимание! Упрощенный порядок приема наличных денежных средств не распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших в налоговом органе кассовое оборудование для использования в выше перечисленных случаях. |
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Субъекты правонарушения:
• работник индивидуального предпринимателя;
• работник юридического лица;
• индивидуальный предприниматель.
Протоколы об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля РБ, налоговых органов. Дела об административных правонарушениях рассматривают органы Комитета государственного контроля РБ, налоговые органы. Жалобы на постановления по подобным делам вправе рассматривать хозяйственные суды.
Санкция за нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет - предупреждение или наложение штрафа в размере от 2 до 50 базовых величин (ст.12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)).
![]() |
Пример В ходе выездной внеплановой комплексной проверки индивидуального предпринимателя (далее - предприниматель) был выявлен факт нарушения им установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров за наличный расчет: не обеспечено оприходование денежной выручки в первичных учетных документах (отрывных талонах или приходных кассовых ордерах) в период с 1 октября 2008 г. по 31 января 2009 г., о чем был составлен административный протокол по ст.12.18 КоАП (постановление по делу № 12-3жн/09) на основании которого предприниматель был привлечен к административной ответственности, жалобу предпринимателя на постановление суд оставил без удовлетворения. В административном протоколе налоговый орган указал, что по имеющимся у него сведениям предприниматель приобрел приходные кассовые ордера формы КО-1 (18 ноября 2005 г. - 100 бланков серии КЭ 0595701-0595800; 12 октября 2006 г. - 100 бланков серии ЖБ 1662101-1662200; 5 февраля 2009 г. - 100 бланков серии ЕЭ 2502901-2503000). 18 ноября 2005 г. предприниматель приобрел 50 бланков отрывных талонов формы 20-ФС серии НВ 0093651-0093700. В них он оприходовал выручку от реализации товаров за период с 1 ноября 2005 г. по 28 сентября 2008 г., за период с 1 октября 2008 г. по 31 января 2009 г. полученная выручка оприходована не была. Нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет индивидуальным предпринимателем согласно ст.12.18 КоАП влечет наложение штрафа. Указанное правонарушение нашло подтверждение в акте выездной комплексной проверки, протоколе опроса предпринимателя, отчете о размере выручки, налоговой декларации, сведениях о приобретении бланков первичных учетных документов. Плательщик обязан вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства (подп.1.3 п.1 ст.22 Налогового кодекса РБ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения)). Индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов в случае осуществления разносной и развозной торговли товарами (подп.2.2.3 п.2 постановления Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем»; действовало на момент совершения правонарушения). Индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием наличных денежных средств при продаже товаров без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов в случаях, предусмотренных указанным постановлением, обязаны оформлять в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных денежных средств в первичном учетном документе, информация об изготовлении и реализации бланка которого имеется в электронном банке данных. Согласно сведениям из электронного банка данных бланки формы КО-1 серии БФ (1134201-1134300), в которых предприниматель отразил полученную им с 1 октября 2008 г. по 31 января 2009 г. выручку, были приобретены предпринимателем лишь 21 октября 2009 г. Таким образом, орган, ведущий административный процесс, обоснованно квалифицировал деяние в соответствии со ст.12.18 КоАП. |
Как указано выше, определенный Положением порядок не освобождает исполнителя услуги от обязанности выдать потребителю документ, подтверждающий факт оказания услуги согласно Закону о защите прав потребителей, и оформления документа, подтверждающего факт совершения хозяйственной операции согласно Закону о бухгалтерском учете и отчетности.
05.11.2013
Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»