Судебная практика от 10.02.2014
Автор: Кулаковский С.

Административная ответственность за нарушение порядка ввоза, перемещения по территории Таможенного союза подконтрольных ветеринарному надзору товаров


 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ВВОЗА, ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ВЕТЕРИНАРНОМУ НАДЗОРУ ТОВАРОВ

Согласно ст.4 Соглашения таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009 (заключено в г.Санкт-Петербурге) (далее - Соглашение) предусмотрено, что каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и при условии наличия:

разрешения, выданного уполномоченным органом, на территорию государства которого ввозятся указанные товары, в соответствии с Положением о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 (далее соответственно - решение КТС № 317, Положение);

ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления указанного товара.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Соглашение утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Решением КТС № 317 утверждены:

• Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - Единый перечень);

Положение;

• Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (далее - Единые ветеринарные требования).

В силу положений подп.3.7 п.3 Положения подконтрольные товары при ввозе, транзите, а также при перемещении внутри Таможенного союза с территории одной Стороны на территорию другой Стороны в течение всего времени транспортировки должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов Сторон и компетентными органами стран-экспортеров.

Согласно подп.6.10 п.6 Положения подконтрольные товары после завершения контроля в пунктах пропуска направляются в места назначения (доставки), где проводится ветеринарный контроль с полным досмотром подконтрольного товара. После завершения ветеринарного контроля производится переоформление ветеринарного сертификата страны-экспортера на ветеринарный сертификат Таможенного союза.

За нарушение вышеуказанного порядка (за реализацию товара без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов) юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по части 4 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 4 ст.12.17 КоАП (в редакции Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З) предполагает наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров.

 

В соответствии со ст.3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Если при рассмотрении дела в суде при сопоставление фактических обстоятельств дела с правовой регламентацией порядка ввоза, перемещения по территории Таможенного союза подконтрольных ветеринарному надзору товаров будет установлено, что лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не нарушило установленные для него нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, суд прекращает дело об административном правонарушениях.

Фабула дела

Должностным лицом Минской центральной таможни в отношении общества с ограниченной ответственностью «С» (далее - ООО «С», общество) составлено пять протоколов о совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 4 ст.12.17 КоАП.

Хозяйственным судом г.Минска в 2013 г. было вынесено постановление о соединении вышеуказанных дел об административных правонарушениях в одном административном процессе.

Позиция таможенного органа

Согласно протоколам об административных правонарушениях ООО «С» допустило нарушение, выразившееся в реализации товаров (субпродукты свиные замороженные - щеки свиные) в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, в данном случае - ветеринарного сертификата). По мнению таможенного органа, данное нарушение влечет ответственность по части 4 ст.12.17 КоАП.

Позиция лица, в отношении которого ведется административный процесс

Представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, вину в совершении административного правонарушения не признал; указал, что отгрузка товара в адрес ООО «М» (Российская Федерация) производилась по товарно-транспортным накладным, выписанным от имени ООО «С» (Республика Беларусь). Происхождение товара подтверждается контрактом от 03.08.2012, инвойсами от 13.06.2013 № 130613, от 13.07.2013 № 130713, ветеринарными сертификатами № 00010000 от 20.06.2013, № 00010800 от 19.07.2013, выданными пограничным контрольным ветеринарным пунктом с указанием того, что реализация товара разрешена без ограничений. Несовпадение даты выписки транспортных документов с датами выдачи ветеринарных сертификатов ООО «С» объясняет последовательностью выписки данных документов, указывая, что предварительное оформление транспортных документов обусловлено тем, что сведения о них должны содержаться в ветеринарных сертификатах, выдаваемых Минской районной ветеринарной станцией.

Решение суда

Изучив материалы дела, дополнительно представленные документы, выслушав пояснения представителя лица, в отношении которого ведется административный процесс, пояснения представителя таможенного органа, суд пришел к выводу о прекращении дел об административных правонарушениях № 1602-1ап/2013, 1603-1ап/2013 ввиду отсутствия в деянии состава вменяемых административных правонарушений по следующим основаниям.

Исследовав материалы дел, хозяйственный суд счел установленными следующие обстоятельства.

Согласно вышеуказанным протоколам об административных правонарушениях 22 июля 2013 г. в оперативно-поисковый отдел Минской центральной таможни поступило указание Государственного таможенного комитета РБ № 03-УОБК о проведении проверки на предмет наличия в действиях ООО «С» признаков предусмотренного частью 4 ст.12.17 КоАП правонарушения в части реализации товара без наличия предусмотренных законодательством товаросопроводительных документов (ветеринарных сертификатов).

Согласно представленным ООО «С» копиям товаросопроводительных документов товар (субпродукты свиные мороженые - щеки свиные), код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) 0206490009, вес брутто 21 295 кг (нетто 20 696 кг), стоимость 1 175 946,72 рос.руб. на основании контракта от 06.05.2013, а также товаросопроводительным документам: товарной накладной ТН-2 от 24.07.2013 № 0422709, CMR-накладной от 24.07.2013 № 035, счету-фактуре от 24.07.2013 № 035-рф, товарной накладной ТН-2 от 24.07.2013 № 0422708, CMR-накладной от 24.07.2013 № 034, счету-фактуре от 24.07.2013 № 034-рф, отправлен в Российскую Федерацию в адрес получателя ООО «М».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин.

 

Перевозчик товара - ООО «К» (Российская Федерация). Погрузочно-разгрузочные операции на территории Республики Беларусь ни перевозчиком, ни ООО «С» не производились.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях хозяйственный суд руководствовался следующим.

Статьей 4 Соглашения предусмотрено, что каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и при условии наличия: разрешения, выданного уполномоченным органом, на территорию государства которого ввозятся указанные товары, в соответствии с Положением, и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления указанного товар.

В соответствии с ТН ВЭД ТС товарная позиции «Пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные» классифицируются кодом 0206, товары кодом 0206 49 000 относятся к позиции «прочие».

Товарная позиция, классифицируемая кодом ТН ВЭД ТС 0206, входит в Единый перечень.

В соответствии с подп.6.1 п.6 Положения ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется при наличии разрешения на ввоз, выданного Стороной, на территорию которой ввозится подконтрольный товара.

Во исполнение ст.4 Соглашения, подп.6.1 п.6 Положения и согласно письму Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода РБ от 01.08.2013 № 02/11 в период с 1 июля 2012 г. по 1 августа 2013 г. ООО «С» было выдано четыре разрешения на ввоз подконтрольных ветеринарной службе товаров.

В силу нормы подп.3.7 п.3 Положения подконтрольные товары при ввозе, транзите, а также при перемещении внутри Таможенного союза с территории одной Стороны на территорию другой Стороны в течение всего времени транспортировки должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов Сторон и компетентными органами стран-экспортеров.

В пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза ООО «С» по ввозимым товарам прошло пограничный ветеринарный контроль, что подтверждается соответствующими ветеринарными сертификатами, выданными Минским пограничным контрольным ветеринарным пунктом и имеющимися в материалах административных дел, а также проставленными им во исполнения подп.6.8 п.6 Положения по результатам ветеринарного контроля штампа «Ввоз разрешен» на сопроводительных документах (CMR-накладной), которые также имеются в материалах административных дел.

Согласно подп.6.10 п.6 Положения подконтрольные товары после завершения контроля в пунктах пропуска направляются в места назначения (доставки), где проводится ветеринарный контроль с полным досмотром подконтрольного товара. После завершения ветеринарного контроля производится переоформление ветеринарного сертификата страны-экспортера на ветеринарный сертификат Таможенного союза.

Согласно пояснениям руководителя общества после выпуска товаров в свободное обращение груз с комплектом документов: ветеринарного сертификата страны-экспортера, сертификата качества, внешнеэкономического контракта, товарной накладной и CMR-накладной, выписанной ООО «С», во исполнение подп.6.10 п.6 Положения предъявлялся к досмотру в Минскую районную ветеринарную станцию, которая выписала новый ветеринарный сертификат, где уже отправителем товаров указывалось ООО «С», а ООО «М» - получателем. Данные пояснения подтверждаются соответствующими корешками ветеринарных сертификатов, имеющихся в материалах административных дел. Корешки ветеринарных сертификатов также содержат ссылки на вышеуказанные документы.

Несовпадение даты выписки транспортных документов с датами выдачи ветеринарных сертификатов (расхождение в 1-3 дня) объясняется последовательностью выписки данных документов. Предварительное оформление транспортных документов обусловлено тем, что сведения о них должны содержаться в ветеринарных сертификатах, выдаваемых Минской районной ветеринарной станцией. Предоставление в Минскую районную ветеринарную станцию транспортных документов к концу рабочего дня, в т.ч. перед выходными, объясняет выписку соответствующих ветеринарных сертификатов на следующий рабочий день или сразу после выходных.

С учетом данных обстоятельств дела и вышеприведенным анализом действующего законодательства судом не был принят во внимание довод таможенного органа, что на момент перемещения подконтрольного товара, который орган, ведущий административный процесс, отождествляет с моментом выписки «белорусской» CMR-накладной и товарной накладной, ООО «С» не передавало перевозчику ветеринарных сертификатов.

В соответствии со ст.3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Сопоставление фактических обстоятельств дела с правовой регламентацией порядка ввоза, перемещения по территории Таможенного союза подконтрольных ветеринарному надзору товаров свидетельствует, что ООО «С» не нарушило установленные для него нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в связи с чем такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Кроме того, подп.3.12 п.3 Положения установлено, что лица, виновные в нарушении Единых ветеринарных требований в установленной сфере деятельности при осуществлении международных перевозок, а также при перемещении (перевозке) по таможенной территории Таможенного союза подконтрольных товаров, несут ответственность в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой выявлено нарушение. Общество по материалам административных дел не является перевозчиком, в связи с чем не могло нарушить норму указанного подпункта Положения.

Согласно протоколам об административных правонарушениях орган, ведущий административный процесс, ссылается на нарушение ООО «С» положений ст.9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон) и подп.1.12 п.1 ст.22 Налогового кодекса РБ (далее - НК). Данные доводы таможенного органа не соответствуют фактическим обстоятельствам и не подтверждены материалами административных дел.

В силу положений ст.9 Закона факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. Таможенным органом субъекту хозяйствования вменяется отпуск в реализацию товара без наличия ветеринарного сертификата, который не относится к первичным учетным документам.

В соответствии с подп.1.12 п.1 ст.22 НК плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

• подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, - в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;

• подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, - в местах реализации.

Согласно фактическим обстоятельствам ООО «С» не производило хранение или транспортировку подконтрольного товара, а также не осуществляло его поступление в места реализации или отпуск товаров в места реализации.

Таким образом, из представленных доказательств следует, что таможенным органом не доказан факт реализации товара с нарушением установленного законодательством порядка. Следовательно, отсутствует состав вменяемого правонарушения, в связи с чем производство по данному делу было прекращено.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

10.02.2014

 

Сергей Кулаковский, заместитель председателя экономического суда г.Минска