


Материал помещен в архив
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ
Административная ответственность за нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров (статья 9.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)
Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут административную ответственность в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 10 % от суммы договора, а при невозможности ее установления - до 15 базовых величин (далее - БВ) (ст.9.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее - КоАП).
Рассмотрим гражданско-правовые договоры, к которым законодательством предъявляются особые требования.
Договоры с гражданами на выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности
Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее - Указ № 314) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее - гражданско-правовые договоры), обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:
• порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;
• обязательство заказчика - юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее - заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
• обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, перечисленных в подп.1.3 и 1.4 п.1 Указа № 314, и ответственность за их невыполнение;
• основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;
• ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 % невыплаченной суммы за каждый день просрочки;
• обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком (подп.1.1 п.1).
Ранее административная ответственность за нарушение заказчиком установленных в подп.1.1 п.1 Указа № 314 требований заключения гражданско-правовых договоров была предусмотрена подп.1.2 п.1 данного Указа. С 1 марта 2007 г. несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут применение административной ответственности по ст.9.25 КоАП, то есть административная ответственность, предусмотренная подп.1.2 п.1 Указа № 314, законодателем трансформирована в административную ответственность, предусмотренную ст.9.25 КоАП.
Тем не менее диспозиция ст.9.25 КоАП не содержит конкретной привязки к Указу № 314, в связи с чем не исключена возможность применения административной ответственности за отсутствие установленных законодательством условий в различных видах гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами (независимо от того, какой стороной выполняются работы, оказываются услуги).
Договоры, предусматривающие привлечение денежных средств граждан
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений для граждан, банковскую, страховую деятельность, профессиональную деятельность по ценным бумагам, обязаны заключать с гражданами договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, определенных законодательством Республики Беларусь, следующие существенные условия:
• размер и порядок внесения денежных средств гражданами;
• срок исполнения обязательства;
• основания расторжения договора ранее установленного срока;
• порядок возврата гражданам денежных средств в случае неисполнения обязательства или расторжения договора ранее установленного срока;
• ответственность за неисполнение обязательства (подп.1.1 п.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.06.2001 № 15 «О некоторых мерах по повышению ответственности должностных лиц юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с использованием, привлечением денежных средств граждан»).
Договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг
Права и обязанности исполнителя по договору на оказание жилищно-коммунальных услуг установлены ст.17 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее - Закон № 405-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 июня 2020 г. Закон № 405-З изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 280-З. Следует руководствоваться п.8 ст.15 новой редакции Закона № 405-З. |
Исполнитель имеет право:
• требовать от потребителя соблюдения законодательства и условий договора на оказание жилищно-коммунальных услуг;
• доступа в жилые помещения, на земельные участки в случаях и порядке, определенных законодательными актами;
• приостанавливать оказание коммунальных услуг потребителю, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате и не погасившему ее в установленные сроки, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Исполнитель обязан:
• подготовить и заключить с потребителем договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом № 405-З и иными актами законодательства, за исключением случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и неоказание соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможно;
• обеспечивать своевременное предоставление жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества;
• рассматривать в порядке, определенном Законом № 405-З, требования потребителей в связи с неоказанием жилищно-коммунальных услуг либо оказанием жилищно-коммунальных услуг с недостатками, вести их учет;
• своевременно за свой счет выполнять работы по устранению выявленных недостатков жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по его вине.
Исполнитель имеет также иные права и обязанности, предусмотренные Законом № 405-З, иным законодательством и (или) договором на оказание жилищно-коммунальных услуг.
Договоры электроснабжения с гражданами
Существенными условиями договора электроснабжения с гражданами являются:
• предмет договора - обязанность энергоснабжающей организации обеспечить подачу электрической энергии в количестве, в сроки и с качественными характеристиками, соответствующими условиям договора электроснабжения, а также обязанность гражданина произвести оплату за электрическую энергию в соответствии с условиями договора электроснабжения;
• обязанность гражданина обеспечить учет и контроль за принятой электрической энергией в соответствии с техническими условиями энергоснабжающей организации и согласованными проектными решениями, а также требованиями технических нормативных правовых актов, регламентирующими порядок и условия эксплуатации средств расчетного учета электрической энергии и (или) мощности;
• требуемые нормы качества подлежащей подаче электрической энергии;
• порядок, форма расчетов и сроки оплаты электрической энергии;
• условия и порядок введения ограничений и прекращения подачи электрической энергии абоненту;
• порядок информирования гражданина, использующего электрическую энергию для бытового потребления, о планируемых отключениях электрической энергии для проведения плановых работ по ремонту оборудования и подключения новых потребителей;
• способ и условия контроля за потреблением электрической энергии (мощности) с указанием средств расчетного учета электрической энергии и (или) мощности;
• обязанность абонента обеспечить доступ уполномоченного представителя энергоснабжающей организации при предъявлении служебного удостоверения в согласованное сторонами время к своим электроустановкам и приборам учета потребления электрической энергии для контроля за исполнением условий договора электроснабжения;
• ответственность сторон за нарушение условий договора электроснабжения;
• ответственность энергоснабжающей организации за перебои в электроснабжении по ее вине, компенсация убытков потребителю (п.70 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 № 1394).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2016 г. Правила № 1394 изложены в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2015 № 895. Пункт 70 старой редакции соответствует п.80 новой редакции указанных Правил. |
Особенности применения административной ответственности по статье 9.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Санкция ст.9.25 КоАП предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 10 % от суммы договора, а при невозможности ее установления - до 15 БВ.
Тем не менее на практике возможны ситуации, когда по одной части договоров сумма известна, а по другой - установить ее не представляется возможным, что влечет необходимость применения штрафа одновременно в размере 10 % от суммы договора и до 15 БВ. Соответственно, возникает вопрос о порядке определения итоговой суммы штрафа (в частности, правомерности сложения по совокупности), количестве составляемых протоколов об административных правонарушениях и выносимых постановлений по делам об административных правонарушениях. При этом в договоре возможно указание на определение его суммы на основании актов приемки-сдачи выполненных работ либо в договоре указывается его предварительная сумма, а окончательная сумма определяется по факту выполненных работ. Поэтому предварительная сумма договора может быть одна, а итоговая (определяемая на основании актов приемки-сдачи выполненных работ) - другая (больше или меньше предварительной). Наиболее сложны ситуации, когда действие договора на момент выявления нарушения продолжается (по факту сдана только часть работ).
Административная ответственность за нарушение установленного порядка заключения и исполнения договоров на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений (статья 12.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)
Нарушение установленного порядка заключения с гражданами договоров на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений в соответствии с частью 1 ст.12.10 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя - от 40 до 100 БВ.
Договоры создания объекта долевого строительства
Договор создания объекта долевого строительства заключается в простой письменной форме в двух экземплярах по типовой форме, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 06.06.2013 № 263 (п.6 Положения о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь, утвержденного данным Указом; далее - Положение № 263). Договор должен содержать следующие существенные условия:
• определение конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией (при наличии), подлежащего строительству и передаче дольщику, с указанием особенностей строительства и характеристики объекта, включая сведения о полном или частичном выполнении отделочных работ;
• номер специального счета, на который зачисляются денежные средства на строительство объекта долевого строительства;
• номер текущего (расчетного) счета, на который зачисляются денежные средства на оплату затрат застройщика, не включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта долевого строительства, но относимых на стоимость строительства, и прибыли застройщика;
• срок исполнения обязательств по договору;
• стоимость строительства 1 м2 общей площади объекта долевого строительства;
• цена объекта долевого строительства (цена договора);
• размер и порядок внесения денежных средств дольщиком;
• гарантийный срок на объект долевого строительства;
• права и обязанности сторон;
• порядок изменения условий договора;
• обязательство застройщика передать дольщику объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, техническим нормативным правовым актам, проектной и иной документации и другим обязательным требованиям;
• порядок приемки-передачи объекта долевого строительства;
• основания расторжения договора до истечения установленного договором срока его исполнения;
• порядок возврата денежных средств дольщику в случае неисполнения обязательств или расторжения договора до истечения установленного договором срока его исполнения (отказа одной из сторон от исполнения договора);
• ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
• иные условия в соответствии с Положением № 263 и по соглашению сторон.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 марта 2019 г. взамен Положения № 263 и типового договора, утвержденного Указом № 263, действуют Положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства, условиях привлечения денежных средств при осуществлении долевого строительства и форма типового договора создания объекта долевого строительства, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2019 № 156. Комментарий см. здесь. |
Договоры купли-продажи жилого помещения, построенного (реконструированного, приобретенного) сельскохозяйственной организацией с привлечением льготного кредита
Жилые помещения, построенные (реконструированные, приобретенные) сельскохозяйственными организациями с привлечением льготных кредитов, могут быть проданы проживающим в них гражданам при условии перевода долга по льготному кредиту на гражданина в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2005 № 405 «О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях» (п.8 Указа Президента Республики Беларусь от 17.06.2011 № 253 «Об отдельных вопросах купли-продажи жилых домов (квартир) сельскохозяйственных организаций»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2016 г. пп.1-9 Указа № 253 изложены в новой редакции Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2016 № 97. |
Договор купли-продажи жилого помещения, построенного (реконструированного, приобретенного) сельскохозяйственной организацией с привлечением льготного кредита, заключенный сельскохозяйственной организацией и гражданином, должен содержать положение об уплате гражданином сельскохозяйственной организации денежных средств в сумме, равной разнице между ценой жилого помещения и переведенной на гражданина суммой долга по льготному кредиту.
Закономерен вопрос: включает ли в себя порядок заключения с гражданами договоров на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений соблюдение требований к их оформлению (составлению). Ответ на этот вопрос следует из положений Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК).
Так, согласно ст.392 ГК договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством. Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством. Согласно ст.402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, указание в договоре обязательных условий, предусмотренных законодательством, - неотъемлемая часть порядка заключения договоров, в том числе на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений.
24.06.2015
Юрий Навойчик, юрист