Пособие от 27.02.2014
Автор: Сороговец Д.

Административная ответственность за нарушение правил торговли и оказания услуг населению


 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ТОРГОВЛИ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

Ответственность за нарушение правил торговли и оказания услуг населению установлена ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Характеристика правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, меры ответственности

Частью 1 ст.12.17 КоАП установлена ответственность за нарушение правил торговли и оказания услуг населению, за исключением нарушения правил торговли, выразившегося в продаже алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним.

Объектом правонарушения является установленный порядок торговли и оказания услуг населению.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении правил торговли или оказания услуг населению.

Под торговлей следует понимать предпринимательскую деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров (ст.2 Закона РБ от 28.07.2003 № 231-З «О торговле» (далее - Закон № 231-З)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июля 2014 г. Закон № 231-З утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

 

Существуют следующие виды торговли (ст.7 Закона № 231-З):

• оптовая торговля - торговля, осуществляемая в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием;

• розничная торговля - торговля товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

• общественное питание (торгово-производственная деятельность) - торговля, включающая производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

Формами осуществления торговли являются: комиссионная торговля, торговля на конкурсах, торговля на аукционах, торговля по образцам, торговля с использованием автоматов, выездная торговля, посылочная торговля, биржевая торговля, торговля на ярмарке, электронная торговля, торговля на рынке, иные формы, не запрещенные законодательством (ст.11 Закона № 231-З).

Правила торговли отдельными видами товаров и правила торговли, осуществляемой в форме комиссионной торговли, торговли на конкурсах, торговли на аукционах, торговли по образцам, торговли с использованием автоматов, выездной торговли, посылочной торговли, биржевой торговли, торговли на ярмарке, электронной торговли, торговли на рынке, в иной форме, не запрещенной законодательством, утверждаются Советом Министров РБ по представлению Министерства торговли РБ (далее - Минторг РБ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2016 г. согласно п.1 Указа Президента РБ от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

 

Так, Советом Министров РБ утверждены:

Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания (постановление от 07.04.2004 № 384) (далее - Правила № 384).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июля 2014 г. постановление № 384 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 утратило силу. Следует руководствоваться Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением № 703;

 

Правила осуществления розничной торговли по образцам (постановление от 15.01.2009 № 31);

Правила торговли на рынках Республики Беларусь (постановление от 12.12.2003 № 1623) (далее - Правила № 1623).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июля 2014 г. постановление № 1623 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 16.07.2014 № 686 «О создании и функционировании рынков» утратило силу. Следует руководствоваться Правилами создания и функционирования рынков, утвержденными постановлением № 686;

 

Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (постановление от 01.06.2007 № 744).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 февраля 2017 г. следует руководствоваться Правилами № 744 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 13.01.2017 № 25.

 

Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (выполнения отдельных видов работ, оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством РБ, если иное не установлено Президентом РБ (ст.39 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 90-З)).

Так, постановлением Совета Министров РБ от 14.12.2004 № 1590 утверждены Правила бытового обслуживания потребителей.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2018 г. следует руководствоваться Правилами № 1590 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 29.06.2018 № 515.

 

Таким образом, законодательно установлены единые требования к осуществлению торговли и оказанию услуг населению.

Действия (бездействие), совершенные лицом, осуществляющим торговлю или оказывающим услуги населению, противоречащие требованиям установленных правил, образуют состав правонарушения, предусматривающего административную ответственность по части 1 ст.12.17 КоАП.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется обязательным наличием вины в форме умысла или неосторожности, т.е. психического отношения физического лица к совершенному им противоправному деянию.

Субъект правонарушения - физическое лицо, по вине которого допущено нарушение правил торговли или оказания услуг населению.

Санкция части 1 ст.12.17 КоАП предусматривает штраф в размере до 10 базовых величин (далее - БВ).

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст.12.17 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

• сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;

• органов Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК);

• органов Минторга РБ, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов;

• Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РБ (за правонарушения, связанные с реализацией и (или) транспортировкой озерно-речной рыбы, мяса диких животных, дикорастущих растений и их частей, древесины в заготовленном виде) (ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)).

Рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе:

• суд (часть первая ст.3.2 ПИКоАП);

• органы КГК (часть первая ст.3.7 ПИКоАП);

• Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте РБ (часть первая ст.3.8 ПИКоАП).

Характеристика правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, меры ответственности

Частью 2 ст.12.17 КоАП установлена ответственность за реализацию или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации.

Объектом правонарушения является установленный порядок реализации товаров.

Объективная сторона правонарушения выражается в реализации товаров, сроки годности, хранения или реализации которых истекли, а также в предложении к реализации таких товаров.

Пунктом 3 ст.13 Закона № 90-З установлен запрет на реализацию товара по истечении установленных срока годности и (или) срока хранения, срока службы, а также товара, на который должны быть установлены срок службы, срок годности и (или) срок хранения, но они не установлены.

Под товаром следует понимать вещи (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенные для продажи.

Реализация товара предполагает продажу (совершение сделки) произведенных, переработанных или приобретенных товаров одним лицом другому.

Предложение к реализации товаров предполагает совершение действий, направленных на реализацию товаров (в данном случае товара с истекшими сроками годности, хранения, реализации).

Сроком годности товара является срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (абзац 18 ст.1 Закона № 90-З).

Сроком хранения товара является срок, в течение которого товар при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара, и (или) в договоре (абзац 20 ст.1 Закона № 90-З).

Сроком службы товара является календарный срок, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренные законодательством или договором исходя из функционального назначения товара, в течение которых изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за недостатки, возникшие по его вине (абзац 19 ст.1 Закона № 90-З).

Срок годности определяется периодом времени, исчисляемым со дня (времени) изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (ст.443 Гражданского кодекса РБ).

Вместе с тем товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности (ст.442 названного выше кодекса).

Реализация отдельных непродовольственных товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли (кроме лекарственных средств), может быть разрешена в порядке, установленном Правительством РБ, по результатам проведения соответствующей экспертизы этих товаров. Разрешение на дальнейшую реализацию товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли, должно содержать указание на срок, в течение которого товары возможны к использованию (п.3 ст.13 Закона № 90-З).

Такой порядок установлен Положением о порядке реализации отдельных непродовольственных товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли (кроме лекарственных средств), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 14.01.2009 № 26.

Субъектами правонарушения являются индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Санкция части 2 ст.12.17 КоАП предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 30 до 500 БВ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 2 ст.12.17 КоАП предполагает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 500 БВ (в редакции Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З, далее - Закон № 95-З).

 

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст.12.17 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

• органов КГК;

• сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;

• органов Минторга РБ, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов;

• органов, осуществляющих государственный санитарный надзор (ст.3.30 ПИКоАП).

Рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе:

• суд (часть первая ст.3.2 ПИКоАП);

• органы КГК (часть первая ст.3.7 ПИКоАП);

• органы государственного санитарного надзора (часть первая ст.3.10 ПИКоАП).

Характеристика правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, меры ответственности

Частью 3 ст.12.17 КоАП установлена ответственность за деяние, предусмотренное частью 1 ст.12.17 КоАП, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи Особенной части КоАП (часть 1 ст.2.5 КоАП).

При этом необходимо учитывать нормы части 2 ст.2.5 КоАП, согласно которым совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физическое лицо, его совершившее, было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Таким образом, действия лица, нарушавшего установленные правила торговли или оказания услуг населению, за исключением нарушения правил торговли, выразившегося в продаже алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним, подлежат квалификации по части 3 ст.12.17 КоАП, в случае совершения таких действий в течение 1 года после наложения административного взыскания - по части 1 ст.12.17 КоАП.

Санкция части 3 ст.12.17 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ.

Характеристика правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, меры ответственности

Частью 4 ст.12.17 КоАП установлена ответственность за приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку, реализацию товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов КГК.

Объектом правонарушения является установленный порядок приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки и реализации товаров: наличие соответствующих действительности сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации.

Объективная сторона правонарушения выражается:

1. В приобретении, хранении, использовании в производстве, транспортировке, реализации товаров без наличия требуемых сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов.

2. В реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) в нарушение запрета органов КГК.

Подпунктом 1.12 п.1 ст.22 Налогового кодекса РБ (далее - НК) установлена обязанность плательщиков обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

• подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, - в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;

• подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, - в местах реализации.

Такими документами в соответствии с нормами Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов», постановления Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192, являются товарно-транспортные накладные и товарные накладные.

Накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей (товаров) у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товары, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, принимаются на учет на основании документов, выписанных грузоотправителем (п.2 названной выше Инструкции).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2014 г. Указ № 114 на основании Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 утратил силу. Требования к первичным учетным документам определены ст.10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

С 2 сентября 2016 г. постановлением Минфина РБ от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной ТТН-1 и товарной накладной ТН-2, а также утверждена Инструкция о порядке их заполнения.

 

Приобретение товаров в нарушение установленного законодательством порядка предполагает непредставление собственником (владельцем) товара документов, подтверждающих приобретение такого товара, либо документов, подтверждающих поступление товара, а также представление документов, не соответствующих действительности.

Хранение товаров в нарушение установленного законодательством порядка предполагает непредставление лицом, ответственным за хранение товара, документов, подтверждающих поступление товара на хранение, а также представление документов, не соответствующих действительности.

Использование в производстве товаров в нарушение установленного законодательством порядка предполагает использование производителем (изготовителем) товара для производства (изготовления) какого-либо нового товара без документов, подтверждающих его приобретение, либо документов, подтверждающих его поступление, а также представление документов на этот товар, не соответствующих действительности.

Транспортировка товара в нарушение установленного законодательством порядка предполагает отсутствие во время перевозки товара у перевозчика, либо собственника (иного законного владельца) товара, либо лица, сопровождающего транспортировку товара, требуемых сопроводительных документов либо такие документы не соответствуют действительности.

Реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка предполагает отчуждение товаров без наличия требуемых документов, подтверждающих приобретение (поступление), либо отпуск товаров для реализации, а также несоответствие действительности таких документов.

Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог при осуществлении розничной торговли товарами (кроме подакцизных), отнесенными к товарным группам, указанным в подп.1.1 п.1 ст.296 НК, вправе осуществлять перевозку (транспортировку) этих товаров, их реализацию на торговых объектах (кроме магазинов) и торговых местах на рынках, а также их хранение в торговых объектах (кроме магазинов) и на торговых местах на рынках без документов, подтверждающих их приобретение (поступление). В указанных случаях документы, подтверждающие приобретение (поступление) товаров (за исключением отсутствия у индивидуальных предпринимателей документов на ввезенные на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза товары, при осуществлении розничной торговли которыми уплачивается единый налог), представляются индивидуальными предпринимателями по письменному предписанию должностных лиц органов КГК, Минторга РБ, налоговых органов, областных, городских (включая Минский городской), районных исполнительных комитетов в установленные этими органами сроки.

Хранение индивидуальными предпринимателями в магазинах, иных местах хранения, а также отпуск из мест хранения в места реализации товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза, при осуществлении розничной торговли которыми уплачивается единый налог и на которые отсутствуют документы, подтверждающие их приобретение (поступление), осуществляется на основании первичных учетных документов, включенных в перечень, определяемый Советом Министров РБ, формы которых утверждаются уполномоченными государственными органами, определенными в данном перечне, в т.ч. составленных в виде электронных документов, созданных в порядке, установленном Советом Министров РБ (п.3 ст.293 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. следует руководствоваться п.3 ст.293 НК в редакции Закона РБ от 30.12.2014 № 224-З.

С 1 января 2016 г. ст.296 НК изложена в новой редакции Законом РБ от 30.12.2015 № 343-З.

 

Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов КГК предполагает осуществление реализации товаров, выполнение работ или оказание услуг при наличии соответствующего решения (предписания, постановления) указанных органов о запрете осуществления такой деятельности.

Комитет государственного контроля и комитеты государственного контроля областей при выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции правомочны выносить государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим гражданам обязательные для исполнения в установленный КГК, комитетами государственного контроля областей срок решения (предписания, постановления) (ст.14 Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»):

• о приостановлении либо запрещении реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) населению в случае установления нарушений порядка документального оформления выручки, незаконного расходования наличных денежных средств, превышения лимита остатка кассы, нарушения порядка выдачи сумм под отчет, торговли (выполнения работ, оказания услуг) без наличия специального разрешения (лицензии) до устранения выявленных нарушений;

• о приостановлении либо запрещении производства (реализации) товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случае нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности жизни, здоровья, имущества граждан или окружающей среды до устранения выявленных нарушений, а также если при соблюдении установленных правил использования товаров (результата работ, услуг), хранения, транспортировки или утилизации товаров (результата работ, услуг) они причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью, имуществу граждан или окружающей среде, до устранения причин вреда;

• о приостановлении либо запрещении производства (реализации) товаров (выполнения работ, оказания услуг) без документации, наличие которой требуется в соответствии с законодательством, или не отвечающих ее требованиям и (или) требованиям технических нормативных правовых актов, либо при осуществлении указанной деятельности без специального разрешения (лицензии), если его наличие предусмотрено законодательными актами, до устранения выявленных нарушений, о запрещении реализации товаров, не имеющих установленных сроков годности и (или) сроков хранения, а также сроки годности и (или) сроки хранения которых истекли.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности.

Субъектами правонарушения являются индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Санкция части 4 ст.12.17 КоАП предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 50 БВ с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 4 ст.12.17 КоАП  предполагает наложение штрафа в размере до 30 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров (в редакции Закона № 95-З).

 

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст.12.17 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

• органов КГК;

• таможенных органов;

• налоговых органов;

• Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РБ (за правонарушения, связанные с торговлей озерно-речной рыбой, мясом диких животных, дикорастущими растениями и их частями) (ст.3.30 ПИКоАП).

Рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе экономический суд (часть вторая ст.3.2 ПИКоАП).

Характеристика правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, меры ответственности

Частью 5 ст.12.17 КоАП установлена ответственность за продажу товаров или лекарственных средств со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения или при доставке их к месту хранения (реализации) либо сокрытие товаров или лекарственных средств от покупателей (нарушение правил торговли).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. часть 5 ст.12.17 КоАП исключена Законом № 95-З.

 

Объектом правонарушения является установленный порядок продажи товаров и лекарственных средств.

Объективная сторона правонарушения выражается:

1) в продаже товаров или лекарственных средств со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения;

2) в продаже товаров или лекарственных средств при доставке их к месту хранения (реализации);

3) в сокрытии товаров или лекарственных средств от покупателей.

Товар - вещи (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенные для продажи (ст.1 Закона № 231-З).

Лекарственное средство - вещество или комбинация нескольких веществ природного, синтетического или биотехнологического происхождения, обладающие фармакологической активностью и в определенной лекарственной форме применяемые для профилактики и диагностики заболеваний, лечения и медицинской реабилитации пациентов, предотвращения беременности путем внутреннего или внешнего применения (ст.1 Закона РБ от 20.07.2006 № 161-З «О лекарственных средствах» (далее - Закон № 161-З)).

Продажа товаров или лекарственных средств со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения или при доставке их к месту хранения (реализации) не допускается.

Так, розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи (ст.9 Закона № 231-З).

Розничная реализация лекарственных средств населению, организациям здравоохранения и иным организациям для медицинского применения осуществляется в аптеках. В целях обеспечения лекарственными средствами населения сельских населенных пунктов, в которых отсутствуют аптеки, розничная реализация лекарственных средств может осуществляться медицинским работником государственной организации здравоохранения или ее структурного подразделения, расположенных в сельских населенных пунктах, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения РБ (ст.21 Закона № 161-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 мая 2015 г. следует руководствоваться ст.1 и 21 Закона 161-З в редакции Закона РБ от 17.11.2014 № 203-З.

 

Такой порядок установлен Инструкцией о порядке розничной реализации лекарственных средств медицинским работником государственной организации здравоохранения или ее структурного подразделения, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 17.11.2009 № 123.

Общественное питание осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий (ст.10 Закона № 231-З).

Сокрытие товаров или лекарственных средств от покупателей предполагает утаивание, т.е. умышленное невыставление на реализацию товара или лекарственного средства, предназначенного для продажи и имеющегося в торговом объекте.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла.

Субъект правонарушения - физическое лицо, по вине которого допущено нарушение.

Санкция части 5 ст.12.17 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ.

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 ст.12.17 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

• органов КГК;

• органов Минторга РБ, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов (ст.3.30 ПИКоАП).

Рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе:

• суд (часть первая ст.3.2 ПИКоАП);

• органы КГК (часть первая ст.3.7 ПИКоАП).

Характеристика правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, меры ответственности

Частью 6 ст.12.17 КоАП установлена ответственность за нарушение правил торговли, выразившееся в продаже алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним.

Объектом правонарушения является установленный порядок реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива.

Объективная сторона правонарушения выражается в продаже алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним.

На территории Республики Беларусь запрещается продажа алкогольных напитков лицам моложе 18 лет. В случае необходимости физические лица, приобретающие алкогольные напитки, обязаны предъявить документ, удостоверяющий их возраст (п.4 ст.11 Закона РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее - Закон № 429-З)).

Также запрещается продажа несовершеннолетним в возрасте до 18 лет слабоалкогольных (с объемной долей этилового спирта не более 7 %) напитков, пива. В месте продажи указанных товаров размещается информация о запрете их продажи несовершеннолетним. При возникновении спора покупатель обязан предъявить документ, подтверждающий его возраст (п.40 Правил № 384).

К алкогольным напиткам относятся водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 % и более (ст.2 Закона № 429-З).

К слабоалкогольным напиткам относятся напитки (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 % (абзац 10 ст.1.3 КоАП).

К пиву относится напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами, с объемной долей этилового спирта 0,5 % и более (абзац 9 ст.1.3 КоАП).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла.

Субъект правонарушения - физическое лицо (работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющий торговлю).

Санкция части 6 ст.12.17 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ.

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 ст.12.17 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

• органов внутренних дел;

• органов КГК;

• сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;

• органов Минторга РБ, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов (ст.3.30 ПИКоАП).

Рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе (ст.3.4 ПИКоАП).

Характеристика правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, меры ответственности

Частью 7 ст.12.17 КоАП установлена ответственность за необеспечение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим реализацию алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, контроля за их продажей, повлекшее повторное совершение деяния, предусмотренного частью 6 ст.12.17 КоАП.

Объектом правонарушения является установленный порядок реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива.

Объективная сторона правонарушения выражается в отсутствии контроля (либо ненадлежащем контроле) со стороны должностного лица юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих реализацию алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива за продажей таких напитков.

Контроль подразумевает совершение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем действий по недопущению нарушений требований законодательства о запрете продажи алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним в возрасте до 18 лет.

Вместе с тем административная ответственность за отсутствие контроля либо ненадлежащий контроль со стороны указанных лиц наступает в том случае, когда совершена повторная продажа алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним в возрасте до 18 лет.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности.

Субъект правонарушения - физическое лицо (должностное лицо юридического лица, индивидуальный предприниматель).

Санкция части 7 ст.12.17 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от 30 до 50 БВ.

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 ст.12.17 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

• органов внутренних дел;

• органов КГК;

• сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;

• органов Минторга РБ, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов (ст.3.30 ПИКоАП).

Рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе (ст.3.4 ПИКоАП).

Характеристика правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, меры ответственности

Частью 8 ст.12.17 КоАП установлена ответственность за реализацию товаров с рук, лотков, тележек, автомобилей, а также с использованием иных приспособлений в местах, запрещенных законодательством.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. следует руководствоваться частью 8 ст.12.17 КоАП в редакции Закона РБ от 04.01.2016 № 351-З (далее - Заклон № 351-З).

 

Объектом правонарушения является установленный порядок торговли.

Объективная сторона правонарушения выражается в продаже товаров с рук, лотков, тележек, автомобилей, а также с использованием иных приспособлений в местах, запрещенных законодательством.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять торговлю товарами:

• через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты);

• на ярмарках в определенном месте и в определенное время;

• на рынках в торговых объектах;

• методом выездной торговли, осуществляемой в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта.

Граждане вправе осуществлять продажу товаров на ярмарках и рынках.

При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также граждане обязаны осуществлять продажу товаров только на предоставленных им органом управления рынка торговых местах на рынке (п.28 Правил № 1623).

Таким образом, продажа товаров юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами в иных местах, кроме определенных законодательством, не допускается.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла.

Субъект правонарушения - физическое лицо.

Санкция части 8 ст.12.17 КоАП предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере до 3 БВ.

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 ст.12.17 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

• органов внутренних дел;

• органов КГК;

• Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РБ (за правонарушения, связанные с реализацией и (или) транспортировкой озерно-речной рыбы, мяса диких животных, дикорастущих растений и их частей, древесины в заготовленном виде);

• сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;

• органов Минторга РБ, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов (ст.3.30 ПИКоАП).

Рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе:

• административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе (ст.3.4 ПИКоАП);

• Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте РБ (часть первая ст.3.8 ПИКоАП).

Характеристика правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, меры ответственности

Частью 9 ст.12.17 КоАП установлена ответственность за реализацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь, товаров без специального разрешения на право разовой реализации товаров.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. следует руководствоваться частью 9 ст.12.17 КоАП в редакции Закона № 351-З.

 

Объектом правонарушения является установленный порядок торговли иностранными гражданами или лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь.

Под иностранным гражданином следует понимать лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.

Лицом без гражданства является лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь (ст.11 Закона РБ от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»), т.е. без специального разрешения на право разовой реализации товаров.

Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь (часть третья ст.11 указанного выше Закона).

Вместе с тем иностранные граждане, временно находящиеся на территории Республики Беларусь, а также лица без гражданства могут осуществлять розничную торговлю товарами на рынках при наличии соответствующего документа.

Таким документом, подтверждающим право на осуществление розничной торговли на территории Республики Беларусь, является специальное разрешение на право разовой реализации товаров на рынках на территории Республики Беларусь, которое выдается органами внутренних дел по месту регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства. Форма такого разрешения установлена постановлением МВД РБ от 20.07.2010 № 230.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 марта 2015 г. следует применять вышеназванную форму в редакции постановления МВД РБ от 11.02.2015 № 35.

 

Осуществление реализации товаров на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, лицом без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь, без специального разрешения не допускается (запрещается).

Объективная сторона правонарушения выражается в реализации иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь, товаров без специального разрешения на право разовой реализации товаров.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла.

Субъект правонарушения - физическое лицо (иностранный гражданин, лицо без гражданства).

Санкция части 9 ст.12.17 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от 1 до 10 БВ.

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 ст.12.17 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

• органов внутренних дел;

• органов КГК (ст.3.30 ПИКоАП).

Рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе:

• органы внутренних дел (ст.3.6 ПИКоАП);

• органы КГК (часть первая ст.3.7 ПИКоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. в ПИКоАП внесены изменения и дополнения на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З.  

 

27.02.2014

 

Дмитрий Сороговец, главный специалист отдела методического обеспечения противодействия наиболее опасным видам преступлений государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»