


Материал помещен в архив
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ ИЛИ НЕПОЛНУЮ УПЛАТУ В УСТАНОВЛЕННЫЙ СРОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И ВЗНОСОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
(статья 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)
Сроки уплаты взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Согласно п.4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 (далее - Положение об уплате), обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Фонд) уплачиваются следующим образом.
Плательщики | Срок уплаты взносов в Фонд |
Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам | Не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц |
Плательщики, предоставляющие работу по гражданско-правовым договорам | В дни выплат вознаграждений по этим договорам, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц |
Плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно | Не реже 1 раза в квартал, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала |
![]() |
Важно! Согласно п.5 Положения об уплате сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работника, и подлежащая уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 июля 2015 г. следует руководствоваться п.4 и 5 Положения об уплате с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 25.04.2015 № 174. |
При занятости работников неполное рабочее время и (или) неполный месяц обязательные страховые взносы, подлежащие уплате за истекший месяц, должны быть не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размера минимальной заработной платы (с учетом индексации) пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце.
![]() |
Справочно Условие об обязательной уплате минимальной суммы обязательных страховых взносов не применяется при исчислении указанных взносов с выплат, начисленных в пользу лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, осужденных к лишению свободы или находящихся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ, работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях). |
При этом следует акцентировать внимание бухгалтеров на том, что согласно п.12 Положения об уплате плательщики при получении средств на оплату труда одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме независимо от наличия средств на счете либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют.
Плательщики, расходы которых оплачиваются со счетов главных управлений Министерства финансов РБ (далее - территориальные органы), представляют платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд в территориальные органы.
В случае получения средств на выплаты работникам во внеочередном порядке плательщики одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование, исчисленных из получаемой (истребуемой) суммы в размерах, установленных законодательством.
Без согласия органов Фонда плательщики не вправе отзывать из банков (территориальных органов) неисполненные платежные поручения, в т.ч. и при осуществлении выплат в натуральной форме.
Порядок уплаты взносов в Фонд
В соответствии с требованиями Инструкции об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 63, банки выдают субъектам предпринимательской деятельности или перечисляют с их текущих счетов денежные средства на оплату труда в расчете за месяц при одновременном представлении ими в банки платежных инструкций на перечисление:
• подоходного налога;
• обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 марта 2014 г. Инструкция № 63 изложена в новой редакции постановлением Правления Нацбанка РБ от 23.12.2013 № 763. |
Одновременно при получении (перечислении) заработной платы субъект предпринимательской деятельности представляет платежные инструкции на перечисление денежных средств, удержанных из заработной платы работников на основании их письменных заявлений.
При отсутствии, исполнении или ненаступлении срока исполнения обязательств по уплате подоходного налога, обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд субъекты предпринимательской деятельности при получении заработной платы в расчете за месяц вместо платежных инструкций на перечисление указанных платежей представляют в банки справки о том, что обязательства по указанным платежам отсутствуют, исполнены или срок их исполнения не наступил. В одной справке об отсутствии или исполнении обязательств может содержаться информация об отсутствии, исполнении или ненаступлении срока исполнения обязательств по нескольким платежам.
Платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд либо справка об отсутствии или исполнении обязательств по данным платежам представляются субъектом предпринимательской деятельности в банк при каждой выдаче или перечислении с их текущих счетов денежных средств на заработную плату.
В случае отсутствия у субъекта предпринимательской деятельности рабочих мест с особыми условиями труда и отдельных видов профессиональной деятельности, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, субъект предпринимательской деятельности на представляемой в обслуживающий банк копии или выписке из коллективного договора (соглашения), трудовых договоров (контрактов) либо иных документов, в которых указаны сроки выплаты заработной платы, делает отметку об отсутствии обязательств по уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд либо представляет в банк справку об отсутствии обязательств по уплате указанных взносов. Данная справка действует на период наличия условий, в соответствии с которыми она была выдана.
При получении (перечислении) заработной платы в расчете за месяц субъект предпринимательской деятельности в расчетных документах и чеках из чековой книжки для получения наличных денег должен указывать месяц, за который выдается (перечисляется) заработная плата.
Представление плательщиком в банк платежных поручений на перечисление обязательных страховых взносов в Фонд позднее установленного срока их уплаты влечет административную ответственность, установленную ст.11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Практические ситуации
Согласно ст.11.54 КоАП неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 февраля 2015 г. за несвоевременную и неполную уплату обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда налагается штраф в размере от 7 до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере 20 % от неуплаченной суммы указанных взносов (ст.11.54 КоАП в редакции Закона РБ от 10.01.2015 № 243-З). |
![]() |
Пример За октябрь 2012 г. предприятием начислены обязательные страховые взносы в Фонд - 20 000 000 руб. Начисление и выплата пособий из средств Фонда в октябре произведены в сумме 5 500 000 руб. Установленный день выплаты заработной платы за истекший месяц - 1 ноября. Платежное поручение на перечисление обязательных страховых взносов в Фонд в банк бухгалтером не представлено. Переплата по платежам в Фонд за прошлые периоды отсутствует. Следовательно, работниками Фонда будет составлен протокол об административном правонарушении. Расчетная сумма штрафа для юридического лица за неуплату 1 ноября 2012 г. составит 2 900 000 руб ((20 000 000 - 5 500 000) х 20 %). |
Согласно п.11 Положения об уплате при совпадении определенных данным Положением сроков уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование с выходными днями, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом РБ нерабочими, уплата данных взносов производится в рабочий день, предшествующий этим выходным (нерабочим) дням.
![]() |
Пример За октябрь 2012 г. предприятием начислены обязательные страховые взносы в Фонд - 10 000 000 руб. Начисление и выплата пособий из средств Фонда в октябре не производились. Установленный день выплаты заработной платы за истекший месяц - 3 ноября, суббота. Платежное поручение на перечисление обязательных страховых взносов в Фонд в банк бухгалтером не представлено. Переплата по платежам в Фонд за прошлые периоды отсутствует. Следовательно, в ноябре срок уплаты с учетом выходных дней установлен не позднее 2 ноября 2012 г. (пятницы). Работниками Фонда будет составлен протокол об административном правонарушении. Расчетная сумма штрафа для юридического лица за неуплату взносов 2 ноября 2012 г. составит 2 000 000 руб. (10 000 000 х 20 %). |
В случае представления плательщиком в банк платежного поручения на перечисление обязательных страховых взносов в Фонд в установленный срок и помещения его без последующего отзыва в картотеку в полной сумме по причине отсутствия на счете плательщика средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме, ответственность, установленная ст.11.54 КоАП, не применяется.
![]() |
Пример За сентябрь 2012 г. предприятием начислены обязательные страховые взносы в Фонд - 12 500 000 руб. Начисление и выплата пособий из средств Фонда в сентябре не производились. Установленный день выплаты заработной платы за истекший месяц - 5-е число месяца. Бухгалтером по сроку уплаты (5 октября) представлено в банк платежное поручение на перечисление обязательных страховых взносов в Фонд в полной сумме 12 500 000 руб. На расчетном счете отсутствуют денежные средства для своевременного исполнения данного поручения. В данном случае административная ответственность по ст.11.54 КоАП не применяется. |
Если платежное поручение на перечисление обязательных страховых взносов в Фонд представлено в банк и частично оплачено в установленный срок, а оставшаяся сумма помещена в картотеку по причине отсутствия средств на счете плательщика, ответственность, установленная ст.11.54 КоАП, не применяется.
![]() |
Пример За сентябрь 2012 г. предприятием начислены обязательные страховые взносы в Фонд - 20 000 000 руб. Начисление пособий из средств Фонда в сентябре составило 5 000 000 руб. Установленный день выплаты заработной платы за истекший месяц - 4-е число месяца. Бухгалтером по сроку уплаты (4 октября) представлено в банк платежное поручение на перечисление обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд в сумме 15 000 000 руб. (20 000 000 - 5 000 000) С расчетного счета частично списаны денежные средства для исполнения данного поручения в сумме 11 000 000 руб., оставшаяся сумма обязательных страховых взносов (4 000 000 руб.) помещена в картотеку 4 октября и списана 8 октября 2012 г. В данном случае административная ответственность по ст.11.54 КоАП не применяется. |
Если в установленный срок представлено в банк и оплачено платежное поручение на перечисление обязательных страховых взносов в Фонд в меньшей сумме, чем подлежащая уплате, а платежное поручение на оставшуюся сумму представлено в банк и оплачено позднее установленного срока, применяется ответственность, установленная ст.11.54 КоАП.
![]() |
Пример За август 2012 г. предприятием начислены обязательные страховые взносы в Фонд - 7 500 000 руб. Начисление пособий из средств Фонда в августе составило 3 000 000 руб. Установленный день выплаты заработной платы за истекший месяц - 3-е число месяца. Бухгалтером по сроку уплаты (3 сентября) должно было быть представлено в банк платежное поручение на перечисление обязательных страховых взносов в Фонд в сумме 4 500 000 руб. (7 500 000 - 3 000 000). Фактически представлено по сроку платежное поручение на 2 000 000 руб. Платежное поручение на оставшуюся сумму (2 500 000 руб.) представлено в банк 4 сентября и оплачено 4 сентября 2012 г. Следовательно, работниками Фонда будет составлен протокол об административном правонарушении. Расчетная сумма штрафа для юридического лица составит 500 000 руб. (2 500 000 х 20 %). |
Полномочия и основания на составление протоколов об административных правонарушениях
Согласно п.57 части первой ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.11.54 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов Фонда.
Так, полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях согласно постановлению Минтруда и соцзащиты РБ от 16.02.2007 № 24 «О предоставлении полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях и утверждении формы протокола об административном правонарушении» предоставлены следующим должностным лицам Фонда:
• управляющему Фондом и его заместителям;
• начальникам и их заместителям областных, Минского городского управлений Фонда;
• начальникам и их заместителям городских и районных, районных в городах отделов Фонда.
Протокол составляется при наличии оснований для начала административного процесса, как по результатам проверки, так и на основании данных, представленных плательщиком в форме государственной статистической отчетности 4-фонд (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и форме государственной статистической отчетности 4-платежи (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о платежах на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 августа 2014 г. действует форма государственной статистической отчетности 4-фонд (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденная постановлением Белстата от 29.07.2014 № 125. Форма вводится в действие начиная с отчета за январь-сентябрь 2014 г. С 20 августа 2014 г. действует форма государственной статистической отчетности 4-платежи (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о платежах на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденная постановлением Белстата от 29.07.2014 № 126. Форма вводится в действие начиная с отчета за январь-сентябрь 2014 г. |
Дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.11.54 КоАП, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда (ст.3.2 ПИКоАП).
Согласно ст.7.9 КоАП при наложении административного взыскания по ст.11.54 КоАП учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Так, при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, предусмотренных пп.3 и 5 части первой ст.7.2 КоАП, а также иных обстоятельств, признанных смягчающими судом, ведущим административный процесс, административные взыскания за правонарушения, предусмотренные ст.11.54 КоАП, налагаются в размере, уменьшенном в 2 раза, либо в пределах минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в 2 раза.
Пунктами 3 и 5 части первой ст.7.2 КоАП обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
• добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
• совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств.
Органами Фонда проводятся проверочные мероприятия с применением мер административной ответственности с целью предупреждения и исключения случаев неуплаты, несвоевременной и (или) неполной уплаты обязательных платежей. Это важно для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий и пособий гражданам Республики Беларусь.
![]() |
Обратите внимание! Согласно законодательству размер пенсии исчисляется из фактического заработка, с которого нанимателем уплачивались обязательные страховые взносы в Фонд. Сведения о сумме выплат застрахованному лицу или его дохода, а также о размере и сумме обязательных страховых взносов за каждый месяц страхового стажа должны быть представлены нанимателем в систему персонифицированного учета. |
В соответствии со ст.58 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» в заработок для исчисления пенсии включаются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающего гражданина по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, выплаты застрахованному лицу, подлежащему обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы физического лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, на которые согласно законодательству о государственном социальном страховании начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы в указанный Фонд.
22.11.2012 г.
Владимир Грихутик, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь