Пособие от 19.09.2012
Автор: Грабовская Н.

Административная ответственность за незаконное распространение или использование аудиовизуальных произведений


 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

За нарушение авторских прав законодательство предусматривает не только гражданско-правовую ответственность, но также административную и уголовную.

Так, ст.9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) устанавливает ответственность за незаконное распро475странение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (далее - БВ) с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя - до 100 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо - до 300 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. ст.9.21 КоАП изложена в новой редакции Законом РБ от 04.01.2016 № 351-З.

 

Уголовная ответственность за нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав установлена ст.201 Уголовного кодекса РБ.

 

Ситуация

В отношении лица возбуждено административное производство по ст.9.21 КоАП за незаконное распространение или использование аудиовизуальных произведений.

По такому делу следует внимательно изучить и выяснить ряд вопросов:

1) установить принадлежность имущественных прав на произведение;

2) выяснить условия договора, на которых передаются авторские права;

3) установить полномочия лица, подписавшего договор;

4) выяснить признаки контрафактности;

5) проверить лиц, передавших права на использование аудиовизуальных произведений.

1. Установление принадлежности имущественных прав на произведение

Для начала необходимо разобраться с терминами: «автор», «правообладатель» («лицо - владелец авторского права» или «лицо, обладающее правом» согласно терминологии Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (заключена в г.Берне 9 сентября 1886 г.) (далее - Конвенция) и «производитель» («изготовитель» согласно терминологии Конвенции) произведения. Эти понятия следует различать, так как они не сходны и имеют самостоятельное правовое значение.

Закон РБ от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон) дает определения этим терминам (ст.4):

автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

производитель аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание и финансирование создания аудиовизуального произведения. При отсутствии доказательств иного производителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этом произведении;

правообладатель - физическое и (или) юридическое лицо, обладающее исключительным правом на объект авторского права или смежных прав в силу факта его создания, правопреемства, на основании заключенного договора или ином основании, определенном Законом.

Конвенция не дает определения «автора», «изготовителя» и «лица - владельца авторского права» («лица, обладающего правом»), однако указывает, что авторами могут быть только физические лица (ст.3 Конвенции).

Охрана, предусмотренная Конвенцией, применяется (ст.3 (1) Конвенции):

• к авторам, которые являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет;

• к авторам, которые не являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза.

Изготовителем кинематографического произведения считается, при отсутствии доказательства противоположного, физическое или юридическое лицо, имя или название которого обозначено в этом произведении обычным образом (ст.15 (2) Конвенции).

Итак, автором произведения может быть только физическое лицо, в то время как производителем и правообладателем - и физическое, и юридическое лицо.

Имущественные права на многие произведения принадлежат не их авторам, а организациям, в которых эти авторы работают либо которым авторы передали по договорам свои имущественные права. В данном случае следует учитывать положения законодательства каждой страны, в которой было создано произведение в части перехода прав и их оформления. Что касается аудиовизуального произведения, то его автора можно установить по титрам фильма и, как правило, по обложке носителя (диска, кассеты и т.п.). Также в титрах фильма будут указаны организация-производитель и организация-правообладатель. Организаций - производителей фильма часто бывает несколько, но не все они могут быть правообладателями. В титрах фильма следует обращать внимание именно на правообладателя.

При определении обладателя авторского права на произведение надлежит руководствоваться законодательством государства, на территории которого имели место действие или событие, послужившие основанием для обладания авторским правом (п.2 ст.5 Закона). Однако нужно учитывать, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора (ст.3 Закона).

В то же время Конвенция устанавливает, что определение лиц - владельцев авторского права на кинематографическое произведение сохраняется за законодательством страны, в которой истребуется охрана (ст.14bis).

Порядок определения владельца авторского права на кинематографическое произведение установлен ст.12 Закона. В соответствии с п.1 ст.12 Закона авторами аудиовизуального произведения являются:

• режиссер-постановщик;

• автор сценария;

• автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста;

• оператор-постановщик;

• художник-постановщик.

Заключение с автором аудиовизуального произведения договора на создание этого произведения влечет переход к производителю аудиовизуального произведения исключительного права на аудиовизуальное произведение на весь срок действия авторского права, если иное не предусмотрено договором.

В данном случае должно быть установлено наличие договоров с авторами на создание произведения и передачу исключительных прав на эти произведения. Произведение может быть также передано по иному виду договора (например, лицензионному), если оно было создано ранее.

Нередко права на аудиовизуальные произведения передаются (переходят) по нескольким лицензионным и сублицензионным договорам, в результате чего образуется цепочка передачи прав. При рассмотрении административных производств по ст.9.21 КоАП необходимо установить всю цепочку перехода прав и проверить наличие права на передачу авторских прав другому лицу у каждого лица, так как в любом звене цепочки право на передачу исключительных прав может быть ограничено, следовательно, все последующие договоры будут недействительны.

 

Важно!

Дальнейшее распространение в соответствии с недействительными договорами продукции будет нарушением авторских прав. Соответственно, все участники, получившие права по недействительным договорам, будут нести ответственность за нарушение авторских прав. В связи с этим в договорах желательно предусматривать обязанность поставщиков (лицензиаров) по возмещению всех убытков покупателя (лицензиата) в случае предъявления претензий третьими лицами.

 

К сведению

Проверить информацию о правообладателе можно на официальном сайте произведения (иностранные компании часто под каждое аудиовизуальное произведение создают сайт). В отношении российских аудиовизуальных произведений информацию можно получить на сайте Министерства культуры Российской Федерации в разделе «Государственный регистр фильмов»: http://mkrf.ru/ (там же будет указано, кому переданы права).

 

В Республике Беларусь в соответствии со ст.14 Закона РБ от 14.06.2004 № 292-З «О кинематографии в Республике Беларусь» (далее - Закон о кинематографии) фильмы, созданные как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе и предназначенные для показа, проката, тиражирования, продажи на территории Республики Беларусь, подлежат государственной регистрации и (или) государственной классификации. Заявителю выдаются государственное прокатное и (или) государственное классификационное удостоверения, подтверждающие его право на показ, прокат, тиражирование, продажу фильма.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 февраля 2017 г. Закон о кинематографии на основании Кодекса Республики Беларусь о культуре от 20.07.2016 № 413-З утратил силу.

 

Порядок государственной регистрации и государственной классификации фильмов, выдачи разрешений на использование фильмов в рамках кинематографических мероприятий, который распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, определен Положением о порядке государственной регистрации и государственной классификации фильмов и выдачи разрешений на использование фильмов в рамках

Выдачей прокатного и (или) государственного классификационного удостоверения и ведением единого государственного регистра фильмов занимается Департамент по кинематографии Министерства культуры РБ (далее - Департамент).

Таким образом, созданные в Республике Беларусь фильмы подлежат регистрации, а сведения о фильме - включению в единый государственный регистр фильмов.

 

Обратите внимание!

Наличие государственной регистрации прав не влияет на наличие авторских прав.

 

Что касается ввезенных в Республику Беларусь аудиовизуальных произведений, то согласно части второй ст.19 Закона о кинематографии показ, прокат, тиражирование, продажа фильмов разрешаются только при наличии государственного прокатного и (или) государственного классификационного удостоверений, за исключением случаев показа фильмов государственными телевизионными средствами массовой информации, нанимателями для своих работников в учебно-методических целях, показа фильмов с разрешения Министерства культуры РБ в рамках кинематографических мероприятий, а также иных случаев, установленных законодательством.

Таким образом, информация о правообладателях на фильмы, созданные в Республике Беларусь или экземпляры которых ввезены в Республику Беларусь, имеется в Департаменте.

Однако следует учитывать, что не все организации соблюдают требования законодательства и получают такие удостоверения, поэтому в реестре объективно может быть не вся информация. Информацию из реестра Департамент выдает по требованию государственных органов. Для негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц процедура по выдаче сведений из реестра не предусмотрена.

Нужно иметь в виду, что в соответствии Положением о Департаменте по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 957, задачами Департамента являются государственная регистрация и государственная классификация фильмов. В компетенцию Департамента не входит проверка действительности прав заявителя при регистрации фильмов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 февраля 2017 г. постановление № 957 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2017 № 40 утратило силу.

 

В соответствии с данным Положением для государственной регистрации фильма действует заявительный порядок регистрации, в результате которого выдается прокатное (классификационное) удостоверение.

При регистрации фильмов отсутствует контроль за соблюдением порядка получения прав на фильм и не проводится проверка действительности сделок по получению прав на фильм.

Это подтверждается тем, что единственным основанием для отказа в государственной регистрации и (или) государственной классификации фильма является наличие в фильме элементов порнографии, пропаганды насилия и жестокости (п.15 Положения о порядке государственной регистрации и государственной классификации фильмов и выдачи разрешений на использование фильмов в рамках кинематографических мероприятий, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 08.04.2010 № 533).

Следовательно, получение прокатного удостоверения означает соблюдение требования законодательства о государственной регистрации фильма, но не подтверждает наличие или отсутствие действительных прав на его использование. В самом прокатном удостоверении отражается только та информация, которая представлена самим заявителем.

Таким образом, для наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.21 КоАП, необходимо установить, кто является автором произведения, передавал ли он каким-либо лицам свои имущественные права на произведения. (Такая передача должна подтверждаться соответствующими письменными договорами.)

Надлежит обратить внимание на принцип «исчерпания прав», в соответствии с которым, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены с разрешения автора в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения (п.2 ст.16 Закона).

При этом данный принцип действует территориально. То есть для ввоза в Республику Беларусь экземпляров аудиовизуального произведения лицу необходимо иметь право на ввоз в Республику Беларусь и распространение такой продукции в Республике Беларусь. При продаже экземпляров аудиовизуального произведения в Республике Беларусь, если лицо само приобрело продукцию в Республике Беларусь, согласия автора (правообладателя) и выплаты ему вознаграждения не требуется. Это вытекает из содержания п.2 ст.16 Закона.

 

Обратите внимание!

По сравнению с ранее действовавшим Законом РБ от 16.05.1996 № 370-XIII «Об авторском праве и смежных правах» Закон установил открытый список имущественных прав, поэтому даже размещение на стендах, предложение к продаже сейчас является использованием произведения и, следовательно, влечет ответственность по ст.9.21 КоАП.

 

На практике может сложиться ситуация, когда на одной территории существует несколько лиц, которые согласно договору обладают правами на использование произведения одними и теми же способами, при этом права им выданы разными лицензиатами (такое возможно при разветвленной системе лицензий).

 

Пример

 

А (первый правообладатель)
         
 
В (неисключительная лицензия)
 
С (неисключительная лицензия)
         
 
D (исключительная лицензия на территории РБ)
 
Е (неисключительная лицензия на территории РБ)

 

Так, А (первый правообладатель) за пределами Республики Беларусь выдал 2 неисключительные лицензии В и С на одинаковые способы использования произведения на территории Республики Беларусь с правом выдачи сублицензий.

В предоставил D право использовать произведение на территории Республики Беларусь всеми способами, предоставленными ему А, и сам утратил право использовать и разрешать другим лицам использование произведения на указанной территории (т.е. передал исключительную лицензию).

С предоставил Е право использовать произведение на территории Республики Беларусь всеми способами, предоставленными ему А, но при этом сохранил за собой право использовать это произведение в Республике Беларусь и право выдавать сублицензии другим лицам (т.е. передал неисключительную лицензию).

Таким образом, на территории Республики Беларусь имеются 4 субъекта с правом использовать произведение одинаковыми способами: А, С, D, Е.

 

В теории существует точка зрения, согласно которой лицо, получившее неисключительную лицензию, не может выдавать сублицензии другим лицам. Однако Закон таких ограничений не устанавливает: лицензиат вправе предоставить другим лицам (сублицензиатам) право использовать объект авторского права или смежных прав лишь в случае, если это прямо предусмотрено лицензионным договором и в пределах полномочий, предоставленных лицензиату этим договором (п.6 ст.44 Закона).

По мнению автора, лицензиат, обладающий неисключительной лицензией, вправе выдать исключительную сублицензию. В данном случае такой лицензиат передает права в пределах, предусмотренных договором, т.е. больше прав, чем он обладает, он не передает; территориальные ограничения он также соблюдает. Для себя он приобретает лишь ограничения в использовании произведения и утрачивает право выдавать другим лицам сублицензии. Выдача такой сублицензии не означает, что сублицензиат становится единственным лицом, способным использовать произведения переданными ему способами, так как исключительность лицензии, по мнению автора, предполагает ограничения для лицензиара, выдавшего ему лицензию. При этом для третьих лиц (в нашем примере А и С) ограничения на выдачу лицензий не действуют, так как они не являются сторонами договора между В и D: обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц) (п.3 ст.289 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

Автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение (ст.16 Закона). Однако, по мнению автора, ни один из правообладателей (лицензиатов/сублицензиатов), в т.ч. лицензиат, обладающий исключительными правами, не вправе запретить другому использовать объект, если он использует его в рамках переданных ему по договору прав. Это относится также к ситуации с правообладателем (А) и сублицензиаром (D и Е), где лицензиар, предоставляя право лицензиату заключать сублицензионные договоры, фактически выражает свое согласие на передачу прав последним третьим лицам.

 

Обратите внимание!

На практике могут встречаться договоры поставки с элементами лицензии. При наличии всех существенных условий лицензионного договора (ст.44 Закона) такой договор фактически является смешанным и включает в себя договор поставки и лицензионный договор. Могут быть также любые другие соединения в один договор лицензионного договора с другими видами обязательств.

 

При представлении документов, подтверждающих цепочку перехода прав, необходимо обратить внимание на следующие моменты.

В соответствии с частью первой ст.6.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) иные документы признаются источниками доказательств, если сведения, изложенные в них, удостоверены физическим лицом или должностным лицом юридического лица и имеют значение для принятия решения по делу об административном правонарушении. Акт проверки признается источником доказательств, если он составлен в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

При этом при удостоверении документов нужно учитывать законодательство, определяющее порядок удостоверения документов. Так, в соответствии с п.64 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4 (далее - Инструкция), организация может заверять копии только тех документов, которые созданы в самой организации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 февраля 2013 г. следует руководствоваться п.64 Инструкции в редакции постановления Минюста РБ от 15.01.2013 № 9.

 

Таким образом, удостоверять существование и содержание документа может только создающая его организация. Заверение документов сторонних организаций не имеет юридической силы.

 

Справочно

В соответствии с п.18 Инструкции для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверении копии. В соответствии с Инструкцией копия документа должна воспроизводить все реквизиты этого документа, в т.ч. реквизиты бланка. Для придания копии документа юридической силы она должна быть заверена.

Отметка о заверении копии оформляется ниже реквизита «Подпись» и включает слово «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его собственноручную подпись, расшифровку подписи и дату заверения. При пересылке копии документа в другие организации или передаче ее на руки физическому лицу заверительную надпись удостоверяют печатью организации.

Заверять документы может только уполномоченное на это лицо.

2. Выяснение условий договора, на которых передаются авторские права

Следует изучить условие каждого договора, по которому передаются права (разрешается использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности), так как в договоре может быть предусмотрено условие, только при выполнении которого права считаются переданными (например, оплата фиксированного вознаграждения или наличие на складе определенного количества товара и любые другие).

Также рекомендуется внимательно изучить условия договора по сроку действия и территории действия прав, по условиям прекращения и расторжения договора, по условиям приостановления действия исключительных прав (если таковые имеются). Так, например, может выясниться, что при несвоевременной оплате вознаграждения договор прекращает действие. Таким образом, в цепочке правообладателей может появиться звено, которое лишится права разрешать другим лицам использовать объект, следовательно, все последующие договоры не будут действовать.

3. Установление полномочий лица, подписавшего договор

Что касается белорусского законодательства, то в данном случае легко установить, какими документами подтверждаются полномочия лица. По общему правилу, руководитель юридического лица в пределах своей компетенции действует от имени организации без доверенности, остальные лица представляют интересы организации в гражданском обороте по доверенности (ст.186 ГК).

4. Выяснение признаков контрафактности

Экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, воспроизведение, распространение или иное использование которых влечет нарушение авторского права или смежных прав, предусмотренных Законом, являются контрафактными (ст.57 Закона). Контрафактными являются также экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в Республике Беларусь в соответствии с Законом, которые импортируются без согласия авторов или иных правообладателей в Республику Беларусь.

В Информационном фонде Государственного экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел РБ в области охраны интеллектуальной собственности имеется описание отличительных характеристик и элементов защиты лицензионных DVD. Согласно данному описанию лицензионная продукция этого вида представляет собой:

1) DVD - на его оборотной (без красочных изображений) стороне имеется буквенно-цифровая маркировка, содержащая информацию о заводе-производителе, номере заказа, а также SID-коды IFPI литьевого пресса и мастер-диска;

2) упаковка - состоит из футляра, бумажного вкладыша и инлей-задника, а также голографических и бумажных наклеек правообладателя:

- футляр - собран из 3 частей (основания, поддона и крышки), изготовленных из прозрачной пластмассы;

- бумажный вкладыш - из двух и более страниц с цветными красочными изображениям, размещен внутри футляра на крышке, имеет перфорацию по линиям изгиба;

- бумажный инлей-задник - из одной страницы с цветными красочными изображениями, помещен между основанием и поддоном, имеет перфорацию по линиям изгиба;

3) красочные изображения, имеющиеся на поверхности инлея-задника, кроме всего содержат информацию (цифровой код) о зоне распространения данной продукции;

4) наличие знаков охраны авторских и смежных прав.

Несоответствие указанным требованиям называют «техническими признаками контрафактности».

При этом законодательство Республики Беларусь не содержит конкретного перечня признаков контрафактности DVD-продукции. Кроме того, отсутствуют технические акты, содержащие требования к характеристикам и элементам DVD-продукции. Следовательно, единый стандарт на оформление DVD-продукции (в т.ч. обложки) отсутствует.

Существует только государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1743-2007 «Маркировка носителей аудио- и видеопродукции и программного обеспечения», который определяет содержание маркировки такой продукции. Также требования к экземплярам аудиовизуальной продукции содержатся в Правилах осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384. Однако данные требования не позволяют судить о контрафактности продукции. Нарушение указанных Правил является нарушением правил торговли, но не означает контрафактность товара.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июля 2014 г. постановление № 384 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 утратило силу. Следует руководствоваться Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением № 703.

 

Таким образом, все вышеперечисленные признаки не закреплены на законодательном уровне и являются обобщением практики работы органов внутренних дел. Следовательно, несоответствие продукции указанным условиям не может быть положено в основу безусловного заключения о ее контрафактности.

Отсутствие знаков охраны авторских и смежных прав также не может быть признаком контрафактности. Законом установлено, что «автор или иной правообладатель для оповещения о принадлежащем им исключительном праве на произведение вправе по своему усмотрению использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов...». Следовательно, нанесение на экземпляр произведения знака охраны авторского права зависит от усмотрения правообладателя и не является обязательным.

Таким образом, оформление аудиовизуальной продукции может производиться любым способом, а продукция может считаться контрафактной только при использовании ее в нарушение чьего-либо авторского права.

5. Проверка лиц, передавших права на использование аудиовизуальных произведений

Целесообразно проверить лиц, передавших права на использование аудиовизуальных произведений, в частности:

• является ли правообладатель организацией или структурным подразделением организации (на практике некоторые субъекты выдают структурные подразделения за самостоятельные юридические лица).

 

Пример

На сайте Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Sony_Pictures_Animation) указано, что «Sony Pictures Animation» - подразделение компании «Sony Pictures Entertainment», занимающейся производством анимационных фильмов. Но согласно данным официального сайта компании «Sony Pictures» полное наименование «Sony Pictures Animation inc.», т.е. сокращенное от «incorporated».

Incorporated - корпорация, юридическое лицо, независимое от головной компании-учредителя или ее владельца (см. подробнее сайты http://www.harrismoure.com/ru (раздел «Сферы деятельности», подраздел «Корпоративное право») и http://www.worldbiz.ru/jurisdiction/usa/).

То есть «Sony Pictures Animation incorporated», самостоятельный субъект гражданских правоотношений, юридическое лицо, а не подразделение;

 

• проверить информацию о статусе (действующая/недействующая) организации в торговом реестре (регистре).

Такие сведения могут быть доступны и в Интернете, например:

http://www.companieshouse.gov.uk/ - Великобритания;

https://www.handelsregister.de/rp_web/nutzerdatenersterfassung.do - Германия;

http://egrul.nalog.ru/# - Россия.

 

Обратите внимание!

Крупные корпорации могут иметь одноименные дочерние компании в разных странах мира, различие может быть только в организационно-правовой форме таких субъектов. Однако поскольку они являются самостоятельными юридическим лицами, между ними должны быть договоры на передачу имущественных прав. Недобросовестные участники гражданского оборота могут зарегистрировать юридическое лицо под именем известной компании (если в стране одноименное лицо не зарегистрировано) и выдавать лицензии от имени такой компании. Обратите внимание, что у таких дочерних компаний тоже существует специализация, поэтому нужно особенно проверять компании, у которых, например, основным направлением деятельности является создание телепередач, при этом оно выдает лицензии на анимационную продукцию;

 

• уточнить у правообладателя/лицензиара, действительно ли у него имеются правоотношения с лицом, выдающим себя за лицензиата/сублицензиата.

 

Пример

Правообладатель, договорившись с потенциальным контрагентом на заключение лицензионного договора, выслал ему необходимые для оформления правоотношений документы, заверенные своей подписью и печатью. Получив документы, потенциальный контрагент сообщил правообладателю, что не может заключить договор. При этом на полученных документах ставит подпись и печать и начинает использовать произведения, не уведомляя правообладателя об этом и не выплачивая вознаграждения. Правообладатель, в свою очередь, считает, что договор не заключен. Таким образом, у потенциального контрагента есть возможность при необходимости подтвердить, что он на «законных» основаниях использует произведение, при этом он ничего не платит правообладателю.

6. Установление наличия вины лица

Одним из необходимых условий для привлечения к административной ответственности является вина юридического лица. В соответствии со ст.3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что:

1) этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и

2) данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Таким образом, для наличия вины необходимо наличие 2 вышеперечисленных условий.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном ПИКоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением по делу. При этом сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Но если у организации, в отношении которой ведется административный процесс, был заключен договор, по которому она получила продукцию, и договор формально соответствует законодательству и содержит необходимые условия (например, при поставке товара на территорию Республики Беларусь присутствуют условия, разрешающие ввоз и распространение экземпляров произведений), то фактически организацией были выполнены все необходимые и разумные меры, чтобы соблюсти законодательство в области авторского права, несмотря на то, что судом может быть установлена недействительность этого договора.

Исходя из презумпции добросовестности участников гражданского оборота (ст.2 ГК) субъект гражданского оборота не должен проверять и устанавливать, имеет ли его контрагент права на произведения или нет, так как добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений предполагается, поскольку не установлено иное.

Таким образом, если лицо выполнило все меры по соблюдению требований законодательства об авторских правах, то вины лица не может быть. Заключение договора в указанной выше ситуации, по мнению автора, является принятием всех необходимых мер, если, конечно, не будет установлено, что лицо заведомо знало об отсутствии у него права давать разрешения на использование произведения или знало, что договор по другим основаниям является недействительным.

Кроме того, в реальности цепочка прав может быть длинной, и у лица может не быть объективной возможности проверить все звенья цепочки, к тому же участники цепочки могут быть связаны условиями о конфиденциальности сделок.

Также, если правонарушение установлено в отношении небольшого количества экземпляров произведения (понятие оценочное и на практике может варьироваться), возможно применение ст.8.2 КоАП, согласно которой малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам.

В соответствии со ст.6.2 ПИКоАП по делу об административном правонарушении подлежат доказыванию:

• наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);

• виновность юридического лица в случае, когда статьей КоАП предусмотрена ответственность юридического лица;

• характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение;

• иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении.

Обязанность доказывания наличия оснований для административной ответственности, вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс (ст.6.1 ПИКоАП).

В силу ст.11.6 ПИКоАП орган, ведущий административный процесс, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить:

• было ли совершено административное правонарушение;

• имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

• причинен ли вред административным правонарушением;

• виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;

• подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица;

• иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельствами, исключающими административный процесс в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, являются (ст.9.6 ПИКоАП):

• отсутствие события административного правонарушения;

• отсутствие в деянии состава административного правонарушения;

• истечение сроков наложения административного взыскания;

• принятие законодательного акта Республики Беларусь, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;

• недоказанность виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения и др.

Суд обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе (ст.2.10 ПИКоАП).

 

19.09.2012 г.

 

Надежда Грабовская, ведущий юрисконсульт сети магазинов «Оранжевый верблюд», юрист-лицензиат