


Материал помещен в архив
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ СЕМЯН МАКА
Практика рассмотрения судами административных дел, связанных с незаконным оборотом семян мака
Категория дел об административных правонарушениях, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью в виде торговли семенами мака и сопутствующими материалами (растворитель), необходимыми для изготовления наркотических и наркосодержащих веществ, впервые была рассмотрена хозяйственным судом г.Минска в 2010 г. В течение 2010 г. хозяйственным судом г.Минска было вынесено пять постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении продавцов мака, согласно которым на правонарушителей наложены значительные административные штрафы с конфискацией всего изъятого наркотического сырья, основных компонентов при изготовлении опия, а также автомобилей как средств административного правонарушения.
![]() |
Справочно Растения рода Мак (Papaver) включены в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2008 № 226. Кроме того, один из особо опасных наркотических средств - опий. Согласно информации главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета от 28.10.2010 наркопотребителями освоена новая технология изготовления опия из семян мака с использованием бытового растворителя. В частности, для экстракции (способ разделения и извлечения компонентов смеси) наркотически активных алкалоидов опия из семян мака и маковой соломы может быть использован растворитель. |
За период с 1 января по 31 декабря 2011 г. хозяйственным судом г.Минска было вынесено 34 постановления о наложении административных взысканий по данной категории дел (наложены административные штрафы в размере 105 700 000 руб., конфискован мак общим весом 555,27 кг, а также конфисковано 23 автомобиля как средства административного правонарушения).
Вместе с тем за 2011 г., а также первый квартал 2012 г. хозяйственным судом Минской области рассмотрено 12 дел об административных правонарушениях по данной категории; хозяйственным судом Брестской области - 1 дело; в хозяйственные суды Гродненской, Гомельской, Могилевской областей протоколы об административных правонарушениях в отношении лиц, осуществляющих торговлю семенами мака и сопутствующими материалам (растворитель), необходимыми для изготовления наркотических и наркосодержащих веществ, по состоянию на 1 апреля 2012 г. не поступали.
За период с 1 января по 31 декабря 2012 г. хозяйственным судом г.Минска рассмотрено 26 дел об административных правонарушениях в отношении продавцов мака; конфисковано 8 машин, изъято порядка 300 кг мака, конфисковано выручки на сумму свыше 80 000 000 руб. По данному правонарушению судом, как правило, применялись максимальные штрафы, учитывая общественную опасность незаконного оборота мака.
За аналогичный период 2013 г. судом рассмотрено 15 дел об административных правонарушениях в отношении продавцов мака; конфисковано выручки на сумму 240 800 000 руб., 428 долл. США, 50 евро, мака в количестве 1 636,509 кг на сумму 474 451 150 руб. В отношении данных лиц хозяйственным судом г.Минска применялись штрафы, размеры которых были близки к максимальным.
Решая вопрос о применении дополнительного административного взыскания в отношении средств правонарушений - автомобилей, суд исходил в первую очередь из того, что изъятые автотранспортные средства активно использовались для незаконной предпринимательской деятельности, поскольку правонарушители поставляли товар, как правило, лицам, состоящим на учете в наркологическом диспансере с диагнозом «Синдром зависимости от опиоидов». С учетом данного обстоятельства в целях повышения деятельности по борьбе с распространением семян мака, устранения угрозы его отрицательного воздействия на экономические, культурные и политические основы общества хозяйственным судом г.Минска были направлены сообщения в Министерство торговли Республики Беларусь и Министерство здравоохранения Республики Беларусь на предмет проведения проверки соблюдения установленных правил торговли семенами мака, а также выработки и дальнейшей реализации соответствующих мер, исключающих легкодоступность семян мака как сырья для изготовления наркотических средств.
Квалификация правонарушения
Необходимо отметить повышенную общественную опасность данных административных правонарушений, поскольку они создают предпосылки для развития наркомании, которая оказывает негативное влияние как на здоровье самого наркозависимого человека, так и на его окружение, а также для совершения уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным получением денежных средств и других материальных ценностей в обмен на соответствующие ингредиенты.
![]() |
Справочно Согласно сведениям, распространенным в сети Интернет, предоставленным главным наркологом Министерства здравоохранения Республики Беларусь и заведующим наркологическим отделением Республиканского научно-практического центра психического здоровья, число больных наркоманией в Республике Беларусь на протяжении последних 25 лет увеличилось в 32 раза. В 2011 г. на диспансерном учете состояли 13 800 наркозависимых. За 2012 г. эта цифра увеличилась на 8,9 % и составила 15 071 человек. Около 90 % наркозависимых - в возрасте от 19 до 40 лет. В структуре зарегистрированных больных около 16 % - женщины, 8 % - несовершеннолетние, 3,5 % - учащиеся школ. Среди состоящих на учете в связи с наркоманией 43,1 % имеют среднее образование, 14,5 % - незаконченное среднее, 4,1 % - высшее. Почти 50 % потребляющих наркотики имеют судимость, 26,3 % - судимость два раза и более. Не работают около 52 % наркопотребителей. Каждый наркоман в среднем вовлекает в зависимость еще от 5 до 15 человек, что создает серьезную проблему как для государства, так и для общества. Только координация усилий всех заинтересованных государственных структур и общественных объединений может поставить преграду для дальнейшего распространения данного негативного явления и его искоренения. |
Применяемые судом жесткие меры административной ответственности - действенный способ профилактики и предотвращения подобных правонарушений в дальнейшем.
В то же время суд не в полной мере мог реализовать стоящие перед ним задачи по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом семян мака, ввиду несовершенства административного законодательства.
Действия правонарушителя по осуществлению реализации семян мака без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при отсутствии необходимых документов и условий квалифицировались по части 11 ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), которая предусматривает штраф до 100 базовых величин (далее - БВ), конфискацию предметов, орудий и средств административного правонарушения, а также дохода. Действия правонарушителя, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, подлежали квалификации по части 4 ст.12.17 КоАП, которая предусматривает штраф до 50 БВ с конфискацией товара или выручки.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. нарушение норм части 11 ст.12.7 КоАП влечет наложение штрафа в размере до 100 БВ с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З, далее - Закон № 95-З). С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 4 ст.12.17 КоАП предполагает наложение штрафа в размере до 30 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров (в редакции Закона № 95-З). |
Дела данной категории в целях профилактических мероприятий широко освещались в средствах массовой информации, в т.ч. и по телевидению.
Зная судебную практику и несовершенство законодательства, правонарушители регистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, избегая тем самым конфискации орудий и средств совершения административных правонарушений, в частности автомобилей. Поэтому судом по таким делам, как правило, направлялись сообщения в адрес налоговых органов для решения ими в установленном порядке вопроса о прекращении деятельности таких индивидуальных предпринимателей в связи с однократным грубым нарушением действующего законодательства.
![]() |
Пример В июне 2012 г. инспекция Министерства по налогам и сборам (далее - инспекция МНС) обратилась с иском в суд о прекращении деятельности А. в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП А.) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с неоднократными грубыми нарушениями законодательного акта, а именно подп.1.12 п.1 ст.22, подп.1.1 п.1 ст.296, пп.10, 11 ст.299 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК). |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться п.10 ст.299 НК с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З. С 1 января 2017 г. следует руководствоваться ст.296, п.11 ст.299 НК с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З. |
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности требования налогового органа исходя из следующего. Гражданин А. решением Минского городского исполнительного комитета от 05.07.2010 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основным видом деятельности, осуществляемым ИП А, указана перевозка грузов автомобильным транспортом (код деятельности 60240 - грузовой сухопутный транспорт). Гражданин А. - плательщик налога по упрощенной системе налогообложения. В результате проведенной в 2011 г. внеплановой тематической оперативной проверки деятельности ИП А. сотрудниками инспекции МНС был установлен факт реализации 26 декабря 2011 г. в транспортном средстве «Ford Fiesta» 17 кг семян мака в нарушение установленного законодательством порядка - без наличия документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей.
Постановлением хозяйственного суда г.Минска от 16.01.2012 ИП А. был привлечен к административной ответственности за вышеуказанное нарушение по части 4 ст.12.17 КоАП, судом наложено административное взыскание в виде штрафа в доход государства в размере 50 БВ с конфискацией семян мака в количестве 17 кг на общую сумму 3 740 000 руб. и дохода в размене 4 000 000 руб.
В результате проведенной 1 марта 2012 г. внеплановой тематической оперативной проверки деятельности ИП А. сотрудниками инспекции МНС был установлен факт реализации в период с 27 декабря 2011 г. по 1 марта 2012 г. на территории г.Минска в транспортном средстве «Мазда-323» 40 кг семян мака, в т.ч. 8 кг семян мака находилось в транспортном средстве на момент проведения проверки, в нарушение установленного законодательством порядка - без наличия документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей.
Постановлением хозяйственного суда г.Минска от 26.03.2012 ИП А. был привлечен к административной ответственности за вышеуказанное нарушение по части 4 ст.12.17 КоАП, судом наложено административное взыскание в виде штрафа в доход государства в размере 50 БВ с конфискацией семян мака в количестве 8 кг на общую сумму 1 760 000 руб., с конфискацией дохода в размере 8 300 000 руб.
Привлечение к административной ответственности ИП А. по части 4 ст.12.17 КоАП было обусловлено нарушением им требований подп.1.12 п.1 ст.22 НК, в соответствии с которым плательщик обязан обеспечивать наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации и при их транспортировке.
В соответствии с п.4 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (в редакции от 27.06.2011, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) (далее - Декрет № 1, Положение), деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным Положением для ликвидации юридических лиц, а также в случае аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Деятельность индивидуального предпринимателя согласно подп.3.2 п.3 Положения может быть прекращена по решению хозяйственного суда в случае осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов.
На основании п.11 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» при рассмотрении требований о ликвидации (прекращении деятельности), заявленных по основанию осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, хозяйственным судам следует оценивать характер допущенных нарушений, их продолжительность, последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица (индивидуального предпринимателя), меры, которые были предприняты для устранения таких нарушений, и другие обстоятельства в зависимости от конкретного дела.
Судом установлены нарушения ИП А. требований подп.1.12 п.1 ст.22 НК, что повлекло повторное привлечение указанного субъекта хозяйствования к административной ответственности по части 4 ст.12.17 КоАП. Данные обстоятельства свидетельствовали об умысле нарушителя систематически совершать противоправные деяния, а также о том, что привлечение ИП А. к административной ответственности не оказало профилактического воздействия, направленного на несовершение указанных нарушений в дальнейшем.
Характер и степень негативности последствий, наступающих при совершении указанных грубых нарушений законодательства, определяется, прежде всего, причинением ущерба государственным интересам, так как в Республике Беларусь борьба с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ признана одним из приоритетных направлений государственной политики. Причиняется также вред общественным отношениям, обеспечивающим защиту населения от несанкционированного оборота семян мака.
На момент совершения правонарушения ИП А. были нарушены и требования п.40 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 № 384 (действовали на момент совершения правонарушения, утратили силу 27 июля 2014 г.), в соответствии с которыми была запрещена продажа семян мака на вес, не расфасованных в потребительскую тару их производителями или юридическими лицами, имеющими сертификат соответствия на серийное производство (расфасовку указанного товара в потребительскую тару), а также в потребительской таре (упаковке) более 200 г.
В соответствии с подп.1.1 п.1 ст.296 НК (в редакции на момент совершения административного правонарушения) при осуществлении розничной торговли иными продовольственными товарами индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог. Единый налог уплачивается индивидуальными предпринимателями по месту постановки на учет ежемесячно не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности (п.11 ст.299 НК).
В период с 27 декабря 2011 г. по 1 марта 2012 г. ИП А. осуществлял реализацию (розничная торговля) гражданам семян мака без уплаты единого налога за декабрь 2011 г., январь, февраль и март 2012 г., а также он нарушил установленные сроки представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по единому налогу за декабрь 2011 г., январь, февраль и март 2012 г.
С учетом вышеуказанных обстоятельств дела суд пришел к выводу, что ИП А. допущены нарушения подп.1.1 п.1 ст.296, пп.10, 11 ст.299 НК, и принял решение о прекращении деятельности ИП А., создании ликвидационной комиссии с возложением на нее обязанности осуществить прекращение деятельности А. в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с подп.3.2 п.3 Положения.
Меры по сокращению количества совершаемых административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом семян мака
Отсутствие в п.19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, временных ограничений для последующей регистрации данного правонарушителя в качестве индивидуального предпринимателя при прекращении судом его деятельности за грубое или систематическое нарушение законодательства может свести на нет скоординированную работу государственных структур по пресечению распространения наркомании. Свое слово также должен сказать законодатель.
В целях сокращения количества совершаемых административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом семян мака, судом проводится многовекторная профилактическая работа: в проекты решений администраций районов вносятся соответствующие предложения по профильным вопросам, несколько дел зафиксировано с использованием судебного телевидения с последующим размещением видеофайлов в сети Интернет, на каналах белорусского телевидения, соответствующая информация содержится на сайтах судов, опубликованы статьи и проведены совещания и семинары, направлены соответствующие предложения в Министерство здравоохранения Республики Беларусь и Министерство торговли Республики Беларусь о необходимости введения со стороны государства монополии на оборот семян мака путем принятия специального нормативного правового акта, предусматривающего меры административной ответственности за его несоблюдение.
С 1 февраля 2014 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 1 «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака» (далее - Декрет), которым предусмотрен комплекс мер, направленных на пресечение неконтролируемого ввоза в Республику Беларусь семян мака и их распространение, а также введена административная ответственность за некоторые правонарушения, связанные с незаконным оборотом семян мака.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 февраля 2015 г. пп.4-13 Декрета утратили силу в соответствии с п.14 данного Декрета (с момента вступления в силу Закона Республики Беларусь от 10.01.2015 № 243-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»). |
По состоянию на 21 апреля 2014 г. экономическим судом г.Минска рассмотрено четыре дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Декретом, из них два - по п.8 Декрета (хранение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом семян мака), два - по п.4 Декрета (перемещение по территории Республики Беларусь индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом семян мака без заключения договора купли-продажи (поставки) с уполномоченной организацией). Субъектами правонарушения по всем рассмотренным делам выступили индивидуальные предприниматели.
По результатам рассмотрения дел на нарушителей наложены административные штрафы на общую сумму 750 БВ, что составило 97 500 000 руб., применена конфискация товара (семена мака) общим количеством 50,85 кг на общую сумму 40 050 000 руб., конфискация товара (растворитель в пластиковых бутылках в количестве 6 шт.) на сумму 360 000 руб., конфискация двух автотранспортных средств на общую сумму 130 000 000 руб.
В настоящее время постановления по рассмотренным делам вступили в силу, не обжаловались.
Административная ответственность по Декрету
Декретом предусмотрено, что все ввозимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Республику Беларусь семена мака независимо от цели их дальнейшего использования подлежат реализации только уполномоченным организациям (оптовым базам) Министерства торговли Республики Беларусь, перечень которых утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 90.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2017 г. перечень № 90 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.08.2017 № 608. |
Кроме того, по физико-химическим показателям пищевой мак не должен содержать сорной (органической) примеси частиц листьев, стеблей, коробочек, корзинок, стручков, маковой соломки и др. (государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2078-2010 «Мак пищевой. Технические условия»).
Совершение физическим лицом любой сделки с семенами мака, не расфасованными в специальную упаковку, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности влечет наложение штрафа в размере от 70 до 90 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения (п.10 Декрета).
Хранение и (или) перемещение физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, семян мака, не расфасованных в специальную упаковку, общий вес которых составляет более 2 кг, а также любые сделки между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с семенами мака, не расфасованными в специальную упаковку, запрещено (подп.3.5 п.3 Декрета).
В правоприменительной практике экономического суда г.Минска возникали спорные вопросы по квалификации действий физических лиц, связанных с совершением ими неоднократных сделок с семенами мака, не расфасованными в специальную упаковку (по совокупности административных правонарушений или по специальной норме).
Систематические действия физических лиц по реализации семян мака, не расфасованных в специальную упаковку, образуют состав правонарушения в области предпринимательской деятельности.
Вместе с тем вышеуказанные действия физических лиц могут квалифицироваться как по части 11, так и по части 2 ст.12.7 КоАП.
Согласно положениям ст.2.7 КоАП совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части КоАП, когда статьи состоят из одной части, ни за одно из которых лицо не было привлечено к административной ответственности. При этом не учитываются административные правонарушения, за которые лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части КоАП, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая - специальной, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме.
Принимая во внимание повышенную общественную опасность правонарушений, связанных с незаконным оборотом семян мака, наличие неоднозначных подходов к толкованию положений ст.2.7 КоАП, а также необходимость формирования единообразной судебной практики, Верховный Суд Республики Беларусь в письме от 06.10.2014 № 14-25/287 изложил свою позицию по данному вопросу, согласно которой в рассматриваемом случае имеет место совокупность административных правонарушений. Наказание при этом налагается по правилам ст.7.4 КоАП.
При реализации на практике норм Декрета возникают также определенные трудности применения санкций, описанных в пп.4-8 Декрета, указывающих меры ответственности в отношении индивидуальных предпринимателей, юридических и иных лиц, в то время как диспозиции указанных пунктов предусматривают нарушение положений Декрета только индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Изложение данных составов административных правонарушений без указания в диспозиции данных пунктов конкретных субъектов правонарушения, представляется, исключило бы неоднозначные подходы в их толковании.
Скоординированные усилия общественных объединений и государственных органов по защите общественных и государственных интересов от незаконного оборота семян мака наряду с совершенствованием правового регулирования позволят сократить количество данных административных правонарушений.
30.10.2014
Сергей Кулаковский, заместитель председателя экономического суда г.Минска