Пособие от 29.10.2010
Автор: Лукашов А.

Административная ответственность за превышение скорости движения транспортного средства, зафиксированной с помощью специальных технических средств


 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ЗАФИКСИРОВАННОЕ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Указ Президента РБ от 03.09.2010 № 454 «О мерах, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения с использованием специальных технических средств» (далее - Указ) вступил в силу через месяц после официального опубликования (9 октября 2010 г.) (п.4 Указа) и действует до вступления в силу закона, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) в соответствие с настоящим Указом (п.2 Указа).

Несмотря на свое название и соответствующую ему преамбулу, Указ в действительности не решает вопросов применения работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - специальные технические средства).

Указ посвящен исключительно регламентированию вопросов административной ответственности за превышение скорости движения транспортного средства, зафиксированное с помощью специальных технических средств, а также процедурам применения штрафных санкций за совершение данного нарушения (примечание 1). Вопросы применения специальных технических средств для нужд фиксации превышения скорости движения транспортного средства (места их расположения, порядок извещения участников дорожного движения о применении этих средств и др.), возможно, будут урегулированы в дальнейшем в Правилах дорожного движения, утвержденных Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551.

Субъект административной ответственности за превышение скорости движения транспортного средства, зафиксированное с помощью специальных технических средств

Указ не вводит нового вида административного правонарушения. Этот документ, преследуя цель процессуальной экономии при использовании современных технических разработок, лишь корректирует основания, условия и порядок привлечения к административной ответственности за превышение скорости движения транспортного средства, установленные ст.18.13 КоАП.

С учетом предписаний Указа административной ответственности по ст.18.13 КоАП за превышение скорости движения транспортного средства, зафиксированной с помощью специальных технических средств, в зависимости от обстоятельств будут подлежать физические лица:

1) собственник (владелец) транспортного средства;

2) лицо, управлявшее транспортным средством, принадлежавшим на момент нарушения юридическому лицу, которое уполномочило его на управление таким транспортным средством;

3) лицо, которое фактически управляло транспортным средством, не являясь собственником (владельцем) этого транспортного средства в момент нарушения.

Указ исходит из презумпции превышения скорости движения транспортного средства физическим лицом - собственником (владельцем) транспортного средства или физическим лицом, уполномоченным юридическим лицом (собственником (владельцем) транспортного средства) на управление этим средством (далее - собственник транспортного средства, если иное не оговорено) вне зависимости от того, кто фактически управлял транспортным средством.

Если будет доказано, что фактически в момент превышения скорости движения транспортным средством управлял не собственник транспортного средства, а иное лицо (например, родственник владельца транспортного средства, управлявший автомобилем с его разрешения, либо лицо, совершившее угон этого транспортного средства), то такое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст.18.13 КоАП в соответствии с процедурой, специально предусмотренной в Указе. В рамках этой же процедуры решается вопрос о признании не подвергавшимся административному взысканию собственника транспортного средства, ранее привлеченного к административной ответственности по ст.18.13 КоАП.

Порядок привлечения к административной ответственности собственника транспортного средства

Процедура привлечения к административной ответственности по ст.18.13 КоАП существенно упрощена Указом и отличается от процедуры, предусмотренной ПИКоАП. Такая процедура ориентирована, в первую очередь, на привлечение к административной ответственности собственника транспортного средства.

Если специальное техническое средство зафиксирует факт превышения скорости движения, то по регистрационному номеру этого транспортного средства определить его собственника не представляет труда по данным государственной регистрации и государственного учета транспортных средств.

Под транспортным средством в Указе и в ст.18.13 КоАП понимаются механические транспортные средства, предназначенные для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на них оборудования, а также шасси транспортного средства и самоходные машины (примечание к ст.18.9 КоАП).

Согласно ст.32 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» государственная регистрация и государственный учет транспортных средств, самоходных машин осуществляются, в частности, в целях их идентификации в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2002 № 1849.

В отличие от общего порядка при нарушении скорости движения, зафиксированном специальным техническим средством:

- не составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.18.13 КоАП;

- не производится опрос лица, управлявшего транспортным средством;

- не проводятся иные проверочные действия, предусмотренные ПИКоАП.

Минуя стадию подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, должностное лицо органа административной юрисдикции, уполномоченное на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.18.13 КоАП, самостоятельно выносит постановление о наложении административного взыскания на собственника транспортного средства по указанной статье КоАП (в общем порядке административного процесса, предусмотренного ПИКоАП, такое право этому должностному лицу не предоставлено).

Постановление о наложении административного взыскания выносится без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс, и вступает в силу с даты его вынесения.

Сопоставление части второй подп.1.1 п.1 Указа и пп.1, 51 части первой ст.3.30 ПИКоАП показывает, что правом на вынесение такого постановления наделены соответствующие должностные лица органов внутренних дел и Министерства обороны РБ (далее - Минобороны РБ) (постановление МВД РБ от 01.03.2010 № 47 «О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»; постановление Минобороны РБ от 09.04.2007 № 32 «О наделении должностных лиц Вооруженных Сил Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 марта 2018 г. вместо постановления № 47 действует постановление МВД РБ от 16.02.2018 № 47 «О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению».

 

Должностные лица органов Минобороны РБ уполномочены на вынесение такого постановления только в случаях, когда указанное правонарушение совершено водителем транспортного средства Вооруженных Сил РБ.

В Указе не урегулирован вопрос о том, в какие сроки должно быть вынесено постановление о наложении административного взыскания на собственника транспортного средства.

По мнению автора, должностное лицо органов внутренних дел, уполномоченное на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.18.13 КоАП (далее - уполномоченное должностное лицо), обязано вынести такое постановление незамедлительно, как только будет установлено, что собственник транспортного средства - физическое лицо. По крайней мере не позже 2 месяцев со дня совершения указанного административного правонарушения (п.1 части первой ст.7.6 КоАП).

Собственник транспортного средства - юридическое лицо

При установлении, что собственником транспортного средства является юридическое лицо, уполномоченное должностное лицо должно истребовать у него информацию о том, кто управлял транспортным средством и нарушил скоростной режим. На предоставление этой информации юридическому лицу предоставлено 5 дней.

После получения этой информации уполномоченное должностное лицо выносит постановление о наложении административного взыскания на лицо, фактически управлявшее транспортным средством (подп.1.4 п.1 Указа). Организация - собственник (владелец) транспортного средства не подлежит административной ответственности за превышение скорости движения транспортного средства.

Органы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РБ (далее - ГАИ), обеспечивающие установку и эксплуатацию специальных технических средств, определив по регистрационному номеру принадлежность транспортного средства юридическому лицу Минобороны РБ, направляют полученное с помощью специального технического средства изображение транспортного средства, превысившего скорость движения, соответствующему должностному лицу органов Минобороны РБ, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.18.13 КоАП. Это должностное лицо определяет водителя, управлявшего военным транспортным средством в момент превышения скорости движения, и выносит постановление о наложении на него административного взыскания в указанном выше порядке, предусмотренном подп.1.4 п.1 Указа.

В Указе не определяется, как следует поступить, если юридическое лицо - собственник транспортного средства, отвечая на запрос о лице, управлявшем транспортным средством в момент нарушения скоростного режима, укажет, что транспортное средство вышло из обладания юридического лица и им управляло не уполномоченное лицо (например, управление транспортным средством осуществляло лицо, совершившее его хищение или угон при неустановленных обстоятельствах). Представляется, что в такой ситуации нормы Указа не подлежат применению, поскольку требуется совершение проверочных действий, направленных на установление лица, противоправно завладевшего транспортным средством. Ввиду этого административный процесс должен осуществляться в соответствии с общим порядком, предусмотренным ПИКоАП.

Когда получение информации о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения, не связано с необходимостью проведения подобной проверки, такое лицо установлено, то по смыслу части седьмой подп.1.1 п.1 Указа следует применять порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренный данным Указом.

Указ не оговаривает, как поступать, если собственником транспортного средства является индивидуальный предприниматель. Полагаем, что в этом случае следует применять вышеуказанный порядок, установленный для собственника транспортного средства - юридического лица, поскольку управлять транспортным средством может работник индивидуального предпринимателя.

Постановление о наложении административного взыскания

Указ определяет содержание постановления о наложении административного взыскания за превышение скорости движения транспортного средства, зафиксированное с помощью специальных технических средств. Оно отличается от содержания этого постановления, предусмотренного частью второй ст.11.9 ПИКоАП.

Так, в этом постановлении должны содержаться следующие данные:

- дата и место составления постановления;

- наименование органа, должность и фамилия лица, вынесшего постановление;

- сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности;

- время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть ст.18.13 КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;

- изображение транспортного средства, зафиксированное специальными техническими средствами в момент совершения правонарушения;

- принятое решение о виде и размере административного взыскания.

Постановление о наложении административного взыскания подписывается лицом, его составившим, а копия в течение 3 дней со дня вынесения этого постановления направляется заказным письмом лицу, подвергнутому административному взысканию.

Штраф - единственное административное взыскание

Как изъятие из правил, предусмотренных КоАП, в качестве административного взыскания за превышение скорости движения транспортного средства, зафиксированное с помощью специальных технических средств, Указ предусматривает наложение административного взыскания только в виде штрафа, хотя в санкции части первой ст.18.13 КоАП предусмотрено также административное взыскание в виде предупреждения, а в части четвертой данной статьи КоАП - и в виде лишения права управления транспортными средствами сроком до 1 года.

Думается, что решение о применении штрафа за действия, предусмотренные частями второй и третьей ст.18.13 КоАП, но совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, едва ли можно назвать верным. Особенность фиксации рассматриваемого административного правонарушения, предусмотренного частью четвертой ст.18.13 КоАП, с использованием специальных технических средств, как представляется, не должна служить основанием для смягчения административной ответственности уличенных в повторном нарушении скоростного режима лиц, ранее в течение года штрафовавшихся за совершение такого нарушения. Нарушается и конституционный принцип равенства перед законом (привлекаемый к административной ответственности в обычном порядке может быть наказан строже того, кто привлекается к такой ответственности на основании доказательств, полученных с помощью специальных технических средств).

Размер штрафа, который налагается на виновного, определен в подп.1.5 п.1 Указа. Он должен быть равен нижнему пределу штрафа, предусмотренного в соответствующей части ст.18.13 КоАП, а именно:

- по части первой - 0,5 базовых величин (далее - БВ);

- по части второй - 1 БВ;

- по части третьей - 2 БВ;

- по части четвертой - 4 БВ.

Обязанность доказывания вины правонарушителя

В Указе содержится положение о том, что должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не обязано доказывать виновность лица в превышении им скорости движения транспортного средства, зафиксированной специальными техническими средствами (подп.1.3 п.1).

Иначе говоря, обязанность доказывать свою невиновность возлагается на лицо, привлекаемое к административной ответственности. С другой стороны, закреплением указанной нормы презюмируется виновность этого лица.

Данное положение Указа вряд ли согласуется с конституционными положениями о невиновности лица, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке, и о том, что обвиненный не обязан доказывать свою невиновность. Это положение из Указа «подсмотрено» в российском КоАП. В соответствии со ст.1.5 данного федерального закона лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, но это правило не распространяется на случаи правонарушений, зафиксированных в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

На наш взгляд, включение в содержание постановления о наложении административного взыскания изображения транспортного средства, зафиксированного специальными техническими средствами в момент совершения правонарушения, является средством доказывания вины лица в совершении правонарушения.

Обязанность включать в постановление изображение транспортного средства, зафиксированного специальными техническими средствами в момент совершения правонарушения, предусмотренная Указом, является ничем иным, как обязанностью уполномоченного должностного лица доказывать виновность водителя в превышении им скорости движения транспортного средства, зафиксированном специальными техническими средствами. Если в постановлении не будет такого изображения (доказательства), то такое постановление не доказывает виновность лица и подлежит отмене как незаконное.

Заметим, что требование Указа о включении в постановление изображения транспортного средства, а не приобщении к нему этого изображения в виде отдельного документа, потребует от Министерства внутренних дел РБ и Минобороны РБ принятия мер по обеспечению уполномоченных должностных лиц соответствующими техническими средствами, используя которые можно будет выполнить данное требование.

Правильнее, на наш взгляд, эта задача решена в ст.29.10 российского КоАП, предусматривающей вынесение этого постановления с приложением к нему материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

При совершении анализируемого правонарушения собственником транспортного средства, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (за исключением лиц, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь), у них подлежит изъятию водительское удостоверение на срок до исполнения административного взыскания (подп.1.6 п.1 Указа). Об изъятии удостоверения составляется протокол. Взамен изъятого водительского удостоверения выдается временное разрешение на право управления транспортным средством. Уплата штрафа является основанием для возврата изъятого водительского удостоверения.

В соответствии со ст.1 Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28.03.1997, ратифицированной Законом РБ от 11.11.1997 № 79-З, на нарушения, выражающиеся в превышении скорости движения транспортного средства, не распространяются положения данной Конвенции. Поэтому в отношении иностранных граждан СНГ подлежит применению норма подп.1.6 п.1 Указа без изъятий, предусмотренных этой Конвенцией (например, в части изъятия водительского удостоверения на право управления транспортным средством и оформления удостоверения временного разрешения на право управления, выдаваемого взамен изымаемого водительского удостоверения).

Указ не определяет, как решать вопрос об административной ответственности в случае, если собственником транспортного средства является иностранная организация. В данной ситуации, полагаем, допустимо применение правила подп.1.4 п.1 Указа (адресовать иностранной организации требование о предоставлении в течение 5 дней информации о водителе, управлявшем транспортным средством). Однако есть одно «но». На иностранную организацию, находящуюся за пределами Республики Беларусь, не распространяются приведенные выше положения Указа. Она может ответить на этот запрос позже указанного срока либо вообще не ответить, и тогда перспективы привлечения виновного лица к административной ответственности становятся призрачными (водитель транспортного средства покинет территорию Республики Беларусь). В Указе не оговаривается, как следует поступить уполномоченному должностному лицу, чтобы закончить административный процесс, начатый с момента фиксации изображения транспортного средства иностранного юридического лица специальными техническими средствами. Представляется, что данный пробел будет устранен в дальнейшем посредством внесения соответствующих дополнений в ПИКоАП.

Основания оспаривания постановления о наложении административного взыскания

Получив копию постановления о наложении административного взыскания, собственник транспортного средства, не управлявший им в момент фиксации превышения скорости движения специальными техническими средствами, может оспорить его, подав письменное заявление в ГАИ по месту жительства.

Письменное заявление, оспаривающее постановление о наложении административного взыскания, вынесенное должностным лицом Минобороны РБ, также подлежит направлению в ГАИ по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности по ст.18.13 КоАП.

На подачу этого заявления собственнику транспортного средства отведен 1 месяц. Продление этого срока не предусмотрено. Поэтому в связи с его истечением данное лицо теряет право на подачу такого заявления, оно будет оставлено ГАИ без рассмотрения.

Основанием для подачи письменного заявления могут являться:

1) несогласие лица с привлечением его к административной ответственности в указанном выше порядке;

2) наличие доказательств того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Первое основание для подачи письменного заявления (несогласие с привлечением к административной ответственности) должно базироваться на доказательствах, ставящих под сомнение указанную выше презумпцию ответственности собственника транспортного средства. В этом случае факт нахождения лица за рулем не может и не должен оспариваться. Лицо, привлеченное к административной ответственности по ст.18.13 КоАП, должно представить доказательства непревышения им скоростного режима (например, представить свидетельские показания и данные, полученные от энергоснабжающей организации, о сбоях в электропитании специальных технических средств в момент фиксации ими транспортного средства).

В ситуации когда доказательно ставят под сомнение достоверность результатов работы специальных технических средств, утверждают о сбоях в работе специальных технических средств или введении в них информации, не соответствующей действительности (например, доказано, что данное транспортное средство в момент фиксации находилось в другом месте), такое письменное заявление может быть удовлетворено.

Второе основание для подачи письменного заявления указывает на то, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство:

- находилось во владении или в пользовании другого лица (например, продано другому лицу; передано ему в аренду; управлялось иным лицом по доверенности, а собственник в транспортном средстве в момент его фиксации отсутствовал; в момент фиксации лицо находилось в транспортном средстве в качестве пассажира);

- выбыло из обладания собственника в результате противоправных действий других лиц (например, транспортное средство управлялось лицом, совершившим его угон).

Правовые последствия подачи письменного заявления в Государственную автомобильную инспекцию

Подача письменного заявления во всех перечисленных случаях влечет следующие правовые последствия:

1) постановление о наложении административного взыскания утрачивает силу в день получения указанного заявления;

2) с данного дня административный процесс по этому факту ведется в порядке, предусмотренном ПИКоАП, с учетом положений частей первой, шестой, седьмой подп.1.1 и 1.3 п.1 Указа.

Другими словами, в связи с утратой силы постановления о наложении административного взыскания проводится подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению, составляется протокол об административном правонарушении и проводятся иные действия, предусмотренные ПИКоАП. При этом в силу подлежащего применению в этом случае подп.1.3 п.1 Указа должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не обязано доказывать виновность лица в превышении им скорости движения транспортного средства, зафиксированном специальными техническими средствами. Это означает, что для избежания ответственности собственник транспортного средства должен представить доказательства того, что не он управлял транспортным средством в момент его фиксации специальными техническими средствами. Но он не обязан доказывать, что управляло этим транспортным средством конкретное лицо. Если собственник докажет, что не он был за рулем транспортного средства, то установить, кто именно им управлял, обязано должностное лицо органа, ведущего административный процесс.

Указанные выше правовые последствия подачи письменного заявления в ГАИ влечет и опротестование прокурором постановления о наложении административного взыскания.

Начавшийся в связи с письменным заявлением гражданина или с протестом прокурора административный процесс в отношении лица, превысившего скоростной режим, должен быть завершен не позднее 2 месяцев со дня утраты силы постановления о наложении административного взыскания.

Истечение указанного срока делает невозможным наложение административного взыскания на это лицо. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.18.13 КоАП, подлежит прекращению в соответствии с п.3 части первой ст.9.6 и ст.11.10 ПИКоАП (истечение сроков наложения административного взыскания).

В результате административного процесса может быть установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство управлялось другим лицом, а не собственником транспортного средства. Данное обстоятельство должно быть отражено в соответствующем постановлении по делу об административном правонарушении (постановлении о наложении административного взыскания, о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части и др. (часть первая ст.11.10 ПИКоАП)).

Со дня вступления в силу указанного постановления по делу об административном правонарушении признается не подвергавшимся административному взысканию лицо, в отношении которого ранее было вынесено постановление о наложении административного взыскания, утратившее силу со дня получения ГАИ письменного заявления или протеста прокурора.

Если в результате административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство управлялось все же собственником транспортного средства, то в отношении его подлежит вынесению постановление о наложении административного взыскания. В этом случае правила подп.1.5 п.1 Указа о нижнем пределе штрафа не применяются. Лицо подлежит административной ответственности по ст.18.13 КоАП в общем порядке: в зависимости от санкции соответствующей части данной статьи КоАП могут быть применены и предупреждение, и максимальная штрафная санкция, и лишение права на управление транспортным средством.

Исполнение постановления о наложении административного взыскания и иные вопросы, связанные с введением в действие Указа

Указ не вводит особых правил исполнения постановления о наложении административного взыскания. Оно подлежит исполнению в обычном порядке (штраф должен быть уплачен добровольно не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу постановления о его наложении, в противном случае он взыскивается в принудительном порядке, предусмотренном ст.15.4 ПИКоАП).

Как уже указывалось выше, имеется особенность применения административной ответственности за превышение скорости движения транспортного средства, зафиксированное с помощью специальных технических средств, лишь в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. У них на срок до исполнения административного взыскания в виде штрафа изымается водительское удостоверение. Уплата штрафа или принудительное его взыскание служат основанием для возврата изъятого водительского удостоверения.

Указ, как уже было отмечено выше, вступил в силу с 9 октября 2010 г. и распространяет свое действие только на случаи фиксации превышения скорости движения транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

Порядок привлечения к административной ответственности за превышение скорости движения транспортного средства, зафиксированное с помощью специальных технических средств, предусмотренный Указом, будет действовать до внесения изменений в КоАП и ПИКоАП.

Данный законопроект, дополняющий КоАП и ПИКоАП новыми статьями (соответственно ст.4.9 и ст.2.7), был принят в первом чтении Палатой представителей Национального собрания РБ еще в июне 2010 г. Кроме указанных норм в него следовало бы внести и иные положения, которые, как отмечалось ранее, требуют регулирования на законодательном уровне. Соответствующие меры по приведению актов законодательства в соответствие с Указом обязано принять и Правительство РБ в срок до 3 декабря 2010 г.

   

Примечание 1. Использование специальных технических средств в сфере профилактики и пресечения различных нарушений правил дорожного движения (далее - ПДД) распространено во многих государствах. Некоторые нормы Указа позаимствованы из российского законодательства, в котором они появились в 2007 г. В отличие от законодательства Российской Федерации и других стран в Указе эти нормы применены лишь в отношении такого нарушения ПДД, как превышение скорости. В дальнейшем, полагаем, они будут распространены и на другие нарушения ПДД. О перспективах более широкого применения таких средств в обеспечении безопасности дорожного движения в Российской Федерации см., например: Камеры будут фиксировать ремень и парковку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://auto.mail.ru/article.html?id=32391. Дата доступа: 16 сентября 2010 г.

  

29.10.2010 г.

   

Алексей Лукашов, кандидат юридических наук, юрист общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.), от 30.12.2010 № 225-З (с 12 июля 2011 г.) и от 12.07.2013 № 64-З, от 11.07.2014 № 176-З (с 28 июля 2014 г.) и от 24.10.2016 № 439-З (с 16 мая 2017 г.) внесены изменения и дополнения.