


Материал помещен в архив
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
![]() |
Справочно (об авторе) Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ. |
К административным правонарушениям, связанным с порядком представления данных государственной статистической отчетности, относятся нарушения, перечисленные в ст.23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Рассмотрим, какие государственные органы уполномочены проверять данный порядок, и приведем примеры дел об административных правонарушениях в сфере статистики.
Кто проверяет данные государственной статистической отчетности?
К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере ведения государственной статистической отчетности относятся органы Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК) и государственной статистики, которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) на основании:
• Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»;
• Указа Президента РБ от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
• Закона РБ от 28.11.2004 № 345-З «О государственной статистике» (далее - Закон о статистике);
• Указа Президента РБ от 26.08.2008 № 445 «О некоторых вопросах органов государственной статистики».
Территориальная компетенция КГК определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. Территориальными органами государственной статистики являются органы, созданные республиканским органом государственного управления в области государственной статистики в соответствующих административно-территориальных единицах. К территориальным органам государственной статистики относятся главные статистические управления областей и г.Минска. В структуру главных статистических управлений областей и г.Минска входят отделы статистики в районах и городах (районах г.Минска).
Процессуальная компетенция определена следующим:
Органы КГК |
Статья 3.7 и п.16 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) |
Органы государственной статистики |
Пункт 23 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановление Белстата от 31.10.2008 № 389 «О наделении полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению» |
Кроме того, к субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 ст.23.18 КоАП, относятся органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, органы, осуществляющие государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов, органы Министерства экономики РБ, прокурор.
Нарушения законодательства, связанные с представлением данных государственной статистической отчетности: правильная квалификация правонарушений
Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, связанным с представлением данных государственной статистической отчетности, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Закона о статистике и различных постановлений Национального статистического комитета РБ (далее - Белстат), утверждающих соответствующие формы государственной статистической отчетности и указания по их заполнению. Так, согласно приказу Белстата от 26.12.2013 № 390 «О ведении государственной статистики в 2014 году» в 2014 г. государственную статистику ведут:
• органы государственной статистики по 106 формам централизованной государственной статистической отчетности, из них по 52 - годовой периодичности (для отчета за 2013 г.) и периодичностью представления 1 раз в год, по 1 - полугодовой, по 19 - квартальной периодичности, по 30 - месячной, по 4 - иной периодичности представления, по 16 иным формам государственных статистических наблюдений в соответствии с Перечнем форм централизованных государственных статистических наблюдений на 2014 г. согласно приложению 1;
• уполномоченные государственные организации по 121 форме нецентрализованной государственной статистической отчетности, из них по 70 - годовой периодичности (для отчета за 2013 г.) и периодичностью представления 1 раз в год, по 11 - полугодовой периодичности, по 25 - квартальной, по 12 - месячной, по 3 - иной периодичности представления, по 1 иной, а также по 1 единовременной формам государственных статистических наблюдений в соответствии с Перечнем форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений на 2014 г. согласно приложению 2.
Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.
1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с несоблюдением порядка представления данных государственной статистической отчетности).
Сущность и характер действий (бездействия) определяется: объектом посягательства (порядок управления в сфере сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями первичных статистических данных и сводных статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (ст.23.18 КоАП), способом нарушения порядка представления данных государственной статистической отчетности (где, в каком месте было деяние совершено? когда (время, дата) это деяние было совершено? как действовало лицо? нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства? какие средства и орудия (инструменты) были применены?).
2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).
Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком представления данных государственной статистической отчетности.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении следующих действий (бездействия), связанных с несоблюдением порядка представления данных государственной статистической отчетности:
• представление искаженных данных государственной статистической отчетности;
• несвоевременное представление такой отчетности органам государственной статистики;
• непредставление такой отчетности органам государственной статистики.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности.
Субъектом правонарушения является должностное лицо и (или) иное уполномоченное лицо, ответственное за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальный предприниматель.
От составов, предусмотренных ст.23.18 КоАП, необходимо отличать состав, предусмотренный ст.23.16 КоАП (непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения), который не касается представления данных государственной статистической отчетности (ст.23.18 КоАП является специальной по отношению к ст.23.16 КоАП).
3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст.7.6 КоАП).
Согласно п.6 части 1 ст.7.6 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.23.18 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 2 лет со дня совершения и 3 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с п.69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510. Данное правонарушение в части непредставления данных государственной статистической отчетности является длящимся (искажения данных - разовым). В этой связи при ведении административного процесса по рассматриваемой категории дел важно выяснить точную дату представления данных государственной статистической отчетности в соответствующие органы (дату совершения правонарушения, связанного с искажением данных, и дату прекращения длящегося правонарушения, связанного с непредставлением либо несвоевременным представлением (момент начала (установленная законодательством дата представления данных государственной статистической отчетности) и прекращения совершения)).
![]() |
Обратите внимание! Материалы проверки по фактам искажения данных государственной статистической отчетности (часть 1 ст.23.18 КоАП) необходимо направлять в правоохранительные органы для дачи правовой оценки в порядке, предусмотренном ст.173 и 174 Уголовно-процессуального кодекса РБ. В данном случае необходимо иметь в виду, что административное взыскание по части 1 ст.23.18 КоАП может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения. |
4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП).
Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает отмену постановления Белстата, утверждающего форму государственной статистической отчетности и указаний по ее применению, и непринятие нового постановления, а также увеличение сроков представления данных статистической отчетности до пределов, позволяющих констатировать факт отсутствия состава административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении данных.
Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс по рассматриваемой статье, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.23.18 КоАП, в зависимости от распределения должностных обязанностей (например, неознакомление с должностной инструкцией либо иным документом, закрепляющим обязанность по составлению и представлению статистической отчетности, может привести к выводу об отсутствии соответствующих полномочий).
С учетом необходимости направления материалов по факту искажения данных государственной статистической отчетности (совершенного из корыстной или иной личной заинтересованности) не исключается наличие по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, уголовного дела (часть 2 ст.427 Уголовного кодекса РБ). Подтверждением отсутствия в правонарушении признаков преступления может являться наличие в деле об административном правонарушении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же юрисдикционный акт, подтверждающий отсутствие в совершенном физическим лицом правонарушении признаков преступления, отсутствует в деле об административном правонарушении и усматриваются эти признаки, дело об административном правонарушении может быть прекращено по правилам части 2 ст.3.32 ПИКоАП.
Юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с порядком представления государственной статистической отчетности (ст.23.18 КоАП), строится на том, что в соответствии с подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике респонденты обязаны представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 августа 2016 г. следует руководствоваться ст.12 Закона о статистике в редакции Закона РБ от 13.07.2016 № 397-З. |
Наиболее часто выявляемые нарушения данных государственной статистической отчетности
1. Наиболее часто выявляемыми нарушениями являются следующие искажения данных государственной статистической отчетности, представляемой органам государственной статистики:
- по формам 12-ф (расчеты и прибыль) - несоответствие указанной в отчете просроченной кредиторской и дебиторской задолженности по налогам и сборам данным бухгалтерского учета; недостоверные данные о выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг, налогах и сборах, включаемых в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, покупной стоимости товаров, себестоимости реализованной продукции, работ, услуг, прибыли, убытке от операционных доходов и расходов, от внереализационных доходов и расходов, налогах и сборах из прибыли, задолженности по налогам и сборам; неверные сведения об обороте по дебету (кредиту) субсчетов;
- по формам 4-ис, 6-ис и 1-ис (инвестиции) - отражение в отчете данных о вводе в действие объектов без наличия в акте приемки объекта в эксплуатацию хотя бы одной подписи члена комиссии, без необходимых заключений органов государственного надзора, а также при наличии мотивированных возражений со стороны органов государственного надзора, недостоверных сведений о сумме инвестиций в основной капитал, выполненных строительно-монтажных работах и объеме незавершенного строительства на конец года, о фактическом размере использованных инвестиций по затратам на новое строительство и затратам на приобретение машин и оборудования по объектам, строительство которых будет продолжаться в последующие годы, о введенных в действие основных средствах.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 августа 2014 г. следует применять форму государственной статистической отчетности 1-ис (инвестиции) «Годовой отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал», утвержденную постановлением Белстата от 22.07.2014 № 100. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2014 г.; |
- по форме 1-мп (микро) - неотражение фонда заработной платы работников несписочного состава и внешних совместителей; несоответствие отраженных в отчете сведений о себестоимости реализованной продукции, работ, услуг и о чистой прибыли данным бухгалтерского учета (счета 90 и 99); неточные сведения о налогах и сборах, о прибылях и убытках от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 ноября 2017 г. действует постановление Белстата от 27.10.2017 № 132, которым утверждается форма государственной статистической отчетности 1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации». Форма вводится в действие начиная с отчета за 2017 г; |
- по форме 12-т - неуказание численности работников, принятых на работу на дополнительно введенные рабочие места, несоответствие в отчете количества специалистов и служащих штатному расписанию.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 апреля 2018 г. в форму 12-т на основании постановления Белстата от 23.02.2018 № 13 внесены дополнения; |
- по форме 1-мр (лом) и 1-мр (драгметаллы) - расхождение данных об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов в отчете со сведениями в первичных учетных документах; неуказание сведений об остатках поступления и расхода драгоценных металлов и изделий из них, об образовании их в течение отчетного периода в ломе и отходах;
- по форме 12-вэс (услуги) - недостоверные данные о стоимостном выражении услуг и коде услуг.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2016 г. следует применять форму государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг», утвержденную постановлением Белстата от 15.06.2015 № 40. Форма вводится в действие начиная с отчета за январь 2016 г.; |
- по форме 1-торг (опт) - учет оборотов по розничной торговле, несмотря на то, что в данном отчете должна содержаться информация только по оптовой торговле; недостоверные сведения о собственных (без сданных в аренду) и арендованных объектах, о площади временно приспособленных помещений под склад; расхождение сведений о стоимости проданных товаров отечественного производства в общем объеме оптового товарооборота с данными складского (бухгалтерского) учета; неотражение данных о продаже товаров отечественного производства, в то время как предприятием осуществлялась реализация товаров, произведенных в Республике Беларусь, которые были реализованы не на территории Республики Беларусь, а экспортированы в Российскую Федерацию.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 августа 2016 г. постановлением Белстата от 11.07.2016 № 86 утверждены новая форма государственной статистической отчетности 1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли» и Указания по заполнению данной формы. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2016 г. |
2. Наиболее часто выявляемыми нарушениями являются следующие искажения данных государственной статистической отчетности, представляемой государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию:
- по форме 1-отходы - недостоверные данные об объеме образования отходов, его полном перечне, их движении (наличии, остатках); указание наименования отдельных отходов и их кода, не соответствующих классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь (утвержден постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85); неуказание наименования, кода, кода физического состояния и класса опасности отхода;
- по форме 2-торг (конкурс) - неверное отражение общей суммы средств, предусмотренных заказчиком на отчетный период для закупки товаров (работ, услуг), общей суммы ориентировочных стоимостей закупок, общей стоимости заключенных договоров по закупкам товаров (работ, услуг), средств, направленных на закупки товаров (работ, услуг) без применения процедур закупок; отражение сведений о количестве заключенных договоров, участников-победителей процедур закупок, которые не соответствуют фактическому количеству заключенных договоров, участников-победителей этих процедур закупок;
- по форме 4-энергосбережение - отражение в отчете неверных сведений о фактической экономии топливно-энергетических ресурсов (в т.ч. в стоимостном выражении в соответствии с данными бухгалтерского учета), объеме внедрения, фактических затратах на внедрение, сроке внедрения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 января 2016 г. следует применяться форму государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных топливно-энергетических ресурсов», утвержденную постановлением Белстата от 02.11.2015 № 176. Форма вводится в действие начиная с отчета за январь-март 2016 г. |
Практика проверок: дела об административных правонарушениях, связанных с представлением данных государственной статистической отчетности
Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях, по которым к организациям были применены меры ответственности по части 1 статьи 23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
![]() |
Справочно Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин (часть 1 ст.23.18 КоАП).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. частью 1 ст.23.18 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З, далее - Закон № 95-З). |
![]() |
Ситуация 1 В отдел статистики главного статистического управления обществом с дополнительной ответственностью «Т» 11 февраля 2013 г. была представлена государственная статистическая отчетность по форме 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации», утвержденная постановлением Белстата от 05.11.2012 № 204 (далее - постановление № 204, форма 1-мп), содержащая статистические данные за январь-декабрь 2012 г. При проверке правильности, полноты и достоверности сведений, содержащихся в указанной форме, установлены нарушения. |
В соответствии с частями 2, 3 п.63, п.64, частью 1 п.65, п.66, частью 1 п.67, п.68 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации», утвержденных постановлением № 204 (далее - Указания № 204), организация, ведущая бухгалтерский учет, раздел V заполняет на основании данных по счетам бухгалтерского учета, отражающим расчеты с другими лицами (счета 09, 45, 60, 62, 65, 68-71, 73, 75, 76).
Данные приводятся в развернутом виде: остатки по счетам аналитического учета, по которым имеется дебетовый остаток, включаются в дебиторскую задолженность; по которым имеется кредитовый остаток, - в кредиторскую задолженность.
В графе 1 отражаются данные дебетовых остатков по счетам 09, 45, 60, 62, 68-71, 73, 75, 76. Сумма задолженности за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги, учитываемая на счете 45, отражается в отпускных (договорных) ценах (с учетом НДС, других налогов и сборов, включаемых в цену) на основании данных аналитического учета к счету 45. Стоимость готовых изделий, переданных другим организациям на комиссионных началах, учитываемая на счете 45, отражается по фактической себестоимости.
В графе 2 отражается сумма задолженности покупателей за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги, в т.ч. обеспеченная полученными векселями (задолженность, числящаяся по счетам 45 и 62 в отпускных (договорных) ценах), а также сумма задолженности по авансам выданным, учитываемая на счете 60.
В графе 3 отражаются данные кредитовых остатков по счетам 60, 62, 65, 68-71, 73, 75, 76.
В графе 4 отражается сумма задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные и другие ценности, выполненные работы и оказанные услуги, в т.ч. по векселям выданным (кредитовый остаток по счету 60), и сумма задолженности по авансам полученным, учитываемая на счете 62.
К просроченной (дебиторской, кредиторской) задолженности (графы 5 и 6) относится задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами или законодательством. В случаях, когда в договорах не указаны конкретные сроки расчетов, в просроченную задолженность включается задолженность, не погашенная в течение 60 дней (с даты отражения задолженности в бухгалтерском учете) по внутриреспубликанским расчетам и 90 дней - по внешним расчетам.
В соответствии с п.81 Указаний № 204 по строке 111 отражаются данные об остатках материалов, животных на выращивании и откорме, незавершенного производства, готовой продукции и товаров, товаров отгруженных и прочих запасов.
В соответствии с частью первой п.82 Указаний № 204 по строке 112 отражаются остатки материалов, учитываемых на счете бухгалтерского учета 10.
Согласно данным аналитического и синтетического учета за декабрь 2012 г. по счетам 60, 68, 69, 70, 71, 73, 76 дебетовые остатки в обществе на января 2013 г. составили 42 млн.руб. (в т.ч. поставщикам и подрядчикам - 27 млн.руб.), кредитовые - 108 млн.руб. (в т.ч. поставщикам и подрядчикам - 0,8 млн.руб.), просроченная дебиторская задолженность - 11,3 млн.руб. (образована в июле 2010 г.) остатки материалов - 112,1 млн.руб. (в т.ч. по счету 10-6 - 105,8 млн.руб., по счету 10-9 - 6,3 млн.руб.).
В нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, частей второй и третьей п.63, части первой п.65, части первой п.67, пп.64, 66, 68, 81, части первой п.82 Указаний № 204 ОДО «Т» 11 февраля 2013 г. были представлены в отдел статистики искаженные (недостоверные) данные в форме 1-мп за 2012 г., а именно:
• по строкам 85, 86 графы 1 указана сумма дебиторской задолженности 22 млн.руб., тогда как по данным бухгалтерского учета она составляет 42 млн.руб. (занижена на 20 млн.руб.);
• по строкам 85, 86 графы 2 указана сумма дебиторской задолженности за товары (работы, услуги) 22 млн.руб., тогда как по данным бухгалтерского учета она составляет 27 млн.руб. (занижена на 5 млн.руб.);
• по строкам 85, 86 графы 3 указана кредиторская задолженность в сумме 107 млн.руб., тогда как по данным бухгалтерского учета она составляет 108 млн.руб. (занижена на 1 млн.руб.);
• по строкам 85, 86 графы 4 не указаны сведения о наличии кредиторской задолженности за товары, работы и услуги, тогда как по данным бухгалтерского учета она составляет 1 млн.руб. (занижена на 1 млн.руб.);
• по строкам 85, 86 графы 5 не указаны сведения о наличии просроченной дебиторской задолженности, тогда как по данным бухгалтерского учета она составляет 11,3 млн.руб. (занижена на 11,3 млн.руб.);
• по строкам 111, 112 указано наличие остатков материалов на конец года в сумме 106 млн.руб., тогда как по данным бухгалтерского учета они составили 112 млн.руб. (занижены на 6 млн.руб.).
![]() |
Ситуация 2 В отдел статистики главного статистического управления сельскохозяйственного производственного кооператива не был представлен отчет по форме 12-т (задолженность), утвержденной постановлением Белстата от 29.07.2011 № 197 (далее - форма 12-т (задолженность), постановление № 197), при наличии просроченной задолженности по выплате заработной платы. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 июня 2014 г. следует применять форму государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате», утвержденную постановлением Белстата от 08.05.2014 № 40. Форма вводится в действие начиная с отчета по состоянию на 1 июля 2014 г. |
Форма 12-т (задолженность) месячной периодичности введена в действие начиная с отчета по состоянию на 1 марта 2012 г.
Согласно части 1 п.1, частям 1, 2 п.5 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате», утвержденных постановлением № 197 (далее - Указания № 197), государственную статистическую отчетность по форме 12-т (задолженность) при наличии просроченной задолженности по заработной плате представляют коммерческие организации - юридические лица со средней численностью работников за календарный год 16 человек и более, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс; данные о просроченной задолженности по заработной плате отражаются по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок выплаты заработной платы; просроченной задолженностью по заработной плате для целей настоящего государственного статистического наблюдения являются начисленные суммы заработной платы работникам, включая внутренних и внешних совместителей, но не выплаченные организацией до 24 часов последнего дня месяца, следующего за месяцем, за который эти суммы начислены.
В нарушение подп.2.1 п.2 ст.12, п.2 ст.17 Закона о статистике, п.3 постановления № 197, части первой п.1 Указаний № 197 сельскохозяйственным производственным кооперативом в апреле-мае 2013 г. не было обеспечено представление в отдел статистики отчета формы 12-т (задолженность) по состоянию на 1 апреля и 1 мая 2012 г. при наличии просроченной задолженности по выплате заработной платы за февраль 2013 г. в сумме 144 178 000 руб. и март 2013 г. - 492 273 000 руб.
![]() |
Ситуация 3 Установлено, что в отдел статистики унитарным предприятием «В» 28 января 2013 г. были представлены государственная статистическая отчетность по форме 1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации», утвержденной постановлением Белстата от 05.11.2012 № 203 (далее - форма 1-мп (микро), постановление № 203), и государственная статистическая отчетность по форме 1-ун «Отчет об объеме платных услуг населению», утвержденной постановлением Белстата от 01.11.2011 № 291 (далее - форма 1-ун), содержащие статистические данные за 2012 г. |
Согласно абзацам 2-8, 18 п.7 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации», утвержденных постановлением № 203 (далее - Указания № 203), отчет составляется на основании: учредительных документов организации; приказов (распоряжений) нанимателя (о приеме на работу, об увольнении, о предоставлении трудового и социального отпусков, о дисциплинарном взыскании и др.); табеля или других документов учета рабочего времени работников; ведомостей по начислению заработной платы; листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности; гражданско-правовых договоров; регистров бухгалтерского учета; других первичных учетных документов.
Согласно п.16 Указаний № 203 по строкам 5-7 отражается фонд заработной платы работников списочного и несписочного состава и внешних совместителей.
Согласно п.17 Указаний № 203 в фонд заработной платы включаются начисленные за отчетный год денежные суммы (включая подоходный налог и обязательный страховой взнос работника) независимо от источников их выплаты, статей и смет в соответствии с платежными документами, по которым с работниками производятся расчеты по заработной плате, независимо от срока их фактической выплаты.
Начисленные и зарезервированные суммы премий в соответствии с законодательством включаются в фонд заработной платы отчетного года по мере их фактической выплаты.
Суммы, начисленные за трудовые и социальные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного года только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном году. Суммы, причитающиеся за дни отпуска года, следующего за отчетным, включаются в фонд заработной платы следующего года.
Выплаты в неденежной форме в виде товаров (продукции, услуг) включаются в фонд заработной платы исходя из средней цены реализации соответствующего вида продукции в отчетном году.
Стоимость выданных работникам в счет заработной платы товаров (продукции, услуг) определяется исходя из средней цены реализации в отчетном году либо в ценах приобретения, когда товары покупались в других организациях.
Если товары (продукция, услуги) продавались работникам по сниженным ценам, то в фонд заработной платы включается разница между их полной стоимостью и суммой, уплаченной работникам.
Согласно частям второй, третьей и пятой п.69 Указаний № 203 организация, ведущая бухгалтерский учет, раздел V заполняет на основании данных по счетам бухгалтерского учета, отражающим расчеты с другими лицами (счета 09, 45, 60, 62, 65, 68-71, 73, 75, 76).
Данные приводятся в развернутом виде: остатки по счетам аналитического учета, по которым имеется дебетовый остаток, включаются в дебетовую задолженность; по которым имеется кредитовый остаток, - в кредиторскую задолженность.
В разделе V не отражаются суммы задолженности по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам, в т.ч. проценты по ним.
В соответствии с п.72 Указаний № 203 в графе 3 отражаются данные кредитовых остатков по счетам 60, 62, 65, 68-71, 73, 75, 76.
В нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, пп.16, 17, 72 Указаний № 203 унитарное предприятие «В» 28 января 2013 г. представило в отдел статистики искаженные (недостоверные) данные по форме 1-мп (микро) за 2012 г., а именно:
• в разделе I по строке 6 фонд заработной платы внешних совместителей занижен на 1,1 млн.руб. (указано 7,4 млн.руб. вместо 8,5 млн.руб. согласно ведомостям начисления заработной платы за январь-декабрь 2012 г.);
• в разделе V по строкам 85, 86 в графе 3 сумма кредиторской задолженности всего и в т.ч. юридических и (или) физических лиц Республики Беларусь занижена на 5 млн.руб. (указано 29 млн.руб. вместо 34 млн.руб. согласно данным аналитического и синтетического учета по состоянию на 1 января 2013 г. по счетам 60, 62, 68-71, 76).
![]() |
Ситуация 4 В соответствии с постановлением Белстата от 04.07.2012 № 91 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-торг (товарооборот) «Отчет о розничном товарообороте и запасах товаров и указаний по ее заполнению» (далее - форма 12-торг (товарооборот), постановление № 91) предприятием «В» 3 июня 2013 г. в отдел статистики была представлена форма государственной статистической отчетности 12-торг (товарооборот) за январь-май 2013 г. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 января 2016 г. следует применять форму государственной статистической отчетности 12-торг (товарооборот) «Отчет о розничном товарообороте и запасах товаров, товарообороте общественного питания», утвержденную постановлением Белстата от 20.07.2015 № 78. Форма вводится в действие начиная с отчета за январь 2016 г. |
Согласно подп.1.1 п.1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-торг (товарооборот), утвержденных постановлением № 91 (далее - Указания № 91), отчет формы 12-торг (товарооборот) представляют ежемесячно юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие продажу товаров собственного и несобственного производства через розничную (торговую) сеть, включая торговлю по образцам, аптеки, автозаправочные станции, интернет-магазины, торговые объекты общественного питания, а также занимающиеся подпиской на печатные средства массовой информации, в соответствии с перечнем, установленным Белстатом.
Согласно частям первой-третьей ст.10 Закона РБ от 28.07.2003 № 231-З «О торговле» общественное питание (торгово-производственная деятельность) - это вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Общественное питание осуществляется торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общепита, либо иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения. Общественное питание осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 июля 2014 г. Закон № 231-З утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». В соответствии с п.14 ст.1 нового Закона общественное питание - предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и организацию потребления продукции общественного питания и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания. |
Проверкой установлено, что на территории предприятия «В» был организован буфет, где кулинарная продукция реализовывалась своим работникам.
Буфет - объект общественного питания, предназначенный для реализации с потреблением на месте ограниченного ассортимента кулинарной продукции из полуфабрикатов высокой степени готовности, хлебобулочных и кондитерских изделий, покупных товаров (абзац 4 п.2 Инструкции по классификации торговых объектов общественного питания, утвержденной постановлением Минторга РБ от 04.10.2010 № 26).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 октября 2016 г. следует руководствоваться термином «буфет», который содержится в абзаце 3 п.2 Инструкции о порядке классификации объектов общественного питания по типам и классам, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 06.10.2016 № 32. |
В соответствии с п.17 Указаний № 91 по строке 06 отражается стоимость реализованной продукции собственного производства торговых объектов общественного питания и покупных товаров населению за наличный расчет или оплаченных по банковским пластиковым карточкам через торговые объекты общественного питания для потребления, главным образом, на месте, а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за наличный и безналичный расчет для организации питания различных контингентов населения.
Согласно абзацу 2 части первой п.19 Указаний № 91 по строке 06 отражается стоимость продукции собственного производства общественного питания и покупных товаров, проданных (отпущенных) работникам своей организации, с последующим удержанием ее из заработной платы.
В нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, абзаца 2 п.19 Указаний № 91 предприятием в форме 12-торг (товарооборот), представленной в отдел статистики 3 июня 2013 г., в розничный товарооборот общественного питания не включена стоимость товаров, отпущенных рабочим в счет заработной платы через буфет. В результате по строке 06 графы 1 формы 12-торг (товарооборот) занижен розничный товарооборот общественного питания на 535,9 млн.руб. (согласно форме 12-торг (товарооборот) розничный товарооборот общественного питания составил 1 985,9 млн.руб., согласно данным бухгалтерского учета - 2 521,8 млн.руб.).
![]() |
Ситуация 5 В соответствии с постановлением Белстата от 01.07.2011 № 136 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-мр (лом) «Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов» и указаний по ее заполнению» (далее - форма 1-мр (лом), постановление № 136) обществом 10 февраля 2013 г. в отдел статистики была представлена форма государственной статистической отчетности 1-мр (лом) «Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов» за 2012 г. (далее - форма 1-мр). |
Согласно части первой п.4, п.13, части первой п.18 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-мр (лом) «Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов», утвержденных постановлением № 136 (далее - Указания № 136), в отчете отражаются данные только о ломе и отходах, которые образуются у юридических лиц в процессе их хозяйственной деятельности, а также принятых в переработку от организаций государственного объединения «Белвтормет» или от других организаций по нарядам данного объединения.
В графе 12 отражается все количество лома и отходов (как образовавшихся от собственной хозяйственной деятельности, так и поступивших от других организаций), использованных на собственные производственные, ремонтно-эксплуатационные и прочие нужды, с выделением в графе 13 количества лома и отходов, образовавшихся от собственной хозяйственной деятельности и использованных на нужды юридического лица.
Порядок заполнения раздела II по графам со 2-й по 15-ю аналогичен порядку заполнения по соответствующим графам раздела I.
В нарушение части первой п.4 Указаний № 136 обществом по строкам 2020, 2500 граф 3, 4 формы 1-мр завышено поступление лома чугунного и всего лома и отходов черных металлов, в т.ч. технологических отходов, за 2012 г. на 12 т (согласно форме 1-мр поступило от собственных источников (технологические отходы) и всего лома чугунного соответственно 1 238 т и 4 967 т, общее поступление лома и отходов черных металлов от собственных источников и всего составило соответственно 4 747 т и 8 506 т, в соответствии с первичными учетными документами о движении лома и отходов поступление лома чугунного от собственных источников (технологические отходы) и всего составило 1 226 т и 4 955 т соответственно, общее поступление лома и отходов черных металлов от собственных источников и всего - 4 735 т и 8 494 т). Следует отметить, что обществом при заполнении формы 1-мр (лом) в поступление лома чугунного, образовавшегося от технологических отходов, и всего лома и отходов черных металлов включались отходы металлов, принадлежащие заказчикам в соответствии с заключенными договорами на изготовление продукции и возвращенные им.
В нарушение п.13, части первой п.18 Указаний № 136 обществом по строкам 2020, 2500 граф 9, 12 формы 1-мр (лом) завышен расход лома чугунного и всего лома и отходов черных металлов, использованных в собственном производстве и общий их расход, на 54 т (согласно форме 1-мр (лом) израсходовано всего, в т.ч. использовано в собственном производстве, соответственно 4 841 т и 3 981 т лома чугунного, общий расход лома и отходов черных металлов, в т.ч. в собственном производстве, составил соответственно 8 238 т и 5 197 т, в соответствии с первичными учетными документами о движении лома и отходов расход лома чугунного всего, в т.ч. в собственном производстве, составил 3 927 т и 4 787 т соответственно, общий расход лома и отходов черных металлов, в т.ч. в собственном производстве, - 8 184 т и 5 143 т).
Таким образом, в нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, части первой п.4, п.13, части первой п.18 Указаний № 136 обществом были представлены отделу статистики искаженные данные о поступлении и расходе лома чугунного и всего лома и отходов черных металлов.
![]() |
Ситуация 6 В соответствии с подп.1.1 п.1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», утвержденных постановлением Белстата от 11.01.2012 № 3 (далее - Указания № 3, форма 12-ф (прибыль), утвержденная постановлением № 3), подп.1.1 п.1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», утвержденных постановлением Белстата от 12.10.2012 № 183 (далее - Указания № 183, форма 12-ф (прибыль), утвержденная постановлением № 183), открытое акционерное общество (далее - ОАО) «Л» обязано было представлять статистическую отчетность формы 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах». |
Выборочной проверкой за период с 1 сентября 2012 г. по 31 мая 2013 г. соблюдения порядка представления статистической отчетности формы 12-ф (прибыль) и ее достоверности ОАО «Л» установлено, что в отдел статистики были представлены искаженные данные государственной статистической отчетности формы 12-ф (прибыль) за январь-сентябрь 2012 г., январь-октябрь 2012 г., январь-ноябрь 2012 г. и январь-декабрь 2012 г.
В форме 12-ф (прибыль), утвержденной постановлением № 3, при отражении сумм за январь-сентябрь 2012 г., январь-октябрь 2012 г., январь-ноябрь 2012 г. и январь-декабрь 2012 г.: по строке 21 «Прочие расходы по текущей деятельности», по строке 22 «Прибыль, убыток (-) от текущей деятельности (строка 19 плюс строка 20 минус строка 21)» и по строке 28 «Чистая прибыль, убыток (-) (строка 22 плюс строка 23, минус строка 24, плюс строки 25 и 26, минус строка 27)» не учтены суммы прочих расходов по текущей деятельности, отраженные по дебету субсчета 90-8 «Прочие расходы по текущей деятельности» и списанные в течение 2012 года в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль» за январь-сентябрь 2012 г. в сумме 186 млн.руб., январь-октябрь 2012 г. - 196 млн.руб., январь-ноябрь 2012 г. - 265 млн.руб., январь-декабрь 2012 г. - 342 млн.руб., чем нарушены требования подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, п.4, части первой п.13, части первой п.14, части первой п.20 Указаний № 3 (утратили силу с 22 января 2013 г., аналогичные требования содержатся в Указаниях № 183). В результате в форме 12-ф (прибыль), утвержденной постановлением № 3, отражена чистая прибыль за январь-сентябрь 2012 г. в сумме 217 млн.руб., январь-октябрь 2012 г. - 210 млн.руб., январь-ноябрь 2012 г. - 174 млн.руб., январь-декабрь 2012 г. - 36 млн.руб., а с учетом вышеуказанных нарушений следовало отразить чистую прибыль за январь-сентябрь 2012 г. в сумме 31 млн.руб., январь-октябрь 2012 г. - 14 млн.руб., чистый убыток за январь-ноябрь 2012 г. в сумме 91 млн.руб., январь-декабрь 2012 г. - 306 млн.руб.
Также выборочной проверкой соблюдения порядка представления статистической отчетности и ее достоверности ОАО «Л» было установлено, что в отдел статистики были представлены искаженные данные формы 12-ф (прибыль), утвержденной постановлением № 183, за январь 2013 г., январь-февраль 2013 г., январь-март 2013 г., январь-апрель 2013 г., январь-май 2013 г.
В форме 12-ф (прибыль), утвержденной постановлением № 183, при отражении сумм за январь 2013 г., январь-февраль 2013 г., январь-март 2013 г., январь-апрель 2013 г., январь-май 2013 г.: по строке 22 «Прибыль, убыток (-) от текущей деятельности» и по строке 28 «Чистая прибыль, убыток (-) (строка 22 плюс строка 23, минус строка 24, плюс строки 25 и 26, минус строка 27)» не учтены суммы прочих расходов по текущей деятельности, отраженные по дебету субсчета 90-8 «Прочие расходы по текущей деятельности» и списанные в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль» за январь 2013 г. - 8 млн.руб., январь-февраль 2013 г. - 13 млн.руб., январь-март 2013 г. - 29 млн.руб., январь-апрель 2013 г. - 43 млн.руб., январь-май 2013 г. - 55 млн.руб., чем нарушены требования подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, части первой п.5, части первой п.13, части первой п.19 Указаний № 183. В результате в форме 12-ф (прибыль), утвержденной постановлением № 183, отражена чистая прибыль за январь 2013 г. в сумме 2 млн.руб., январь-февраль 2013 г. - 2 млн.руб., январь-март 2013 г. - 2 млн.руб., январь-апрель 2013 г. - 9 млн.руб., январь-май 2013 г. - 11 млн.руб., а с учетом вышеуказанных нарушений следовало отразить чистый убыток за январь 2013 г. в сумме 6 млн.руб., январь-февраль 2013 г. - 11 млн.руб., январь-март 2013 г. - 27 млн.руб., январь-апрель 2013 г. - 34 млн.руб., январь-май 2013 г. - 44 млн.руб.
![]() |
Ситуация 7 В соответствии с п.25 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг», утвержденных постановлением Белстата от 15.10.2012 № 186 (далее - Указания № 186, форма 12-вэс (услуги)), из расходов на командирование работников организации за пределы Республики Беларусь в разделе II отражаются транспортные расходы (коды 0112, 0122, 0132, 0142, 0162). Как следует из авансовых отчетов работников общества, авиабилеты для командирования их в Китай приобретены на территории Республики Беларусь в компании «Lufthansa Belarus». Представительство акционерного общества «Deutsche Lufthansa AG» (ФРГ) в Республике Беларусь является иностранным юридическим лицом, зарегистрированным Министерством иностранных дел РБ, УНН 600099561. В соответствии с п.9 Указаний № 186 в случае заключения резидентом договора с представительством иностранного юридического лица (в соответствии с законодательством Республики Беларусь может быть заключен представительством только от имени и по поручению представляемой им организации) или представителем иностранного юридического лица его следует рассматривать как контракт с нерезидентом. В данном случае это публичные договоры на приобретение авиабилетов. К авансовым отчетам Б. (от 05.06.2013), К. (от 05.06.2013), Ш. (от 05.06.2013) приложены авиабилеты Минск-Шанхай-Минск (через г.Франкфурт) соответственно стоимостью по 1 338,78 евро каждый. В соответствии с п.10 Указаний № 186 данные об импорте услуг при командировании работников за пределы Республики Беларусь отражаются по дате предоставления авансового отчета. Поэтому сведения об импорте транспортных услуг должны были быть отражены в отчетах формы 12-вэс (услуги) за июнь 2013 г. Таким образом, в отчете по форме 12-вэс (услуги) за июнь 2013 г. в разделе II «Импорт услуг» обществом должны были быть отражены данные о транспортных услугах по коду страны 276 (Германия) и коду вида услуг 0132 (перевозки пассажирские, включая аренду (фрахтование) транспортного средства с экипажем) на сумму стоимости авиабилетов (1 338,78 евро х 3 = 4 016,34 евро). В результате отчет по форме 12-вэс (услуги) за июнь 2013 г. был представлен в органы государственной статистики с искажением данных в части неуказания информации об импорте транспортных услуг. |
Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях, по которым к организациям были применены меры ответственности по части 3 статьи 23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
![]() |
Справочно Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию, - влекут наложение штрафа в размере от 20 до 80 базовых величин (часть 3 ст.23.18 КоАП).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 3 ст.23.18 КоАП предусмотрена в виде наложения штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин (в редакции Закона № 95-З). |
![]() |
Ситуация 1 Постановлением Белстата от 31.10.2012 № 190 (далее - постановление № 190) утверждена форма государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности» (далее - форма 4-аренда (Госкомимущество)) квартальной периодичности и введена в действие начиная с отчета за январь-март 2013 г. |
В соответствии с абзацем 2 части первой п.1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности», утвержденных постановлением № 190 (далее - Указания № 190), государственную статистическую отчетность по форме 4-аренда (Госкомимущество) представляют юридические лица, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, находящиеся в государственной (республиканской и коммунальной) собственности.
Установлено, что в нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, п.7, части первой п.9, п.10, абзаца 2 п.13, п.22 Указаний № 190 предприятием, как юридическим лицом, имеющим на балансе капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, находящиеся в коммунальной собственности, 19 апреля 2013 г. были представлены в облисполком искаженные (недостоверные) данные отчета 4-аренда за январь-март 2013 г.
Так, предприятием в представленном 19 апреля 2013 г. в облисполком отчете:
• в графе 1:
по строке 1 неверно были указаны наименование юридического лица, почтовый адрес юридического лица;
по строкам 1.1, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 не указан полный почтовый адрес объектов;
по строке 1.1 не указан УНП арендатора;
• в графе 4 по строке 1.1 указана площадь, сданная в аренду, в размере «5,260 кв.м» вместо «0» (договор аренды действовал до 01.03.2013);
• в графе 5:
по строке 1.1 указана дата окончания действия договора аренды «21.10.2013» вместо «28.02.2013» (копия акта приема-передачи прилагается);
по строке 2.1 указан номер и дата начала действия договора аренды «№ 01/09 от 20.03.2009» вместо «без номера, 20.03.2012»;
по строке 2.3 указана дата окончания действия договора аренды «10.08.2015» вместо «31.12.2013»;
по строке 2.7 указана дата начала действия договора аренды «29.11.2007» вместо «29.11.2012»;
• в графе 6 по строке «Получено организацией по договорам аренды, срок действия которых окончен» не отражена сумма арендной платы, полученной арендодателем в течение отчетного периода по договору аренды от 22.10.2010 с ОАО «Б» в размере 0,813 млн.руб. (договор действовал до 1 марта 2013 г.);
• в графе 1 таблицы 2 отчета по строке 01 отражена общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, нежилых помещений в жилых зданиях в размере «34 449,3 кв.м» вместо «15 331,3 кв.м» (включена площадь сооружений, которым присуще отсутствие стен, пола, потолка (ограждения, ворота, площадки и т.п.), а также передаточных устройств).
![]() |
Ситуация 2 Согласно форме государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденной постановлением Белстата от 29.09.2011 № 277 (далее - постановление № 277, форма 1-отходы (Минприроды)), государственная статистическая отчетность по форме 1-отходы (годовой периодичностью) представляется 20 января юридическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную с обращением с отходами производства, республиканскому научно-исследовательскому унитарному предприятию «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология». |
Согласно пп.1, 3, 4 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденных постановлением № 277 (далее - Указания № 277), форму 1-отходы (Минприроды) представляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства (кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона, отходы упаковки, отработанные люминесцентные трубки, отработанные ртутные лампы, при общем объеме таких отходов 50 т и менее в год).
Форма 1-отходы (Минприроды) заполняется на основании данных следующих первичных учетных документов:
• книг по формам ПОД-9, ПОД-10.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 августа 2014 г. постановление Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33, утверждающее книги по формам ПОД-9 и ПОД-10, на основании постановления Минприроды РБ от 20.06.2014 № 27 утратило силу. С 1 июня 2014 г. введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденный постановлением Минприроды РБ от 03.03.2014 № 2-Т; |
• акта инвентаризации отходов производства согласно приложению 3 к Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2018 г. следует применять форму акта инвентаризации отходов производства в редакции постановления Минприроды РБ от 28.02.2018 № 3; |
• товарно-транспортных накладных;
• актов выполненных работ по договорам, заключенным на оказание услуг по использованию, захоронению и обезвреживанию отходов.
В отчете отражаются объемы отходов, образующихся как в собственном производстве, так и отходов, полученных от других организаций.
Согласно акту инвентаризации отходов производства унитарного коммунального предприятия «Ж» от 18.12.2012 на предприятии только за период проведения инвентаризации (с 5 ноября по 5 декабря 2012 г.) образовывались следующие отходы: опилки натуральной чистой древесины (код 1710200) в количестве 0,06 т, кусковые отходы натуральной чистой древесины (код 1710700) - 0,084 т, зола от сжигания торфа с древесиной (код 3130401) - 0,387 т, абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (код 3144406) - 0,001 т, шлам карбидный (код 3161800) - 0,001 т, металлическая тара, загрязненная ЛКМ (код 3510602), - 0,000 15 т, смесь окалины и сварочного шлака (код 3510203) - 0,000 2 т, стружка электродная (код 3530600) - 0,000 3 т, прочие лом и отходы цветных металлов (3534900) - 0,000 2 т, стеклобой при использовании стекла 4 мм и более в строительстве (код 3140842) - 0,000 6 т, шлам нейтрализации электролитов (код 5210101) - 0,001 т, смесь нефтепродуктов отработанных (код 5412300) - 0,005 6 т, отработанные масляные фильтры (код 5492800) - 0,001 т, обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел - менее 15 %) (код 5820601), - 0,000 3 т, изношенные шины с металлокордом (код 5750201) - 0,02 т, отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), - 0,092 т, отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций (код 9120800) - 0,021 т, отходы жизнедеятельности населения (код 9120100) - 0,071 т.
В нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона о статистике, пп.3, 4 Указаний № 277 предприятием 15 января 2013 г. были представлены республиканскому научно-исследовательскому унитарному предприятию «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология» недостоверные (искаженные) данные государственной статистической отчетности по форме 1-отходы (Минприроды) за 2012 г., не содержащие полного перечня образующихся на предприятии отходов.
Так, в форме 1-отходы (Минприроды) не была отражена информация об образовании на предприятии следующих отходов: опилки натуральной чистой древесины (код 1710200), кусковые отходы натуральной чистой древесины (код 1710700), зола от сжигания торфа с древесиной (код 3130401), абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (код 3144406), шлам карбидный (код 3161800), металлическая тара, загрязненная ЛКМ (код 3510602), смесь окалины и сварочного шлака (код 3510203), стружка электродная (код 3530600), прочие лом и отходы цветных металлов (3534900), шлам нейтрализации электролитов (код 5210101), смесь нефтепродуктов отработанных (код 5412300), отработанные масляные фильтры (код 5492800), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел - менее 15 %) (код 5820601).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. в ПИКоАП внесены изменения и дополнения на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З. |
29.05.2014
Александр Денисевич, кандидат юридических наук