


Материал помещен в архив
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОРЯДКОМ ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТОВ
![]() |
Справочно (об авторе) Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ. |
К основным административным правонарушениям, связанным с порядком проведения расчетов, относятся нарушения, предусмотренные ст.11.7, 12.18-12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Рассмотрим, какие государственные органы уполномочены проверять данный порядок, и приведем примеры дел об административных правонарушениях, связанных с порядком проведения расчетов.
Кто проверяет порядок проведения расчетов?
К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, связанных с порядком проведения расчетов, относятся согласно ст.11.7 и 12.19 КоАП органы Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК), налоговые органы, органы Национального банка РБ, органы Министерства финансов РБ и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов в соответствии со ст.11.7 КоАП, которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) соответственно на основании:
• Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»;
• Закона РБ от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
• Указа Президента РБ от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
• Указа Президента РБ от 11.02.2009 № 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля»;
• Налогового кодекса РБ (далее - НК);
• постановления Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»;
• Банковского кодекса РБ;
• Указа Президента РБ от 13.06.2001 № 320 «Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь»;
• Бюджетного кодекса РБ;
• постановления Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь».
Территориальная компетенция КГК определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. Территориальные органы финансовых расследований включают управления Департамента финансовых расследований КГК по областям, по Минской области и г.Минску и межрайонные отделы данных управлений. В целях реализации полномочий Министерства по налогам и сборам РБ в административно-территориальных единицах Республики Беларусь созданы инспекции Министерства по налогам и сборам РБ по областям и г.Минску, районам, городам, районам в городах, являющиеся территориальными органами данного министерства. Главные управления по областям относятся к структурным подразделениям Национального банка РБ. Министерство финансов осуществляет свою деятельность самостоятельно, а также через свои территориальные органы и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов.
Процессуальная компетенция органов определена для:
• Комитета государственного контроля ст.3.7 и п.16 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП);
• налоговых органов - ст.3.13 и п.26 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением МНС РБ от 18.10.2011 № 49 «О наделении должностных лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»;
• органов Национального банка РБ - ст.3.16 и п.27 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.04.2011 № 151 «О наделении должностных лиц Национального банка Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, подготовку к рассмотрению и рассмотрение дел об административных правонарушениях».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 сентября 2017 г. взамен постановления № 151 действует постановление Правления Нацбанка РБ от 31.08.2017 № 358 «О наделении должностных лиц Национального банка Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, подготовку к рассмотрению и рассмотрение дел об административных правонарушениях»; |
• органов Министерства финансов РБ и финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов - ст.3.15 и п.62 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением Минфина РБ от 14.02.2007 № 24 «О составлении протоколов и рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами органов Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 190».
Нарушения законодательства, связанные с порядком проведения расчетов
Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, связанных с порядком проведения расчетов, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Указа Президента РБ от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь», Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107 (далее - Инструкция № 107), постановления Совета Министров РБ, Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» и др.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июня 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией № 107 с изменениями, внесенными постановлением Правления Нацбанка РБ от 25.05.2018 № 235. |
Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.
1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с нарушением порядка проведения расчетов).
Сущность и характер действий (бездействия) определяется:
• объектом посягательства (предпринимательская (финансовая) деятельность) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (ст.11.7, 12.18-12.20 КоАП);
• способом нарушения порядка проведения расчетов (где, в каком месте было деяние совершено? когда (время, дата) это деяние было совершено? как действовало лицо? нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства? какие средства и орудия (инструменты) были применены?).
2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).
Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком проведения расчетов.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении следующих действий (бездействия):
• нарушение порядка ведения кассовых операций;
• невыполнение требований законодательства по осуществлению проверки наличных денежных средств на подлинность и платежность;
• нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет;
• осуществление расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в суммах, превышающих установленный законодательством размер;
• осуществление вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, а также в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели, в суммах, превышающих пределы, установленные законодательством, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке;
• иные нарушения установленного законодательством порядка расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;
• нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;
• нарушение порядка использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь указанного оборудования либо его техническое обслуживание и ремонт.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований порядка проведения расчетов юридическим лицом.
Субъектами правонарушения являются физическое лицо (работник, связанный с порядком приема наличных денежных средств, а также ведения кассовых операций, в т.ч. кассир либо иное должностное лицо), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемых правонарушений.
3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст.7.6 КоАП).
Согласно п.4 части 1 ст.7.6 КоАП за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.11.7, 12.18-12.20 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. В этой связи необходимо надлежащим образом учитывать дату вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с п.69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510.
4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП).
Принятие акта законодательства, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает отмену (изменение в сторону улучшения правового положения субъектов) требований нормативных правовых актов, касающихся порядка проведения расчетов (например, отмена административной ответственности юридических лиц за нарушение порядка ведения кассовых операций, предусмотренной ранее действующей редакцией ст.11.7 КоАП). Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.11.7 и 12.18 КоАП. Наличие по тому же факту в отношении лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.
Юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с порядком проведения расчетов, строится на том, что в соответствии с частью первой п.23 Инструкции № 107 выдача наличных денег из касс юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, привлекающих для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения осуществления частной нотариальной деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, производится по:
• расходному кассовому ордеру формы КО-2, установленной постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38;
• платежной ведомости с приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
При этом частью первой п.26 Инструкции № 107 определено, что выдача наличных денег лицам, не состоящим в штате юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной платежной ведомости с составлением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям).
Согласно абзацам 2 и 3 части третьей п.31 Инструкции № 107 юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы выдают наличные деньги, в т.ч. с использованием корпоративных карточек, под отчет на предстоящие расходы на сроки, определяемые руководителем юридического лица, подразделения или лицом, им уполномоченным, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, включая день выдачи (получения с корпоративной карточки) наличных денег под отчет:
• не более 3 рабочих дней - на расходы, производимые в месте нахождения юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса;
• не более 10 рабочих дней - на расходы, производимые вне места нахождения юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса.
В соответствии с частью первой п.32 Инструкции № 107 лица, получившие наличные деньги, в т.ч. с использованием корпоративных карточек, под отчет на предстоящие расходы, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, представить в бухгалтерскую службу отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги, за исключением случаев, установленных в п.1 части второй ст.107 Трудового кодекса РБ.
Согласно части второй п.33 Инструкции № 107 выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным суммам, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей п.33 и частью второй п.39 Инструкции № 107. При этом согласно части первой п.37 Инструкции № 107 работники, получившие денежные средства под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, посредством их зачисления на карт-счет и расходовавшие денежные средства с использованием корпоративных (личных) карточек, обязаны представить в бухгалтерскую службу юридического лица, подразделения, индивидуальному предпринимателю, частному нотариусу отчет об израсходованных суммах, а также карт-чеки (их копии, заверенные руководителем юридического лица, подразделения или лицом, им уполномоченным, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом) или выписку по карт-счету и иные документы, подтверждающие целевой характер расходования денежных средств.
В соответствии с п.13 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение № 924/16), кассовое оборудование применяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии установки на нем средств контроля. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие кассовое оборудование, обязаны обеспечить сохранность и целостность средств контроля, установленных на нем.
В соответствии с частями первой, третьей, пятой п.14 Положения № 924/16 на каждую единицу кассового оборудования (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности банками, индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, кассового оборудования, встраиваемого в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, и специальных компьютерных систем) ведется книга кассира по форме согласно приложению 2 к Положению № 924/16, наличие которой должно быть обеспечено в месте установки кассового оборудования.
Книга кассира предназначена для ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием, и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя юридического лица и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, а также печатью юридического лица либо подписью индивидуального предпринимателя.
В начале рабочего дня (смены) производится запись даты, показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций. По окончании рабочего дня (смены) заполняются остальные реквизиты, предусмотренные в форме книги кассира.
В соответствии с абзацем 3 подп.2.1 п.2 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359 (далее - Порядок № 359), при осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях юридические лица, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать следующую очередность: вне очереди производить платежи в счет погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование на эти суммы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению. При отсутствии или недостаточности средств в белорусских рублях на текущих (расчетных) счетах указанные платежи осуществлять за счет средств, полученных от продажи (в том числе обязательной) иностранной валюты. В этом случае продажа средств, поступивших на текущие (расчетные) счета в иностранной валюте, должна производиться до исполнения предъявленных к данным счетам платежных требований или иных платежных инструкций.
Согласно части второй ст.4 Закона РБ от 06.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» бюджет прожиточного минимума ежеквартально утверждается Правительством РБ в ценах последнего месяца каждого квартала. В соответствии со ст.11 Закона РБ от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» индекс потребительских цен рассчитывается Национальным статистическим комитетом РБ и ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) публикуется в республиканских средствах массовой информации, в т.ч. нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации. Коэффициенты повышения тарифных ставок рабочих после 29 июня 2011 г. приведены в приложении 2 к Рекомендациям по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 сентября 2014 г. бюджет прожиточного минимума ежеквартально утверждается Министерством труда и социальной защиты РБ в ценах последнего месяца каждого квартала (часть вторая ст.4 Закона № 239-З с изменением, внесенным Законом РБ от 07.05.2014 № 148-З). |
Практика проверок: дела об административных правонарушениях, связанных с порядком проведения расчетов
Нарушение порядка ведения кассовых операций
Рассмотрим примеры фактической основы дел об административных правонарушениях по части 1 ст.11.7 КоАП: нарушение должностным лицом либо кассиром юридического лица или индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (БВ).
![]() |
Ситуация 1 В соответствии с частью второй п.6 Инструкции № 107 наличные деньги, полученные юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами в кассах банков, расходуются на цели, указанные в чеке. В нарушение части второй п.6 Инструкции № 107 обществом полученные в филиале открытого акционерного общества (ОАО) «Белагропромбанк» денежные средства на выплату заработной платы использовались не на цели, указанные в чеке. Так, 6 сентября 2013 г. по чеку обществом из кассы банка на выплату отпускных за июнь 2013 г. получено 60 567 000 руб., вместе с тем в этот же день часть полученной суммы в размере 57 090 000 руб. была выдана в подотчет (на хозяйственные нужды). |
В соответствии с частью первой п.7 Инструкции № 107 юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы расходуют наличные деньги из выручки для проведения текущих операций (в т.ч. для проведения расчетов по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды) и в размерах, установленных законодательством для осуществления предстоящих расходов (при наличии таких размеров), договорами, при соблюдении требований пп.8, 9 и 11 Инструкции № 107.
В соответствии с абзацем 4 части первой п.8 Инструкции № 107 юридические лица, подразделения, частные нотариусы, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, по решению руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, частного нотариуса, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, могут использовать выручку при условии отсутствия картотеки к внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
Согласно сведениям кассовой книги в августе-сентябре 2013 г. обществом использовалась поступившая выручка на хозяйственные нужды при наличии картотеки к внебалансовому счету 99814. По состоянию на 16 августа 2013 г. в кассу по приходным кассовым ордерам поступила выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в сумме 6 349 600 руб., которая использована на хозяйственные нужды в сумме 5 850 000 руб. (расходные кассовые ордера от 16.08.2013). Также по состоянию на 10-13 сентября 2013 г. в кассу по приходным кассовым ордерам поступила выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в сумме 1 916 000 руб., которая в полном объеме использована на хозяйственные нужды (расходный кассовый ордер от 13.09.2013).
Согласно выпискам по счету по состоянию на 16 августа и 13 сентября 2013 г. имелась картотека к внебалансовому счету 99814 в сумме 1 078 172 039 руб. и 1 324 180 145 руб. соответственно.
В нарушение части первой п.7, абзаца 4 части первой п.8 Инструкции № 107 ОАО «А» 16 августа и 13 сентября 2013 г. при наличии картотеки к внебалансовому счету 99814 в сумме 1 078 172 039 руб. и 1 324 180 145 руб. допущено использование наличных денег из выручки для проведения текущих операций (на хозяйственные нужды) в сумме 5 850 000 руб. и 2 034 000 руб. соответственно.
![]() |
Ситуация 2 В соответствии с п.18 Инструкции № 107 кассовые операции по приему и выдаче наличных денег оформляются по формам первичных учетных документов, установленным в соответствии с законодательством. В соответствии с подп.1.1 п.1 постановления Минфина РБ от 29.03.2010 № 38 «Об установлении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций» (далее - постановление № 38) установлены типовые формы первичных учетных документов по оформлению кассовых операций: • КО-1 «Приходный кассовый ордер» (приложение 1); • КО-1в «Приходный кассовый ордер» (приложение 2); • КО-2 «Расходный кассовый ордер» (приложение 3); • КО-2в «Расходный кассовый ордер» (приложение 4).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2016 г. следует применять формы КО-1, КО-1в, КО-2 и КО-2в в редакции постановления Минфина РБ от 13.06.2016 № 44. |
В соответствии с частью первой п.23 Инструкции № 107 выдача наличных денег из касс юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, привлекающих для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения осуществления частной нотариальной деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, производится по:
• расходному кассовому ордеру формы КО-2;
• платежной ведомости с приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
В соответствии с частью четвертой п.23 Инструкции № 107 расходные кассовые ордера и другие документы установленных форм заполняются в порядке, установленном законодательством.
Постановлением № 38 утверждена Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций (далее - Инструкция № 38).
Исходя из п.5 Инструкции № 38 следует, что расходные кассовые ордера форм КО-2, КО-2в заполняются при выдаче из кассы наличных денег соответственно в белорусских рублях и иностранной валюте. В строке «Основание» указывается основание выдачи наличных денег. В строке «Приложение» перечисляются прилагаемые документы (при их наличии). В строке «Предъявлен документ» указываются данные о документе, удостоверяющем (подтверждающем) личность физического лица, которое получает наличные деньги.
В соответствии с частями первой, второй п.43 Инструкции № 107 при получении приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей кассир обязан проверить:
• на приходном кассовом ордере - наличие подписи главного бухгалтера или лица, им уполномоченного;
• на расходном кассовом ордере, платежной ведомости - наличие подписей руководителя юридического лица, главного бухгалтера, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса или лиц, ими уполномоченных;
• правильность заполнения в расходном кассовом ордере реквизитов предъявленного документа, удостоверяющего (справку, подтверждающую) личность получателя;
• наличие документов, подлежащих приложению.
В случае несоответствия приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей предъявляемым к их заполнению требованиям кассир возвращает документы бухгалтеру, индивидуальному предпринимателю, частному нотариусу для надлежащего оформления.
В нарушение части четвертой п.23, части второй п.43 Инструкции № 107, части второй п.5 Инструкции № 38 в период с 7 декабря 2012 г. по 20 марта 2013 г. в учреждении осуществлялась выдача наличных денежных средств по расходным кассовым ордерам от 07.12.2012, от 01.03.2013, от 20.03.2013, в которых не указано: наименование, серия и номер, кем и когда выдан документ, удостоверяющий личность получателя денежных средств.
![]() |
Ситуация 3 Общество осуществляет прием заказов (оказание услуг по стирке, химчистке и др.) от населения в девяти приемных пунктах. Обязанности приемщика заказов следующие: прием от потребителей заказов на услуги (стирка белья, химчистка вещей, пухо-перьевых, ковровых изделий, крашение), определение объема работ, стоимости услуг, срока их выполнения, оформление заказов, прием денег с использованием кассовых суммирующих аппаратов (КСА), сдача выручки в установленном порядке, распределение и направление заказов для исполнения, получение выполненных заказов, выдача заказов потребителю по предъявленному чеку, договору и др., оформление отчетности по кассовым операциям, необходимой документации на выполнение заказов и др. |
Проверкой установлено, что все приемные пункты имеют кассовые суммирующие аппараты для приема наличных денежных средств с ведением книги кассира. В то же время на полученные денежные средства за день (выручку) приемщики заказов приемных пунктов оформляют приходные кассовые ордера, а на сдачу денежных средств (выручки) на расчетный счет общества через банк или в кассу общества - расходный кассовый ордер с отражением поступлений и выдачи (сдачи) наличных денег в кассовой книге (в приемном пункте) за день. В каждом приемном пункте есть касса. В нарушение части первой п.44 Инструкции № 107 приходные кассовые ордера заполняются приемщиками заказов приемных пунктов общества.
В соответствии с частью первой п.47 Инструкции № 107 кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью юридического лица. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. В нарушение части первой п.47 Инструкции № 107 на момент проверки (26 июля 2013 г.) в приемном пункте № 6 общества кассовая книга не была скреплена печатью общества, количество листов в кассовой книге не заверено подписями руководителя и главного бухгалтера.
Согласно п.63 Инструкции № 107 в сроки, установленные руководителем юридического лица, подразделения, но не реже 1 раза в квартал, проводится внеплановая инвентаризация с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денег, находящихся в кассе, в соответствии с общими правилами, установленными в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180). В нарушение п.63 Инструкции № 107 в приемных пунктах общества инвентаризация денежных средств в проверяемом периоде ежеквартально не проводилась.
![]() |
Ситуация 4 Проверка соблюдения обществом законодательства о ведении кассовых операций в наличных белорусских рублях была проведена выборочным методом путем проверки кассовых книг, отчетов кассира, приходных и расходных кассовых документов, составленных в обществе и его подразделениях (магазины № 108 и № 118), сдающих наличные деньги работникам службы инкассации с зачислением на расчетный счет общества. |
В соответствующих приказах решением директора общества в соответствии с требованиями Инструкции № 107 были установлены:
1) порядок и сроки сдачи выручки в банк - ежедневно службе инкассации;
2) лимит остатка денежных средств в кассах магазинов;
3) размер потребности в разменных наличных деньгах на одно рабочее место кассира КСА;
4) время сдачи выручки кассирами главному (старшему по должности) кассиру;
5) время начала подготовки и формирования инкассаторской сумки;
6) порядок расходования наличных денег из выручки.
В то же время в нарушение части первой п.9 Инструкции № 107 в Положении о порядке и сроках сдачи выручки кассами указанного в ситуации общества было установлено, что может осуществляться накопление суммы выручки в кассе (часть выручки может не сдаваться в банк). Однако согласно части первой п.9 Инструкции № 107 юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы не имеют права накапливать выручку для осуществления предстоящих расходов.
Также в нарушение требований п.63 Инструкции № 107, п.13 Инструкции № 180 при назначении директором общества внеплановой инвентаризации наличных денег, находящихся в кассе, один и тот же работник (заместитель главного бухгалтера) назначался 2 и более раза подряд в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц (материально ответственное лицо было включено в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у него в подотчете денежных средств в кассе магазина № 133).
Также были установлены следующие нарушения требований:
• в кассовых книгах в магазинах № 108 и № 118 имелись многочисленные незаверенные исправления либо исправления, заверенные подписью только одного лица (часть четвертая п.47 Инструкции № 107);
• из кассы магазина № 108 не была сдана в банк выручка 15 марта 2013 г., 19 марта 2013 г., 24 апреля 2013 г. (часть вторая п.9 Инструкции № 107);
• была произведена выдача наличных денег на оплату труда по платежной ведомости, на титульном (заглавном) листе которой отсутствуют подписи руководителя и главного бухгалтера или лиц, ими уполномоченных (часть третья п.30 Инструкции № 107);
• имела место выдача 24 мая 2013 г. из кассы магазина № 108 нескольким лицам наличных денег на оплату труда и другие выдачи не по платежной ведомости, а по расходным кассовым ордерам, оформленным на каждого работника (часть вторая п.30 Инструкции № 107);
• в платежных ведомостях, которые оформлены с помощью технических средств, не были указаны по итогу суммы наличных денег цифрами и прописью (часть первая п.25 Инструкции № 107);
• в кассе магазина № 108 учинение записей в кассовую книгу осуществлялось ответственным лицом не сразу после получения или выдачи наличных денег отдельно по каждому ордеру (часть первая п.46, часть восьмая п.47 Инструкции № 107). Это подтверждается порядком записей в кассовой книге общества: вначале идут все приходные кассовые ордера, затем - расходные. Приходные кассовые ордера, по которым в кассу оприходована выручка, принятая после инкассации (подтверждается временем формирования Z-отчета по кассовому оборудованию), внесены в кассовую книгу раньше, чем расходный кассовый ордер, которым оформлена выдача денег из кассы для сдачи службе инкассации.
Нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет
Пример фактической основы дел об административных правонарушениях по ст.12.18 КоАП: нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником индивидуального предпринимателя или юридического лица либо нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет индивидуальным предпринимателем влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от 2 до 50 БВ.
![]() |
Ситуация 5 В ходе проверки частного предприятия «Ж» при осмотре 17 июля 2013 г. с 13:20 по 15:30 кафе было установлено, что барменом предприятия в нарушение подп.1.13 п.1 ст.22 НК, пп.3, 32 Положения № 924/16 при реализации в кафе товаров покупателям без применения кассового оборудования и без оформления факта приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, приняты наличные денежные средства в сумме 272 450 руб. При осмотре ящика для денег кассового суммирующего аппарата «Миника 1102Ф», установленного в кафе, выявлено, что в данном ящике находилось наличных денежных средств, принятых от покупателей за реализованный товар, в сумме 3 278 600 руб., при этом согласно Х-отчету данного кассового суммирующего аппарата по состоянию на 17 июля 2013 г. (13:38) по нему были приняты наличные денежные средства в сумме 95 800 руб., остаток денежных средств на конец дня - 16 июля 2013 г. согласно записи в книге кассира к кассовому суммирующему аппарату составил 291 050 руб., т.е. по состоянию на 17 июля 2013 г. (13:38) барменом предприятия принято наличных денежных средств, находящихся в ящике для денег, с применением кассового суммирующего аппарата в сумме 3 006 150 руб. Таким образом, бармен предприятия не обеспечила соблюдение законодательства, регулирующего порядок приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), пояснив, что на предприятии на нее возложена обязанность приема наличных денежных средств от покупателей, и она приняла наличные денежные средства в сумме 272 450 руб. за реализованный товар без применения кассового оборудования и без оформления факта приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, так как хотела скорее обслужить покупателей. |
Нарушение порядка проведения внеочередных платежей
Пример фактической основы дел об административных правонарушениях по части 2 ст.12.19 КоАП: осуществление вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, а также в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели, в суммах, превышающих пределы, установленные законодательством, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере до 100 % от суммы такого превышения.
![]() |
Ситуация 6 Проверкой установлено, что в нарушение абзаца 3 подп.2.1 п.2 Порядка № 359 в период с 25 января 2011 г. по 21 июня 2013 г. при наличии неисполненных обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, предприятием вне очереди производились платежи в счет погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, превышающих заработную плату в пределах установленного минимума. |
Сумма платежей, осуществленных вне очереди в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, превышающая предел, установленный в абзаце 3 подп.2.1 п.2 Порядка № 359, при наличии неисполненных обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, в период с 25 января 2011 г. по 21 июня 2013 г. составила 7 541 808 229 руб.
В нарушение абзаца 4 подп.2.1 п.2 Порядка № 359 (в редакции 2011 г.) предприятие в мае-ноябре 2011 г., марте-мае, июле 2012 г., марте-июне 2013 г. при осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов вне очереди производило платежи в счет погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в суммах, превышающих 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего, сумм обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке. Сумма превышения составила 3 135 897 477 руб.
Нарушение порядка использования кассового оборудования
Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях по части 1 ст.12.20 КоАП: нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 100 БВ, а на юридическое лицо от 10 до 200 БВ.
![]() |
Ситуация 7 В нарушение части третьей п.14 Положения № 924/16 на момент проверки 28 августа 2013 г. в рецепции отеля общества книга кассира к кассовому суммирующему аппарату не была скреплена подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью общества. В нарушение части пятой п.14 Положения № 924/16 на момент проверки в книге кассира к КСА не была произведена запись даты показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены). |
В нарушение части шестой п.14 Положения № 924/16 на момент проверки 28 августа 2013 г. внесенные исправления в книге кассира (КСА «Миника 1102Ф», № 1533841) бара-ресторана общества не заверялись подписями лица, уполномоченного обществом:
• 27 апреля 2012 г. (в графе 13 «Остаток денежных средств на конец дня (смены), рублей»;
• 28 апреля 2012 г. (в графах 7 «Сумма выручки за день (смену) (гр.5-гр.3), рублей, всего», 8 «Сумма выручки за день (смену), в том числе наличными денежными средствами, рублей», 13 «Остаток денежных средств на конец дня (смены), рублей») - исправления в книге кассира (КСА «ТН 1000558-06», рецепция отеля общества);
• 9 мая 2013 г. (в графах 5 «Показания нарастающего оборота на конец рабочего дня (смены)», 9 «Сумма выручки за день (смену), в том числе получено при расчетах с использованием банковских пластиковых карточек»);
• 12 мая 2013 г. (в графе 12 «Сдано в кассу (банк), рублей»);
• 14 мая 2013 г. (в графе 1 «Дата»);
• 25 мая 2013 г. (в графах 6 «Номер суточного (сменного) отчета (Z-отчета)», 7 «Сумма выручки за день (смену) (гр.5-гр.3), рублей, всего», 9 «Сумма выручки за день (смену), в том числе получено при расчетах с использованием банковских пластиковых карточек, рублей»);
• 26 мая 2013 г. (в графе 7 «Сумма выручки за день (смену) (гр.5-гр.3), рублей, всего»);
• 28 мая 2013 г. (в графах 1 «Дата», 5 «Показания нарастающего оборота на конец рабочего дня (смены)», 6 «Номер суточного (сменного) отчета (Z-отчета)»);
• 14 июля 2013 г. (в графе 5 «Показания нарастающего оборота на конец рабочего дня (смены)»);
• 26 июля 2013 г. (в графах 8 «Сумма выручки за день (смену), в том числе наличными денежными средствами, рублей», 13 «Остаток денежных средств на конец дня (смены), рублей»);
• 30 июля 2013 г. (в графе 13 «Остаток денежных средств на конец дня (смены), рублей»);
• 14 августа 2013 г. (в графе 13 «Остаток денежных средств на конец дня (смены), рублей»);
• 22 августа 2013 г. (в графах 6 «Номер суточного (сменного) отчета (Z-отчета)», 7 «Сумма выручки за день (смену) (гр.5-гр.3), рублей, всего»).
![]() |
Ситуация 8 В ходе проверки частного предприятия «Ж» при проведении осмотра кафе 17 июля 2013 г. с 13:20 по 15:30 было установлено, что в книге кассира-операциониста к кассовому суммирующему аппарату «Миника 1102Ф», установленному в кафе, по состоянию на 13:30 этого дня в нарушение частей четвертой и пятой п.14 Положения № 924/16 за период с 10 июня по 16 июля 2013 г. не были заполнены реквизиты, предусмотренные формой книги кассира, а именно графа 7 «Сумма выручки за день (смену) (гр.5-гр.3), рублей, всего». |
Также в ходе осмотра кафе было установлено, что были нарушены требования части первой п.16 Положения № 924/16: кассовый суммирующий аппарат «Миника 1102Ф», используемый предприятием для принятия наличных денежных средств при реализации товаров, был установлен в месте, недоступном для визуального просмотра посетителем - за прилавком.
![]() |
Ситуация 9 На момент проверки 11 июля 2013 г. в 14:50 было установлено, что в производственном кооперативе «Салон-парикмахерская «Ландыш» прием наличных денежных средств, получаемых от оказания услуг, осуществляется с применением кассового оборудования «Миника 1102Ф», установленного в мужском и женском залах парикмахерской. |
Согласно сведениям книг кассира к применяемому кооперативом кассовому оборудованию «Миника 1102Ф» выручка от оказания услуг, полученная кооперативом за 2012 г., составила 724 985,0 тыс.руб. или 9 560 БВ (выручка от оказания услуг за период с 1 января по 31 марта 2012 г. составила 3 557 БВ (размер БВ установлен постановлением Совета Министров РБ от 02.11.2007 № 1446 в сумме 35 000 руб.), выручка от оказания услуг за период с 1 апреля по 31 декабря 2012 г. составила 6 003 БВ (размер базовой величины установлен постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2011 № 1785 в сумме 100 000 руб.)).
Таким образом, в ПК «Салон-парикмахерская «Ландыш» в нарушение требований п.9 Положения № 924/16 не была осуществлена установка платежного терминала для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек.
![]() |
Ситуация 10 Согласно п.22 Положения № 924/16 в случае обнаружения неисправности кассового оборудования или повреждения средства контроля, установленного на нем, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны прекратить прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с его использованием. Кассир обязан оформить окончание работы. При невозможности снятия суточного (сменного) отчета (Z-отчета) производится запись в книге кассира о неисправности кассового оборудования и сумме денежных средств, принятых с применением этого кассового оборудования за данный рабочий день (смену) до обнаружения его неисправности. |
В ходе проверки было установлено, что обществом в период с 16 по 20 сентября 2013 г. на фискальном отчете (суточные сменные Z-отчеты № 711, 712, 713, 714) не указывались показания нарастающего оборота кассового оборудования, что предусмотрено частью шестой подп.5.3.8.4 п.5.3.8 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1364.0-2007* «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия», утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 18.07.2007 № 38).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2017 г. СТБ 1364.0-2007 на основании постановления Госстандарта РБ от 15.05.2017 № 37 утратил силу. С 1 июля 2015 г. действует СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 11.06.2015 № 31. |
Вместе с тем общество не прекратило прием денежных средств с использованием кассового суммирующего аппарата при обнаружении неисправности, а записи о показаниях нарастающего оборота вносились в книгу кассира не на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. в ПИКоАП внесены изменения и дополнения на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З. |
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
29.05.2014
Александр Денисевич, кандидат юридических наук