


Материал помещен в архив
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕДЕНИЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
![]() |
Справочно (об авторе) Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ. |
К административным правонарушениям, связанным с ведением бухгалтерского учета и отчетности, относятся нарушения, предусмотренные частью 1 ст.12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Рассмотрим, какие государственные органы уполномочены проверять ведение бухгалтерского учета и отчетности, приведем примеры дел об административных правонарушениях.
Кто проверяет ведение бухгалтерского учета?
К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, связанных с ведением бухгалтерского учета и отчетности, относятся органы Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК), налоговые органы, органы Министерства финансов РБ и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, органы Национального банка РБ (далее - Нацбанк), органы внутренних дел, которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) соответственно на основании:
• Налогового кодекса РБ (далее - НК);
• Бюджетного кодекса РБ;
• Банковского кодекса РБ;
• Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»;
• Закона РБ от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
• Закона РБ от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»;
• Указа Президента РБ от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
• Указа Президента РБ от 11.02.2009 № 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля»;
• Указа Президента РБ от 13.06.2001 № 320 «Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь»;
• Указа Президента РБ от 04.12.2007 № 611 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел»;
• постановления Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»;
• постановления Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь».
Территориальная компетенция КГК определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. Территориальные органы финансовых расследований включают управления Департамента финансовых расследований КГК по областям, по Минской области и г.Минску и межрайонные отделы данных управлений. В целях реализации полномочий Министерства по налогам и сборам РБ (далее - МНС) в административно-территориальных единицах Республики Беларусь созданы инспекции МНС по областям и г.Минску, районам, городам, районам в городах, являющиеся территориальными органами МНС. Министерство финансов РБ осуществляет свою деятельность самостоятельно, а также через его территориальные органы и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов. Главные управления по областям относятся к структурным подразделениям Нацбанка. Территориальные органы внутренних дел включают главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и подчиненное ему управление внутренних дел по охране Минского метрополитена, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел РБ и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты.
Процессуальная компетенция органов КГК определена ст.3.7 и п.16 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП); налоговых органов - ст.3.13 и п.26 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением МНС РБ от 18.10.2011 № 49 «О наделении должностных лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»; органов Министерства финансов РБ и финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов - ст.3.15 и п.62 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением Минфина РБ от 14.02.2007 № 24 «О составлении протоколов и рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами органов Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 190»; органов Нацбанка - ст.3.16 и п.27 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.04.2011 № 151 «О наделении должностных лиц Национального банка Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, подготовку к рассмотрению и рассмотрение дел об административных правонарушениях»; органов внутренних дел - ст.3.6 и п.1 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением МВД РБ от 01.03.2010 № 47 «О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 сентября 2017 г. взамен постановления № 151 действует постановление Правления Нацбанка РБ от 31.08.2017 № 358 «О наделении должностных лиц Национального банка Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, подготовку к рассмотрению и рассмотрение дел об административных правонарушениях». С 2 марта 2018 г. вместо постановления № 47 действует постановление МВД РБ от 16.02.2018 № 47 «О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению». С 29 октября 2018 г. в ст.3.6, 3.7, 3.13, 3.16, часть 1 ст.3.30 и ст.9.6 ПИКоАП внесены изменения на основании Закона РБ от 17.07.2018 № 131-З. Изменения не повлияли на суть материала. |
Нарушения законодательства, связанные с ведением бухгалтерского учета и отчетности: правильная квалификация правонарушений
Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, связанным с ведением бухгалтерского учета и отчетности, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения, в частности, норм:
• Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с 1 января 2014 г. - Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее - Закон о бухгалтерском учете и отчетности);
• постановлений Минфина РБ:
от 29.06.2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее - Инструкция № 50);
от 17.04.2002 № 62 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (с 21 февраля 2014 г. - Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80, далее - Национальный стандарт № 80);
от 30.04.2012 № 26 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета» (далее - Инструкция № 26);
от 12.11.2010 № 133 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее - Инструкция № 133);
от 30.09.2011 № 102 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее - Инструкция № 102);
от 14.12.2006 № 161 «Об утверждении нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету» (вместе с Инструкцией по бухгалтерскому учету совместной деятельности, Инструкцией по бухгалтерскому учету инвестиций в зависимые хозяйственные общества, Инструкцией по бухгалтерскому учету раскрытия информации об аффилированных лицах).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. постановление № 161 на основании постановления Минфина РБ от 30.06.2014 № 46 утратило силу. Следует руководствоваться Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утвержденным постановлением № 46; |
от 30.04.2012 № 25 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета» (вместе с Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов, Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, Инструкцией по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации, Инструкцией по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости);
от 29.06.2005 № 83 «Об утверждении Инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок» и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 февраля 2014 г. вместо Инструкции № 83 действует Национальный стандарт № 80. |
Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие основные имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.
1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с несоблюдением порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности).
Сущность и характер действий (бездействия) определяется: объектом посягательства (порядок осуществления предпринимательской деятельности в части ведения бухгалтерского учета и отчетности) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (диспозиция части 1 ст.12.1 КоАП), способом нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности (где, в каком месте было деяние совершено? когда (время, дата) это деяние было совершено? как действовало лицо? нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства? какие средства и орудия (инструменты) были применены?).
2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).
Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с ведением бухгалтерского учета и отчетности в области предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении следующих действий (бездействия):
• нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета;
• нарушение установленного порядка ведения бухгалтерской отчетности.
К наиболее часто встречающимся нарушениям порядка ведения бухгалтерского учета относятся нарушения, допускаемые при формировании учетной политики, составлении первичных учетных документов (ранее предусматривалась административная ответственность по ст.23.17 КоАП), связанные с неправильным отражением хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета и т.д.
К нарушениям установленного порядка ведения бухгалтерского учета относятся и нарушения учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения. Постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 утверждена Инструкция о порядке ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально). Порядок ведения учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения, регулируется отдельными нормами НК (ст.291) и постановлением МНС РБ, Минфина РБ, Минтруда и соцзащиты РБ, Минстата РБ от 19.04.2007 № 55/60/59/38 «Об установлении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 февраля 2015 г. вступило в силу постановление МНС РБ от 24.12.2014 № 42, которым утверждена новая Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок. С 1 февраля 2019 г. действует постановление МНС РБ, Минфина РБ, Минтруда и соцзащиты РБ и Национального статистического комитета РБ от 09.01.2019 № 4/1/1/1 «Об установлении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядке ее заполнения». |
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
Субъектами правонарушения являются должностное лицо юридического лица или индивидуальный предприниматель, по чьей вине допущены перечисленные выше нарушения, составляющие объективную сторону состава правонарушения.
Проблемным вопросом квалификации рассматриваемого состава является его соотнесение с составом, предусмотренным частью 1 ст.23.21 (в части нарушения правил учета бланков строгой отчетности) и другими связанными с учетом статьями КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. в часть 1 ст.23.21 КоАП внесены изменения на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З. Изменения не повлияли на суть материала. |
Так, в соответствии с п.2 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 196 (далее - Инструкция № 196), бланки строгой отчетности, используемые организациями (индивидуальными предпринимателями), должны соответствовать типовым формам, утвержденным Министерством финансов РБ, или формам, утвержденным иными республиканскими органами государственного управления в соответствии с законодательством.
Рассмотрим нарушения, которые допускают организации при организации учета бланков строгой отчетности и по которым к должностным лицам были применены меры административной ответственности согласно части 1 ст.23.21 КоАП.
![]() |
Ситуация 1 При проверке организации было установлено, что в нарушение п.6 Инструкции № 196 в обществе не проводилась инвентаризация бланков строгой отчетности (БСО) в местах их хранения (приказы о проведении инвентаризации БСО в 2011-2012 гг., инвентаризационные описи проверке не были представлены). Согласно п.6 Инструкции № 196 инвентаризация бланков строгой отчетности в местах их хранения проводится комиссией организации (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180. Согласно п.8 Инструкции № 196 материально ответственное лицо поступление БСО отражает в приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности по форме согласно приложению 2, которая до начала в ней записей должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью и подписана руководителем и главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем). В нарушение п.8 Инструкции № 196 на момент проверки (16 октября 2013 г.) приходно-расходная книга была не пронумерована, не прошнурована, не подписана руководителем и главным бухгалтером (копия прилагается). Согласно п.10 Инструкции № 196 учет движения (приход, расход, остаток) бланков строгой отчетности ведется материально ответственными лицами в количественном выражении по номерам и сериям и отражается в приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности по графам «приход», «расход», «остаток». В нарушение п.10 Инструкции № 196 на момент проверки в приходно-расходной книге не были отражены остатки БСО по графам «остаток» (копия листов прилагается). Согласно п.12 Инструкции № 196 в целях контроля за использованием бланков строгой отчетности бухгалтерией организации (индивидуальным предпринимателем) на каждого ответственного исполнителя открывается карточка-справка по выданным и использованным бланкам строгой отчетности по форме согласно приложению 4. В нарушение п.12 Инструкции № 196 в обществе на момент проверки не было обеспечено открытие карточки-справки на каждого ответственного исполнителя (проверке не представлены) по выданным и использованным БСО по установленной Инструкцией № 196 форме. |
3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст.7.6 КоАП).
Согласно п.4 части 1 ст.7.6 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.12.1 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. Данное правонарушение, как правило, является длящимся. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под подпись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с п.69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 августа 2016 г. следует руководствоваться п.4 части 1 ст.7.6 КоАП с изменениями, внесенными Законом РБ от 19.07.2016 № 407-З. Сроки не изменились. |
4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП).
Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает корректировку законодательства, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, в сторону улучшения правового положения субъектов, обязанных соблюдать требования данного порядка. Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.12.1 КоАП. Наличие по тому же факту касательно физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.
Юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с ведением бухгалтерского учета и отчетности (часть 1 ст.12.1 КоАП), строится на положениях Закона о бухгалтерском учете и отчетности, согласно которым бухгалтерский учет - система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности. Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.
Руководитель организации обязан: организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия; обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в части соблюдения порядка оформления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции. В обязанности главного бухгалтера организации, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, входят: формирование учетной политики организации; постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; составление и своевременное представление отчетности организации; иные обязанности в области бухгалтерского учета и отчетности.
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом РБ, должны содержать следующие сведения: наименование документа, дату его составления; наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи. Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения. Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Организация должна составлять годовую отчетность, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, - промежуточную (квартальную, месячную) отчетность. Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) коммерческих организаций состоят из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении собственного капитала; отчета о движении денежных средств; примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Практика проверок: дела об административных правонарушениях, связанных с ведением бухгалтерского учета и отчетности
Рассмотрим примеры фактической основы дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями при ведении бухгалтерского учета и отчетности (часть 1 ст.12.1 КоАП).
Учет готовой продукции - важнейшая составляющая бухгалтерского учета, однако на практике довольно часто организации допускают нарушения на этом участке учета.
Согласно п.109 Инструкции № 133 учет готовой продукции осуществляется по местам хранения и отдельным ее видам в количественных и стоимостных показателях. Количественный учет готовой продукции ведется в единицах измерения, принятых в данной организации, исходя из ее физических свойств (объем, вес, площадь, линейные единицы или поштучно).
В соответствии с частью четвертой п.3 Инструкции № 50 ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности.
Согласно частям первой, второй и шестой п.34 Инструкции № 50 счет 43 «Готовая продукция» предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность. Стоимость готовой продукции, изготовленной для реализации или предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счетов учета затрат на производство. Аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» ведется по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.
Согласно п.70 Инструкции № 133 учет материалов, находящихся на складах (в кладовых) организации и подразделений, организация может вести в карточках (книгах) складского учета, материальных отчетах.
![]() |
Ситуация 2 При проведении проверки правильности ведения учета готовой продукции установлено, что организация не обеспечила ведение аналитического учета: в нарушение п.109 Инструкции № 133, части четвертой п.3, частей первой, второй и шестой п.34 Инструкции № 50 по состоянию на 7 июня 2013 г. не было аналитического учета готовой продукции (бутилированной воды, напитков в ассортименте) на складе готовой продукции в производственном цехе, водозабор № 1 (не обеспечен количественный и стоимостный учет в местах хранения и по отдельным видам). В ходе проверки проведена инвентаризация готовой продукции (7 июня 2013 г.), в результате которой поставлено на учет бутилированной и питьевой воды в ассортименте на общую сумму 58,8 млн.руб. (акт инвентаризации от 07.06.2013). Мастером участка по разливу фасованной воды и напитков в ходе инвентаризации (7 июня 2013 г.) карточки (книги) складского учета, материальные отчеты представлены не были. |
Неверно примененный организацией шифр амортизации основных средств на практике влечет цепочку ошибок. В соответствии с п.17 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ, Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее - Инструкция № 37/18/6), вне зависимости от использования (неиспользования) объектов основных средств в предпринимательской деятельности организацией определяется нормативный срок их службы в соответствии с постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» в зависимости от видов основных средств в соответствии с их классификацией (далее - постановление № 161).
Пунктом 1 постановления № 161 установлены нормативные сроки службы основных средств.
Согласно подп.2.1 п.2 постановления № 161 организации и индивидуальные предприниматели вправе по объектам, числившимся в составе основных средств до даты вступления в силу настоящего постановления (1 января 2012 г.), использовать нормативные сроки службы основных средств, установленные п.1 постановления № 161 (далее - нормативные сроки службы), или нормативные сроки службы основных средств, примененные для указанных объектов в соответствии с актами законодательства, действовавшими до вступления в силу настоящего постановления, в т.ч. установившими классификацию основных средств.
![]() |
Ситуация 3 При проверке правильности учета основных средств на предприятии выявлен ряд ошибок, связанных с начислением амортизации. Согласно нормативным срокам службы павильонам для насосов водозаборной скважины соответствует шифр 20332 и установлен нормативный срок службы 20 лет, водостокам закрытым (с водоприемными и смотровыми колодцами) асбестоцементным - 20282 и 20 лет соответственно, заборам (ограждениям), воротам (калиткам) железобетонным - 20352 и 30 лет, навесам, не имеющим стен, с деревянными столбами - 20349 и 8 лет, скважинам артезианским и водозаборным, включая здания и оборудование, бесфильтровым - 20310 и 24 года. В нарушение п.17 Инструкции № 37/18/6, подп.2.1 п.2 постановления № 161 предприятием «Ж» при переоценке по состоянию на 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г. была неправильно определена амортизируемая и балансовая стоимость девяти объектов основных средств в результате применения нормативных сроков их службы, отличных от значений, установленных постановлением № 161 (нормативные сроки службы четырех сооружений ВНС определены исходя из нормативных сроков службы зданий (шифр 10004), равных 40 годам, а не в соответствии с установленными нормативными сроками службы сооружений (шифр 20332), равными 20 годам, выгреба на станции обезжелезивания - 1003 и 40 лет вместо 20282 и 20 лет соответственно, ограждения железобетонного на станции обезжелезивания - 20266 и 18 лет вместо 20352 и 30 лет, навесов для дров - 20152 и 7 лет вместо 20349 и 8 лет, артезианской скважины - 1004 и 40 лет вместо 20310 и 24 года). В соответствии с подп.4.2 п.4 Инструкции № 37/18/6 амортизация как процесс перенесения стоимости объектов основных средств и нематериальных активов на стоимость производимых (оказываемых) с их использованием в процессе предпринимательской деятельности товаров, работ, услуг включает в себя систематическое включение организацией (за исключением бюджетной) относящейся к данному отчетному периоду части стоимости используемых объектов основных средств и нематериальных активов: в затраты на производство с отражением в бухгалтерском учете по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (при условии обособленного учета их коммерческой деятельности) в корреспонденции с кредитом счетов 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов»; в расходы на реализацию с отражением в бухгалтерском учете по дебету счета 44 «Расходы на реализацию» в корреспонденции с кредитом счетов 02 и 05; в операционные расходы с отражением в бухгалтерском учете по дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом счетов 02 и 05. В нарушение абзаца 2 подп.4.2 п.4 Инструкции № 37/18/6 предприятием «Ж» в 2012 г. и январе-апреле 2013 г. в результате неправильного определения амортизируемой и балансовой стоимости девяти объектов основных средств в затраты на производство была излишне включена амортизация по ним на сумму 918 023 руб. (в бухгалтерском учете отражена: Д-т 20 - К-т 02). |
Порядок отражения в учете процентов по кредитам нередко вызывает затруднения, тем более в последние годы, когда произошли принципиальные изменения в бухгалтерском учете.
Согласно абзацу 2 п.15 Инструкции № 102 в состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», включаются проценты, подлежащие уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством).
В соответствии с п.37 Инструкции № 102 (в редакции от 30.09.2011) проценты, подлежащие уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством), признаются в бухгалтерском учете расходами в каждом отчетном периоде исходя из условий договора и отражаются: Д-т 91 - К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
В соответствии с п.37 Инструкции № 102 (в редакции от 14.12.2012) проценты, подлежащие уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством), признаются в бухгалтерском учете расходами ежемесячно и отражаются: Д-т 91 - К-т 66, 67.
В соответствии с частью второй п.17 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (далее - Инструкция № 118, утратила силу с 1 января 2013 г.), проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленные после ввода основных средств в эксплуатацию, в соответствии с учетной политикой организации могут учитываться в составе: операционных расходов; вложений во внеоборотные активы в течение года и в конце отчетного года включаться в стоимость объектов основных средств (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам).
С 1 января 2013 г. согласно п.14 Инструкции № 26 первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев: реконструкции (модернизации, реставрации) основных средств, проведения иных аналогичных работ; переоценки основных средств в соответствии с законодательством; иных случаев, установленных законодательством.
![]() |
Ситуация 4 При проверке организации установлено, что согласно Положению об учетной политике на 2012 год предприятия «Т» стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, проведения основных средств в соответствии с законодательством. Таким образом, учетной политикой на 2012 г. не было предусмотрено изменение первоначальной стоимости принятых к бухгалтерскому учету основных средств на величину начисленных процентов за пользование кредитами, полученными для приобретения основных средств. Согласно частям первой и восьмой п.51 Инструкции № 50 счет 66 предназначен для отражения информации о расчетах по полученным организацией краткосрочным (на срок не более 12 месяцев) кредитам и займам, в т.ч. налоговым кредитам, а также начисленным и уплаченным по ним процентам. Начисленные по полученным краткосрочным кредитам проценты отражаются: Д-т 91 и др. - К-т 66. Уплата процентов отражается: Д-т 66 - К-т 51, 52, 55. Согласно кредитному договору от 10.07.2012 предприятие в июле-сентябре 2012 г. получило кредит в открытом акционерном обществе «Сберегательный банк «Беларусбанк» на сумму 1 009 355 000 руб. для оплаты за приобретаемые основные средства (автомобиль-фургон с кузовом-мастерской АФМ-33081-1085 с лебедкой «Любава», автомобиль-фургон с кузовом-мастерской АФМ-3309 «Любава», автомобиль ГАЗ 330232-288) со сроком погашения кредита ежемесячно в течение сентября 2012 г. - июля 2013 г. и уплатой процентов за пользование им ежемесячно не позднее последнего рабочего дня месяца. В июле-декабре 2012 г. предприятие уплатило банку начисленные проценты за пользование кредитом в размере 85 511 820 руб., что отражено в бухгалтерском учете предприятия записями: Д-т 23 «Вспомогательное производство», субсчет 2 «Транспортное обслуживание», - К-т 51-1. Таким образом, в нарушение абзаца 2 п.15, п.37 Инструкции № 102, части второй п.17 Инструкции № 118, частей первой, восьмой п.51 Инструкции № 50 начисленные и уплаченные в июле-декабре 2012 г. проценты в размере 85 511 820 руб. за пользование кредитом, полученным на приобретение основных средств, предприятием были отнесены на затраты и отражены: Д-т 23-2 - К-т 51-1, а следовало отразить: Д-т 91 - К-т 66. |
Рассмотрим пример дела об административных правонарушениях, связанных с составлением бухгалтерской отчетности.
В соответствии с п.2 Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111), бухгалтерская отчетность организаций (за исключением некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) за квартал и год состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении капитала; отчета о движении денежных средств; пояснительной записки.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Инструкции № 111 постановлением Минфина РБ от 12.12.2016 № 104 утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность». |
В соответствии с частями шестой и седьмой п.25 Инструкции № 111 по строке 214 «готовая продукция и товары» показываются остатки готовой продукции, учитываемой на счете 43 «Готовая продукция», остатки товаров, учитываемых на счете 41 «Товары», а также расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию», относящиеся к остаткам товаров в порядке, установленном законодательством. Если учет товаров ведется по розничным ценам, то показатель строки 214 «готовая продукция и товары» уменьшается на сальдо по счету 42 «Торговая наценка».
В организациях общественного питания по строке 214 «готовая продукция и товары» показываются остатки сырья и готовой продукции на кухнях и в кладовых.
Согласно частям первой-третьей п.33 Инструкции № 50 счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, надбавках) на товары, налогах, включаемых в цену товаров, если учет товаров ведется по розничным ценам.
На счете 42 «Торговая наценка» учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных затрат.
При принятии к бухгалтерскому учету товаров суммы торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров, отражаются по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка».
В соответствии с п.8 Инструкции № 133 товары, приобретенные организацией для реализации, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут оценивать приобретенные товары по розничным ценам.
![]() |
Ситуация 5 Проверкой установлено, что общество осуществляет розничную торговлю и деятельность по предоставлению услуг общественного питания в трех барах и ресторане, также у него имеется склад продуктов. Приобретенные товары (продукты) оцениваются по розничным ценам (склад, бар) и с наценкой общепита (кухня ресторана, бар) в стоимостном выражении. В нарушение части шестой п.25 Инструкции № 111, части третьей п.33 Инструкции № 50, п.8 Инструкции № 133 обществом при составлении бухгалтерской отчетности (баланса) по состоянию на 1 января 2013 г. не была обеспечена полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета. Например, по строке 214 «готовая продукция и товары» согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2013 г. показан остаток товаров в сумме 4 538 142 261 руб., в т.ч. на складе - 132 975 478 руб., кухне - 146 716 280 руб., баре центральном - 29 666 319 руб., баре ресторана - 111 184 994 руб., баре боулинга - 33 157 560 руб., бизнес-центре - 101 630 руб., без учета бухгалтерских данных по счету 42 «Торговая наценка» (за минусом сумм торговых наценок (надбавок), налогов, включаемых в цену товаров, отраженных по дебету счета 41 «Товары»). В соответствии с частями первой-третьей п.21 Инструкции № 50 счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» предназначен для обобщения информации о причитающихся к оплате и уплаченных организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, нематериальным активам, товарам, другим активам, работам, услугам. Причитающиеся к уплате организацией суммы налога на добавленную стоимость отражаются: Д-т 18 - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие вычету в соответствии с законодательством, отражаются: Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» - К-т 18. Суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащие вычету в соответствии с законодательством, отражаются по дебету соответствующих счетов и кредиту счета 18. Согласно п.28 Инструкции № 111 по статье «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» (строка 240) показываются суммы налога на добавленную стоимость, учитываемые на счете 18. В нарушение п.28 Инструкции № 111, частей первой-третьей п.28 Инструкции № 50 обществом при составлении бухгалтерской отчетности (баланса) по состоянию на 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г. не была обеспечена полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета. Например, по строке 240 «налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» не показаны суммы налога на добавленную стоимость, согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г. суммы налога на добавленную стоимость по счету 18 составили 118 525 167 руб. и 31 260 623 руб. соответственно. |
28.03.2014
Александр Денисевич, кандидат юридических наук