


Материал помещен в архив
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫПЛАТОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
![]() |
Справочно (об авторе) Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ. |
К административным правонарушениям, связанным с выплатой заработной платы, относятся нарушения, предусмотренные частью 1 ст.9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Рассмотрим, какие государственные органы уполномочены проверять вопросы, связанные с начислением и выплатой заработной платы, а также приведем примеры дел об административных правонарушениях.
Кто проверяет начисление и выплату заработной платы
К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, связанным с выплатой заработной платы, относятся органы Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК) и Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Департамент госинспекции труда), которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) на основании Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента РБ от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и соответственно Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», постановления Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 959 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
Территориальная компетенция КГК определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. В состав Департамента госинспекции труда входят обособленные территориальные подразделения (областные, Минское городское управления), в состав обособленных территориальных подразделений (областных управлений) входят межрайонные отделы.
Процессуальная компетенция органов КГК определена ст.3.7 и п.16 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП); органов Департамента госинспекции труда - ст.3.23 и п.24 части 1 ст.3.30 ПИКоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 февраля 2015 г. в п.24 части 1 ст.3.30 ПИКоАП внесены изменения на основании Закона РБ от 10.01.2015 № 243-З. Изменения на повлияли на суть материала. С 29 октября 2018 г. в п.16 части 1 ст.3.30 ПИКоАП внесены изменения на основании Закона РБ от 17.07.2018 № 131-З. Изменения на повлияли на суть материала. |
Нарушения законодательства о труде: правильная квалификация правонарушений
Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, связанным с выплатой заработной платы, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в ходе непосредственного обнаружения правонарушения (проверок) либо рассмотрения жалоб граждан в основном на несвоевременную выплату заработной платы (фактическая основа дела) и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет № 29), Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).
Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие обстоятельства.
1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с несоблюдением порядка и сроков выплаты заработной платы).
Сущность и характер действий (бездействия) определяется объектом посягательства (права человека и гражданина) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (диспозиция части 1 ст.9.19 КоАП), способом совершения невыплаты заработной платы (где, в каком месте было деяние совершено; когда (время, дата) это деяние было совершено; как действовало лицо; нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства; какие средства и орудия (инструменты) были применены).
2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).
Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком и сроком выплаты заработной платы.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя действий (бездействия), влекущих невыплату заработной платы в установленные законодательством (коллективным договором, соглашением или трудовым договором) сроки.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица (работника организации) в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по выплате заработной платы юридическим лицом.
Субъектом правонарушения является юридическое лицо (наниматель), с которым работник состоит в трудовых отношениях, а также физическое лицо - руководитель организации либо работник, ответственный за начисление и выплату заработной платы (заместитель руководителя организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений), по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.
Проблемным вопросом квалификации рассматриваемого состава является его соотнесение с составами, предусмотренными частью 4 ст.9.19 «Иные нарушения законодательства о труде» и ст.9.25 «Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров» КоАП.
Часть 4 ст.9.19 КоАП предусматривает административную ответственность за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст.9.16-9.18 и частями 1 и 3 ст.9.19 КоАП, причинившие вред работнику. Таким образом, необходимо отличать нарушения, связанные с порядком и сроками выплаты заработной платы, от иных нарушений законодательства о труде.
Статья 9.25 КоАП предусматривает административную ответственность за несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством. Применение административной ответственности по данной статье связано с несоблюдением требований Указа Президента РБ от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам», направленных на обеспечение своевременного расчета с гражданами за выполненную работу, оказанную услугу и созданный объект интеллектуальной собственности по гражданско-правовым договорам и защиты их отдельных социально-трудовых прав (в частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, в т.ч. порядок расчета сторон, включая суммы, подлежащие выплате).
3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст.7.6 КоАП).
Согласно пп.1 и 2 части 1 ст.7.6 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.9.19 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня его совершения и не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения. Данное правонарушение является длящимся. В этой связи при ведении административного процесса по рассматриваемой категории дел важно выяснить дату выплаты заработной платы, установленную в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, либо с учетом даты ухода в отпуск, увольнения, а также дату непосредственной выплаты заработной платы (непосредственного исполнения обязанности по выплате заработной платы, т.е. прекращения совершения правонарушения).
4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП).
Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает изменение порядка и сроков выплаты заработной платы, установленных Декретом № 29 и ТК (например, возможности их переноса в ряде случаев). Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс по рассматриваемой статье, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.9.19 КоАП (например, нахождение руководителя в отпуске). Наличие по тому же факту касательно лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.
Таким образом, юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с выплатой заработной платы (часть 1 ст.9.19 КоАП), строится на том, что в соответствии с п.4 Декрета № 29 выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже 1 раза в месяц. Для отдельных категорий работников законодательством могут быть определены другие сроки выплаты заработной платы. При совпадении сроков выплаты заработной платы с государственными праздниками, праздничными или выходными днями она должна производиться накануне их.
Средний заработок за все время трудового отпуска выплачивается не позднее чем за 1 день до начала трудового отпуска.
Согласно ст.77 ТК при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. согласно части первой ст.77 ТК (в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З) при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения (кроме выплат, установленных системами оплаты труда, размер которых определяется по результатам работы за месяц или иной отчетный период), производятся не позднее дня увольнения. Если работник в день увольнения не работал или если трудовой договор с предварительным испытанием расторгается в день истечения срока предварительного испытания, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее дня, следующего за днем предъявления работником требования о расчете. |
Согласно подп.1.2 п.1 Указа Президента РБ от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН), выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходный налог, исчисленный из сумм, удерживаемых в бесспорном порядке и подлежащих налогообложению. Указанные средства направляются только на выплату заработной платы, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, оплату отпусков работников соответствующих нанимателей, в ФСЗН и на уплату в бюджет подоходного налога. Данные операции производятся обслуживающим нанимателя банком в порядке, установленном Инструкцией об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 63.
![]() |
Справочно Постановлением Белстата от 29.07.2011 № 197 утверждены форма государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указания по ее заполнению.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 июня 2014 г. следует применять форму государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и Указания по заполнению данной формы, утвержденные постановлением Белстата от 08.05.2014 № 40. Форма вводится в действие начиная с отчета по состоянию на 1 июля 2014 г. |
Практика проверок: дела об административных правонарушениях, связанных с выплатой заработной платы
Рассмотрим типичные нарушения, которые допускают многие руководители при расчетах с работниками при выплате заработной платы. По всем нарушениям к организациям и должностным лицам были применены меры административной ответственности согласно п.1 ст.9.19 КоАП.
![]() |
Пример 1 В соответствии с приказами директора в унитарном предприятии «В» (далее - УП, предприятие) были установлены следующие сроки выплаты заработной платы: аванс - 22-го числа отчетного месяца, окончательный расчет - 7-го числа месяца, следующего за отчетным. Трудовыми договорами (контрактами) предусмотрен срок выплаты заработной платы - 7-го числа месяца, следующего за отчетным. Коллективного договора (соглашения) в УП «В» не было, соответственно в ходе проверки он не был представлен. Проверкой, проведенной выборочным способом, установлено, что на предприятии: • по состоянию на 08.06.2013 имелась задолженность по выплате работнику (зубной врач) заработной платы за май 2013 г. в сумме 53 000 руб. (выплачена 20.06.2013 из кассы предприятия по расходному кассовому ордеру от 20.06.2013 с превышением установленного срока на 13 дней); • по состоянию на 07.07.2013 имелась задолженность по выплате работнику (врач-стоматолог-терапевт) заработной платы за июнь 2013 г. в сумме 515 800 руб. (выплачена 09.07.2013 из кассы предприятия по расходному кассовому ордеру от 09.07.2013 с превышением установленного срока на 3 дня); • по состоянию на 08.08.2013 имелась задолженность по выплате работнику (врач-стоматолог-терапевт) заработной платы за июль 2013 г. в сумме 77 370 руб. (выплачена 09.08.2013 из кассы предприятия по расходному кассовому ордеру от 09.08.2013 с превышением установленного срока на 2 дня). Таким образом, в нарушение частей первой и третьей п.4 Декрета № 29 предприятием не была обеспечена в установленный трудовыми договорами (контрактами) срок (7-го числа месяца, следующего за отчетным) выплата заработной платы работникам предприятия за май, июнь и июль 2013 г. |
![]() |
Пример 2 В обществе с ограниченной ответственностью «С» (далее - ООО «С», общество) в нарушение части четвертой п.4 Декрета № 29, согласно которой наниматель обязан выплатить средний заработок за период трудового отпуска работникам не позднее чем за 1 день до начала отпуска, ст.176 ТК, согласно которой средний заработок за период трудового отпуска работникам выплачивается не позднее чем за 2 дня до начала отпуска, не была обеспечена своевременная выплата среднего заработка за период трудового отпуска до его начала работникам общества. Так, водителю служебного автомобиля предоставлен трудовой отпуск с 05.08.2013 (приказ о предоставлении отпуска от 22.07.2013), начисленный средний заработок за время трудового отпуска в сумме 2 200 000 руб. был выплачен 21.08.2013 (платежное поручение от 21.08.2013); • директору общества предоставлен трудовой отпуск с 05.08.2013 (распоряжение об уходе в отпуск от 02.08.2013), начисленный средний заработок за время трудового отпуска в сумме 3 000 000 руб. был выплачен 21.08.2013 (платежная ведомость от 21.08.2013); • ведущему инженеру ПТО предоставлен трудовой отпуск с 09.09.2013 (приказ о предоставлении отпуска от 24.08.2013), начисленный средний заработок за время трудового отпуска в сумме 3 000 000 руб. был выплачен 25.09.2013 (платежное поручение от 25.09.2013). На расчетных счетах ООО «С» согласно выпискам банка на 02.08.2013 и на 06.09.2013 имелось достаточно денежных средств для обеспечения своевременной выплаты работникам среднего заработка за период трудового отпуска до его начала, неоспариваемых сумм, причитающихся работникам, в день их увольнения, заработной платы. Указанное нарушение допущено директором ООО «С», который, будучи должностным лицом нанимателя, согласно контракту обязан был обеспечивать в сфере трудовых отношений соблюдение действующего законодательства, не обеспечил соблюдение трудового законодательства в части своевременной выплаты заработной платы. |
![]() |
Пример 3 В ходе проверки установлено, что в нарушение части четвертой п.4 Декрета №29, согласно которой наниматель обязан выплатить средний заработок за период трудового отпуска работникам не позднее чем за 1 день до начала отпуска, ст.176 ТК, согласно которой средний заработок за период трудового отпуска работникам выплачивается не позднее чем за 2 дня до начала отпуска, открытым акционерным обществом «К» (далее - ОАО «К») не была обеспечена своевременная выплата среднего заработка за период трудового отпуска до его начала следующим работникам: • штабелевщику согласно приказу от 19.11.2013 предоставлен трудовой отпуск с 20.11.2013, выплата в сумме 635 717 руб. произведена 20.12.2013 (платежное поручение от 20.12.2013 на зачисление на карт-счет); • подсобному рабочему согласно приказу от 19.11.2013 предоставлен трудовой отпуск с 20.11.2013, выплата в сумме 1 669 688 руб. произведена 20.12.2013 (платежное поручение от 20.12.2013 на зачисление на карт-счет); • сушильщику согласно приказу от 08.11.2013 предоставлен трудовой отпуск с 20.11.2013, выплата в сумме 875 901 руб. произведена 20.12.2013 (платежное поручение от 20.12.2013 на зачисление на карт-счет); • начальнику отдела материально-технического снабжения и сбыта согласно приказу от 20.11.2013 предоставлен трудовой отпуск с 22.11.2013, выплата в сумме 288 360 руб. произведена 20.12.2013 (платежное поручение от 20.12.2013 на зачисление на карт-счет); • начальнику участка транспортных и погрузочно-разгрузочных работ согласно приказу от 20.11.2013 предоставлен трудовой отпуск с 23.11.2013, выплата в сумме 346 363 руб. произведена 20.12.2013 (платежное поручение от 20.12.2013 на зачисление на карт-счет). Кроме того, в нарушение части первой ст.77 ТК, в соответствии с которой при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения, в ОАО «К» не была обеспечена в ноябре-декабре 2013 г. своевременная выплата неоспариваемых сумм, причитающихся работникам, в день их увольнения: • обмотчик электромашин согласно приказу от 09.11.2013 уволен 09.11.2013 (последний день работы согласно табелю учета рабочего времени - 09.11.2013), выплата в сумме 1 602 930 руб. произведена по платежному поручению 26.11.2013; • электромонтер согласно приказу от 08.11.2013 уволен 09.11.2013 (последний день работы согласно табелю учета рабочего времени - 09.11.2013), выплата в сумме 1 284 710 руб. произведена по платежному поручению 20.12.2013; • размольщик согласно приказу от 22.11.2013 уволен 30.11.2013 (последний день работы согласно табелю учета рабочего времени - 30.11.2013), выплата в сумме 302 760 руб. произведена по платежному поручению 20.12.2013; • экономист по сбыту согласно приказу от 03.12.2013 уволена 03.12.2013 (последний день работы согласно табелю учета рабочего времени - 03.12.2013), выплата в сумме 1 689 410 руб. произведена по платежному поручению 07.12.2013. При этом на расчетном счете ОАО «К» имелось достаточно денежных средств для обеспечения своевременной выплаты работникам среднего заработка за период трудового отпуска до его начала и неоспариваемых сумм, причитающихся работникам, в день их увольнения. Таким образом, ОАО «К» не было обеспечено соблюдение законодательства о труде в части своевременной выплаты работникам среднего заработка за период трудового отпуска, неоспариваемых сумм, причитающихся работникам, в день их увольнения, что привело к его нарушению. Факт правонарушения подтверждается следующими доказательствами: копиями приказов и записок об отпусках, копиями платежных поручений и списков к ним на перечисление среднего заработка за время трудового отпуска на карт-счета работников ОАО «К», выписками банка по расчетному счету ОАО «К», табелями, копией коллективного договора. Указанные нарушения были допущены директором ОАО «К», который, как уполномоченное должностное лицо нанимателя, в соответствии с контрактом обязан был выплачивать работникам зарплату в установленные законодательством сроки, не обеспечил исполнение установленной законодательством (пп.4 и 9 части первой ст.55 ТК) обязанности своевременно выдавать работникам заработную плату в установленные сроки, не принял мер по своевременной выплате работникам среднего заработка за период трудового отпуска и неоспариваемых сумм, причитающихся работникам, в день их увольнения, в частности, по аккумулированию денежных средств на расчетном счете ОАО «К»; в обслуживающее отделение банка за выдачей кредита для выплаты заработной платы он не обращался. |
27.03.2014
Александр Денисевич, кандидат юридических наук