Пособие от 28.03.2014
Автор: Денисевич А.

Административные правонарушения в сфере использования топливно-энергетических ресурсов. Особенности ведения административного процесса и практика привлечения к ответственности


 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Справочно (об авторе)

Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК).

 

К основным административным правонарушениям в сфере использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) относятся нарушения, перечисленные в ст.20.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В материале будут рассмотрены субъекты доказывания, предмет доказывания и примеры из практики привлечения к ответственности по вышеуказанной статье КоАП.

Субъекты доказывания

К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере использования ТЭР относятся:

• органы Комитета государственного контроля РБ;

• органы, осуществляющие государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.

Территориальная компетенция КГК определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. Систему Государственного комитета по стандартизации РБ составляют в т.ч. областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием ТЭР.

Процессуальная компетенция органов КГК определена ст.3.7 и п.16 части первой ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП); органов, осуществляющих государственный надзор за рациональным использованием ТЭР, - п.10 части первой ст.3.30 ПИКоАП.

Предмет доказывания

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, связанным с использованием ТЭР, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения, в частности:

Закона РБ от 15.07.1998 № 190-З «Об энергосбережении».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2015 г. следует руководствоваться Законом РБ от 08.01.2015 № 239-З «Об энергосбережении»;

 

постановления Совета Министров РБ от 16.10.1998 № 1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» (далее - постановление № 1582).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 марта 2016 г. постановление № 1582 утратило силу в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 18.03.2016 № 216 «Об утверждении положений по вопросам энергосбережения, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 156 и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;

 

Положения о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденного постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров РБ от 19.11.2002 № 9 (далее - Положение № 9) и др.

Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.

1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с использованием ТЭР).

Сущность и характер действий (бездействия) определяется:

• объектом посягательства (порядок использования ТЭР) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (диспозиции ст.20.1 КоАП);

• способом совершения правонарушения (где, в каком месте было деяние совершено? когда (время, дата) это деяние было совершено? как действовало лицо? нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства? какие средства и орудия (инструменты) были применены?).

2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).

Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком использования ТЭР.

Объективная сторона правонарушений в рассматриваемой сфере выражается в совершении следующих действий (бездействия):

• сверхнормативное расходование ТЭР, обусловленное несоблюдением требований, установленных законодательством или технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования в части использования этих ресурсов;

• эксплуатация без производственной необходимости на холостом ходу электродвигателей, электропечей и другого электро-, тепло-, топливоиспользующего оборудования;

• прямые потери топлива, сжатого воздуха, воды и тепловой энергии, вызванные неисправностью оборудования, арматуры, трубопроводов, их теплоизоляции;

• использование электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора или с нарушением заданного режима работы электрокотельных, нагревательных приборов, а также в иных целях, не обусловленных производственным процессом;

• сверхнормативное расходование электрической энергии для освещения;

• использование ТЭР без утвержденных в установленном порядке норм их расхода (предельных уровней потребления ТЭР);

• использование неработающих приборов группового учета расхода воды и тепловой энергии, систем регулирования подачи тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, центральных тепловых пунктах;

• отсутствие приборов группового учета расхода воды и тепловой энергии, систем регулирования подачи тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, центральных тепловых пунктах;

• непроведение расчетов по показаниям приборов группового учета расхода воды и тепловой энергии, систем регулирования подачи тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, центральных тепловых пунктах.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований порядка использования ТЭР юридическим лицом.

Субъектами правонарушения являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение порядка использования ТЭР), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемых правонарушений.

 

Обратите внимание!

Проблемным вопросом квалификации рассматриваемого состава административного правонарушения является его соотнесение с составом, предусмотренным частью первой ст.11.16 КоАП (незаконное получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета).

 

3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст.7.6 КоАП).

Согласно п.4 части первой ст.7.6 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.20.1 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с п.69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510.

4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП).

Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает в первую очередь пересмотр порядка нормирования расхода топлива, тепловой и электрической энергии в сторону улучшения (смягчения) нормативов использования ТЭР. Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.1 КоАП. Наличие по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.

Юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с использованием ТЭР (ст.20.1 КоАП), строится на том, что в соответствии с подп.1.1 п.1 постановления № 1582 расходуемые на основные и вспомогательные нужды организациями топливо, электрическая и тепловая энергия подлежат нормированию независимо от источников энергообеспечения. Согласно частям первой, третьей подп.1.3 п.1 постановления № 1582 нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии для организаций утверждаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, в ведении которых они находятся (в состав которых входят) либо в управление которых переданы акции (доли в уставных фондах) организаций; местными исполнительными и распорядительными органами для организаций, имущество или акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности. При этом для организаций с суммарным годовым потреблением указанных ресурсов в объеме 1 000 т у.т. и более и для котельных производительностью 0,5 Гкал/ч и выше нормы согласовываются с Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации РБ, областными, Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Государственного комитета по стандартизации РБ. Организациями с суммарным годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в объеме 100 т у.т. и менее нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии не разрабатываются.

В соответствии с частью первой п.39 главы 9 Положения № 9 нормы расхода ТЭР для организаций и индивидуальных предпринимателей ежегодно утверждаются соответствующими (по принадлежности) республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству РБ, местными исполнительными и распорядительными органами. При этом нормы для организаций и индивидуальных предпринимателей с суммарным годовым потреблением ТЭР в пересчете в условное топливо 1 000 т у.т. и более и для котельных производительностью 0,5 Гкал/ч и выше предварительно согласовываются с Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров РБ (областными, Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов). Для иных организаций и индивидуальных предпринимателей нормы расхода топливно-энергетических ресурсов утверждаются вышеуказанными органами. Согласно п.20 Положения № 9 в нормы расхода ТЭР на производство продукции (работ, услуг) не включаются расходы тепловой энергии на отопление, вентиляцию помещений, горячее водоснабжение и потери тепловой энергии в магистральных тепловых сетях, находящихся на балансе отчитывающихся организаций и индивидуальных предпринимателей. Эти расходы нормируются отдельно.

Пример из практики привлечения к ответственности по части первой статьи 20.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Справочно

Санкции по части первой ст.20.1 КоАП: нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, выразившееся в сверхнормативном их расходовании, обусловленном несоблюдением требований, установленных законодательством или технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования в части использования этих ресурсов, либо в эксплуатации без производственной необходимости на холостом ходу электродвигателей, электропечей и другого электро-, тепло-, топливоиспользующего оборудования, либо в прямых потерях топлива, сжатого воздуха, воды и тепловой энергии, вызванных неисправностью оборудования, арматуры, трубопроводов, их теплоизоляции, либо в использовании электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора или с нарушением заданного режима работы электрокотельных, нагревательных приборов, а также в иных целях, не обусловленных производственным процессом, либо в сверхнормативном расходовании электрической энергии для освещения, - влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (далее - БВ), на индивидуального предпринимателя - от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 10 до 400 БВ.

 

Согласно п.20 Положения № 9 в нормы расхода ТЭР на производство продукции (работ, услуг) не включается расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию помещений, горячее водоснабжение и потери тепловой энергии в магистральных тепловых сетях, находящихся на балансе отчитывающихся организаций и индивидуальных предпринимателей. Эти расходы нормируются отдельно.

Проверке были представлены утвержденные и согласованные сводные ведомости нормативных величин тепловых потерь по унитарному коммунальному предприятию (УКП) «Т» на 2011-2013 гг. Согласно сводным ведомостям предприятию были установлены как годовые нормативные величины тепловых потерь в тепловых сетях, присоединенных к теплоисточникам (в разрезе каждого теплоисточника (котельной)), так и с разбивкой по месяцам, а также годовая нормативная величина потерь в целом по предприятию (на 2011 г. - 49 275 Гкал, или 30,5 % от планируемой годовой выработки, на 2012 г. - 46 984 Гкал, или 28,9 %, на 2013 г. - 41 425 Гкал, или 24,9 %). В сводных ведомостях нормативные величины тепловых потерь были выражены в натуральных единицах (Гкал).

Согласно п.3.15 Методики расчета потерь тепловой энергии в сетях теплоснабжения с учетом их износа, срока и условий эксплуатации, утвержденной постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров РБ от 29.09.2006 № 2 (далее - Методика расчета потерь), тепловой баланс - количественная характеристика производства, потребления и потерь тепла. В соответствии с п.3.30 Методики расчета потерь фактические тепловые потери - тепловые потери, определенные из баланса отпущенной и потребленной тепловой энергии.

Исходя из данных первичной производственной документации предприятия (акты расхода топлива, расчеты выработки тепловой энергии), в 2011 г. предприятием выработано 152,5 тыс.Гкал тепловой энергии (собственными котельными предприятиями), в 2012 г. - 162,2 тыс.Гкал, за январь-апрель 2013 г. - 88,4 тыс.Гкал (данные за 2011 и 2012 гг. соответствуют государственной статистической отчетности по форме 4-нормы ТЭР (Госстандарт) «Отчет о результатах использования топлива, тепловой и электрической энергии», утвержденной постановлением Минстата РБ от 19.10.2007 № 329, представленной предприятием областному управлению по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов).

Из общего количества выработанной тепловой энергии отпущено потребителям (предъявлено к оплате потребителям с учетом использования на собственные нужды): в 2011 г. - 117,6 тыс.Гкал, в 2012 г. - 131,6 тыс.Гкал, за январь-апрель 2013 г. - 77,1 тыс.Гкал тепловой энергии.

Таким образом, в целом по предприятию годовые потери тепловой энергии в 2011 г. составили 34,9 (152,5 - 117,6) тыс.Гкал (29,7 % от отпущенной) и не превысили установленную нормативную величину - 49,3 тыс.Гкал; в 2012 г. - 30,6 (162,2 - 131,6) тыс.Гкал и не превысили норматив - 46,9 тыс.Гкал; за январь-апрель 2013 г. - 11,3 (88,4 - 77,1) тыс.Гкал и не превысили норматив - 18,8 тыс.Гкал.

Анализ баланса отпущенной и потребленной тепловой энергии в разрезе теплоисточников с присоединенными к ним тепловыми сетями показал, что по отдельным объектам нормирования фактические тепловые потери в 2011-2012 гг. и за январь-апрель 2013 г. превысили установленную для них нормативную величину (ежемесячные расчеты тепловых потерь в разрезе теплоисточников (объектов нормирования) за 2011-2013 гг.).

Так, в 2011 г. превышение установленных нормативов тепловых потерь в количестве 62,65 Гкал допущено двумя котельными. На выработку этого количества тепловой энергии предприятием израсходовано 56 куб.м дров, затраты составили 2 460 899 руб.

В 2012 г. превышение установленных нормативов тепловых потерь в количестве 305,80 Гкал допущено четырьмя котельными. На выработку этого количества тепловой энергии предприятием израсходовано 270,4 куб.м дров, затраты составили 30 663 170 руб.

За январь-апрель 2013 г. превышение установленных нормативов тепловых потерь в количестве 429,34 Гкал допущено пятью котельными. На выработку этого количества тепловой энергии предприятием израсходовано 314,7 куб.м дров, затраты составили 55 709 627 руб.

Всего за 2011-2012 гг. и январь-апрель 2013 г. предприятием допущены потери тепловой энергии сверх установленных в соответствии с законодательством нормативов по 11 объектам нормирования в суммарном количестве 797,79 Гкал, затраты на выработку которых составили 88 833 698 руб.

Таким образом, предприятие было привлечено к административной ответственности за допущенные в 2011-2013 гг. нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь нормативов тепловых потерь (сверхнормативные потери) и непринятые меры по обеспечению их соблюдения.

Примеры из практики привлечения к ответственности по части второй статьи 20.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Справочно

Санкции по части второй ст.20.1 КоАП: использование топливно-энергетических ресурсов без утвержденных в установленном порядке норм их расхода (предельных уровней потребления топливно-энергетических ресурсов) влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 300 БВ.

 

Пример 1

Согласно данным формы государственной статистической отчетности 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» (утверждена постановлением Белстата от 01.07.2011 № 133) (далее - форма 12-тэк) за январь-декабрь 2012 г. предприятием было потреблено топливно-энергетических ресурсов в суммарном объеме 9 661 т у.т.

На 2013 г. предприятию были утверждены нормы расхода: ТЭР котельными предприятия, электроэнергии на подъем и подачу 1 000 куб.м воды в сеть, прием и перекачку 1 000 куб.м сточных вод, тепловой энергии на обогрев зданий и помещений, нормативные величины тепловых потерь в тепловых сетях, а также предельные уровни потребления электроэнергии на гостиницу, контору, производственную базу, мастерские, бани, уличное освещение, лестничное освещение и освещение подвалов.

В представленном УКП «Ж» в управление топливно-энергетических ресурсов расчете планируемого потребления электроэнергии на 2013 г. (в разрезе объектов потребления) значатся общежитие и мельница.

Вместе с тем на 2013 г. предельные уровни потребления электрической энергии на нужды общежития и мельницы предприятием в установленном порядке не разрабатывались и не утверждались.

В нарушение подп.1.1-1.3 п.1 постановления № 1582, пп.36, 37, части первой п.39 Положения № 9 предприятием в январе-июне 2013 г. было использовано 3 205 кВт·ч электроэнергии без утверждения предельного уровня ее потребления (бухгалтерская справка об использовании электрической энергии, расчеты предельного уровня потребления электроэнергии на 2013 г.).

 

Пример 2

В проверяемом периоде открытым акционерным обществом (ОАО) «С» для производства продукции использовались следующие виды топливно-энергетических ресурсов:
• котельно-печное топливо;

• тепловая энергия;

• электрическая энергия.

Согласно представленным документам обществом за 2011 г., январь-август 2013 г. для производства вискозной кордной ткани было использовано 18 168 кВт·ч электрической энергии, в т.ч. в 2011 г. - 11 917 кВт·ч, в 2012 г. - 6 022 кВт·ч, за 8 месяцев 2013 г. - 229 кВт·ч.

Проверке были представлены нормы расхода котельно-печного топлива и электроэнергии на 2011-2013 гг. При этом утвержденных норм расхода электрической энергии для производства кордной вискозной ткани к проверке представлено не было.

Таким образом, ОАО в нарушение подп.1.1, 1.2 п.1 постановления № 1582, п.6 Положения № 9 в 2011-2013 гг. для производства вискозной кордной ткани было использовано 18 174 кВт·ч электрической энергии, в т.ч. в 2011 г. - 11 917 кВт·ч, в 2012 г. - 6 028 кВт·ч, за 8 месяцев 2013 г. - 229 кВт·ч, без утвержденных в установленном порядке норм ее расхода.

 

28.03.2014

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук