Пособие от 27.03.2014
Автор: Денисевич А.

Административные правонарушения в сфере налогообложения


 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Справочно (об авторе)

Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ.

 

К административным правонарушениям в сфере налогообложения относятся нарушения, предусмотренные главой 13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), основные из которых касаются неуплаты налогов.

Кто проверяет правильность налогообложения

К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения относятся органы Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК), налоговые органы, таможенные органы (часть 9 ст.13.6, ст.13.10, 13.11 КоАП), которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) на основании:

Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»;

Закона РБ от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;

Указа Президента РБ от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;

Указа Президента РБ от 11.02.2009 № 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля»;

• Налогового кодекса РБ (далее - НК);

постановления Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»;

• Таможенного кодекса РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ;

 

Указа Президента РБ от 21.04.2008 № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов».

Территориальная компетенция КГК определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. Территориальные органы финансовых расследований включают управления Департамента финансовых расследований КГК по областям, по Минской обл. и г.Минску и межрайонные отделы данных управлений. В целях реализации полномочий Министерства по налогам и сборам РБ (далее - МНС) в административно-территориальных единицах Республики Беларусь созданы инспекции МНС по областям и г.Минску, районам, городам, районам в городах, являющиеся территориальными органами МНС. Территориальная компетенция таможенных органов определена постановлением Совета Министров РБ от 01.06.2007 № 742 «Об определении зон оперативной деятельности таможен».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 июня 2014 г. постановление № 742 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 27.05.2014 № 509 утратило силу. Компетенция таможен в части выполнения ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также регионы их деятельности определены в приложении 1 к постановлению № 509.

 

Процессуальная компетенция органов КГК определена ст.3.7 и п.16 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП); налоговых органов - ст.3.13 и п.26 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением МНС РБ от 18.10.2011 № 49 «О наделении должностных лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»; таможенных органов - ст.3.12 и п.21 части 1 ст.3.30 ПИКоАП.

Нарушения законодательства, связанные с налогообложением: правильная квалификация правонарушений

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм НК, Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» и различных постановлений МНС).

Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие основные имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства.

1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с несоблюдением порядка налогообложения).

Сущность и характер действий (бездействия) определяется: объектом посягательства (порядок налогообложения) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (диспозиции статей, включенных в главу 13 КоАП), способом нарушения порядка налогообложения (где, в каком месте было деяние совершено? когда (время, дата) это деяние было совершено? как действовало лицо? нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства? какие средства и орудия (инструменты) были применены?).

2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).

Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Объективная сторона правонарушений выражается в совершении следующих действий (бездействия):

• нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при наступлении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) и просрочке более 2 рабочих дней при совершении административного правонарушения должностным лицом юридического лица, более 5 рабочих дней - иным физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем;

• осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе лицом, обязанным подать заявление о постановке на такой учет, за исключением физического лица - плательщика;

• нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

• отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, повлекшее за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица;

• неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины);

• невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины);

• непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем;

• представление плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства;

• открытие банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка и (или) небанковской кредитно-финансовой организации полученной в установленном порядке информации либо решения органа КГК, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам этих лиц, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица;

• нарушение банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией, другой уполномоченной организацией порядка и (или) сроков исполнения поручений плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на перечисление налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а также решений органа КГК, налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени за счет денежных средств плательщика, налогового агента, иного обязанного лица, дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации на счете в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации;

• исполнение банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией при наличии у них решения органа КГК, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица их поручений на выдачу наличных денежных средств или на перечисление средств другому лицу (за исключением поручений о проведении расходных операций, обязанность осуществления которых предусмотрена законодательными актами);

• отсутствие при реализации товаров (за исключением лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции), выполнении работ, оказании услуг у индивидуального предпринимателя или физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, в торговых, обслуживающих объектах, на торговых местах на рынке (в случаях, предусмотренных законодательством, - в транспортных средствах или иных местах осуществления деятельности) документа об уплате единого налога (заверенной индивидуальным предпринимателем его копии) или справки, выданной местным исполнительным и распорядительным органом, подтверждающей, что реализуемая этими лицами продукция произведена на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела (в отношении продукции пчеловодства - выданного на территории Республики Беларусь ветеринарно-санитарного паспорта пасеки или свидетельства, оформленного на основании этого паспорта);

• необеспечение должностным лицом юридического лица, имеющего задолженность по налогам и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, и (или) по обязательным платежам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, а также задолженность по штрафам и пеням за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве, зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества, включая ценные бумаги и имущественные права, а также от внереализационных доходов на свои счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях в соответствии с правовым режимом таких счетов и неосуществление платежей с этих счетов в порядке, предусмотренном законодательством.

Субъективная сторона правонарушений характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению порядка налогообложения юридическим лицом.

Субъектами правонарушения являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение порядка исчисления и уплаты налогов), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст.7.6 КоАП).

Согласно п.4 части 1 ст.7.6 КоАП за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ст.13.1, 13.8-13.11 КоАП, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, ст.13.14 КоАП, административное взыскание за которое может быть наложено не позднее 2 лет со дня совершения и 2 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под подпись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с п.69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510.

Кроме того, материалы проверки по фактам уклонения от уплаты налогов необходимо направлять в правоохранительные органы для дачи правовой оценки в порядке, предусмотренном ст.173 и 174 Уголовно-процессуального кодекса РБ. В данном случае необходимо иметь в виду, что административное взыскание по части 3 ст.11.4 КоАП может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения.

4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП).

Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает корректировку законодательства, регулирующего порядок налогообложения, в сторону улучшения правового положения субъектов, обязанных соблюдать требования данного порядка. Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника в совершении налогового административного правонарушения.

С учетом необходимости направления материалов по фактам уклонения от уплаты налогов не исключается наличие по тому же факту уголовного дела, ведущегося в отношении физического лица (ст.243 Уголовного кодекса РБ). Подтверждением отсутствия в правонарушении признаков преступления может являться наличие в деле об административном правонарушении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же юрисдикционный акт, подтверждающий отсутствие в совершенном физическим лицом правонарушении признаков преступления, отсутствует в деле об административном правонарушении и усматриваются эти признаки, дело об административном правонарушении может быть прекращено по правилам части 2 ст.3.32 ПИКоАП.

5. Отсутствие обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (ст.5.5 КоАП).

Не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь:

• неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом (за исключением должностного лица юридического лица) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты (далее - иные обязательные платежи), учет которых осуществляется налоговыми органами, в размере не более 1 % от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);

• неуплата или неполная уплата должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает 1 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами.

Юридическая основа дел об административных правонарушениях в сфере налогообложения (глава 13 КоАП) строится на положениях НК, согласно которым плательщик обязан:

• уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

• стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных НК;

• вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

• представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном законодательством порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин);

• вести учет дебиторской задолженности и не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;

• представлять, если иное не предусмотрено п.3 ст.70 НК, в налоговые органы и их должностным лицам, а в части таможенных платежей - в таможенные органы и их должностным лицам документы и сведения, необходимые для налогообложения, взыскания неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, при проведении проверок, мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов. Обеспечивать должностным лицам налоговых и таможенных органов при проведении проверок либо мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений (в случае их наличия), пригодных для проведения проверки, мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов;

• подписать акт или справку проверки. При наличии возражений по акту или справке проверки возражения по этим акту или справке представляются в срок, установленный п.6 ст.78 НК;

• выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в т.ч. требования об устранении выявленных нарушений законодательства;

• сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

об открытии или закрытии белорусскими организациями счета в банке за пределами Республики Беларусь - в срок не позднее 5 рабочих дней со дня открытия или закрытия счета;

об участии в белорусской или иностранной организации - в течение 5 рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением в Республике Беларусь;

о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, за исключением организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации, - в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения;

о создании или ликвидации обособленного подразделения организации - в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его создания или ликвидации, а также о возникновении обстоятельства, в связи с которым прекращается обязанность обособленного подразделения юридического лица Республики Беларусь по исполнению налоговых обязательств этого юридического лица, - в срок не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения такого обстоятельства;

об изменении места нахождения организации, за исключением организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации, - в срок не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения;

иные сведения, обязанность сообщения которых для плательщиков предусмотрена законодательными актами, - в порядке и сроки, установленные такими законодательными актами;

• представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его требованию либо налоговому агенту, а по налогам, сборам (пошлинам), взимаемым другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами, частными нотариусами, - таким государственным органам, организациям, должностным лицам, частным нотариусам;

• представлять в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы в течение 2 рабочих дней со дня их утверждения в соответствии с законодательством;

• обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

• обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, - в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;

подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, - в местах реализации;

• при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

• являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных НК, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

• исполнять иные обязанности, установленные НК и другими актами налогового законодательства.

Практика проверок: дела об административных правонарушениях в сфере налогообложения

Ниже приведены примеры фактической основы дел об административных правонарушениях по ст.13.6 «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа» КоАП.

 

Ситуация 1

В 2012 г. общество с дополнительной ответственностью (ОДО) «Т» на арендуемых площадях (17,5 кв.м) оказывало услуги по нанесению перманентного макияжа (тату) и пирсингу в салоне татуировок. Выручка, полученная в указанном периоде от реализации этих услуг, составила 15 000 000 руб., при этом она не облагались налогом на добавленную стоимость.

В нарушение подп.1.1 п.1 ст.93, подп.1.43 п.1 ст.94, п.4 ст.97, подп.1.1 п.1 ст.98 НК ОДО «Т» в 2012 г. была занижена на 15 000 000 руб. налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость (не включена в объект налогообложения выручка от реализации услуг по нанесению перманентного макияжа (тату) и пирсингу), что повлекло доначисление этого налога и неполную его уплату за 2012 г. в сумме 2 500 000 руб.

В результате допущенного нарушения в 2012 г. был неправильно определен объект обложения налогом на прибыль. В соответствии с п.1, абзацем 2 п.2 ст.126 НК объектом обложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п.1 ст.35 НК, начисленные белорусскими организациями. Валовой прибылью в целях главы 14 НК признается для белорусских организаций сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

В соответствии с п.1 ст.127 НК прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении. Выручка от реализации товаров определяется, если иное не определено НК, исходя из цены сделки с учетом положений ст.301 НК.

В нарушение п.1 ст.126, п.1 ст.127, п.1 ст.141 НК ОДО «Т» при определении прибыли от реализации товаров (работ, услуг) была занижена на 2 500 000 руб. сумма уплачиваемого из выручки налога на добавленную стоимость, что повлекло завышение валовой прибыли, подлежащей налогообложению, на 2 500 000 руб., а также уменьшение начисленного налога на прибыль и излишнюю его уплату за 2012 г. в сумме 450 000 руб.

Всего по результатам проверки сумма доначисленных налогов составила 2 500 000 руб. (или 4,4 % от общей суммы исчисленных в 2012 г. налогов, учет которых осуществляется налоговыми органами), сумма подлежащих уменьшению налогов (сборов, иных обязательных платежей) - 450 000 руб. Пеня не начислялась в связи с имеющейся переплатой в карточке лицевого счета по налогу на добавленную стоимость.

 

Ситуация 2

В ходе проверки были установлены факты неоприходования по бухгалтерскому учету унитарным предприятием (УП) «Ф» принятых от граждан наличных денежных средств за реализацию и установку кухонной мебели. Установлено, что УП «Ф» реализовало и установило кухонную мебель и приняло наличные денежные средства за реализованные товары и произведенные работы от граждан, не отразив полученную выручку по бухгалтерскому учету в период с 1 января по 31 декабря 2012 г. на сумму 351 977 950 руб.

Так, согласно объяснению К. от 29.05.2013 было установлено, что за кухонную мебель и их установку в период с июля по август 2012 г. ею была уплачена работнику УП «Ф» наличными денежными средствами сумма в размере 9 500 000 руб.

Согласно данным бухгалтерского учета наличные денежные средства от граждан по бухгалтерскому учету не были оприходованы, с использованием компьютерных систем и иных первичных документов в кассу УП не вносились, через банковские терминалы выручка на расчетный счет от граждан также не была приходована.

В соответствии с подп.1.3 п.1 ст.22 НК плательщик обязан вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства.

Согласно представленной к проверке налоговой декларации за 2012 г. сумма выручки УП «Ф» составила 165 565 210 руб. Указанная выручка состояла из денежных средств, полученных от реализации произведенной и отгруженной мебели и матрацев, а именно:

• реализация товаров в адрес юридических лиц - 5 840 000 руб. (согласно договору, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Б», от 11.05.2012);

• денежные средства, принятые с использованием кассового суммирующего аппарата, - 10 098 190 руб. (5 июня 2012 г., 14 июня 2012 г.);

• денежные средства, полученные от покупателей, - 149 627 020 руб.

Согласно данным, полученным в результате проведения проверки, общая сумма выручки, полученной УП «Ф» в 2012 г., составила 507 444 970 руб.

Таким образом, УП «Ф» в нарушение вышеуказанных нормативных правовых актов в период с 1 января по 31 декабря 2012 г. был занижен объект налогообложения для исчисления налогов на сумму 351 977 950 руб.

В результате данных действий УП «Ф» недоначислило в бюджет Республики Беларусь налогов в общей сумме 108 261 924 руб.

В нарушение подп.1.1 п.1 ст.93 НК УП «Ф» в проверяемом периоде при определении налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость на основании недостоверных данных бухгалтерского учета о реализации объектов занизило обороты по реализации товаров в сумме 351 977 950 руб. вследствие отражения в налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость заниженной налоговой базы по операциям по реализации плательщиком объектов, приходящимся (на момент фактической реализации товаров) на отчетный налоговый период, что повлекло доначисление налога на добавленную стоимость в сумме 55 192 825 руб.

Финансовый результат работы за проверяемый период - прибыль в сумме 288 187 994 руб.

В нарушение п.1 ст.126, п.1 ст.127 НК УП «Ф» в проверяемом периоде занизило налогооблагаемую прибыль от реализации товаров (работ, услуг) на сумму 288 187 994 руб., в результате чего недоначислило налог на прибыль в размере 51 281 964 руб.

 

Ситуация 3

Областным исполнительным комитетом было принято решение о заключении инвестиционного договора между Республикой Беларусь и ООО «Е» о строительстве на территории района производственного здания для изготовления изделий из ПВХ.

Согласно акту выбора места размещения земельного участка для реализации инвестиционного проекта от 28.04.2011, утвержденному районным исполнительным комитетом 1 июня 2011 г. и согласованному областным исполнительным комитетом 11 августа 2011 г., ООО «Е» был выделен земельный участок общей площадью 1,5 га.

За период с 25 января 2011 г. по 23 июля 2013 г. затраты ООО «Е» по инвестиционному договору от 25.01.2011 на строительство производственного здания для изготовления изделий из ПВХ на территории района составили: строительные работы - 10 968 694 900 руб.; материалы - 2 152 198 039 руб.; оборудование - 14 191 223 194 руб.

В соответствии с подп.7.1.11 п.7 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» и подп.2.2 п.2 Декрета Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10) тарифные льготы в виде полного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость предоставляются декларанту в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства - участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта.

При проведении проверки было установлено, что товары, помещенные согласно приложению к акту проверки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением тарифных льгот, установленных Декретом № 10, ООО «Е» использовало не по целевому назначению, не в рамках реализации инвестиционного проекта.

Так, согласно акту осмотра производственных помещений ООО «Е» от 11.07.2013 товары, ввезенные как технологическое оборудование в рамках реализации инвестиционного договора от 25.01.2011, использовались на арендованных производственных площадях.

Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость в размере 863 179 950 руб. (в т.ч. таможенная пошлина - 4 470 750 руб., налог на добавленную стоимость - 858 709 200 руб.) были предоставлены ООО «Е» в соответствии с подп.2.2 п.2 Декрета № 10.

Согласно подп.1) п.1 ст.200 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами. Согласно части первой п.2 ст.200 ТК ТС условно выпущенные товары, указанные в подп.1) п.1 ст.200 ТК ТС, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

 

В соответствии с требованиями Декрета № 10 в случае нецелевого использования товаров, ввезенных с предоставлением льгот, предусмотренных указанным Декретом, таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость взыскиваются в соответствии с законодательством.

Подпунктом 2) п.3 ст.211 ТК ТС определено, что ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, подлежат уплате в первый день совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления льгот, а если этот день не установлен - в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таким образом, в нарушение подп.2.2 п.2 Декрета № 10, подп.1) п.1 ст.200 и подп.2) п.3 ст.211 ТК ТС с момента ввода в эксплуатацию ООО «Е» на арендованных площадях технологического оборудования, ввезенного в целях реализации инвестиционного договора, не было исполнено налоговое обязательство по уплате таможенных платежей.

Так, по состоянию на 26 июля 2013 г. в отношении ввезенных со льготой товаров и используемых ООО «Е» не по целевому назначению (т.е. не в целях реализации инвестиционного проекта), не были уплачены суммы ввозных таможенных пошлин в размере 4 470 750 руб. и налога на добавленную стоимость в размере 858 709 200 руб.

Таможенные пошлины и налоги согласно требованиям ст.93 ТК ТС взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 мая 2016 г. Декрет № 10 изложен в новой редакции на основании Декрета Президента РБ от 12.11.2015 № 8.

В НК на основании законов РБ от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения.  

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. в ПИКоАП внесены изменения и дополнения на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З.  

 

27.03.2014

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук