Пособие от 29.05.2014
Автор: Денисевич А.

Административные правонарушения в сфере строительства. Особенности ведения административного процесса и практика привлечения к ответственности


СОДЕРЖАНИЕ

 

Субъекты доказывания

Предмет доказывания

Юридическая основа

Примеры привлечения к ответственности по Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях из практики

   Ответственность по части 1 статьи 21.3 (нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности)

   Ответственность по части 4 статьи 21.6 (нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса))

   Ответственность по частям 1, 2 статьи 21.7 (завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ)

   Ответственность по статье 21.19 (нарушение законодательства в сфере строительства)

 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

К административным правонарушениям в сфере строительства относятся нарушения, предусмотренные главой 21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

Справочно (об авторе)

Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ.

Субъекты доказывания

К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере строительства относятся:

• органы Комитета государственного контроля РБ (ст.21.1-21.8, 21.12, 21.17-21.19 КоАП);

• органы, осуществляющие государственный строительный надзор (ст.21.3-21.6, 21.9-21.12 КоАП);

• органы Министерства финансов РБ и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов (ст.21.7, 21.8, 21.17 КоАП);

• сельские, поселковые, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах (ст.21.1-21.6, 21.9, 21.11-21.16 КоАП).

Данные субъекты уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) соответственно на основании:

Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»;

Указа Президента РБ от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;

Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З);

постановления Совета Министров РБ от 31.07.2006 № 981 «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь»;

постановления Совета Министров РБ от 29.11.1999 № 1860 «Об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь»;

• Бюджетного кодекса РБ;

постановления Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь»;

Закона РБ от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Предмет доказывания

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере строительства составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения, в частности, норм:

Закона № 300-З;

постановления Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716 «Об утверждении Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства» (далее - постановление № 716);

постановления Госстандарта РБ от 28.02.2008 № 11 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2018 г. постановлением Совета Министров РБ от 08.05.2018 № 343 утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений;

 

постановления Минстройархитектуры РБ от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства» (далее - постановление № 12);

• технических нормативных правовых актов в сфере строительства и др.

Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.

1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния в сфере строительства).

Сущность и характер действий (бездействия) определяется: объектом посягательства (область архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей статье главы 21 КоАП, способом нарушения.

2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).

Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении следующих действий (бездействия):

• отступление от утвержденного архитектурного проекта, допущенное при разработке строительного проекта без согласования с разработчиками архитектурного проекта и утвердившим его органом;

• самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект или отступление от него, допущенные в ходе его реализации без согласования с разработчиками архитектурного и строительного проектов и органами, утвердившими строительный проект;

• невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры;

• нарушение при проведении строительно-монтажных работ обязательных требований проектной документации, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, прочность, устойчивость и эксплуатационную надежность зданий, сооружений и их частей;

• подписание должностным лицом документа производственного контроля, авторского или технического надзора, обследования, испытания или исполнительной геодезической съемки, содержащего сведения, не соответствующие фактическим состоянию или качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий или конструкций;

• нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса);

• эксплуатация или передача в эксплуатацию объекта строительства (очереди строительства, пускового комплекса) без его приемки в установленном порядке либо с нарушением такого порядка приемки в эксплуатацию;

• нарушение установленных сроков отделки фасадов, благоустройства или других работ, выполнение которых было перенесено при приемке объектов (очереди строительства, пускового комплекса) в эксплуатацию;

• завышение объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов;

• выявленное при контрольном обмере завышение объемов и (или) стоимости строительно-монтажных работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов, причиной которого явились ошибки проектных организаций, допущенные в проектно-сметной документации;

• ненадлежащее осуществление инженером (инженерной организацией) функций технического надзора за строительством жилого дома по договору с организацией застройщиков, повлекшее завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат;

• непредставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом в установленном порядке сведений об авариях зданий и сооружений, их частей и элементов конструкций либо материалов расследования аварий;

• нарушение установленного порядка расследования или непроведение расследования аварий;

• непредставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом в установленном порядке сведений об авариях на опасных производственных объектах;

• нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом требований нормативной документации и проекта производства работ по организации, ограждению или содержанию строительной площадки;

• самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений;

• непроведение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в предусмотренных законодательством случаях подрядных торгов на строительство объектов, торгов при размещении необходимых для этих объектов заказов на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ или несоблюдение порядка их проведения при стоимости строительства объектов от 3 000 до 50 000 базовых величин (от 50 000 базовых величин и более, в т.ч. при осуществлении строительства за счет иных источников);

• финансирование должностным лицом строительства объектов, в т.ч. их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ без проведения подрядных торгов в случаях, установленных законодательными актами;

• нарушение должностным лицом местного исполнительного и распорядительного органа установленных сроков оформления и выдачи разрешительной документации, необходимой для размещения, проектирования и строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в населенных пунктах, если иное не предусмотрено законодательными актами;

• возложение на заказчика, застройщика обязанности по оказанию услуг, связанных с подготовкой, оформлением и согласованием такой документации;

• строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства в сфере строительства юридическим лицом.

Субъектами правонарушения являются физическое лицо (как правило, должностное лицо), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемых правонарушений.

К проблемным вопросам квалификации относится соотнесение ст.21.3 и 23.11 КоАП в части несоблюдения требований технических правовых актов.

3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст.7.6 КоАП).

Согласно п.4 части 1 ст.7.6 КоАП за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.21.1-21.4, 21.6-21.8, 21.12, 21.17 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения; за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.21.5, 21.9-21.11, 21.18, 21.19 КоАП, - не позднее 2 месяцев со дня его совершения, за совершение длящегося административного правонарушения - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения (пп.1 и 2 части 1 ст.7.6 КоАП).

В этой связи необходимо надлежащим образом учитывать дату вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под подпись либо его направления в соответствии с п.69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510.

4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (ст.9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает отмену (изменение в сторону улучшения правового положения субъектов) требований нормативных правовых актов в сфере строительства (например, отмена какого-либо технического нормативного правового акта).

Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьями главы 21 КоАП. Что касается лица, в отношении которого ведется административный процесс, то наличие по тому же факту в отношении него постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.

Юридическая основа

Юридическая основа дел об административных правонарушениях в сфере строительства строится на том, что в соответствии со ст.2, 21, 23, 51, 591 Закона № 300-З органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать:

• требования законодательства, в т.ч. обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, заключенных договоров, а также внедоговорные обязательства;

• требования градостроительной документации и проектной документации, утвержденных в установленном порядке.

Проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации, состав, порядок подготовки и выдачи которой устанавливаются с учетом требований законодательных актов Советом Министров РБ, если иное не определено Президентом РБ (ст.21 Закона № 300-З).

Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается на бесплатной основе в течение срока, установленного законодательством, заказчику, застройщику органами государственного строительного надзора, определенными законодательными актами, при наличии документов, перечень которых устанавливается Советом Министров РБ, если иное не установлено Президентом РБ (п.1 ст.23 Закона № 300-З).

Возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в т.ч. сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта (проектно-сметной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством (п.1 ст.51 Закона № 300-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 июля 2016 г. глава 9 (ст.51 и 52) Закона № 300-З изложена в новой редакции Законом РБ от 30.12.2015 № 334-З.

 

Законченные возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом, благоустройством и подготовленные к эксплуатации объекты, в т.ч. очереди строительства, пусковые комплексы (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей), независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями в порядке, устанавливаемом Советом Министров РБ (часть первая п.1 ст.591 Закона № 300-З).

Приемка в эксплуатацию объектов (кроме финансируемых физическими лицами одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории, дач, гаражей, по которым не требовалось получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ) не допускается без положительных заключений государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, перечень которых устанавливается Советом Министров РБ, о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности (часть четвертая п.1 ст.591 Закона № 300-З).

Подпунктом 1.1 п.1 постановления № 12 установлено, что с целью соблюдения порядка ценообразования на работы и услуги, выполняемые, оказываемые при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков РБ под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), в т.ч. соблюдения порядка формирования сметной стоимости строительства, завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги, стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком; не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями; фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные.

Пунктом 4 Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Госстандарта РБ от 28.02.2008 № 11, определено, что производство строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком, застройщиком разрешения в органах государственного строительного надзора, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получения разрешения на производство строительно-монтажных работ.

 

Справочно

Самовольное строительство - деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом РБ (п.1 ст.223 Гражданского кодекса РБ).

 

Самовольное строительство должно быть незамедлительно приостановлено.

В соответствии с пп.3, 4, 6 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением № 716 (далее - Положение № 716), объекты независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями в соответствии с Положением № 716.

Приемка в эксплуатацию объектов оформляется актом приемки объекта в эксплуатацию по форме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства РБ. Акт приемки объекта в эксплуатацию подписывается всеми членами приемочной комиссии. В соответствии с п.8 Положения № 716 датой приемки в эксплуатацию объекта считается дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию.

Эксплуатация или передача в эксплуатацию объекта без его приемки в эксплуатацию в установленном порядке либо с нарушением этого порядка влечет ответственность в соответствии с законодательством (п.10 Положения № 716).

Примеры привлечения к ответственности по Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях из практики

Ответственность по части 1 статьи 21.3 (нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности)

Пример

Согласно части второй раздела 1 технического кодекса установившейся практики «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации» (ТКП 45-1.04-208-2010 (02250)), утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252461/350124) (далее - ТКП 45-1.04-208-2010), его требования являются обязательными при эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем зданий различного назначения, находящихся в ведении организаций, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности.

Согласно абзацу 9 части первой, части второй п.4.3 ТКП 45-1.04-208-2010 здания и их элементы в процессе эксплуатации должны быть снабжены проектной, исполнительной и эксплуатационной документацией. Перечень эксплуатационной документации приведен в приложении А к ТКП 45-1.04-208-2010.

В соответствии с п.4.4 ТКП 45-1.04-208-2010 проектная, исполнительная и эксплуатационная документация должна храниться у собственника здания или уполномоченного им органа.

В перечень эксплуатационной документации входит технический паспорт (п.1 приложения А к ТКП 45-1.04-208-2010).

Результаты всех осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания (журнал технической эксплуатации здания, технический паспорт). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания и его отдельных элементов, места расположения и параметры обнаруженных дефектов, причины их возникновения и сроки устранения (п.4.10 ТКП 45-1.04-208-2010).

В нарушение части второй раздела 1, абзаца 9 части первой, части второй п.4.3, п.4.4, п.1 приложения А к ТКП 45-1.04-208-2010 в сельскохозяйственном производственном кооперативе (СПК) «К» на момент проверки 58 эксплуатируемых производственных зданий не были снабжены эксплуатационной документацией (техническими паспортами).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2017 г. вместо ТКП 45-1.04-208-2010 введен в действие ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования», утвержденный приказом Минстройархитектуры РБ от 30.12.2016 № 321.

Ответственность по части 4 статьи 21.6 (нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса))

Пример

Согласно п.23 Положения № 716 при приемке в эксплуатацию объекта в период года, неблагоприятный для выполнения отдельных видов работ, с согласия заказчика разрешается перенос сроков их выполнения на ближайший благоприятный период года, если это не препятствует нормальной эксплуатации объекта. Перечень, объемы, стоимость и сроки проведения этих видов работ устанавливаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией по согласованию с разработчиком проектной документации, а также органами государственного надзора, выдающими заключения по данному объекту, и отражаются в акте приемки объекта в эксплуатацию. Приемка в эксплуатацию перенесенных на благоприятный период года работ производится после их выполнения в порядке, определенном Положением № 716.

Установлено, что в нарушение части первой п.23 Положения № 716 администрацией свободной экономической зоны (СЭЗ) не был обеспечен ввод в эксплуатацию сезонных работ (благоустройство прилегающей территории, устройство дорожных покрытий), перенесенных на май 2013 г., при вводе в эксплуатацию третьего пускового комплекса объекта (указанные работы были завершены в июле 2013 г. и введены в эксплуатацию). Таким образом, администрацией СЭЗ не были соблюдены сроки выполнения работ, перенесенных на благоприятный период.

Ответственность по частям 1, 2 статьи 21.7 (завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ)

Пример 1

В 2012-2013 гг. предприятие в соответствии с государственными контрактами на выполнение подрядных работ выступало генеральным подрядчиком по строительству объекта «Восемь одноквартирных жилых домов. Инженерные сети и благоустройство».

Проверкой соответствия объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных работ оплаченным (предъявленным к оплате) установлено, что предприятием (подрядчик) в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ за июнь 2012 г. и май 2013 г. были включены объемы строительно-монтажных работ, фактически не выполненные, с завышенной стоимостью на 6 224 829 руб., в т.ч.:

• за июнь 2012 г. - 1 014 809 руб. (промывка с дезинфекцией трубопроводов диаметром 100 мм в количестве 257 м), оплаченных за счет кредитных ресурсов открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк»;

• за май 2013 г. - 5 210 020 руб. (промывка с дезинфекцией трубопроводов диаметром 50-65 мм в количестве 42,5 м, промывка с дезинфекцией трубопроводов диаметром 100 мм в количестве 737 м), оплаченных за счет средств республиканского бюджета.

Согласно подп.1.1.3 п.1 постановления № 12 завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги, фактически не выполненные, и (или) не оказанные, и (или) ранее оплаченные.

Проверкой соответствия выполненных работ требованиям утвержденной проектно-сметной документации также было установлено, что предприятием (подрядчик) в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ за июнь и август 2012 г. были включены:

• поправка, учитывающая дополнительные транспортные затраты при перевозке материалов, изделий и конструкций на расстояния сверх учтенных в сметных ценах в размере 3,5 % от суммы стоимости материалов, изделий и конструкций, не предусмотренная сводным сметным расчетом стоимости строительства (ремонта) объекта, утвержденным заказчиком;

• затраты на строительство временных зданий и сооружений в размере 25,1 %, которые на 13,5 % превышают затраты, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства (ремонта) объекта, утвержденным заказчиком (11,6 %).

Согласно подп.1.1.1 п.1 постановления № 12 завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги, стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком.

В соответствии с подп.2.4.3 п.2 Методических указаний по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве, утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 29.12.2007 № 444 (далее - РСН 8.01.105-2007), при определении стоимости строительных материалов, изделий и конструкций в текущих ценах базисно-индексным методом применяются индексы изменения стоимости по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций к их отпускной цене на 1 января 2006 г. с учетом нормативного расхода данных материалов в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и ресурсно-сметными нормами.

Проверкой соблюдения сметных норм расхода строительных материалов установлено, что в нарушение требований п.2 ст.2, п.2 ст.53 Закона № 300-З, подп.2.4.3 п.2 РСН 8.01.105-2007 в расчеты стоимости материалов, изделий и конструкций в текущих ценах подрядчиком включались материалы сверх установленного нормативного расхода. Так, в расчеты стоимости материалов, изделий и конструкций в текущих ценах в мае и июле 2012 г. сверх установленного нормативного расхода были включены: раствор цементный М100 в количестве 4,3 куб.м стоимостью 1 698 313 руб. (с НДС), пиломатериал обрезной хвойных пород в количестве 1,23 куб.м стоимостью 757 002 руб. (с НДС).

 

Пример 2

В ходе проведения выборочного контрольного обмера было установлено, что унитарным предприятием «У» (заказчик) были подписаны акты выполненных работ формы С-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы С-3:

• в феврале 2012 г. - с завышенной стоимостью сетки арматурной на сумму 16 532 554 руб., в то время когда по данным бухгалтерского учета и списания сетки арматурной сумма составляет 1 613 450 руб., а включенная стоимость в акты выполненных работ составляет сумму 18 146 004 руб.;

• в декабре 2012 г. - с завышенной стоимостью краски водно-дисперсионной акриловой «Лакрит» на сумму 14 107 327 руб., в то время когда по данным бухгалтерского учета и списания краски водно-дисперсионной акриловой «Лакрит» сумма составляет 16 486 901 руб., а включенная стоимость в акты выполненных работ составляет сумму 30 594 228 руб.;

• в феврале 2013 г. - с завышенной стоимостью краски водно-дисперсионной акриловой «Лакрит» на сумму 3 385 691 руб., в то время когда по данным бухгалтерского учета и списания краски водно-дисперсионной акриловой «Лакрит» сумма составляет 10 724 101 руб., а включенная стоимость в акты выполненных работ составляет сумму 14 579 792 руб.;

• в марте 2013 г. - с завышенным объемом работ по устройству подвесных потолков «Амстронг» площадью 85,4 кв.м на сумму 17 576 183 руб. при фактическом выполнении 0 кв.м;

• в апреле 2013 г. - с завышенной стоимостью гомогенного покрытия с клеем бустилат с 5-процентной надбавкой, что составляет сумму 6 874 428 руб.

Всего завышение объемов и стоимости работ составило сумму 58 476 183 руб., которая оплачена из средств областного бюджета, согласно сводной ведомости оплаченных и предъявленных к оплате работ по строительству.

Согласно абзацу 10 подп.1.2 п.1 постановления № 12 несоответствие наличия документов, подтверждающих приемку выполненных работ и их стоимость, несоответствие объемов и стоимости выполненных на объекте работ определяется как завышение стоимости строительства.

Ответственность по статье 21.19 (нарушение законодательства в сфере строительства)

Пример

Обществом с ограниченной ответственностью «Б» (далее - ООО «Б», общество) 11 июля 2013 г. с заказчиком был заключен договор на текущий ремонт кровли (ремонт отдельных мест покрытия из асбестоцементных листов, примыканий к стенам и устройство коньковых и карнизных планок).

Однако вышеназванные работы не выполнялись, а начались выполняться работы по замене шиферной кровли без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, без прохождения обязательной государственной экспертизы и ее утверждения в установленном порядке.

Так, обществом в августе-сентябре 2013 г. были осуществлены следующие виды строительных работ, относимые к реконструкции (модернизации) в соответствии с подп.3.3.5 п.3.3 технического кодекса установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005), утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 18.07.2005 № 172: устройство контробрешетки, устройство обрешетки и устройство кровель из листов профилированных.

Для выполнения указанных работ заказчиком согласно актам сдачи-приемки материалов были переданы строительные материалы. При этом договор строительного подряда ООО «Б» с заказчиком на модернизацию объекта заключен не был, однако работниками общества на указанном объекте выполнялись строительные работы, которые, как следует из утвержденной позже заказчиком проектно-сметной документации по указанному объекту, являлись составной частью предусмотренной проектом модернизации.

Таким образом, строительство объекта осуществлялось обществом без наличия необходимой документации, чем были нарушены требования абзацев 1-2 п.2 ст.2, п.1 ст.51 и п.2 ст.53 Закона № 300-З, п.26 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450.

 

29.05.2014

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук