Пособие от 29.05.2014
Автор: Денисевич А.

Административные правонарушения в сфере торговли (ценообразования). Особенности ведения административного процесса и практика привлечения к ответственности


СОДЕРЖАНИЕ

 

Субъекты доказывания

Предмет доказывания

Примеры привлечения к ответственности по Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях из практики

 

Материал помещен в архив

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ (ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ). ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Справочно (об авторе)

Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ.

 

К основным административным правонарушениям в сфере торговли (ценообразования) относятся нарушения, перечисленные в ст.12.4 и 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В материале будут рассмотрены субъекты доказывания, предмет доказывания и примеры привлечения к ответственности по вышеуказанным статьям КоАП из практики.

Субъекты доказывания

К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере торговли (ценообразования) относятся:

• органы Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК);

• органы Министерства торговли РБ;

• управления (отделы) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов (части 1-3 и 5-8 ст.12.17 КоАП);

• органы Министерства экономики РБ (далее - Минэкономики) (ст.12.4 КоАП).

Процессуальная компетенция определена для:

• органов КГК - ст.3.7 и п.16 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП);

• органов Министерства торговли РБ - п.64 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением Минторга РБ от 07.05.2007 № 31 «О наделении полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях и установлении формы протокола об административном правонарушении»;

• органов Минэкономики - ст.3.14 и п.63 части 1 ст.3.30 ПИКоАП, постановлением Минэкономики РБ от 21.03.2012 № 19 «О наделении должностных лиц Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, подготовку к рассмотрению и рассмотрение дел об административных правонарушениях».

Кроме того, к субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях относятся:

• органы государственного санитарного надзора (часть 2 ст.12.17 КоАП);

• сельские, поселковые, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах (части 1-3 и 6-8 ст.12.17 КоАП);

• Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте РБ (за правонарушения, связанные с реализацией и (или) транспортировкой озерно-речной рыбы, мяса диких животных, дикорастущих растений и их частей, древесины в заготовленном виде) (части 1, 3, 4 и 8 ст.12.17 КоАП);

• органы внутренних дел (части 6, 7 и 9 ст.12.17 КоАП);

• налоговые и таможенные органы (часть 4 ст.12.17 КоАП).

Предмет доказывания

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере торговли (ценообразования) составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения, в частности, норм:

Закона РБ от 28.07.2003 № 231-З «О торговле».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июля 2014 г. вышеназванный Закон утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»;

 

Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон о ценообразовании);

Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72);

• постановлений Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания», от 14.12.2004 № 1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей» и др.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июля 2014 г. постановление № 384 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 утратило силу. Следует руководствоваться Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением № 703.

 

Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.

1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с нарушением порядка осуществления торговой деятельности (ценообразования)).

Сущность и характер действий (бездействия) определяется: объектом посягательства (предпринимательская деятельность) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (ст.12.4, 12.17 КоАП), способом нарушения порядка осуществления торговой деятельности (ценообразования).

2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).

Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком проведения осуществления торговой деятельности (ценообразования).

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении следующих действий (бездействия):

• нарушение установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов);

• нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок);

• реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов);

• реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов);

• нарушение правил торговли и оказания услуг населению;

• реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации;

• приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов);

• реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов КГК;

• продажа товаров или лекарственных средств со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения или при доставке их к месту хранения (реализации) либо сокрытие товаров или лекарственных средств от покупателей (нарушение правил торговли);

• нарушение правил торговли, выразившееся в продаже алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним;

• реализация товаров с рук, лотков, тележек, автомобилей, а также с использованием иных приспособлений в местах, запрещенных законодательством;

• реализация иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь, товаров без специального разрешения на право разовой реализации товаров.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований порядка осуществления торговой деятельности (ценообразования) юридическим лицом.

Субъектами правонарушения являются физическое лицо (работник, связанный с порядком осуществления торговой деятельности (ценообразования)), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемых правонарушений.

3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст.7.6 КоАП).

Согласно п.4 части 1 ст.7.6 КоАП за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.12.4, 12.17 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения. В этой связи необходимо надлежащим образом учитывать дату вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под подпись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с п.69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510.

4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП).

Принятие акта законодательства, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает отмену (изменение в сторону улучшения правового положения субъектов) требований нормативных правовых актов, касающихся порядка осуществления торговой деятельности и ценообразования (например, отмена государственного регулирования цен на определенные виды товаров, корректировка редакции части 3 ст.12.4 КоАП). Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.4 и 12.17 КоАП. Что касается лица, в отношении которого ведется административный процесс, то наличие по тому же факту постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.

5. Отсутствие обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (ст.5.5 КоАП).

Не являются административным правонарушением при условии устранения нарушений и (или) возмещения вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин (далее - БВ).

Юридическая основа дел об административных правонарушениях в сфере торговли (ценообразования) строится на том, что в соответствии с частями первой, третьей п.3 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384 (далее - Правила), режим работы продавца определяется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами и должен соответствовать установленному режиму работы. В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения ремонта, плановых санитарных дней и в других случаях) продавец должен своевременно предоставить покупателю информацию об этом.

Согласно части второй п.5 Правил ассортиментные перечни товаров для торгового объекта или осуществления развозной торговли, а также продукции собственного производства, товаров для торгового объекта общественного питания разрабатываются и утверждаются продавцом исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров, продукции собственного производства и включают часть ассортимента этих товаров, продукции, которые должны быть в продаже постоянно или в течение периода, предназначенного для их реализации.

Согласно п.6 Правил продавец обязан соблюдать законодательство о защите прав потребителей и обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в технических нормативных правовых актах.

Согласно части первой п.11 Правил продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта, свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель, то фамилию, собственное имя, отчество, наименование торгового объекта индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования) и режим работы, для торговых объектов общественного питания - также их тип и наценочную категорию.

Согласно части первой, абзацам 2, 4, 8, 9 части второй п.15 Правил продавец обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

1) наименование товара;

2) сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении продуктов питания - о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, - калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать покупателя), указание на то, что продукт питания является генетически модифицированным или в нем использованы генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случае и порядке, определяемых Правительством РБ, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья покупателя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с обязательными требованиями нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара, о показаниях к применению отдельными возрастными группами;

3) дату изготовления (фасования), и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, если они установлены для конкретных товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности и имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;

4) наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии - импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) техническое обслуживание товара.

Если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частями первой, четвертой, пятой п.22 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу веса или единицу товара, информации о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов), стране происхождения товара, а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления ценника.

В торговых объектах общественного питания информацию о реализуемой продукции, товарах, об оказываемых услугах продавец доводит до сведения потребителя посредством меню, ценников и другими способами, принятыми при оказании таких услуг.

В меню указывается перечень расположенной в определенном порядке продукции собственного производства, покупных товаров, предлагаемых потребителю в определенный период с указанием массы, объема или другой меры единицы изделия (порции), цены, а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления меню. На алкогольные напитки, реализуемые в розлив, в меню указываются емкость потребительской тары и цена, а также объем и цена порции. На шампанское, игристые вина цена в меню указывается за единицу их потребительской тары. Порционирование указанных напитков осуществляется по усмотрению продавца.

В соответствии с п.3 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 14.12.2004 № 1590 (далее - Правила бытового обслуживания), исполнитель обязан указать на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения), в котором размещается исполнитель, свое наименование (фирменное наименование), наименование объекта бытового обслуживания, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество, наименование объекта бытового обслуживания индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования), режим работы, вид объекта бытового обслуживания (ателье, парикмахерская, прачечная, химчистка и др.) или наименование оказываемых бытовых услуг.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2018 г. следует руководствоваться Правилами бытового обслуживания с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 29.06.2018 № 515.

 

Согласно части первой п.5 Правил бытового обслуживания в приемном пункте в удобном для обозрения потребителем месте должны быть размещены на белорусском или русском языке:

• наименование (фирменное наименование), место нахождения исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель, то его фамилия, собственное имя, отчество, место жительства, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, а также номер телефона исполнителя;

• сведения о специальном разрешении (лицензии), если вид деятельности подлежит лицензированию;

• сведения о документе об оценке соответствия, если бытовая услуга подлежит обязательному подтверждению соответствия;

• текст Правил бытового обслуживания;

• перечень оказываемых бытовых услуг;

• цены на оказываемые бытовые услуги;

• перечень категорий потребителей, имеющих право на льготное обслуживание;

• информация о книге замечаний и предложений;

• свидетельство о присвоении разряда объекту бытового обслуживания населения, если объект подлежит аттестации;

• информация об органах, осуществляющих государственное регулирование и государственный контроль в сфере бытового обслуживания населения, их контактные телефоны;

• сроки оказания бытовых услуг, кроме услуг по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств.

Согласно абзацу 3 ст.7 Закона о ценообразовании регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом РБ или по его поручению Советом Министров РБ.

Согласно абзацу 2 ст.13 Закона о ценообразовании при установлении и применении цен юридическое лицо, предприниматель обязаны выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством.

В соответствии с подп.2.1 п.2 Указа № 72 цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный в п.1 Указа № 72, регулируются Советом Министров РБ, государственными органами (организациями) в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами.

В соответствии с перечнем товаров (работ, услуг), цены (тарифы), на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), утвержденным Указом № 72, Минэкономики регулируются цены (тарифы) на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2016 г. функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах возложены на Министерство антимонопольного регулирования и торговли (п.1 Указа Президента РБ от 03.06.2016 № 188).

Примеры привлечения к ответственности по Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях из практики

Ответственность по статье 12.7. Незаконная предпринимательская деятельность

Справочно

В соответствии с частью 1 ст.12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 200 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до 500 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 1 ст.12.7 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 200 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до 500 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью (в редакции Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З, далее - Закон № 95-З).

 

Пример 1

Проверкой, проведенной в магазине «Товары повседневного спроса», 8 ноября 2013 г. было установлено, что в нарушение части второй п.5 Правил не обеспечивалось наличие в постоянной продаже сосисок, копченостей, рыбы холодного и горячего копчения, сухарей, сушек, халвы, детских подгузников, предусмотренных ассортиментным перечнем товаров.

В нарушение части первой п.22 Правил было не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемое печенье в ассортименте (3 вида) с указанием наименования товара, цены за единицу веса или единицу товара, страны происхождения товара, а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления ценника.

Также не было обеспечено наличие информации на расфасованных в магазине кондитерских изделиях (печенье «Мария», «Крокет», «Минское», пряники «Домашние») с указанием их наименования, веса, цены за 1 кг, стоимости отвеса, срока годности, даты фасования, что является нарушением части второй п.45 Правил.

 

Пример 2

Проверкой было установлено, что открытое акционерное общество (ОАО) «М» доводило информацию о товарах до потребителя путем предоставления описаний товаров, представленных на сайте deal.by (оказывает информационные услуги) в компьютерной сети Интернет.

Согласно п.9 Правил осуществления розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2009 № 31 (далее - Правила № 31), продавец обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Данная информация в обязательном порядке должна содержать (подп.9.1 п.9 Правил № 31):

• наименование товара;

• указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товара, выпускаемого по таким нормативным документам);

• сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении пищевых продуктов - о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, - калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать покупателя), указание на то, что пищевой продукт является генетически модифицированным, если в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случаях и порядке, определяемых Правительством РБ, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья покупателя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с нормативными документами, устанавливающими требования к качеству товара, о показаниях к применению отдельными возрастными группами;

• цену и условия оплаты товаров;

• гарантийный срок, если он установлен;

• рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если это требуется из специфики таких продуктов;

• дату изготовления (фасования), и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, если они установлены для конкретных товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности и имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;

• наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание; если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя;

• сведения о подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

• количество или комплектность товара;

• сведения о сроке доставки товара, цене и об условиях оплаты доставки товара;

• необходимые сведения о правилах и об условиях эффективного и безопасного использования товаров, в т.ч. ухода за ними, и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в т.ч. относящиеся к договору сведения по просьбе покупателя;

• штриховой идентификационный код, если законодательством предусмотрено обязательное маркирование товаров таким кодом.

В соответствии с подп.9.2 п.9 Правил № 31 при торговле по образцам вне торгового объекта продавец должен предоставить покупателю:

• до момента заключения договора - информацию, предусмотренную абзацами 2-12 подп.9.1 п.9;

• при доставке товара - также информацию, предусмотренную абзацами 13 и 14 подп.9.1 п.9.

Согласно подп.9.3 п.9 Правил № 31 при торговле по образцам вне торгового объекта до момента заключения договора информация, предусмотренная абзацами 2, 5, 6, 9 и 12 подп.9.1 п.9, доводится до сведения покупателя в информационных источниках, используемых для описания товаров. Иная информация до момента заключения договора может доводиться до сведения покупателя в устной форме.

В нарушение требований подп.9.1 п.9 Правил № 31 ОАО «М» до сведения покупателей не была доведена обязательная и достоверная информация о товарах и об их изготовителях, обеспечивающая возможность правильного выбора товаров.

Так, по всем реализуемым товарам (щебень, фильтры, радиаторы и другие запасные части к автомобилям) отсутствовала информация о наименовании (фирменном наименовании), месте нахождения изготовителя (продавца), а по импортным товарам - также импортера; не указан гарантийный срок хранения автозапчастей.

Кроме того, согласно п.7 Правил № 31 при торговле по образцам в торговом объекте продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта, свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование торгового объекта индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования), а также режим работы.

Продавец также обязан довести до сведения покупателя иным доступным способом, принятым в торговом обслуживании потребителей:

• информацию о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию), если вид деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию, а также по требованию покупателя предоставить возможность ознакомления с подлинником или копией специального разрешения (лицензии), оформленной в установленном порядке;

• если продавцом является организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, - также информацию о его месте нахождения;

• если продавцом является индивидуальный предприниматель - также информацию о его государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, месте жительства.

Согласно п.8 Правил № 31 при торговле по образцам вне торгового объекта информация, предусмотренная в п.7 Правил № 31, должна доводиться до сведения покупателя в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или быть представлена в фотографиях или иных информационных источниках.

На момент проведения проверки (по состоянию на 20 сентября 2013 г.) в нарушение пп.7 и 8 Правил № 31 на информационной страничке в сети Интернет до покупателей была доведена недостоверная информация о месте нахождения продавца.

Ответственность по статье 12.4. Нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов)

Справочно

В соответствии со ст.12.4 КоАП:

1. Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 БВ (часть 1).

2. Нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (часть 2).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 2 ст.12.4 КоАП - до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (в редакции Закона № 95-З).

 

3. Реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг) (часть 3).

 

Пример 1

В соответствии с частями первой, четвертой п.11 Инструкции о порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 20.05.2011 № 42 (далее - Инструкция № 42), лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие материалы, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при оказании платных медицинских услуг в соответствии с нормами их расхода, утверждаемыми Министерством здравоохранения РБ (далее - Минздрав), оплачиваются заказчиками дополнительно.

Стоимость лекарственных средств и изделий медицинского назначения определяется исходя из розничных цен, сформированных в соответствии с Указом Президента РБ от 11.08.2005 № 366 (далее - Указ № 366), и норм их расхода, утвержденных Минздравом.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. следует руководствоваться Указом № 366 с учетом изменений внесенных Указом Президента РБ от 21.06.2016 № 228.

 

Согласно подп.1.3 п.1 Указа № 366 пересчет отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь и расчетной отпускной цены в доллары США производится по курсу Национального банка РБ (далее - Нацбанк), установленному на дату формирования цены.

В соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 366 при формировании розничных цен на медицинские товары к цене, сформированной в соответствии с подп.1.1 и 1.2 п.1 Указа № 366, добавляется торговая надбавка, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетной отпускной цены, пересчитанной в доллары США, за единицу медицинского товара согласно приложениям 1-3 к Указу № 366.

В ходе проверки было установлено, что учреждением при формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения неправильно применялись торговые надбавки.

К примеру, учреждение приобрело у импортера по товарно-транспортной накладной (ТТН) от 12.10.2012 вакцину гриппозную флюваксин в количестве 265 доз. Согласно ТТН расчетная отпускная цена за одну дозу вакцины составляет 27 200 руб. Размер оптовой надбавки - 7 %. Официальный курс доллара США, установленный Нацбанком на дату формирования цены (16 октября 2012 г.), составил 8 490 руб. за 1 долл. США.

При пересчете в доллары США расчетная отпускная цена составила 3,2 долл. США (27 200 / 8 490). Согласно приложению 1 к Указу № 366 при расчетной отпускной цене за единицу товара до 5 долл. США включительно предельная торговая надбавка составляет 30 %.

Розничная цена на вакцину гриппозную флюваксин сформирована следующим образом: 27 200 + (27 200 х 7 / 100) + (27 200 х 30 / 100) = 37 264 руб.

Так, розничная цена с учетом округления составила 37 260 руб.

Вместе с тем учреждение при формировании розничной цены на вакцину гриппозную флюваксин применило к расчетной отпускной цене торговую надбавку 31 %, и розничная цена составила 37 510 руб.

В нарушение абзаца 3 ст.13 Закона о ценообразовании, подп.1.4 п.1 Указа № 366 учреждением в проверяемом периоде была получена выручка с нарушением законодательства о реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения в результате неправильного применения торговой надбавки при формировании розничной цены (разница между фактической выручкой, полученной от реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, и расчетной величиной выручки от их реализации по ценам, установленным в соответствии с законодательством).

Таким образом, в учреждении в проверяемом периоде не обеспечено соблюдение установленного порядка формирования розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, т.е. им нарушено законодательство о ценообразовании и не приняты все меры по его соблюдению.

 

Пример 2

В соответствии с п.10 перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 (далее - перечень № 495, постановление № 495), цены на сметану регулируются Минэкономики.

Согласно п.8 приложения к постановлению Минэкономики РБ от 14.12.2011 № 200 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь» (далее - приложение к постановлению № 200) для организаций торговли и индивидуальных предпринимателей установлена предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на сметану жирностью до 25 % включительно без вкусовых добавок и наполнителей в размере 11 %. В соответствии с п.9 приложения к постановлению № 200 на сметану, не указанную в п.8 приложения к постановлению № 200, установлена надбавка в размере 8 %.

Согласно части первой п.11 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111), розничные цены определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

Установлено, что с июля 2012 г. по апрель 2013 г. в магазинах общества имело место завышение розничных цен на сметану жирностью 18 %, обогащенную кальцием, в полистирольных стаканах емкостью 250 и 350 г за счет завышения предельного уровня торговых надбавок, установленных приложением к постановлению № 200.

На указанную сметану обществом при формировании розничных цен применялась торговая надбавка в размере от 10,5 до 11 % вместо установленной предельной торговой надбавки в размере 8 %, что привело к завышению розничных цен от 150 руб./ед. до 220 руб./ед.

В нарушение абзаца 3 ст.7 Закона о ценообразовании, п.10 перечня № 495, п.8 приложения к постановлению № 200, части первой п.11 Инструкции № 111 в результате завышения торговой надбавки на сметану жирностью 18 %, обогащенную кальцием, в полистирольных стаканах емкостью 250 и 350 г обществом была необоснованно получена выручка от завышения цен на сумму 6 925 570 руб.

 

Пример 3

На основании Указа № 72 постановлением № 495 утвержден перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством экономики).

В унитарном предприятии (УП) «А» тарифы на услуги ультразвуковой диагностики утверждались руководителем предприятия и устанавливались в рамках предельно максимальных уровней, утвержденных постановлением Минздрава РБ от 28.09.2011 № 100 (далее - постановление № 100).

По состоянию на 1 января 2012 г. на предприятии действовали тарифы, зарегистрированные в Минздраве. С 1 января 2012 г. тарифы на ультразвуковое исследование печени, желчного пузыря с определением функции поджелудочной железы, почек, надпочечников и мочевого пузыря не изменялись.

Тарифы на ультразвуковые исследования других органов были увеличены с 19 августа 2013 г. на 11,9-14,2 % (приказ по предприятию от 19.08.2013) и не изменялись на дату проверки - 17 сентября 2013 г. Действующие в проверяемом периоде тарифы были установлены ниже предельных максимальных уровней, утвержденных постановлением № 100, на 7-45 %.

Так, тариф на ультразвуковое исследование почек и надпочечников с 1 января 2012 г. по настоящее время составлял 21 990 руб., что ниже на 28,8 % предельного максимального тарифа, установленного постановлением № 100 (21 990 руб./30 850 руб.). После повышения предельных максимальных тарифов действующий тариф на предприятии был установлен ниже предельного уровня на 45,2 % (21 990 руб./40 100 руб.).

При проверке порядка формирования тарифов на ультразвуковую диагностику установлено, что с 1 января 2012 г. по 10 сентября 2013 г. экономические расчеты (калькуляции с расшифровкой статей затрат), подтверждающие уровни установленных и применяемых тарифов, на предприятии отсутствовали.

В соответствии с п.12 Инструкции № 42 тарифы на платные медицинские услуги, установленные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должны быть подтверждены экономическими расчетами (калькуляцией с расшифровкой статей затрат).

В соответствии с подп.2.11 п.2 Указа № 72 юридические лица обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов), на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный в п.1 Указа № 72, за исключением юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Стоимость изделий медицинского назначения и других материалов, используемых при оказании услуг ультразвуковой диагностики, определялась на основании норм расхода, утвержденных постановлением Минздрава РБ от 28.11.2007 № 129.

Нормы расхода материалов, их стоимость указывались в расчетах стоимости услуг, которые подписывались директором предприятия.

В соответствии с расчетами в стоимость материалов включались гель, вата, дезинфицирующее средство.

Бумага для принтера, используемая при оказании услуг, в соответствии с нормами, утвержденными законодательством, в стоимость не включалась и в течение проверяемого периода на предприятие не поступала.

В соответствии с частями четвертой и пятой п.11 Инструкции № 42 стоимость лекарственных средств и изделий медицинского назначения определяется исходя из розничных цен, сформированных в соответствии с Указом № 366, стоимость других материалов (немедицинских товаров), используемых при оказании платных медицинских услуг, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями исходя из цен, сформированных в соответствии с законодательством.

В ходе проверки не представилось возможным определить, по каким ценам в стоимость материалов включались гель, вата, дезинфицирующее средство, так как согласно объяснению директора предприятия поступление данных материалов по ценам, указанным в расчетах, осуществлялось до 2012 г. и в течение всего периода времени их стоимость не пересматривалась.

Согласно представленным за проверяемый период ТТН на предприятие от общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Н» поступали: гель медицинский для проведения ультразвуковых исследований по отпускной цене 20 984 руб. за 1 кг (ТТН от 04.12.2012 и от 05.07.2013) и средства дезинфицирующие: «Персент» по цене 62 892 руб. за 1 кг с НДС и «Хлоролюкс» - 99 789 руб. за 1 л (ТТН от 07.12.2012). Цены на поступившие материалы выше стоимости материалов, указанных в расчетах.

Установлено нарушение требований абзаца 1 п.14 Инструкции № 42, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе устанавливать скидки с установленных ими тарифов на платные медицинские услуги.

Однако согласно приказам по предприятию от 10.01.2011, от 05.01.2012, от 14.01.2013, от 19.08.2013, действующим в течение проверяемого периода, с 1 января 2012 г. по 10 сентября 2013 г. предприятием применялись скидки в размере от 0,7 до 20 % (в зависимости от вида оказываемых услуг) к стоимости услуг по ультразвуковой диагностике, включающей стоимость материалов. Обоснование согласно приказам: «учитывая сложившийся уровень тарифов на рынке платных услуг области и падение спроса населения на ряд услуг».

В прейскурантах на услуги по ультразвуковой диагностике, утвержденных директором предприятия от 10.01.2011, от 05.01.2012, от 14.01.2013, от 19.08.2013, действующих в течение проверяемого периода (с 1 января 2012 г. по 10 сентября 2013 г.), тарифы указывались с учетом материалов и применяемых скидок, тем самым были нарушены требования абзаца 1 п.11 Инструкции № 42, согласно которому лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие материалы, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при оказании платных медицинских услуг в соответствии с нормами их расхода, утверждаемыми Минздравом, оплачиваются заказчиками дополнительно.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2014 г. в Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» на основании Закона РБ от 11.07.2014 № 192-З внесены изменения и дополнения.

С 31 января 2018 г. в ПИКоАП внесены изменения и дополнения на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З. 

 

29.05.2014

 

Александр Денисевич, кандидат юридических наук