


Материал помещен в архив
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ
![]() |
Справочно (об авторе) Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ. |
К основным административным правонарушениям, совершаемым в сфере внешнеэкономической деятельности, относятся составы, предусмотренные ст.11.3, 11.37, 11.42-11.44 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В материале - о субъектах доказывания, предмете доказывания, приведены примеры из практики привлечения к ответственности по вышеуказанным статьям КоАП.
К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, возникающим в сфере внешнеэкономической деятельности, относят:
• органы Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК);
• таможенные органы, которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции).
Территориальная и процессуальная компетенция органов КГК определена ведомственными правовыми актами. Территориальная компетенция таможенных органов определена постановлением Совета Министров РБ от 01.06.2007 № 742 «Об определении зон оперативной деятельности таможен».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 июня 2014 г. следует руководствоваться приложением 1 к постановлению Совета Министров РБ от 27.05.2014 № 509, принятым взамен постановления № 742. |
Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, возникающих из правоотношений в сфере внешнеэкономической деятельности, составляют обстоятельства, которые должны быть установлены для законного и справедливого рассмотрения и разрешения дела (фактическая основа дела, устанавливаемая уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения), и содержание нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения.
Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения. Кроме того, необходимо соблюсти процессуальный порядок привлечения лица к административной ответственности, иметь необходимые основания и, самое главное, решение должно приниматься уполномоченным должностным лицом. Это означает включение в предмет доказывания трех обстоятельств:
• наличие утверждения о факте,
• связь этого утверждения с выводом о совершении нарушения,
• верность утверждаемого факта.
На практике уполномоченный орган может ошибаться в факте, относящемся к составу правонарушения, например, неправильно определить субъекта, совершившего правонарушение, ошибочно привлечь перевозчика вместо получателя груза; может ошибочно указывать на отсутствие сведений, дающих основания к освобождению от привлечения к ответственности, фактов (условий для их реализации), ссылаясь на их недоказанность; может ошибиться, ссылаясь на неверное значение того или иного качественного или количественного показателя товара или транспортного средства либо иного показателя и т.д. Кроме того, в предмет доказывания может включаться ошибочное утверждение о юридической квалификации действий участника как о составе правонарушения (когда отсутствует вина лица). Еще один момент - ошибочное толкование нормы права, а также ошибочный неучет соответствующего факта (благоприятные факты, влияющие на выводы органа (в сторону смягчения взыскания либо освобождения от него)) имели место, в то время как орган ошибочно не упомянул об этих фактах в постановлении по делу об административном правонарушении. Возражения нарушителя могут касаться отрицания факта (события правонарушения) либо недостатков в ведении административного процесса (отрицания правильности правовой квалификации факта, нарушения процедуры, в т.ч. формы, компетенции, сроков привлечения к ответственности и т.д.).
Таким образом, выяснению подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства:
• событие административного правонарушения (место, время, способ и средства совершения противоправного деяния) и факт его совершения (виновность) лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
• наличие состава административного правонарушения, за которое законом предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона);
• обстоятельства, смягчающие административную ответственность; обстоятельства, отягчающие административную ответственность; отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу;
• полномочия административного органа, составившего протокол об административном правонарушении;
• наличие или отсутствие материального ущерба, причиненного административным правонарушением, характер и размер ущерба;
• имущественное положение индивидуального предпринимателя и юридического лица; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, например причины и условия совершения административного правонарушения.
Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении в сфере внешнеэкономической деятельности, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Современное определение письменных доказательств уточняет возможные формы выполнения письменных доказательств - доказательства могут быть выполнены в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Сведения о фактах в письменных доказательствах, как правило, исходят от лиц, не занимающих еще процессуального положения лиц, участвующих в деле. Это признак, отграничивающий письменные доказательства от письменных объяснений лиц, участвующих в деле, заключений эксперта. Письменные доказательства чаще всего возникают до возбуждения административного процесса, вне связи с ним. Особенности письменных доказательств отражаются на характеристике их достоверности, так как они могут быть представлены и в подлиннике, и в форме надлежащим образом заверенной копии. Письменные доказательства можно разделить на две группы: обязательные письменные доказательства и дополнительные.
Обязательные письменные доказательства - это:
• таможенная декларация;
• документы, в соответствии с законодательством подтверждающие правоспособность лиц, сведения о которых указаны в таможенной декларации, по осуществлению деятельности (к таким документам могут относиться: учредительные документы, свидетельство об аккредитации филиала либо представительства иностранного юридического лица, паспорт, свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);
• документы, в соответствии с законодательством свидетельствующие о постановке лиц, сведения о которых указаны в таможенной декларации, на учет в налоговых органах (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица);
• договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к товарам), выписка из договора или иной документ при условии, что в нем содержатся сведения, необходимые для оформления;
• платежные документы, подтверждающие уплату платежей;
• транспортные (перевозочные, пересылочные) документы, по которым осуществляется (или осуществлялась) перевозка (перемещение) товаров;
• документы, подтверждающие право на получение преференций или льготного налогообложения и т.д.
В зависимости от правового режима в качестве дополнительных письменных доказательств фигурируют многочисленные документы, определяемые нормами законодательства. К письменным доказательствам будут добавляться документы и сведения, полученные в результате ведения административного процесса. В таких случаях письменными доказательствами могут быть:
• протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности физического, должностного или юридического лица за нарушение правил;
• акт проверки;
• документы, характеризующие имущественное положение правонарушителя.
Для решения вопроса о том, кто же должен давать объяснения, важно указание данной нормы на лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени. Речь идет о руководителе юридического лица. Но для дачи объяснений также необходимо, чтобы руководитель обладал информацией об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Причем на практике чаще всего используется письменное изложение объяснений, которое, в свою очередь, не умаляет значение устных объяснений. При этом письменные объяснения являются производными от устных объяснений.
На практике в качестве вещественных доказательств фигурируют документы, имеющие следы травления, исправления, подчистки или другого физического или химического воздействия:
• таможенные декларации;
• товарно-транспортные документы;
• непосредственно товары и транспортные средства.
Причем письменные документы, как правило, свидетельствуют о фактах их недействительности (подделка, исправления, подчистки), а товары и транспортные средства - о количественном и качественном состоянии, т.е. в обоих случаях сами предметы представляют факты воздействия на них, которые имеют значение для дела. Основным способом исследования вещественных доказательств является их осмотр. В ходе осмотра при участии и с помощью лиц, участвующих в деле, а в необходимых случаях - экспертов, свидетелей и специалистов извлекается из осматриваемых объектов информация, имеющая доказательственное значение.
Примеры из практики привлечения к ответственности по Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях
Ответственность по статье 11.3 (нарушение законодательства об обязательной продаже иностранной валюты)
![]() |
Справочно Санкции по ст.11.3 КоАП: • несвоевременная обязательная продажа иностранной валюты влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере до 1 % от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств; • необоснованное занижение суммы валютных средств, подлежащих обязательной продаже, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере необоснованно заниженных валютных средств. |
При проверке своевременности и полноты обязательной продажи иностранной валюты учитывается то, что согласно п.1 Указа Президента РБ от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее - Указ № 452) юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь, в соответствии с Законом РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» обязаны осуществлять обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в размере (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте) и порядке, определенных Национальным банком РБ (далее - Нацбанк) (юридическая основа дела).
Выручкой в иностранной валюте для целей Указа № 452 являются денежные средства в иностранной валюте согласно перечню иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, определяемому Нацбанком, поступающие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на их счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь по сделкам, предусматривающим с физическими лицами реализацию за иностранную валюту товаров (работ, услуг) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь и за ее пределами (подп.2.3 п.2 Указа № 452).
В соответствии с подп.3.1 п.3 Указа № 452 обязательная продажа иностранной валюты осуществляется на основании платежной инструкции, представляемой юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию Республики Беларусь не позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на их счета, указанные в абзаце 1 п.2 Указа № 452.
В соответствии с п.14 Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129 (далее - Инструкция № 129), для осуществления обязательной продажи юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляет в банк не позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на счет следующие документы, которые подлежат исследованию:
• реестр распределения иностранной валюты по форме согласно приложению к Инструкции № 129 (далее - реестр распределения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2017 г. следует применять форму реестра распределения в редакции постановления Правления Нацбанка РБ от 06.09.2017 № 368-1; |
• платежную инструкцию в форме платежного поручения (далее - платежное поручение) на сумму иностранной валюты, подлежащей продаже на бирже в счет обязательной продажи;
• платежное поручение на сумму иностранной валюты менее лота, установленного на торгах бирж (п.4 Инструкции № 129);
• платежное поручение на перечисление иностранной валюты с транзитного счета на счет юридического лица или индивидуального предпринимателя, к которому открыт транзитный счет, на сумму, остающуюся после обязательной продажи.
![]() |
Пример В нарушение подп.3.1 п.3 Указа № 452, абзацев 2, 3 п.14 Инструкции № 129 общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Т» после поступления 31 января 2012 г. на транзитный счет выручки в размере 30 000 рос.руб., полученной от выездной торговли на рынке в г.п.Красное Смоленской обл., представило 10 февраля 2012 г., на 8-й рабочий день, в обслуживающий банк реестр распределения иностранной валюты и платежное поручение на сумму 9 000 рос.руб., подлежащей обязательной продаже на торгах открытого акционерного общества (далее - ОАО) «Белорусская валютно-фондовая биржа» (30 000 x 30 %); после поступления 28 сентября 2012 г. на транзитный счет выручки в размере 77 850 рос.руб., полученной от выездной торговли на рынке в г.Смоленске, представило 15 октября 2012 г., на 11-й рабочий день, в обслуживающий банк реестр распределения иностранной валюты и платежное поручение на сумму 23 355 рос.руб., подлежащей обязательной продаже на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (77 850 x 30 %). |
Ответственность по статье 11.37 (превышение сроков проведения внешнеторговых операций)
![]() |
Справочно Санкции по ст.11.37 КоАП: • необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 2 % от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции; • необеспечение лизингодателем при исполнении договора международного лизинга своевременных поступлений лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга лизингополучателю - нерезиденту Республики Беларусь, поступления предмета лизинга на территорию Республики Беларусь в случае его возврата либо завершения указанного договора иным предусмотренным законодательством для международного лизинга способом в сроки, предусмотренные законодательными актами, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 2 % не полученных (не поступивших) в установленный срок лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга, стоимости не поступившего в установленный срок предмета лизинга за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств либо стоимости предмета лизинга. |
В соответствии с абзацем 2 подп.1.7 п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем поступления денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги согласно внешнеторговому договору.
Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг; при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа (часть первая подп.1.4 п.1 Указа № 178).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2017 г. следует руководствоваться подп.1.4 п.1 Указа № 178 в редакции Указа Президента РБ от 23.06.2017 № 221. Срок завершения внешнеторговой операции при экспорте, в том числе по договорам комиссии, - не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров; при импорте - не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа. |
Согласно части второй подп.1.5 п.1 Указа № 178 сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных Советом Министров РБ и Нацбанком.
В соответствии с требованиями, установленными в абзацах 5 и 6 подп.1.2 п.1 постановления Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (далее - постановление № 1483/22), при импорте резиденты обязаны обеспечить завершение внешнеторговых операций по договорам, предусматривающим:
• приобретение резидентом при наличии согласования соответствующего вышестоящего государственного органа, областного или Минского городского исполнительных комитетов (далее - облисполком, Минский горисполком), в подчинении (составе) которого он находится (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей - облисполкома или Минского горисполкома), товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), период изготовления (выполнения, оказания) которых, указанный во внешнеторговом договоре, превышает сроки, установленные валютным законодательством РБ, - в сроки, установленные соответствующими внешнеторговыми договорами, определяемые с учетом сроков изготовления, доставки на территорию РБ и помещения под таможенные процедуры, но не позднее 180 календарных дней с даты проведения платежа;
• приобретение резидентом при наличии согласования соответствующего вышестоящего государственного органа, облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (составе) которого он находится (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей - облисполкома или Минского горисполкома), технологического оборудования, период изготовления которого, указанный во внешнеторговом договоре, превышает сроки, установленные валютным законодательством РБ, - в сроки, установленные соответствующими внешнеторговыми договорами, определяемые с учетом сроков изготовления, доставки на территорию РБ и помещения под таможенные процедуры, но не позднее 365 календарных дней с даты проведения платежа.
![]() |
Пример 1 Унитарное предприятие (УП) «В» по договору от 12.01.2012 в период с 6 марта по 18 октября 2012 г. отгрузило в адрес ООО «М» (г.Брянск, Российская Федерация) воду питьевую и напитки безалкогольные в ассортименте на общую сумму 63 518 рос.руб. От ООО «М» (г.Брянск, Российская Федерация) в период с 22 мая 2012 г. по 31 июля 2013 г. поступила оплата (платежные поручения от 22.05.2012, от 28.08.2012, от 22.01.2013, от 31.07.2013) на общую сумму 63 518 рос.руб. Согласно части второй подп.1.5 п.1 Указа № 178 сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком. В соответствии с п.5 Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52, в случае, если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением. Унитарное предприятие «В» в Нацбанке разрешения на продление сроков проведения внешнеторговых операций по указанному договору не получало. В нарушение абзаца 2 части первой подп.1.4 п.1 Указа № 178 УП «В» в период с 5 июня 2012 г. по 19 августа 2013 г. по внешнеторговому договору от 12.01.2012 с ООО «М» не обеспечено своевременное поступление денежных средств от экспорта товара в течение 90 календарных дней с даты отгрузки готовой продукции (превышение срока составило от 6 до 196 дней) на общую сумму 16 062,90 рос.руб. |
![]() |
Пример 2 В соответствии с договором от 25.01.2012 и счетом от 29.10.2012 общество 31 октября 2012 г. произвело предоплату ООО «С» (г.Великие Луки, Псковская обл., Российская Федерация) в размере 48 970 рос.руб. за посты управления кнопочные. По товарной накладной от 27.12.2012 обществом 29 декабря 2012 г. был получен товар на сумму 41 500 рос.руб. Задолженность в сумме 7 470 рос.руб. была возвращена обществу на транзитный счет 16 января 2013 г., т.е. на 77-й день с даты оплаты. В нарушение абзаца 3 части первой подп.1.4 п.1 Указа № 178 обществом в период с 1 ноября 2012 г. по 16 января 2013 г. по внешнеторговому договору от 25.01.2012, заключенному с ООО «С», не было обеспечено своевременное завершение внешнеторговой операции (возврат денежных средств, ранее перечисленных в качестве платы за товары, или поступление товара) в течение 60 календарных дней с даты проведения платежа на сумму 7 470 рос.руб. (превышение установленного законодательством срока составило 14 дней). Общество не обращалось в Нацбанк за продлением срока завершения внешнеторговой операции по договору от 25.01.2012 на сумму 7 470 рос.руб. Таким образом, обществом было нарушено законодательство о внешнеэкономической деятельности и не приняты все меры по его соблюдению (не обеспечено соблюдение установленного законодательством срока завершения внешнеторговой операции при импорте товаров, не получено в установленном порядке в Нацбанке разрешение на продление срока ее проведения). |
![]() |
Пример 3 В соответствии с заключенным с компанией «М» (Италия) контрактом от 18.04.2012 «М» (Продавец) продал ООО «Б» («Б», Покупатель) оборудование (коэкструзионную линию по производству трехслойной пленки) стоимостью 1 193 139 евро. Контрактом предусмотрено, что оплата осуществляется посредством безотзывного, документарного неподтвержденного аккредитива, открываемого ОАО «Белинвестбанк», из которых: 30 % общей стоимости контракта (357 941,70 евро) - по предъявлению коммерческого инвойса с указанием подлежащей уплате суммы, 60 % общей стоимости контракта (7 158 833,40 евро) - по предъявлению коммерческого инвойса с указанием подлежащей уплате суммы и международной транспортной накладной с указанием в качестве грузополучателя ООО «Б», 10 % общей стоимости контракта (119 313,90 евро) - по предъявлению подписанного обеими сторонами акта ввода оборудования в эксплуатацию. Пунктом 4 контракта предусмотрен срок готовности товара к испытаниям на заводе-изготовителе - до 30 октября 2012 г., срок поставки - до 15 ноября 2012 г. Условия поставки - FCA-ВенегоноИнфериоре, Италия (Инкотермс 2010). Дополнительным соглашением от 25.09.2012 срок поставки перенесен до 23 ноября 2012 г. Оплата за оборудование была произведена путем списания со счета аккредитива: 10 мая 2012 г. - в размере 357 941,7 евро, 12 декабря 2012 г. - 715 883,4 евро, 4 февраля 2013 г. - 119 313,9 евро. Оборудование стоимостью 1 193 139 евро было получено и помещено под таможенную процедуру свободной таможенной зоны 7 декабря 2012 г., что подтверждается уведомлением от 07.12.2012, отметками в CMR-накладных. Таким образом, по произведенному 10 мая 2012 г. платежу в размере 357 941,7 евро при установленном законодательством 60-дневном сроке поступления товара 9 июля 2012 г. обществом товар был получен 7 декабря 2012 г., или с превышением срока на 151 день. |
![]() |
Пример 4 В ОАО «Б» по состоянию на 1 мая 2013 г. согласно данным бухгалтерского учета общества числилась дебиторская задолженность ООО «С» (г.Новосибирск, Российская Федерация) в сумме 2 776 686,0 рос.руб., или 378 753 680 бел.руб., из которой задолженность за оказанные обществом транспортные услуги 139 000 рос.руб. Установлено, что в соответствии с договором на оказание транспортных услуг от 26.01.2012, заключенным между ОАО «Б» (перевозчик) и ООО «С» (г.Новосибирск, Российская Федерация, заказчик), ОАО «Б» по путевому листу от 03.04.2012 осуществило перевозку груза (карданных валов и труб) по товарно-транспортным накладным от 30.03.2012, от 03.04.2012, международным товарно-транспортным накладным «CMR» автомобильным транспортом в международном сообщении. Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 13.04.2012 на сумму 139 000 рос.руб. услуга по перевозке была оказана 13 апреля 2012 г., груз получен ООО «С» 13 апреля 2012 г., что подтверждается штампом в CMR-накладных. При установленном договором сроке оплаты - в течение 10 календарных дней с даты выставления счета заказчиком обязательства своевременно выполнены не были. Оплата за оказанные услуги поступила на счет ОАО «Б» 16 мая 2013 г. в сумме 50 рос.руб. согласно мемориальному ордеру от 16.05.2013 в сумме 10 106,8 рос.руб. и в сумме 10 152,25 рос.руб. согласно мемориальному ордеру от 22.05.2013. При установленном законодательством 90-дневном сроке - 12 июля 2012 г. превышение срока проведения внешнеторговой операции согласно оказанной 13 апреля 2012 г. услуге по перевозке груза на сумму 139 000,0 рос.руб. составило: на сумму 10 156,8 рос.руб. - 308 календарных дней, на сумму 10 152,25 рос.руб. - 314 календарных дней и на сумму 118 690,95 рос.руб. - 361 календарный день. При этом ОАО «Б» не обращалось с заявлением в Нацбанк по вопросу продления срока внешнеторговой операции по договору на оказание транспортных услуг от 26.01.2012 и акту сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 13.04.2012, подписанных с ООО «С». Иные меры по завершению внешнеторговой операции способами, предусмотренными подп.1.7 п.1 Указа № 178, ОАО «Б» в установленные сроки не принимались. |
![]() |
Пример 5 В ходе проверки установлено, что в республиканском унитарном предприятии (РУП) «С» в мае 2013 г. допущено превышение срока проведения внешнеторговой операции по контракту от 14.03.2013, заключенному предприятием (покупатель) с компанией «N» Китай (поставщик), на поставку дифференциалов и вторичных валов, чем были нарушены требования абзацев 1 и 3 части первой, части второй подп.1.4 п.1 Указа № 178. Условиями данного контракта была предусмотрена предварительная оплата в размере 30 % от стоимости товара, а 70 % - в течение 10 календарных дней с момента поставки товара. Общая сумма по контракту составила 168 180 долл. США. По произведенному заводом указанному поставщику платежу: 22 марта 2013 г. - в сумме 1 570 128,48 рос.руб. (платежное поручение от 22.03.2013) товар на момент окончания проверки (15 июля 2013 г.) на сумму 168 180 долл. США заводом не был получен и, следовательно, по бухгалтерскому учету не оприходован. С заявлением о выдаче разрешения на продление срока поступления товара по импорту по произведенной 22 марта 2013 г. предоплате в сумме 1 570 128,48 рос.руб. РУП «С» в Главное управление Нацбанка по области обратилось 23 мая 2013 г. (дата почтового отправления), т.е. по истечении срока, установленного законодательством для проведения внешнеторговой операции, в связи с чем в продлении срока предприятию было отказано. Таким образом, превышение срока завершения внешнеторговой операции по авансовому платежу от 22.03.2013 в сумме 1 570 128,48 рос.руб. составило 56 дней (установленный законодательством срок 20 мая 2013 г.). |
Ответственность по статье 11.42 (представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки)
![]() |
Справочно Санкции по ст.11.42 КоАП: • представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 20 % контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров. |
Юридическая основа дела строится на том, что в соответствии со ст.180 Таможенного кодекса таможенного союза принято решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, которым утверждена Инструкция о порядке заполнения декларации на товары (далее - Инструкция № 257). В разделе III Инструкции № 257 изложен порядок заполнения декларации на товары, вывозимые с таможенной территории. Пунктами 16-18 Инструкции № 257 предусмотрено, что при декларировании товаров в таможенных процедурах экспорта, переработки вне таможенной территории, временного вывоза, реэкспорта, беспошлинной торговли (в отношении товаров Таможенного союза), свободной таможенной зоны (в отношении товаров Таможенного союза), свободного склада (в отношении товаров Таможенного союза), специальной таможенной процедуры декларантом заполняются следующие графы декларации на товары: 1-9, 11, 12, 14-26, 54.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
Графы 3-7, 11, 12, 14, 16, 19, 22-26, 30-45, 47, «В», 48, 54 заполняются в соответствии с порядком заполнения ДТ, предусмотренным разделом II Инструкции № 257. При заполнении графы 11 «Торгующая страна» в 1-м подразделе графы указывается двузначный буквенный код альфа-2 страны в соответствии с Классификатором стран мира, в которой зарегистрировано, постоянно ли проживает лицо, выступающее контрагентом лица государства - члена Таможенного союза по совершенной им внешнеэкономической сделке, в т.ч. при изменении или завершении действия ранее заявленной таможенной процедуры. В Республике Беларусь при отсутствии соответствующего трехзначного цифрового кода административно-территориального деления страны, код которой указан в первом подразделе настоящей графы, во втором подразделе графы указывается трехзначный код «000». При заполнении графы 20 «Условия поставки» указываются сведения об условиях поставки, если декларируемые товары вывозятся с таможенной территории. Во 2-м подразделе графы указываются код условий поставки в соответствии с Классификатором условий поставки, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (далее - Решение № 378), и название географического пункта.
Графы статистической декларации заполняются в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования, утвержденной постановлением ГТК РБ от 26.01.2012 № 2 (далее - Инструкция № 2).
Требования по заполнению графы 22 «Дополнительная информация / Сведения об имеющихся документах» статистической декларации содержатся в частях первой, второй п.27 Инструкции № 2, согласно которой в графе 22 «Дополнительная информация / Сведения об имеющихся документах» статистической декларации указываются сведения о документах, предусмотренных частью третьей подп.1.1 и подп.1.9 п.1 постановления Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее - постановление № 549), регистрационном номере сделки (если регистрация сделки предусмотрена законодательством), а также о документах, указанных в частях пятой и седьмой п.27 Инструкции № 2.
Сведения о каждом документе даются с новой строки с указанием его кода в соответствии с Классификатором видов документов, используемых при таможенном декларировании, утвержденным Решением № 378, а также его номера (при наличии) и даты.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 февраля 2018 г. на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 № 5 изменены названия Решения № 378 и приложения № 8 к данному решению: «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» и «Классификатор видов документов и сведений» соответственно. |
![]() |
Пример 1 При исполнении внешнеторгового договора от 12.03.2009, заключенного ООО «Т» (Российская Федерация), предметом которого являлась поставка охранно-пожарной сигнализации, обществом были представлены в таможенные органы недостоверные сведения в импортной статистической декларации. Так, 31 марта 2013 г. товар поступил на территорию Республики Беларусь (товарная накладная от 17.03.2013, международная товарно-транспортная накладная от 30.03.2013). Обществом 8 апреля 2013 г. была представлена в таможенные органы импортная статистическая декларация от 08.04.2011. Однако в графе «Дополнительная информация / представляемые документы» была указана товарно-транспортная накладная от 31.03.2011 вместо от 30.03.2013. Таким образом, обществом были нарушены требования подп.1.1 п.1 постановления № 549, п.27 Инструкции № 2. |
![]() |
Пример 2 В соответствии с Инструкцией № 2 в графе «Дополнительная информация / Сведения об имеющихся документах» статистической декларации в т.ч. указываются сведения о регистрационном номере сделки (если регистрация сделки предусмотрена законодательством). В ходе проверки установлено указание недостоверных сведений в периодической статистической декларации, а именно - в графе 22 декларации заявлен номер регистрации сделки 130224/749101/00402 от 24.02.2012, в то время как данная сделка была зарегистрирована в обслуживающем банке 24 февраля 2013 г. за номером 120224/749101/00402. |
Ответственность по статье 11.43 (нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций)
![]() |
Справочно Санкции по ст.11.43 КоАП: • проведение внешнеторговой операции без наличия в предусмотренных законодательством случаях лицензии или других разрешительных документов либо неисполнение обязанности по регистрации сделки влекут наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 20 % стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. |
Юридическая основа дела строится на том, что согласно абзацу 1 подп.1.11 п.1 Указа № 178 по каждому внешнеторговому договору (а в случае, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных приложений, - по каждому отдельно подписанному приложению к внешнеторговому договору), стоимость товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) по которому составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, за исключением внешнеторговых договоров, предусматривающих предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг нерезиденту либо проведения платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера).
![]() |
Пример 1 В ходе выборочной проверки соблюдения закрытым акционерным обществом (ЗАО) «Б» требований валютного законодательства и законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, установлено следующее нарушение. Договор от 28.02.2013 был заключен между ЗАО «Б» (продавец) и ООО «Т» (Россия (покупатель)). Предмет договора - поставка транспортных кондиционеров, запасных частей и комплектующих к ним в ассортименте, в количестве и по ценам согласно приложениям, которые являются неотъемлемыми частями договора, на общую сумму 50 000 000 рос.руб. Валюта платежа - российский рубль. Договором была предусмотрена оплата в течение 60 дней с момента поставки оборудования. Общество до 17 ноября 2013 г. осуществляло регистрацию сделки по каждому отдельно подписанному приложению, стоимость товаров по которому составляла 3 000 евро в эквиваленте и более. Однако по приложению № 9 от 19.05.2013 сделка обществом не была зарегистрирована в банке, обслуживающем счет экспортера. При этом в соответствии с приложением № 9 от 19.05.2013 общая сумма поставки составила 199 400 рос.руб. на условиях «CPТ г.Смоленск». На дату заключения приложения к договору стоимость товаров по нему в пересчете в евро на дату его заключения составляла 4 981,85 евро. Закрытое акционерное общество «Б» по приложению № 9 от 19.05.2013 произвело отгрузку 20 мая 2013 г. на сумму 199 400 рос.руб. Сделка по всему внешнеторговому договору от 28.02.2013 была зарегистрирована обществом в банке 17 ноября 2013 г. Следовательно, ЗАО «Б» при отгрузке продукции по приложению № 9 от 19.05.2013 к договору от 28.02.2013 нарушило требования части первой подп.1.11 п.1 Указа № 178. |
![]() |
Пример 2 По контракту от 22.01.2013, спецификации № 1 от 22.01.2013 в адрес предприятия из Российской Федерации 28 января 2013 г. поступил товар «рис дробленый» в количестве 20 000 кг на сумму 210 000 рос.руб. Регистрация сделки в обслуживающем банке предприятием была произведена по истечении даты поступления товара, а именно 30 января 2013 г. По контракту от 24.07.2013, спецификации № 1 от 24.07.2013 в адрес предприятия из Российской Федерации 2 августа 2013 г. поступил товар «крупа пшено шлифованное» в количестве 20 000 кг на сумму 226 000 рос.руб. Регистрация сделки в обслуживающем банке предприятием произведена по истечении даты поступления товара, а именно 5 августа 2013 г. |
Ответственность по статье 11.44 (нарушение установленного срока представления статистической декларации либо отсутствие такой декларации)
![]() |
Справочно Санкции по ст.11.44 КоАП: • непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо ее отсутствие - влекут наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от 10 до 100 базовых величин. |
Юридическая основа дела строится на том, что в соответствии с подп.1.14 п.1 Указа № 178 резиденты при исполнении внешнеторговых договоров, когда в соответствии с законодательством совершение таможенных операций в отношении товаров не производится, обязаны в порядке и случаях, установленных Советом Министров РБ, представить статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в центр статистического декларирования или в пункт таможенного оформления для регистрации.
В соответствии с частью второй подп.1.3 п.1 постановления № 549 статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом периодическая статистическая декларация представляется по двум и более отгрузкам (поступлениям) товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, отгруженных (поставленных) на одних и тех же условиях, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам (поступлениям) составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 февраля 2015 г. следует руководствоваться частью второй подп.1.3 п.3 постановления № 549 п.1 в редакции постановления Совета Министров РБ от 23.01.2015 № 37. |
В соответствии с требованиями, установленными в пп.29, 33-35 Инструкции № 2, графы А, В и С статистической декларации заполняются должностными лицами таможни. В графе А статистической декларации указывается номер регистрации принятия статистической декларации. В графе В статистической декларации указываются номер регистрации статистической декларации и дата ее регистрации. Графа С статистической декларации используется для служебных отметок. Статистическая декларация, подписанная электронной цифровой подписью заинтересованного лица, посредством электронного обмена направляется на регистрацию в центр статистического декларирования или пункт таможенного оформления таможни, в регионе деятельности которой он зарегистрирован (при отсутствии в соответствующем населенном пункте центра статистического декларирования) (далее - уполномоченное подразделение).
При поступлении статистической декларации в уполномоченное подразделение производится автоматизированный входной контроль направленной статистической декларации. В случае выявления ошибок при производстве автоматизированного входного контроля направленный документ в качестве статистической декларации не принимается. При этом статистическая декларация не считается представленной для целей регистрации. Заинтересованному лицу посредством электронного обмена направляется электронное сообщение, содержащее перечень ошибок. В случае невыявления ошибок при производстве автоматизированного входного контроля статистической декларации должностное лицо таможни посредством автоматизированной информационной системы производит регистрацию принятия представленной статистической декларации с указанием номера регистрации принятия статистической декларации в графе А статистической декларации. Информация о регистрации принятия представленной статистической декларации направляется заинтересованному лицу. В случае отсутствия оснований для отказа в регистрации статистической декларации, предусмотренных подп.1.12 п.1 постановления № 549, должностное лицо таможни регистрирует статистическую декларацию с указанием в графе В статистической декларации номера регистрации статистической декларации и даты ее регистрации. Заинтересованному лицу, представившему статистическую декларацию, посредством электронного обмена направляется электронное сообщение, содержащее информацию о регистрации статистической декларации, подписанное электронной цифровой подписью должностного лица таможни.
![]() |
Пример 1 Проверкой установлено, что в соответствии с договором от 06.02.2013 УП «Д» реализовало обществу «Ч» (Германия) стоматологическое оборудование стоимостью 3 285 евро. В соответствии с договором от 06.02.2013 УП «Д» реализовало обществу «Ч» (Германия) оборудование стоимостью 11 555 евро. Получателем оборудования являлся «Ц». Отгрузка в адрес «Ц» осуществлялась на основании товарной накладной от 27.02.2013 и товарно-транспортной накладной от 19.03.2013. Оплату за указанное оборудование общество «Ч» (Германия) перечисляло в иностранной валюте (евро) на счета УП «Д» (п/п от 22.02.2013 и от 14.03.2013). Вместе с тем экспортная статистическая декларация о реализации стоматологического оборудования обществу «Ч» (Германия) в таможенные органы по состоянию на 30 сентября 2013 г. не была представлена, что является нарушением требований подп.1.3 п.1 постановления № 549, согласно которому статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товара. |
![]() |
Пример 2 В нарушение абзаца 3 подп.1.16.1 п.1 Указа № 178, части второй подп.1.3 п.1 постановления № 549 в 2013 г. общество в г.Минске не представило в установленный срок экспортные статистические декларации при реализации экспортного договора от 18.05.2013, заключенного с ООО «Г» (Российская Федерация) на поставку товаров собственного производства согласно приложению № 1 к договору, отгруженным со склада общества 16 июля 2013 г. (товарно-транспортная накладная от 16.07.2013 и международная товарно-транспортная накладная (CMR) от 16.07.2013). |
02.04.2014
Александр Денисевич, кандидат юридических наук