


Материал помещен в архив
АККУМУЛЯТОРНЫЕ И ОСМОТРОВЫЕ КАНАВЫ: БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА
Аккумуляторные
Аккумуляторные в организациях предназначены для хранения, технического обслуживания и ремонта аккумуляторов.
Требования по охране труда к размещению и содержанию аккумуляторных приведены в главе 7 «Аккумуляторные» Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее - Правила). С 19 марта 2015 г. вступила в силу новая редакция Правил, в которой отсутствует указанная глава.
Возникает вопрос: какими нормативными документами установлены требования, предъявляемые к размещению и содержанию помещений аккумуляторных?
Нормативное регулирование
В рассматриваемой ситуации следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами:
• технический кодекс установившейся практики 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 20.05.2009 № 16; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/229480/327011);
• технический кодекс установившейся практики 427-2012 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок» (утвержден и введен в действие приказом Министерства энергетики Республики Беларусь от 28.11.2012 № 228; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/291594/389419) (далее - ТКП 427-2012);
• Правила пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3 (далее - ППБ Беларуси 01-2014).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 мая 2020 г. ППБ Беларуси 01-2014 утратили силу постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25.03.2020 № 13. С 26 февраля 2017 г. действуют Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7. Документы по пожарной безопасности, принятые в развитие Декрета № 7, см. здесь; |
• Санитарные нормы и правила «Требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.12.2012 № 190 (далее - СанПиН № 190);
• технический кодекс установившейся практики 45-3.02-241-2011 (02250) «Станции технического обслуживания транспортных средств. Строительные нормы проектирования» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.07.2011 № 228; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/268422/366192) (далее - ТКП 45-3.02-241-2011).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2020 г. действуют СН 3.02.03-2019 «Станции технического обслуживания транспортных средств. Гаражи-стоянки автомобилей», утвержденные постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.12.2019 № 69. |
Требования безопасности труда, предъявляемые к аккумуляторным
Проанализировав вышеназванные нормативные документы, требования безопасности труда, предъявляемые к размещению и содержанию помещений аккумуляторных, сгруппируем в таблице, указав отмененные пункты Правил и ныне действующие нормы.
Правила (в редакции, действовавшей до 19 марта 2015 г.) |
ТКП 45-3.02-241-2011 |
ППБ Беларуси 01-2014 | СанПиН № 190 | ТКП 427-2012 |
Помещения аккумуляторных должны размещаться в зданиях не ниже II степени огнестойкости изолированно от других помещений преимущественно на первом этаже зданий и должны состоять из: помещения, в котором производится заряд аккумуляторов, кислотной (для хранения кислоты (щелочи) и приготовления электролита), помещения для ремонта аккумуляторных батарей (п.142) | Для производства работ по ремонту стартерных аккумуляторных батарей следует предусматривать три помещения: для ремонта аккумуляторных батарей; для зарядки аккумуляторных батарей; для хранения кислоты и приготовления электролита (п.5.3.14) |
Аккумуляторные батареи должны заряжаться в специально предназначенных для этих целей помещениях - зарядных станциях. Первичные средства пожаротушения должны размещаться внутри у входа в помещение. Запрещается непосредственно в помещениях аккумуляторных хранить кислоты и щелочи в количествах, превышающих сменную потребность (п.493) | Зарядка аккумуляторных батарей должна производиться в отдельном помещении на специальных столах (стеллажах), оборудованных местной вытяжной вентиляцией. Допускается зарядка аккумуляторных батарей в общем помещении в вытяжном шкафу (п.20). Отдельно следует предусматривать помещение для производственных операций по приготовлению электролита и (или) дистиллированной воды, а также работы по пайке клемм и восстановлению аккумуляторов (п.21) |
- |
При размещении аккумуляторных в многоэтажных зданиях вышерасположенные этажи должны быть защищены от проникновения газов (п.143) |
- |
- |
- |
- |
Вход в помещения для заряда аккумуляторов и кислотной осуществляется через общий тамбур, который оборудуется приточной вентиляцией для создания подпора воздуха. Устройство входа из бытовых помещений запрещается. Двери тамбура, помещения для заряда аккумуляторов и кислотной должны открываться наружу и должны быть снабжены самозапирающимися замками, допускающими открывание их без ключа с внутренней стороны. На дверях должны быть надписи: «Аккумуляторная», «Кислотная», «Огнеопасно», «С огнем не входить», «Курение запрещается» и указана категория помещения по взрывоопасности (п.144) |
- |
Зарядка аккумуляторов (общей мощностью не более 1,4 кВт) может производиться в общих помещениях при условии, что аккумуляторы должны находиться в шкафах, оборудованных вентиляцией, сблокированной с включением зарядного устройства (п.501) |
- |
На дверях аккумуляторного помещения должны быть сделаны надписи «АККУМУЛЯТОРНАЯ», «ОГНЕОПАСНО», «ЗАПРЕЩАЕТСЯ КУРИТЬ» или закреплены соответствующие знаки безопасности (п.7.12.3) |
Вблизи аккумуляторной оборудуют умывальник, где должны быть мыло, вата, полотенце (п.145) |
- |
- |
Помещения отделения зарядки и обслуживания аккумуляторов должны оснащаться бачками с нейтрализующими растворами (2-3 %-й раствор соды), фонтанирующими устройствами для промывки глаз водой питьевого качества, полы должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к воздействию кислот и щелочей (п.22) |
- |
Аккумуляторные не допускается размещать в подвальных помещениях, под помещениями производств с «мокрым» технологическим процессом, душевыми, ваннами, туалетами и прочими помещениями, непосредственно под и над помещениями, в которых длительно может находиться более 50 человек (залами заседаний, буфетами и тому подобным) (п.146) |
- |
- |
- |
- |
Для помещений аккумуляторных допускается только центральное отопление. Приборы отопления должны быть с гладкой поверхностью, допускающей легкую очистку (п.147) |
- |
- |
- |
- |
Стены, потолки, двери и оконные рамы, вентиляционные короба (с наружной и внутренней сторон), металлические конструкции и другие части помещения аккумуляторной и кислотной должны окрашиваться кислотостойкой (щелочестойкой) краской (п.148) |
- |
- |
В помещениях отделения зарядки и обслуживания аккумуляторов стены должны быть облицованы или окрашены на высоту не менее 1,8 м материалами, устойчивыми к воздействию влаги и масел, а в отделениях зарядки и обслуживания аккумуляторов - материалами, устойчивыми к действию кислот (п.23) |
- |
Для освещения аккумуляторной применяются светильники во взрывозащищенном исполнении. Осветительная проводка выполняется проводом в кислотостойкой или щелочестойкой оболочке в зависимости от вида аккумуляторов. Выключатели, штепсельные розетки и предохранители должны быть установлены вне помещения аккумуляторной (п.149) |
- |
Для осмотра аккумуляторов допускается использование переносных электросветильников взрывобезопасного исполнения с напряжением не более 12 В (п.502) |
- |
- |
Для вентиляции аккумуляторных должна быть выполнена механическая приточно-вытяжная вентиляция и естественная вытяжная вентиляция, которая обеспечивает не менее чем однократный обмен воздуха в час. Вытяжные отверстия должны обеспечивать удаление 1/3 вытяжного воздуха из верхней части помещения и 2/3 воздуха из нижней (п.150) |
- |
- |
Системы местной вытяжной вентиляции отделения зарядки и обслуживания аккумуляторов, агрегатного отделения, покрасочного участка и местной вытяжной вентиляции от установки регенерации масла должны быть раздельными. Не допускается объединять их между собой и с системами приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляции других помещений организации (п.49) | В аккумуляторных помещениях приточно-вытяжная вентиляция должна включаться перед началом заряда и отключаться не ранее чем через 1,5 часа после окончания заряда (п.7.12.4) |
Элементы вентиляционного оборудования (воздуховоды и другие элементы) должны изготавливаться во взрывобезопасном исполнении. Вытяжные вентиляторы должны применяться во взрывобезопасном исполнении. На воздуховодах приточной вентиляции должны быть установлены обратные самозакрывающиеся клапаны. Вентиляторы должны устанавливаться за пределами помещения, в котором заряжаются аккумуляторы. При прекращении работы вентиляции должно быть предусмотрено отключение зарядного тока (п.151) |
- |
Не допускается эксплуатация зарядных устройств с неисправными устройствами блокировки отключения зарядного тока при прекращении работы вентиляции (п.496) |
- |
- |
Выводить вентиляционные каналы в дымоходы или общую вентиляционную систему здания не допускается (п.152) |
- |
- |
- |
- |
Для кислотных и щелочных аккумуляторов должны быть оборудованы отдельные помещения (п.153) |
- |
Ремонт и хранение кислотных и щелочных аккумуляторов должны осуществляться в разных помещениях (п.498) |
- |
Кислотные и щелочные аккумуляторные батареи должны размещаться в специальном помещении, двери которого должны быть заперты на замок. Работающим, осматривающим эти помещения и выполняющим в них работу, ключи выдаются в соответствии с установленным в организации порядком (п.7.12.1) |
Выпрямители для зарядки аккумуляторов размещаются в отдельном помещении, оборудованном дверью, которая должна открываться наружу и иметь самозапирающийся замок, открываемый без ключа с внутренней стороны помещения. Проход между лицевой стороной токораспределительного щита или выпрямителем и другим оборудованием или стенкой должен быть не менее 1,2 м. Перед батарейными щитками, выпрямительными устройствами и токораспределительными щитками должны быть положены диэлектрические ковры длиной, соответствующей длине электроустановки (п.154) |
- |
- |
- |
- |
Площадь остекления окон аккумуляторной должна быть не менее 0,05 м2 на 1 м3 объема всего помещения. Стекла должны быть матовыми или покрыты белой краской (п.155) |
- |
При естественном освещении помещения аккумуляторных батарей стекла окон в них должны быть матовыми или покрываться белой краской, стойкой к агрессивной среде (п.495) |
- |
- |
Помещения для ремонта аккумуляторов должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией. В помещениях для ремонта аккумуляторов допускается применение открытого огня (газовая горелка, паяльная лампа) для ремонта аккумуляторных батарей при условии соблюдения мер пожарной безопасности (п.156) |
- |
- |
Местная вытяжная вентиляция в помещениях организации должна быть предусмотрена в отделении зарядки и обслуживания аккумуляторов - от мест зарядки аккумуляторов (п.51) |
- |
Осмотровые канавы
Объем требования по охране труда в отношении осмотровых канав значительно сократился в связи с принятием новой редакции Правил.
Для соблюдения требований необходимо учитывать нормы всех документов, поэтому знание нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов необходимо.
Сравнительная таблица поможет разобраться в отмененных и действующих требованиях по охране труда, предъявляемых к осмотровым канавам в следующих нормативных документах:
• Правила в редакции, действовавшей до 19 марта 2015 г., и в редакции, действующей с 19 марта 2015 г.;
• ТКП 45-3.02-241-2011;
• государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.03.2011 № 14; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/261933/359639) (далее - СТБ 960-2011).
Правила (в редакции, действовавшей до 19 марта 2015 г.) |
Правила (в редакции, действующей с 19 марта 2015 г.) |
СТБ 960-2011 | ТКП 45-3.02-241-2011 |
При параллельном расположении тупиковых осмотровых канав они соединяются тоннелями или траншеями. Вход в канаву прямоточного типа и выход из нее осуществляется через тоннель. Разрешается применение передвижной лестницы с площадкой, являющейся одновременно и переходным мостиком (п.125) | Исключен |
- |
- |
Траншеи и тоннели должны иметь выход в помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м с высотой ступенек 0,16-0,22 м. Количество выходов из осмотровых канав должно соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов, при этом расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м (п.127) | Исключен |
- |
Для входа в осмотровые канавы следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м в количестве: для тупиковых осмотровых канав, объединенных траншеями, - не менее одной лестницы на три осмотровые канавы; для индивидуальных проездных осмотровых канав, объединенных тоннелями, - не менее одной лестницы на четыре осмотровые канавы; для проездных осмотровых канав поточных линий - не менее двух лестниц на каждые поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м); для тупиковых осмотровых канав, не объединенных траншеями, - по одной лестнице на каждую осмотровую канаву. Входы в осмотровые канавы не следует размещать под автомобилями и на путях движения и маневрирования ТС (за исключением постов для специальной обработки ТС); входы должны иметь ограждение перилами на высоте 0,9 м (п.5.3.17) |
Выход из одиночной тупиковой канавы в помещение по ступенчатой лестнице должен быть со стороны, противоположной заезду транспортных средств (п.128) | Исключен |
- |
- |
При наличии одного выхода канаву дополнительно оборудуют скобами или металлической лестницей, закрепленными в ее стенах, для запасного выхода. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы, должны быть защищены от сырости и грунтовых вод (п.130) |
Исключен |
- |
- |
Ширина осмотровой канавы должна составлять не менее 0,9 м; максимальная ширина определяется с учетом возможности заезда на нее транспортного средства с минимальной колеей; осмотровые канавы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией (п.131) |
Исключен | Помещения для технического обслуживания, ремонта (далее - ТО и Р) и хранения транспортных средств (далее - ТС) должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Кратность воздухообмена должна обеспечивать содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в пределах ПДК (п.6.14) | Для обеспечения подъема ТС на осмотровых канавах следует предусматривать передвижные или стационарные канавные подъемники. Осмотровые канавы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией (п.5.3.18) |
Длина тупиковой канавы зависит от размера ремонтируемого, осматриваемого транспортного средства, которое должно полностью устанавливаться на канаву, не закрывая входную лестницу и запасной выход (п.132) | Исключен | Длина тупиковой канавы зависит от размера ремонтируемого ТС, которое должно полностью устанавливаться на канаву, не закрывая входную лестницу и запасной выход (п.6.10) |
- |
Стены канав, траншей и тоннелей должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов. Полы осмотровых канав обустраиваются с уклоном в сторону дренажного приямка (п.133) |
Исключен |
- |
Стены канав, приямков, траншей или тоннелей должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов (п.5.3.27) |
Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами или специальным технологическим оборудованием (в местах его установки), должны иметь устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канаву или с эстакады во время их передвижения. Тупиковые осмотровые канавы дополнительно должны иметь стационарные упоры для колес транспортных средств (п.134) | Исключен | Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь направляющие реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение ТС в канаву или с эстакады во время его передвижения. Тупиковые канавы дополнительно должны иметь стационарные упоры для колес ТС (п.6.10) | На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес ТС. Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников и розетки для включения переносных ламп напряжением 12 В (п.5.3.18) |
Помещения и осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки, не препятствующие использованию технологического оборудования (п.135) | Пол осмотровой канавы, в которой производится работа с помощью передвижного грузоподъемного механизма, освобождается от посторонних предметов, деталей и поддерживается в чистоте (п.155) | Помещения и осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки, не препятствующие использованию технологического оборудования (п.6.13) |
- |
В местах перехода осмотровые канавы и траншеи должны иметь съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м. Количество переходных мостиков должно быть равным количеству мест устанавливаемых на канаве автомобилей минус один. Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны перекрываться прочными щитами, переходными мостиками (п.136) |
Исключен | Для работы спереди и сзади ТС и для перехода через осмотровую канаву необходимо пользоваться переходными мостиками шириной не менее 0,8 м, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее - специальными лестницами. Количество переходных мостиков должно быть равным количеству мест, устанавливаемых на осмотровой канаве ТС, минус один. Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны перекрываться прочными щитами, переходными мостиками (п.6.11) |
- |
Освещение осмотровой канавы люминесцентными лампами или лампами накаливания, питаемыми напряжением 127-220 В, допускается при соблюдении следующих условий: вся проводка должна быть внутренней, имеющей надежную электрическую изоляцию и гидроизоляцию; осветительная аппаратура и выключатели должны иметь электрическую изоляцию и гидроизоляцию; светильники следует закрывать стеклом или ограждать защитной решеткой; металлический корпус светильника должен заземляться (зануляться) (п.247) |
Исключен |
- |
Освещение осмотровых канав следует предусматривать светильниками с люминесцентными лампами со степенью защиты не ниже IР5Х по СТБ IEC 60598-1 и по ГОСТ 14254. Светильники, установленные в ниши осмотровых канав, должны быть защищены от механических повреждений (п.8.5) |
При необходимости выполнения работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками. Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается (п.989) | При необходимости выполнения работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работающие должны обеспечиваться лежаками. Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается (п.96) | При необходимости выполнения работ под ТС, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками. Не допускается работать лежа на полу или земле без лежака. При проведении этих работ в зимнее время в неотапливаемых помещениях либо на открытом воздухе необходимо применять утепленные маты (п.6.12) |
- |
При ТО и Р электротранспорта не допускается в том числе: перепрыгивать через осмотровую канаву или переходить через нее, используя случайные предметы (переход через канаву должен производиться по прочному переходному мостику, надежно закрепленному за реборды канавы); входить в осмотровую канаву, выходить из нее во время движения по ней трамвайного вагона или троллейбуса; производить работы на передней и задней частях электротранспорта, стоящего на канаве, без перекрытия канавы переходным мостиком; садиться на край канавы вблизи стоящего на ней электротранспорта; класть на край канавы или головку рельсов инструмент или материалы при работе в канаве; снимать защитную каску при работе в канаве (п.1242) |
При выполнении работ по ТО и Р транспортных средств работающим не допускается в том числе: находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств; перепрыгивать через открытую осмотровую канаву или переходить через нее при отсутствии переходного мостика; проводить работы по ТО и Р транспортного средства, стоящего на осмотровой канаве, при отсутствии переходных мостиков; садиться на край осмотровой канавы вблизи стоящего транспортного средства; при работе в осмотровой канаве класть на край осмотровой канавы или головку рельсов инструмент или материалы; снимать защитную каску при работе в осмотровой канаве (п.102) |
- |
- |
Передвижение (перемещение) трамвайных вагонов и троллейбусов на осмотровых канавах или в ремонтных мастерских должно производиться под руководством руководителя работ, который обязан лично убедиться в отсутствии ремонтных рабочих в осмотровых канавах, на крыше транспортных средств, лестнице, перронных подножках и других выступающих частях кузова (п.1375) | Передвижение (перемещение) трамваев (троллейбусов) на осмотровых канавах или в ремонтных мастерских проводится под руководством руководителя работ, который обязан лично убедиться в отсутствии работающих в осмотровых канавах, на крыше трамваев (троллейбусов), лестнице, подножках и других выступающих частях транспортных средств (п.22) |
- |
- |
Передвижение и постановка на осмотровую канаву неисправного трамвайного вагона (троллейбуса) разрешаются его буксировкой на жесткой сцепке исправным трамвайным вагоном или машиной технической помощи (п.1376) | Передвижение и постановка на осмотровую канаву неисправного трамвая (троллейбуса) разрешается его буксировкой другим транспортным средством на жесткой сцепке (п.23) | Передвижение и постановка на осмотровую канаву неисправного ТС разрешаются его буксировкой на жесткой сцепке машиной технической помощи в соответствии с руководством по эксплуатации буксируемого ТС и с инструкцией по производству маневровых работ организации (п.5.2.5) |
- |
После постановки на осмотровую канаву или в ремонтную зону (мастерскую) водитель обязан затормозить трамвайный вагон (троллейбус), выключить все электрические цепи, снять токоприемники с контактных проводов, опустить и закрепить штанги токоприемников (п.1389) | После постановки трамвая (троллейбуса) на осмотровую канаву или в ремонтную зону (мастерскую) водитель трамвая (троллейбуса) должен затормозить трамвай (троллейбус), выключить все электрические цепи, снять токоприемники с контактных проводов, опустить и закрепить штанги токоприемников (п.32) |
- |
- |
15.07.2015
Сергей Жартун, директор общества с дополнительной ответственностью «ПрофиТруд»