


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ, ЕСЛИ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ НЕ ЯВИЛСЯ НА РАБОТУ
Правовое регулирование
Основные документы:
• Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее - КоО).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться КоО в ред. Закона от 14.01.2022 № 154-З. Порядок вступления в силу изменений указан в ст.6 Закона № 154-З. Комментарии см. здесь; |
• Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК);
• Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 (далее - Положение о распределении).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, перенаправления на работу, предоставления места работы выпускникам, получившим научно-ориентированное, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утв. постановлением Совмина от 31.08.2022 № 572. |
В данном случае корректнее говорить не о молодых специалистах, не явившихся на работу по распределению или направлению, а о выпускниках, получивших свидетельство о направлении на работу.
![]() |
Справочно Выпускники становятся молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) с даты заключения трудового договора между выпускником и нанимателем в течение срока обязательной работы по распределению или направлению (п.5 ст.83, п.4 ст.84, п.4 ст.85 КоО). |
В данном материале для описания организации, в которую распределяется (направляется) выпускник, используется понятие «наниматель», хотя формально нанимателем эта организация может быть только после заключения с ним трудового договора или вступления в трудовые отношения (при фактическом допуске к работе).
Алгоритм действий при неявке выпускника на работу | |
Шаг 1 | |
Ожидание прибытия выпускника, получившего свидетельство о направлении на работу | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Выяснение причин неявки выпускника к месту работы | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Уведомление учреждения образования о неприбытии выпускника, получившего свидетельство о направлении на работу, без уважительной причины к месту работы в срок | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Прием другого лица на место, которое осталось вакантным вследствие неявки выпускника, или исключение штатной единицы из штатного расписания | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Отказ в приеме на работу выпускника, прибывшего на работу по истечении установленного срока по неуважительным причинам | |
▼ | |
Шаг 6 | |
Представление мотивированного отказа при наличии соответствующего требования со стороны выпускника |
Шаг 1. Ожидание прибытия выпускника, получившего свидетельство о направлении на работу
Ожидание нанимателем выпускника начинается с момента получения им уведомления к свидетельству о направлении на работу (приложение 1 к Положению о распределении), которое высылается ему учреждением образования. Именно из данного документа наниматель узнается срок, к которому к нему должен прибыть выпускник.
Действующее законодательство напрямую не содержит каких-либо конкретных сроков, периода, когда наниматель обязан ожидать выпускника. Из различных правовых норм можно сделать следующие выводы:
• срок ожидания начинается с момента окончания (завершения) выпускником учреждения образования. Это связано с тем, что выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, предоставляется отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней (ст.48 КоО). При этом по инициативе выпускника продолжительность отдыха может быть сокращена; выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу, обязан также прибыть к месту работы не позднее срока, указанного в данном свидетельстве (часть первая п.27 Положения о распределении). Таким образом, законодательство позволяет выпускнику прибыть на работу раньше срока, указанного в свидетельстве о направлении на работу;
• срок ожидания формально истекает на следующий день после срока, указанного в свидетельстве о направлении на работу. Наниматель для себя этот срок определяет из уведомления к свидетельству о направлении на работу, в котором есть специальная графа, где указывается срок прибытия выпускника к месту работы (по распределению, направлению).
На практике отводят еще время до 1 месяца с момента окончания срока, указанного в свидетельстве о направлении на работу, для выяснения уважительности причин неприбытия выпускника к месту работы. Указанный срок определяется исходя из п.30 Положения о распределении, в течение которого на нанимателя возлагается уведомление учреждения образования о неприбытии выпускника по неуважительной причине.
Шаг 2. Выяснение причин неявки выпускника к месту работы
Если исходить из п.30 Положения о распределении, ключевым моментом является уважительность (неуважительность) причины его неприбытия к месту работы. К уважительным причинам неявки на работу можно отнести следующие случаи.
Причины для отмены распределения (направления) | Действия выпускника | Правовая норма |
Зачисление в учреждение образования на обучение за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования на более высокий уровень (ступень) образования | Обязан в течение 3 дней после зачисления письменно уведомить о своем зачислении нанимателя | Пункт 29 Положения о распределении |
Смерть выпускника |
- |
Подпункт 6.5 п.6 ст.79 КоО |
Причина для изменения срока явки на работу по распределению (направлению) | Действия выпускника | Правовая норма |
Призыв на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования до указанного в свидетельстве о направлении на работу срока прибытия в организацию | Уведомить: - о призыве учреждение образования и нанимателя; - за 2 месяца до окончания срока службы по призыву нанимателя о прибытии или неприбытии для трудоустройства по окончании срока службы |
Пункт 28 Положения о распределении |
Вышеперечисленные причины не исчерпывающие, и вообще, действующее законодательство не содержит полного перечня уважительных причин, то есть в каждой конкретной ситуации они оцениваются нанимателем, при необходимости совместно с учреждением образования, которое распределило (направило) выпускника.
Как правило, на практике к таким причинам могут быть отнесены тяжелое заболевание, инвалидность, стихийные бедствия (которые затруднили прибытие выпускника в срок) и т. п.
Шаг 3. Уведомление учреждения образования о неприбытии выпускника, получившего свидетельство о направлении на работу, без уважительной причины к месту работы в срок
![]() |
Обратите внимание! Если выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу, без уважительной причины не прибыл к месту работы в срок, указанный в уведомлении к свидетельству о направлении на работу, наниматель обязан уведомить об этом учреждение образования в месячный срок (п.30 Положения о распределении). |
В данном случае обращаем внимание на два момента:
1) ответственность за неуведомление или за несвоевременное уведомление законодательством не предусмотрена;
2) не совсем понятно, с какого момента исчисляется месячный срок: с момента, не позднее которого выпускник обязан был явиться к месту работы, или с момента, когда наниматель узнал, что выпускник не явился без уважительной причины.
Унифицированной (типовой) или примерной формы уведомления о неприбытии выпускника, получившего свидетельство о направлении на работу, без уважительной причины к месту работы в срок, указанный в уведомлении к свидетельству о направлении на работу, законодательство не устанавливает, следовательно, уведомление составляется в произвольной форме.
Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»
220030, г. Минск, ул. К.Маркса, д. 21
тел. (017) 200 00 00
Р/с № 3000000000000 в ОАО «Белинвестбанк», код 739,
г. Минск, ул. Машерова, 29
Исх.: 28.08.2015 № 35 | Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет» пр-т Рокоссовского, 65 220110, г. Минск |
О неприбытии выпускника
Сообщаем, что гражданка Ягужинская Елена Алексеевна, которая за счет средств республиканского бюджета закончила обучение в учреждении образования «Белорусский государственный экономический университет» по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (в коммерческих и некоммерческих организациях)» (присвоена квалификация «экономист»), не прибыла к месту работы в общество с ограниченной ответственностью «Версаль» по распределению 01.08.2015 до настоящего времени.
Директор | Подпись | И.Г.Федоров |
Заметим, что ответственность нанимателя за неявку молодого специалиста по месту его распределения законодательством не предусмотрена.
Шаг 4. Прием другого лица на место, которое осталось вакантным вследствие неявки выпускника, или исключение штатной единицы из штатного расписания
Законодательство не запрещает принимать на должность, которая первоначально предназначалась для выпускника, иных лиц после истечения срока прибытия выпускника к месту работы, с учетом того что неприбытие обусловлено неуважительными причинами (желательно после соответствующего уведомления учреждения образования).
Кроме того, при наличии вакансии никто не освобождал нанимателя от соблюдения требований, закрепленных в абзаце 9 части первой ст.21 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»: наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 2 недель со дня их образования. Значит, если наниматель уже по каким-то причинам не нуждается в штатной единице и не хочет уведомлять о вакансии органы по труду, занятости и социальной защите, при установлении неуважительности причины неявки выпускника он может исключить соответствующую штатную единицу (профессию) из штатного расписания.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 октября 2016 г. наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 5 дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в сведениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях) (абзац 9 части первой ст.21 Закона № 125-З, в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З). |
Шаг 5. Отказ в приеме на работу выпускников, прибывших на работу по истечении установленного срока по неуважительным причинам
По общему правилу, закрепленному в ст.16 ТК, установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора с гражданами:
• прибывшими по направлению на работу после завершения обучения в государственном учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;
• прибывшими на работу по распределению после завершения обучения в государственном учреждении образования.
Обращаем внимание, что именно необоснованный отказ, а не отказ как таковой. Следовательно, неявка (неприбытие) выпускника к месту работы в срок, указанный в свидетельстве о направлении на работу, без уважительной причины может быть обоснованием отказа в заключении с ним трудового договора (то есть в приеме его на работу). То есть обязанность нанимателя по принятию на работу прибывшего по направлению выпускника и обеспечению ему условий, указанных в свидетельстве о направлении на работу, возникает в случае прибытия выпускника к месту работы в установленный срок (п.27 Положения о распределении).
Шаг 6. Представление мотивированного отказа при наличии соответствующего требования со стороны выпускника
По требованию категорий лиц, указанных в ст.16 ТК (в данном случае - выпускников), или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее 3 дней после обращения (часть вторая ст.16 ТК). При этом законодательством не определена форма выражения такого требования. Полагаем, что она может быть как письменной, так и устной.
Отметим, что специально уполномоченные государственные органы вправе осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде (часть первая ст.462 ТК), однако их перечень не приводится. Определить госорганы, уполномоченные осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, можно, обратившись к нормативным правовым актам, регулирующим их деятельность.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. согласно ст.462 ТК (в редакции Закона Республики Беларусь от 16.07.2019 № 219-З) надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляют органы, уполномоченные на осуществление надзора, в порядке, установленном законодательством. |
Исходя из данных актов, к специально уполномоченным органам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, которые вправе потребовать от нанимателя обоснования отказа в приеме на работу, можно отнести следующие:
• территориальные органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959);
• органы государственной службы занятости населения (Положение о государственной службе занятости населения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2008 № 221).
Отметим, что законодательством форма отказа в приеме на работу не установлена. Письменный отказ в заключении трудового договора может оформляться письмом на фирменном бланке организации.
В документе помимо стандартных данных (реквизиты нанимателя и номер исходящего письма) должно быть приведено мотивированное объяснение, почему выпускнику отказывают в заключении трудового договора. Как правило, это пропуск срока прибытия к месту работы без уважительных причин.
Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»
220030, г. Минск, ул. К. Маркса, д. 21, офис 10
Тел. (017) 200 00 00
Р/с № 3000000000000 в ОАО «Белинвестбанк», код 739,
г. Минск, ул. Машерова, 29
Исх.: 14.09.2015 № 35 На № 101 от 14.09.2015 |
Ягужинской Е.А. 220030, г. Минск, ул. Ленина, д. 15, кв. 15 |
О причине отказа в приеме на работу
Уважаемая Елена Алексеевна!
Согласно свидетельству о направлении на работу Вы должны были явиться 01.08.2015 на работу в общество с ограниченной ответственностью «Версаль». 28.08.2015 учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет» было уведомлено о том, что Вы не прибыли к месту распределения в установленный срок. В связи с существенным ростом объемов работ и нехваткой специалистов на вакантную должность экономиста, которая была выделена для Вас как для молодого специалиста, был принят другой работник. На сегодняшний день в организации отсутствуют вакантные должности, соответствующие Вашей специальности и квалификации, в связи с чем нет возможности принять Вас на работу.
Директор | Подпись | И.Г.Федоров |
Костюкова 227-00-00
01.09.2015
Владимир Самосейко, юрист