


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ГРАЖДАНИНА ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ
Данный материал подготовлен с целью помочь гражданам в отстаивании своих прав в случае их задержания по подозрению в совершении преступления.
Задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступлений, имеют право сотрудники:
• органов внутренних дел (ст.24 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»
• органов государственной безопасности - по делам, отнесенным законодательными актами Республики Беларусь к их ведению (ст.18 Закона Республики Беларусь от 10.07.2012 № 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»);
• органов финансовых расследований - по делам в сферах предпринимательства и налогообложения (ст.13 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»).
Задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом (часть первая ст.107 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК)).
Перечень лиц, которые могут задерживаться, содержится в части второй ст.107 УПК. На практике задержание применяется к лицам, подозревающимся в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или ареста.
Алгоритм действий при задержании
Шаг 1 | |||||
Попросить лиц, которые производят задержание, представиться и предъявить служебное удостоверение (примечание 1) | |||||
| |||||
Шаг 2 | |||||
Предъявить лицам, осуществляющим задержание, документы, удостоверяющие личность задерживаемого, не препятствовать личному обыску и другим законным действиям уполномоченных лиц (примечание 2) | |||||
| |||||
Шаг 3 | |||||
Запомнить время, когда фактически было произведено задержание (примечание 3) | |||||
| |||||
Шаг 4 | |||||
Просить сообщить основания и мотивы задержания (примечание 4) | |||||
| |||||
Шаг 5 | |||||
Требовать разъяснения своих прав как задержанного лица (примечание 5) | |||||
| |||||
Шаг 6 | |||||
Просить сообщить о своем задержании и месте нахождения близким родственникам или кому-либо из совершеннолетних членов семьи (примечание 6) | |||||
| |||||
Шаг 7 | |||||
Немедленно после доставления в орган уголовного преследования требовать составить протокол о задержании (примечание 7) | |||||
| |||||
Шаг 8 | |||||
Давать объяснения четко и уверенно или отказаться от дачи пояснений | |||||
| |||||
Шаг 9 | |||||
Требовать предоставить возможность осуществить принадлежащее задержанному право на защиту всеми законными средствами и способами (примечание 8) | |||||
| |||||
Шаг 10 | |||||
В случае незаконного применения в отношении задержанного физической силы или совершения лицами, осуществляющими задержание, либо другими лицами иных незаконных действий незамедлительно самостоятельно или с помощью защитника сообщить об этом в соответствующие уполномоченные органы (примечание 9) | |||||
| |||||
Шаг 11 | |||||
Обжаловать задержание (примечание 10) |
Примечание 1. Служебное удостоверение - это официальный документ, удостоверяющий личность работника и занимаемую им должность (п.3 Положения о порядке выдачи и использования служебных удостоверений в государственных органах (организациях), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18.03.2008 № 159).
Примечание 2. Сотрудники органов внутренних дел, в частности, имеют право:
• проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел;
• производить личный обыск лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законом, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств, изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами.
![]() |
Обратите внимание! При задержании личный обыск может быть проведен без вынесения постановления и без санкции прокурора, а также без участия понятых (часть 2 ст.211 УПК); |
• входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций и осматривать их при преследовании подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление либо находятся подозреваемый (обвиняемый), скрывшийся от органа, ведущего уголовный процесс, лицо, уклоняющееся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, а также беспрепятственно входить в жилые помещения и иные законные владения лиц, находящихся под превентивным надзором (ст.25 Закона № 263-З).
![]() |
Справочно О сопротивлении при задержании подробнее см. здесь. Личный обыск рассмотрен здесь. |
Примечание 3. Время задержания имеет правовое значение.
Орган дознания, следователь, прокурор в течение 3 часов с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования принимают решение о задержании, о чем выносится постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принимают решение об освобождении задержанного. Постановление объявляется задержанному (часть 2 ст.110 УПК).
О произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании (часть 3 ст.110 УПК).
![]() |
Обратите внимание! Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его применена мера пресечения, предусмотренная УПК (часть 3 ст.108 УПК). Задержание лица, подозреваемого в совершении особо тяжких преступлений, предусмотренных частью 2 ст.124, ст.126, частью 2 ст.139, частями 1 и 3 ст.285, ст.286, 289, частью 3 ст.357, ст.359, 360, 362, а также тяжких преступлений, предусмотренных частью 2 ст.285 и частью 3 ст.339 Уголовного кодекса Республики Беларусь, по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления не может длиться свыше 10 суток с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его должна быть применена мера пресечения, предусмотренная УПК (часть 4 ст.108 УПК).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2019 г. в часть 2 ст.139, ст.285, 286 УК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 09.01.2019 № 171-З. Изменения не повлияли на суть материала. С 19 июня 2021 г. следует руководствоваться ст.41, ч.4 ст.108 УПК, ч.2 ст.124, ст.126, 289, ч.3 ст.357, ст.359, 360, 362 УК с изменениями, внесенными Законом от 26.05.2021 № 112-З. |
Примечание 4. Сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Органам внутренних дел в соответствии с законом предоставляется право задерживать и содержать в местах содержания под стражей, помещать в иные предназначенные для содержания лиц помещения подразделений органов внутренних дел:
• подозреваемых (обвиняемых);
• лиц, в отношении которых ведется административный процесс;
• лиц, подвергнутых административному аресту;
• лиц, подлежащих депортации или высылке из Республики Беларусь в принудительном порядке;
• лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь;
• несовершеннолетних при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.23, 24 Закона № 263-З).
Задержанные иностранцы без промедления должны быть проинформированы органом, их задержавшим, на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст.17 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. ст.17 Закона № 105-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 16.12.2019 № 267-З. |
Примечание 5. Подробнее о правах подозреваемого см. здесь.
Примечание 6. В течение 12 часов с момента фактического задержания орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, обязан уведомить о задержании лица и месте нахождения задержанного кого-либо из совершеннолетних членов его семьи или близких родственников либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному (ст.115 УПК).
О задержании несовершеннолетнего немедленно ставятся в известность родители или другие его законные представители (ст.432 УПК).
Орган, задержавший иностранца, по требованию иностранца, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, не позднее одних суток с момента задержания сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного (ст.17 Закона № 105-З).
Примечание 7. Немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором указываются основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол объявляется задерживаемому и при этом разъясняются предусмотренные ст.41 УПК права, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным (часть 1 ст.100 УПК).
При этом в протоколе необходимо проверить, правильно ли указаны основание задержания, дата и время задержания. В случае наличия замечаний требовать внесения их в протокол задержания. При задержании по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления задержанному должен быть объявлен протокол задержания, а также вручена копия протокола с перечнем его прав и обязанностей.
![]() |
Справочно Протокол задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления см. здесь. |
Примечание 8. Задержанный имеет право на защиту (ст.41 УПК). В случае если у задержанного имеется договор на оказание юридической помощи с конкретным адвокатом, задержанный вправе требовать, чтобы пригласили данного адвоката для оказания ему необходимой помощи.
![]() |
Справочно Реестр адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций и специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности см. в рубрике «Полезные ссылки» АПС «Бизнес-Инфо». На эту же тему см.: «Каким образом лицо в случае задержания может получить до начала первого допроса в качестве подозреваемого бесплатную юридическую консультацию адвоката согласно п.5 части второй ст.41 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь? Обязан ли присутствовать адвокат при отобрании объяснений? Вправе ли лицо отказаться от дачи объяснений до получения консультации адвоката?». |
Нарушение права задержанного на защиту является основанием для подачи жалобы.
![]() |
Справочно Пример жалобы в суд на незаконное задержание гражданина сотрудниками органов внутренних дел см. здесь. |
Примечание 9. В соответствии со ст.26 Закона № 263-З сотрудник органов внутренних дел при выполнении задач по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств применяет физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, если иными способами выполнение этих задач не представляется возможным.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июня 2021 г. следует руководствоваться ст.26 Закона № 263-З в ред. Закона от 17.05.2021 № 106-З. |
Физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению сотрудника органов внутренних дел в случаях, предусмотренных Законом № 263-З. Применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.
Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники невозможно, сотрудник органов внутренних дел обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.
Сотрудник органов внутренних дел не несет ответственности за вред, причиненный в результате применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, если:
• им не превышены пределы необходимой обороны или меры, необходимые для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников органов внутренних дел в случаях, когда ненасильственными способами это сделать невозможно;
• он действовал во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке, за исключением случаев совершения им умышленного преступления по заведомо преступному приказу или распоряжению;
• он действовал в условиях обоснованного профессионального риска или крайней необходимости.
![]() |
Справочно Подробнее см.: «Что делать гражданину, если в отношении него органы внутренних дел при допросе применяют недозволенные методы?». |
Примечание 10. Порядок обжалования задержания урегулирован ст.143 УПК.
![]() |
Справочно Подробнее об обжаловании задержания см. здесь. |
31.10.2017
Татьяна Шпилевская, адвокат