Алгоритм от 31.10.2017
Автор: Шпилевская Т.

Алгоритм действий гражданина при задержании


 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ГРАЖДАНИНА ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ

Данный материал подготовлен с целью помочь гражданам в отстаивании своих прав в случае их задержания по подозрению в совершении преступления.

Задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступлений, имеют право сотрудники:

• органов внутренних дел (ст.24 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее - Закон № 263-З));

• органов государственной безопасности - по делам, отнесенным законодательными актами Республики Беларусь к их ведению (ст.18 Закона Республики Беларусь от 10.07.2012 № 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»);

• органов финансовых расследований - по делам в сферах предпринимательства и налогообложения (ст.13 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»).

Задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом (часть первая ст.107 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК)).

Перечень лиц, которые могут задерживаться, содержится в части второй ст.107 УПК. На практике задержание применяется к лицам, подозревающимся в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или ареста.

Алгоритм действий при задержании

Шаг 1
Попросить лиц, которые производят задержание, представиться и предъявить служебное удостоверение (примечание 1)
   
Шаг 2
Предъявить лицам, осуществляющим задержание, документы, удостоверяющие личность задерживаемого, не препятствовать личному обыску и другим законным действиям уполномоченных лиц (примечание 2)
   
Шаг 3
Запомнить время, когда фактически было произведено задержание (примечание 3)
   
Шаг 4
Просить сообщить основания и мотивы задержания (примечание 4)
   
Шаг 5
Требовать разъяснения своих прав как задержанного лица (примечание 5)
   
Шаг 6
Просить сообщить о своем задержании и месте нахождения близким родственникам или кому-либо из совершеннолетних членов семьи (примечание 6)
   
Шаг 7
Немедленно после доставления в орган уголовного преследования требовать составить протокол о задержании (примечание 7)
   
Шаг 8
Давать объяснения четко и уверенно или отказаться от дачи пояснений
   
Шаг 9
Требовать предоставить возможность осуществить принадлежащее задержанному право на защиту всеми законными средствами и способами (примечание 8)
   
Шаг 10
В случае незаконного применения в отношении задержанного физической силы или совершения лицами, осуществляющими задержание, либо другими лицами иных незаконных действий незамедлительно самостоятельно или с помощью защитника сообщить об этом в соответствующие уполномоченные органы (примечание 9)
   
Шаг 11
Обжаловать задержание (примечание 10)

 

Примечание 1. Служебное удостоверение - это официальный документ, удостоверяющий личность работника и занимаемую им должность (п.3 Положения о порядке выдачи и использования служебных удостоверений в государственных органах (организациях), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18.03.2008 № 159).

Примечание 2. Сотрудники органов внутренних дел, в частности, имеют право:

• проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел;

• производить личный обыск лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законом, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств, изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами.

 

внимание

Обратите внимание!

При задержании личный обыск может быть проведен без вынесения постановления и без санкции прокурора, а также без участия понятых (часть 2 ст.211 УПК);

 

• входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций и осматривать их при преследовании подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление либо находятся подозреваемый (обвиняемый), скрывшийся от органа, ведущего уголовный процесс, лицо, уклоняющееся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, а также беспрепятственно входить в жилые помещения и иные законные владения лиц, находящихся под превентивным надзором (ст.25 Закона № 263-З).

 

справочно

Справочно

О сопротивлении при задержании подробнее см. здесь.

Личный обыск рассмотрен здесь.

 

Примечание 3. Время задержания имеет правовое значение.

Орган дознания, следователь, прокурор в течение 3 часов с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования принимают решение о задержании, о чем выносится постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принимают решение об освобождении задержанного. Постановление объявляется задержанному (часть 2 ст.110 УПК).

О произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании (часть 3 ст.110 УПК).

 

внимание

Обратите внимание!

Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его применена мера пресечения, предусмотренная УПК (часть 3 ст.108 УПК).

Задержание лица, подозреваемого в совершении особо тяжких преступлений, предусмотренных частью 2 ст.124, ст.126, частью 2 ст.139, частями 1 и 3 ст.285, ст.286, 289, частью 3 ст.357, ст.359, 360, 362, а также тяжких преступлений, предусмотренных частью 2 ст.285 и частью 3 ст.339 Уголовного кодекса Республики Беларусь, по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления не может длиться свыше 10 суток с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его должна быть применена мера пресечения, предусмотренная УПК (часть 4 ст.108 УПК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 июля 2019 г. в часть 2 ст.139, ст.285, 286 УК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 09.01.2019 № 171-З. Изменения не повлияли на суть материала.

С 19 июня 2021 г. следует руководствоваться ст.41, ч.4 ст.108 УПК, ч.2 ст.124, ст.126, 289, ч.3 ст.357, ст.359, 360, 362 УК с изменениями, внесенными Законом от 26.05.2021 № 112-З.

 

Примечание 4. Сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Органам внутренних дел в соответствии с законом предоставляется право задерживать и содержать в местах содержания под стражей, помещать в иные предназначенные для содержания лиц помещения подразделений органов внутренних дел:

• подозреваемых (обвиняемых);

• лиц, в отношении которых ведется административный процесс;

• лиц, подвергнутых административному аресту;

• лиц, подлежащих депортации или высылке из Республики Беларусь в принудительном порядке;

• лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

• несовершеннолетних при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.23, 24 Закона № 263-З).

Задержанные иностранцы без промедления должны быть проинформированы органом, их задержавшим, на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст.17 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее - Закон № 105-З)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. ст.17 Закона № 105-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 16.12.2019 № 267-З.

 

Примечание 5. Подробнее о правах подозреваемого см. здесь.

Примечание 6. В течение 12 часов с момента фактического задержания орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, обязан уведомить о задержании лица и месте нахождения задержанного кого-либо из совершеннолетних членов его семьи или близких родственников либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному (ст.115 УПК).

О задержании несовершеннолетнего немедленно ставятся в известность родители или другие его законные представители (ст.432 УПК).

Орган, задержавший иностранца, по требованию иностранца, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, не позднее одних суток с момента задержания сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного (ст.17 Закона № 105-З).

Примечание 7. Немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором указываются основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол объявляется задерживаемому и при этом разъясняются предусмотренные ст.41 УПК права, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным (часть 1 ст.100 УПК).

При этом в протоколе необходимо проверить, правильно ли указаны основание задержания, дата и время задержания. В случае наличия замечаний требовать внесения их в протокол задержания. При задержании по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления задержанному должен быть объявлен протокол задержания, а также вручена копия протокола с перечнем его прав и обязанностей.

 

справочно

Справочно

Протокол задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления см. здесь.

 

Примечание 8. Задержанный имеет право на защиту (ст.41 УПК). В случае если у задержанного имеется договор на оказание юридической помощи с конкретным адвокатом, задержанный вправе требовать, чтобы пригласили данного адвоката для оказания ему необходимой помощи.

 

справочно

Справочно

Реестр адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций и специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности см. в рубрике «Полезные ссылки» АПС «Бизнес-Инфо».

На эту же тему см.: «Каким образом лицо в случае задержания может получить до начала первого допроса в качестве подозреваемого бесплатную юридическую консультацию адвоката согласно п.5 части второй ст.41 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь? Обязан ли присутствовать адвокат при отобрании объяснений? Вправе ли лицо отказаться от дачи объяснений до получения консультации адвоката?».

 

Нарушение права задержанного на защиту является основанием для подачи жалобы.

 

справочно

Справочно

Пример жалобы в суд на незаконное задержание гражданина сотрудниками органов внутренних дел см. здесь.

 

Примечание 9. В соответствии со ст.26 Закона № 263-З сотрудник органов внутренних дел при выполнении задач по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств применяет физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, если иными способами выполнение этих задач не представляется возможным.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 июня 2021 г. следует руководствоваться ст.26 Закона № 263-З в ред. Закона от 17.05.2021 № 106-З.

 

Физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению сотрудника органов внутренних дел в случаях, предусмотренных Законом № 263-З. Применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники невозможно, сотрудник органов внутренних дел обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.

Сотрудник органов внутренних дел не несет ответственности за вред, причиненный в результате применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, если:

• им не превышены пределы необходимой обороны или меры, необходимые для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников органов внутренних дел в случаях, когда ненасильственными способами это сделать невозможно;

• он действовал во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке, за исключением случаев совершения им умышленного преступления по заведомо преступному приказу или распоряжению;

• он действовал в условиях обоснованного профессионального риска или крайней необходимости.

 

справочно

Справочно

Подробнее см.: «Что делать гражданину, если в отношении него органы внутренних дел при допросе применяют недозволенные методы?».

 

Примечание 10. Порядок обжалования задержания урегулирован ст.143 УПК.

 

справочно

Справочно

Подробнее об обжаловании задержания см. здесь.

 

31.10.2017

 

Татьяна Шпилевская, адвокат