


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Нормативное регулирование
Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ликвидации коммерческих организаций:
• Гражданский кодекс РБ (далее - ГК);
• Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»;
• Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о ликвидации);
• постановление Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - постановление № 8);
• Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Общая характеристика ликвидации коммерческой организации
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.57 ГК).
Организация может быть ликвидирована по решению:
• собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
• хозяйственного суда;
• или регистрирующего органа.
![]() |
Обратите внимание! Коммерческая организация с иностранными инвестициями не может быть ликвидирована по решению регистрирующего органа. В данном случае регистрирующий орган может только обратиться с соответствующим заявлением в хозяйственный суд, но самостоятельно принять решение о ликвидации иностранного предприятия он не вправе. |
Положение о ликвидации, регулирующее порядок ликвидации субъектов хозяйствования, устанавливает сроки, права и обязанности государственных органов (организаций), перечень документов, необходимых для исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР), и др.
В связи с тем что в последнее время процедура ликвидации была значительно упрощена и некоторые субъекты хозяйствования ликвидировались, не рассчитавшись при этом по своим долгам ни с кредиторами, ни с государством, в Положение о ликвидации было внесено дополнение: в случае если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом, включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки (часть вторая подп.3.1 п.3 Положения о ликвидации).
Несмотря на достаточно прогрессивные нормы Положения о ликвидации на практике остается масса нерешенных и проблемных вопросов в отношении процедуры ликвидации юридических лиц. В связи с этим в настоящее время ведется работа над новым проектом Декрета Президента РБ, посвященного ликвидации субъектов хозяйствования (далее - проект Декрета), отдельные аспекты которого будут освещены в данной статье.
На практике иногда для того, чтобы сэкономить на услугах компетентных специалистов, ликвидатором организации выступает один из ее учредителей (участников) или работников (директор, бухгалтер), который не представляет, что ликвидация юридического лица - достаточно сложная процедура, в процессе которой должны быть соблюдены интересы работников организации, проведена инвентаризация и составлены все необходимые бухгалтерские документы, приняты меры к выявлению ее кредиторов и дебиторов, налажено общение с работниками соответствующих государственных органов (организаций) и т.д.
Таким образом, для того чтобы ликвидировать организацию с наименьшими временными и денежными затратами, необходимо иметь четкое представление о всех стадиях данного процесса, оценить сложившуюся ситуацию и решить, можно ли самостоятельно осуществить все действия, не прибегая к помощи профессионалов.
Рассмотрим порядок действий при ликвидации коммерческой организации в виде алгоритма.
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||
▼ | |||||||||||
| |||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||
▼ | |||||||||||
| |||||||||||
▼ | |||||||||||
|
Примечание 1. Решение о ликвидации юридического лица принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на совершение данных действий учредительными документами (п.2 ст.57 ГК).
Исходя из анализа норм ст.58 ГК и п.6 Положения о ликвидации в таком решении должна быть отражена следующая информация.
1. О ликвидации юридического лица.
В данном пункте необходимо указать причину ликвидации. Например:
• истечение срока, на который создавалась организация;
• достижение цели, ради которой она была создана;
• экономическая нецелесообразность дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности и др.
2. О назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора.
В случае если для управления процессом ликвидации юридического лица создается ликвидационная комиссия, то в данном решении должна быть отражена информация о распределении обязанностей между председателем и членами такой комиссии.
В настоящее время законодательство не содержит никаких специальных требований и ограничений в отношении ликвидатора, поэтому в данном статусе может выступать любое лицо.
![]() |
Обратите внимание! В проекте Декрета планируется ввести ограничения в отношении ликвидаторов организаций, имеющих задолженность перед кредиторами. Так, ликвидаторами данных организаций не могут выступать собственники и руководители, их родственники, а также лица, имеющие заинтересованность в отношении указанных юридических лиц. |
3. Об установлении сроков ликвидации.
Срок, в течение которого кредиторы ликвидируемого юридического лица имеют право заявлять свои требования ликвидационной комиссии, не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации п.1 ст.59 ГК. Таким образом, можно говорить о том, что законодательством установлен минимальный срок для осуществления ликвидации - не менее 2 месяцев. В свою очередь, предельный срок для процедуры ликвидации законодательством не установлен.
![]() |
Обратите внимание! Отсутствие ограниченного максимального срока для осуществления ликвидации на практике может привести к злоупотреблению со стороны участников ликвидируемой организации. Например, учредители приняли решение о ликвидации организации, процедура ликвидации затянулась на целый год, в течение которого белорусский рубль значительно обесценился, в результате чего ликвидируемая организация смогла погасить свои долги перед кредиторами, и, подав в регистрирующий орган решение об отмене ликвидации, возобновило свою хозяйственную деятельность. В связи с этим проектом Декрета предусмотрен предельный срок ликвидации - 6 месяцев с возможным его продлением до 9 месяцев. |
4. Об определении порядка ликвидации.
В большинстве случаев в данном пункте решения о ликвидации указывают сведения:
• о необходимости уведомления регистрирующего органа о ликвидации организации;
• размещении соответствующего объявления в соответствующем печатном издании и уведомлении кредиторов;
• переоформлении расчетных счетов на ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) и др.
Примечание 2. Собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, который вносит в ЕГР сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п.1 ст.58 ГК). Однако согласно п.7 Положения о ликвидации данное уведомление регистрирующего органа осуществляется путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) и представления соответствующих документов.
Таким образом, обязанность по уведомлению регистрирующего органа о принятом решении о ликвидации организации лежит не на собственнике или органе, которые приняли такое решение, а на ликвидационной комиссии (ликвидаторе).
![]() |
Обратите внимание! Законодательством не расшифрован термин «незамедлительно», что на практике превращается в любой срок и приводит к возникновению ситуаций, когда уведомление о ликвидации организации представляется в регистрирующий орган по истечении, например, 3 месяцев со дня принятия соответствующего решения, причем с приложением данного решения и ликвидационного баланса. В свою очередь, регистрирующий орган не имеет законного основания для отказа в принятии такого уведомления. Поэтому в июле 2011 г. был разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь», согласно которому в рассматриваемом случае термин «незамедлительно» трактуется как период времени продолжительностью до 10 дней. |
Примечание 3. Перечень документов установлен п.7 Положения о ликвидации.
Примечание 4. Форма заявления о ликвидации установлена постановлением № 8 (приложение 5).
Заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора). Если председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) - юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица.
Примечание 5. Решение о ликвидации организации, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).
Примечание 6. К таким органам и организациям относятся: налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН), Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение) (далее - БРУСП «Белгосстрах»), территориальные (городские или районные) архивы местных исполнительных и распорядительных органов.
![]() |
Важно! Организации, постановка на учет которых в налоговых органах и БРУСП «Белгосстрах» осуществлялась не при их государственной регистрации, должны самостоятельно уведомить данные органы (организации) о принятом решении о ликвидации в следующие сроки: • инспекцию Министерства по налогам и сборам РБ (далее - ИМНС) - не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Налогового кодекса РБ (далее - НК); • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» - в 10-дневный срок со дня принятия такого решения (п.16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294). |
![]() |
Обратите внимание! Согласно п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40, плательщик обязан сообщать письменно в органы ФСЗН по месту постановки на учет о принятом решении о ликвидации в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Следовательно, из анализа данной нормы можно сделать вывод о том, что помимо уведомления ФСЗН о ликвидации организации, которое рассылается регистрирующим органом, ликвидируемое юридическое лицо должно дополнительно самостоятельно представить аналогичную информацию в ФСЗН. |
Примечание 7. Сведения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами публикуются в приложении к журналу «Юстиция Беларуси» в порядке, установленном Советом Министров РБ (см. Инструкцию о порядке опубликования сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденную постановление Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164).
Кроме того, сведения о ликвидации юридического лица также размещаются Минюстом РБ в сети Интернет на сайте Минюста РБ (http://www.minjust.by/ru/site_menu/elimination/data) (п.12 Положения о ликвидации).
Примечание 8. Форму заявки на опубликование сведений о ликвидации организации можно найти на сайте www.justbel.info либо на сайте www.minjust.by, а также в органах, осуществляющих государственную регистрацию. При личном обращении заявку можно заполнить по адресу: г.Минск, ул.Кальварийская, 1, каб.703А. Реквизиты для оплаты и стоимость объявления также указаны на сайте журнала «Юстиция Беларуси».
Примечание 9. В соответствии с частью второй п.1 ст.59 ГК ликвидационная комиссия принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
![]() |
Важно! Одного лишь размещения публикации о том, что организация находится в стадии ликвидации недостаточно. Кредиторы дополнительно должны быть уведомлены об этом в письменной форме. |
Примечание 10. Поскольку ликвидация влечет прекращение деятельности организации без перехода прав и обязанностей, очевидно, что работники такой организации должны быть уволены. При расторжении трудового договора по п.1 ст.42 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) в соответствии с ликвидацией организации наниматель обязан не менее чем за 2 месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении. Однако с согласия работника наниматель вправе заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере 2-месячного среднего заработка. Таким образом, если наниматель не желает выплачивать данную денежную компенсацию, он обязан предупредить трудовой коллектив о предстоящей ликвидации организации за 2 месяца до принятия соответствующего решения.
Кроме того, согласно части четвертой ст.48 ТК при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации нанимателем выплачивается выходное пособие в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка.
![]() |
Обратите внимание! Согласно части второй ст.16 Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» массовое высвобождение работников (25 человек и более), связанное с ликвидацией организаций по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, может осуществляться лишь при условии предварительного (не позднее чем за 3 месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по вопросу соблюдения прав работников. Кроме того, в данном случае наниматель обязан не менее чем за 2 месяца письменно уведомить об этом органы государственной службы занятости населения с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников (абзац 4 ст.21 указанного Закона). |
Поскольку увольнение работников в связи с ликвидацией организации влечет для нанимателя дополнительные денежные расходы, рекомендуем по возможности уволить работников данного юридического лица по соглашению сторон до принятия решения о ликвидации. В таком случае нанимателю не нужно будет выплачивать выходное пособие, предусмотренное частью четвертой ст.48 ТК.
Примечание 11. В соответствии с п.7 постановления Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» (далее - постановление № 40) для проведения расчетов с денежными средствами, находящимися на банковских счетах, оформляются карточки с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.
В свою очередь, согласно п.10 постановления № 40 владелец счета - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан направить в банк письменное уведомление за подписью уполномоченного лица о наступлении следующих случаев (не позднее 3 рабочих дней со дня их возникновения):
• замены и (или) дополнения хотя бы одной подписи в карточке с образцами подписей и оттиска печати владельца счета (в т.ч. в связи с увольнением (сменой) должностных лиц владельца счета - юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов);
• наличия в карточке с образцами подписей и оттиска печати подписей лиц, утративших право подписи (в т.ч. в связи с увольнением (сменой), истечением срока полномочий должностных лиц владельца счета - юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов).
![]() |
Обратите внимание! Ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) обязан в течение 3 дней с момента своего назначения уведомить об этом обслуживающий банк для того, чтобы директор организации, полномочия которого уже переданы ликвидатору (председателю ликвидационной комиссии) до переоформления права пользования банковским счетом на этих лиц, не мог самостоятельно распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах такого юридического лица. |
Таким образом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана в месячный срок со дня своего назначения оформить новую карточку с образцами подписей и оттиска печати, в противном случае банк откажет в исполнении документов владельца счета - юридического лица или индивидуального предпринимателя по проведению расчетов до оформления новой карточки с образцами подписей и оттиска печати.
Примечание 12. В настоящее время на законодательном уровне урегулирован только порядок открытия банковских счетов (постановление № 40). Постановление № 40 не регулирует вопрос переоформления банковских счетов, передав его разрешение в компетенцию банков, которым поручено принять локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок открытия, закрытия, переоформления банковских счетов, в т.ч. особенности по каждому виду банковского счета и по отдельным категориям владельцев счетов (при необходимости), с учетом требований постановления № 40 и иных актов законодательства (п.13 постановления № 40). Таким образом, банк самостоятельно с учетом вышеуказанных требований законодательства определяет перечень документов, необходимых для переоформления права пользования счетом на ликвидационную комиссию (ликвидатора).
На практике в большинстве случаев банк требует представить следующие документы:
• заявление;
• решение о ликвидации юридического лица (его копия);
• выписку из ЕГР о внесении в указанный регистр сведений о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
• карточку с образцами подписей председателя ликвидационной комиссии (иных уполномоченных лиц) или ликвидатора (подлинность подписей данных лиц может быть засвидетельствована как нотариусом, так и соответствующим работником данного банка).
Примечание 13. Проверки уполномоченными государственными органами (ФСЗН, БРУСП «Белгосстрах», ИМНС, таможенные органы) проводятся в течение 30 рабочих дней с момента получения ими извещения регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации. Данный срок может быть увеличен до 6 месяцев в случае невозможности представления соответствующих справок в регистрирующий орган по причинам, предусмотренным п.9 Положения о ликвидации.
Примечание 14. По итогам проверок при отсутствии задолженности перед бюджетом и нарушений законодательства выдается справка, в случае наличия задолженности или нарушений составляется акт.
В случае установления факта непостановки коммерческой организации на учет в налоговых органах, органах ФСЗН, отсутствия регистрации в БРУСП «Белгосстрах» в порядке, действовавшем до 1 июня 2006 г., в регистрирующий орган представляется информация указанных уполномоченных органов (организаций) о том, что коммерческая организация на учете не состояла (не была зарегистрирована).
Примечание 15. В соответствии с частью третьей ст.12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» при ликвидации организации проведение инвентаризации обязательно. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Так, согласно части третьей п.6 Инструкции № 180 при ликвидации организации по результатам инвентаризации активов и обязательств определяется достоверность учетной стоимости активов, объем возможной к требованию дебиторской задолженности, размер кредиторской задолженности.
![]() |
Обратите внимание! В случае ликвидации организации инвентаризация проводится перед составлением ликвидационного баланса, если иное не установлено законодательством (часть первая п.6 Инструкции № 180). Данная формулировка не дает четкого представления о том, когда именно нужно проводить инвентаризацию в случае, если в процессе ликвидации ликвидационный баланс составляется два раза: промежуточный и окончательный. На практике при отсутствии требований кредиторов промежуточный баланс не составляется и, следовательно, инвентаризация не проводится. В данной ситуации инвентаризацию необходимо провести только перед составлением окончательного ликвидационного баланса. В случае наличия у ликвидируемой организации кредиторов целесообразным будет проведение инвентаризации также и перед составлением промежуточного ликвидационного баланса. |
Примечание 16. Форма приказа установлена Инструкцией № 180 (приложение 1).
Примечание 17. Согласно п.2 ст.59 ГК после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Примечание 18. В соответствии с частью второй п.2 ст.59 ГК промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Примечание 19. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной п.11 Положения о ликвидации. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п.3 ст.59 ГК).
Если стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве данного юридического лиц.
![]() |
Обратите внимание! Согласно разъяснению ВХС РБ от 30.04.2010 № 02-38/956 «О ликвидации субъекта хозяйствования по решению его учредителей (участников)» в случае, когда ликвидационный баланс, представленный регистрирующему органу наряду с иными требуемыми документами, свидетельствует о наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами, признанной ликвидационной комиссией на основании заявленных требований кредиторов, регистрирующий орган не вправе исключать коммерческую организацию из ЕГР, а обязан уведомить ликвидационную комиссию о необходимости соблюдения требований по обращению с соответствующим заявлением в суд либо самостоятельно обратиться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) данного юридического лица. |
Примечание 20. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п.5 ст.59 ГК).
Примечание 21. Согласно п.7 ст.59 ГК оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается собственнику его имущества (учредителям, участникам), имеющему (имеющим) вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица.
Примечание 22. На практике перечень имущества (других активов), оставшегося после расчетов с кредиторами, и порядок его распределения между учредителями рекомендуем отразить в протоколе общего собрания (для хозяйственных обществ) или решении учредителя (для ЧУП). Для этого не обязательно оформлять отдельное решение или протокол, данные вопросы могут быть урегулированы в документе, которым утверждается окончательный ликвидационный баланс.
![]() |
Важно! При выплате учредителям оставшихся денежных средств или выдаче имущества необходимо определить, является ли данная операция объектом налогообложения. Так, согласно подп.2.25 п.2 ст.153 НК не признаются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц доходы, полученные участником организации при ее ликвидации в размере, не превышающем сумму его вклада в уставный фонд или сумму расходов на приобретение доли. Сумма, превышающая размер вклада участника (учредителя) в уставный фонд организации или сумму расходов на приобретение доли, подлежит обложению подоходным налогом при ее выплате участникам (учредителям) в натуральной либо денежной форме. Таким образом, в решении (протоколе) следует также определить, на кого в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Беларусь будет возложена обязанность по исчислению (удержанию) налогов и их уплате в бюджет. |
Примечание 23. Поскольку урегулирование вопроса относительно порядка закрытия счетов находится в компетенции банков, которые принимают соответствующие локальные нормативные правовые акты, последние самостоятельно определяют перечень документов, необходимых для закрытия счетов в случае ликвидации организации.
На практике в большинстве случаев для закрытия счетов в связи с ликвидацией юридического лица в банк представляется соответствующее заявление с приложением справок из ИМНС, ФСЗН и БРУСП «Белгосстрах» об отсутствии у данной организации задолженности перед бюджетом. Для того чтобы получить эти справки, необходимо обратиться в соответствующий орган с заявлением. Срок выдачи указанных справок около 5 рабочих дней (БРУСП «Белгосстрах» выдает справку в день обращения).
![]() |
Важно! Указанные справки имеют ограниченный срок действия. Так, справки из ИМНС и ФСЗН действительны в течение 1 месяца, а справка из БРУСП «Белгосстрах» - в течение 6 месяцев. После истечения этих сроков необходимо будет получать данные справки заново. |
Кроме того, в некоторых банках установлена плата за закрытие счетов организации. Таким образом, помимо того что юридическое лицо потратит время на сбор соответствующих справок, оно еще может понести денежные расходы в связи с закрытием своих счетов.
![]() |
Обратите внимание! До 1 февраля 2009 г., когда порядок ликвидации субъектов хозяйствования регулировался нормами Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.03.1999 № 11 (утратил силу 1 февраля 2009 г.), среди документов, которые представляла ликвидационная комиссия (ликвидатор) в регистрирующий орган для исключения организации из ЕГР, был указан документ, подтверждающий закрытие текущего (расчетного) и иных счетов в банках. В настоящее время для исключения организации из ЕГР представление такого документа не требуется. В связи с этим на практике во избежание временных и денежных затрат, связанных с закрытием банковских счетов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) могут сначала обратиться в регистрирующий орган за исключением организации из ЕГР, а потом предоставить в обслуживающий банк соответствующую выписку. На основании выписки о том, что данное юридическое лицо ликвидировано и исключено из ЕГР, банк будет вынужден закрыть счета такой организации самостоятельно, т.е. без каких-либо справок и взимания платы. |
Примечание 24. Согласно части седьмой ст.13 Закона РБ от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» прием и хранение документов Национального архивного фонда ликвидированных организаций осуществляют территориальные (городские или районные) архивы. Например, в отношении ликвидируемых юридических лиц, зарегистрированных на территории г.Минска, прием документов на хранение осуществляет государственное учреждение «Минский городской архив», расположенное по адресу: г.Минск, ул.Берута, 20 (тел. +375 17 256 16 66).
Примечание 25. По общему правилу с соответствующим архивом заключается договор на оформление документов. Стоимость услуг архива по оформлению приема документов, а также срок выдачи справки о сдаче документов в архив зависит от объема представленных документов.
![]() |
Обратите внимание! Чтобы избежать лишних денежных расходов и сэкономить время (иногда на практике подготовка документов архивным учреждением может занять около 2 недель), ликвидационная комиссия (ликвидатор) может подготовить документы самостоятельно. Так, информацию о порядке передачи документов ликвидируемых организаций на государственное хранение в Минский городской архив и перечне необходимых документов можно найти на сайте Минского городского исполнительного комитета: http://minsk.gov.by/ru/org/3080/attach/7df69ea/. |
Примечание 26. В архив сдаются документы о создании и ликвидации организации, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерская отчетность, статистические отчеты, протоколы собраний (решения собственника), приказы по основной деятельности, приказы по личному составу, штатные расписания, расчетно-платежные ведомости по зарплате, личные карточки уволенных работников, невостребованные трудовые книжки и др.
Примечание 27. Поскольку одна из обязанностей налогоплательщика - представление в налоговый орган по месту постановки на учет бухгалтерских отчетов и балансов (подп.1.4 п.1 ст.22 НК), ликвидационный баланс должен представляться не только в регистрирующий, но и в налоговый орган.
Примечание 28. Данный документ не указан в перечне, установленном ст.13 Положения о ликвидации. Однако, согласно п.15 данного Положения регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, запрашивает в архиве сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников. Архив, в свою очередь, представляет эту информацию в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса регистрирующего органа. Для того чтобы сэкономить время и ускорить получение сведений об исключении организации из ЕГР, рекомендуем ликвидационной комиссии (ликвидатору) самостоятельно представить данную информацию в регистрирующий орган.
Примечание 29. Регистрирующий орган не запрашивает данные сведения, если ликвидационной комиссией (ликвидатором) самостоятельно представлена соответствующая справка из архива (см. примечание 28).
Примечание 30. Регистрирующий орган вносит запись в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:
• субъектом хозяйствования, ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации документы;
• органами (организацией) не представлены справки о наличии (отсутствии) у ликвидируемого юридического лица задолженности перед бюджетом и со дня направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица прошло не менее 35 рабочих дней либо органами (организацией) представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности перед бюджетом, информация о том, что коммерческая организация на соответствующем учете не состояла (не была зарегистрирована);
• соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников субъекта хозяйствования.
![]() |
Обратите внимание! При наличии у субъекта хозяйствования непогашенной задолженности перед бюджетом исключение субъекта хозяйствования из ЕГР производится только после представления налоговыми органами, органами ФСЗН, таможенными органами, БРУСП «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) документов, подтверждающих погашение такой задолженности, прекращение обязательств перед таможенными органами. В случае представления в регистрирующий орган указанными выше органами и организациями информации о невозможности представления соответствующих справок, сведений субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение 6 месяцев со дня получения этими органами уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица. Если по истечении этого срока необходимые справки и сведения все же не будут представлены, регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования. |
Примечание 31. Юридическое лицо считается ликвидированным с даты внесения регистрирующим органом записи в ЕГР об исключении его из этого регистра. Организация обязана прекратить свою деятельность с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГР.
29.03.2012 г.
Светлана Рыбалко, юрист
От редакции: В Указ Президента РБ от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» на основании указов Президента РБ от 14.06.2012 № 265 (с 22 июня 2012 г.) и от 14.03.2013 № 128 (с 17 марта 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 3 августа 2012 г. в Положение о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294, на основании постановления Совета Министров РБ от 11.07.2012 № 637 внесены изменения и дополнения.
С 18 января 2013 г. в Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании Закона РБ от 09.07.2012 № 388-З внесены изменения и дополнения.
С 22 января 2013 г. постановление Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 25.10.2012 № 539 утратило силу.
С 1 мая 2013 г. Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1, на основании Декрета Президента РБ от 24.01.2013 № 2 изложено в новой редакции.
С 1 мая 2013 г. в постановление Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» на основании постановления Минюста РБ от 05.04.2013 № 49 внесены изменения и дополнения.
С 1 мая 2013 г. Инструкция о порядке опубликования сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164, на основании постановления Совета Министров РБ от 08.04.2013 № 273 изложена в новой редакции.