


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ОБОСОБЛЕННОГО СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Определение термина «обособленное структурное подразделение» в законодательстве Республики Беларусь отсутствует. В связи с этим часто под обособленным структурным подразделением понимают только представительство или филиал. В п.3 ст.13 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК) содержится следующая терминологическая конструкция: «филиалы, представительства и другие обособленные подразделения». Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «обособленное структурное подразделение» есть более широкое и не ограничивается филиалом и представительством. В ст.51 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) четко определены такие виды обособленных подразделений, как представительство и филиал, но отсутствует указание на то, что эти два вида обособленных подразделений являются единственно возможными.
В данном материале под обособленным структурным подразделением понимаются только филиалы и представительства юридического лица.
Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия (часть первая ст.51 ГК). Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства (часть вторая ст.51 ГК).
Обособленное структурное подразделение прекращает свою деятельность:
- в случае ликвидации юридического лица, его создавшего;
- по решению уполномоченного органа юридического лица;
- по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.
Поскольку обособленное структурное подразделение не является юридическом лицом, при его ликвидации нельзя руководствоваться нормами Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2013 г. следует руководствоваться Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в редакции Декрета Президента РБ от 24.01.2013 № 2. |
В отличие от ликвидации и (или) реорганизации юридического лица при ликвидации обособленного структурного подразделения у кредиторов не возникает права требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения ущерба. В таком случае обязательства, возникшие в результате деятельности обособленного структурного подразделения, исполняются юридическим лицом в порядке, установленном договором. В связи с этим законодательство не предусматривает необходимости уведомления кредиторов о ликвидации обособленного структурного подразделения юридического лица.
Ликвидация обособленного структурного подразделения юридического лица, которое самостоятельно исчисляет суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняет налоговые обязательства создавшего его юридического лица, имеет право вести отдельный баланс и распоряжаться банковским счетом, осложняется дополнительными этапами.
Таким образом, ликвидация обособленного структурного подразделения юридического лица четко в законодательстве Республики Беларусь не регламентирована и отличается от процедуры ликвидации самого юридического лица. Поэтому необходимо более детально разобраться в данном процессе.
В нижеприведенном алгоритме рассматривается ликвидация белорусскими коммерческими организациями (частными унитарными предприятиями (далее - ЧУП) и хозяйственными обществами) своих представительств и (или) филиалов, расположенных на территории Республики Беларусь. Действия, необходимые для реализации данной процедуры, осуществляются пошагово.
► | ||||||||
Проект решения о ликвидации обособленного структурного подразделения |
Собственник имущества (учредители, участники), или уполномоченный орган, или должностное лицо юридического лица |
|||||||
Принятие решения о ликвидации обособленного структурного подразделения (примечание 1) | ||||||||
► | ||||||||
Решение учредителя (для ЧУП), или протокол общего собрания участников (акционеров) (для хозяйственного общества), или решение наблюдательного совета, или приказ руководителя юридического лица | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Приказ руководителя или решение наблюдательного совета о ликвидации обособленного структурного подразделения |
Собственник имущества (Общее собрание участников (акционеров)) (примечание 2) |
|||||||
Принятие решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения | ||||||||
► | ||||||||
Решение учредителя (для ЧУП) или протокол общего собрания участников (акционеров) (для хозяйственного общества) | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Проект уведомления руководителя обособленного структурного подразделения о его ликвидации |
Руководитель юридического лица |
|||||||
Уведомление руководителя обособленного структурного подразделения о ликвидации (примечание 3) |
||||||||
► | ||||||||
Уведомление руководителя обособленного структурного подразделения о ликвидации | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Проект изменений, вносимых в устав юридического лица, принявшего решение о ликвидации обособленного структурного подразделения, или новой редакции устава |
Собственник имущества (учредители, участники) (уполномоченный орган юридического лица) |
|||||||
Подготовка изменений, вносимых в устав юридического лица, принявшего решение о ликвидации обособленного структурного подразделения, или новой редакции устава (примечание 4) | ||||||||
► | ||||||||
Изменения, вносимые в устав юридического лица, принявшего решение о ликвидации обособленного структурного подразделения, или новая редакция устава, в двух экземплярах | ||||||||
▼ | ||||||||
Государственная регистрация изменений, вносимых в устав юридического лица, принявшего решение о ликвидации обособленного структурного подразделения (примечание 5) | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Заявление |
Регистрирующий орган | |||||||
установленного образца (примечание 6) с приложением | Государственная регистрация изменений, вносимых в устав юридического лица, принявшего решение о ликвидации обособленного структурного подразделения (примечание 8) | |||||||
следующих документов: | ||||||||
▼ | ▼ | |||||||
- изменения, вносимые в устав | Государственная регистрация (примечание 9) | Отказ в государственной регистрации (примечание 10) | ||||||
юридического лица, принявшего решение о ликвидации обособленного | ||||||||
▼ | ▼ | |||||||
структурного подразделения, или новая редакция устава (в двух экземплярах) без нотариального засвидетельствования и его электронная копия (в формате .doc или .rtf); | Изменения, вносимые в устав юридического лица, принявшего решение о ликвидации обособленного структурного подразделения, или новая редакция устава (один экземпляр) со штампом регистрирующего органа (примечание 11) | Заявление о государственной регистрации изменений со штампом об отказе в государственной регистрации с указанием оснований | ||||||
- оригинал или копия документа об уплате государственной пошлины в размере 1,5 базовой величины | ||||||||
(примечание 7) | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Заявление о внесении изменений в лицензию (примечание 12) с приложением следующих документов: - копия приложения к уставу или его новой редакции со штампом регистрирующего органа; - документ об уплате государственной пошлины в размере 4 базовых величин (примечание 13) |
Лицензирующий орган |
|||||||
Внесение изменений в лицензию. Срок обращения - не позднее 1 месяца со дня государственной регистрации изменений, вносимых в устав юридического лица. При нарушении срока обращения действие лицензии прекращается на следующий день после истечения установленного срока для подачи документов без принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии (примечание 14) |
||||||||
► | ||||||||
Лицензия на новом бланке | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Решение о ликвидации обособленного структурного подразделения юридического лица |
Руководитель юридического лица (руководитель обособленного структурного подразделения) (примечание 15) |
|||||||
Переоформление трудовых отношений с работниками обособленного структурного подразделения (примечание 16) |
||||||||
► | ||||||||
Приказ о переводе; приказ об увольнении | ||||||||
▼ | ||||||||
Заявление об уничтожении печати с приложением: - печати; - оттисков печати; - доверенности (для уполномоченного лица) |
Руководитель юридического лица (уполномоченное лицо) |
|||||||
Уничтожение печати обособленного структурного подразделения юридического лица. Печать уничтожается работником государственного органа в присутствии заявителя. По окончании данной процедуры заявителю вручается квитанция об уничтожении печати (примечание 17) |
||||||||
► | ||||||||
Квитанция об уничтожении печати обособленного структурного подразделения | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Заявление на закрытие текущего (расчетного) счета обособленного структурного подразделения юридического лица с приложением других документов (примечание 18) |
Обслуживающий банк (примечание 19) |
|||||||
Закрытие текущего (расчетного) счета обособленного структурного подразделения юридического лица (примечание 20) |
||||||||
► | ||||||||
Закрытие текущего (расчетного) счета обособленного структурного подразделения | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Проект письма-уведомления инспекции Министерства по налогам и сборам РБ (далее - ИМНС) |
Руководитель юридического лица |
|||||||
Уведомление ИМНС по месту постановки на учет о ликвидации обособленного структурного подразделения (примечание 21) | ||||||||
► | ||||||||
Письмо-уведомление о ликвидации обособленного структурного подразделения | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Заявление о снятии с учета обособленного структурного подразделения |
В ИМНС по месту постановки на учет юридического лица (примечание 22) |
|||||||
Снятие с учета обособленного структурного подразделения юридического лица (примечание 23) | ||||||||
► | ||||||||
Снятие с учета обособленного структурного подразделения | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Письмо-уведомление в произвольной форме о закрытии обособленного структурного подразделения |
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) по месту постановки на учет |
|||||||
Снятие с учета обособленного структурного подразделения юридического лица (примечание 24) | ||||||||
► | ||||||||
Снятие с учета обособленного структурного подразделения | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Заявление о снятии с учета обособленного структурного подразделения (примечание 25) с приложением: - первого экземпляра страхового свидетельства; - копии приложения к уставу или его новой редакции со штампом регистрирующего органа |
Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» |
|||||||
Проведение проверки (примечание 26) Снятие с учета обособленного структурного подразделения юридического лица (примечание 27) |
||||||||
► | ||||||||
Снятие с учета обособленного структурного подразделения | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Решение о ликвидации обособленного структурного подразделения; приложение к уставу или его новая редакция со штампом регистрирующего органа |
Бухгалтерия обособленного структурного подразделения и юридического лица |
|||||||
Передача имущества юридическому лицу (примечание 28) | ||||||||
► | ||||||||
Бухгалтерские проводки и документация | ||||||||
► | ▼ | |||||||
Решение о ликвидации обособленного структурного подразделения |
Уполномоченный орган (руководитель юридического лица) |
|||||||
Отмена доверенностей, выданных в связи с осуществлением деятельности обособленного структурного подразделения | ||||||||
(примечание 29) | ► | |||||||
Уведомление | ||||||||
представителя заказным письмом (для обычной доверенности); заявление в нотариальную контору об отмене доверенности (для нотариальной доверенности) |
Примечание 1. Решение о ликвидации обособленного структурного подразделения принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом (должностным лицом) юридического лица, уполномоченным принимать решение о создании такого подразделения, если иное не установлено в учредительных документах. Следовательно, ликвидацию обособленного структурного подразделения юридического лица можно оформить решением учредителя, протоколом общего собрания участников, решением совета директоров (наблюдательного совета) или приказом руководителя юридического лица.
В законодательстве напрямую не установлены положения, обязательные для отражения в решении о ликвидации обособленного структурного подразделения юридического лица. На наш взгляд, в данном решении должна быть указано:
- о ликвидации обособленного структурного подразделения юридического лица, его наименование и место нахождения;
- об уведомлении о ликвидации руководителя обособленного структурного подразделения;
- о внесении соответствующих изменений в устав юридического лица и представлении документов для государственной регистрации таких изменений в регистрирующий орган (см. примечание 5);
- об отмене доверенностей, выданных на имя сотрудников обособленного структурного подразделения и его руководителя;
- иное по усмотрению учредителя (участников) либо уполномоченного органа (должностного лица) юридического лица.
Примечание 2. Данная стадия возникает, если решение о ликвидации обособленного структурного подразделения принимал либо руководитель юридического лица, либо другой уполномоченный орган, за исключением общего собрания участников (акционеров). В связи с принятым решением о ликвидации подразделения должны быть внесены соответствующие изменения в учредительные документы юридического лица. В свою очередь, рассмотрение вопроса о внесении изменений в устав организации относится к исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) (для хозяйственного общества) (ст.34 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах») или собственника имущества (для ЧУП), абзац 4 п.6 ст.113 ГК.
Обратите внимание!
В соответствии с абзацем 9 п.6 ст.113 ГК в случае, когда согласно уставу ЧУП принятие решения о ликвидации обособленного структурного подразделения находится в ведении директора организации, он должен предварительно получить письменное согласие учредителя на ликвидацию подразделения.
Примечание 3. Поскольку обособленное структурное подразделение располагается вне места нахождения юридического лица, о ликвидации данного подразделения в первую очередь должно быть сообщено его руководителю. При получении информации о ликвидации обособленного структурного подразделения его руководитель должен рассмотреть вопрос о переоформлении или прекращении трудовых отношений с сотрудниками данного подразделения (если в соответствии с положением об обособленном структурном подразделении и доверенностью у него есть на это полномочия).
Примечание 4. Согласно п.15 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о государственной регистрации) изменения и (или) дополнения должны быть оформлены в виде приложений к уставу, однако по желанию коммерческой организации устав может быть представлен в новой редакции.
Примечание 5. В отличие от ранее действовавшего Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.03.1999 № 11, в Положении о государственной регистрации указан лишь один случай, когда юридическое лицо обязано внести изменения в учредительные документы и обратиться за их государственной регистрацией: в случае смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации, за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат. Срок внесения данных изменений и обращения за их государственной регистрацией - два месяца (п.21 Положения о государственной регистрации). В связи с этим в юридической литературе распространено мнение, что с момента вступления в силу Положения о государственной регистрации вносить изменения в устав юридического лица в отношении других фактических обстоятельств, сведения о которых согласно нормам законодательства должны содержаться в учредительных документах, нет необходимости. Так, не требуется государственная регистрация изменений, вносимых в устав организации, в связи с созданием (ликвидацией) обособленных структурных подразделений, изменением наименования, размера уставного фонда, порядка образования имущества и распределения прибыли, порядка солидарной или субсидиарной ответственности собственников имущества (учредителей, участников) организации и др. На наш взгляд, это не совсем верно. Например, в соответствии с частью четвертой п.3 ст.51 ГК представительства и филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица. Следовательно, если юридическое лицо ликвидирует свое обособленное структурное подразделение, но не внесет соответствующие изменения в устав, оно нарушит нормы гражданского законодательства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2013 г. следует руководствоваться Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования в редакции Декрета Президента РБ от 24.01.2013 № 2. |
Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений (п.3 ст.48 ГК). Таким образом, для контрагентов и партнеров юридического лица, принявшего решение о ликвидации своего обособленного структурного подразделения, последнее будет считаться ликвидированным с момента государственной регистрации соответствующих изменений.
Из вышесказанного следует вывод, что Положение о государственной регистрации не сводит случаи обязательного внесения изменений в учредительные документы юридического лица только к одной ситуации (изменению состава учредителей или участников), оно лишь устанавливает сроки для внесения данного рода изменений (два месяца). По мнению автора, продолжает существовать обязанность учредителей (участников) юридического лица по внесению изменений в учредительные документы организации при изменении иных сведений (в т.ч. при ликвидации обособленного структурного подразделения), однако сроки для оформления данных изменений учредители определяют для себя самостоятельно.
Обратите внимание!
Часть первая ст.23.64 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица руководителем, учредителем, участником, собственником имущества юридического лица, а также другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством (штраф - до 50 базовых величин).
Примечание 6. Форма заявления установлена постановлением Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (приложение 2).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует применять приложение 2 к постановлению № 8 в редакции постановления Минюста РБ от 01.12.2015 № 207. |
Примечание 7. Размер государственной пошлины указан согласно приложению 22 к Особенной части НК.
Примечание 8. Государственная регистрация изменений, вносимых в устав юридического лица, принявшего решение о ликвидации обособленного структурного подразделения, производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации изменений, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
В соответствии с п.11 Положения о государственной регистрации регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями. Таким образом, подать документы для государственной регистрации изменений можно в течение всего рабочего дня регистрирующего органа, за исключением обеденного перерыва.
Примечание 9. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
- ставит на изменениях, вносимых в устав юридического лица, принявшего решение о ликвидации обособленного структурного подразделения, или новой редакции устава штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр данных документов лицу, их представившему;
- вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации изменений, вносимых в устав юридического лица или новой редакции устава.
Примечание 10. Выдается в день подачи документов для государственной регистрации изменений.
Примечание 11. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию изменений, вносимых в устав юридического лица, принявшего решение о ликвидации обособленного структурного подразделения, в случаях:
- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.
Примечание 12. Образцы заявлений на получение лицензии можно найти на сайтах соответствующих лицензирующих органов.
Примечание 13. Размер государственной пошлины указан согласно приложению 22 к Особенной части НК.
Примечание 14. При подаче в сроки заявления о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений лицензиат (соискатель лицензии) до получения лицензии, оформленной на новом бланке, осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии, что срок ее действия не истек, а соответствующая деятельность осуществляется с соблюдением лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату (п.73 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться п.73 Положения № 450 в редакции Указа Президента РБ от 26.11.2015 № 475. |
Примечание 15. Согласно учредительным документам юридического лица вопрос о переоформлении трудовых отношений с работниками обособленного структурного подразделения может находиться как в ведении директора головной организации, так и в компетенции руководителя подразделения, о чем должно быть указано в положении об обособленном подразделении и доверенности.
Примечание 16. В случае ликвидации обособленного структурного подразделения юридического лица наниматель обязан рассмотреть вопрос о возможности перевода каждого работника подразделения с его согласия на другую работу независимо от того, имеется ли вакансия непосредственно по месту нахождения юридического лица либо другого его структурного подразделения.
Если работник согласен на предложенную нанимателем работу, имеет место изменение трудового договора в порядке перевода (ст.30 Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).
Если же работник не согласен на изменение трудового договора в порядке перевода, необходимо грамотно оформить его увольнение. Согласно п.27 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» упразднение структурного подразделения организации может являться основанием для прекращения с работниками такого структурного подразделения трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников (п.1 ст.42 ТК) либо переводом работника с его согласия к другому нанимателю (п.4 части второй ст.35 ТК). В данном случае основанием прекращения трудовых отношений не может быть отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем (п.5 части второй ст.35 ТК), поскольку наниматель не изменяет места нахождения.
В соответствии с частью третьей ст.43 ТК при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении. В таком случае, возникает дополнительная стадия по уведомлению работников. В свою очередь, с согласия работника предупреждение может быть заменено денежной компенсацией (часть четвертая ст.43 ТК).
Подчеркнем, в случае увольнения работника в связи с сокращением штата предварительно должно быть принято соответствующее решение о сокращении численности работников организации (если это не было указано в решении о ликвидации обособленного структурного подразделения), которое оформляется в виде приказа руководителя.
Обратите внимание!
В случае закрытия обособленного структурного подразделения, в результате которого планируется массовое высвобождение работников, наниматель обязан не менее чем за два месяца уведомить об этом органы государственной службы занятости населения с указанием профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда работников (часть третья ст.43 ТК). Критерии массового высвобождения работников определяются в постановлении Минтруда и соцзащиты РБ от 02.04.2009 № 47.
Примечание 17. Порядок изготовления и уничтожения печатей и штампов определен Инструкцией о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденной постановлением МВД РБ от 25.09.2000 № 157 (далее - Инструкция № 157).
Если в тексте печати обособленного структурного подразделения отсутствует наименование юридического лица, то такая печать может быть уничтожена самим юридическим лицом.
В иных случаях печати для уничтожения сдаются в орган внутренних дел по месту нахождения юридического лица, где они будут подлежать уничтожению сотрудником разрешительной системы органов внутренних дел в присутствии уполномоченного представителя юридического лица, о чем выдается квитанция установленного образца, к которой прилагается один образец их оттисков (п.62 Инструкции № 157).
Примечание 18. Порядок открытия банковских счетов регулируется нормами постановления Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 (далее - постановление № 40), которое, однако, не затрагивает вопросы закрытия счетов. Эти вопросы переданы в компетенцию банков, которым поручено принять локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок открытия, закрытия, переоформления банковских счетов, в т.ч. особенности по каждому виду банковского счета и по отдельным категориям владельцев счетов (при необходимости), с учетом требований постановления № 40 и иных актов законодательства (п.13 постановления № 40). Таким образом, банк самостоятельно с учетом вышеуказанных требований законодательства определяет перечень документов, необходимых для закрытия счета. Например, в рассматриваемом нами случае может быть затребовано решение о ликвидации обособленного структурного подразделения, а также справки из государственных органов об отсутствии задолженности подразделения по налогам и сборам перед бюджетом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2013 г. постановление № 40 на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 25.10.2012 № 539 утратило силу. Теперь порядок открытия банковских счетов регулируется главой 22 Банковского кодекса РБ, вышеназванным Декретом № 1, а также локальными нормативными актами банка. |
Примечание 19. Данная стадия возникает, если обособленное структурное подразделение имело право распоряжаться банковским счетом.
Примечание 20. Поскольку обособленные структурные подразделения юридических лиц не самостоятельные субъекты гражданского права, они не являются владельцами счетов. Сторона по договору банковского счета - юридическое лицо, от имени и по поручению которого действуют обособленные подразделения. Следовательно, владельцем счета обособленного структурного подразделения является юридическое лицо, создавшее это подразделение.
Примечание 21. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о ликвидации обособленного структурного подразделения, должно быть подано в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его ликвидации в ИМНС по месту постановки на учет юридического лица (подп.1.9.4 п.1 ст.22 Общей части НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. следует руководствоваться подп.1.9.4 п.1 ст.22 Общей части НК в редакции Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З. |
Примечание 22. Данная стадия возникает, если обособленное структурное подразделение стояло на учете в налоговых органах, т.е. самостоятельно исчисляло суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняло налоговые обязательства создавшего его юридического лица, имело право вести отдельный баланс и распоряжаться банковским счетом.
Примечание 23. Согласно п.14 ст.66 Общей части НК в случае принятия организацией решения о ликвидации своего обособленного структурного подразделения снятие с учета данного подразделения производится налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления, представляемого организацией в сроки, установленные в подп.1.9.4 п.1 ст.22 Общей части НК, т.е. не позднее 10 рабочих дней со дня ликвидации подразделения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. следует руководствоваться п.14 ст.66 Общей части НК в редакции Закона РБ от 30.12.2014 № 224-З. |
Примечание 24. В соответствии с п.7 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2009 № 917, представительства и филиалы юридических лиц подлежат снятию с учета в качестве плательщиков в органах ФСЗН в течение двух рабочих дней с даты получения органами ФСЗН уведомления (в произвольной форме) о закрытии представительства и (или) филиала. Датой снятия с учета является дата получения органами ФСЗН соответствующего уведомления.
Примечание 25. Форма заявления установлена постановлением Минфина РБ от 15.07.2008 № 117 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2008 г. № 783» (приложение 10).
Примечание 26. Согласно пп.19 и 21 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294 (далее - Положение № 1294), решение о снятии с учета страхователя - обособленного подразделения юридического лица страховщик принимает по результатам проведения проверки страхователя при отсутствии у страхователя задолженности по уплате страховых взносов, а также штрафов и пени по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2014 г. следует руководствоваться Положением № 1294 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2014 № 637. |
Примечание 27. Снятие с учета страхователя - обособленного подразделения юридического лица осуществляется страховщиком в случае принятия решения юридическим лицом о его ликвидации и внесения соответствующих изменений в учредительные документы в течение 30 дней со дня получения заявления и приложенных к нему копий документов (часть вторая пп.17 и 19 Положения № 1294).
Примечание 28. В связи с принятием решения о ликвидации обособленного структурного подразделения все имущество, ранее переданное обособленному подразделению головной организацией, а также имущество, которое было приобретено обособленным подразделением в процессе его деятельности, передается головной организации с оформлением соответствующих учетных документов и отражением на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
После передачи имущества и обязательств обособленным структурным подразделением сальдо по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и у обособленного подразделения, и у создавшего его юридического лица должны стать нулевыми, что и будет завершением процесса ликвидации.
Примечание 29. Руководители обособленных структурных подразделений согласно части третьей п.3 ст.51 ГК назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности, которая от имени юридического лица подписывается его руководителем (иным лицом, уполномоченным учредительными документами). Несмотря на то что полномочия руководителя обособленного подразделения могут указываться в учредительных документах юридического лица и положении об обособленном подразделении, документом, определяющим их объем, является доверенность (часть третья п.11 постановления Пленума ВХС РБ от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»).
При необходимости выступать в отношениях с третьими лицами от имени юридического лица другим сотрудникам обособленного структурного подразделения также могут быть предоставлены соответствующие полномочия путем:
- выдачи доверенности юридическим лицом;
- выдачи доверенности непосредственно руководителем обособленного подразделения (т.е. передоверие), если право на передоверие указано в его доверенности.
Поскольку прекращение трудовых отношений с работниками и руководителем обособленного структурного подразделения не прекращает действия доверенности, ее необходимо дополнительно отменить (п.2 ст.189 ГК). В ГК не установлен механизм отмены доверенности. Проанализировав ст.190 ГК, можно прийти к выводу, что доверенность считается отмененной, если представляемый известит об этом представителя. Таким образом, в отсутствие специальных правил отмена доверенности возможна через уведомление представителя о ее отмене. Форма, срок и содержание такого уведомления ГК также не определены. На практике, чтобы засвидетельствовать факт извещения и его сроки, целесообразно направление извещения заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможно также оформление передачи соответствующего заявления через нотариуса.
Существуют определенные требования для отмены нотариальных доверенностей. Согласно части третьей п.102 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Минюста РБ от 23.10.2006 № 63, для отмены нотариальной доверенности требуется подача лицом, выдавшим доверенность, заявления о ее отмене (т.е. предусмотрена письменная форма) в государственную нотариальную контору (частному нотариусу) по месту удостоверения доверенности. Подлинность подписи лица на заявлении свидетельствуется нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 июня 2016 г. следует применять п.80 Инструкции № 63 с изменениями, внесенными постановлением Минюста РБ от 10.06.2016 № 106. |
Обратите внимание!
В соответствии с п.1 ст.190 ГК лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить о ее отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность. В свою очередь, правовые последствия прекращения доверенности наступают в момент, когда представитель узнал или должен был узнать о ее прекращении (п.2 ст.190 ГК). То есть до получения уведомления у представителя сохраняются все полномочия, обозначенные в доверенности. Следовательно, до этого момента все права и обязанности, возникшие в результате действий представителя, сохраняют законную силу для лица, выдавшего доверенность, и его правопреемников в отношении третьих лиц. Однако данное правило не применяется, если третье лицо знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось. В этом случае последствия прекращения доверенности наступают даже при отсутствии уведомления представителя об отмене доверенности.
г._____________ |
«___» ___________ 20__ г. |
На собрании присутствуют лица, обладающие в совокупности 100 % голосов. Собрание правомочно принимать решения по любым вопросам. |
Председатель собрания ___________________ |
(Ф.И.О.) |
Секретарь собрания ______________________ |
(Ф.И.О.) |
Заседание общего собрания участников проводится в очной форме. |
Повестка дня: |
1. О ликвидации _________________________________________________. Информация |
(наименование структурного подразделения) |
____________________. |
(Ф.И.О.) |
2. Об уведомлении директора _________________________________________________. |
(наименование структурного подразделения) |
Информация _______________. |
(Ф.И.О.) |
3. О внесении соответствующих изменений в устав ООО «____________». Информация ____________________. |
(Ф.И.О.) |
4. Об отмене доверенностей, выданных сотрудникам и директору ___________________ |
________________________________________________. Информация ___________________. |
(наименование структурного подразделения) (Ф.И.О.) |
1. СЛУШАЛИ: |
_________________________: выступил(а) с предложением в связи с производственной |
(Ф.И.О.) |
необходимостью ликвидировать ___________________________________________________, |
(наименование структурного подразделения) |
расположенное по адресу: г._________, ул.____________, д.__, комн.___. |
ВЫСТУПИЛИ: |
___________________: предложил(а) поддержать предложение ____________________. |
(Ф.И.О.) (Ф.И.О.) |
РЕШИЛИ: |
Ликвидировать _______________________________________________, расположенное |
(наименование структурного подразделения) |
по адресу: г._________, ул.____________, д.__, комн.___. |
Результаты голосования: |
«за» - 100 % голосов; |
«против» - 0 % голосов; | |
«воздержалось» - 0 % голосов. |
2. СЛУШАЛИ: |
__________________________: предложил(а) уведомить о принятом решении директора |
(Ф.И.О.) |
___________________________________________ не позднее «___» ___________ 20__ г. |
(наименование структурного подразделения) |
ВЫСТУПИЛИ: |
___________________: предложил(а) поддержать предложение ____________________. |
(Ф.И.О.) (Ф.И.О.) |
РЕШИЛИ: |
Уведомить о принятом решении директора ______________________________________ |
(наименование структурного подразделения) |
не позднее «___» _____________ 20__ г. |
Результаты голосования: |
«за» - 100 % голосов; |
«против» - 0 % голосов; | |
«воздержалось» - 0 % голосов. |
3. СЛУШАЛИ: |
______________: предложил(а) в связи с ликвидацией ____________________________ |
(Ф.И.О.) (наименование структурного подразделения) |
внести соответствующие изменения в устав ООО «_________________» и представить документы для государственной регистрации изменений в регистрирующий орган. |
ВЫСТУПИЛИ: |
1. ______________: предложил(а) поддержать предложение ______________ о внесении |
(Ф.И.О.) (Ф.И.О.) |
изменений в устав ООО «____________» в связи с ликвидацией ________________________. |
(наименование структурного подразделения) |
2. ______________________: предложил(а) представить документы для государственной |
(Ф.И.О.) |
регистрации изменений, вносимых в устав ООО «_____________», в регистрирующий орган. |
РЕШИЛИ: |
1. Внести изменения в устав ООО «________» в связи с ликвидацией _______________. |
(наименование структурного подразделения) |
Результаты голосования: |
«за» - 100 % голосов; |
«против» - 0 % голосов; | |
«воздержалось» - 0 % голосов. |
2. Представить пакет документов для государственной регистрации изменений, вносимых в устав ООО «____________», в регистрирующий орган. |
Результаты голосования: |
«за» - 100 % голосов; |
«против» - 0 % голосов; | |
«воздержалось» - 0 % голосов. |
4. СЛУШАЛИ: |
___________: выступил(а) с предложением в связи с ликвидацией __________________, |
(Ф.И.О.) (наименование структурного подразделения) |
отменить доверенности, выданные сотрудникам и директору ___________________________. |
(наименование структурного подразделения) |
ВЫСТУПИЛИ: |
1. ____________________: предложил(а) поддержать предложение __________________ |
(Ф.И.О.) (Ф.И.О.) |
об отмене доверенностей, выданных на имя сотрудников и директора ___________________. |
(наименование структурного подразделения) |
2. _____________________________: предложил(а) уведомить сотрудников и директора |
(Ф.И.О.) |
________________________________________ об отмене выданных им доверенностей путем |
(наименование структурного подразделения) |
направления каждому из них соответствующего извещения заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее «___» _____________ 20__ г. |
РЕШИЛИ: |
1. В связи с ликвидацией ________________________________ отменить доверенности, |
(наименование структурного подразделения) |
выданные его сотрудникам и директору. |
Результаты голосования: |
«за» - 100 % голосов; |
«против» - 0 % голосов; | |
«воздержалось» - 0 % голосов. |
2. Уведомить сотрудников и директора _______________________ об отмене выданных |
(наименование структурного подразделения) |
им доверенностей путем направления каждому из них соответствующего извещения заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее «___» _______________ 20__ г. |
Результаты голосования: |
«за» - 100 % голосов; |
«против» - 0 % голосов; | |
«воздержалось» - 0 % голосов. |
Подписи: | |||
Председатель | |||
(подпись) |
(расшифровка подписи) | ||
Секретарь | |||
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
СПИСОК ЛИЦ, ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХСЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ОБЩЕМ СОБРАНИИ УЧАСТНИКОВ |
№ |
Ф.И.О. |
Статус |
% голосов |
Личная подпись |
1 |
Участник общества с ограниченной ответственностью «___________________» | |||
2 |
Участник общества с ограниченной ответственностью «___________________» | |||
3 |
Представитель участника общества с ограниченной ответственностью «____________________» |
Примечание. Протокол оформлен в соответствии со ст.47 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах». Визируется каждая страница протокола. |
______________________________
ПРИКАЗ
__.__.20__ № ___
г.___________
О ликвидации _____________________________________________ (наименование структурного подразделения) |
В связи с производственной необходимостью |
ПРИКАЗЫВАЮ: |
1. Ликвидировать ___________________________________________________________, |
(наименование структурного подразделения) |
расположенное по адресу: г._________, ул.______________, д.__, комн.___. |
2. Уведомить о принятом решении директора ____________________________________ |
(наименование структурного подразделения) |
не позднее «__» ________ 20__ г. |
3. Отменить доверенности, выданные от имени ООО «_________» сотрудникам и директору _________________________________________________________________, путем |
(наименование структурного подразделения) |
направления каждому из них соответствующего извещения заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее «___» ____________ 20__ г. |
Директор | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
____________ | № ___________ | Директору ________________________________ | |
(дата) |
(наименование структурного подразделения) | ||
На № _________ | от ___________ | _____________________ | |
(дата) | (Ф.И.О.) |
УВЕДОМЛЕНИЕ |
Настоящим сообщаем, что в связи с производственной необходимостью общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью «___________________» было принято решение о ликвидации _______________________________________________, |
(наименование структурного подразделения) |
расположенного по адресу: |
г.____________, ул.______________, д.__, комн.___ (протокол общего собрания участников общества от ____________ № ___). |
Руководитель | |||
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
______________________________
ПРИКАЗ
____________ № ___
г.____________
О переводе на другую работу |
В связи с сокращением штата работников вследствие ликвидации ____________________________________________, учитывая согласие работника на перевод |
(наименование структурного подразделения) |
на другую постоянную работу, |
ПРИКАЗЫВАЮ: |
______________, ____________________________________________________________, |
(Ф.И.О.) (наименование должности (профессии), квалификационный разряд) |
должность которого сокращается, перевести на работу в ________________________________ |
(наименование структурного подразделения) |
с «___» _________ 20__ г. _________________________________________________ с окладом |
(наименование должности (профессии), квалификационный разряд) |
согласно штатному расписанию. |
Основание: | 1. Предложение нанимателя от _______________; |
2. Заявление ____________________ от _________________. | |
(Ф.И.О.) |
Директор | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
С приказом ознакомлен | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
«___» _________ 20__ г. |
______________________________
ПРИКАЗ
____________ № ___
г.____________
Об увольнении |
В связи с сокращением штата работников вследствие ликвидации ______________________________________________, учитывая отказ работника от перевода |
(наименование структурного подразделения) |
на другую постоянную работу, |
ПРИКАЗЫВАЮ: |
1. __________, _______________________________________________________ уволить |
(Ф.И.О.) (наименование должности (профессии), квалификационный разряд) |
«___» _____________ 20__ г. в связи с сокращением штата по п.1 ст.42 Трудового кодекса Республики Беларусь. |
2. Главному бухгалтеру выплатить _________________________: |
(Ф.И.О.) |
- денежную компенсацию в размере 2-месячного среднего заработка в соответствии со ст.43 Трудового кодекса Республики Беларусь; - выходное пособие в размере 3-кратного среднемесячного заработка в соответствии с частью четвертой ст.48 Трудового кодекса Республики Беларусь. |
Основание: | 1. Приказ о сокращении штата от ________________ № ___. |
2. Приказ о замене уведомления денежной компенсацией от ___________ № ___. | |
3. Заявление ____________________ от _________________. | |
(Ф.И.О.) |
Директор | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
С приказом ознакомлен | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
«___» ____________ 20__ г. | |||
Главный бухгалтер | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
«___» ____________ 20__ г. |
РУВД по ________________ р-ну | |
г.____________________________ |
ЗАЯВЛЕНИЕ |
Прошу выдать квитанцию, подтверждающую факт уничтожения печати _____________ |
________________________________________________________, расположенного по адресу: |
(наименование структурного подразделения) |
г.________, ул.____________, д.__, комн.___. |
Причина уничтожения печати: ликвидация ______________________________________ |
(наименование структурного подразделения) |
по решению участников ООО «_______________________» (протокол общего собрания участников от «____________» 20__ г. № __). |
_______________________________________________________________________________. |
(Фамилия, инициалы, номер и серия паспорта лица, назначенного ответственным за получение квитанции) |
Руководитель | |||
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
____________ | № ___________ | Инспекция Министерства по налогам | |
(дата) | и сборам РБ по ______________ району | ||
На № _________ | от ___________ | г.____________ | |
(дата) |
УВЕДОМЛЕНИЕ |
Во исполнение подп.1.9.4 п.1 ст.22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь настоящим письмом общество с ограниченной ответственностью «________________» уведомляет о ликвидации _______________________________________, |
(наименование структурного подразделения) |
расположенного по адресу: г.____________, ул.____________, д.__, комн.___ (протокол общего собрания участников общества от ____________ № ___). |
Приложение: копия протокола общего собрания участников общества в 1 экз. на ____ л. |
Руководитель | |||
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
31.05.2011 г.
Светлана Дашкевич, юрист
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2014 г. в Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании Закона РБ от 08.01.2014 № 131-З внесены изменения и дополнения. |