Алгоритм от 24.09.2014
Автор: Самарин В.

Алгоритм действий по открытию магазина


СОДЕРЖАНИЕ

 

Правовое регулирование

Алгоритм действий по открытию магазина

   Шаг 1. Поиск помещения

   Шаг 2. Согласование режима работы магазина

   Шаг 3. Включение сведений о торговом объекте в Торговый реестр Республики Беларусь

   Шаг 4. Разработка и утверждение ассортиментного перечня

   Шаг 5. Проведение дополнительных процедур для некоторых торговых объектов

   Шаг 6. Проведение иных административных процедур, связанных с открытием торгового объекта

   Шаг 7. Получение лицензии для розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями

Ответственность

 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ОТКРЫТИЮ МАГАЗИНА

Правовое регулирование

Розничная торговля (исключая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание не включены в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приведен в приложении 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450)), однако это не отменяет необходимость соблюдения ряда формальностей - административных процедур - для открытия торгового объекта.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2017 г. следует руководствоваться приложением 1 к Положению № 450 в редакции Указа Президента РБ от 20.10.2016 № 379.

 

Справочно

Лицензирование розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями регламентировано главой 40 Положения № 450.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2015 г. Указом Президента РБ от 20.02.2015 № 92 определено, что розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь.

 

22 июля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон № 128-З). Таким образом, многие вопросы, связанные с открытием магазина, урегулированы на уровне законодательного акта.

Так, в Законе № 128-З в отличие от предшественника - Закона РБ от 28.07.2003 № 231-З «О торговле» - дано определение магазина как торгового объекта: магазином является стационарный торговый объект, имеющий торговое помещение (п.9 ст.1). В документе также выделены отдельные виды магазинов, отличие которых состоит в разном правовом регулировании:

• магазин современного формата (п.10 ст.1);

• магазин шаговой доступности (п.11 ст.1);

• крупный магазин (абзац 3 подп.3.1 п.3 ст.8);

• специализированный магазин (п.25 ст.1);

• фирменный магазин (ст.18).

Закон № 128-З содержит определение и виртуального магазина: интернет-магазин - информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (п.8 ст.1).

Алгоритм действий по открытию магазина

Шаг 1. Поиск помещения

Закон РБ от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее - Закон № 108-З) не предусматривает необходимость получения согласия исполнительного комитета (местной администрации) для размещения экономических и социальных объектов на соответствующей территории.

Соответственно, решение об открытии большинства торговых объектов принимают, прежде всего, сами юридические лица (индивидуальные предприниматели). В то же время п.3 ст.8 Закона № 128-З расширена компетенция городских (включая Минский городской), районных исполнительных комитетов: они разрабатывают и утверждают схемы размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров с учетом государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания, оптимального размещения магазинов шаговой доступности, магазинов современного формата, крупных магазинов, требований законодательства Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; а также разрабатывают и утверждают перечни мест размещения нестационарных торговых объектов.

Указанные схемы влияют на принятие решения об открытии магазинов с торговой площадью 400 кв.м и более, так как создание стационарных торговых объектов с торговой площадью 400 кв.м и более, в т.ч. магазинов современного формата, осуществляется в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы (часть первая п.1 ст.13 Закона № 128-З).

Шаг 2. Согласование режима работы магазина

Режим работы торговых объектов устанавливается субъектами торговли по согласованию с городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в г.Минске по месту нахождения торгового объекта, а в отношении объектов, расположенных на территории производственных организаций, учреждений образования, организаций здравоохранения и иных организаций, - также по согласованию и с органами управления (руководителями) этих организаций (п.1 ст.20 Закона № 128-З). Кроме того, абзац 12 ст.41 Закона № 108-З к компетенции исполнительных комитетов (т.е. областных, городских, районных, поселковых и сельских исполнительных комитетов) относит утверждение режима работы организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, согласование режима работы других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, если иное не предусмотрено законодательными актами. Порядок проведения этой процедуры установлен Положением о порядке утверждения (согласования) режима работы торговых объектов, торговых объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания населения, рынков и торговых центров, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2012 № 987 (далее - Положение о режиме работы).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 января 2015 г. действуют Положение о Торговом реестре Республики Беларусь и Положение об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г.Минска, городов областного подчинения, районов, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 23.12.2014 № 1227 (далее - постановление № 1227). Названным постановлением утрачивает силу Положение о режиме работы.

 

Для согласования режима работы юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) - владелец торгового объекта, торгового центра - обращается в районный, городской исполнительный комитет (кроме г.Минска), местную администрацию района в г.Минске по месту нахождения торгового объекта, торгового центра по заявительному принципу одного окна с заявлением в двух экземплярах по форме согласно приложению 1 или 2 к Положению о режиме работы (часть первая п.2 Положения о режиме работы). Субъекту хозяйствования необходимо выбрать одну из форм в зависимости от того, планирует ли он осуществлять торговлю алкогольными напитками и торговлю в ночное время слабоалкогольными напитками и пивом или нет.

В заявлении указывается предполагаемый режим работы юридического лица, индивидуального предпринимателя, в т.ч. и санитарный день. Для заполнения заявления следует использовать классификацию розничных торговых объектов по видам и типам, предусмотренную Инструкцией о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Минторга РБ от 26.06.2014 № 25. В частности, форматы розничных торговых объектов определены в подп.3.5 п.3 названной Инструкции. Одним из таких форматов является магазин.

Заявление подписывается руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) или лицом, уполномоченным им в установленном законодательством порядке, и заверяется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при ее наличии).

На практике специалисты отделов торговли и услуг администраций в г.Минске рекомендуют одновременно с подачей заявления о согласовании режима работы торгового объекта подавать и заявление о включении сведений в Торговый реестр Республики Беларусь (далее - Торговый реестр) (см. шаг 4). При этом, несмотря на то что постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 708 в п.9.6 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156, внесены изменения и он распространяет свое действие только на согласование режима работы объекта бытового обслуживания населения, специалисты рекомендуют для подтверждения сведений, содержащихся в обоих заявлениях, представлять также:

• копию документа, подтверждающего нахождение здания (сооружения) или помещения, в котором предполагается осуществлять либо осуществляется деятельность, у юридического лица либо индивидуального предпринимателя во владении (технический паспорт, регистрационное удостоверение) или в пользовании (например, договор аренды, субаренды, безвозмездного пользования, финансового лизинга; дополнительно может быть представлена копия регистрационного удостоверения);

• документ о согласовании режима работы торговых объектов, расположенных на территории учреждений образования, производственных и иных организаций, с органами управления (руководителями) этих организаций (исходя из нормы части третьей п.1 ст.20 Закона № 128-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 февраля 2019 г. п.9.6 перечня № 156 на основании постановления Совета Министров РБ от 14.11.2018 № 824 изложен в новой редакции.

 

Орган, в который подано заявление, рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия содержащихся в них сведений требованиям нормативных правовых актов (в т.ч. технических нормативных правовых актов).

Осуществление административной процедуры по согласованию режима работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется без взимания платы. По результатам рассмотрения и согласования принимается административное решение об осуществлении административной процедуры или об отказе в ее осуществлении посредством отметки в двух экземплярах заявления, один из которых выдается заявителю, второй остается в структурном подразделении.

Административная процедура осуществляется в срок, не превышающий 15 дней со дня представления заявления. Как правило, режим работы юридического лица, индивидуального предпринимателя согласовывается с учетом режима работы иных организаций, на территории которых осуществляется деятельность и (или) рядом расположенных, в т.ч. транспортных организаций, организаций сферы обслуживания и др.

Режим работы торговых объектов должен соответствовать режиму работы, указанному в согласованном заявлении.

 

Обратите внимание!

В случае необходимости временного продления или приостановления работы торгового объекта, в т.ч. для ремонта, реконструкции, переоборудования, владелец торгового объекта не позднее чем за 5 дней до такого изменения извещает о продлении или приостановлении работы городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию района в г.Минске (а также иную организацию, если она принимала участие в согласовании режима работы), которые согласовали режим работы. Информация о временном продлении или приостановлении работы торгового объекта, объекта общественного питания доводится до сведения покупателей не позднее чем за 5 дней до такого изменения путем размещения объявления об этом с указанием нового режима работы, а при приостановлении - также с указанием сроков начала и окончания приостановления работы торгового объекта, за исключением случаев, когда приостановление работы торгового объекта связано с вынесением требования (предписания) должностным лицом контролирующего (надзорного) органа о приостановлении (запрете) деятельности продавца (п.4 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 (далее - Правила продажи, постановление № 703)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 октября 2016 г. часть первая п.4 Правил продажи на основании постановления Совета Министров РБ от 17.10.2016 № 828 изложена в новой редакции.

 

Справочно

Продавец - субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю, субъект общественного питания, реализующие товары, продукцию общественного питания (абзац 18 п.2 Правил продажи).

 

Согласованный режим работы действует бессрочно (до его изменения или закрытия торгового объекта).

Шаг 3. Включение сведений о торговом объекте в Торговый реестр

С 2005 г. в Республике Беларусь ведется Торговый реестр. Правовое основание для его ведения - ст.22 Закона № 128-З. Торговый реестр - это перечень торговых объектов, торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории Республики Беларусь.

Торговый реестр представляет собой единую базу данных Республики Беларусь, включающую:

• сведения о торговых объектах, объектах общественного питания, торговых центрах, рынках, интернет-магазинах, субъектах торговли, субъектах общественного питания;

• реестры выданных специальных разрешений (лицензий) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий и на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями;

• сведения о состоянии торговли, в т.ч. о розничном и оптовом товарообороте, об удельном весе торговых сетей, перечень которых определяется Министерством торговли РБ (далее - Минторг), в общем товарообороте (часть первая п.1 ст.22 Закона № 128-З).

Торговый реестр ведется Минторгом на основе территориальных баз данных Торгового реестра соответствующих административно-территориальных единиц, передаваемых в Минторг областными, городскими, районными исполнительными комитетами, местными администрациями районов в г.Минске, а также данных государственной статистической отчетности (п.2 ст.22 Закона № 128-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 августа 2016 г. п.2 ст.22 Закона № 128-З на основании Закона РБ от 13.07.2016 № 397-З изложен в новой редакции.

 

Справочно

Доступ к отдельным сведениям из Торгового реестра можно получить на официальном сайте Минторга по адресу: http://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/regulation-trade/trade-reg/trade-reg-inf.html.

 

Стационарный торговый объект считается созданным со дня внесения сведений о нем в Торговый реестр (п.3 ст.13 Закона № 128-З).

Субъект торговли имеет право осуществлять розничную торговлю со дня внесения установленных сведений о нем и (или) его торговых объектах в Торговый реестр (п.6 Правил продажи).

Исходя из подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров РБ от 17.03.2005 № 292 «О Торговом реестре Республики Беларусь» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую, розничную торговлю, общественное питание, представляют необходимые документы для включения в Торговый реестр торговых объектов, торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории Республики Беларусь, в порядке, определенном Положением о Торговом реестре Республики Беларусь, которое утверждено постановлением Минторга РБ от 20.06.2005 № 27. Приказом Минторга РБ от 18.03.2006 № 29 утверждены Методические рекомендации о порядке формирования и ведения Торгового реестра Республики Беларусь, в которых содержится форма заявления для включения в Торговый реестр, а также классификаторы, используемые для заполнения сведений.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 января 2015 г. постановление № 292 на основании постановления № 1227 утратило силу.

С 12 июля 2018 г. следует руководствоваться постановлением МАРТ РБ от 05.06.2018 № 46 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2018 г. № 351».

 

Справочно

Необходимое программное обеспечение для подачи заявления о включении в Торговый реестр можно скачать на сайте Минторга в соответствующем разделе, перейдя по вышеуказанной ссылке.

Шаг 4. Разработка и утверждение ассортиментного перечня

Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается самостоятельно субъектом торговли для розничного торгового объекта (за исключением торговых мест, передвижных средств разносной торговли, иных объектов и форм торговли, определенных Советом Министров РБ) на основании перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров (часть первая п.1 ст.21 Закона № 128-З).

 

Справочно

Перечни товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров, установлены постановлением Минторга РБ от 08.05.2014 № 20 (далее - перечни постановления № 20) (приложения 1-7).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 августа 2017 г. вместо постановления № 20 действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 27.06.2017 № 28 «О перечнях товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь».

 

Согласование ассортиментного перечня с местным исполнительным и распорядительным органом не требуется.

Ассортиментный перечень товаров - это перечень товаров, которые должны быть в продаже в торговом объекте, в котором осуществляется розничная торговля, постоянно или в течение периода, предназначенного для их продажи (п.4 ст.1 Закона № 128-З).

Иными словами, ассортиментный перечень - это минимальный набор товаров, которые всегда должны быть в наличии в торговом объекте для их реализации потребителям. Следовательно, владелец торгового объекта вправе реализовывать товары, не включенные в ассортиментный перечень. При этом должны соблюдаться установленные нормативными правовыми актами требования к их реализации и хранению.

При разработке ассортиментного перечня для магазина необходимо руководствоваться Положением о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 (далее - Положение об ассортиментном перечне).

Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом торговли для торгового объекта, в котором осуществляется розничная торговля, исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров на основании соответствующего перечня постановления № 20.

Выбор перечня постановления № 20 зависит от вида и типа розничного торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера. В перечнях постановления № 20 указаны классы, группы и (или) виды товаров, количество их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов и др.). Данных показателей в перечне торгового объекта должно быть не меньше, чем в соответствующем перечне постановления № 20. Следовательно, субъект торговли вправе увеличивать количество разновидностей товаров при утверждении ассортиментного перечня для своего торгового объекта.

 

Обратите внимание!

При разработке ассортиментного перечня следует учитывать, что часть показателей относится исключительно к товарам отечественного производства. Если в перечне постановления № 20 указано, что количество «С учетом товаров иностранного производства», то это предполагает, что весь объем таких товаров может быть произведен вне территории Беларуси.

 

Как правило, в ассортиментном перечне указываются наименование (вид) товара (товарной группы), продукции собственного производства и количество их разновидностей (моделей, артикулов, размеров, цветов, рисунков, тонов), при необходимости - период их реализации.

 

Справочно

Решением Мингорисполкома от 09.12.2004 № 2520 утверждена примерная форма ассортиментного перечня товаров, которые должны быть постоянно в продаже в торговом объекте (пункте продажи).

 

Ассортиментный перечень товаров размещается в магазине на доступном для покупателей месте (часть третья п.2 ст.21 Закона № 128-З).

Ассортиментный перечень действует бессрочно (до закрытия торгового объекта, согласования нового ассортиментного перечня).

В п.5 Положения об ассортиментном перечне содержатся случаи, когда данный перечень не требуется.

 

Справочно

Для более детального изучения см. «Комментарий к Положению о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703. Ассортиментный перечень товаров для торгового объекта в соответствии с новым законодательством в сфере торговли».

Шаг 5. Проведение дополнительных процедур для некоторых торговых объектов

Для некоторых торговых объектов предусмотрено соблюдение дополнительных формальностей для их открытия. Так, например, п.11 Правил создания и функционирования рынков, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 16.07.2014 № 686, предусмотрено согласование городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в г.Минске по месту нахождения рынка схемы рынка. При согласовании указанный орган исполнительной власти согласовывает схему рынка с органом государственного пожарного надзора по месту нахождения рынка, а схему зооботанического рынка, а также рынков, на которых осуществляется продажа продовольственных товаров, в т.ч. сельскохозяйственной продукции, - также с государственной ветеринарной службой по месту нахождения рынка.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июня 2018 г. уполномоченный орган согласовывает схему зооботанического рынка, а также рынков, на которых осуществляется продажа продовольственных товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции, с государственной ветеринарной службой по месту нахождения рынка. Согласование схемы рынка осуществляется путем проставления соответствующих отметок на схеме рынка уполномоченным органом и в случаях, предусмотренных в части второй п.11, - государственной ветеринарной службой (части вторая и третья п.11 Правил № 686, в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.06.2018 № 452).

 

Особый порядок регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, в Торговом реестре установлен постановлением Совета Министров РБ от 29.04.2010 № 649 «О регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь, механизме контроля за их функционированием и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 января 2015 г. взамен постановления № 649 действует постановление № 1227.

 

Заявители - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазины, уполномоченные ими лица для регистрации интернет-магазина представляют в регистрирующий орган заявление о регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, с указанием сведений, предусмотренных для ведения Торгового реестра, на бумажном носителе в двух экземплярах и (или) в виде электронного документа (часть первая п.5 Положения о порядке регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, в Торговом реестре Республики Беларусь и механизме контроля за их функционированием, утвержденного вышеуказанным постановлением).

 

Справочно

Для более детального изучения см. «Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 709 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31». Новое в законодательстве по вопросу розничной торговли посредством интернет-магазина». 

Шаг 6. Проведение иных административных процедур, связанных с открытием торгового объекта

Стационарные торговые объекты, стационарные объекты общественного питания должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, природоохранным и иным требованиям законодательства Республики Беларусь (п.2 ст.13 Закона № 128-З). Соответственно, при подаче сведений о включении торгового объекта в Торговый реестр заявитель тем самым признает соблюдение таких требований.

Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с установленными требованиями сохранение качества и безопасности товаров, продукции общественного питания, обеспечить надлежащие условия продажи, осуществления общественного питания, в т.ч. размещение товаров в торговом зале на торговом оборудовании, обеспечивающее покупателю возможность свободного выбора товаров, продукции общественного питания.

Продавец обязан иметь и применять средства измерения, прошедшие метрологический контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обеспечении единства измерений. Продавец обязан содержать средства измерений в исправном состоянии, своевременно в установленном законодательством Республики Беларусь порядке проводить их поверку. На применяемых продавцом средствах измерений должны быть нанесены знаки поверки (части первая и вторая п.9 Правил продажи).

Все субъекты хозяйствования (независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в т.ч. и с иностранными инвестициями), осуществляющие оптовую и розничную торговлю, торгово-производственную деятельность на территории Республики Беларусь, имеют право применять только те средства измерений, которые прошли государственный метрологический надзор или метрологический контроль (п.1.4 Положения о метрологическом контроле за состоянием средств измерений и соблюдением метрологических правил в сфере торговой деятельности, утвержденного приказом Минторга РБ от 07.12.1995 № 75 (далее - Положение № 75)). В п.1.5 Положения № 75 указано, что поверка средств измерений должна осуществляться в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 8003-93 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 15.11.1993 № 8. Однако названный СТБ утратил силу, в связи с чем в настоящее время следует руководствоваться введенным в действие техническим кодексом установившейся практики ТКП 8.003-2011 (03220) «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 31.08.2011 № 64.

 

Справочно

С текстом указанного ТКП можно ознакомиться по адресу: http://tnpa.by/#!/DocumentCard/268414.

 

Номенклатурный перечень средств измерений, подлежащих обязательной поверке в органах государственной метрологической службы, приведен в приложении 1 к Положению № 75.

Все средства измерений должны иметь хорошо видимое поверительное клеймо или свидетельство органов Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации РБ (Белстандарт) о поверке, срок действия которого не истек, быть исправными, чистыми, правильно установленными, применяться по назначению и обеспечивать единство и достоверность измерений (часть первая п.1.2 Правил пользования средствами измерений в сфере торговой деятельности, утвержденных приказом Минторга РБ, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки РБ от 07.12.1995 № 76/206).

Продавец обязан иметь документы о качестве и безопасности товаров в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь (часть первая п.11 Правил продажи).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 октября 2016 г. часть первая п.11 Правил продажи на основании постановления Совета Министров РБ от 17.10.2016 № 828 изложена в новой редакции.

 

Объекты, подлежащие государственной санитарно-гигиенической экспертизе, перечислены в части второй ст.16 Закона РБ от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Перечень продукции, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе, определен постановлением Совета Министров РБ от 11.07.2012 № 635. В него, кроме прочего, входят:

• пищевые продукты (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые в пищу), в т.ч. полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов;

• товары для детей - игры и игрушки, постельное белье, одежда, обувь, учебные пособия, мебель, коляски, сумки (ранцы, рюкзаки, портфели и др.), дневники и аналогичные изделия, тетради, прочие канцелярские товары из бумаги и картона, принадлежности канцелярские или школьные, а также искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента;

• материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые для хозяйственно-питьевого водоснабжения и очистки сточных вод, а также в плавательных бассейнах;

• парфюмерно-косметические средства, средства гигиены полости рта.

Перечень продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержден постановлением Минздрава РБ от 05.06.2012 № 57. Такая продукция подлежит государственной регистрации в соответствии с Положением о порядке и условиях проведения государственной регистрации продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденным постановлением Минздрава РБ от 17.07.2012 № 101.

К работам и услугам, представляющим потенциальную опасность для здоровья населения, относятся в т.ч. торговля автомобилями и мотоциклами, оптовая и розничная торговля (пп.3 и 13 Перечня работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденного постановлением Минздрава РБ от 17.07.2012 № 104).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 января 2017 г. перечень № 104 изложен в новой редакции постановлением Минздрава РБ от 18.11.2016 № 114.

 

В случае если требуется рекламировать существование магазина, необходимо согласовывать наружную рекламу.

 

Справочно

Наружная реклама - реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах (абзац 4 ст.2 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»).

 

Отдельные виды такой рекламы перечислены в Положении о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 12.11.2007 № 1497 (далее - Положение № 1497). К ним, в частности, относят вывески рекламного характера, лайтпостер, пилон, флаговую рекламную конструкцию. Размещение средства наружной рекламы допускается при наличии разрешения местного исполнительного и распорядительного органа, действующего на территории, на которой размещается данное средство наружной рекламы. Однако в приложении 10 к Положению № 1497 содержится перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения.

Положением № 1497 предусмотрен порядок оформления разрешения на размещение средства наружной рекламы. Для этого необходимо представить заявление по форме согласно приложению 1 к Положению № 1497 и документы, предусмотренные законодательством об административных процедурах. Следует помнить, что размещение рекламы в витрине также может повлечь необходимость получения разрешения на ее размещение.

Исходя из Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» необходимо согласовать инструкции по обращению с отходами производства, а также утвердить нормативы образования отходов производства. Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства и схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также о порядке утверждения нормативов образования отходов производства, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2018 г. следует руководствоваться постановлением № 1104 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 06.04.2018 № 265.

 

Кроме прохождения вышеуказанных административных процедур, лица, осуществляющие розничную торговлю, должны соблюдать требования и других нормативных правовых актов (таких как нормы пожарной безопасности, санитарные правила и т.д.). Особенно внимательно следует отнестись к соответствию помещения торгового объекта таким нормам и правилам при заключении договора аренды помещения. Рекомендуется прописывать в таком договоре точную цель, для которой арендатор будет использовать помещение.

Шаг 7. Получение лицензии для розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями

Реализация в розничной торговле алкогольных напитков и табачных изделий подлежит лицензированию. Данный вид лицензирования осуществляется Минским городским исполнительным комитетом, районными и городскими исполнительными комитетами по местонахождению юридического лица или индивидуального предпринимателя (п.405 Положения № 450).

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии и лицензиату, перечислены соответственно в пп.4071 и 408 Положения № 450.

Для получения лицензии ее соискатель либо его уполномоченный представитель представляет в соответствующий лицензирующий орган:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием сведений, перечисленных в абзацах 2-8 подп.15.1 п.15 Положения № 450. В заявлении о выдаче лицензии также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны.

 

Обратите внимание!

Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками только на объектах общественного питания в розлив (п.407 Положения № 450);

 

б) копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) легализованную выписку из торгового реестра страны, в которой иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения;

г) документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии.

Заявление о выдаче лицензии и прилагаемые к нему документы представляются соискателем лицензии либо его уполномоченным представителем с одновременным предъявлением документов, перечисленных в п.16 Положения № 450.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2016 г. на основании Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475  п.16 Положения № 450 утратил силу.

Ответственность

При несоблюдении предусмотренных в законодательстве административных процедур должностные лица владельца торгового объекта могут быть подвергнуты административному взысканию. Так, нарушение правил торговли влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (далее - БВ) (часть 1 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)). Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила, влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ (ст.16.8 КоАП). Нарушение законодательства Республики Беларусь об обращении с отходами (кроме невыполнения установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары) влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 200 БВ, а на юридическое лицо - до 1 000 БВ (часть 2 ст.15.63 КоАП). В случае розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями при нарушении лицензионных требований лицензиатом может быть приостановлено или прекращено действие его лицензии.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 августа 2016 г. ст.16.8 КоАП изложена в новой редакции Законом РБ от 19.07.2016 № 407-З. Размеры штрафа составляют до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 200 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ.

 

24.09.2014

 

Вадим Самарин, юрист