


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ОТКРЫТИЮ МАГАЗИНА
Розничная торговля (исключая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание не включены в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приведен в приложении 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450)), однако это не отменяет необходимость соблюдения ряда формальностей - административных процедур - для открытия торгового объекта.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2017 г. следует руководствоваться приложением 1 к Положению № 450 в редакции Указа Президента РБ от 20.10.2016 № 379. |
![]() |
Справочно Лицензирование розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями регламентировано главой 40 Положения № 450.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2015 г. Указом Президента РБ от 20.02.2015 № 92 определено, что розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь. |
22 июля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон № 128-З). Таким образом, многие вопросы, связанные с открытием магазина, урегулированы на уровне законодательного акта.
Так, в Законе № 128-З в отличие от предшественника - Закона РБ от 28.07.2003 № 231-З «О торговле» - дано определение магазина как торгового объекта: магазином является стационарный торговый объект, имеющий торговое помещение (п.9 ст.1). В документе также выделены отдельные виды магазинов, отличие которых состоит в разном правовом регулировании:
• магазин современного формата (п.10 ст.1);
• магазин шаговой доступности (п.11 ст.1);
• крупный магазин (абзац 3 подп.3.1 п.3 ст.8);
• специализированный магазин (п.25 ст.1);
• фирменный магазин (ст.18).
Закон № 128-З содержит определение и виртуального магазина: интернет-магазин - информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (п.8 ст.1).
Алгоритм действий по открытию магазина
Закон РБ от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее - Закон № 108-З) не предусматривает необходимость получения согласия исполнительного комитета (местной администрации) для размещения экономических и социальных объектов на соответствующей территории.
Соответственно, решение об открытии большинства торговых объектов принимают, прежде всего, сами юридические лица (индивидуальные предприниматели). В то же время п.3 ст.8 Закона № 128-З расширена компетенция городских (включая Минский городской), районных исполнительных комитетов: они разрабатывают и утверждают схемы размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров с учетом государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания, оптимального размещения магазинов шаговой доступности, магазинов современного формата, крупных магазинов, требований законодательства Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; а также разрабатывают и утверждают перечни мест размещения нестационарных торговых объектов.
Указанные схемы влияют на принятие решения об открытии магазинов с торговой площадью 400 кв.м и более, так как создание стационарных торговых объектов с торговой площадью 400 кв.м и более, в т.ч. магазинов современного формата, осуществляется в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы (часть первая п.1 ст.13 Закона № 128-З).
Шаг 2. Согласование режима работы магазина
Режим работы торговых объектов устанавливается субъектами торговли по согласованию с городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в г.Минске по месту нахождения торгового объекта, а в отношении объектов, расположенных на территории производственных организаций, учреждений образования, организаций здравоохранения и иных организаций, - также по согласованию и с органами управления (руководителями) этих организаций (п.1 ст.20 Закона № 128-З). Кроме того, абзац 12 ст.41 Закона № 108-З к компетенции исполнительных комитетов (т.е. областных, городских, районных, поселковых и сельских исполнительных комитетов) относит утверждение режима работы организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, согласование режима работы других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, если иное не предусмотрено законодательными актами. Порядок проведения этой процедуры установлен Положением о порядке утверждения (согласования) режима работы торговых объектов, торговых объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания населения, рынков и торговых центров, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2012 № 987 (далее - Положение о режиме работы).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 января 2015 г. действуют Положение о Торговом реестре Республики Беларусь и Положение об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г.Минска, городов областного подчинения, районов, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 23.12.2014 № 1227 (далее - постановление № 1227). Названным постановлением утрачивает силу Положение о режиме работы. |
Для согласования режима работы юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) - владелец торгового объекта, торгового центра - обращается в районный, городской исполнительный комитет (кроме г.Минска), местную администрацию района в г.Минске по месту нахождения торгового объекта, торгового центра по заявительному принципу одного окна с заявлением в двух экземплярах по форме согласно приложению 1 или 2 к Положению о режиме работы (часть первая п.2 Положения о режиме работы). Субъекту хозяйствования необходимо выбрать одну из форм в зависимости от того, планирует ли он осуществлять торговлю алкогольными напитками и торговлю в ночное время слабоалкогольными напитками и пивом или нет.
В заявлении указывается предполагаемый режим работы юридического лица, индивидуального предпринимателя, в т.ч. и санитарный день. Для заполнения заявления следует использовать классификацию розничных торговых объектов по видам и типам, предусмотренную Инструкцией о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Минторга РБ от 26.06.2014 № 25. В частности, форматы розничных торговых объектов определены в подп.3.5 п.3 названной Инструкции. Одним из таких форматов является магазин.
Заявление подписывается руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) или лицом, уполномоченным им в установленном законодательством порядке, и заверяется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при ее наличии).
На практике специалисты отделов торговли и услуг администраций в г.Минске рекомендуют одновременно с подачей заявления о согласовании режима работы торгового объекта подавать и заявление о включении сведений в Торговый реестр Республики Беларусь (далее - Торговый реестр) (см. шаг 4). При этом, несмотря на то что постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 708 в п.9.6 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156, внесены изменения и он распространяет свое действие только на согласование режима работы объекта бытового обслуживания населения, специалисты рекомендуют для подтверждения сведений, содержащихся в обоих заявлениях, представлять также:
• копию документа, подтверждающего нахождение здания (сооружения) или помещения, в котором предполагается осуществлять либо осуществляется деятельность, у юридического лица либо индивидуального предпринимателя во владении (технический паспорт, регистрационное удостоверение) или в пользовании (например, договор аренды, субаренды, безвозмездного пользования, финансового лизинга; дополнительно может быть представлена копия регистрационного удостоверения);
• документ о согласовании режима работы торговых объектов, расположенных на территории учреждений образования, производственных и иных организаций, с органами управления (руководителями) этих организаций (исходя из нормы части третьей п.1 ст.20 Закона № 128-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 февраля 2019 г. п.9.6 перечня № 156 на основании постановления Совета Министров РБ от 14.11.2018 № 824 изложен в новой редакции. |
Орган, в который подано заявление, рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия содержащихся в них сведений требованиям нормативных правовых актов (в т.ч. технических нормативных правовых актов).
Осуществление административной процедуры по согласованию режима работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется без взимания платы. По результатам рассмотрения и согласования принимается административное решение об осуществлении административной процедуры или об отказе в ее осуществлении посредством отметки в двух экземплярах заявления, один из которых выдается заявителю, второй остается в структурном подразделении.
Административная процедура осуществляется в срок, не превышающий 15 дней со дня представления заявления. Как правило, режим работы юридического лица, индивидуального предпринимателя согласовывается с учетом режима работы иных организаций, на территории которых осуществляется деятельность и (или) рядом расположенных, в т.ч. транспортных организаций, организаций сферы обслуживания и др.
Режим работы торговых объектов должен соответствовать режиму работы, указанному в согласованном заявлении.
![]() |
Обратите внимание! В случае необходимости временного продления или приостановления работы торгового объекта, в т.ч. для ремонта, реконструкции, переоборудования, владелец торгового объекта не позднее чем за 5 дней до такого изменения извещает о продлении или приостановлении работы городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию района в г.Минске (а также иную организацию, если она принимала участие в согласовании режима работы), которые согласовали режим работы. Информация о временном продлении или приостановлении работы торгового объекта, объекта общественного питания доводится до сведения покупателей не позднее чем за 5 дней до такого изменения путем размещения объявления об этом с указанием нового режима работы, а при приостановлении - также с указанием сроков начала и окончания приостановления работы торгового объекта, за исключением случаев, когда приостановление работы торгового объекта связано с вынесением требования (предписания) должностным лицом контролирующего (надзорного) органа о приостановлении (запрете) деятельности продавца (п.4 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 (далее - Правила продажи, постановление № 703)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 октября 2016 г. часть первая п.4 Правил продажи на основании постановления Совета Министров РБ от 17.10.2016 № 828 изложена в новой редакции. |
![]() |
Справочно Продавец - субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю, субъект общественного питания, реализующие товары, продукцию общественного питания (абзац 18 п.2 Правил продажи). |
Согласованный режим работы действует бессрочно (до его изменения или закрытия торгового объекта).
Шаг 3. Включение сведений о торговом объекте в Торговый реестр
С 2005 г. в Республике Беларусь ведется Торговый реестр. Правовое основание для его ведения - ст.22 Закона № 128-З. Торговый реестр - это перечень торговых объектов, торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории Республики Беларусь.
Торговый реестр представляет собой единую базу данных Республики Беларусь, включающую:
• сведения о торговых объектах, объектах общественного питания, торговых центрах, рынках, интернет-магазинах, субъектах торговли, субъектах общественного питания;
• реестры выданных специальных разрешений (лицензий) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий и на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями;
• сведения о состоянии торговли, в т.ч. о розничном и оптовом товарообороте, об удельном весе торговых сетей, перечень которых определяется Министерством торговли РБ (далее - Минторг), в общем товарообороте (часть первая п.1 ст.22 Закона № 128-З).
Торговый реестр ведется Минторгом на основе территориальных баз данных Торгового реестра соответствующих административно-территориальных единиц, передаваемых в Минторг областными, городскими, районными исполнительными комитетами, местными администрациями районов в г.Минске, а также данных государственной статистической отчетности (п.2 ст.22 Закона № 128-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 августа 2016 г. п.2 ст.22 Закона № 128-З на основании Закона РБ от 13.07.2016 № 397-З изложен в новой редакции. |
![]() |
Справочно Доступ к отдельным сведениям из Торгового реестра можно получить на официальном сайте Минторга по адресу: http://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/regulation-trade/trade-reg/trade-reg-inf.html. |
Стационарный торговый объект считается созданным со дня внесения сведений о нем в Торговый реестр (п.3 ст.13 Закона № 128-З).
Субъект торговли имеет право осуществлять розничную торговлю со дня внесения установленных сведений о нем и (или) его торговых объектах в Торговый реестр (п.6 Правил продажи).
Исходя из подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров РБ от 17.03.2005 № 292 «О Торговом реестре Республики Беларусь» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую, розничную торговлю, общественное питание, представляют необходимые документы для включения в Торговый реестр торговых объектов, торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории Республики Беларусь, в порядке, определенном Положением о Торговом реестре Республики Беларусь, которое утверждено постановлением Минторга РБ от 20.06.2005 № 27. Приказом Минторга РБ от 18.03.2006 № 29 утверждены Методические рекомендации о порядке формирования и ведения Торгового реестра Республики Беларусь, в которых содержится форма заявления для включения в Торговый реестр, а также классификаторы, используемые для заполнения сведений.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 января 2015 г. постановление № 292 на основании постановления № 1227 утратило силу. С 12 июля 2018 г. следует руководствоваться постановлением МАРТ РБ от 05.06.2018 № 46 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2018 г. № 351». |
![]() |
Справочно Необходимое программное обеспечение для подачи заявления о включении в Торговый реестр можно скачать на сайте Минторга в соответствующем разделе, перейдя по вышеуказанной ссылке. |
Шаг 4. Разработка и утверждение ассортиментного перечня
Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается самостоятельно субъектом торговли для розничного торгового объекта (за исключением торговых мест, передвижных средств разносной торговли, иных объектов и форм торговли, определенных Советом Министров РБ) на основании перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров (часть первая п.1 ст.21 Закона № 128-З).
![]() |
Справочно Перечни товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров, установлены постановлением Минторга РБ от 08.05.2014 № 20 (далее - перечни постановления № 20) (приложения 1-7).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2017 г. вместо постановления № 20 действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 27.06.2017 № 28 «О перечнях товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь». |
Согласование ассортиментного перечня с местным исполнительным и распорядительным органом не требуется.
Ассортиментный перечень товаров - это перечень товаров, которые должны быть в продаже в торговом объекте, в котором осуществляется розничная торговля, постоянно или в течение периода, предназначенного для их продажи (п.4 ст.1 Закона № 128-З).
Иными словами, ассортиментный перечень - это минимальный набор товаров, которые всегда должны быть в наличии в торговом объекте для их реализации потребителям. Следовательно, владелец торгового объекта вправе реализовывать товары, не включенные в ассортиментный перечень. При этом должны соблюдаться установленные нормативными правовыми актами требования к их реализации и хранению.
При разработке ассортиментного перечня для магазина необходимо руководствоваться Положением о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 (далее - Положение об ассортиментном перечне).
Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом торговли для торгового объекта, в котором осуществляется розничная торговля, исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров на основании соответствующего перечня постановления № 20.
Выбор перечня постановления № 20 зависит от вида и типа розничного торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера. В перечнях постановления № 20 указаны классы, группы и (или) виды товаров, количество их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов и др.). Данных показателей в перечне торгового объекта должно быть не меньше, чем в соответствующем перечне постановления № 20. Следовательно, субъект торговли вправе увеличивать количество разновидностей товаров при утверждении ассортиментного перечня для своего торгового объекта.
![]() |
Обратите внимание! При разработке ассортиментного перечня следует учитывать, что часть показателей относится исключительно к товарам отечественного производства. Если в перечне постановления № 20 указано, что количество «С учетом товаров иностранного производства», то это предполагает, что весь объем таких товаров может быть произведен вне территории Беларуси. |
Как правило, в ассортиментном перечне указываются наименование (вид) товара (товарной группы), продукции собственного производства и количество их разновидностей (моделей, артикулов, размеров, цветов, рисунков, тонов), при необходимости - период их реализации.
![]() |
Справочно Решением Мингорисполкома от 09.12.2004 № 2520 утверждена примерная форма ассортиментного перечня товаров, которые должны быть постоянно в продаже в торговом объекте (пункте продажи). |
Ассортиментный перечень товаров размещается в магазине на доступном для покупателей месте (часть третья п.2 ст.21 Закона № 128-З).
Ассортиментный перечень действует бессрочно (до закрытия торгового объекта, согласования нового ассортиментного перечня).
В п.5 Положения об ассортиментном перечне содержатся случаи, когда данный перечень не требуется.
![]() |
Справочно Для более детального изучения см. «Комментарий к Положению о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703. Ассортиментный перечень товаров для торгового объекта в соответствии с новым законодательством в сфере торговли». |
Шаг 5. Проведение дополнительных процедур для некоторых торговых объектов
Для некоторых торговых объектов предусмотрено соблюдение дополнительных формальностей для их открытия. Так, например, п.11 Правил создания и функционирования рынков, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 16.07.2014 № 686, предусмотрено согласование городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в г.Минске по месту нахождения рынка схемы рынка. При согласовании указанный орган исполнительной власти согласовывает схему рынка с органом государственного пожарного надзора по месту нахождения рынка, а схему зооботанического рынка, а также рынков, на которых осуществляется продажа продовольственных товаров, в т.ч. сельскохозяйственной продукции, - также с государственной ветеринарной службой по месту нахождения рынка.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2018 г. уполномоченный орган согласовывает схему зооботанического рынка, а также рынков, на которых осуществляется продажа продовольственных товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции, с государственной ветеринарной службой по месту нахождения рынка. Согласование схемы рынка осуществляется путем проставления соответствующих отметок на схеме рынка уполномоченным органом и в случаях, предусмотренных в части второй п.11, - государственной ветеринарной службой (части вторая и третья п.11 Правил № 686, в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.06.2018 № 452). |
Особый порядок регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, в Торговом реестре установлен постановлением Совета Министров РБ от 29.04.2010 № 649 «О регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь, механизме контроля за их функционированием и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 января 2015 г. взамен постановления № 649 действует постановление № 1227. |
Заявители - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазины, уполномоченные ими лица для регистрации интернет-магазина представляют в регистрирующий орган заявление о регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, с указанием сведений, предусмотренных для ведения Торгового реестра, на бумажном носителе в двух экземплярах и (или) в виде электронного документа (часть первая п.5 Положения о порядке регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, в Торговом реестре Республики Беларусь и механизме контроля за их функционированием, утвержденного вышеуказанным постановлением).
![]() |
Справочно Для более детального изучения см. «Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 709 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31». Новое в законодательстве по вопросу розничной торговли посредством интернет-магазина». |
Шаг 6. Проведение иных административных процедур, связанных с открытием торгового объекта
Стационарные торговые объекты, стационарные объекты общественного питания должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, природоохранным и иным требованиям законодательства Республики Беларусь (п.2 ст.13 Закона № 128-З). Соответственно, при подаче сведений о включении торгового объекта в Торговый реестр заявитель тем самым признает соблюдение таких требований.
Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с установленными требованиями сохранение качества и безопасности товаров, продукции общественного питания, обеспечить надлежащие условия продажи, осуществления общественного питания, в т.ч. размещение товаров в торговом зале на торговом оборудовании, обеспечивающее покупателю возможность свободного выбора товаров, продукции общественного питания.
Продавец обязан иметь и применять средства измерения, прошедшие метрологический контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обеспечении единства измерений. Продавец обязан содержать средства измерений в исправном состоянии, своевременно в установленном законодательством Республики Беларусь порядке проводить их поверку. На применяемых продавцом средствах измерений должны быть нанесены знаки поверки (части первая и вторая п.9 Правил продажи).
Все субъекты хозяйствования (независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в т.ч. и с иностранными инвестициями), осуществляющие оптовую и розничную торговлю, торгово-производственную деятельность на территории Республики Беларусь, имеют право применять только те средства измерений, которые прошли государственный метрологический надзор или метрологический контроль (п.1.4 Положения о метрологическом контроле за состоянием средств измерений и соблюдением метрологических правил в сфере торговой деятельности, утвержденного приказом Минторга РБ от 07.12.1995 № 75 (далее - Положение № 75)). В п.1.5 Положения № 75 указано, что поверка средств измерений должна осуществляться в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 8003-93 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 15.11.1993 № 8. Однако названный СТБ утратил силу, в связи с чем в настоящее время следует руководствоваться введенным в действие техническим кодексом установившейся практики ТКП 8.003-2011 (03220) «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 31.08.2011 № 64.
![]() |
Справочно С текстом указанного ТКП можно ознакомиться по адресу: http://tnpa.by/#!/DocumentCard/268414. |
Номенклатурный перечень средств измерений, подлежащих обязательной поверке в органах государственной метрологической службы, приведен в приложении 1 к Положению № 75.
Все средства измерений должны иметь хорошо видимое поверительное клеймо или свидетельство органов Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации РБ (Белстандарт) о поверке, срок действия которого не истек, быть исправными, чистыми, правильно установленными, применяться по назначению и обеспечивать единство и достоверность измерений (часть первая п.1.2 Правил пользования средствами измерений в сфере торговой деятельности, утвержденных приказом Минторга РБ, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки РБ от 07.12.1995 № 76/206).
Продавец обязан иметь документы о качестве и безопасности товаров в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь (часть первая п.11 Правил продажи).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 октября 2016 г. часть первая п.11 Правил продажи на основании постановления Совета Министров РБ от 17.10.2016 № 828 изложена в новой редакции. |
Объекты, подлежащие государственной санитарно-гигиенической экспертизе, перечислены в части второй ст.16 Закона РБ от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Перечень продукции, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе, определен постановлением Совета Министров РБ от 11.07.2012 № 635. В него, кроме прочего, входят:
• пищевые продукты (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые в пищу), в т.ч. полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов;
• товары для детей - игры и игрушки, постельное белье, одежда, обувь, учебные пособия, мебель, коляски, сумки (ранцы, рюкзаки, портфели и др.), дневники и аналогичные изделия, тетради, прочие канцелярские товары из бумаги и картона, принадлежности канцелярские или школьные, а также искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента;
• материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые для хозяйственно-питьевого водоснабжения и очистки сточных вод, а также в плавательных бассейнах;
• парфюмерно-косметические средства, средства гигиены полости рта.
Перечень продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержден постановлением Минздрава РБ от 05.06.2012 № 57. Такая продукция подлежит государственной регистрации в соответствии с Положением о порядке и условиях проведения государственной регистрации продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденным постановлением Минздрава РБ от 17.07.2012 № 101.
К работам и услугам, представляющим потенциальную опасность для здоровья населения, относятся в т.ч. торговля автомобилями и мотоциклами, оптовая и розничная торговля (пп.3 и 13 Перечня работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденного постановлением Минздрава РБ от 17.07.2012 № 104).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 января 2017 г. перечень № 104 изложен в новой редакции постановлением Минздрава РБ от 18.11.2016 № 114. |
В случае если требуется рекламировать существование магазина, необходимо согласовывать наружную рекламу.
![]() |
Справочно Наружная реклама - реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах (абзац 4 ст.2 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»). |
Отдельные виды такой рекламы перечислены в Положении о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 12.11.2007 № 1497 (далее - Положение № 1497). К ним, в частности, относят вывески рекламного характера, лайтпостер, пилон, флаговую рекламную конструкцию. Размещение средства наружной рекламы допускается при наличии разрешения местного исполнительного и распорядительного органа, действующего на территории, на которой размещается данное средство наружной рекламы. Однако в приложении 10 к Положению № 1497 содержится перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения.
Положением № 1497 предусмотрен порядок оформления разрешения на размещение средства наружной рекламы. Для этого необходимо представить заявление по форме согласно приложению 1 к Положению № 1497 и документы, предусмотренные законодательством об административных процедурах. Следует помнить, что размещение рекламы в витрине также может повлечь необходимость получения разрешения на ее размещение.
Исходя из Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» необходимо согласовать инструкции по обращению с отходами производства, а также утвердить нормативы образования отходов производства. Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства и схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также о порядке утверждения нормативов образования отходов производства, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2018 г. следует руководствоваться постановлением № 1104 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 06.04.2018 № 265. |
Кроме прохождения вышеуказанных административных процедур, лица, осуществляющие розничную торговлю, должны соблюдать требования и других нормативных правовых актов (таких как нормы пожарной безопасности, санитарные правила и т.д.). Особенно внимательно следует отнестись к соответствию помещения торгового объекта таким нормам и правилам при заключении договора аренды помещения. Рекомендуется прописывать в таком договоре точную цель, для которой арендатор будет использовать помещение.
Шаг 7. Получение лицензии для розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями
Реализация в розничной торговле алкогольных напитков и табачных изделий подлежит лицензированию. Данный вид лицензирования осуществляется Минским городским исполнительным комитетом, районными и городскими исполнительными комитетами по местонахождению юридического лица или индивидуального предпринимателя (п.405 Положения № 450).
Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии и лицензиату, перечислены соответственно в пп.4071 и 408 Положения № 450.
Для получения лицензии ее соискатель либо его уполномоченный представитель представляет в соответствующий лицензирующий орган:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием сведений, перечисленных в абзацах 2-8 подп.15.1 п.15 Положения № 450. В заявлении о выдаче лицензии также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны.
![]() |
Обратите внимание! Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками только на объектах общественного питания в розлив (п.407 Положения № 450); |
б) копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
в) легализованную выписку из торгового реестра страны, в которой иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения;
г) документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии.
Заявление о выдаче лицензии и прилагаемые к нему документы представляются соискателем лицензии либо его уполномоченным представителем с одновременным предъявлением документов, перечисленных в п.16 Положения № 450.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. на основании Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475 п.16 Положения № 450 утратил силу. |
При несоблюдении предусмотренных в законодательстве административных процедур должностные лица владельца торгового объекта могут быть подвергнуты административному взысканию. Так, нарушение правил торговли влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (далее - БВ) (часть 1 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)). Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила, влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ (ст.16.8 КоАП). Нарушение законодательства Республики Беларусь об обращении с отходами (кроме невыполнения установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары) влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 200 БВ, а на юридическое лицо - до 1 000 БВ (часть 2 ст.15.63 КоАП). В случае розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями при нарушении лицензионных требований лицензиатом может быть приостановлено или прекращено действие его лицензии.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 августа 2016 г. ст.16.8 КоАП изложена в новой редакции Законом РБ от 19.07.2016 № 407-З. Размеры штрафа составляют до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 200 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ. |
24.09.2014
Вадим Самарин, юрист