Алгоритм от 30.12.2019
Автор: Шаляева М.

Алгоритм действий по открытию торгового объекта, торгового центра, рынка


 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ОТКРЫТИЮ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА, ТОРГОВОГО ЦЕНТРА, РЫНКА

Алгоритм открытия торгового объекта, торгового центра, рынка

Стационарные, нестационарные торговые объекты, торговые центры, рынки являются местом розничной торговли и создаются по единому алгоритму.

 


Торговый объект   Торговый центр   Рынок
   
 
   
 
   
капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, оснащенные торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, а также передвижные средства развозной и разносной торговли (п.40 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон № 128-З))   совокупность расположенных на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции хозяйственного обслуживания розничных торговых объектов и иных объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказываются услуги населению (п.41 ст.1 Закона № 128-З)   имеющий в своем составе торговые места имущественный комплекс, оборудованный и предназначенный для продажи сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, ягод, продукции рыбоводства, животных и иных товаров, выполнения работ, оказания услуг юридическими лицами или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п.23 ст.1 Закона № 128-З)
   
   
   
   
   
   
   
   
 
   
   
Нестационарный торговый объект
 
Стационарный торговый объект
   
     
   
 
   
   
временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям и передвижные средства развозной торговли, оснащенные торговым оборудованием, а также передвижные средства разносной торговли (п.13 ст.1 Закона № 128-З)   капитальное строение (здание, сооружение), присоединенное к инженерным коммуникациям, или его часть (части), оснащенные торговым оборудованием (п.29 ст.1 Закона № 128-З)    
     
     
     
         
         
         
         
         
         
         

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом № 128-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З. Комментарии см. здесь.

 

Для создания торгового объекта, торгового центра, рынка необходимо:

 

Шаг 1
Определение места размещения торгового объекта, торгового центра, рынка
   
Шаг 2
Включение сведений о торговом объекте, торговом центре, рынке в Торговый реестр Республики Беларусь (далее - Торговый реестр) и установление режима их работы
   
Шаг 3
Разработка и утверждение ассортиментного перечня
   
Шаг 4
Получение лицензии (при необходимости)
   
Шаг 5
Обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных, природоохранных и иных требований законодательства

Шаг 1. Определение места размещения торгового объекта, торгового центра, рынка

Субъекты хозяйствования вправе использовать для размещения торговых объектов объекты недвижимого имущества по назначению, отличному от назначения, указанного в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования (абзац 3 подп.5.12 п.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7)).

Размещение стационарных торговых объектов

Размещение стационарных торговых объектов с торговой площадью 400 м2 и более, в том числе магазинов современного формата, осуществляется в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами. Стационарные торговые объекты с торговой площадью до 400 м2, в том числе магазины шаговой доступности, создаются вне зависимости от наличия их на вышеуказанных схемах (п.1 ст.13 Закона № 128-З).

Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения создают стационарные торговые объекты, объекты общественного питания, торговые центры вне зависимости от наличия таких объектов на схемах размещения стационарных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков, разрабатываемых и утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами, если при этом не нарушаются требования градостроительной документации, с 26 февраля 2018 г. (абзац 2 подп.4.1 п.4 Декрета № 7).

 

справочно

Справочно

Схемы размещения торговых объектов г. Минска (существующих и планируемых к размещению) можно найти в сети Интернет на сайте государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома» www.guprminsk.by в разделе «Актуально».

 

внимание

Обратите внимание!

Субъект (субъекты) торговли, осуществляющий (осуществляющие) розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов (за исключением юридических лиц системы потребительской кооперации), доля которого (которых) в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему (им) торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает 20 %, не вправе приобретать, арендовать в этих границах дополнительную торговую площадь для осуществления этим субъектом (этими субъектами) розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади. Сделка, совершенная с нарушением вышеуказанных условий, ничтожна (п.4 ст.26 Закона № 128-З).

 

справочно

Справочно

Методика расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов определена Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2014 № 1227 (далее - постановление № 1227).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. действует Положение об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, утв. постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363.

 

Юридические лица, осуществляющие розничную торговлю, доля которых в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах районов, в которых расположены принадлежащие им торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает 20 %, вправе приобретать, арендовать на территории сельской местности в границах этих районов дополнительную торговую площадь для осуществления розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади (подп.1.5 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее - Указ № 345)).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, доля которых в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах Оршанского района Витебской области за предыдущий финансовый год превышает 20 %, с 1 августа 2018 г. по 31 декабря 2022 г. вправе приобретать, арендовать в границах этого района дополнительную торговую площадь для осуществления розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 26.07.2018 № 297 «О проведении эксперимента»).

Размещение нестационарных торговых объектов

Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется:

• на землях общего пользования населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), находящихся в государственной собственности, - в соответствии с перечнями мест размещения нестационарных торговых объектов, разработанными и утвержденными городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами;

• в стационарном торговом объекте, стационарном объекте общественного питания, ином капитальном строении (здании, сооружении), находящемся в частной собственности, - в соответствии с порядком, установленным собственником стационарного торгового объекта, стационарного объекта общественного питания, иного капитального строения (здания, сооружения) с учетом требований, определенных законодательством Республики Беларусь.

Перечни мест размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в них изменения и (или) дополнения подлежат размещению на официальных сайтах исполкомами, утвердившими эти перечни, в сети Интернет (пп.1-3 ст.14 Закона № 128-З).

 

справочно

Справочно

Рекомендации по организации и размещению объектов мелкорозничной торговой сети на территории г. Минска можно найти на сайте Минского городского исполнительного комитета по адресу: http://minsk.gov.by/ru/org/8728/attach/93581ea/.

Размещение торговых центров

Создание торговых центров осуществляется в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами (п.1 ст.16 Закона № 128-З).

 

внимание

Обратите внимание!

Организация и предоставление в торговом центре мест для размещения розничных торговых объектов, объектов общественного питания и иных объектов, не предусмотренных схемой размещения в торговом центре розничных торговых объектов, объектов общественного питания и иных объектов, не допускаются (п.5 ст.16 Закона № 128-З).

Размещение рынков

Создание рынков осуществляется в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами, на которых указываются их тип и специализация.

Потребность в рынках того или иного типа определяется городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в г. Минске исходя из необходимости обеспечения населения этой административно-территориальной единицы определенными товарами (п.2 ст.17 Закона № 128-З).

Рынок создается на основании разрешения на создание рынка (п.10 Правил создания и функционирования рынков, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.07.2014 № 686 (далее - Правила № 686)).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. гл.2 (пп.9-23) Правил № 686 исключена постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363.

 

Для выдачи разрешения на создание рынка заинтересованное лицо представляет в городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию района в г. Минске по месту нахождения рынка (для зооботанических рынков, рынков, на которых осуществляется продажа продовольственных товаров, - по согласованию с государственной ветеринарной службой по месту нахождения рынка) заявление с указанием наименования, типа и специализации рынка, а также схему рынка (п.9.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень)).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. п.9.9 Единого перечня изложен в новой редакции постановлением № 363.

 

Торговые места размещаются на основе схемы рынка, разрабатываемой и утверждаемой администрацией рынка (согласованной с городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в г. Минске, органом государственного пожарного надзора по месту расположения рынка (для зооботанических рынков, а также рынков, на которых осуществляется продажа продовольственных товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции, - согласованной с государственной ветеринарной службой по месту расположения рынков)). Порядок разработки схемы рынка установлен ст.17 Закона № 128-З. Торговые места предоставляются продавцам на основании договоров аренды или иных договоров, содержащих элементы договора аренды (смешанный договор), либо на основании договоров безвозмездного пользования.

Определение места розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, электронными системами курения, жидкостями для электронных систем курения, системами для потребления табака

Объект, в котором предполагается осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками, должен являться магазином, павильоном с торговым залом, размер площади торговых залов которых соответствует требованиям законодательных актов (абзац 3 п.4071 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450)).

Индивидуальные предприниматели при условии соблюдения других ограничений в области оборота алкогольных напитков, установленных законодательством, вправе осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками в расположенных на территории сельской местности магазинах и (или) павильонах независимо от торговой площади таких магазинов и (или) павильонов (подп.1.4 п.1 Указа № 345).

Розничная торговля табачными изделиями, электронными системами курения, жидкостями для электронных систем курения, системами для потребления табака может осуществляться в магазинах, павильонах, киосках, неизолированных торговых объектах, автомагазинах, объектах общественного питания, а также в торговых объектах, принадлежащих операторам почтовой связи, имеющим обязательства по оказанию универсальных услуг почтовой связи, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (часть первая п.33 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, производства, оборота и использования электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 (далее - Положение № 28)).

Законодательство содержит ряд ограничений и запретов относительно мест и способов продажи алкогольных напитков и табачных изделий, электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака, например:

 

Норма Содержание нормы
Пункт 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.2006 № 317 «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками, определении торговых объектов, объектов общественного питания, в которых допускается употребление пива и слабоалкогольных напитков, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. постановление № 317 утратило силу постановлением № 363. Следует руководствоваться п.115 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703
Розничная торговля пивом и слабоалкогольными напитками с объемной долей этилового спирта не более 7 % не осуществляется:
а) в торговых объектах, объектах общественного питания, расположенных:
- в помещениях, в которых расположены учреждения образования, организации здравоохранения (за исключением специально предусмотренных помещений в санаториях для взрослых, санаториях для взрослых и детей), детские театрально-зрелищные и культурно-просветительские учреждения;
- в зданиях (помещениях, сооружениях) производственных организаций и на объектах строительства;
- в физкультурно-спортивных сооружениях и на их территориях, за исключением стационарных объектов общественного питания;
- в зданиях (помещениях, сооружениях), в которых расположены государственные органы, за исключением стационарных объектов общественного питания;
- на автозаправочных станциях, не имеющих оборудованных объектов общественного питания и (или) магазинов с входом для покупателей;
б) в диетических столовых и детских кафе;
в) из передвижных средств разносной торговли;
г) с использованием электронных устройств;
д) с применением интернет-технологий;
е) в торговых объектах и во временной период, определяемых облисполкомами, Минским горисполкомом исходя из особенностей развития соответствующих административно-территориальных единиц;
ж) в полимерной потребительской упаковке номинальным объемом более 2 л
Пункт 3 Рекомендаций о порядке реализации пива и слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта не более 7 процентов на территории Республики Беларусь, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 02.07.2009 № 102 Предложено в решениях облисполкомов, Минского горисполкома дополнительно установить, что розничная торговля пивом и слабоалкогольными напитками с объемной долей этилового спирта не более 7 % не осуществляется:
а) в розничных торговых объектах, не имеющих торгового зала (киоски, павильоны, палатки), расположенных на остановочных пунктах общественного транспорта;
б) в розничных торговых объектах, площадь торгового зала которых менее 25 м2 (магазины, павильоны, иные торговые объекты), расположенных на остановочных пунктах общественного транспорта;
в) с передвижных средств, за исключением автомагазинов;
г) на торговых местах на рынках;
д) в иных торговых объектах, определенных облисполкомами и Минским горисполкомом
Статья 11 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее - Закон № 429-З) Установлены места, в которых запрещено осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками (в том числе пивом с объемной долей этилового спирта 7 % и более)
Часть третья п.33 Положения № 28 Установлен запрет на розничную торговлю табачными изделиями, электронными системами курения, жидкостями для электронных систем курения, системами для потребления табака:
- в торговых объектах, не указанных в части первой п.33 Положения № 28;
- посредством торговли на ярмарках, аукционах, торговых местах на рынках, комиссионной торговли, торговли вне торговых объектов (за исключением торговли вне торговых объектов электронными системами курения, системами для потребления табака), разносной торговли (за исключением разносной торговли на воздушных судах, выполняющих международные рейсы, табачными изделиями, электронными системами курения, жидкостями для электронных систем курения, системами для потребления табака, декларантом которых является владелец магазина беспошлинной торговли), при осуществлении общественного питания вне объектов общественного питания по заказам;
- в специализированных магазинах (товарных отделах, секциях иных магазинов), в которых осуществляется продажа товаров для детей, в том числе подростков;
- на территориях и в помещениях, занимаемых организациями физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительными и иными лагерями, физкультурно-спортивными сооружениями;
- на территориях и в помещениях, занимаемых учреждениями образования, организациями, реализующими образовательные программы послевузовского образования, а также иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
- в помещениях, занимаемых театрально-зрелищными и культурно-просветительными организациями культуры;
- в помещениях, занимаемых организациями здравоохранения, санаторно-курортными и оздоровительными организациями (за исключением стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, расположенных в санаториях для взрослых, санаториях для взрослых и детей);
- с применением интернет-технологий (за исключением торговли электронными системами курения, системами для потребления табака), торговых автоматов и иных электронных устройств, а также методами самообслуживания, другими способами, при которых покупатель имеет прямой доступ к этим изделиям, системам

Шаг 2. Включение сведений о торговом объекте, торговом центре, рынке в Торговый реестр Республики Беларусь и установление режима их работы

Включение сведений в Торговый реестр

Субъекты торговли обязаны представлять сведения для включения в Торговый реестр, внесения изменений и дополнений в сведения, внесенные в Торговый реестр, исключения сведений, внесенных в Торговый реестр (п.4 ст.10 Закона № 128-З).

Стационарный торговый объект, торговый центр, рынок считаются созданными со дня внесения сведений об этих субъектах в Торговый реестр (п.3 ст.13, п.3 ст.16, п.5 ст.17 Закона № 128-З).

Однако в соответствии с частью первой подп.3.2 п.3 Декрета № 7 субъект хозяйствования вправе начать осуществление заявленного в уведомлении вида экономической деятельности (за исключением видов деятельности, на осуществление которых необходимо получение специального разрешения (лицензии)) независимо от включения информации об этом субъекте, его деятельности и принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы, осуществления иных административных процедур со дня, следующего за днем направления уведомления, с учетом требований, предусмотренных подп.3.2 п.3 Декрета № 7.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом. Таким образом, Декрет № 7 имеет высшую юридическую силу по отношению к Закону № 128-З, а значит стационарный торговый объект, торговый центр, рынок, зарегистрированные по уведомительному принципу, вправе начать соответствующую деятельность со дня, следующего за днем направления уведомления, независимо от включения сведений о них в Торговый реестр (часть вторая ст.23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»).

Не подлежат внесению в Торговый реестр торговые объекты и субъекты торговли, осуществляющие продажу исключительно:

• продуктов переработки нефти и газа;

• лекарственных и наркотических средств, психотропных веществ;

• медицинской техники и изделий медицинского назначения;

• холодного оружия невоенного назначения, оружия охотничьего, спортивного, газового (в том числе газовых баллончиков), а также боеприпасов к указанному оружию (п.3 Методических рекомендаций о порядке формирования и ведения Торгового реестра Республики Беларусь, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 18.03.2006 № 29 (далее - Методические рекомендации)).

Порядок внесения сведений в Торговый реестр определяется главой 4 Положения о Торговом реестре Республики Беларусь, утвержденного постановлением № 1227, п.9.10 Единого перечня.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. п.9.10 Единого перечня изложен в новой редакции постановлением № 363.

С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться гл.4 Положения о Торговом реестре Республики Беларусь, утв. постановлением № 363.

 

Сведения в Торговый реестр вносятся на основании заявления, заполненного по формам, утвержденным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 05.06.2018 № 46.

Указанные заявления представляются при обращении за:

• согласованием в установленном законодательством порядке создания (размещения), закрытия торгового объекта или получением специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;

• государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (при осуществлении оптовой торговли без торгового объекта);

• внесением изменений и (или) дополнений в учредительные документы, специальные разрешения (лицензии), решения о создании (размещении) торговых объектов.

Формат и тип торгового объекта при заполнении заявления указываются в соответствии с Инструкцией о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 № 25.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. классификация торговых объектов по видам и типам приводится в приложениях 1-4 к постановлению МАРТ от 07.04.2021 № 23.

 

Заявление направляется в городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию района в г. Минске. Порядок заполнения заявления определен Методическими рекомендациями.

Включение сведений в Торговый реестр производится бесплатно в течение 5 рабочих дней.

В случае внесения сведений в Торговый реестр заявителю выдаются либо направляются по почте, а при представлении документов в электронном виде - направляются в виде электронных документов посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы уведомление о внесении сведений в Торговый реестр. При отказе во внесении сведений в Торговый реестр заявителю выдается уведомление об отказе во внесении сведений в Торговый реестр с указанием оснований для отказа.

Режим работы

Субъекты хозяйствования самостоятельно устанавливают режим работы принадлежащих им розничных торговых объектов, режим работы без (вне) торговых объектов, торговых центров, рынков без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами и обеспечивают его соблюдение. Исключение составляет режим работы таких объектов после 23:00 и до 7:00, который подлежит согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения таких объектов (абзац 3 подп.4.1 п.4 Декрета № 7).

Режим работы торговых объектов, расположенных на территории производственных организаций, учреждений образования, организаций здравоохранения и иных организаций, согласовывается с органами управления (руководителями) этих организаций.

Режим работы торговых объектов, иных объектов, расположенных в торговом центре, должен, как правило, соответствовать режиму работы торгового центра.

Администрация рынка самостоятельно устанавливает режим работы рынка без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами и обеспечивает его соблюдение. Исключение составляет режим работы рынка после 23:00 и до 7:00, который подлежит согласованию с городским и районным исполкомами, местной администрацией района в г. Минске (далее - уполномоченный орган) по месту нахождения рынка (п.4 Правил № 686). Режим работы торговых мест на рынке определяется в договорах, устанавливающих право пользования торговым местом (аренды, безвозмездного пользования и т. д.) (п.1 ст.20 Закона № 128-З).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться п.3 Правил № 686 в редакции постановления № 363.

Шаг 3. Разработка и утверждение ассортиментного перечня

Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом торговли самостоятельно в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее - постановление № 703, Положение № 703).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. Положение № 703 изложено в новой редакции постановлением № 363.

 

внимание

Обратите внимание!

Согласование ассортиментного перечня товаров с местными исполкомами отменено с 22 июля 2014 г. Однако при осуществлении на территории сельской местности розничной торговли алкогольными напитками с использованием автомагазина маршрут движения и ассортиментный перечень товаров для такого автомагазина подлежат согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом.

 

Субъект торговли разрабатывает ассортиментный перечень товаров исходя из определенного им самостоятельно ассортимента предлагаемых к продаже товаров на основании установленных постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.06.2017 № 28 «О перечнях товаров» перечней товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, в зависимости от вида и типа (при его наличии) торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 декабря 2020 г. действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19.11.2020 № 74 «О перечне товаров».

 

Количество разновидностей товаров, включаемых в ассортиментный перечень товаров, должно быть не менее, чем в перечне товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров для соответствующих вида и типа (при его наличии) торгового объекта, размера торговой площади (при ее наличии). Для товаров, спрос на которые носит сезонный характер, в ассортиментном перечне товаров указывается период их реализации.

Могут не включаться в ассортиментный перечень товаров группы (подгруппы) и (или) виды товаров, продажа которых в торговом объекте осуществляется исключительно по предварительным заказам, бывшие в употреблении непродовольственные товары, а также новые группы (подгруппы) и (или) виды товаров на период изучения покупательского спроса, который не должен превышать 5 месяцев.

Ассортиментный перечень товаров не требуется при продаже товаров, определенных п.5 Положения № 703, а именно:

• с использованием передвижных средств разносной торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины, иные приспособления);

• на торговых местах на рынках, ярмарках, с использованием иных форм розничной торговли, осуществляемых без (вне) торговых объектов;

• в палатках;

• в неизолированных торговых объектах;

• в магазинах беспошлинной торговли;

• в торговых объектах, принадлежащих операторам почтовой связи, на которых возложены функции по обязательному оказанию универсальных услуг почтовой связи;

• в торговых объектах, в которых осуществляется продажа печатных изданий, в том числе печатных средств массовой информации, объем которых в розничном товарообороте составляет не менее 25 %;

• в магазинах по продаже имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства иным способом;

• в аптеках, ветеринарных аптеках, специализированных магазинах и павильонах по продаже медицинских, ортопедических и оптических изделий;

• в торговых объектах по продаже исключительно бывших в употреблении непродовольственных товаров, в том числе при комиссионной торговле;

• в торговых объектах по продаже исключительно не проданных в сезон, не пользующихся спросом остатков единичных размеров непродовольственных товаров, а также непродовольственных товаров с незначительными дефектами внешнего вида и (или) восстановленных (магазин «Сток», стоковый магазин);

• в магазинах, созданных изготовителем, в которых осуществляется продажа товаров такого изготовителя;

• в магазинах, созданных субъектом торговли, имеющим право продажи товаров с использованием товарного знака (товарных знаков) либо фирменного наименования (фирменных наименований) изготовителя (изготовителей), в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), в которых осуществляется продажа товаров такого изготовителя (изготовителей);

• в торговых объектах по продаже национальных товаров одной страны, созданных в соответствии с международными договорами и (или) международными обязательствами Республики Беларусь субъектами торговли, являющимися представительствами на территории Республики Беларусь иностранных юридических лиц и иностранных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств.

Ассортиментный перечень товаров размещается на доступном для покупателей месте.

Шаг 4. Получение лицензии (при необходимости)

На сегодняшний день лицензированию подлежит:

• розничная торговля ветеринарными препаратами (порядок лицензирования установлен главой 11 Положения № 450);

• розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями (порядок лицензирования установлен главой 23 Положения № 450);

• розничная реализация наркотических средств, психотропных веществ (порядок лицензирования установлен главой 24 Положения № 450);

• реализация оружия и боеприпасов (порядок лицензирования установлен главой 30 Положения № 450);

• розничная торговля нефтепродуктами (порядок лицензирования установлен главой 35 Положения № 450);

• розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями (порядок лицензирования установлен главой 40 Положения № 450);

• розничная реализация лекарственных средств (порядок лицензирования установлен главой 42 Положения № 450).

Для получения лицензии ее соискатель или его уполномоченный представитель представляет в соответствующий орган (Минский горисполком, районный и городской исполкомы по местонахождению юридического лица или индивидуального предпринимателя) документы, указанные в п.15 Положения № 450, а также другие документы, предусмотренные Положением № 450 для конкретного вида деятельности либо определенные Президентом Республики Беларусь. Запрещается требовать от соискателя лицензии представления документов или сведений, не предусмотренных Положением № 450, а также документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций самостоятельно, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой вручается соискателю лицензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате приема этих документов.

До принятия решения по вопросам лицензирования лицензирующий орган вправе провести оценку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии, лицензиату, указаны в соответствующих главах Положения № 450 для конкретного вида деятельности.

Лицензиат вправе в установленном порядке осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также работы и (или) услуги, составляющие соответствующий лицензируемый вид деятельности, со дня получения лицензии. Лицензия действует со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче и сроком не ограничивается.

В обособленных подразделениях юридического лица, на торговых и иных объектах (в местах), где осуществляется лицензируемый вид деятельности, должны находиться копии лицензии, скрепленные подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также информация о месте ознакомления с подлинником лицензии.

Иные условия осуществления торговли

Порядок реализации ветеринарных препаратов установлен разделом III Ветеринарно-санитарных правил применения, реализации, хранения и производства ветеринарных препаратов в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 17.03.2011 № 16.

Особенности продажи отдельных видов товаров (в том числе драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других бытовых изделий) установлены главой 12 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением № 703.

Порядок оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта установлен Декретом Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 № 3, Законом № 429-З, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2008 № 618 «Об обороте алкогольных напитков».

Порядок оборота табачных изделий установлен Положением № 28.

Порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов установлен Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 408-З «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах».

Порядок осуществления на территории Республики Беларусь розничной торговли нефтепродуктами субъектами предпринимательской деятельности утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.1999 № 1215.

Порядок и условия реализации товаров по подарочному сертификату или иному подобному документу установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2018 № 935.

Ответственность за нарушение установленного порядка реализации алкогольных напитков и табачных изделий установлена ст.12.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена в ст.13.9 КоАП от 06.01.2021 № 91-З (далее - КоАП-2021). Комментарий см. здесь.

Шаг 5. Обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных, природоохранных и иных требований законодательства

Стационарные и нестационарные торговые объекты, торговые центры, рынки должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, природоохранным и иным требованиям законодательства Республики Беларусь.

Особое внимание на соответствие торговых помещений санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, природоохранным и иным требованиям законодательства следует уделить во время заключения договора аренды помещения, которое будет использоваться для торговли.

Санитарно-эпидемиологические требования

Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утверждены Декретом № 7.

Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией» утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.08.2012 № 132. Данные нормы и правила устанавливают требования к территории организации, к водоснабжению и водоотведению, к освещению и микроклимату, к содержанию и эксплуатации производственных, вспомогательных и бытовых помещений, к содержанию и эксплуатации оборудования организации, к торговым объектам организаций мелкорозничной (торговой) сети.

Торговые объекты подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе с выдачей санитарно-гигиенического заключения (ст.16 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») согласно перечню работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения (приложение к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2020 г. ст.16 Закона № 340-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 15.07.2019 № 217-З.

 

Порядок проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы установлен Положением о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.01.2013 № 1.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2020 г. действует новое Положение о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, утвержденное постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.12.2019 № 119.

 

Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией установлены Санитарными нормами и правилами «Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.10.2018 № 80.

Порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов растительного происхождения при их реализации на рынках установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2017 № 319 «О некоторых вопросах ветеринарной деятельности».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2021 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2021 № 35 изменено название постановления № 319: «О вопросах ветеринарной деятельности».

 

В п.12 главы 2 Санитарных норм и правил «Требования к производству и реализации отдельных видов продукции для детей», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2012 № 200, установлены требования для реализации продукции для детей на рынках и в торговой сети.

Противопожарные требования

Глава 30 Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3, устанавливает правила пожарной безопасности для объектов торговли, ярмарок и выставок.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 мая 2020 г. вышеназванные Правила утратили силу постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25.03.2020 № 13. Следует руководствоваться Общими требованиями пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденными Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7, и Специфическими требованиями по обеспечению пожарной безопасности для объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2019 № 561.

Требования в области обращения с отходами

Организации, осуществляющие розничную торговлю, должны обеспечивать сбор от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства, и (или) отходов упаковки в местах их реализации по перечню и в порядке, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2014 № 1124 (часть третья подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки». Комментарии см. здесь.

С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться перечнем товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки, сбор которых от физических лиц обеспечивается организациями торговли, согласно приложению к Положению о порядке обеспечения организациями, осуществляющими розничную торговлю, сбора от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки в местах их реализации (ремонта, технического обслуживания), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами производства, обязаны разработать и утвердить инструкцию по обращению с отходами.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 "О порядке обращения с отходами" утверждены:

Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами;

Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства;

Положение о порядке согласования схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

Положение об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства;

Положение о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;

Положение о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства.

Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45.

Требования в области применения средств измерений

Все субъекты хозяйствования (независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе и с иностранными инвестициями), осуществляющие оптовую или розничную торговлю на территории Республики Беларусь, имеют право применять только те средства измерений, которые прошли государственный метрологический надзор или метрологический контроль. Средства измерений, допущенные к применению на территории Республики Беларусь, указаны в разделе 1 Государственного реестра средств измерений (далее - Реестр).

Положение о Государственном реестре средств измерений Республики Беларусь утверждено постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 06.03.2007 № 13.

 

внимание

Обратите внимание!

Эксплуатация средств измерений, тип которых исключен из Реестра, осуществляется при условии прохождения поверки или калибровки.

 

Номенклатурный перечень средств измерений, подлежащих обязательной поверке в органах государственной метрологической службы, приведен в приложении 1 к Положению о метрологическом контроле за состоянием средств измерений и соблюдением метрологических правил в сфере торговой деятельности, утвержденному приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 07.12.1995 № 75 (далее - Положение № 75).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 февраля 2021 г. приказ № 75 утратил силу постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 25.01.2021 № 8.

 

Поверка средств измерений осуществляется в соответствии с ТКП 8.003-2011 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.08.2011 № 64. Регистрацию поверки средств измерений органами Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (государственная поверка) следует вести на каждом субъекте хозяйствования и у физических лиц, занимающихся торговлей и торгово-производственной деятельностью, на все средства измерений в специальном журнале по форме, приведенной в приложении 2 к Положению № 75.

 

внимание

Обратите внимание!

Для проверки покупателем правильности цены товаров, меры и массы приобретенных товаров в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование с информацией о возможности его использования покупателями самостоятельно (контрольные весы, средства измерений геометрических размеров, объема и др.).

 

Правила пользования средствами измерений в сфере торговой деятельности утверждены приказом Министерства торговли Республики Беларусь и Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 07.12.1995 № 76/206.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 февраля 2021 г. приказ № 76/206 на основании постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 25.01.2021 № 7/1 утратил силу.

Требования в области использования кассового оборудования

Юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2018 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства с использованием автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов с установленным средством контроля налоговых органов либо со встроенным кассовым суммирующим аппаратом с установленным средством контроля налоговых органов (подп.2.2 п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (далее - постановление № 924/16)).

 

справочно

Справочно

Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, можно найти на сайте Белорусского государственного института стандартизации и сертификации по адресу: https://registry.belgiss.by/index.php?#tabsRegistrySksksaCashModels.

 

В ИМНС подлежит регистрации кассовое оборудование, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь. Кассовое оборудование подлежит регистрации в ИМНС до его использования при условии установки на него в порядке, предусмотренном законодательством, средств контроля и при наличии у организации договора на техническое обслуживание и ремонт кассового оборудования, заключенного с центром технического обслуживания и ремонта кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин.

Порядок регистрации кассового оборудования в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь установлен Инструкцией о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин и снятия их с регистрации, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.09.2011 № 44.

Порядок регистрации кассового оборудования, установленный вышеуказанной Инструкцией, не распространяется на кассовое оборудование с установленным средством контроля налоговых органов.

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 02.03.2012 № 9 утверждена Инструкция о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных.

Требования законодательства о размещении наружной рекламы

Размещение рекламы может повлечь необходимость получения разрешения на ее размещение. Порядок размещения рекламы и получения разрешения на ее размещение установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497.

Для получения разрешения на размещение средства наружной рекламы рекламораспространитель представляет в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган заявление по форме согласно приложению 1 к Положению о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденному вышеуказанным постановлением, а также документы, предусмотренные п.9.11 Единого перечня.

Требования о наличии необходимых документов на торговом объекте

Торговый объект должен иметь:

• книгу замечаний и предложений, а также информацию о месте ее нахождения в доступном для покупателя месте (кроме вывески и (или) информационной таблички, расположенных на всех дверях, предназначенных для входа покупателей, или фасаде капитального строения (здания, сооружения)). Порядок выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, перечень мест реализации организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ, оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285;

• книгу учета проверок (форма книги учета проверок и Правила ведения книги учета проверок утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383);

• книгу кассира (в месте установки кассового аппарата (за исключением кассовых аппаратов с установленным средством контроля налоговых органов; встраиваемых в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы; используемых в своей деятельности индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц)) согласно п.16 Положения № 924/16.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 апреля 2021 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от  07.04.2021 № 203/4 п.16 Положения № 924/16 исключен;

 

• эксплуатационную документацию на кассовый аппарат (должна быть в месте установки кассового аппарата (не распространяется на кассовые аппараты, используемые при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место, а также на кассовые аппараты, встраиваемые в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы)) согласно п.14 Положения № 924/16;

• ассортиментный перечень товаров (за исключением случаев, указанных в п.5 Положения № 703) согласно части третьей п.2 ст.21 Закона № 128-З;

• документы, подтверждающие поступление товаров для реализации (подп.1.15 п.1 ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

справочно

Справочно

Приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров (часть 4 ст.12.17 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров (ст.13.12 КоАП-2021). Комментарий см. здесь;

 

• документы о качестве и безопасности товаров (подп.1.1 п.1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.08.2019 № 64/30/81/47 «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже»);

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. в абз.1 подп.1.1 п.1 постановления № 64/30/81/47 слова «о качестве и безопасности товаров» заменены словами «подтверждающих качество и безопасность товаров» постановлением МАРТ, Минсельхозпрода, Минздрава и Госстандарта от 10.06.2021 № 44/38/82/67;

 

• копии лицензии, скрепленные подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также информацию о месте ознакомления с подлинником лицензии;

• аптечку первой помощи универсальную с перечнем вложений, установленным Министерством здравоохранения Республики Беларусь, c обеспечением контроля за сроками годности лекарственных средств (п.10 Общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом № 7);

• иные документы, установленные законодательством Республики Беларусь для торговли определенными видами товаров (например, документы, подтверждающие результаты испытаний пиротехнических изделий; медицинские справки о состоянии здоровья работников с отметкой о прохождении гигиенического обучения у работников торговых объектов, рынков, участвующих в обращении пищевой продукции, акты периодического медосмотра; сертификат соответствия, протокол испытаний, разрешения лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продажу товаров на рынке, подлежащих экспертизе (ветеринарно-санитарному осмотру); журнал регистрации метрологического контроля средств измерений; экспертное заключение об отсутствии в продукции элементов пропаганды порнографии, насилия и жестокости; реестр продавцов, реестр договоров о предоставлении торговых мест на рынке).

Требования к оборудованию рынка

Администрация рынка обязана оборудовать на рынке в соответствии с его типом и специализацией:

• торговые места в соответствии со схемой рынка, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования;

• обособленную от торговых мест автомобильную парковку для автотранспортных средств продавцов и покупателей (при наличии условий);

• служебные помещения для размещения лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы с необходимым оборудованием и средствами связи;

• помещение (места) для разруба мяса;

• камеры хранения, оснащенные средствами измерений, необходимыми для контроля режимов хранения товаров;

• помещение, оснащенное холодильной камерой, включая изолятор, для временного хранения товаров, из которых отобраны пробы для лабораторных исследований, и товаров, реализация которых приостановлена (запрещена) контролирующими (надзорными) органами;

• пункт проката тележек для доставки товара к торговым местам;

• пункт проката средств измерений, санитарной одежды, торгового инвентаря;

• специально предназначенные для курения места;

• общественные туалеты, места (площадки) или специальные объекты для сбора и хранения отходов;

• иные помещения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь (часть первая п.27 Правил № 686).

Администрацией рынка должны быть обеспечены условия по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), соответствующие техническим нормативным правовым актам и техническим регламентам Таможенного союза и Евразийского экономического союза (часть вторая п.27 Правил № 686).

На автомобильных рынках и в торговых зонах по продаже автотранспортных средств и запасных частей к ним, на иных рынках администрация рынка обязана обеспечить покупателю условия для осуществления на рынке:

1) проверки и оценки технического состояния автотранспортного средства;

2) страхования транспортного средства, гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, иных видов страхования (часть третья п.27 Правил № 686).

Оформление информации для покупателя

Продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на всех входных дверях или фасаде строения (здания, сооружения), временной конструкции, в которых расположен торговый объект, в ином доступном для покупателя месте свое наименование (фирменное наименование) и место нахождения, наименование торгового объекта (объекта обслуживания), в котором осуществляется реализация потребителю товаров (выполнение работ, оказание услуг), если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) организации, а также режим работы торгового объекта (объекта обслуживания) и иные необходимые сведения в соответствии с законодательством.

Продавец - индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о своих фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), месте жительства, режиме работы, наименовании торгового объекта (объекта обслуживания), в котором осуществляется реализация потребителю товаров (выполнение работ, оказание услуг) (при наличии такого наименования), а также о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, и иные необходимые сведения в соответствии с законодательством.

Продавец - физическое лицо, производящее товары (осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или реализацию товаров на рынке, выполняющее работы, оказывающее услуги), обязан предоставить потребителю информацию о своих фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется).

Продавец также обязан довести до сведения покупателя иным доступным способом, принятым в торговле, информацию о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию), а также по требованию потребителя и в иных случаях, предусмотренных законодательством, должна быть предоставлена возможность ознакомления с подлинником или копией специального разрешения (лицензии), оформленной в установленном порядке.

Вышеуказанная информация должна доводиться до сведения покупателя и при осуществлении торговли с передвижных средств развозной и разносной торговли, на ярмарках, рынках, при осуществлении торговли без (вне) торгового объекта.

При реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, вышеуказанная информация должна быть доведена до сведения потребителя в этих каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представлена в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет (ст.8 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 90-З)).

Информация о товарах представляется покупателю в соответствии со ст.7 Закона № 90-З.

При входе на рынок размещается вывеска с указанием его типа и специализации, наименования рынка, наименования администрации рынка и режима работы рынка. На вывеске рынка, организованного индивидуальным предпринимателем, должна быть также представлена информация о его фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), дате и номере свидетельства о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию (п.26 Правил № 686).

На территории рынка в доступных для покупателей местах должны быть установлены указатели торговых зон, а также информационные стенды, где для сведения продавцов и покупателей размещаются:

1) схема рынка;

2) схема эвакуации при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций на рынке;

3) тексты Закона № 90-З и Правил № 686 либо извлечения из них;

4) перечень запрещенных к продаже товаров;

5) инструкция по обращению с отходами производства, согласованная и утвержденная в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

6) информация:

- о местах размещения административно-хозяйственных помещений, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, контрольных весов, автомобильной парковки, общественного туалета, специально предназначенных для курения мест и других объектов;

- порядке и условиях предоставления торговых мест, оказания услуг, размерах платы за их предоставление;

- наличии свободных торговых мест;

- месте нахождения книги замечаний и предложений;

- мерах ответственности за нарушение правил создания и функционирования рынков;

- номерах рабочих телефонов руководителей администрации рынка, уполномоченного органа, территориальных органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, органов государственного санитарного и ветеринарного надзора, внутренних дел.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, создавшие торговый центр, доводят до сведения покупателей свое наименование (фирменное наименование), место нахождения, если администрацией торгового центра является юридическое лицо, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства, если администрацией торгового центра является индивидуальный предприниматель, а также режим работы торгового центра.

 

30.12.2019

 

Марина Шаляева, юрист