Алгоритм от 26.03.2018
Автор: Сафаревич Д.

Алгоритм действий по получению разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающей приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение дополнительного вклада в уставный фонд нерезидента в случае его увеличения


 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ПОЛУЧЕНИЮ РАЗРЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВАЛЮТНОЙ ОПЕРАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С ДВИЖЕНИЕМ КАПИТАЛА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЙ ПРИОБРЕТЕНИЕ АКЦИЙ ПРИ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИИ СРЕДИ УЧРЕДИТЕЛЕЙ, ДОЛИ В УСТАВНОМ ФОНДЕ ИЛИ ПАЯ В ИМУЩЕСТВЕ НЕРЕЗИДЕНТА, А ТАКЖЕ ВНЕСЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВКЛАДА В УСТАВНЫЙ ФОНД НЕРЕЗИДЕНТА В СЛУЧАЕ ЕГО УВЕЛИЧЕНИЯ

Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала (часть вторая ст.4 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон)).

К резидентам Закон относит:

• физических лиц - граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

• дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

• Республику Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь (ст.7 Закона).

Нерезидентами являются:

• физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

• организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

• дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

• международные организации, их филиалы и представительства;

• иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь (ст.8 Закона).

Текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:

• осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг;

• осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг);

• перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям;

• операции неторгового характера (ст.5 Закона).

К операциям неторгового характера относятся:

• перевод и получение денежных средств для выплаты заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также денежных средств по возмещению вреда;

• переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за пределами Республики Беларусь;

• перевод и получение денежных средств, входящих в состав наследства, и денежных средств, полученных от реализации наследственного имущества;

• перевод и получение денежных средств, связанные со смертью граждан, включая пособия и материальную помощь на погребение, транспортные и иные расходы;

• получение денежных компенсаций жертвами репрессий, членами их семей и наследниками;

• переводы денежных средств, связанные с оплатой содержания дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь;

• получение денежных средств судами, международным арбитражным (третейским) судом, правоохранительными органами, территориальными нотариальными палатами, нотариусами, связанное с осуществлением их деятельности, а также государственными органами или иными организациями при совершении их должностными лицами нотариальных действий;

• перевод и получение денежных средств на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;

• переводы, связанные с уплатой регистрационных, вступительных, членских взносов в общественные, религиозные, международные организации, а также осуществление иных обязательных платежей в связи с участием в международных организациях;

• перевод и получение белорусских рублей, иностранной валюты, передача и получение иных валютных ценностей по договорам дарения (в том числе в виде пожертвований), договорам предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

• получение резидентами от нерезидентов валютных ценностей на хранение;

• переводы, связанные с уплатой налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей, установленных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств, а также их возврат;

• переводы, связанные с уплатой в патентные ведомства пошлин и иных платежей;

• перевод и получение денежных средств, связанные с участием в конференциях, семинарах, спортивных мероприятиях, выставках, ярмарках;

• переводы, связанные с возвратом ошибочно и (или) излишне перечисленных денежных средств;

• иные операции, перечень которых определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь (ст.6 Закона).

Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк), без ограничений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (часть первая ст.10 Закона). Однако в этой связи необходимо упомянуть Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» (далее - Указ № 240). Указом № 240 в целях оперативного регулирования отношений на внутреннем валютном рынке, обеспечения стабильности курса национальной валюты, ограничения оттока капитала из страны Нацбанку предоставлено право устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом, ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций. На этом основании Нацбанк в п.15 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72), установил, что текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений. Для проведения текущих валютных операций разрешений (лицензий) Нацбанка не требуется, за исключением валютных операций, предусматривающих перевод субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в том числе в виде пожертвований), которые проводятся на основании разрешения Нацбанка.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2019 г. в Правила № 72 на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2018 № 612 внесены изменения.

 

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим (ст.7 Закона).

В настоящее время перечень иных операций, относящихся к неторговым, который определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь, отсутствует. Поэтому действует следующее правило: все валютные операции, которые не указаны в ст.5 и 6 Закона, автоматически признаются валютными операциями, связанными с движением капитала.

Поскольку рассматриваемая валютная операция не указана в ст.5 и 6 Закона, она относится к валютным операциям, связанным с движением капитала.

В соответствии с п.17 Правил № 72 субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

1) на основании разрешений Нацбанка - валютные операции, указанные в п.18 Правил № 72;

2) без разрешений Нацбанка - валютные операции, указанные в ст.10 Закона;

3) в уведомительном порядке - валютные операции, указанные в п.20 Правил № 72.

Субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение дополнительного вклада в уставный фонд нерезидента в случае его увеличения (подп.18.1 п.18 Правил № 72).

Основной документ, регламентирующий порядок получения разрешения Нацбанка, - Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 514 (далее - Инструкция № 514).

Ниже приведен алгоритм действий по получению разрешения Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающей приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение дополнительного вклада в уставный фонд нерезидента в случае его увеличения, на примере приобретения доли в уставном фонде нерезидента.

 

Заключение договора купли-продажи доли в уставном фонде нерезидента
   
Анализ субъектного состава сторон договора (при условии, что резидент не банк)
   
 
   
Резидент - резидент
 
Резидент - нерезидент
   
 
   
С точки зрения валютного законодательства Республики Беларусь не является валютной операцией, связанной с движением капитала, следовательно, не требует получения разрешения Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, и осуществляется в общем порядке   По субъектному составу сторон договор подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72
   
   
Анализ предмета договора
   
 
   
Предметом договора является купля-продажа доли в уставном фонде
 
Предметом договора не является купля-продажа доли в уставном фонде
   
 
   
По предмету договора подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72   Не подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72 и осуществляется в общем порядке
   
   
Установление статуса сторон в договоре
   
 
   
Резидент является продавцом
 
Резидент является покупателем
   
 
   
Не подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72 и осуществляется в общем порядке   По статусу сторон в договоре подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72
   
   
Анализ правового статуса в части установления резидентства субъекта, доля в уставном фонде которого приобретается резидентом
   
 
   
Субъект, доля в уставном фонде которого приобретается резидентом, является резидентом
 
Субъект, доля в уставном фонде которого приобретается резидентом, является нерезидентом
   
 
   
Не подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72. Является валютной операцией, связанной с движением капитала, и осуществляется в уведомительном порядке   По правовому статусу подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72
   
   
Все критерии (субъектный состав, предмет договора, статус сторон в договоре и правовой статус в части установления резидентства) указывают на то, что данная валютная операция, связанная с движением капитала, подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72 и требует получения разрешения Нацбанка
   
Разрешения выдаются до осуществления заявителем расчетов по валютной операции либо до осуществления иной операции, на проведение которой испрашивается разрешение. Момент проведения резидентом расчетов с нерезидентом, исходя из п.2 Правил № 72, - момент осуществления платежа через банк нерезиденту (п.13 Инструкции № 514)
   
Субъект валютных операций должен представить в Нацбанк следующие документы.
1. Письменное ходатайство произвольной формы, подготовленное в соответствии с требованиями ст.12 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300 «Об обращениях граждан и юридических лиц» и содержащее:
- экономическое обоснование необходимости проведения испрашиваемой операции;
- согласие физического лица либо субъекта валютных операций на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Нацбанком разрешения;
- оценку эффективности инвестирования валютных ценностей (при проведении валютной операции, связанной с движением капитала);
- цель открытия счета, планируемый режим счета, а также местонахождение и наименование банка-нерезидента, в котором планируется открытие счета (для получения разрешения на открытие счета) (см. ниже).
2. Копия документа о государственной регистрации.
3. Копия документа, оформляющего проведение соответствующей гражданско-правовой сделки.
4. Копия выписки из торгового регистра страны учреждения субъекта валютных операций - нерезидента, если субъект валютных операций - нерезидент уже зарегистрирован, либо иное эквивалентное доказательство юридического статуса в соответствии с законодательством страны его учреждения (дата выписки не должна превышать 3 месяцев с даты обращения заявителя).
5. Копии учредительных документов нерезидента, на основании которых он действует, а для вновь создаваемого нерезидента - проекты учредительных документов.
6. Справка инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь об отсутствии либо наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иным обязательным платежам в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы (дата выдачи справки не должна превышать 30 календарных дней с даты обращения заявителя).

Обратите внимание!

С 1 января 2018 года ИМНС не выдают справки об отсутствии либо наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иным обязательным платежам в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды. Данные сведения размещены на портале http://www.portal.nalog.gov.by/debtor/. Представлять указанные справки не требуется.

7. Бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках за год, предшествующий году обращения заявителя, а также по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу обращения заявителя (пп.5, 6 Инструкции № 514).
Представляемые заявителем копии документов должны быть заверены подписью руководителя субъекта валютных операций (уполномоченного им лица) и печатью (при наличии) и при представлении копий документов на иностранном языке сопровождаться удостоверенным в установленном порядке переводом на белорусский или русский язык (часть первая п.9 Инструкции № 514).

Обратите внимание!

С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2018 г. соответствующие изменения внесены в часть первую п.9 Инструкции № 514 на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.04.2018 № 192.
   
Выдача разрешения (продление срока его действия), а также направление письменного отказа в его выдаче (продлении срока его действия) с указанием причин осуществляется Нацбанком в течение 15 календарных дней с даты регистрации письменного ходатайства заявителя в Нацбанке. В случае если Нацбанком запрашивается дополнительная информация, срок выдачи разрешения (продления срока его действия) либо направления письменного отказа в его выдаче не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в Нацбанк всей дополнительно запрошенной информации и документов (п.10 Инструкции № 514)
   
Основания для отказа в выдаче разрешения (продлении срока действия разрешения):
- представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставление заявителем документов, необходимых для получения разрешения (продления срока действия разрешения);
- отсутствие экономического обоснования необходимости проведения испрашиваемой валютной либо иной операции, в том числе оценки эффективности инвестирования валютных ценностей при проведении валютной операции, связанной с движением капитала;
- представление заявителем недостоверной информации;
- нарушение заявителем условий ранее выданных Нацбанком разрешений (при их наличии) за последние 6 месяцев, предшествующих дате обращения заявителя, в том числе обращение за продлением срока действия разрешения по истечении срока его действия;
- получение от государственных органов сведений о наличии у заявителя на дату его обращения в Нацбанк невыполненных обязательств, возникших в результате нарушения валютного, банковского, налогового, таможенного законодательства Республики Беларусь;
- проведение заявителем на дату его обращения в Нацбанк валютной либо иной операции, на осуществление которой испрашивается разрешение;
- неустойчивое финансовое состояние субъекта валютных операций по данным представленного бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках, а также иных документов, отражающих результаты производственно-хозяйственной деятельности (показатели прибыли, наличие убытков, низкая рентабельность и иные показатели);
- несоответствие планируемых к проведению заявителем на основании испрашиваемого разрешения валютных и иных операций целям денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
- создание угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности (п.17 Инструкции № 514)
   
 
   
Ходатайство на получение разрешения удовлетворено   Ходатайство на получение разрешения не удовлетворено
   
 
   
Нацбанк оформляет и выдает разрешения на проведение валютной операции, связанной с движением капитала.
Выдача разрешений осуществляется путем направления заявителю письменного разрешения произвольной формы (п.12 Инструкции № 514).

Обратите внимание!

Разрешения выдаются до осуществления заявителем расчетов по валютной операции либо до осуществления иной операции, на проведение которой испрашивается разрешение (п.13 Инструкции № 514)
  Совершать валютную операцию, связанную с движением капитала, запрещено
   
 
   
В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица заявитель обязан в месячный срок с даты осуществления таких изменений обратиться в Нацбанк с ходатайством о внесении соответствующих изменений в разрешение либо выдаче нового разрешения.
Разрешение не может быть использовано с даты государственной регистрации вновь созданного в результате реорганизации юридического лица, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица - с даты внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица до внесения изменений в разрешение либо выдачи нового разрешения (п.19 Инструкции № 514)
  Ответственность за осуществление рассматриваемой валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Нацбанка может наступить по подп.1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций» (штраф до 200 БВ).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 октября 2018 г. норма подп.1.3 п.1 Указа № 49 перенесена в часть 2 ст.11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствии с п.4 Указа № 49 и вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 131-З. Норма не изменилась
   
   
Основания для прекращения действия разрешения до истечения установленного в нем срока действия:
- письменное обращение заявителя;
- нарушение заявителем условий выданного разрешения;
- нарушение заявителем валютного, банковского, налогового, таможенного законодательства Республики Беларусь в результате осуществления валютных и иных операций в рамках выданного разрешения;
- установление факта представления заявителем недостоверной информации, послужившей основанием для выдачи разрешения;
- неиспользование счета, открытого в банке-нерезиденте за пределами Республики Беларусь на основании разрешения Нацбанка, в течение 6 месяцев с даты выдачи соответствующего разрешения;
- изменение законодательства, регулирующего порядок осуществления валютных и иных операций, на проведение которых было выдано соответствующее разрешение;
- создание угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.
Прекращение действия разрешения осуществляется путем направления Нацбанком заявителю письменного извещения, в котором указывается дата прекращения срока действия разрешения (п.17 Инструкции № 514).
Действие разрешения прекращается без направления извещения Нацбанка в следующих случаях:
- по окончании срока действия разрешения, на который оно было выдано;
- при ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, осуществляющего деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, смерти физического лица (п.18 Инструкции № 514)
   
В случае утери разрешения заявитель вправе обратиться в Нацбанк с письменным заявлением произвольной формы о выдаче дубликата разрешения.
Дубликат разрешения выдается только в период срока действия разрешения, за выдачей дубликата которого обратился заявитель (п.20 Инструкции № 514)

Ходатайство о получении разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающей приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение дополнительного вклада в уставный фонд нерезидента в случае его увеличения

На бланке организации

Национальный банк Республики Беларусь

ХОДАТАЙСТВО

Общество с ограниченной ответственностью «Б» (далее - ООО «Б») просит выдать разрешение Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк) на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающей приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение дополнительного вклада в уставный фонд нерезидента в случае его увеличения.

Необходимость в проведении данной валютной операции вызвана следующим. Общество с ограниченной ответственностью «Б» является ведущим экспортером отечественной древесины, в котором на данный момент работает 3 000 человек. За последние 12 месяцев сбыт нашей продукции сократился на 50 %, склады затоварены, нет заказов на поставку продукции.

Для выхода из создавшегося положения ООО «Б» утвердило антикризисный план мероприятий. Одним из таких мероприятий является освоение и выход на новые рынки сбыта нашей продукции. В целях реализации поставленной задачи достигнута договоренность с нерезидентом «А» о покупке доли в уставном фонде нерезидента «Б». Нерезидент «А» готов продать свою долю в уставном фонде нерезидента «Б» (30 % уставного фонда) за 50 000 долл. США. Нерезидент «Б» зарегистрирован в Польше, является одним из ведущих производителей древесины и имеет большой рынок сбыта.

Полученная нами за год прибыль от участия в уставном фонде нерезидента «Б» превысит в 3 раза размер уплаченных нерезиденту «А» денежных средств за покупку доли и позволит стабилизировать работу ООО «Б».

Оценка эффективности инвестирования валютных ценностей - высокая.

С учетом изложенного просим выдать разрешение Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающей приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение дополнительного вклада в уставный фонд нерезидента в случае его увеличения.

Общество с ограниченной ответственностью «Б» согласно на представление документов, а также иной информации о проводимой валютной операции в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 514.

 

Полное наименование: _______________________________________

Местонахождение ООО «Б»: Республика Беларусь, г. Минск, пр-т Независимости, 92, к. 705.

Контактное лицо: Сергеев Сергей Петрович.

Контактный телефон: 203 00 33.

 

Директор общества Подпись И.И.Иванов
(Подпись скрепляется печатью ООО «Б» при наличии.)
 
Сергеев 203 00 33

 

пример ситуация

Ситуация

Резидент приобретает долю в уставном фонде нерезидента и получает разрешение Нацбанка на осуществление данной валютной операции. Затем реализует свою долю в уставном фонде нерезидента другому резиденту Республики Беларусь за белорусские рубли.

Необходимо ли резиденту (покупателю) получать разрешение Нацбанка на осуществление данной операции?

 

Перечень валютных операций содержится в ст.4 Закона.

Покупка резидентом у резидента за белорусские рубли доли в уставном фонде нерезидента не является валютной операцией, связанной с движением капитала, поэтому ограничения, установленные Законом и Правилами № 72, в данном случае не действуют. Следовательно, рассматриваемая операция совершается без разрешения Нацбанка.

 

26.03.2018

 

Денис Сафаревич, юрист