


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь


АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АРХИВЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие архива
Архив - совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение государственного органа, предприятия, учреждения, организации, осуществляющие комплектование, учет, хранение и использование архивных документов (ст.2 Закона Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться абз.2 ч.1 ст.2 Закона № 323-З в ред. Закона от 18.04.2022 № 163-З. |
В каждом учреждении образования должен быть создан архив, а также определен и назначен работник, который будет отвечать за его работу. Как правило, это работник канцелярии, общего отдела, иногда отдела кадров или бухгалтерии, то есть тех подразделений, которые имеют непосредственное отношение к документам. Ответственный работник, как правило, назначается приказом руководителя организации, его обязанности устанавливаются в должностной инструкции.
![]() |
Справочно Пример приказа о назначении лица, ответственного за архив в учреждении образования, см. здесь. |
Архив учреждения действует в соответствии с положением о нем, которое является локальным нормативным правовым актом, определяющим статус архива, его место в структуре учреждения, задачи, функции, права и ответственность.
Требования к разработке положения об архиве
При разработке положения к нему предъявляются следующие требования.
1. Положение оформляется в соответствии с:
- СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83;
- Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее - Инструкция по делопроизводству);
- Унифицированной системой организационно-распорядительной документации (УСОРД), утвержденной приказом Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14.05.2007 № 25 (далее - УСОРД).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 ноября 2019 г. следует руководствоваться унифицированной системой организационно-распорядительной документации, утвержденной приказом Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.11.2019 № 41. |
Так, положение об архиве составляют на общем бланке учреждения на одном языке с угловым вариантом расположения реквизитов флаговым способом или на чистых листах бумаги формата А4 при отсутствии таких бланков.
![]() |
Пример Комитет по образованию
Учреждение образования «Минский
ПОЛОЖЕНИЕ
01.12.2017 № 1
г. Минск
Об архиве |
2. Форма положения о структурном подразделении, приведенная в УСОРД, имеет рекомендательный характер, то есть учреждение вправе ее изменить, дополнить, если это целесообразно.
Основные структурные элементы положения об архиве могут быть такими:
1) «Общие положения»;
2) «Состав документов архива»;
3) «Основные задачи;
4) «Функции»;
5) «Права»;
6) «Взаимоотношения. Связи».
7) «Ответственность лица, отвечающего за ведение архива».
3. Главы положения об архиве нумеруются арабскими цифрами и имеют заголовки, после которых точки не ставятся.
Текст положения об архиве делится на пункты, пункты могут подразделяться на подпункты, подпункты - на абзацы.
Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и записываются с абзацного отступа. Номер подпункта включает номер пункта и номер подпункта, после которых ставятся точки.
Нумерация пунктов в положении об архиве должна быть сквозной (от начала и до конца положения), подпунктов - сквозной для каждого пункта.
Абзацы не нумеруются и выделяются абзацным отступом (п.73 Инструкция по делопроизводству).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться п.73 Инструкции по делопроизводству в ред. постановления Минюста от 30.08.2022 № 113. |
В тексте положения перед каждой позицией перечисления, выделенной абзацным отступом, дефис или иной знак не ставится. После перечисления, кроме последнего, ставится точка с запятой (п.74 Инструкция по делопроизводству).
Алгоритм действий по разработке положения об архиве
Шаг 1 | ||||
Разработка проекта положения заведующим архивом (ответственным лицом) | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Согласование проекта положения с заместителем руководителя учреждения образования | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Рассмотрение проекта положения на заседании экспертной комиссии учреждения образования | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Согласование проекта положения с источником комплектования государственного архива (при необходимости) | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
Утверждение положения об архиве директором учреждения образования | ||||
| ||||
Шаг 6 | ||||
Регистрация положения в журнале регистрации внутренних документов | ||||
| ||||
Шаг 7 | ||||
Ознакомление с положением об архиве заинтересованных лиц в учреждении образования |
![]() |
Справочно Пример положения об архиве учреждения образования см. здесь. |
11.09.2018
Галина Пешкова, преподаватель высшей категории, председатель цикловой комиссии отделения «Документационное обеспечение управления» учреждения образования «Минский государственный колледж электроники»