Алгоритм от 15.12.2010
Автор: Дашкевич С.

Алгоритм действий по реорганизации юридического лица в форме преобразования


 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок реорганизации юридического лица в форме преобразования и его государственной регистрации, являются:

 - Гражданский кодекс РБ (далее - ГК);

- Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации);

- Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон о хозяйственных обществах);

- постановление Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (в редакции от 09.10.2009) (далее - постановление № 8);

- Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 05.02.2009 № 154 (далее - Положение № 154);

- постановление Минюста РБ от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее - постановление № 20);

- Положение о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденное постановлением Кабинета Министров РБ от 12.02.1996 № 92 (далее - Положение № 92);

 

От редакции: С 18 февраля 2011 г. действует Положение о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденное постановлением Совета  Министров РБ от 10.02.2011 № 173 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. № 410».

С этой же даты постановление Кабинета Министров РБ от 12.02.1996 № 92 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица» утратило силу названным постановлением № 173.

 

- Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Минфина РБ от 11.12.2009 № 146;

- Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).

Где осуществляется регистрация

Согласно п.4 Положения о регистрации государственная регистрация юридического лица (в т.ч. созданного в результате реорганизации) производится по месту его нахождения. Пункт 9 данного Положения предусматривает, что государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется только областными и Минским городским исполнительными комитетами, а государственная регистрация остальных субъектов хозяйствования - областными, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским городскими исполнительными комитетами. Кроме того, областные исполнительные комитеты вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные городские исполнительные комитеты - соответствующим администрациям районов в городах, что и имеет место быть на практике. Таким образом, если юридический адрес юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, находится в г.Минске и его учредители - граждане Республики Беларусь зарегистрированы в г.Минске, то в данном случае документы для государственной регистрации реорганизуемого юридического лица предоставляются в администрацию района г.Минска по предполагаемому месту нахождения такого юридического лица. Если же хотя бы один из учредителей юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, зарегистрирован не в г.Минске, то документы для осуществления государственной регистрации предоставляются в Минский городской исполнительный комитет.

Информация о государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме преобразования (г.Минск):

 

Название
Место нахождения
Кабинет, телефон
Минский городской исполнительный комитет пл.Свободы, 8 каб.103, 104;
тел.: 220 29 24,
220 29 23
Минский областной исполнительный комитет ул.Комсомольская, 12 каб.44;
тел.226 16 15,
227 66 01
Администрация Заводского р-на г.Минска ул.Жилуновича, 17 каб.1;
тел.295 31 10
Администрация Ленинского р-на г.Минска ул.Маяковского, 83 каб.220;
тел.223 33 57
Администрация Московского р-на г.Минска пр-т Дзержинского, 10 каб.206, 325;
тел.200 28 52
Администрация Октябрьского р-на г.Минска ул.Чкалова, 6 каб.112, 116;
тел.: 224 51 18,
224 49 21
Администрация Партизанского р-на г.Минска ул.Захарова, 53 каб.114, 115;
тел.294 61 82
Администрация Первомайского р-на г.Минска пер.Чорного, 5 каб.202;
тел.280 00 53
Администрация Советского р-на г.Минска ул.Дорошевича, 8 каб.1, 7;
тел.: 292 62 10,
292 25 88
Администрация Центрального р-на г.Минска ул.Мельникайте, 6 каб.302;
тел.306 44 32
Минский районный исполнительный комитет ул.Ольшевского, 8 каб.116, 124;
тел.204 78 43
Администрация Фрунзенского р-на г.Минска ул.Кальварийская, 39 каб.209, 217;
тел.256 11 11,
204 79 25

Общая характеристика реорганизации юридического лица в форме преобразования

Преобразование представляет собой одну из форм реорганизации, в результате которой юридическое лицо одного вида или организационно-правовой формы преобразовывается в юридическое лицо другого вида или организационно-правовой формы с передачей вновь возникшему юридическому лицу всех прав, обязанностей и имущества реорганизуемого юридического лица, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать указанному юридическому лицу (например, имущества, находящегося в собственности государства). Процесс реорганизации в форме преобразования считается завершенным после государственной регистрации, так как только в момент государственной регистрации создаваемого в результате преобразования лица реорганизуемое юридическое лицо прекращает свою деятельность и вместо него возникает новый субъект хозяйствования.

Преобразование может проводиться одновременно с любой другой формой реорганизации. Например, в процессе слияния реорганизующиеся субъекты могут одновременно преобразовываться в юридическое лицо иной организационно-правовой формы (например, в результате слияния унитарного предприятия (УП) и общества с дополнительной ответственностью (ОДО) может быть создано общество с ограниченной ответственностью (ООО)).

Кроме того, реорганизация в форме преобразования может использоваться как альтернатива купле-продаже предприятия как имущественного комплекса. Для того чтобы продать предприятие, его необходимо зарегистрировать как имущественный комплекс, провести регистрацию сделки и перехода права на недвижимость и др. (ст.7-9 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»), что связано с определенными временными и денежными затратами, во избежание которых собственники УП прибегают к иным способам. Например, в качестве альтернативы купле-продаже предприятия как имущественного комплекса может быть использована процедура так называемой «двойной реорганизации», при которой УП реорганизуется в хозяйственное общество (например, в ООО), а затем оформляется выход участника - первоначального собственника УП, и осуществляется обратная реорганизация из ООО в УП, но уже с новым собственником.

Однако важно помнить, что, поскольку при преобразовании возникает новое юридическое лицо иного вида или организационно-правовой формы, лицензии и выданные специальные разрешения реорганизованного лица применяться не могут, в связи с чем возникает необходимость получать новые. Следовательно, при «двойной реорганизации» необходимо будет либо 2 раза получать лицензии на юридические лица, создаваемые в результате реорганизации в форме преобразования, либо прекращать осуществление лицензируемого вида деятельности на весь период переоформления предприятия.

 

Обратите внимание

Согласно нормам Положения о регистрации учредители юридического лица несут ответственность не только за соблюдение процедуры его создания, но и за достоверность сведений, содержащихся в предоставляемых ими для регистрации документах.

 

Таким образом, в связи с тем что преобразование - достаточно сложная процедура, при создании юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования необходимо внимательно отнестись к каждому этапу данного процесса во избежание возникновения проблемных ситуаций в будущем.

В нижеприведенном алгоритме рассматривается ситуация по реорганизации в форме преобразования унитарных предприятий и хозяйственных обществ. Действия, необходимые для реализации данных процедур, осуществляются поэтапно.

 

Этап 1. Действия, предшествующие государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования
   



         
Обстоятельства, послужившие основанием для начала  
Собственник имущества (учредители, участники), уполномоченный орган юридического лица
 
   
процедуры     Принятие решения
 
   
реорганизации о реорганизации в форме
(примечание 1)     преобразования (примечание 2)    
            Решение учредителя
              (в случае реорганизации
              частного унитарного
        предприятия (ЧУП)),
Проект приказа  
Руководитель
    протокол общего собрания
о назначении    
юридического лица
    участников (акционеров)
и проведении     Издание приказа о назначении     (в случае реорганизации
инвентаризации      и проведении инвентаризации     хозяйственного общества)
      имущества и финансовых      
      обязательств (примечание 3)    
            Приказ руководителя
        о назначении
Проект письма-  
Руководитель юридического
    и проведении
уведомления    
лица, уполномоченное лицо
     
для инспекции     Уведомление ИМНС по месту      
Министерства     постановки на учет      
по налогам     о реорганизации в форме      
и сборам РБ     преобразования (примечание 4)    
(ИМНС)           Письмо-уведомление
        с приложением копии
Проект письма-  
Руководитель юридического
     
уведомления    
лица, уполномоченное лицо
   

 

для Фонда     Уведомление ФСЗН по месту      
социальной     постановки на учет      
защиты     о реорганизации в форме      
населения     преобразования (примечание 5)    
Министерства           Письмо-уведомление
труда             с приложением копии
и социальной             решения о реорганизации
защиты РБ              
(ФСЗН)              
         
Проект писем-  
Руководитель юридического
     
уведомлений    
лица, уполномоченное лицо
     
кредиторов     Уведомление кредиторов      
      о реорганизации юридического      
      лица в форме преобразования      
      (примечание 6)    
            Письма-уведомления
        кредиторов (примечание 7)
Решение  
Руководитель юридического
     
о реорганизации    
лица, уполномоченное лицо
     
юридического     Уведомление членов трудового      
лица     коллектива организации      
      о реорганизации юридического      
      лица в форме преобразования      
      (примечание 8)    
            Приказ-уведомление
        (примечание 9)
Приказ  
Инвентаризационная комиссия
     
руководителя     Проведение инвентаризации      
о назначении     имущества и финансовых      
и сроках     обязательств реорганизуемого      
проведения     юридического лица      
инвентаризации     (примечание 10)    
            Инвентаризационные
        описи, акты
Инвентаризаци-  
Бухгалтерия реорганизуемого
    инвентаризации,
онные описи,    
юридического лица
    сличительные ведомости
акты инвен-     Отражение результатов      
таризации,     инвентаризации      
сличительные     в бухгалтерском учете.      
ведомости     Результаты инвентаризации      
      отражаются в учете      
      и отчетности того месяца,      
      в котором была закончена      
      инвентаризация    
            Бухгалтерские проводки,
        бухгалтерский баланс
Бухгалтерские  
Бухгалтерия реорганизуемого
     
проводки,    
юридического лица
     
бухгалтерский    
Подготовка передаточного
     
баланс    
акта.
     
      Передаточный акт должен      
      содержать положения      
      о правопреемстве по всем      
      обязательствам      
      реорганизованного      
      юридического лица      
      в отношении всех его      
      кредиторов и должников,      
      включая и обязательства,      
      оспариваемые сторонами      
      (примечание 11)    
            Передаточный акт
         
Передаточный  
Собственник имущества
     
акт    
(учредители, участники),
     
     
уполномоченный орган
     
      Утверждение передаточного      
      акта (примечание 12)    
            Решение учредителя
        об утверждении
Проект  
Собственник имущества
    передаточного акта
протокола    
(учредители, участники),
    (в случае реорганизации
собрания    
уполномоченный орган
    ЧУП);
учредителей    
юридического лица
    протокол общего
юридического     Подписание протокола     собрания участников
лица,     собрания учредителей     об утверждении
создаваемого     юридического лица,     передаточного акта
в результате     создаваемого в результате     (в случае реорганизации
реорганизации     реорганизации в форме     хозяйственного общества)
(для ООО     преобразования либо договора      
и ОДО);     о создании юридического лица      
проект договора     (примечание 13)    
о создании           Протокол собрания
юридического         учредителей
лица (для АО)    
Кредиторы реорганизуемого
    юридического лица,
     
юридического лица
    создаваемого в результате
      Предъявление требований     реорганизации, договор
      (примечание 15).     о создании юридического
      Требования кредиторов     лица (примечание 14)
      предъявляются      
      реорганизуемому      
      юридическому лицу      
      письменно в течение 30 дней      
      с даты получения ими      
      уведомления о принятом      
      решении о реорганизации      
      организации (примечание 16)    
            Требование кредитора,
        составленное
Заявление  
Уполномоченный учредитель
    в письменном виде
установленного    
(участник)
    в произвольной форме
образца     Согласование наименования      
(примечание 17);     юридического лица,      
документ,     создаваемого в результате      
удостоверяющий     реорганизации в форме      
личность     преобразования,      
заявителя;     в регистрирующем органе      
копия     (примечание 18)    
документа,           Справка о согласовании
подтверж-             наименования
дающего             юридического лица
полномочия             (срок действия - 3 месяца)
заявителя              
         
Проект  
Собственник имущества
     
протокола    
(учредители, участники),
     
общего собрания    
уполномоченный орган
     
участников    
юридического лица
     
юридического     Подписание протокола      
лица,     общего собрания участников      
создаваемого     юридического лица,      
в результате     создаваемого в результате      
реорганизации     реорганизации в форме      
в форме     преобразования      
преобразования     (примечание 19)    
            Протокол общего
          собрания участников
     
Новый учредитель (участник),
    юридического лица,
     
представитель
    создаваемого в результате
      Внесение вклада в уставный     реорганизации в форме
      фонд юридического лица,     преобразования
      создаваемого в результате      
      реорганизации в форме      
      преобразования      
      (примечание 20)      
               
   
   ▼ 
▼             
 
В случае внесения
неденежного вклада
 
В случае внесения
денежного вклада
 
             
       ▼    
 
Новый учредитель (участник),
 
Новый учредитель (участник),
 
 
представитель
 
представитель
 
  Оформление заказа   Внесение денежных средств  
  на проведение экспертизы   на расчетный счет  
  достоверности оценки   реорганизуемого  
  неденежного вклада,   юридического лица  
  вносимого в уставный   (примечание 22)  
  фонд (примечание 21)        
             
       ▼    
 
Организация
  Документы, подтверждающие
(индивидуальный
осуществление платежа:
 
предприниматель),
  - квитанция о внесении денежных
 
выполняющая работы
  средств на текущий (расчетный)
 
по оценке имущества
  счет;
  Проведение экспертизы   - платежное поручение о переводе
  достоверности оценки   денежных средств на текущий
  неденежного вклада   (расчетный) счет
  в уставный фонд    
  юридического лица      
  (примечание 23)      
             
          Заключение экспертизы
      ▼      достоверности оценки имущества,
Проект устава   Собственник имущества     вносимого в виде неденежного
юридического     (учредители, участники),     вклада в уставный фонд
лица,     уполномоченный орган     юридического лица;
создаваемого     юридического лица        
в результате     Подготовка проекта        
реорганизации     устава юридического        
в форме     лица, создаваемого        
преобразо-     в результате        
вания     реорганизации в форме        
    преобразования        
    (примечание 24)      
        Устав юридического лица,
      создаваемого в результате
      реорганизации в форме
      преобразования, в 2 экземплярах

 

Примечание 1. В зависимости от того, юридическое лицо какой организационно-правовой формы или какого вида подлежит реорганизации, можно выделить различные обстоятельства. Например, ЧУП подлежит реорганизации в хозяйственное общество в случаях, если:

- после смерти учредителя ЧУП перешло по наследству к двум или более наследникам, желающим продолжить бизнес наследодателя;

- возникает необходимость раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов;

- учредитель ЧУП принимает новое лицо в состав учредителей в качестве партнера. В данном случае от потенциального учредителя должно поступить заявление.

В свою очередь, хозяйственное общество подлежит реорганизации в ЧУП, когда в его составе остается один участник, не желающий ликвидировать предприятие. Такая ситуация может возникнуть, если:

- второй участник общества подал заявление о выходе из состава учредителей;

- второй участник продал свою долю первому участнику или самому обществу.

Кроме того, ООО, ОДО или ЗАО подлежат ликвидации или реорганизации в случае, если в их составе стало более 50 участников.

Примечание 2. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.

В решении о реорганизации должна быть отражена следующая информация:

- о реорганизации юридического лица в форме преобразования;

- о возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации;

- об определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется передаточный акт;

- о размере вклада реорганизуемого юридического лица в уставный фонд создаваемого юридического лица;

- порядок трансформации акций акционерного общества (АО) в доли в уставном фонде создаваемого хозяйственного общества (при реорганизации АО в форме преобразования в ООО или ОДО);

- иные сведения по усмотрению учредителей либо предусмотренные законодательными актами.

Примечание 3. В соответствии с частью третьей ст.12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» при реорганизации организации проведение инвентаризации является обязательным.

Форма приказа установлена Инструкцией № 180 (см. приложение 1).

Примечание 4. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК)). После получения налоговыми органами соответствующего уведомления деятельность реорганизуемого юридического лица может быть подвергнута внеплановой налоговой проверке. Обязательность проведения внеплановой налоговой проверки при реорганизации ранее содержалась в п.4 ст.69 Общей части НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.), однако с учетом изменений, внесенных в НК Законом РБ от 29.12.2006 № 190-З, на сегодняшний день назначение такой проверки - право налоговых органов, а не обязанность.

Примечание 5. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40).

Важно отметить, что в соответствии с Положением о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294 (в редакции, действовавшей до 31 мая 2008 г.), страхователь был обязан письменно сообщать страховщику по месту регистрации о реорганизации юридического лица в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения (подп.18.2 п.18 данного Положения). Однако постановлением Совета Министров РБ от 31.05.2008 № 783 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» Положение было изложено в новой редакции, в которой обязанность уведомления страховщика о реорганизации юридического лица у страхователя не предусмотрена.

В свою очередь, уведомление о реорганизации органов статистики также не является обязательным, однако прочно закрепилось на практике.

Примечание 6. Статья 56 ГК обязывает орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия, являющихся его кредиторами на дату принятия решения о реорганизации. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации (ст.23 Закона о хозяйственных обществах). Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации при заключении с ними договоров. Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона о хозяйственных обществах.

Примечание 7. В соответствии с разъяснением ВХС РБ от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» данное уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.

Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении, действующим законодательством не установлен. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы сделать правильный выбор о продолжении или прекращении хозяйственных связей с реорганизуемым юридическим лицом. Способ связи, с помощью которого необходимо отправлять данное письменное уведомление, законодательно также не урегулирован, поэтому предполагается, что для этих целей можно использовать заказные письма, телеграммы, электронные документы. Предпочтительно использовать заказные письма с уведомлением с описью вложения.

Примечание 8. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п.5 ст.35 Трудового кодекса РБ с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка. Таким образом, при реорганизации юридического лица путем преобразования следует помнить, что такая реорганизация может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.

Примечание 9. Законодатель не определяет, что согласие работника на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено в письменной форме каждым работником индивидуально. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить работника о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, по мнению автора, правильными будут действия нанимателя, если он проведет общее собрание либо вывесит решение о реорганизации юридического лица на доске объявлений. Получение согласия работника на продолжение трудовых отношений подразумевает, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу.

В случае если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица малочисленный, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под роспись.

Примечание 10. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Согласно п.5 Инструкцией № 180 инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.). К инвентаризируемым активам относятся: внеоборотные активы, оборотные активы, дебиторская задолженность, расчеты с учредителями, денежные средства, финансовые вложения, прочие оборотные активы. К инвентаризируемым обязательствам организации относятся: долгосрочные кредиты и займы, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями, резервы предстоящих расходов, прочие виды обязательств.

Инвентаризация проводится в сроки, определенные в приказе руководителя реорганизуемого юридического лица.

Примечание 11. Согласно п.5 ст.54 ГК при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.

Однако неуказание в передаточном акте налогов и экономических санкций не освобождает вновь образованное в процессе реорганизации юридическое лицо от уплаты налогов и ответственности в виде уплаты экономических санкций. Так, исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника независимо от того, были известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией или нет (п.2 ст.39 Общей части НК).

Примечание 12. Передаточный акт не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица, а служит лишь необходимым основанием для ее проведения (письмо Минюста РБ от 21.07.2004 № 05-05/1399-3 «О внесении изменений в учредительные документы юридического лица, к которому в рамках установленной формы реорганизации присоединяется иное юридическое лицо»).

Напомним, что с 1 февраля 2009 г. согласно Положению о регистрации передаточный акт не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации реорганизации, тем не менее он - необходимый документ для проведения процедуры реорганизации.

При составлении передаточного акта лица, принявшие решение о реорганизации, могут столкнуться с некоторыми сложностями в определении уполномоченного лица на подписание передаточных документов со стороны вновь создаваемого юридического лица, которое на момент подписания официально таковым еще не является (не пройдена процедура государственной регистрации). На практике передаточные документы подписываются либо самими учредителями, либо лицами, которые, как предполагается, в дальнейшем будут исполнять обязанности руководителя, главного бухгалтера организации. При этом следует избегать ситуации, когда акт с двух сторон будет подписан одними и теми же лицами и может возникнуть вопрос о его действительности.

Примечание 13. Проведению учредительного собрания юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, предшествует проведение переговоров с потенциальным(и) участником(ами) создаваемой коммерческой организации. По итогам переговоров учредители заключают договор в письменной форме о создании юридического лица (для АО) либо подписывают протокол собрания учредителей (для ООО и ОДО).

В данных документах должна быть отражена следующая информация:

- порядок осуществления учредителями совместной деятельности по реорганизации юридического лица в форме преобразования, их права и обязанности по реорганизации, в т.ч. порядок подготовки проектов учредительных документов, распределение расходов в связи с преобразованием;

- распределение между учредителями обязанностей по подготовке к государственной регистрации реорганизуемого юридического лица, в т.ч. по согласованию в установленном порядке наименования организации, по совершению иных действий, установленных законодательством;

- размер уставного фонда, порядок внесения учредителями вкладов в уставный фонд;

- определяется лицо, правомочное проводить экспертизу достоверности денежной оценки имущества, вносимого потенциальным(и) участником(ами) в виде неденежного вклада в уставный фонд организации;

- сведения об учредителях;

- категории акций (простые (обыкновенные) и привилегированные), подлежащих распределению среди учредителей, их номинальную стоимость и количество акций каждой категории;

- порядок размещения акций среди учредителей акционерного общества (при реорганизации в форме преобразования в АО);

- иные сведения.

Данная стадия отсутствует при реорганизации юридического лица в форме преобразования в ЧУП.

Примечание 14. В соответствии со ст.67 Закона о хозяйственных обществах договор о создании АО признается заключенным с момента его подписания всеми учредителями. В случае единогласного решения учредителей о заключении договора о создании АО в нотариальной форме такой договор признается заключенным с момента его нотариального удостоверения. Кроме того, необходимо помнить о том, что договор о создании АО не является учредительным документом и его действие прекращается с момента исполнения всеми учредителями обязательств по данному договору.

Примечание 15. В соответствии п.2 ст.56 ГК кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому оно является, и возмещения убытков.

Примечание 16. Важно заметить, что Законом РБ от 15.07.2010 № 168-З внесены изменения в ст.23 Закона о хозяйственных обществах, которые вступят в силу с 3 февраля 2011 г. Так, согласно данным изменениям кредитор должен предъявить свои требования в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации, а не с даты получения такого уведомления, как было установлено ранее.

Примечание 17. Форму заявления см. в приложении к Положению № 154.

Примечание 18. Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций для их последующей государственной регистрации определяется Положением № 154 и постановлением № 20.

В регистрирующие органы для согласования наименования юридических лиц обращается учредитель (участник), на которого в соответствии с протоколом собрания учредителей (для ООО и ОДО) или договором о создании организации (для АО) возложена данная обязанность или их представитель.

В случае если организация, создаваемая в результате реорганизации в форме преобразования, желает сохранить свое фирменное наименование, то на практике в регистрирующий орган также необходимо предоставить решение о реорганизации или протокол общего собрания учредителей (договор о создании организации), в котором будет отражено данное положение. В такой ситуации в справке о согласовании наименования делается указание на то, что организация согласовывает наименование в результате реорганизации.

Примечание 19. В данном протоколе должна содержаться следующая информация:

- о подписании и утверждении учредительных документов;

- об утверждении денежной оценки имущества, вносимого в виде неденежных вкладов в уставный фонд юридического лица;

- об образовании органов юридического лица и избрании их членов;

- об утверждении решения о регистрации акций (в случае преобразования в АО).

Согласно части второй ст.20 Закона о хозяйственных обществах общее собрание участников возникающего в результате преобразования юридического лица другой формы или другого вида либо учредители (участники) возникающего в результате преобразования юридического лица иной организационно-правовой формы утверждают его учредительные документы, а также образуют его органы.

Необходимо отметить, что так называемое «общее собрание участников», по сути, является учредительным собранием, так как до момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, его нет ни в правовой, ни в экономической природе, а следовательно, нет и общего собрания его участников. Однако в алгоритме использованы термины, предложенные законодателем.

Данная стадия отсутствует при реорганизации юридического лица в форме преобразования в ЧУП.

Примечание 20. В отличие от учредителя реорганизуемого юридического лица, который передает свой вклад в уставный фонд нового юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, по передаточному акту, новый учредитель должен внести свой вклад в уставный фонд юридического лица.

В соответствии с пп.7, 8 Положения о регистрации на момент осуществления государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, его уставный фонд должен быть сформирован в размере, предусмотренном его уставом (для ЧУП, ООО, ОДО) или законодательством (для АО).

Необходимо помнить, что данная стадия отсутствует при реорганизации юридического лица в форме преобразования в ЧУП.

Примечание 21. С этой целью в организацию, оказывающую услуги по оценке, представляется заявление о проведении экспертизы достоверности оценки имущества (имущественных прав) с приложением:

- копии решения (протокола, договора) о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования и утверждении оценки имущества, вносимого в качестве неденежного вклада в уставный фонд;

- перечня имущества, вносимого в качестве вклада в уставный фонд юридического лица;

- документов, подтверждающих, что в отношении имущества, вносимого в качестве вклада в уставный фонд юридического лица, отсутствуют ограничения по его распоряжению.

Примечание 22. В зависимости от банка и установленных в нем правил данная процедура может осуществляться по-разному. Зачастую новый учредитель (участник) или его представитель вносят денежные средства на текущий (расчетный) счет реорганизуемого юридического лица в соответствии с положениями протокола собрания учредителей юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, или договора о создании юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования следующими способами:

- физическое лицо - путем внесения денежных средств в кассу банка, в котором открыт текущий (расчетный) счет реорганизуемого юридического лица;

- юридическое лицо - путем перечисления денежных средств со своего текущего (расчетного) счета на текущий (расчетный) счет реорганизуемого юридического лица.

Примечание 23. В соответствии с п.9 Положения № 92 экспертиза проводится в течение 30 дней с даты поступления документов. Указанный срок может быть продлен по согласованию с заказчиком, но общий срок проведения оценки не может превышать 45 дней с даты поступления документов.

 

От редакции: В настоящее время сроки проведения экспертизы достоверности неденежного вклада в уставный фонд юридического лица установлены п.47 Положения о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2011 № 173.

 

Примечание 24. В соответствии с нормами Закона РБ от 28.12.2009 № 97-З «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» учредительным документом ООО и ОДО является только устав. Таким образом, данные изменения исключили необходимость подготовки учредительного договора, который раньше наравне с уставом являлся учредительным документом юридических лиц данных организационно-правовых форм.

Согласно п.2 ст.48, части второй п.2 ст.113 ГК, ст.14 и 69 Закона о хозяйственных обществах в уставе юридического лица должны содержаться сведения:

- о том, что данное юридическое лицо создано в результате реорганизации в форме преобразования;

- наименование юридического лица;

- место его нахождения;

- цели деятельности;

- размер уставного фонда;

- права и обязанности участников;

- структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция органов юридического лица;

- порядок управления деятельностью юридического лица;

- орган управления юридического лица или в случае, когда в юридическом лице не создается совет директоров (наблюдательный совет), лицо (работник), уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников;

- порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;

- условия и порядок распределения прибыли и убытков;

- перечень представительств и филиалов;

- ответственность юридического лица, его участников;

- порядок утверждения бухгалтерской отчетности юридического лица, его представительств и филиалов;

- основания ликвидации этого юридического лица по решению его участников;

- иные сведения.

В уставе акционерных обществ дополнительно предусматриваются сведения:

- об общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, выпускаемых юридическим лицом, количестве акций каждой категории;

- о фиксированном размере дивиденда по привилегированным акциям (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций) либо о порядке его определения (в случае выпуска привилегированных акций);

- о фиксированной стоимости имущества (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций), подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации юридического лица, либо о порядке ее определения (в случае выпуска привилегированных акций);

- об очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, а также распределения имущества между акционерами - владельцами этих акций в случае ликвидации юридического лица (в случае выпуска привилегированных акций нескольких типов);

- иные сведения, если необходимость их включения в устав предусмотрена Законом о хозяйственных обществах (для акционерного общества);

- о круге лиц либо о порядке определения круга лиц, среди которых возможно размещение и обращение акций, выпускаемых юридическим лицом (только для ЗАО).

В соответствии с п.19 Положения о регистрации виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, могут указываться в его уставе по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица осуществляемых им видов деятельности.

 

Этап 2. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования
       
Заявление  
Регистрирующий орган
установленного образца     Государственная регистрация юридического лица,
(примечание 1)   создаваемого в результате реорганизации в форме
с приложением   преобразования (примечание 4)
следующих документов            
(примечание 2):    
- устав   Государственная   Отказ
(в 2 экземплярах)   регистрация   в государственной
без нотариального   (примечание 5)   регистрации
засвидетельствования         (примечание 6)
и его электронная            
копия (в формате .doc    
или .rtf);   Устав (1 экземпляр)   Заявление
- оригинал или копия   со штампом   о государственной
документа об уплате   регистрирующего   регистрации
государственной   органа (примечание 7);   со штампом об отказе
пошлины в размере   свидетельство   в государственной
1,5 базовых величины   о государственной   регистрации
(примечание 3);   регистрации   с указанием оснований
- оригинал   (примечание 8)    
свидетельства        
о государственной        
регистрации        
реорганизуемого        
юридического лица        

 

Примечание 1. В соответствии с п.12 постановления № 8 при реорганизации юридического лица в форме преобразования в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений по форме, утвержденной постановлением № 8 (приложению 2).

Примечание 2. При реорганизации юридического лица в форме преобразования в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и дополнений. Согласно п.15 Положения о регистрации к нему прилагается пакет документов, необходимых для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций.

Примечание 3. Так как при реорганизации юридического лица в форме преобразования в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, то согласно приложению 22 к Особенной части Налогового кодекса РБ за данные действия взимается пошлина в размере 1,5 базовой величины.

Примечание 4. Регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, производится в день обращения в регистрирующий орган.

Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В соответствии с п.11 Положения о регистрации регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями. Таким образом, подать документы для государственной регистрации юридического лица можно в течение всего рабочего дня регистрирующего органа, за исключением обеденного перерыва.

Примечание 5. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

- ставит на уставе юридического лица штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава лицу, его представившему;

- вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) запись о государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме преобразования;

- представляет в Министерство юстиции РБ необходимые сведения о юридическом лице, созданном в результате реорганизации в форме преобразования, для включения их в ЕГР.

Примечание 6. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственной регистрации юридического лица в случаях:

- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;

- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Неосуществление либо отказ в государственной регистрации юридического лица по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.

Примечание 7. Выдается в день подачи документов для государственной регистрации.

Примечание 8. Выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

 

Этап 3. Действия после государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования
             
Заявление  
Руководитель юридического
     
об уничтожении    
лица, уполномоченное лицо
     
печати    
Уничтожение старой печати.
     
установленного     Печать уничтожается      
образца     работником государственного      
(примечание 1)     органа в присутствии      
с приложением:     заявителя. По окончании      
- печати;     данной процедуры заявителю      
- доверенности     вручается квитанция      
(для уполно-     об уничтожении печати,      
моченного лица)     которая необходима      
      для изготовления новой      
      печати    
            Квитанция
        об уничтожении печати
Заявление  
Организация, имеющая
    юридического лица
на изготовление    
специальное разрешение
    в связи с реорганизацией
печати    
(лицензию) на изготовление
     
с приложением    
печати
     
следующих    
Изготовление новой печати.
     
документов:     Получения специальных      
- копии     разрешений на изготовление      
титульной     печатей (штампов)      
и первой     не требуется (примечание 2)    
страницы устава           Печать
со штампом              
регистрирующего              
органа;              
- квитанция              
об уничтожении              
печати;              
- доверенность              
на заказ              
и получение              
печати              
(для предста-              
вителя)              
         
Решение  
Руководитель юридического
     
о реорганизации    
лица
     
юридического     Переоформление трудовых      
лица     отношений и внесение      
      записей в трудовые книжки      
      работников в связи      
      с реорганизацией      
      юридического лица (примечание 3)    
            Внесение записи в трудовые книжки
              работников;
              приказ о продолжении
              трудовых отношений
              (либо об увольнении)
         
Письмо-  
Обслуживающий банк
     
уведомление    
Переоформление текущего
     
с приложением    
(расчетного) счета в банке
     
следующих     Юридическое лицо - владелец      
документов:     счета обязано:      
- копии     - направить в банк письменное      
(без нотари-     уведомление за подписью      
ального     уполномоченного лица      
засвидетель-     о реорганизации юридического      
ствования) устава     лица не позднее 3 рабочих      
со штампом     дней со дня возникновения      
о государственной     данного обстоятельства;      
регистрации;     - в месячный срок со дня    
- карточки     возникновения данного      
с образцами     обстоятельства оформить      
подписей     новую карточку с образцами      
должностных     подписей и оттиска печати      
лиц, имеющих     (примечание 5)    
право подписи           Внесение изменений
документов             и дополнений в договор
для проведения расчетов,             банковского счета или заключение нового
и оттиска печати             договора;
(примечание 4)              
         
Для внесения  
Инспекция Министерства
     
изменений    
по налогам и сборам РБ
     
в учетное дело    
(далее - ИМНС) по месту
     
юридического    
постановки на учет
     
лица     Внесение изменений в учетное      
предоставляются     дело юридического лица, книгу      
информационное     учета проверок и книгу      
письмо     замечаний и предложений.      
с приложением:     Инспекция Министерства      
- копии устава     по налогам и сборам РБ      
со штампом     по месту постановки на учет      
регистрирующего     заводит на юридическое лицо      
органа;     учетное дело, в котором      
- копии     содержится вся «история»      
свидетельства     данной организации, включая      
о государственной     все изменения, в т.ч.      
регистрации     и информация о реорганизации.      
(примечание 6)     Поэтому, несмотря      
      на уведомление ИМНС      
      о реорганизации, на практике      
      необходимо в последующем      
      представить соответствующие      
      документы    
            Письмо-уведомление
        со штампом ИМНС
Письмо-  
Фонд социальной защиты
    о его приеме; книга
уведомление    
населения Министерства труда
    замечаний и предложений;
с приложением    
и социальной защиты РБ
    книга проверок
следующих    
(далее - ФСЗН) по месту
    с исправлениями
документов:    
постановки на учет
     
- копии устава     Внесение изменений в учетное      
со штампом     дело юридического лица.      
регистрирующего     Фонд социальной защиты      
органа;     населения Министерства труда      
- копии     и социальной защиты РБ      
свидетельства     по месту постановки на учет      
о государственной     заводит на юридическое лицо      
регистрации;     учетное дело, в котором      
- информация     содержится вся «история»      
о директоре     данной организации,      
и главном     включая все изменения, в т.ч.      
бухгалтере     и информация о реорганизации.      
(в случае     Поэтому, несмотря      
назначения     на уведомление ФСЗН      
нового директора     о реорганизации,      
и главного     на практике необходимо      
бухгалтера)     в последующем представить      
      соответствующие документы    
            Письмо-уведомление
        со штампом ФСЗН
Письмо-  
Белорусское республиканское
    о его приеме
уведомление    
унитарное страховое
     
с приложением    
предприятие «Белгосстрах»
     
следующих    
(далее - Белгосстрах)
     
документов:     Внесение изменений в учетное      
- страховое     дело юридического лица      
свидетельство;     в месячный срок со дня      
- информация     изменения наименования      
о директоре     и (или) места нахождения      
и главном     (примечание 7).      
бухгалтере     В законодательстве      
(в случае     не предусмотрена обязанность      
назначения     по уведомлению Белгосстраха      
нового директора     при реорганизации, однако      
и главного     данная процедура как минимум      
бухгалтера)     связана с изменением      
      наименования юридического      
      лица, поэтому по аналогии      
      можно применить данные      
      сроки. Кроме того,      
      при реорганизации на практике      
      необходимо заменить      
      страховое свидетельство    
            Письмо-уведомление
        со штампом Белгосстраха
Письмо-  
Орган статистики
    о его приеме;
уведомление     Внесение изменений в учетное     новое страховое
с приложением     дело юридического лица.     свидетельство
копии устава     В законодательстве      
со штампом     не предусмотрена обязанность      
регистрирующего     по уведомлению органов      
органа     статистики при реорганизации,      
      однако на практике работники      
      данных органов просят      
      представить документы      
      юридического лица, созданного      
      в результате реорганизации      
      в форме преобразования,      
      для внесения изменений      
      в учетное дело    
            Письмо-уведомление со штампом органа
             
        статистики о его приеме
Заявление  
Лицензирующий орган
     
о выдаче    
Получение новой лицензии.
     
лицензии     В случае реорганизации      
(примечание 8)     юридического лица в форме      
с приложением     преобразования вновь      
следующих     созданное юридическое лицо      
документов:     при намерении осуществлять      
- копии устава     лицензируемый вид      
со штампом     деятельности      
регистрирующего     реорганизованного      
органа;     юридического лица в месячный      
- копии     срок со дня своей      
свидетельства     государственной регистрации      
о государственной     обязано подать      
регистрации;     в соответствующий      
- документа     лицензирующий орган      
об уплате     заявление с приложением      
государственной     необходимых документов      
пошлины     для выдачи новой лицензии      
в размере     (примечание 10)    
8 базовых           Новая лицензия
величин          
(примечание 9)    
Территориальный орган
     
     
по ценным бумагам
     
      Аннулирование акций      
      акционерного общества (АО)      
      (примечание 11)    
          Исключение акций
            из Государственного
            реестра ценных бумаг

 

Примечание 1. Образец взят на сайте Минского городского исполнительного комитета: www.minsk.gov.by.

Порядок изготовления и уничтожения печатей и штампов определен Инструкцией о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденной постановлением МВД РБ от 25.09.2000 № 157 (далее - Инструкция).

При анализе п.62 Инструкции можно прийти к выводу о том, что в случае реорганизации печати подлежат сдаче для уничтожения:

- в регистрирующие органы, если разрешение на право изготовления этих печатей выдавалось регистрирующими органами (т.е. до 1 февраля 2009 г.),

- в орган внутренних дел по месту нахождения юридического лица - во всех остальных случаях.

Таким образом, в случае реорганизации юридического лица печати следует сдавать либо в регистрирующие органы (для организаций, зарегистрированных до 01.02.2009), либо в органы внутренних дел по месту нахождения юридического лица, где они будут подлежать уничтожению сотрудником разрешительной системы органов внутренних дел в присутствии уполномоченного представителя юридического лица.

Примечание 2. В соответствии с п.22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1, наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий.

Примечание 3. Если в период работы происходит реорганизация организации, а трудовые отношения с согласия работника продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 записываются номер и дата приказа (распоряжения), на основании которого указанные изменения произведены (п.34 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30).

Однако если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 ст.35 Трудового кодекса РБ с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка.

Примечание 4. Банки вправе разрабатывать локальные акты, которые более детально регламентируют порядок открытия и переоформления счетов юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Беларусь. Поэтому список документов, необходимых для переоформления счетов в банке, может быть более широким. В частности, на практике некоторые банки требуют представить документы, подтверждающие полномочия директора и главного бухгалтера организации.

Примечание 5. Порядок и сроки уведомления банков устанавливаются внутренними локальными актами банка, а также п.10 постановления Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов».

Примечание 6. В случае назначения нового директора и главного бухгалтера юридического лица дополнительно представляются следующие документы:

- копии протокола, в котором содержатся сведения о назначении директора юридического лица;

- копии трудовых контрактов с директором и главным бухгалтером;

- копии паспортов директора и главного бухгалтера;

- копии диплома о высшем образовании главного бухгалтера;

- копии трудовой книжки главного бухгалтера, подтверждающей стаж работы по специальности не менее 5 лет (для лиц, не имеющих высшего специального образования);

- копии договора на оказание бухгалтерских услуг (если руководство бухгалтерским учетом будет осуществлять сторонняя организация или индивидуальный предприниматель).

Примечание 7. Данная обязанность предусмотрена п.15 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294.

Примечание 8. Образцы заявлений на получение лицензии можно найти на сайтах соответствующих лицензирующих органов.

Примечание 9. Размер пошлины указан согласно приложению 22 к Особенной части Налогового кодекса РБ.

Примечание 10. При подаче в сроки заявления о выдаче новой лицензии лицензиат до получения новой лицензии осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии, что срок ее действия не истек, а осуществляемая деятельность соответствует особым требованиям и условиям, определенным лицензией (п.19-1 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента РБ от 14.07.2003 № 17).

Обратите внимание. Данная норма без изменений отражена в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (ст.69 и 73), который вступит в силу с 1 января 2011 г.

Примечание 11. Данная стадия возникает лишь при реорганизации в форме преобразования из АО в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Согласно части пятой ст.89 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» при реорганизации АО в форме преобразования в АО другого вида или в иную форму коммерческой организации акции реорганизуемого АО аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

В соответствии со ст.123 Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Минфина РБ от 11.12.2009 № 146 (далее - Инструкция № 146), исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется регистрирующим органом путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг в случае реорганизации АО, в результате которой создаются юридические лица иных организационно-правовых форм, - на основании сведений о прекративших деятельность субъектах хозяйствования.

 

Этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в акционерное общество)
               
   
Депозитарий
     
      Заключение договора на депозитарное      
      обслуживание (примечание 1)    
                    Договор 
      ▼        на депо-
     
Профессиональный участник
    зитарное
     
рынка ценных бумаг
    обслуживание
      Заключение договора на оказание      
      консультационных услуг на рынке      
      ценных бумаг (примечание 2)    
                    Договор 
    ▼        на оказание  
Заявление  
Территориальный орган
    консульта-
о регистрации    
по ценным бумагам
    ционных
акций     Государственная регистрация     услуг
установленного   акций АО (примечание 6).     на рынке
образца     Срок регистрации - 15 дней, а в случае     ценных бумаг
(примечание 3)     направления запроса в другие     (только для
с приложением     государственные органы, иные     закрытого
следующих     организации - до 1 месяца.     акционерного
документов:     Государственная регистрация     общества
- решения     ценных бумаг влечет передачу     (далее -
о выпуске акций     ценных бумаг на централизованное     ЗАО))
(примечание 4);     хранение в депозитарную систему      
- копии                      
свидетельства            
о регистрации     Государственная   Отказ      
АО;     регистрация   в государственной      
- платежного     акций АО   регистрации      
документа,     (примечание 7)   акций АО      
подтверждающего             (примечание 8)    
уплату                   Мотиви-
госпошлины                     рованный
в размере отказ
30 базовых в регистрации
величин акций АО
(примечание 5)                    
          Свиде-
    тельство
            о государ-
ственной
            регистрации ценных
            бумаг с при-ложением
            письма

 

Примечание 1. В соответствии с п.48 Инструкции № 146 договор с депозитарием на депозитарное обслуживание эмитента должен быть заключен до государственной регистрации акций.

Примечание 2. В соответствии с п.22 Инструкции № 146 в ЗАО обязательно наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо заключение с профессионального участником договора, предусматривающего оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (если оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг не предусмотрено договором на депозитарное обслуживание эмитента). Таким образом, данная стадия не является обязательной при условии, если в ЗАО есть сотрудник с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо договор на депозитарное обслуживание предусматривает оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг.

Кроме того, данная стадия отсутствует при реорганизации юридического лица в форме преобразования в ОАО, так как в последнем наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг обязательно, и отсутствует альтернатива заключения договора на оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг, как для ЗАО.

Примечание 3. Форма заявления установлена Инструкцией № 146 (приложение 3).

Примечание 4. Форма решения установлена Инструкцией № 146 (приложение 4).

Примечание 5. Пункт 26 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380.

Примечание 6. При создании АО (в т.ч. и в результате реорганизации в форме преобразования) документы для государственной регистрации акций представляются в 2-месячный срок с даты государственной регистрации АО (п.26 Инструкции № 146).

Сведения об отделах (управлении) по ценным бумагам Главных управлений Министерства финансов РБ по областям и г.Минску:

 

Название
Место нахождения
Контактные телефоны
Отдел по ценным бумагам по Брестской обл. 224023, г.Брест, ул.Московская, 332/3, каб.5-7 (0162) 40 83 82;
41 46 14 (факс)
Отдел по ценным бумагам по Витебской обл. 210015, г.Витебск, ул.Ленина, 17 (0212) 37 60 51;
36 51 26 (факс)
Отдел по ценным бумагам по Гомельской обл. 246050, г.Гомель, ул.Гагарина, 17 (0232) 74 73 65;
74 17 40 (факс)
Отдел по ценным бумагам по Гродненской обл. 230023, г.Гродно, ул.Ожешко, 3, каб.916, облисполком (0152) 72 16 26;
74 34 33 (факс)
Управление по ценным бумагам по г.Минску 220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44, каб.1202-1203 (017) 283 28 69;
283 27 75 (факс)
Отдел по ценным бумагам по Минской обл. 220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44, каб.1204 (017) 334 68 32;
334 04 23 (факс)
Отдел по ценным бумагам по Могилевской обл. 212030, г.Могилев, ул.Первомайская, 71, каб.570, 567 (0222) 22 11 18;
32 66 54 (факс)

 

Примечание 7. Территориальный орган по ценным бумагам по истечении срока для рассмотрения документов и при отсутствии нарушений:

- вносит соответствующие сведения в Государственный реестр ценных бумаг;

- присваивает номер государственной регистрации акциям АО;

- выдает письмо, содержащее сведения о зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг акциях данной категории, данного типа привилегированных акциях, с приложением свидетельства о государственной регистрации ценных бумаг.

Примечание 8. Территориальный орган по ценным бумагам не осуществляет государственной регистрации акций АО в случаях:

- нарушения эмитентом установленного порядка выпуска ценных бумаг;

- несоответствия представленных документов требованиям законодательства о ценных бумагах, в т.ч. подложные, поддельные или недействительные документы.

Территориальный орган по ценным бумагам не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет эмитенту мотивированный отказ.

Отказ может быть обжалован эмитентом в судебном порядке.

 

15.12.2010 г.

 

Светлана Дашкевич, юрист

 

От редакции: В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.) и от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

В Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.) и от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 сентября 2011 г. Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 05.02.2009 № 154, на основании постановления Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164 изложено в новой редакции.

С 1 сентября 2011 г. в Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании Декрета Президента РБ от 27.06.2011 № 5 внесены изменения и дополнения.

В постановление Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294 «Об утверждении Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на основании постановлений Совета Министров РБ от 23.09.2011 № 1278 (с 6 октября 2011 г.) и от 11.07.2012 № 637 (с 3 августа 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 27 марта 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утратило силу.

С 19 апреля 2012 г. в Положение о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2011 № 173, на основании постановления Совета Министров РБ от 17.04.2012 № 350 внесены изменения и дополнения.

С 22 июня 2012 г. в Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40, на основании Указа Президента РБ от 14.06.2012 № 265 внесены изменения и дополнения.

В Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450, на основании Указа Президента РБ от 21.06.2012 № 284 внесены изменения и дополнения.