


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ
Основные нормативные акты
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок реорганизации юридического лица в форме разделения и государственной регистрации организаций, создаваемых в результате такой реорганизации, являются:
- Гражданский кодекс РБ (далее - ГК);
- Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение № 1 и Декрет № 1);
- Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII);
- постановление Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - постановление № 8);
- Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 05.02.2009 № 154 (далее - Положение № 154);
- постановление Минюста РБ от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее - постановление № 20);
- Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Минфина РБ от 11.12.2009 № 146 (далее - Инструкция № 146);
- Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Где осуществляется регистрация
Согласно п.4 Положения № 1 государственная регистрация юридического лица (в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме разделения) производится по месту его нахождения. Пункт 9 Положения № 1 предусматривает, что государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется только областными и Минским городским исполнительными комитетами, а государственная регистрация остальных субъектов хозяйствования - областными, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским городскими исполнительными комитетами. Кроме того, областные исполнительные комитеты вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные городские исполнительные комитеты - соответствующим администрациям районов в городах, что и имеет место быть на практике. Таким образом, если юридический адрес юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме разделения, находится в г.Минске и их учредители - граждане Республики Беларусь зарегистрированы в г.Минске, то в данном случае документы для государственной регистрации реорганизации представляются в администрацию района г.Минска по предполагаемому месту нахождения юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме разделения. Если же хотя бы один из учредителей юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме разделения, зарегистрирован не в г.Минске, то документы для осуществления государственной регистрации представляются в Минский городской исполнительный комитет.
Информация о государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в том числе созданных в результате реорганизации в форме разделения (г.Минск) | |||
Название |
Место нахождения |
Кабинет |
Телефон |
Минский городской исполнительный комитет | пл.Свободы, 8 |
103, 104 |
220 29 24, 220 29 23 |
Минский областной исполнительный комитет | ул.Комсомольская, 12 |
44 |
226 16 15, 227 66 01 |
Администрация Заводского р-на г.Минска |
ул.Жилуновича, 17 |
1 |
295 31 10 |
Администрация Ленинского р-на г.Минска |
ул.Маяковского, 83 |
220 |
223 33 57 |
Администрация Московского р-на г.Минска | пр-т Дзержинского, 10 |
206, 325 |
200 28 52 |
Администрация Октябрьского р-на г.Минска | ул.Чкалова, 6 |
112, 116 |
224 51 18, 224 49 21 |
Администрация Партизанского р-на г.Минска | ул.Захарова, 53 |
114, 115 |
294 61 82 |
Администрация Первомайского р-на г.Минска | пер.Чорного, 5 |
202 |
280 00 53 |
Администрация Советского р-на г.Минска |
ул.Дорошевича, 8 |
1, 7 |
292 62 10, 292 25 88 |
Администрация Центрального р-на г.Минска | ул.Мельникайте, 6 |
302 |
306 44 32 |
Минский районный исполнительный комитет | ул.Ольшевского, 8 |
116, 124 |
204 78 43 |
Администрация Фрунзенского р-на г.Минска | ул.Кальварийская, 39 |
209, 217 |
256 11 11, 204 79 25 |
Общая характеристика реорганизации юридического лица в форме разделения
Разделение юридического лица представляет собой одну из форм реорганизации, при которой происходит прекращение деятельности юридического лица, подвергшегося разделению, с передачей прав и обязанностей возникшим в результате разделения 2 или более организациям (ст.18 Закона № 2020-XII). Процесс реорганизации в форме разделения считается завершенным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Таким образом, при реорганизации организации в форме разделения деятельность реорганизуемого лица прекращается и образуются новые юридические лица. Кроме того, в результате разделения юридического лица может происходить одновременно и его преобразование, т.е. на базе имущества реорганизуемой организации создается юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
В целом процедура реорганизации в форме разделения схожа с процедурой реорганизации в форме выделения и также может использоваться как альтернатива созданию нового юридического лица, поскольку в результате разделения можно получить как минимум 2 новых юридических лица, которые сразу же после создания и регистрации приступят к осуществлению хозяйственной деятельности. Данные формы реорганизации отличаются друг от друга тем, что при разделении реорганизуемая организация прекращает свою деятельность, а при выделении работа реорганизуемой компании остается прежней с учетом видов деятельности, имущества, прав и обязанностей, переданных выделившемуся лицу.
Поскольку при разделении юридическое лицо прекращает свою деятельность, данную процедуру также часто используют как альтернативу ликвидации организации. Однако вследствие того, что такая «ликвидация» юридического лица является лишь результатом процедуры реорганизации, а не самостоятельным процессом, при ее правовом регулировании нельзя ссылаться на нормы Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1. В связи с этим на практике порой возникают дополнительные вопросы в отношении порядка прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации в форме разделения.
Обратите внимание!
Согласно нормам Положения № 1 учредители юридического лица несут ответственность не только за соблюдение процедуры его создания (в т.ч. и в результате реорганизации), но и за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими для регистрации документах.
Таким образом, в связи с тем что разделение - достаточно сложная процедура, которая в свою очередь осложняется дополнительными действиями по оформлению прекращения деятельности реорганизуемого юридического лица, необходимо внимательно отнестись к каждому этапу данного процесса во избежание возникновения проблемных ситуаций в будущем.
В нижеприведенном алгоритме рассматривается реорганизация в форме разделения унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ. Действия, необходимые для реализации данных процедур, осуществляются поэтапно.
Этап 1. Действия, предшествующие государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме разделения | |||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
Обратите внимание!
Так как в результате реорганизации в форме разделения создаются 2 и более новых юридических лиц, то последующие действия, указанные в алгоритме, должны выполнить собственники имущества (учредители, участники), уполномоченный орган всех новых юридических лиц.
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
Этап 2. Государственная регистрация юридических лиц, созданных в результате реорганизации в форме разделения | |||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
Этап 3. Действия после государственной регистрации юридических лиц, созданных в результате реорганизации в форме разделения | ||||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
Этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае создания в результате разделения акционерного общества) | |||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
Примечание 1. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
Согласно ст.18 Закона № 2020-XII общее собрание участников реорганизуемого хозяйственного общества принимает решение:
1) о порядке и условиях разделения, где должна быть отражена информация:
- о реорганизации юридического лица в форме разделения;
- о возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации;
- об определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется разделительный баланс;
2) о создании новых юридических лиц на базе реорганизованного общества. Здесь также следует решить вопрос о размере уставных фондов вновь создаваемых лиц;
3) о составе участников вновь возникших в результате разделения лиц. При разделении общества состав участников юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, может формироваться следующими способами:
- составы участников новых организаций совершенно различны (т.е. в каждом из вновь возникших юридических лиц наблюдаются исключительно разные участники). Такой подход наиболее часто встречается на практике;
- несколько из участников реорганизуемого общества одновременно участвуют в 2 и более юридических лицах, возникших на базе разделенной организации;
- все участники реорганизуемого общества одновременно участвуют в 2 и более юридических лицах, возникших на базе разделенной организации.
Второй и третий варианты можно использовать во избежание проблем, которые могут возникнуть у общества в связи с антимонопольными ограничениями и запретами, установленными белорусским законодательством.
Обратите внимание!
Исходя из части второй п.9 ст.113 ГК в случае раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, а также перехода права собственности на имущество унитарного предприятия в порядке наследования, правопреемства либо иными не противоречащими законодательству способами к 2 и более лицам унитарное предприятие может быть реорганизовано путем разделения. Таким образом, законодательство допускает возможность применения такой формы реорганизации, как разделение, и к частному унитарному предприятию (ЧУП).
Примечание 2. В силу части третьей ст.12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» при реорганизации организации проведение инвентаризации является обязательным.
Форма приказа о назначении и проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств установлена Инструкцией № 180 (приложение 1).
Примечание 3. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК)). После получения налоговыми органами соответствующего уведомления деятельность реорганизуемого юридического лица может быть подвергнута внеплановой налоговой проверке. Обязательность проведения внеплановой налоговой проверки при реорганизации ранее содержалась в п.4 ст.69 Общей части НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.), однако с учетом изменений, внесенных в НК Законом РБ от 29.12.2006 № 190-З, на сегодняшний день назначение такой проверки - право налоговых органов, а не обязанность.
Примечание 4. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40).
Примечание 5. В соответствии с Положением о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294 (далее - Положение № 1294) (в редакции, действовавшей до 31 мая 2008 г.), страхователь был обязан письменно сообщать страховщику по месту регистрации о реорганизации юридического лица в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения (подп.18.2 п.18). Однако постановлением Совета Министров РБ от 31.05.2008 № 783 Положение № 1294 было изложено в новой редакции, в которой обязанность уведомления страховщика о реорганизации юридического лица у страхователя не предусмотрена.
В свою очередь, согласно абзацу 13 п.298 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530, страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что обязанность уведомления органов Белгосстраха все-таки осталась, но из-за неконкретной формулировки появляется вопрос о сроках такого уведомления. С одной стороны, можно действовать, как и раньше, и уведомить Белгосстрах в течение нескольких дней со дня принятия соответствующего решения, но, с другой стороны, вероятно, это можно сделать на любой стадии реорганизации, вплоть до государственной регистрации юридических лиц, созданных в результате разделения.
Отметим, что уведомление о реорганизации органов государственной статистики не является обязательным, однако прочно закрепилось на практике.
Примечание 6. Статья 56 ГК обязывает орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой организации, которые выступают ее кредиторами на дату принятия решения о реорганизации. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации юридического лица (ст.23 Закона № 2020-XII). Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации при заключении с ними договоров. Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона № 2020-XII.
Примечание 7. Исходя из разъяснения ВХС РБ от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» данное уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.
Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении, действующим законодательством не установлен. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы сделать правильный выбор о продолжении или прекращении хозяйственных связей с реорганизуемым юридическим лицом. Способ отправки данного письменного уведомления законодательно также не урегулирован; предположительно, что для этих целей можно использовать заказные письма, телеграммы, электронные документы. Предпочтительнее - посылать заказным письмом с уведомлением с описью вложения.
Примечание 8. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п.5 ст.35 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме разделения следует помнить, что это может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.
Примечание 9. Законодательством не определено, что согласие работника на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено в письменной форме каждым работником индивидуально. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить работника о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, полагаем, правильными будут действия нанимателя, если он проведет общее собрание либо вывесит решение о реорганизации юридического лица на доске объявлений. Получение согласия работника на продолжение трудовых отношений подразумевается, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу.
В случае если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица малочисленный, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под роспись.
Примечание 10. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Согласно п.5 Инструкции № 180 инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.). К инвентаризируемым активам относятся:
- внеоборотные активы;
- оборотные активы;
- дебиторская задолженность;
- расчеты с учредителями;
- денежные средства;
- финансовые вложения;
- прочие оборотные активы.
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся:
- долгосрочные кредиты и займы;
- краткосрочные кредиты и займы;
- кредиторская задолженность;
- задолженность перед учредителями;
- резервы предстоящих расходов;
- прочие виды обязательств.
Примечание 11. Как следует из п.3 ст.54 ГК, при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Однако, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного хозяйственного общества, возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам этого общества перед его кредиторами (часть пятая ст.23 Закона № 2020-XII).
В свою очередь, неуказание в разделительном балансе налогов и экономических санкций не освобождает юридических лиц, созданных в результате реорганизации в форме разделения, от уплаты налогов и ответственности в виде уплаты экономических санкций. Так, исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемников независимо от того, были ли известны правопреемникам до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией (п.2 ст.39 Общей части НК).
Кроме того, при принятии решения о реорганизации в форме разделения и составлении разделительного баланса необходимо обратить внимание на то, как будут разделены права и обязанности реорганизуемой организации между юридическими лицами, возникающими на основе реорганизованного лица. Поскольку в законодательстве Республики Беларусь нет четкой регламентации того, как должны быть отражены активы и пассивы в разделительном балансе, может возникнуть ситуация, при которой все наиболее важные сферы деятельности реорганизуемого юридического лица и связанные с ними права и обязанности перейдут исключительно к одной из вновь возникших организаций, а остальные лица, созданные в результате разделения, получат в основном долги, но не получат адекватных им активов. Такая ситуация, безусловно, ущемляет интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица, поэтому, по мнению автора, необходимо, чтобы в разделительном балансе активы и пассивы были как минимум пропорционально разделены между теми субъектами, которые возникнут на базе реорганизованной организации.
Примечание 12. Разделительный баланс не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица, а служит необходимым основанием для ее проведения.
С 1 февраля 2009 г. согласно Положению № 1 разделительный баланс не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации реорганизации, тем не менее является необходимым документом для проведения процедуры реорганизации.
Обратите внимание!
При составлении разделительного баланса лица, принявшие решение о реорганизации, могут столкнуться с некоторыми сложностями в определении уполномоченного лица на подписание передаточных документов со стороны вновь создаваемых лиц, которые на момент подписания официально еще не являются юридическими лицами (не пройдена процедура государственной регистрации). На практике данные документы подписываются либо самими учредителями, либо лицами, которые, как предполагается, в дальнейшем будут исполнять обязанности руководителя, главного бухгалтера организации.
Примечание 13. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому оно является, и возмещения убытков (п.2 ст.56 ГК).
Примечание 14. Согласно ст.18 Закона № 2020-XII общее собрание участников каждого из вновь возникающих в результате разделения хозяйственных обществ и (или) учредители (участники) каждого из вновь возникающих в результате разделения юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждают их учредительные документы и образуют их органы.
Кроме того, при принятии решения о создании нового юридического лица в результате реорганизации в форме разделения следует обратить внимание и включить в повестку следующие вопросы:
1) об организации нового лица.
Здесь должны найти отражение сведения:
- о наименовании новой организации;
- лице, уполномоченном на согласование наименования;
- месте нахождения организации.
Обратите внимание!
В соответствии с Положением № 1 для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган не требуется представлять документы, касающиеся его местонахождения. Вместе с тем данные сведения должны быть указаны в уставе организации и заявлении о государственной регистрации, подписывая которое учредители организации подтверждают, что сведения, содержащиеся в представленных документах, в т.ч. и в заявлении, достоверны. Тем самым они берут на себя ответственность за то, что указанные ими данные соответствуют действительности.
Таким образом, во избежание ситуаций, когда государственная регистрация организации, созданной в результате реорганизации в форме разделения, может быть признана недействительной на основании представления учредителями компании в регистрирующий орган заведомо ложных сведений в отношении местонахождения юридического лица, рекомендуем уделить особое внимание оформлению указанных документов;
2) об определении размера уставного фонда, размера долей и вкладов учредителей, порядке их внесения в уставный фонд. По общему правилу размеры уставных фондов юридических лиц, созданных в результате разделения, равны (совокупно) размеру уставного фонда реорганизуемой организации. Однако участники новых организаций вправе разрешить данный вопрос по-другому.
Кроме того, на практике может возникнуть ситуация, когда размер уставного фонда создаваемой организации, передаваемый по разделительному балансу, окажется меньше минимального размера уставного фонда, установленного законодательством для юридического лица данной организационно-правовой формы. Например, в результате разделения закрытого акционерного общества (ЗАО), уставный фонд которого равен 150 базовым величинам (БВ), создаются 2 самостоятельных ЗАО. Напомним, что согласно п.8 Положения № 1 минимальный размер уставного фонд ЗАО должен составлять не менее 100 БВ. Предположим, что одно из созданных в результате разделения ЗАО получает по разделительному балансу уставный фонд в размере 100 БВ. Следовательно, размер уставного фонда второго ЗАО будет равен лишь 50 БВ, что не соответствует нормам Положения № 1. В таком случае участники второго ЗАО должны будут доформировать уставный фонд организации до минимального размера, установленного законодательством, одним из следующих способов:
- путем внесения имущества, находящегося в их собственности, в качестве вклада в уставный фонд ЗАО. В такой ситуации имущество подлежит оценке, в отношении которой в последующем необходимо провести экспертизу ее достоверности, руководствуясь нормами Положения о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2011 № 173. В этом случае в протоколе должно быть указано наименование организации, которая будет проводить экспертизу достоверности оценки.
Обратите внимание!
Исходя из части четвертой ст.29 Закона № 2020-XII в случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд хозяйственного общества неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится. Таким образом, если первоначальную оценку неденежного вклада проводила уполномоченная организация-оценщик (в таком случае оценка является независимой), то экспертизу достоверности такой оценки проводить не нужно;
- путем внесения денежного вклада. Для этого необходимо открыть временный счет для формирования уставного фонда новой организации, на который будут вноситься деньги. В таком случае в протоколе должно быть прописано решение об открытии временного счета и предоставлении соответствующих полномочий одному из участников данного юридического лица;
3) о подписании разделительного баланса.
Новые участники, учредитель должны определить, устраивает ли их то имущество, права и обязанности, которые перейдут к создаваемому ими юридическому лицу в процессе разделения;
4) об образовании органов организации и избрании ее членов;
5) о подписании и утверждении устава;
6) иные вопросы, которые в каждой конкретной ситуации посчитают необходимым решить участники общего собрания (учредитель).
Например:
- утверждение решения о выпуске акций в случае создания в результате разделения акционерного общества (АО);
- указание учредителя хозяйственного общества, уполномоченного на подписание заявления о государственной регистрации, в случае, если количество учредителей создаваемого в результате разделения хозяйственного общества более 3 и ими принято решение уполномочить одного из них на подписание указанного заявления.
Обратите внимание!
Согласно Положению № 1 при государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляется определенный пакет документов, включая соответствующее заявление, которое в свою очередь должно быть подписано учредителями создаваемой организации (их представителями) в присутствии работника регистрирующего органа. Это означает, что при представлении документов для регистрации хозяйственного общества все его учредители (их представители) должны лично присутствовать в регистрирующем органе, что может вызвать определенные трудности, так как им придется «подстраиваться» под одно и то же время. Во избежание возникновения таких ситуаций в абзаце 2 части третьей п.18 Положения № 1 установлено, что, если количество учредителей коммерческой организации более 3 человек, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой организации. В таком случае в протоколе производится следующая запись: «Уполномочить Петрова Петра Петровича представлять интересы остальных участников ООО в регистрирующем органе по вопросу регистрации ООО и подписать от их имени заявление о государственной регистрации, в том числе листы А».
Примечание 15. Форму такого заявления см. в приложении к Положению № 154.
Примечание 16. Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций для их последующей государственной регистрации определяется Положением № 154 и постановлением № 20.
В регистрирующие органы для согласования наименования юридических лиц обращается учредитель (участник), на которого в соответствии с решением (протоколом) возложена данная обязанность, или его представитель. Согласование наименования может быть осуществлено:
1) при личном обращении заявителя в регистрирующий орган с предъявлением документа, удостоверяющего его личность (в присутствии заявителя в день обращения);
2) направлении заявителем документов по почте (в течение 2 рабочих дней);
3) представлении заявителем электронных документов в порядке, установленном Положением № 154 (не позднее следующего рабочего дня с даты получения заявления). При этом электронные документы для согласования наименования могут быть представлены учредителем - физическим или юридическим лицом - резидентом Республики Беларусь.
На практике второй вариант менее удобен, так как в любом случае необходимо будет приезжать в исполнительный комитет за справкой о согласовании наименования. Кроме того, при личном обращении работник регистрирующего органа на месте проверяет, нет ли такого названия в базе Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) и соответствует ли оно требованиям законодательства. При наличии такого названия в базе или возникновении каких-либо затруднений учредитель (участник) или его представитель может сразу предложить другое наименование и разрешить все вопросы на месте. При отправлении же документов по почте придется ждать ответа 2 дня, а затем в случае отказа повторять все заново.
Обратите внимание!
Ни одна из созданных в результате реорганизации в форме разделения организаций не сможет оставить за собой фирменное наименование реорганизуемого юридического лица, поскольку в соответствии с подп.11.2 п.11 Положения № 154 и подп.1.2 п.1 постановления № 20 вновь создаваемые компании не могут иметь наименования, тождественные с наименованиями ранее зарегистрированных фирм.
Примечание 17. В соответствии с нормами Закона РБ от 28.12.2009 № 97-З «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» учредительным документом общества с ограниченной ответственностью (ООО) и общества с дополнительной ответственностью является только устав. Таким образом, данные изменения исключили необходимость подготовки учредительного договора, который раньше наравне с уставом являлся учредительным документом юридических лиц этих организационно-правовых форм.
Согласно п.2 ст.48, части второй п.2 ст.113 ГК, ст.14 и 69 Закона № 2020-XII в уставе юридического лица должны содержаться следующие сведения:
- о том, что данное юридическое лицо создано в результате реорганизации в форме разделения;
- наименование юридического лица;
- место его нахождения;
- цели деятельности;
- размер уставного фонда, порядок и источники его формирования;
- права и обязанности участников;
- структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция органов юридического лица;
- порядок управления деятельностью юридического лица;
- орган управления юридического лица или в случае, когда в АО с числом акционеров менее 50 не создается совет директоров (наблюдательный совет), лицо (работник), уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников;
- порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;
- условия и порядок распределения прибыли и убытков;
- перечень представительств и филиалов;
- ответственность юридического лица, его участников;
- порядок утверждения бухгалтерской отчетности юридического лица (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов;
- порядок и объем представления участникам информации о юридическом лице;
- иные сведения.
В уставе АО дополнительно предусматриваются сведения:
- об общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, выпускаемых юридическим лицом, количестве акций каждой категории;
- о фиксированном размере дивиденда по привилегированным акциям (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций) либо о порядке его определения (в случае выпуска привилегированных акций);
- о фиксированной стоимости имущества (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций), подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации юридического лица, либо о порядке ее определения (в случае выпуска привилегированных акций);
- об очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, а также распределения имущества между акционерами - владельцами этих акций в случае ликвидации юридического лица (в случае выпуска привилегированных акций нескольких типов);
- о круге лиц либо о порядке определения круга лиц, среди которых возможно размещение и обращение акций, выпускаемых юридическим лицом (только ЗАО);
- иные сведения, если необходимость их включения в устав предусмотрена Законом № 2020-XII (для АО).
В соответствии с п.19 Положения № 1 виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, могут указываться в его уставе по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица осуществляемых им видов деятельности.
Примечание 18. Согласно п.12 постановления № 8 при реорганизации юридического лица в форме разделения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации по форме, утвержденной постановлением № 8 (приложение 1).
Примечание 19. При реорганизации юридического лица в форме разделения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации. В силу п.13 Положения № 1 к нему прилагаются документы, необходимые для государственной регистрации коммерческой организации.
Примечание 20. Так как при реорганизации юридического лица в форме разделения в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации, то исходя из приложения 22 к Особенной части НК за данные действия взимается пошлина в размере 5 БВ.
Примечание 21. Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
В соответствии с п.11 Положения № 1 регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями. Таким образом, подать документы для государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, можно в течение всего рабочего дня регистрирующего органа, за исключением обеденного перерыва.
Обратите внимание!
Декретом Президента РБ от 27.06.2011 № 5 внесены изменения в Декрет № 1, которые вступили в силу с 1 сентября 2011 г. Согласно этому Декрету наряду с обычной процедурой регистрации (т.е. посредством личной подачи документов в регистрирующий орган) с 1 сентября 2011 г. введен альтернативный способ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в электронном виде. Порядок такой регистрации установлен постановлением Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164, которым утверждена Инструкция о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом. Электронная государственная регистрация проводится путем представления соответствующих документов в электронном виде через веб-портал ЕГР. Документы, подаваемые для государственной регистрации в электронном виде, должны содержать электронную цифровую подпись заявителя, который предварительно должен зарегистрироваться в качестве владельца личного ключа электронной цифровой подписи.
Однако на начальном этапе электронная регистрация вводится только в отношении ЧУП и индивидуальных предпринимателей (ИП). Например, в результате реорганизации в форме разделения одно из вновь созданных юридических лиц является ЧУП, а второе - ООО. В таком случае для осуществления государственной регистрации ЧУП его учредитель может прибегнуть к электронному способу регистрации, а учредители вновь создаваемого хозяйственного общества на практике все равно будут регистрировать свое юридическое лицо посредством личного обращения в регистрирующий орган.
Примечание 22. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
- ставит на уставе юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр данных документов лицу, их представившему;
- вносит в ЕГР запись о государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения;
- представляет в Министерство юстиции РБ необходимые сведения о юридическом лице, созданном в результате реорганизации в форме разделения, для включения их в ЕГР и для исключения из него сведений о реорганизованном юридическом лице.
Примечание 23. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, в случаях:
- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.
Примечание 24. Устав со штампом регистрирующего органа выдается в день подачи документов для государственной регистрации; свидетельство о государственной регистрации - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации; документы, подтверждающие постановку юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, на учет в различных государственных органах, - в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР.
Примечание 25. Порядок изготовления и уничтожения печатей и штампов определен Инструкцией о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденной постановлением МВД РБ от 25.09.2000 № 157 (далее - Инструкция № 157). Согласно п.62 Инструкции № 157 в случае реорганизации юридического лица печати следует сдавать либо в регистрирующие органы (для организаций, зарегистрированных до 1 февраля 2009 г.), либо в органы внутренних дел по месту нахождения юридического лица, где они будут подлежать уничтожению сотрудником разрешительной системы органов внутренних дел в присутствии уполномоченного представителя юридического лица. Печать может быть уничтожена любым уполномоченным лицом, указанным в заявлении.
Самостоятельно юридическое лицо может уничтожать только те печати, в тексте которых отсутствует наименование юридического лица, угловые, прямоугольные, треугольные и овальные штампы, пломбиры, нумераторы, клише, факсимиле, штемпеля, блокировочные штампы и клейма, металлические печати для опечатывания шкафов, сейфов, дверей и др. Печать же с реквизитами уничтожается только работником соответствующего органа (часть третья п.62 Инструкции № 157).
Обратите внимание!
Согласно п.64 Инструкции № 157 нарушение установленного порядка сдачи печати юридического лица для уничтожения после принятия решения о его ликвидации, совершенное должностным лицом юридического лица, влечет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Кроме того, ст.23.38 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях также устанавливает ответственность только в случае нарушения должностным лицом установленного порядка сдачи печатей и штампов юридического лица для уничтожения после принятия решения о его ликвидации.
Можно прийти к выводу о том, что административная ответственность не применяется при нарушении установленного порядка уничтожения печати при реорганизации юридического лица. Более того, если организация, изготавливающая печать для юридического лица, созданного в результате реорганизации, не потребует квитанцию об уничтожении предыдущей печати (а такое на практике случается), то печать реорганизованного юридического лица может быть сохранена.
Примечание 26. После государственной регистрации нового юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, оно должно изготовить новую печать, для чего реорганизованная организация должна уничтожить старую и получить соответствующую квитанцию, подтверждающую факт уничтожения печати, для представления ее в штемпельно-граверную организацию. Однако, как указывалось ранее, не все штемпельно-граверные организации на практике требуют квитанцию об уничтожении предыдущей печати.
Примечание 27. В соответствии с п.22 Положения № 1 наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий.
Примечание 28. Если в период работы происходит реорганизация организации, а трудовые отношения с согласия работника продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 указывают номер и дату приказа (распоряжения), на основании которого указанные изменения произведены (п.34 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30). Приказ о продолжении трудовых отношений издается новым нанимателем после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, и при согласии работника. Законодательством не предусмотрено заключение нового трудового договора (контракта) после реорганизации, вместе с тем стороны могут внести в трудовой договор изменения в части сведений о нанимателе.
Однако, если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 ст.35 ТК с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка.
Правило о продолжении трудовых отношений при реорганизации юридического лица предполагает работу с сохранением всех условий трудового договора (контракта), действующего на момент реорганизации, в т.ч. трудовой функции. В случае невозможности сохранения хотя бы одного из условий трудового договора новый наниматель вправе уволить работника в соответствии с п.1 ст.42 ТК. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников допускается только в том случае, если новый наниматель не имеет возможности сохранить прежние условия трудового договора с работником по объективным причинам (изменение основных видов деятельности, направленности оказываемых услуг и др.). Данное увольнение не является обязанностью нанимателя - возможен перевод работника на имеющиеся вакансии. При увольнении по п.1 ст.42 ТК наниматель должен соблюсти определенную процедуру и гарантии прав работников, закрепленные в ст.43, 45, 46, 48, 268, 287, 325 ТК.
Примечание 29. Документы представляются в соответствии с подп.2.3 п.2 Декрета № 1. Банки вправе разрабатывать локальные акты, которые более детально регламентируют порядок открытия счетов юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Беларусь. В связи с этим список документов, необходимых для открытия счетов в банке, может быть более широким. В частности, на практике некоторые банки требуют представить документы, подтверждающие полномочия директора (управляющей организации или ИП) и главного бухгалтера (организации или ИП, ведущих бухгалтерский учет в организации) организации, созданной в результате реорганизации в форме разделения.
Примечание 30. Так как юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме разделения, является новым самостоятельным субъектом хозяйствования со своим учетным номером плательщика, отличным от регистрационного номера реорганизованного юридического лица, оно должно открыть новый текущий (расчетный) счет в банке.
Примечание 31. Поскольку после государственной регистрации юридических лиц, созданных в результате реорганизации в форме разделения, реорганизованное юридическое лицо исключается из ЕГР и прекращает свою хозяйственную деятельность, оно должно закрыть свои текущие (расчетные) и иные счета и перевести оставшиеся на них денежные средства на текущий (расчетный) счет созданного в результате реорганизации юридического лица, в собственность которого данные денежные средства переходят по разделительному балансу.
Примечание 32. Порядок и сроки уведомления банков устанавливаются внутренними локальными актами банка, а также п.10 постановления Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» (далее - постановление № 40). Согласно данному пункту владелец счета обязан направить в банк письменное уведомление за подписью уполномоченного лица об изменении сведений, позволяющих идентифицировать владельца счета (реорганизация, изменение наименования владельца счета - юридического лица). В такой ситуации возникает вопрос о том, с какого момента начинает течь указанный в постановлении срок. На наш взгляд, такой срок можно исчислять со дня государственной регистрации юридических лиц, созданных в результате реорганизации в форме разделения. Однако во избежание проблемных ситуаций этот вопрос следует уточнить у работников банка, в котором обслуживается реорганизуемое юридическое лицо.
Необходимо отметить, что постановление № 40 не регулирует вопросы переоформления и закрытия банковских счетов. Эти вопросы переданы в компетенцию банков, которым поручено принять локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок открытия, закрытия, переоформления банковских счетов, в т.ч. особенности по каждому виду банковского счета и по отдельным категориям владельцев счетов (при необходимости), с учетом требований постановления № 40 и иных актов законодательства (п.13 постановления № 40). Таким образом, банк самостоятельно с учетом вышеуказанных требований законодательства определяет перечень документов, необходимых для закрытия счета.
Согласно п.3 ст.54 ГК и частью третьей ст.18 Закона № 2020-XII при разделении юридического лица к вновь возникшим организациям в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованной организации, в т.ч. право распоряжения расчетными счетами последнего.
Таким образом, на основании письма-уведомления и документов о произошедшей реорганизации текущие (расчетные) и иные счета реорганизованного юридического лица следует сначала переоформить на одно из юридических лиц, созданных в результате разделения, к которому согласно разделительному балансу переходит право распоряжения данными счетами, а затем закрыть. Решение о закрытии этих счетов будет полномочно принять руководство соответствующего юридического лица уже как своих собственных расчетных счетов.
Примечание 33. Форма заявления установлена постановлением МНС РБ от 04.08.2011 № 28 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 99 и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (приложение 133) (вступает в силу 25 ноября 2011 г.).
Размер платы за книгу замечаний и предложений определен постановлением Минфина РБ от 29.03.2005 № 37.
Примечание 34. Форма заявления установлена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами)» (приложение 21).
Примечание 35. Порядок ведения книги замечаний и предложений регулируется Положением о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285.
Примечание 36. Порядок ведения книги учета проверок регулируется Правилами ведения книги учета проверок, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383.
Примечание 37. В соответствии с п.3 ст.287 Особенной части НК.
Примечание 38. В силу п.4 ст.108 Особенной части НК.
Примечание 39. Согласно п.19 Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденной постановлением Минфина РБ, МНС РБ, Минсвязи РБ от 12.08.2011 № 33/77/17, организации в случае реорганизации в форме разделения не позднее 5 рабочих дней со дня государственной регистрации нового юридического лица представляют в ИМНС заявление произвольной формы о произошедшей реорганизации с указанием наименования реорганизованной организации и акт инвентаризации неиспользованных бланков с указанием типов, кодов, серий, номеров бланков и их количества. В заявлении о произошедшей реорганизации указываются также данные о правопреемнике (правопреемниках) организации, которому (которым) в соответствии с разделительным балансом переданы бланки. Инспекция МНС передает соответствующие изменения в электронный банк данных в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах, совершаемых налоговыми органами. Впоследствии вновь созданные в результате разделения организации уведомляются о внесении изменений в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах.
Таким образом, остатки неиспользованных бланков реорганизуемой организации подлежат дальнейшему использованию его правопреемниками.
Однако может возникнуть вопрос о том, что же делать с данными бланками, если был пропущен установленный для подачи заявления срок? На практике при несоблюдении установленного срока такие бланки подлежат инвентаризации, по результатам которой составляется акт списания бланков первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках. Акт утверждается руководителем новой организации, к которой по разделительному балансу перешли данные документы, и не позднее рабочего дня, следующего за днем его утверждения, передается в ИМНС. Инспекция МНС в свою очередь не позднее 2 рабочих дней со дня получения акта передает в электронный банк данных сведения о бланках, указанных в акте списания бланков, с признаком «Недействительно».
Примечание 40. Исходя из п.9 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 96, при реорганизации юридического лица в форме разделения каждому из вновь возникших юридических лиц присваивается учетный номер плательщика, а реорганизованное юридическое лицо исключается из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), присвоенный ему учетный номер плательщика признается недействительным.
Таким образом, реорганизованное юридическое лицо снимается с налогового учета путем его исключения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц).
Примечание 41. В соответствии с п.7 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2009 № 917, юридические лица подлежат снятию с учета в качестве плательщиков в органах ФСЗН в течение 2 рабочих дней с даты получения органами ФСЗН уведомления (в произвольной форме) от них о прекращении своей деятельности (в т.ч. и в случае реорганизации). Датой снятия с учета является дата получения органами ФСЗН соответствующего уведомления.
Примечание 42. Согласно п.18 и 20 Положения № 1294 в случае исключения страхователя - юридического лица из ЕГР в течение 3 рабочих дней, исчисляемых со дня получения сведений об исключении страхователя из ЕГР, страховщиком осуществляется снятие с учета данного страхователя.
Таким образом, в приведенной ситуации снятие страхователя с учета осуществляется автоматически и не требует дополнительных уведомлений от страхователя.
Обратите внимание!
Согласно нормам Инструкции о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики, утвержденной постановлением Белстата от 02.03.2009 № 26, органы статистики осуществляют как постановку юридического лица на учет в качестве респондента государственных статистических наблюдений, так и снятие респондентов с учета на основании информации, передаваемой регистрирующими органами путем обмена электронными документами. Однако на практике иногда возникают ситуации, когда работники данных органов просят представить документы юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме разделения, для внесения изменений в учет.
Примечание 43. Образцы заявлений на получение лицензии можно найти на сайтах соответствующих лицензирующих органов.
Примечание 44. Размер пошлины указан согласно приложению 22 к Особенной части НК.
Примечание 45. При подаче в сроки заявления о выдаче новой лицензии соискатель лицензии до получения новой лицензии осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии, что срок ее действия не истек, а соответствующая деятельность осуществляется с соблюдением лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату (пп.69, 73 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450).
При получении новой лицензии лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган оригинал ранее выданной лицензии (ее дубликат) (п.74 вышеуказанного Положения).
Примечание 46. Необходимость в этой стадии появляется лишь в том случае, если реорганизуемым юридическим лицом является АО.
Примечание 47. В силу части второй ст.89 Закона № 2020-XII при реорганизации АО в форме разделения акции реорганизуемого АО аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах. В свою очередь исключение ценных бумаг из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование выпуска ценных бумаг или его части) влечет снятие данных ценных бумаг с централизованного хранения в депозитарной системе.
В соответствии с п.123 Инструкции № 146 исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется регистрирующим органом путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг в случаях:
- реорганизации АО, в результате которой создаются юридические лица иных организационно-правовых форм, - на основании сведений о прекративших деятельность субъектах хозяйствования;
- реорганизации АО в форме разделения, в результате которой создано (созданы) новое(ые) АО, - на основании документов, представленных для государственной регистрации акций вновь возникшим (возникшими) АО.
Примечание 48. Согласно подп.15.2.9 п.15 Основных правил работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь, утвержденных решением коллегии Госкомархива РБ от 30.04.1997 № 5, при реорганизации государственных или негосударственных организаций с передачей ее функций другой организации последняя принимает по акту незавершенные делопроизводством дела и архив реорганизуемой организации. Если при этом из ее состава выделяется структурное подразделение со статусом организации, последней передаются незавершенные делопроизводством дела, относящиеся к профилю ее деятельности, личные дела и лицевые счета сотрудников, перешедших на работу в эту организацию.
Таким образом, документы и незавершенные дела реорганизованной организации передаются по акту юридическому лицу - правопреемнику, где они и подлежат дальнейшему хранению.
Примечание 49. В соответствии с п.48 Инструкции № 146 договор с депозитарием на депозитарное обслуживание эмитента должен быть заключен до государственной регистрации акций.
Примечание 50. Как следует из п.22 Инструкции № 146, в ЗАО обязательно наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо заключение с профессиональным участником договора, предусматривающего оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (если оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг не предусмотрено договором на депозитарное обслуживание эмитента). Таким образом, данная стадия не является обязательной при условии, если в ЗАО есть сотрудник с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо договор на депозитарное обслуживание предусматривает оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг.
Кроме того, указанная стадия отсутствует, если в результате реорганизации в форме разделения создано открытое акционерное общество, так как для него требование о наличии сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг является обязательным, вследствие чего отсутствует альтернатива заключения договора на оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг, как для ЗАО.
Примечание 51. Форма заявления установлена Инструкцией № 146 (приложение 3).
Примечание 52. Форма решения установлена Инструкцией № 146 (приложение 4).
Примечание 53. Пункт 26 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380.
Примечание 54. При создании АО (в т.ч. и в результате реорганизации в форме разделения) документы для государственной регистрации акций представляются в 2-месячный срок с даты государственной регистрации АО (п.26 Инструкции № 146).
Сведения об отделах (управлении) по ценным бумагам главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г.Минску | ||
Название |
Место нахождения |
Контактные телефоны |
Отдел по ценным бумагам по Брестской обл. | 224023, г.Брест, ул.Московская, 332/3, каб.5-7 |
(0162) 40 83 82; 41 46 14 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Витебской обл. | 210015, г.Витебск, ул.Ленина, 17 | (0212) 37 60 51; 36 51 26 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Гомельской обл. | 246050, г.Гомель, ул.Гагарина, 17 | (0232) 74 73 65; 74 17 40 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Гродненской обл. | 230023, г.Гродно, ул.Ожешко, 3, каб.916, областной исполнительный комитет | (0152) 72 16 26; 74 34 33 (факс) |
Управление по ценным бумагам по г.Минску | 220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44, каб.1202, 1203 | (017) 283 28 69; 283 27 75 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Минской обл. | 220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44, каб.1204 | (017) 334 68 32; 334 04 23 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Могилевской обл. | 212030, г.Могилев, ул.Первомайская, 71, каб.567, 570 | (0222) 22 11 18; 32 66 54 (факс) |
Примечание 55. Территориальный орган по ценным бумагам по истечении срока для рассмотрения документов и при отсутствии нарушений:
- вносит соответствующие сведения в Государственный реестр ценных бумаг;
- присваивает номер государственной регистрации акциям АО;
- выдает письмо, содержащее сведения о зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг акциях данной категории, данного типа, привилегированных акциях, с приложением свидетельства о государственной регистрации ценных бумаг.
Примечание 56. Территориальный орган по ценным бумагам не осуществляет государственной регистрации акций АО в случаях:
- нарушения эмитентом установленного порядка выпуска ценных бумаг;
- несоответствия представленных документов требованиям законодательства о ценных бумагах, в т.ч. подложные, поддельные или недействительные документы.
Территориальный орган по ценным бумагам не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет эмитенту мотивированный отказ.
Отказ может быть обжалован эмитентом в судебном порядке.
15.11.2011 г.
Светлана Дашкевич, магистр юридических наук, юрист
От редакции: С 1 января 2012 г. в п.1 постановления Минфина РБ от 29.03.2005 № 37 «Об установлении размера платы за книгу замечаний и предложений» на основании постановления Минфина РБ от 05.12.2011 № 126 внесены изменения.
С 1 января 2012 г. в Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2012 г. в Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З внесены изменения и дополнения.
Со 2 февраля 2012 г. в постановление МНС РБ от 15.11.2010 № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами)» на основании постановления МНС РБ от 02.01.2012 № 1 внесены изменения и дополнения.
С 27 марта 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утратило силу.
С 6 апреля 2012 г. в Положение о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2009 № 917, на основании постановления Совета Министров РБ от 06.02.2012 № 123 внесены изменения и дополнения.
С 12 апреля 2012 г. в Инструкцию о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики, утвержденную постановлением Белстата от 02.03.2009 № 26, на основании постановления Белстата от 21.03.2012 № 35 внесены изменения.
С 19 апреля 2012 г. в Положение о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2011 № 173, на основании постановления Совета Министров РБ от 17.04.2012 № 350 внесены изменения и дополнения.
С 22 июня 2012 г. в Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40, на основании Указа Президента РБ от 14.06.2012 № 265 внесены изменения и дополнения.
В Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450, на основании Указа Президента РБ от 21.06.2012 № 284 внесены изменения и дополнения.
С 3 августа 2012 г. в Положение о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294, на основании постановления Совета Министров РБ от 11.07.2012 № 637 внесены изменения и дополнения.