


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ФОРМЕ СЛИЯНИЯ
Основные нормативные акты
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок реорганизации юридических лиц в форме слияния и государственной регистрации организации, создаваемой в результате такой реорганизации, являются:
- Гражданский кодекс РБ (далее - ГК);
- Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации, Декрет № 1);
- Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон о хозяйственных обществах);
- постановление Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - постановление № 8);
- Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 05.02.2009 № 154 (далее - Положение № 154);
- постановление Минюста РБ от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее - постановление № 20);
- Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
Где осуществляется регистрация
Согласно п.4 Положения о регистрации государственная регистрация юридического лица (в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме слияния) производится по месту его нахождения. Пункт 9 Положения о регистрации предусматривает, что государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется только областными и Минским городским исполнительными комитетами, а государственная регистрация остальных субъектов хозяйствования - областными, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским городскими исполнительными комитетами. Кроме того, областные исполнительные комитеты вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные городские исполнительные комитеты - соответствующим администрациям районов в городах, что и имеет место быть на практике. Таким образом, если юридический адрес юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, находится в г.Минске и его учредители - граждане Республики Беларусь зарегистрированы в г.Минске, то в данном случае документы для государственной регистрации реорганизации представляются в администрацию района г.Минска по предполагаемому месту нахождения юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния. Если же хотя бы один из учредителей юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, зарегистрирован не в Минске, то документы для осуществления государственной регистрации представляются в Минский городской исполнительный комитет.
Информация о государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в том числе созданных в результате реорганизации в форме слияния | |||
| |||
Название |
Место нахождения |
Кабинет |
Телефон |
Минский городской исполнительный комитет |
пл.Свободы, 8 |
103, 104 |
220 29 24, 220 29 23 |
Минский областной исполнительный комитет |
ул.Комсомольская, 12 |
44 |
226 16 15, 227 66 01 |
Администрация Заводского р-на г.Минска |
ул.Жилуновича, 17 |
1 |
295 31 10 |
Администрация Ленинского р-на г.Минска |
ул.Маяковского, 83 |
220 |
223 33 57 |
Администрация Московского р-на г.Минска |
пр-т Дзержинского, 10 |
206, 325 |
200 28 52 |
Администрация Октябрьского р-на г.Минска |
ул.Чкалова, 6 |
112, 116 |
224 51 18, 224 49 21 |
Администрация Партизанского р-на г.Минска |
ул.Захарова, 53 |
114, 115 |
294 61 82 |
Администрация Первомайского р-на г.Минска |
пер.Чорного, 5 |
202 |
280 00 53 |
Администрация Советского р-на г.Минска |
ул.Дорошевича, 8 |
1, 7 |
292 62 10, 292 25 88 |
Администрация Центрального р-на г.Минска |
ул.Мельникайте, 6 |
302 |
306 44 32 |
Минский районный исполнительный комитет |
ул.Ольшевского, 8 |
116, 124 |
204 78 43 |
Администрация Фрунзенского р-на г.Минска |
ул.Кальварийская, 39 |
209, 217 |
256 11 11, 204 79 25 |
Общая характеристика реорганизации юридического лица в форме слияния
Слияние юридических лиц представляет собой одну из форм реорганизации, при которой два или более юридических лица объединяются в новое юридическое лицо путем передачи создаваемому всех прав и обязанностей, при этом прекращая свою деятельность в качестве независимых субъектов хозяйствования (ст.16 Закона о хозяйственных обществах). При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему юридическому лицу. Процесс реорганизации в форме слияния считается завершенным после государственной регистрации, так как только в момент государственной регистрации создаваемого в результате слияния лица реорганизуемые юридические лица прекращают свою деятельность и вместо них возникает новый субъект хозяйствования.
Слияние может проводиться одновременно с любой другой формой реорганизации. Как правило, дополнительно проводится реорганизация в форме преобразования. Например, слияние двух и более частных унитарных предприятий (далее - ЧУП) в обязательном порядке сопровождается преобразованием, так как учредителем ЧУП может быть только одно лицо, и в результате их слияния должно быть образовано юридическое лицо другого вида или организационно-правой формы.
При слиянии деятельность реорганизуемых лиц прекращается. Данный факт позволяет в некоторых случаях использовать подобную форму реорганизации как альтернативу ликвидации юридического лица. На сегодняшний день ликвидация даже с учетом упрощения ее процедуры длится не менее 2 месяцев и требует выполнения определенных формальностей (в т.ч. и проведения проверок), которые можно обойти, прибегнув к процедуре реорганизации в форме слияния.
Обратите внимание!
Согласно нормам Положения о регистрации учредители юридического лица несут ответственность не только за соблюдение процедуры его создания (в т.ч. и в результате реорганизации), но и за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими для регистрации документах.
Таким образом, в связи с тем, что слияние - достаточно сложная процедура, при создании юридического лица в результате реорганизации в форме слияния необходимо внимательно отнестись к каждому этапу данного процесса во избежание возникновения проблемных ситуаций в будущем.
В нижеприведенном алгоритме рассматривается реорганизация в форме слияния унитарных предприятий и (или) хозяйственных обществ. Действия, необходимые для реализации данных процедур, осуществляются поэтапно.
Обратите внимание!
Так как реорганизация в форме слияния подразумевает объединение нескольких юридических лиц в одно, то действия, указанные в алгоритме, должны выполнить собственники имущества (учредители, участники), уполномоченный орган всех юридических лиц, участвующих в реорганизации в форме слияния.
Этап 1. Действия, предшествующие государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния | |||||||
► | |||||||
Проект решения о реорганизации в форме слияния |
Собственник имущества (учредители, участники), уполномоченный орган юридического лица |
||||||
Принятие решения о реорганизации в форме слияния (примечание 1) |
| ||||||
► | |||||||
Решение учредителя (в случае реорганизации ЧУП), протокол общего собрания участников (акционеров) (в случае реорганизации хозяйственного общества) | |||||||
► |
▼ |
||||||
Проект приказа о назначении и проведении инвентаризации |
Руководитель юридического лица |
||||||
Издание приказа о назначении и проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств |
|||||||
► | |||||||
Приказ руководителя о назначении и проведении инвентаризации | |||||||
► |
▼ |
||||||
Проект письма-уведомления, направляемого в инспекцию Министерства по налогам и сборам РБ (далее - ИМНС) |
Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо |
||||||
Уведомление ИМНС по месту постановки на учет о реорганизации в форме слияния |
|||||||
| |||||||
► | |||||||
Письмо-уведомление с приложением копии решения о реорганизации | |||||||
► |
▼ |
||||||
Проект письма-уведомления, направляемого в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) |
Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо |
||||||
Уведомление ФСЗН по месту постановки на учет о реорганизации в форме слияния (примечание 4) | |||||||
► | |||||||
Письмо-уведомление с приложением копии решения о реорганизации | |||||||
► |
▼ |
||||||
Проект письма- уведомления, направляемого в Белорусское республиканское унитарного страховое предприятие «Белгосстрах» (далее - Белгосстрах) |
Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо |
||||||
Уведомление Белгосстраха по месту постановки на учет о реорганизации в форме слияния (примечание 5) | |||||||
| |||||||
► | |||||||
Письмо-уведомлениес приложением копии решения о реорганизации | |||||||
► |
▼ |
||||||
Проекты писем-уведомлений кредиторов |
Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо |
||||||
Уведомление кредиторов о реорганизации юридического лица в форме слияния (примечание 6) |
|||||||
| |||||||
► | |||||||
Письма-уведомления кредиторов (примечание 7) | |||||||
► |
▼ |
||||||
Решение о реорганизации юридического лица |
Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо |
||||||
Уведомление членов трудового коллектива организации о реорганизации юридического лица в форме слияния (примечание 8) |
|||||||
| |||||||
► | |||||||
Приказ-уведомление работников (примечание 9) | |||||||
► |
▼ |
||||||
Приказ руководителя о назначении и сроках проведения инвентаризации |
Инвентаризационная комиссия |
||||||
Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств реорганизуемого юридического лица (примечание 10) |
|||||||
| |||||||
► | |||||||
Инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости | |||||||
► |
▼ |
||||||
Инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости |
Бухгалтерия реорганизуемого юридического лица |
||||||
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация |
|||||||
► | |||||||
Бухгалтерские проводки, бухгалтерский баланс | |||||||
► |
▼ |
||||||
Бухгалтерские проводки, бухгалтерский баланс |
Бухгалтерия реорганизуемого юридического лица |
||||||
Подготовка передаточного акта. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (примечание 11) |
|||||||
| |||||||
► | |||||||
Передаточный акт | |||||||
► |
▼ |
||||||
Проект договора о слиянии |
Собственник имущества (учредители, участники), уполномоченный орган юридического лица |
||||||
Заключение договора о слиянии (примечание 12) |
| ||||||
► | |||||||
Договор о слиянии | |||||||
► |
▼ |
||||||
Передаточный акт |
Собственник имущества (учредители, участники), уполномоченный орган юридического лица |
||||||
| |||||||
Утверждение передаточного акта |
|||||||
► | |||||||
Решение учредителя об утверждении передаточного акта (в случае реорганизации ЧУП); протокол общего собрания участников об утверждении передаточного акта (в случае реорганизации хозяйственного общества) | |||||||
► |
▼ |
||||||
Проект решения учредителя об утверждении договора о слиянии (в случае реорганизации ЧУП); проект протокола общего собрания участников об утверждении договора о слиянии (в случае реорганизации хозяйственного общества) |
Собственник имущества (учредители, участники), уполномоченный орган юридического лица |
||||||
Утверждение договора о слиянии (примечание 14) |
|||||||
► |
| ||||||
Решение учредителя об утверждении договора о слиянии (в случае реорганизации ЧУП); протокол общего собрания участников об утверждении договора о слиянии (в случае реорганизации хозяйственного общества) | |||||||
▼ |
|||||||
Кредиторы реорганизуемого юридического лица |
|||||||
Предъявление требований Требования кредиторов предъявляются реорганизуемому юридическому лицу письменно в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении о реорганизации организации |
|||||||
| |||||||
► | |||||||
Требование кредитора, составленное в письменном виде в произвольной форме | |||||||
► |
▼ |
||||||
Заявление установленного образца (примечание 17); документ, удостоверяющий личность заявителя; копия документа, подтверждающего полномочия заявителя |
Уполномоченный учредитель (участник) |
||||||
Согласование наименования юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, в регистрирующем органе |
|||||||
| |||||||
► | |||||||
Справка о согласовании наименования юридического лица (срок действия - 3 месяца) | |||||||
► |
▼ |
||||||
Проект протокола совместного общего собрания участников юридических лиц, участвующих в реорганизации |
Собственник имущества (учредители, участники), уполномоченный орган юридического лица |
||||||
Проведение совместного общего собрания участников юридических лиц, участвующих в реорганизации |
|||||||
| |||||||
► | |||||||
Протокол совместного общего собрания участников юридических лиц, участвующих в реорганизации | |||||||
► |
▼ |
||||||
Проект устава юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния |
Собственник имущества (учредители, участники), уполномоченный орган юридического лица |
||||||
Подготовка проекта устава юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния (примечание 20) |
| ||||||
► | |||||||
Устав юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, в 2 экземплярах | |||||||
Этап 2. Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния | |||||||
► | |||||||
Заявление установленного образца (примечание 21) с приложением следующих документов (примечание 22): - устав (в 2 экземплярах) без нотариального засвидетельствования и его электронная копия (в формате .doc или .rtf); - оригинал или копия документа об уплате государственной пошлины в размере 5 базовых величин (примечание 23); - легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями; - копии документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами; - оригиналы свидетельств о государственной регистрации реорганизуемых юридических лиц |
Регистрирующий орган | ||||||
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния (примечание 24) | |||||||
▼ |
▼ | ||||||
Государственная регистрация (примечание 25) | Отказ в государственной регистрации (примечание 26) | ||||||
▼ |
▼ | ||||||
Устав юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния (1 экземпляр) со штампом регистрирующего органа; свидетельство о государственной регистрации; документы, подтверждающие постановку юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах ФСЗН, регистрацию в Белгосстрахе |
Заявление о государственной регистрации со штампом об отказе в государственной регистрации с указанием оснований | ||||||
Этап 3. Действия после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния | |||||||
► | |||||||
Заявление об уничтожении печати установленного образца (примечание 28) с приложением: - печати; - доверенности (для уполномоченного лица) |
Руководитель юридического лица, уполномоченное лицо |
||||||
Уничтожение печати реорганизованного юридического лица. Печать уничтожается работником государственного органа в присутствии заявителя. По окончании данной процедуры заявителю вручается квитанция об уничтожении печати |
|||||||
| |||||||
► | |||||||
Квитанция об уничтожении печати юридического лица в связи с реорганизацией | |||||||
► |
▼ |
||||||
Заявление на изготовление печати с приложением следующих документов: - копии титульной и первой страницы устава со штампом регистрирующего органа; - квитанции об уничтожении печати; - доверенности на заказ и получение печати (для представителя) |
Штемпельно-граверная мастерская |
||||||
Изготовление печати. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется (примечание 29) |
|||||||
► | |||||||
Печать | |||||||
► |
▼ |
||||||
Решение о реорганизации юридического лица |
Руководитель юридического лица |
||||||
Переоформление трудовых отношений и внесение записей в трудовые книжки работников реорганизованных юридических лиц (примечание 30) |
| ||||||
► | |||||||
Внесение записи в трудовые книжки работников; приказ о продолжении трудовых отношений (либо об увольнении) | |||||||
► |
▼ |
||||||
1. Для открытия текущего (расчетного) счета юридическим лицом, созданным в результате реорганизации в форме слияния, необходимо представить: заявление на открытие текущего (расчетного) счета с приложением следующих документов: - копии (без нотариального засвидетельствования) устава, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации; - карточки с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати (примечание 31). 2. Для закрытия текущих (расчетных) счетов реорганизованных юридических лиц и перевода денежных средств на новый счет:письмо-уведомление с приложением следующих документов: - платежное поручение на перечисление денежных средств на новый текущий (расчетный) счет; - заявление на закрытие текущих (расчетных) счетов реорганизованных юридических лиц |
Обслуживающий банк |
||||||
1. Открытие текущего (расчетного) счета юридическим лицом, созданным в результате реорганизации в форме слияния Срок осуществления данной процедуры: до 2 дней в зависимости от сроков, установленных в банке. 2. Закрытие текущих (расчетных) и иных счетов реорганизованных юридических лиц и перевод денежных средств на счет юридического лица, созданного в результате реорганизации Юридическое лицо - владелец счета обязано направить в банк письменное уведомление за подписью уполномоченного лица о реорганизации юридического лица не позднее 3 рабочих дней со дня возникновения данного обстоятельства |
|||||||
| |||||||
► | |||||||
Открытие текущего (расчетного) счета юридическим лицом, созданным в результате реорганизации в форме слияния; закрытие текущих (расчетных) и иных счетов реорганизованных юридических лиц | |||||||
► |
▼ |
||||||
1. Для формирования учетного дела необходимо представить: информационное письмо с приложением: - копии устава юридического лица со штампом регистрирующего органа; - копии свидетельства о государственной регистрации; - копии решения, в котором содержатся сведения о назначении директора юридического лица; - копии приказов или трудовых контрактов с директором и главным бухгалтером; - копии паспортов директора и главного бухгалтера; - копии диплома о высшем образовании главного бухгалтера и копии трудовой книжки главного бухгалтера, подтверждающей стаж работы по специальности не менее 5 лет (для лиц, не имеющих высшего специального образования); - копии договора на оказание бухгалтерских услуг (если руководство бухгалтерским учетом будет осуществлять сторонняя организация или индивидуальный предприниматель). 2. Для получения книги замечаний и предложений: - заявление на получение книги замечаний и предложений и документ, подтверждающий оплату в размере 7 260 руб. 3. Для регистрации книги учета проверок: заполненная и прошитая книга учета проверок. 4. Для перехода на упрощенную систему налогообложения: заявление установленного образца 5. Для уведомления об использовании общей системы налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость и предоставлением по нему отчетов ежеквартально: уведомление в 2 экземплярах |
Инспекция Министерства по налогам и сборам РБ месту постановки на учет |
||||||
1. Прием документов для формирования учетного дела юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния. Так как регистрирующий орган самостоятельно уведомляет налоговые органы о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, и выдает документы, подтверждающие его постановку на учет в налоговых органах, то на практике должностным лицам данного юридического лица остается лишь представить своему инспектору необходимые для формирования учетного дела документы. 2. Выдача книги замечаний и предложений 3.Регистрация книги учета проверок. Срок для обращения - в течение одного месяца со дня постановки юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, на налоговый учет 4. Прием заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. При желании работать по данной системе налогообложения плательщик обязан подать соответствующее заявление в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния 5. Прием заявления об использовании общей системы налогообложения с уплатой НДС и представлением по нему отчетов ежеквартально. При желании работать по такой процедуре плательщик обязан подать соответствующее заявление не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния 6. Снятие с учета реорганизованных юридических лиц |
|||||||
| |||||||
| |||||||
► | |||||||
Письмо-уведомление со штампом ИМНС о его приеме; снятие с налогового учета присоединенного юридического лица; книга замечаний и предложений; зарегистрированная книга учета проверок; прием заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения; прием заявления об использовании общей системы налогообложения; снятие с налогового учета реорганизованных юридических лиц | |||||||
► |
▼ |
||||||
Письмо-уведомление с приложением следующих документов: - копии устава юридического лица со штампом регистрирующего органа; - копии свидетельства о государственной регистрации; - копии приказов о назначении директора и главного бухгалтера; - копии приказа о сроках выплаты заработной платы. Письмо-уведомление о прекращении деятельности от имени реорганизованных юридических лиц |
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ |
||||||
Прием документов для формирования учетного дела юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния. Снятие с учета реорганизованных юридических лиц (примечание 42) |
|||||||
| |||||||
► | |||||||
Письмо-уведомление со штампом ФСЗН о его приеме; снятие с учета слившихся юридических лиц | |||||||
► |
▼ |
||||||
Письмо-уведомление с приложением информации: - о юридическом лице, созданном в результате реорганизации; - директоре и главном бухгалтере с контактными номерами телефонов; - сроках выплаты заработной платы |
Белгосстрах |
||||||
Прием документов для формирования учетного дела юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния. Снятие с учета реорганизованных юридических лиц (примечание 43) |
|||||||
| |||||||
► | |||||||
Письмо-уведомление со штампом Белгосстраха о его приеме; снятие с учета реорганизованных юридических лиц | |||||||
▼ |
|||||||
Территориальный орган по ценным бумагам |
|||||||
Аннулирование акций АО (примечание 44) |
| ||||||
► | |||||||
Исключение акций из Государственного реестра ценных бумаг | |||||||
Этап 4. Регистрация акций акционерного общества (в случае создания в результате реорганизации акционерного общества) | |||||||||||
Территориальный орган по ценным бумагам |
|||||||||||
Заключение договора на депозитарное обслуживание (примечание 45) | |||||||||||
► | |||||||||||
Договор на депозитарное обслуживание | |||||||||||
▼ |
|||||||||||
Профессиональный участник рынка ценных бумаг |
|||||||||||
Заключение договора на оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (примечание 46) |
| ||||||||||
► | |||||||||||
Договор на оказание консультацион-ных услуг на рынке ценных бумаг (только для закрытого акционерного общества (далее - ЗАО)) | |||||||||||
► |
▼ |
||||||||||
Заявление о регистрации акций установленного образца (приложение) (примечание 47) с приложением следующих документов: - решения о выпуске акций (приложение) (примечание 48); - копии свидетельства о регистрации АО; - платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины в размере 30 базовых величин (примечание 49) |
Территориальный орган по ценным бумагам |
||||||||||
Государственная регистрация акций АО (примечание 50). Срок регистрации - 15 дней, а в случае направления запроса в другие государственные органы, иные организации - до одного месяца. Государственная регистрация ценных бумаг влечет передачу ценных бумаг на централизованное хранение в депозитарную систему |
|||||||||||
▼ |
▼ |
||||||||||
Государственная регистрация акций АО (примечание 51) |
Отказ в государст-венной регистрации акций АО |
||||||||||
► | |||||||||||
Мотивирован-ный отказ в регистрации акций АО | |||||||||||
► |
|||||||||||
Свидетельство о государст-венной регистрации ценных бумаг с приложением письма | |||||||||||
Примечание 1. Решение о реорганизации принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.
В решении о реорганизации должна быть отражена следующая информация:
- о реорганизации юридического лица в форме слияния;
- о возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации;
- об определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется передаточный акт;
- о размере вклада юридических лиц, участвующих в реорганизации, в уставный фонд юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния.
По общему правилу, размер уставного фонда юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в реорганизации. Однако размер уставного фонда данного юридического лица может быть и больше, чем указанная выше сумма, но в этом случае один, несколько или все участвующие в реорганизации субъекты должны заранее определить, за счет чьих вкладов произойдет увеличение уставного фонда.
В данном алгоритме рассматривается ситуация, при которой уставный фонд юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в данной процедуре;
- о предоставлении полномочий на заключение договора о слиянии.
Некоторые авторы юридических публикаций высказывают мнение о том, что предоставление данных полномочий должно оформляться отдельным решением юридического лица, однако, на наш взгляд, такую информацию можно указать сразу в первом документе;
- иные сведения по усмотрению учредителей либо предусмотренные законодательными актами.
Примечание 2. В соответствии с частью третьей ст.12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» при реорганизации организации проведение инвентаризации является обязательным.
Форма приказа установлена Инструкцией № 180 (см. приложение 1).
Примечание 3. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (подп.1.9.3 п.1 ст.22 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК)). После получения налоговыми органами соответствующего уведомления деятельность реорганизуемого юридического лица может быть подвергнута внеплановой налоговой проверке. Обязательность проведения внеплановой налоговой проверки при реорганизации ранее содержалась в п.4 ст.69 Общей части НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.), однако с учетом изменений, внесенных в НК Законом РБ от 29.12.2006 № 190-З, на сегодняшний день назначение такой проверки - право налоговых органов, а не обязанность.
Обратите внимание!
При реорганизации юридического лица в форме слияния общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в слиянии юридических лиц неоднократно принимает решение о реорганизации юридического лица, а именно:
1-й раз: решение, в котором непосредственно выражено намерение о реорганизации юридического лица в форме слияния;
2-й раз: на стадии подписания договора о слиянии;
3-й раз: на стадии утверждения договора о слиянии.
В этой связи возникает вопрос, какое же решение о реорганизации считается тем решением, от которого нужно отсчитывать срок, необходимый для уведомления государственных органов и кредиторов реорганизуемых юридических лиц.
Так как законодательство не дает однозначного ответа, в юридической литературе можно встретить мнение о том, что в данном случае речь идет о последнем решении юридического лица, в рамках которого утверждается договор о слиянии.
На наш взгляд, такая точка зрения является достаточно спорной, и во избежание возникновения проблемных ситуаций предлагаем отсчитывать указанный срок по аналогии с процедурой реорганизации в форме преобразования, т.е. от даты принятия самого первого решения о реорганизации юридического лица в форме слияния.
Примечание 4. Письмо произвольной формы, содержащее информацию о принятии решения о реорганизации юридического лица, должно быть подано в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40).
Примечание 5. В соответствии с Положением о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294 (далее - Положение № 1294) (в редакции, действовавшей до 31 мая 2008 г.), страхователь был обязан письменно сообщать страховщику по месту регистрации о реорганизации юридического лица в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения (подп.18.2 п.18 Положения № 1294 в указанной редакции). Однако постановлением Совета Министров РБ от 31.05.2008 № 783 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» Положение было изложено в новой редакции, в которой обязанность уведомления страховщика о реорганизации юридического лица у страхователя не предусмотрена.
В свою очередь, согласно абзацу 13 п.298 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530, страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что обязанность уведомления органов Белгосстраха все-таки осталась, но из-за неконкретной формулировки встает вопрос о сроках такого уведомления. С одной стороны, можно действовать как и раньше и уведомить Белгосстрах в течение нескольких дней со дня принятия соответствующего решения, но, с другой стороны, это можно сделать на любой стадии реорганизации, вплоть до государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате слияния.
Отметим, что уведомление о реорганизации органов государственной статистики не является обязательным, однако прочно закрепилось на практике.
Примечание 6. Статья 56 ГК обязывает орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия, которые выступают его кредиторами на дату принятия решения о реорганизации. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации последним из юридических лиц, участвующих в слиянии (ст.23 Закона о хозяйственных обществах). Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации при заключении с ними договоров. Срок для уведомления кредиторов при реорганизации ЧУП и предъявления кредиторами требований законодательством не установлен, однако в такой ситуации можно по аналогии руководствоваться сроками, установленными ст.23 Закона о хозяйственных обществах.
Примечание 7. В соответствии с разъяснением ВХС РБ от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица» данное уведомление должно быть направлено каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации. Следовательно, под письменным уведомлением нельзя понимать публикацию о реорганизации юридического лица в соответствующем печатном издании.
Объем обязательной информации, которая должна содержаться в уведомлении, действующим законодательством не установлен. Кредиторам должны быть сообщены сведения, необходимые для того, чтобы сделать правильный выбор о продолжении или прекращении хозяйственных связей с реорганизуемым юридическим лицом. Способ отправки данного письменного уведомления законодательно также не урегулирован, предположительно, что для этих целей можно использовать заказные письма, телеграммы, электронные документы. Предпочтительнее - посылать заказным письмом с уведомлением с описью вложения.
Примечание 8. При реорганизации юридического лица трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п.5 ст.35 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме слияния следует помнить, что такая реорганизация может повлечь дополнительные расходы, связанные с выплатой работникам выходного пособия.
Примечание 9. Законодательством не определено, что согласие работника на продолжение трудовых отношений обязательно должно быть выражено в письменной форме каждым работником индивидуально. Вместе с тем, чтобы получить согласие работника, наниматель обязан уведомить работника о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления также не определена. Поэтому, полагаем, правильными будут действия нанимателя, если он проведет общее собрание либо вывесит решение о реорганизации юридического лица на доске объявлений. Получение согласия работника на продолжение трудовых отношений подразумевается, если работник не обратился к нанимателю с письменным заявлением об увольнении и продолжает выполнять работу.
В случае если трудовой коллектив реорганизуемого юридического лица малочисленный, рекомендуем ознакомить каждого работника с приказом о реорганизации под роспись.
Примечание 10. Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией № 180. Согласно п.5 Инструкции № 180 инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.). К инвентаризируемым активам относятся: внеоборотные активы, оборотные активы, дебиторская задолженность, расчеты с учредителями, денежные средства, финансовые вложения, прочие оборотные активы. К инвентаризируемым обязательствам организации - долгосрочные кредиты и займы, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями, резервы предстоящих расходов, прочие виды обязательств.
Примечание 11. Согласно п.1 ст.54 ГК при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Однако неуказание в передаточном акте налогов и экономических санкций не освобождает юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме слияния, от уплаты налогов и ответственности в виде уплаты экономических санкций. Так, исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника независимо от того, были известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией или нет (п.2 ст.39 Общей части НК).
Примечание 12. В соответствии с частью второй ст.16 Закона о хозяйственных обществах юридические лица, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяют порядок и условия данной процедуры.
В то же время в законодательстве напрямую не установлены те условия, которые в обязательном порядке должны найти отражение в договоре о слиянии. На наш взгляд, в данном договоре должна быть указана следующая информация:
- предмет договора, т.е. реорганизация сторон договора в форме слияния;
- порядок осуществления учредителями совместной деятельности по реорганизации юридических лиц в форме слияния, их права и обязанности по реорганизации юридических лиц, распределение расходов в связи с реорганизацией;
- распределение между учредителями обязанностей по подготовке к государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, в т.ч. по согласованию в установленном порядке наименования организации, подготовке проекта устава, совершению иных действий, установленных законодательством;
- размер уставного фонда и порядок его формирования;
- принцип определения соотношения долей в уставном фонде между учредителями юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния;
- сроки, в течение которых будет осуществлен процесс слияния;
- порядок голосования на совместном общем собрании участников, а также вопрос, связанный с его кворумом и в целом с порядком проведения, в т.ч. с уведомлением лиц, которые могут (должны) принять участие в совместном общем собрании;
- иные сведения.
Примечание 13. Передаточный акт не является документом, подтверждающим факт завершения реорганизации юридического лица, а служит лишь необходимым основанием для ее проведения (письмо Минюста РБ от 21.07.2004 № 05-05/1399-3 «О внесении изменений в учредительные документы юридического лица, к которому в рамках установленной формы реорганизации присоединяется иное юридическое лицо»).
Напомним, что с 1 февраля 2009 г. согласно Положению о регистрации передаточный акт не входит в перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации реорганизации, тем не менее он - необходимый документ для проведения процедуры реорганизации.
Обратите внимание!
При составлении передаточного акта лица, принявшие решение о реорганизации, могут столкнуться с некоторыми сложностями в определении уполномоченного лица на подписание передаточных документов со стороны вновь создаваемого лица, которое на момент подписания официально еще не является юридическим лицом (не пройдена процедура государственной регистрации). На практике передаточные документы подписываются либо самими учредителями, либо лицами, которые, как предполагается, в дальнейшем будут исполнять обязанности руководителя, главного бухгалтера организации. При этом следует избегать ситуации, когда акт с двух сторон будет подписан одними и теми же лицами и может возникнуть вопрос о его действительности.
Нередко передаточный акт утверждается после подписания договора о слиянии.
Примечание 14. В соответствии со ст.16 Закона о хозяйственных обществах общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в слиянии юридических лиц, уполномоченные на то учредительными документами, утверждают договор о слиянии. Таким образом, общее собрание участников или учредители (участники) (орган управления) каждого из участвующих в реорганизации юридических лиц должны признать или не признавать условия договора о слиянии, который был совершен, например, исполнительным органом юридических лиц. При этом важно заметить, что они вправе как признать заключенный договор о слиянии и соответственно его утвердить, так и отказать в указанном признании и, следовательно, не утвердить рассматриваемый договор, тем самым приостановив или прекратив процесс реорганизации.
Примечание 15. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому оно является, и возмещения убытков (п.2 ст.56 ГК).
Примечание 16. Законом РБ от 15.07.2010 № 168-З внесены изменения в ст.23 Закона о хозяйственных обществах, которые вступили в силу с 3 февраля 2011 г. Так, согласно данным изменениям кредитор должен предъявить свои требования в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации, а не с даты получения такого уведомления, как было установлено ранее.
Примечание 17. Форму заявления смотрите в приложении к Положению № 154.
Примечание 18. Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций для их последующей государственной регистрации определяется Положением № 154 и постановлением № 20.
В регистрирующие органы для согласования наименования юридических лиц обращается учредитель (участник), на которого в соответствии с договором о слиянии возложена данная обязанность, или их представитель.
Примечание 19. Согласно ст.16 Закона о хозяйственных обществах совместное общее собрание учредителей (участников) юридических лиц или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, участвующих в слиянии, утверждает учредительные документы возникающего юридического лица и образует его органы.
Таким образом, в протоколе данного собрания должна содержаться следующая информация:
- о подписании и утверждении устава юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния;
- об образовании органов юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, и избрании их членов;
- об утверждении решения о регистрации акций (в случае создания в результате реорганизации в форме слияния АО);
- иные вопросы.
Примечание 20. В соответствии с нормами Закона РБ от 28.12.2009 № 97-З «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» учредительным документом общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью является только устав. Таким образом, данные изменения исключили необходимость подготовки учредительного договора, который раньше наравне с уставом являлся учредительным документом юридических лиц данных организационно-правовых форм.
Согласно п.2 ст.48, части второй п.2 ст.113 ГК, ст.14 и 69 Закона о хозяйственных обществах в уставе юридического лица должны содержаться сведения:
- о том, что данное юридическое лицо создано в результате реорганизации в форме слияния;
- наименование юридического лица;
- место его нахождения;
- цели деятельности;
- размер уставного фонда, порядок и источники его формирования;
- права и обязанности участников;
- структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция органов юридического лица;
- порядок управления деятельностью юридического лица;
- орган управления юридического лица или в случае, когда в юридическом лице не создается совет директоров (наблюдательный совет), лицо (работник), уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников;
- порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;
- условия и порядок распределения прибыли и убытков;
- перечень представительств и филиалов;
- ответственность юридического лица, его участников;
- порядок утверждения бухгалтерской отчетности юридического лица (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов;
- порядок и объем предоставления участникам информации о юридическом лице;
- иные сведения.
В уставе АО дополнительно предусматриваются сведения:
- об общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, выпускаемых юридическим лицом, количестве акций каждой категории;
- о фиксированном размере дивиденда по привилегированным акциям (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций) либо о порядке его определения (в случае выпуска привилегированных акций);
- о фиксированной стоимости имущества (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций), подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации юридического лица, либо о порядке ее определения (в случае выпуска привилегированных акций);
- об очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, а также распределения имущества между акционерами - владельцами этих акций в случае ликвидации юридического лица (в случае выпуска привилегированных акций нескольких типов);
- иные сведения, если необходимость их включения в устав предусмотрена Законом о хозяйственных обществах (для АО);
- о круге лиц либо о порядке определения круга лиц, среди которых возможно размещение и обращение акций, выпускаемых юридическим лицом (только для ЗАО).
В соответствии с п.19 Положения о регистрации виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, могут указываться в его уставе по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица осуществляемых им видов деятельности.
Примечание 21. В соответствии с п.12 постановления № 8 при реорганизации юридического лица в форме слияния в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации по форме, утвержденной постановлением № 8 (приложение 1).
Примечание 22. При реорганизации юридического лица в форме слияния в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации. Согласно п.13 Положения о регистрации к нему прилагаются документы, необходимые для государственной регистрации коммерческой организации.
Примечание 23. Так как при реорганизации юридического лица в форме слияния в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации коммерческой организации, то согласно приложению 22 к Особенной части НК за данные действия взимается пошлина в размере 5 базовых величин.
Примечание 24. Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
В соответствии с п.11 Положения о регистрации регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями. Таким образом, подать документы для государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, можно в течение всего рабочего дня регистрирующего органа, за исключением обеденного перерыва.
Примечание 25. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
- ставит на уставе юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр данных документов лицу, их представившему;
- вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) запись о государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния;
- представляет в Министерство юстиции РБ необходимые сведения о юридическом лице, созданном в результате реорганизации в форме слияния, для включения их в ЕГР и для исключения из него сведений о реорганизованных юридических лицах.
Примечание 26. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, в случаях:
- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.
Примечание 27. Устав со штампом регистрирующего органа выдается в день подачи документов для государственной регистрации. Свидетельство о государственной регистрации - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. Документы, подтверждающие постановку юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, на учет в различных государственных органах, - в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР.
Примечание 28. Образец заявления об уничтожении печати взят с сайта Минского городского исполнительного комитета www.minsk.gov.by.
Порядок изготовления и уничтожения печатей и штампов определен Инструкцией о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденной постановлением МВД РБ от 25.09.2000 № 157 (далее - Инструкция № 157).
Анализ п.62 Инструкции № 157 показывает, что в случае реорганизации печати подлежат сдаче для уничтожения:
- в регистрирующие органы, если разрешение на право изготовления этих печатей выдавалось регистрирующими органами (т.е. до 1 февраля 2009 г.);
- в орган внутренних дел по месту нахождения юридического лица - во всех остальных случаях.
Таким образом, при реорганизации юридического лица печати следует сдавать либо в регистрирующие органы (для организаций, зарегистрированных до 1 февраля 2009 г.), либо в органы внутренних дел по месту нахождения юридического лица, где они будут подлежать уничтожению сотрудником разрешительной системы органов внутренних дел в присутствии уполномоченного представителя юридического лица.
Необходимо отметить, что самостоятельно юридическое лицо может уничтожать только те печати, в тексте которых отсутствует наименование юридического лица, угловые, прямоугольные, треугольные и овальные штампы, пломбиры, нумераторы, клише, факсимиле, штемпеля, блокировочные штампы и клейма, металлические печати для опечатывания шкафов, сейфов, дверей и др. Печать же с реквизитами уничтожается только работником соответствующего органа (часть третья п.62 Инструкции № 157).
Примечание 29. В соответствии с п.22 Положения о регистрации наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий.
Примечание 30. Если в период работы происходит реорганизация организации, а трудовые отношения с согласия работника продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 указывают номер и дату приказа (распоряжения), на основании которого указанные изменения произведены (п.34 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30).
Однако если работник откажется от продолжения работы, трудовой договор с ним прекращается по п.5 ст.35 ТК с выплатой работнику выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка.
Примечание 31. Документы представляются в соответствии с подп.2.3 п.2 Декрета № 1. Банки вправе разрабатывать локальные акты, которые более детально регламентируют порядок открытия счетов юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Беларусь. В связи с этим список документов, необходимых для открытия счетов в банке, может быть более широким. В частности, на практике некоторые банки требуют представить документы, подтверждающие полномочия директора и главного бухгалтера организации, созданной в результате реорганизации в форме слияния.
Примечание 32. Так как юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме слияния, является самостоятельным субъектом хозяйствования со своим учетным номером плательщика (УНП), отличным от регистрационных номеров реорганизованных юридических лиц, оно должно открыть новый текущий (расчетный) счет в банке.
Примечание 33. Так как после государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, реорганизованные юридические лица исключаются из ЕГР и прекращают свою хозяйственную деятельность, они должны закрыть свои текущие (расчетные) и иные счета и перевести оставшиеся на них денежные средства на текущий (расчетный) счет юридического лица, созданного в результате реорганизации.
Примечание 34. Порядок и сроки уведомления банков устанавливаются внутренними локальными актами банка, а также п.10 постановления Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» (далее - постановление № 40). Согласно данному пункту владелец счета обязан направить в банк письменное уведомление за подписью уполномоченного лица об изменении сведений, позволяющих идентифицировать владельца счета (реорганизация, изменение наименования владельца счета - юридического лица). В данной ситуации возникает вопрос о том, с какого момента начинает течь указанный в постановлении срок. На наш взгляд, такой срок необходимо исчислять со дня государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния.
Необходимо отметить, что постановление № 40 не регулирует вопросы переоформления и закрытия банковских счетов. Эти вопросы переданы в компетенцию банков, которым поручено принять локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок открытия, закрытия, переоформления банковских счетов, в т.ч. особенности по каждому виду банковского счета и по отдельным категориям владельцев счетов (при необходимости), с учетом требований постановления № 40 и иных актов законодательства (п.13 постановления № 40). Таким образом, банк самостоятельно с учетом вышеуказанных требований законодательства определяет перечень документов, необходимых для закрытия счета.
В соответствии с п.1 ст.54 ГК и частью третьей ст.16 Закона о хозяйственных обществах с момента государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния, по передаточному акту к данному юридическому лицу перешли все права и обязанности реорганизованных юридических лиц, в т.ч. право распоряжения расчетными счетами последних.
Таким образом, на основании письма-уведомления и документов о произошедшей реорганизации текущие (расчетные) и иные счета реорганизованных юридических лиц следует сначала переоформить на юридическое лицо, созданное в результате реорганизации в форме слияния, а затем закрыть. Решение о закрытии этих счетов будет полномочно принять руководство данного юридического лица уже как своих собственных расчетных счетов.
Примечание 35. Форма заявления установлена постановлением МНС РБ от 29.03.2005 № 42 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г. № 285» (приложение 1).
От редакции: С 6 сентября 2011 г. постановление МНС РБ от 29.03.2005 № 42 утратило силу. С 25 ноября 2011 г. используется заявление о выдаче книги замечаний и предложений по форме, установленнной постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 99 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 13 февраля 2009 г. № 11 и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением МНС РБ от 04.08.2011 № 28) (приложение 133).
Размер платы за книгу замечаний и предложений определен постановлением Минфина РБ от 29.03.2005 № 37 «Об установлении размера платы за книгу замечаний и предложений».
Примечание 36. Форма заявления установлена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 21).
Примечание 37. Порядок ведения книги замечаний и предложений регулируется Положением о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285.
Примечание 38. Порядок ведения книги учета проверок регулируется Правилами ведения книги учета проверок, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383.
Примечание 39. В соответствии с п.3 ст.287 Особенной части НК.
Примечание 40. В силу п.4 ст.108 Особенной части НК.
Примечание 41. Согласно п.9 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 96, при реорганизации юридических лиц в форме слияния вновь возникшему юридическому лицу присваивается УНП, а реорганизованные юридические лица исключаются из Государственного реестра, присвоенные им УНП признаются недействительными.
В свою очередь, несмотря на исключение слившихся юридических лиц из Государственного реестра, на практике их учетные дела передаются для хранения в ИМНС по месту постановки на учет юридического лица, возникшего в результате реорганизации.
Примечание 42. В соответствии с п.7 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2009 № 917, юридические лица подлежат снятию с учета в качестве плательщиков в органах ФСЗН в течение 2 рабочих дней с даты получения органами ФСЗН уведомления (в произвольной форме) от них о прекращении своей деятельности (в т.ч. и в случае реорганизации). Датой снятия с учета является дата получения органами ФСЗН соответствующего уведомления.
Примечание 43. Согласно части первой п.17 и части третьей п.18 Положения № 1294 в случае исключения страхователя - юридического лица из ЕГР в течение 3 рабочих дней, исчисляемых со дня получения сведений об исключении страхователя из ЕГР, страховщиком осуществляется снятие с учета данного страхователя.
Обратите внимание!
Согласно нормам Инструкции о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики, утвержденной постановлением Белстата от 02.03.2009 № 26, органы статистики осуществляют постановку юридического лица на учет в качестве респондента государственных статистических наблюдений на основании информации, передаваемой регистрирующими органами путем обмена электронными документами. Поэтому на практике не возникает необходимости дополнительного уведомления данных органов со стороны юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме слияния.
Примечание 44. Данная стадия возникает лишь в том случае, если одно, несколько или все реорганизуемые юридические лица являются АО.
Согласно части второй ст.89 Закона о хозяйственных обществах при реорганизации АО в форме слияния акции реорганизуемого АО аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах.
В соответствии со ст.123 Инструкции № 146 исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций или его части осуществляется регистрирующим органом путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг в случаях:
- реорганизации АО в форме слияния, в результате которой создано новое АО, - на основании документов, представленных для государственной регистрации акций вновь возникшим АО;
- реорганизации АО в форме слияния, в результате которой создано юридическое лицо иной организационно-правовой формы, - на основании сведений о прекративших деятельность субъектах хозяйствования.
Примечание 45. В соответствии с п.48 Инструкции № 146 договор с депозитарием на депозитарное обслуживание эмитента должен быть заключен до государственной регистрации акций.
Примечание 46. В соответствии с п.22 Инструкции № 146 в ЗАО обязательно наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо заключение с профессиональным участником договора, предусматривающего оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (если оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг не предусмотрено договором на депозитарное обслуживание эмитента). Таким образом, данная стадия не является обязательной при условии, если в ЗАО есть сотрудник с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо договор на депозитарное обслуживание предусматривает оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг.
Кроме того, данная стадия отсутствует, если в результате реорганизации создано ОАО, так как в последнем наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг обязательно, и отсутствует альтернатива заключения договора на оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг, как для ЗАО.
Примечание 47. Форма заявления установлена Инструкцией № 146 (приложение 3).
Примечание 48. Форма решения установлена Инструкцией № 146 (приложение 4).
Примечание 49. Пункт 26 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380.
Примечание 50. При создании АО (в т.ч. и в результате реорганизации в форме слияния) документы для государственной регистрации акций представляются в 2-месячный срок с даты государственной регистрации АО (п.26 Инструкции № 146).
Сведения об отделах (управлении) по ценным бумагам главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и городу Минску | ||
| ||
Название |
Место нахождения |
Контактные телефоны |
Отдел по ценным бумагам по Брестской обл. |
224023, г.Брест, ул.Московская, 332/3, каб.5-7 |
(0162) 40 83 82; 41 46 14 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Витебской обл. |
210015, г.Витебск, ул.Ленина, 17 |
(0212) 37 60 51; 36 51 26 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Гомельской обл. |
246050, г.Гомель, ул.Гагарина, 17 |
(0232) 74 73 65; 74 17 40 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Гродненской обл. |
230023, г.Гродно, ул.Ожешко, 3, каб.916, областной исполнительный комитет |
(0152) 72 16 26; 74 34 33 (факс) |
Управление по ценным бумагам по г.Минску |
220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44, каб.1202-1203 |
(017) 283 28 69; 283 27 75 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Минской обл. |
220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44, каб.1204 |
(017) 334 68 32; 334 04 23 (факс) |
Отдел по ценным бумагам по Могилевской обл. |
212030, г.Могилев, ул.Первомайская, 71, каб.570, 567 |
(0222) 22 11 18; 32 66 54 (факс) |
Примечание 51. Территориальный орган по ценным бумагам по истечении срока для рассмотрения документов и при отсутствии нарушений:
- вносит соответствующие сведения в Государственный реестр ценных бумаг;
- присваивает номер государственной регистрации акциям АО;
- выдает письмо, содержащее сведения о зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг акциях данной категории, данного типа, привилегированных акциях, с приложением свидетельства о государственной регистрации ценных бумаг.
Примечание 52. Территориальный орган по ценным бумагам не осуществляет государственной регистрации акций АО в случаях:
- нарушения эмитентом установленного порядка выпуска ценных бумаг;
- несоответствия представленных документов требованиям законодательства о ценных бумагах, в т.ч. представление подложных, поддельных или недействительных документов.
Территориальный орган по ценным бумагам не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет эмитенту мотивированный отказ.
Отказ может быть обжалован эмитентом в судебном порядке.
15.07.2011 г.
Светлана Дашкевич, юрист
От редакции: С 1 сентября 2011 г. в Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании Декрета Президента РБ от 27.06.2011 № 5 внесены изменения и дополнения.
С 1 сентября 2011 г. Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 05.02.2009 № 154, на основании постановления Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164 изложено в новой редакции.
В постановление Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294 «Об утверждении Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на основании постановлений Совета Министров РБ от 23.09.2011 № 1278 (с 6 октября 2011 г.) и от 11.07.2012 № 637 (с 3 августа 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2012 г. в Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2012 г. в Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2012 г. в п.1 постановления Минфина РБ от 29.03.2005 № 37 «Об установлении размера платы за книгу замечаний и предложений» на основании постановления Минфина РБ от 05.12.2011 № 126 внесены изменения.
Со 2 февраля 2012 г. в постановление МНС РБ от 15.11.2010 № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами)» на основании постановления МНС РБ от 02.01.2012 № 1 внесены изменения и дополнения.
С 27 марта 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утратило силу.
С 6 апреля 2012 г. в Положение о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2009 № 917, на основании постановления Совета Министров РБ от 06.02.2012 № 123 внесены изменения и дополнения.
С 12 апреля 2012 г. в Инструкцию о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики, утвержденную постановлением Белстата от 02.03.2009 № 26, на основании постановления Белстата от 21.03.2012 № 35 внесены изменения.
С 22 июня 2012 г. в Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40, на основании Указа Президента РБ от 14.06.2012 № 265 внесены изменения и дополнения.