


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО СОЗДАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ (СОВМЕСТНОГО ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ)
Основные нормативные акты
Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь:
- Инвестиционный кодекс РБ (далее - Кодекс);
- Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации, Декрет № 1 соответственно);
- Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII);
- постановление Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - постановление № 8);
- Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 05.02.2009 № 154 (далее - Положение № 154);
- постановление Минюста РБ от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее - постановление № 20).
Общая характеристика создания юридического лица с иностранными инвестициями
Коммерческими организациями с иностранными инвестициями признаются юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долл. США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками (часть третья ст.77 Кодекса).
Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Все коммерческие организации с иностранными инвестициями подразделяются на:
- коммерческие совместные организации (речь о которых пойдет в данном материале).
Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь (часть третья ст.80 Кодекса);
- коммерческие иностранные организации.
Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 % (часть четвертая ст.80 Кодекса).
Однако не все коммерческие компании с участием иностранного инвестора - коммерческие организации с иностранными инвестициями. Так, если иностранный инвестор хочет создать на территории Республики Беларусь компанию с иностранными инвестициями, он в первую очередь должен будет соблюсти условие относительно размера своего вклада в уставный фонд такой организации (т.е. не менее 20 000 долл. США). В противном случае создаваемое им юридическое лицо не будет обладать статусом компании с иностранными инвестициями.
Таким образом, можно говорить о том, что в отношении компаний с иностранными инвестициями законодательством Республики Беларусь установлен минимальный размер уставного фонда такой организации.
Не стоит забывать и об особом порядке формирования уставного фонда компаний с иностранными инвестициями. Объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества) должен быть сформирован не менее чем на 50 % в течение 1-го года с даты государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 % своей доли и в полном объеме - до истечения 2 лет с даты государственной регистрации (часть первая ст.87 Кодекса).
Объявленный в уставе уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации такой организации.
Порядок формирования и внесения вкладов участников в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями установлен ст.88 Кодекса.
Среди основных особенностей компаний с иностранными инвестициями по сравнению с компаниями, не имеющими такого статуса, помимо требований к размеру вклада иностранного инвестора и порядку формирования уставного фонда можно выделить:
- обязанность ежегодно проводить обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- отсутствие такого основания для ликвидации, как решение регистрирующего органа, поскольку ликвидация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется только либо в судебном порядке, либо по решению учредителей;
- особенности отражения в бухгалтерском учете вкладов учредителей в уставный фонд.
Порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и компаний, не имеющих такого статуса, практически идентичен. Отличия заключаются:
- в сроке формирования уставного фонда;
- регистрирующем органе, уполномоченном осуществлять государственную регистрацию компаний с иностранными инвестициями;
- требованиях, предъявляемых к оформлению документов, исходящих из-за рубежа.
Напомним, что процедура государственной регистрации субъектов хозяйствования (в т.ч. и с иностранными инвестициями) регулируется Положением о регистрации. Однако в нем затронуты лишь некоторые аспекты государственной регистрации компаний, и оно не дает ответы на многочисленные вопросы, которые могут возникнуть как при осуществлении действий, предшествующих обращению в регистрирующий орган, так и на послерегистрационной стадии.
Обратите внимание!
Следует помнить об ответственности, которую несут учредители компаний с иностранными инвестициями. Согласно нормам Положения о регистрации учредители юридического лица несут ответственность не только за соблюдение процедуры его создания, но и за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.
Регистрирующий орган при приеме документов для государственной регистрации не проверяет достоверность сведений, указанных в них, но учредители должны позаботиться о том, чтобы все необходимые процедуры по созданию организации были выполнены в соответствии с законодательством во избежание признания государственной регистрации коммерческой организации недействительной.
Таким образом, несмотря на упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц при создании коммерческой организации с иностранными инвестициями необходимо внимательно отнестись к каждому этапу данной процедуры во избежание возникновения проблемных ситуаций в будущем.
Кто и где осуществляет регистрацию?
Согласно п.4 Положения о регистрации государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения. Пункт 9 Положения о регистрации предусматривает, что государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, к которым относятся также совместные предприятия, осуществляется только областными и Минским городским исполнительными комитетами (далее - облисполком; горисполком). Таким образом, если юридический адрес создаваемого совместного предприятия находится в г.Минске, то в данном случае документы для государственной регистрации организации представляются в Минский горисполком. Если же юридический адрес новой компании с иностранными инвестициями располагается не в г.Минске, то регистрирующим органом будет соответствующий облисполком.
Информация о государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц с иностранными инвестициями | |||
Название |
Место нахождения |
Кабинет |
Телефон |
Управление регистрации и лицензирования Минского горисполкома | г.Минск, пл.Свободы, 8 |
103, 104 |
(017) 220 29 24, 220 29 23 |
Главное управление юстиции Минского облисполкома | г.Минск, ул.Комсомольская, 12 |
44 |
(017) 226 16 15, 227 66 01 |
Главное управление юстиции Брестского облисполкома | г.Брест, ул.Ленина, 11 |
35 |
(0162) 23 45 38, 21 56 01 |
Главное управление юстиции Витебского облисполкома | г.Витебск, ул.Правды, 18 |
82, 83 |
(0212) 42 67 78, 42 68 93 |
Главное управление юстиции Гомельского облисполкома | г.Гомель, пр-т Ленина, 2а |
6 |
(0232) 74 73 69 |
Главное управление юстиции Гродненского облисполкома | г.Гродно, ул.Ожешко, 3 |
315 |
(0152) 77 01 66, 72 32 05 |
Главное управление юстиции Могилевского облисполкома | г.Могилев, ул.Первомайская, 71 (Дом Советов) |
559 |
(0222) 32 67 70, 32 73 60 |
Дополнительную информацию, необходимую для регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, можно найти на сайтах:
- Минского горисполкома: www.minsk.gov.by;
- Минского облисполкома: www.minsk-region.gov.by;
- главного управления юстиции Брестского облисполкома: www.brestjust.by;
- Витебского облисполкома: www.vitebsk-region.gov.by;
- главного управления юстиции Гомельского облисполкома: www.gomeljust.by;
- главного управления юстиции Гродненского облисполкома: www.just.grodno.by;
- главного управления юстиции Могилевского облисполкома: www.mogjust.gov.by.
В нижеприведенном алгоритме рассмотрены этапы создания совместного общества с ограниченной ответственностью (далее - СООО). Действия, необходимые для реализации данной процедуры, осуществляются поэтапно.
Этап 1. Действия, предшествующие государственной регистрации совместного общества с ограниченной ответственностью (примечание 1) | ||||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
Этап 2. Государственная регистрация совместного общества с ограниченной ответственностью | |||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
|
Этап 3. Действия, необходимые для начала деятельности совместного общества с ограниченной ответственностью | ||||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
Примечание 1. В соответствии с п.12 Положения о регистрации до подачи в регистрирующий орган документов, установленных для государственной регистрации юридического лица, учредители создаваемой коммерческой организации должны:
- согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации;
- определить предполагаемое место размещения коммерческой организации;
- принять решение о создании коммерческой организации;
- подготовить ее устав;
- сформировать уставный фонд.
Данное положение распространяется и на процедуру создания СООО, за исключением стадии по формированию уставного фонда. Напомним, что согласно частям первой и второй ст.87 Кодекса на формирование уставного фонда СООО у его учредителей есть 2 года (они должны сформировать 50 % уставного фонда в течение 1-го года со дня государственной регистрации СООО и в полном объеме - до истечения 2 лет со дня регистрации). Однако поскольку это не запрещено законодательством, учредители СООО по своему желанию могут сформировать уставный фонд создаваемой компании и до ее государственной регистрации. В таком случае процедура создания СООО будет идентична процедуре создания обычного белорусского общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО).
Обратите внимание!
Кодекс устанавливает, что минимальный вклад иностранного инвестора в уставный фонд СООО должен быть равен 20 000 долл. США. В свою очередь максимальный размер вклада иностранного партнера законодательством не органичен. Однако учредителям СООО необходимо помнить о том, что формирование уставного фонда на сумму, превышающую 2 000 базовых величин, если хотя бы одним из учредителей является физическое лицо, либо 20 000 базовых величин, если все учредители являются юридическими лицами, является финансовой операцией, подлежащей особому контролю, и сведения о ней будут представлены в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ (ст.6 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» и приложение 2 к Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367).
Примечание 2. Согласно части второй ст.81 Кодекса решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями самостоятельно. В случае когда белорусскими учредителями (участниками) коммерческой совместной организации являются юридические или физические лица, не обладающие правом собственности на инвестируемое имущество, решение об участии таких лиц в создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается в порядке, установленном собственником инвестируемого имущества или уполномоченным им органом, в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Учреждение хозяйственного общества осуществляется по решению его учредителей, которое принимается до проведения учредительного собрания.
Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о создании СООО, помимо норм Кодекса данные правоотношения также регулируются положениями Закона № 2020-XII (в части, не противоречащей нормам Кодекса). Так, согласно ст.11 Закона № 2020-XII и с учетом положений Кодекса решением об учреждении СООО должны быть определены:
- порядок осуществления учредителями совместной деятельности по созданию хозяйственного общества, их права и обязанности по созданию организации, в т.ч. порядок подготовки проекта устава хозяйственного общества;
- распределение между учредителями обязанностей по подготовке к государственной регистрации хозяйственного общества, в т.ч. по согласованию в установленном порядке его наименования, по совершению иных действий, установленных законодательством;
- размер уставного фонда, порядок внесения учредителями вкладов в уставный фонд;
- порядок созыва и проведения учредительного собрания хозяйственного общества;
- учредитель хозяйственного общества, уполномоченный на подписание заявления о государственной регистрации в случае, если количество учредителей хозяйственного общества более 3 и ими принято решение уполномочить одного из них на подписание указанного заявления.
Обратите внимание!
Согласно Положению о регистрации при государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляется определенный пакет документов, включая соответствующее заявление, которое в свою очередь должно быть подписано учредителями создаваемой организации (их представителями) в присутствии работника регистрирующего органа. Это означает, что при представлении документов для регистрации СООО все его учредители (их представители) должны лично присутствовать в регистрирующем органе, что может вызвать определенные трудности. Во избежание возникновения таких ситуаций в абзаце 2 части третьей п.18 Положения о регистрации установлено, что если количество учредителей коммерческой организации более 3 человек, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой организации. В связи с этим в ст.11 Закона № 2020-XII были внесены соответствующие изменения.
Таким образом, если количество учредителей СООО более 3 человек, они могут уполномочить одного из них на представление своих интересов в регистрирующем органе, о чем в решении о создании СООО делается следующая запись: «Уполномочить ______________ (фамилия, имя, отчество) представлять интересы остальных участников СООО в регистрирующем органе по вопросу регистрации СООО и подписать от их имени заявление о государственной регистрации, в т.ч. листы А».
Примечание 3. В соответствии со ст.11 Закона № 2020-XII решение об учреждении хозяйственного общества может приниматься учредителями путем заключения договора о создании хозяйственного общества или в иной форме, определенной учредителями. Напомним, что в ранее действовавшей редакции Закона № 2020-XII предусматривались только 2 формы оформления такого решения: договор или протокол. Теперь же решение о создании СООО может быть оформлено любым способом, удобным для его учредителей.
В алгоритме использован протокол, как наиболее удобная и проверенная временем форма, однако учредители могут выбрать другой способ оформления решения о создании СООО.
Примечание 4. Форму заявления см. в приложении к Положению № 154.
Примечание 5. Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций для их последующей государственной регистрации определяется Положением № 154 и постановлением № 20.
В регистрирующие органы для согласования наименования юридических лиц обращается учредитель, на которого в соответствии с решением о создании СООО возложена данная обязанность, или его представитель. Согласование наименования производится как при личном обращении заявителя (в день обращения), так и при направлении документов по почте (в течение 2 рабочих дней). Однако на практике второй вариант менее удобен, так как в любом случае необходимо будет приезжать в исполнительный комитет за справкой о согласовании наименования. Кроме того, при личном обращении работник регистрирующего органа на месте проверяет, нет ли такого названия в базе Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) и соответствует ли оно требованиям законодательства. При наличии такого названия в базе или возникновении каких-либо затруднений можно сразу предложить другое наименование и разрешить все вопросы на месте. При отправлении же документов по почте вам придется ждать ответа 2 дня, а затем в случае отказа, уже потратив на это немало времени, проделывать все еще раз.
Справочно
C 1 сентября 2011 г. согласование наименования может быть осуществлено путем представления заявителем электронных документов в порядке, установленном Положением № 154. При этом электронные документы для согласования наименования могут быть представлены учредителем - физическим или юридическим лицом - резидентом Республики Беларусь.
Для согласования наименования электронные документы представляются посредством веб-портала ЕГР (далее - веб-портал) (http://egr.gov.by). При этом целостность и подлинность заявления, представленного в форме электронного документа, должна подтверждаться электронной цифровой подписью заявителя.
Электронные документы могут быть представлены только авторизированным пользователем - владельцем личного ключа электронной цифровой подписи.
Согласование предложенного заявителем варианта наименования юридического лица производится уполномоченным сотрудником регистрирующего органа при представлении электронных документов не позднее следующего рабочего дня с даты получения заявления.
По результатам рассмотрения электронных документов уполномоченным сотрудником регистрирующего органа на веб-портал направляются подписанные электронной цифровой подписью этого сотрудника подтверждение о согласовании наименования либо отказ в согласовании наименования - при наличии оснований для отказа в согласовании наименования. Формы указанных документов утверждены постановлением № 20 (приложения 2 и 3).
Согласно подп.1.6, 1.7 п.1 постановления № 20 согласованию подлежат полное и сокращенное наименования юридического лица. Наименование юридического лица должно указываться на русском и белорусском языках. В свою очередь коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе использовать в полном наименовании указание на присутствие иностранного инвестора словами «иностранное», «совместное», а в сокращенном наименовании - аббревиатуру с буквами «И», «С» (подп.1.16 п.1 постановления № 20).
Обратите внимание!
Очень часто на практике возникает ситуация, когда учредители СООО помимо русского и белорусского вариантов названия фирмы хотят включить в учредительные документы название компании на иностранном языке, например, английском.
Согласно ст.31 Закона РБ от 26.01.1990 № 3094-XI «О языках в Республике Беларусь» официальные названия предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений даются на белорусском и (или) русском языках, при необходимости эти наименования могут даваться в переводе на другой язык. Из этого следует, что наименование фирмы может быть согласовано только на русском или белорусском языке, а любое название компании на иностранном языке признается лишь переводом наименования.
Примечание 6. В соответствии с Положением о регистрации для государственной регистрации СООО в регистрирующий орган не требуется представлять документы относительно его местонахождения. Вместе с тем данные сведения должны быть указаны в уставе СООО и заявлении о государственной регистрации, подписывая которые учредители СООО подтверждают, что сведения, содержащиеся в представленных документах, в т.ч. и в заявлении, достоверны. Тем самым они берут на себя ответственность за то, что указанные ими данные соответствуют действительности.
Во избежание ситуаций, когда государственная регистрация СООО может быть признана недействительной на основании представления учредителями компании с иностранными инвестициями в регистрирующий орган заведомо ложных сведений относительно местонахождения СООО, рекомендуем уделить особое внимание оформлению указанных документов.
Примечание 7. В соответствии с нормами Закона РБ от 28.12.2009 № 97-З «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» учредительным документом ООО является только устав. Данные изменения исключили необходимость подготовки учредительного договора, который раньше наравне с уставом являлся учредительным документом юридических лиц данной организационно-правовой формы.
Согласно п.2 ст.48 Гражданского кодекса РБ, ст.14 Закона № 2020-XII в уставе юридического лица должны содержаться сведения:
- наименование юридического лица;
- место его нахождения;
- цели деятельности;
- размер уставного фонда, порядок и источники его формирования;
- права и обязанности участников;
- структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция органов юридического лица;
- порядок управления деятельностью юридического лица;
- орган управления юридического лица, лицо (работник), уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников;
- порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;
- условия и порядок распределения прибыли и убытков;
- перечень представительств и филиалов;
- ответственность юридического лица, его участников;
- порядок утверждения бухгалтерской отчетности юридического лица (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов;
- порядок и объем предоставления участникам информации о юридическом лице;
- иные сведения.
В соответствии с п.19 Положения о регистрации виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, могут указываться в его уставе по желанию собственника имущества, учредителей юридического лица. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица осуществляемых им видов деятельности.
Примечание 8. Согласно ст.12 Закона № 2020-XII учредительное собрание хозяйственного общества проводится в очной форме, предусматривающей совместное присутствие учредителей хозяйственного общества при обсуждении вопросов повестки дня учредительного собрания и принятии решений по ним. Решения учредительного собрания хозяйственного общества оформляются протоколом, подлежащим подписанию всеми учредителями хозяйственного общества.
В протоколе учредительного собрания СООО должна содержаться информация:
- о подписании и утверждении устава СООО;
- об образовании органов СООО;
- иные вопросы.
Примечание 9. Форму заявления о государственной регистрации коммерческой организации см. в приложении 1 к постановлению № 8.
Примечание 10. Размер государственной пошлины установлен приложением 22 к Налоговому кодексу РБ (далее - НК).
Примечание 11. Основная проблема, с которой сталкиваются иностранные инвесторы при создании на территории Республики Беларусь компании с иностранными инвестициями, - правильное оформление документов, исходящих от иностранного учредителя.
Существуют 3 способа легализации (оформления) документов, происходящих из иностранного государства, для их использования на территории Республики Беларусь:
1. Специальная процедура легализации, установленная международными соглашениями («гербовая печать»);
Специальный порядок принятия на территории Республики Беларусь официальных документов устанавливается двусторонними и многосторонними международными договорами о правовой помощи и правовых отношениях, участницей которых является Республика Беларусь. В силу этих международных соглашений документы, изготовленные на территории одной из стран-участниц либо засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным на то лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скрепленные гербовой печатью (т.е. официальной), принимаются на территории других стран-участниц без какого-либо специального удостоверения.
Речь идет о (об) Азербайджане, Армении, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Грузии, Казахстане, Китае, Кыргызстане, Латвии, Литве, Молдове, Польше, Российской Федерации, Таджикистане, Туркменистане, Украине, Узбекистане.
2. Упрощенная процедура легализации (апостиль).
Упрощенная процедура легализации применяется для удостоверения иностранных официальных документов из государств, которые подписали в г.Гааге Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961 (далее - Гаагская конвенция). Республика Беларусь присоединилась к Гаагской конвенции 1 октября 1992 г. В этом случае достаточно проставления на официальных документах апостиля (штампа, выполненного в форме квадратного клише размером не менее чем 9х9 см). Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран - участниц Гаагской конвенции. Апостиль удостоверяет подпись и статус лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа на документе (ст.3 Гаагской конвенции).
К таким странам относятся: Албания, Аргентина, Австралия, Австрия, Андорра, Антигуа и Барбуда, Бельгия, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Ботсвана, Босния и Герцеговина, Бруней, Венесуэла, Великобритания, Германия, Гондурас, Греция, Гренада, Дания, Доминика, Израиль, Индия, Испания, Италия, Ирландия, Исландия, Кипр, Колумбия, Лесото, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Мавритания, Малави, Мальта, Македония, Маршалловы острова, Мексика, Монако, Монтенегро, Нидерланды, Намибия, Новая Зеландия, Норвегия, Ниуэ, Острова Кука, Панама, Португалия, Республика Корея (Южная), Румыния, Сальвадор, Самоа, Сан-Марино, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент-Луис, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сербия, Словакия, Словения, Суринам, США, Тонга, Тринидад и Тобаго, Турция, Хорватия, Чешская Республика, Фиджи, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, Южно-Африканская Республика, Япония.
3. Консульская легализация.
Согласно ст.14 Консульского устава Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 19.02.1996 № 82, органы Республики Беларусь принимают к рассмотрению документы и акты, исходящие от властей консульского округа (района, отведенного консульскому учреждению для выполнения консульских функций) или составленные с их участием, только при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь или международными договорами Республики Беларусь и государства пребывания.
На территории Республики Беларусь официальные документы, составленные на территории иных иностранных государств, не указанных выше, таких как Алжир, Аргентина, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Бразилия, Ватикан, Гаити, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия и др., принимаются к рассмотрению только при наличии консульской легализации.
Примечание 12. Государственная регистрация СООО производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
В соответствии с п.11 Положения о регистрации регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями. Таким образом, подать документы для государственной регистрации СООО можно в течение всего рабочего дня регистрирующего органа, за исключением обеденного перерыва.
Обратите внимание!
Декретом Президента РБ от 27.06.2011 № 5 внесены изменения в Декрет № 1, которые вступили в силу с 1 сентября 2011 г. Согласно названному Декрету № 5 наряду с обычной процедурой регистрации (т.е. посредством личной подачи документов в регистрирующий орган) с 1 сентября 2011 г. введен альтернативный способ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) - в электронном виде. Порядок такой регистрации установлен постановлением Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164, которым утверждена Инструкция о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом. Электронная государственная регистрация проводится путем представления соответствующих документов в электронном виде через веб-портал ЕГР. Документы, подаваемые для государственной регистрации в электронном виде, должны содержать электронную цифровую подпись заявителя, который предварительно должен зарегистрироваться в качестве владельца личного ключа электронной цифровой подписи.
Однако на начальном этапе (с 1 сентября 2011 г.) электронная регистрация введена только в отношении частных унитарных предприятий и ИП в г.Минске, причем подать документы для регистрации могут только резиденты Республики Беларусь - юридические и физические лица.
В дальнейшем планируется введение электронной государственной регистрации иных субъектов хозяйствования, указанных в п.1 Положения о регистрации.
Примечание 13. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
- ставит на уставе СООО штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает 1 экземпляр данных документов лицу, их представившему;
- вносит в ЕГР запись о государственной регистрации СООО;
- представляет в Министерство юстиции РБ необходимые сведения о СООО для включения их в ЕГР.
Примечание 14. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию СООО в случаях:
- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.
Примечание 15. Устав со штампом регистрирующего органа выдается в день подачи документов для государственной регистрации; свидетельство о государственной регистрации - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. Документы, подтверждающие постановку СООО на учет в различных государственных органах, - в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР.
Примечание 16. В соответствии с п.22 Положения о регистрации наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий.
Примечание 17. В соответствии со ст.54 Закона № 2020-XII исполнительный орган хозяйственного общества может быть как единоличным, так и коллегиальным. По общему правилу исполнительный орган (как единоличный, так и коллегиальный) избирается общим собранием участников хозяйственного общества либо советом директоров (наблюдательным советом) (при его наличии) в соответствии с уставом хозяйственного общества. Однако в случае создания СООО вопрос образования органов данной организации решается на учредительном собрании и оформляется в виде протокола.
Обратите внимание!
Права и обязанности единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа СООО помимо законодательства определяются договорами, заключаемыми каждым из этих лиц с хозяйственным обществом. Однако эти договоры не обязательно должны быть трудовыми. В соответствии с нормами ст.54 Закона № 2020-XII СООО может заключаться гражданско-правовой договор на управление предприятием. В таком случае исполнительным органом СООО по договору будет выступать сторонняя организация - управляющая компания или ИП - управляющий, которые специализируются на оказании такого рода услуг. В данной ситуации важно, чтобы это было указано в уставе, так как в противном случае на практике могут возникать некоторые трудности.
Пример
Общество с ограниченной ответственностью «Р» прекратило трудовые отношения с действующим директором организации Ивановым И.И. по соглашению сторон и заключило договор на управление предприятием с ИП Сидоровым С.С., однако в уставе ООО «Р» прямо было указано, что исполнительным органом организации является директор, действующий на основании трудового контракта. При обращении в банк для замены банковской карточки в связи с изменением должностного лица - директора ООО в банке отказались принять представленный гражданско-правовой договор с ИП Сидоровым С.С. и потребовали внести соответствующие изменения в устав ООО.
Трудовой договор (контракт), гражданско-правовой договор от имени СООО подписываются председателем общего собрания участников хозяйственного общества, на котором были избраны соответствующие лица (в данном случае председатель избирается на учредительном собрании), или иным физическим лицом (участником), уполномоченным решением этого собрания, а в случае образования в хозяйственном обществе совета директоров (наблюдательного совета) - председателем совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества или иным его членом, уполномоченным этим советом.
Примечание 18. По общему правилу руководство бухгалтерским учетом СООО должен осуществлять главный бухгалтер. Однако при отсутствии в штате должности главного бухгалтера эти функции может выполнять бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся ИП (часть первая ст.7 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности», далее - Закон № 3321-XII). В данном случае директор СООО заключает гражданско-правовой договор на оказание бухгалтерских услуг со сторонней организацией, которая и будет осуществлять руководство бухгалтерским учетом СООО. При открытии счета в банке необходимо представить лишь копию указанного договора, а в банковской карточке будет только подпись директора.
Обратите внимание!
Согласно части третьей ст.1 Закона № 3321-XII организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость), освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности и ведут учет в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения. Следовательно, если СООО будет работать по упрощенной системе налогообложения без уплаты НДС, оно может не вести бухгалтерский учета и соответственно не оформлять на работу главного бухгалтера или не заключать договор на оказание бухгалтерских услуг. В такой ситуации при открытии счета в банке директору необходимо представить письмо из налоговой инспекции, подтверждающее, что СООО будет работать по упрощенной системе налогообложения без уплаты НДС.
Итак, наличие в штате СООО главного бухгалтера необязательно:
- если руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет сторонняя организация или ИП, оказывающие бухгалтерские услуги;
- если организация работает по упрощенной системе налогообложения без уплаты НДС. В этом случае данная стадия по созданию СООО вообще не возникает.
Примечание 19. Документы представляются в соответствии с подп.2.3 п.2 Декрета № 1. Банки вправе разрабатывать локальные акты, которые более детально регламентируют порядок открытия счетов юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Беларусь. В связи с этим список документов, необходимых для открытия счетов в банке, может быть более широким. В частности, на практике некоторые банки требуют представить документы, подтверждающие полномочия директора (управляющей организации или ИП) и главного бухгалтера (организации или ИП, ведущей бухгалтерский учет в организации) СООО.
Примечание 20. Форма заявления установлена постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 99 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 13 февраля 2009 г. № 11 и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (в редакции постановления МНС РБ от 04.08.2011 № 28, которая вступает в силу 25 ноября 2011 г.) (приложение 133).
Размер платы за книгу замечаний и предложений определен постановлением Минфина РБ от 29.03.2005 № 37.
Примечание 21. Форма заявления установлена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 21).
Примечание 22. Порядок ведения книги замечаний и предложений регулируется Положением о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285.
Примечание 23. Порядок ведения книги учета проверок регулируется Правилами ведения книги учета проверок, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383.
Примечание 24. В соответствии с п.3 ст.287 НК.
Примечание 25. В силу п.4 ст.108 НК.
Примечание 26. Так как регистрирующий орган самостоятельно уведомляет органы ФСЗН о регистрации СООО и выдает документы, подтверждающие его постановку на учет в этих органах, то на практике должностным лицам данного юридического лица остается лишь представить своему инспектору необходимые для формирования учетного дела документы.
Примечание 27. Поскольку регистрирующий орган самостоятельно уведомляет Белгосстрах о регистрации СООО и выдает страховое свидетельство, то на практике должностным лицам данного юридического лица остается лишь представить сведения о должностных лицах юридического лица и о сроках выплаты заработной платы.
Обратите внимание!
Согласно нормам Инструкции о порядке постановки на учет, снятия с учета респондентов государственных статистических наблюдений в органах государственной статистики, утвержденной постановлением Белстата от 02.03.2009 № 26, органы статистики осуществляют постановку юридического лица на учет в качестве респондента государственных статистических наблюдений на основании информации, передаваемой регистрирующими органами путем обмена электронными документами. Поэтому на практике не возникает необходимости дополнительного уведомления данных органов со стороны созданного СООО.
Не стоит также забывать о том, что учредители СООО должны вовремя сформировать уставный фонд созданной ими организации. Согласно части второй ст.88 Кодекса учредители коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд этой организации в денежной и (или) неденежной формах.
В соответствии с частью первой ст.871 Кодекса коммерческая организация с иностранными инвестициями может обратиться в регистрирующий орган за продлением срока формирования уставного фонда, за исключением организаций, уставный фонд которых должен быть сформирован в полном объеме до их государственной регистрации. Регистрирующий орган имеет право продлить указанный срок до 6 месяцев со дня окончания соответствующего срока формирования уставного фонда, установленного Кодексом.
После формирования уставного фонда СООО должно представить в зарегистрировавший его орган документальное подтверждение факта формирования уставного фонда в установленных размерах не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего периода (часть четвертая ст.87 Кодекса). Документальным подтверждением факта формирования уставного фонда будет аудиторское заключение. Затем СООО, представившему документальное подтверждение факта формирования уставного фонда, регистрирующий орган выдает свидетельство о формировании уставного фонда в течение не более 3 дней со дня получения указанного документального подтверждения.
15.11.2011 г.
Светлана Дашкевич, магистр юридических наук, юрист
От редакции: С 1 января 2012 г. в п.1 постановления Минфина РБ от 29.03.2005 № 37 «Об установлении размера платы за книгу замечаний и предложений» на основании постановления Минфина РБ от 05.12.2011 № 126 внесены изменения.
С 1 января 2012 г. в Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З внесены изменения и дополнения.
С 22 января 2012 г. в постановление Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285 «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» на основании постановления Совета Министров РБ от 19.01.2012 № 58 внесены изменения и дополнения.
Со 2 февраля 2012 г. в постановление МНС РБ от 15.11.2010 № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами)» на основании постановления МНС РБ от 02.01.2012 № 1 внесены изменения и дополнения.