


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО СОЗДАНИЮ ОБОСОБЛЕННОГО СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Определение термина «обособленное структурное подразделение» в законодательстве Республики Беларусь отсутствует. В связи с этим под обособленным структурным подразделением часто понимают только представительство или филиал. В п.3 ст.13 Налогового кодекса РБ (далее - НК) содержится следующая конструкция: «Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения». Таким образом, понятие «обособленное структурное подразделение» более широкое и не ограничивается филиалом или представительством. В ст.51 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) четко определены такие виды обособленных подразделений, как представительство и филиал, но отсутствует указание на то, что эти 2 вида обособленных подразделений единственно возможные.
В данном материале под обособленным структурным подразделением понимаются только филиалы и представительства юридического лица.
Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия (п.1 ст.51 ГК).
Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства (п.2 ст.51 ГК).
Можно выделить следующие типы обособленных подразделений:
- выделенные на отдельный баланс и имеющие отдельный банковский счет.
Такие обособленные подразделения исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства создавших их юридических лиц;
- выделенные на отдельный баланс, но не имеющие отдельного банковского счета;
- не выделенные на отдельный баланс и не имеющие отдельного банковского счета.
Кроме того, в последнее время на практике все чаще встречаются случаи, когда обособленное структурное подразделение не выделяется на отдельный баланс, но банковский счет для него открывается.
Поскольку обособленные структурные подразделения не являются юридическими лицами, по отношению к ним использование термина «регистрация» не совсем корректно. В данном случае следует говорить о создании обособленного структурного подразделения.
В целом за последние годы процедура создания обособленных структурных подразделений юридических лиц значительно упростилась. Теперь нет необходимости согласовывать размещение обособленного подразделения с местным органом власти, что в свое время могло вызвать немало трудностей, особенно при отказе исполнительного комитета в согласовании. Упразднена также обязанность получения разрешения органов внутренних дел на изготовление печати для обособленного структурного подразделения, что по сути просто затягивало процедуру создания подразделения как минимум на 10 дней.
Так как обособленное структурное подразделение не является юридическом лицом и при его создании нельзя руководствоваться нормами Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1), для определения этапов создания подразделения необходимо провести анализ большого числа нормативных правовых актов. Кроме того, стадии создания обособленного структурного подразделения юридического лица различаются в зависимости от типа создаваемого подразделения. Например, процедура создания обособленного структурного подразделения юридического лица, которое самостоятельно исчисляет суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняет налоговые обязательства создавшего его юридического лица, имеет право вести отдельный баланс и распоряжаться банковским счетом, предполагает дополнительные этапы.
Таким образом, поскольку создание обособленного структурного подразделения юридического лица не имеет четкой регламентации в законодательстве Республики Беларусь и отличается от процедуры создания самого юридического лица, возникает необходимость детально разобраться в стадиях данного процесса.
В нижеприведенном алгоритме рассмотрено создание белорусскими коммерческими организациями (частными унитарными предприятиями (далее - ЧУП) и хозяйственными обществами) своих представительств и (или) филиалов, расположенных на территории Республики Беларусь. Действия, необходимые для реализации данной процедуры, осуществляются пошагово.
► | |||||||
Проект |
Собственник имущества |
||||||
решения |
(учредители, участники)/ |
||||||
о создании |
уполномоченный орган/ |
||||||
обособленного |
должностное лицо |
||||||
структурного |
юридического лица |
||||||
подразделения | Принятие решения о создании | ||||||
обособленного структурного | |||||||
подразделения (примечание 1) | ► | ||||||
Решение | |||||||
учредителя | |||||||
для ЧУП, или протокол | |||||||
общего собрания | |||||||
участников (акционеров) | |||||||
для хозяйственного | |||||||
общества, или решение | |||||||
наблюдательного совета | |||||||
или приказ | |||||||
руководителя | |||||||
юридического лица | |||||||
► | ▼ | ||||||
Приказ |
Собственник имущества/ |
||||||
руководителя |
общее собрание участников |
||||||
или решение |
(акционеров) (примечание 2) |
||||||
наблюдательного | Принятие решения о внесении | ||||||
совета о создании | изменений в учредительные | ||||||
обособленного | документы юридического лица | ||||||
структурного | в связи с созданием | ||||||
подразделения | обособленного структурного | ||||||
подразделения | ► | ||||||
Решение учредителя | |||||||
для ЧУП или | |||||||
протокол общего | |||||||
собрания участников | |||||||
(акционеров) для | |||||||
► | ▼ | хозяйственного общества | |||||
Проект |
Уполномоченное лицо |
||||||
положения | Подготовка положения | ||||||
об обособленном | об обособленном структурном | ||||||
структурном | подразделении (примечание 3) | ► | |||||
подразделении | Положение | ||||||
об обособленном | |||||||
структурном | |||||||
► | ▼ | подразделении | |||||
Положение |
Собственник имущества |
||||||
об обособленном |
(учредители, участники)/ |
||||||
структурном |
уполномоченный орган/ |
||||||
подразделении |
должностное лицо |
||||||
юридического лица |
|||||||
Утверждение положения | |||||||
об обособленном структурном | |||||||
подразделении (примечание 4) | ► | ||||||
Решение учредителя | |||||||
для ЧУП, или | |||||||
протокол общего | |||||||
собрания участников | |||||||
(акционеров) | |||||||
для хозяйственного | |||||||
общества, или подпись | |||||||
должностного лица | |||||||
на положении | |||||||
► | ▼ | о его утверждении | |||||
Проект |
Собственник имущества |
||||||
изменений, |
(учредители, участники)/ |
||||||
вносимых |
уполномоченный орган |
||||||
в устав | Подготовка изменений, | ||||||
юридического | вносимых в устав | ||||||
лица, | юридического лица, | ||||||
принявшего | принявшего решение о создании | ||||||
решение | обособленного структурного | ||||||
о создании | подразделения, или новой | ||||||
обособленного | редакции устава (примечание 5) | ► | |||||
структурного | Изменения, вносимые | ||||||
подразделения, | в устав юридического | ||||||
или новой | лица, принявшего | ||||||
редакции устава | решение о создании | ||||||
обособленного | |||||||
структурного | |||||||
подразделения, | |||||||
или новая редакция | |||||||
▼ | устава, в 2 экземплярах | ||||||
Государственная регистрация | |||||||
изменений, вносимых в устав | |||||||
юридического лица, принявшего | |||||||
решение о создании обособленного | |||||||
структурного подразделения | |||||||
(примечание 6) |
► | ▼ | ||||||
Заявление установленного |
Регистрирующий орган | ||||||
образца (примечание 7) | Государственная регистрация изменений, вносимых | ||||||
с приложением | в устав юридического лица, принявшего решение | ||||||
следующих документов: | о создании обособленного структурного подразделения | ||||||
- изменения, вносимые | (примечание 9) | ||||||
в устав юридического | |||||||
лица, принявшего | ▼ | ▼ | |||||
решение о создании | Государственная | Отказ в государственной | |||||
обособленного | регистрация | регистрации | |||||
структурного | (примечание 10) | (примечание 11) | |||||
подразделения, | |||||||
или новая редакция | ▼ | ▼ | |||||
устава (в 2 экземплярах) | Изменения, вносимые | Заявление | |||||
без нотариального | в устав юридического | о государственной | |||||
засвидетельствования | лица, принявшего решение | регистрации изменений | |||||
и его электронная | о создании обособленного | со штампом об отказе | |||||
копия (в формате | структурного | в государственной | |||||
.doc или .rtf); | подразделения, или | регистрации с указанием | |||||
- оригинал или копия | новая редакция устава | оснований | |||||
документа об уплате | (1 экземпляр) со штампом | ||||||
государственной | регистрирующего органа | ||||||
пошлины в размере | (примечание 12) | ||||||
1,5 базовых величин | |||||||
(далее - БВ) | |||||||
(примечание 8) |
► | ▼ | ||||||
Заявление о внесении |
Лицензирующий орган |
||||||
изменений в лицензию | Внесение изменений в лицензию. | ||||||
(примечание 13) | Срок обращения - не позднее | ||||||
с приложением | 1 месяца со дня государственной | ||||||
следующих | регистрации изменений, вносимых | ||||||
документов: | в устав юридического лица. | ||||||
- копии приложения | При нарушении срока обращения | ||||||
к уставу или его | действие лицензии прекращается | ||||||
новой редакции | на следующий день после | ||||||
со штампом | истечения установленного срока | ||||||
регистрирующего | для подачи документов | ||||||
органа; | без принятия лицензирующим | ||||||
- документ об уплате | органом решения о прекращении | ||||||
государственной | действия лицензии | ||||||
пошлины в размере | (примечание 15) | ► | |||||
4 БВ (примечание 14) | Лицензия на новом | ||||||
► | ▼ | бланке | |||||
Решение |
Руководитель юридического лица |
||||||
о создании | Выдача доверенности руководителю | ||||||
обособленного | обособленного структурного | ||||||
структурного | подразделения (примечание 16) | ► | |||||
подразделения | Доверенность на имя | ||||||
и назначении | руководителя | ||||||
его руководителя; | обособленного | ||||||
положение об | структурного | ||||||
обособленном | подразделения | ||||||
структурном | |||||||
подразделении | |||||||
► | ▼ | ||||||
Решение |
Руководитель юридического лица |
||||||
о создании | Оформление трудовых отношений | ||||||
обособленного | с руководителем обособленного | ||||||
структурного | структурного подразделения | ||||||
подразделения | (примечание 17) | ► | |||||
и назначении | Трудовой договор | ||||||
его руководителя | (контракт); | ||||||
приказ о приеме | |||||||
на работу | |||||||
► | ▼ | ||||||
Решение |
Руководитель юридического лица |
||||||
о создании | Сообщение инспекции | ||||||
обособленного | Министерства по налогам | ||||||
структурного | и сборам РБ (далее - ИМНС) | ||||||
подразделения | по месту постановки на учет | ||||||
о создании обособленного | |||||||
структурного подразделения) (примечание 18) | ► | ||||||
Сообщение о создании | |||||||
обособленного | |||||||
структурного | |||||||
подразделения | |||||||
► | ▼ | (примечание 19) | |||||
Сообщение |
ИМНС по месту нахождения |
||||||
о создании |
обособленного структурного |
||||||
обособленного |
подразделения (примечание 20) |
||||||
структурного | Постановка на учет обособленного | ||||||
подразделения | структурного подразделения | ||||||
с приложением | (примечание 21) | ► | |||||
копии положения | Извещение | ||||||
об обособленном | о присвоении | ||||||
структурном | учетного номера | ||||||
подразделении | плательщика (далее - | ||||||
УНП) обособленному | |||||||
структурному | |||||||
► | ▼ | подразделению | |||||
1. Для получения |
ИМНС по месту постановки |
||||||
книги замечаний |
на учет юридического лица |
||||||
и предложений: | 1. Выдача книги замечаний | ||||||
- заявление | и предложений для обособленного | ||||||
на получение | структурного подразделения | ||||||
книги замечаний | (примечание 23). | ||||||
и предложений; | 2. Регистрация книги учета | ||||||
- документ, | проверок для обособленного | ||||||
подтверждающий | структурного подразделения | ||||||
оплату в размере | (примечание 24) | ► | |||||
7 260 руб. | Книга замечаний | ||||||
(примечание 22). | и предложений; | ||||||
2. Для регистрации | зарегистрированная | ||||||
книги учета проверок: | книга учета проверок | ||||||
заполненная | для обособленного | ||||||
и прошитая книга | структурного | ||||||
книга учета проверок | подразделения | ||||||
► | ▼ | ||||||
Заявление |
Фонд социальной защиты населения |
||||||
о постановке |
Министерства труда и социальной |
||||||
на учет |
защиты РБ (далее - ФСЗН) по месту |
||||||
(примечание 25) |
нахождения подразделения |
||||||
с приложением | |||||||
копии положения | Постановка на учет обособленного | ||||||
об обособленном | структурного подразделения | ||||||
структурном | юридического лица (примечание 27) | ► | |||||
подразделении | Извещение | ||||||
о постановке на учет | |||||||
обособленного | |||||||
структурного | |||||||
► | ▼ | подразделения | |||||
Заявление |
Белорусское республиканское |
||||||
о постановке на учет |
унитарное страховое |
||||||
(примечание 28) |
предприятие «Белгосстрах» |
||||||
с приложением: |
по месту нахождения |
||||||
- копии положения |
подразделения |
||||||
об обособленном | |||||||
структурном | Постановка на учет | ||||||
подразделении; | обособленного структурного | ||||||
- копии решения | подразделения юридического | ||||||
(приказа) о создании | лица (примечание 30) | ► | |||||
обособленного | Страховое | ||||||
структурного | свидетельство | ||||||
подразделения | (примечание 31) | ||||||
► | ▼ | ||||||
Заявление |
Штемпельно-граверная мастерская |
||||||
на изготовление | Изготовление печати обособленного | ||||||
печати с приложением | структурного подразделения | ||||||
следующих | юридического лица (примечание 32) | ► | |||||
документов: | Печать обособленного | ||||||
- копия устава | структурного | ||||||
юридического лица | подразделения | ||||||
и всех приложений | |||||||
к нему; | |||||||
- копия положения | |||||||
об обособленном | |||||||
структурном | |||||||
подразделении; | |||||||
- доверенности | |||||||
на заказ и получение | |||||||
печати (для | |||||||
представителя) | |||||||
► | ▼ | ||||||
Заявление на открытие |
Обслуживающий банк |
||||||
текущего (расчетного) | |||||||
счета для | Открытие текущего (расчетного) | ||||||
обособленного | счета для обособленного | ||||||
структурного | структурного подразделения | ||||||
подразделения | юридического лица (примечание 35). | ||||||
юридического лица | Банковский (лицевой) счет | ||||||
с приложением | открывается владельцу счета | ||||||
следующих | не позднее следующего рабочего дня | ||||||
документов: | после заключения договора | ||||||
- копия | банковского счета | ► | |||||
(без нотариального | Договор банковского | ||||||
засвидетельствования) | счета | ||||||
устава, имеющего | |||||||
штамп, | |||||||
свидетельствующий | |||||||
о проведении | |||||||
государственной | |||||||
регистрации и всех | |||||||
приложений к нему; | |||||||
- копия положения | |||||||
об обособленном | |||||||
структурном | |||||||
подразделении; | |||||||
- извещение | |||||||
о присвоении | |||||||
УНП обособленному | |||||||
структурному | |||||||
подразделению; | |||||||
- карточки с образцами | |||||||
подписей | |||||||
должностных лиц | |||||||
юридического лица, | |||||||
имеющих право | |||||||
подписи документов | |||||||
для проведения | |||||||
расчетов, и оттиска | |||||||
печати | |||||||
(примечание 33) | ▼ | ||||||
Руководитель юридического лица/ |
|||||||
руководитель обособленного |
|||||||
структурного подразделения |
|||||||
Оформление трудовых отношений | |||||||
с работниками обособленного | |||||||
структурного подразделения | |||||||
(примечание 36) | ► | ||||||
Трудовой договор | |||||||
(контракт); | |||||||
приказ о приеме | |||||||
► | ▼ | на работу | |||||
Решение о создании |
Бухгалтерия и юридического лица |
||||||
обособленного |
и обособленного структурного |
||||||
структурного |
подразделения |
||||||
подразделения; | Передача имущества обособленному | ||||||
приложение | структурному подразделению | ||||||
к уставу или его | юридического лица (примечание 37) | ► | |||||
новая редакция | Бухгалтерские | ||||||
со штампом | проводки | ||||||
регистрирующего | и документация; | ||||||
органа | акт передачи | ||||||
имущества |
Примечание 1. Решение о создании обособленного структурного подразделения принимается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом (должностным лицом) юридического лица, уполномоченным принимать соответствующее решение, если иное не установлено в учредительных документах. Следовательно, создание обособленного структурного подразделения юридического лица можно оформить решением учредителя, протоколом общего собрания участников, решением совета директоров (наблюдательного совета) или приказом руководителя юридического лица.
В законодательстве напрямую не установлены положения, которые в обязательном порядке отражаются в решении о создании обособленного структурного подразделения юридического лица. По мнению автора, в решении о создании обособленного структурного подразделения юридического лица должна быть указана информация:
- о его наименовании и месте нахождения;
- виде структурного подразделения (филиал, представительство, отделение, управление и др.) и его статус (с выделением на отдельный баланс или без);
- назначении руководителя обособленного структурного подразделения;
- возложении обязанности по подготовке проекта положения об обособленном структурном подразделении;
- внесении соответствующих изменений в устав юридического лица и представлении документов для государственной регистрации таких изменений в регистрирующий орган;
- иные сведения по усмотрению учредителя (участников) либо уполномоченного органа (должностного лица) юридического лица.
Обратите внимание!
Поскольку в решении о создании обособленного структурного подразделения указывается место его нахождения, предварительно юридическое лицо должно найти подходящее для размещения подразделения помещение и оформить все необходимые документы (заключить договор аренды или договор безвозмездного пользования помещением).
Примечание 2. Данная стадия возникает только в том случае, если решение о создании обособленного структурного подразделения принимал либо руководитель юридического лица, либо другой уполномоченный орган, за исключением общего собрания участников (акционеров). Напомним, что в связи с принятым решением о создании подразделения должны быть внесены соответствующие изменения в учредительные документы юридического лица. В свою очередь, рассмотрение вопроса о внесении изменений в устав организации относится к исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) для хозяйственного общества (ст.34 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон о хозяйственных обществах)) или собственника имущества для ЧУП (абзац 4 п.6 ст.113 ГК).
Обратите внимание!
В соответствии с абзацем 9 п.6 ст.113 ГК в случае, когда согласно уставу ЧУП принятие решения о создании обособленного структурного подразделения находится в ведении директора организации, он должен предварительно получить письменное согласие на создание подразделения у учредителя ЧУП.
Примечание 3. Согласно п.3 ст.51 ГК представительства и филиалы действуют на основании положения, утвержденного головной организацией, основного документа, определяющего цели, задачи, функции и особенности правового статуса обособленного структурного подразделения.
Поскольку законодатель не устанавливает перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в положении об обособленном структурном подразделении, рекомендуем следующую структуру данного документа.
1. Общие положения.
В данном разделе указывается наименование и место нахождения подразделения, его вид (филиал, представительство, отделение, управление и т.п.), сведения о головной организации.
2. Цели, задачи и предмет деятельности.
Необходимо определить цели создания обособленного структурного подразделения. Такими целями могут быть представление интересов юридического лица на определенной территории, расширение сфер деятельности организации в соответствующем регионе и др.
К задачам можно отнести:
- исследование рынка и возможностей реализации услуг юридического лица на территории региона;
- непосредственное осуществление хозяйственной деятельности от имени организации;
- заключение от имени юридического лица с контрагентами договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, других договоров и т.д.
Для отражения предмета деятельности обособленного структурного подразделения следует обратиться к видам деятельности, указанным в Общегосударственном классификаторе ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности».
3. Юридический статус.
Устанавливается уровень самостоятельности подразделения, для чего определяют:
- выделяется ли оно на отдельный бухгалтерский баланс;
- открывается ли для него отдельный текущий (расчетный) счет и иные счета в банке;
- имеет ли он право заключать договоры;
- будут ли в его распоряжении отдельные печати и штампы;
- другие условия.
4. Распоряжение имуществом.
Здесь может быть определен порядок передачи обособленному структурному подразделению имущества, закреплено его право приобретать имущество для собственных нужд, урегулирован вопрос о расходах и содержании имущества подразделения.
5. Управление обособленным структурным подразделением.
В данном разделе указывается наименование должности руководителя подразделения (директор, управляющий и т.д.), определяются полномочия руководителя обособленного подразделения в сфере гражданских, административных, банковских и трудовых отношений, закрепляется его компетенция по вопросам деятельности подразделения, которые впоследствии найдут отражение в трудовом договоре (контракте) с руководителем и выданной ему доверенности.
6. Финансовая и хозяйственная деятельность обособленного подразделения.
Определяется порядок представления подразделением финансовой и иной отчетности. Закрепляются полномочия на заключение отдельных видов договоров, устанавливается порядок формирования цен и тарифов и т.д.
7. Персонал обособленного структурного подразделения.
В данном разделе закрепляется правовое положение работников подразделения (условия оплаты труда, режим работы и отдыха, социальное обеспечение и страхование, меры поощрения и т.п.). Следует также установить порядок приема на работу сотрудников обособленного структурного подразделения. Последнее имеет большое значение для определения того, будет ли подразделение платить обязательные страховые взносы в ФСЗН, а также страховать от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно ст.1 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» плательщиками обязательных страховых взносов в ФСЗН являются работодатели - юридические лица, их представительства и филиалы, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предмет которых - оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности.
В соответствии с п.242 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530, страхователем выступают обособленные подразделения юридических лиц, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Республике Беларусь, или привлекают к работе таких граждан.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2014 г. вместо п.242 Положения № 530 действует п.271 Положения № 530 в редакции Указа Президента РБ от 14.04.2014 № 165. |
Так, если в Положении и доверенности руководителя подразделения будет указано, что он имеет право принимать решение о приеме на работу в обособленное структурное подразделение работников, заключать с ними трудовые договоры (контракты) и издавать соответствующие приказы, можно говорить о том, что данное подразделение предоставляет работу по трудовому договору.
Если обособленное структурное подразделение юридического лица будет являться плательщиком обязательных страховых взносов в ФСЗН и страхователем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оно должно стать на учет в соответствующих органах.
Во избежание обязанности постановки на учет подразделений и уплаты ими указанных взносов в положении об обособленном подразделении следует дополнительно указать, что вопросы приема и оформления на работу работников подразделения не входят в компетенцию его руководителя.
8. Заключительные положения.
Здесь могут быть урегулированы вопросы, связанные с осуществлением контроля за деятельностью обособленного подразделения, его ликвидацией и др.
При наличии большого штата сотрудников и необходимости выделения внутренних структурных подразделений в положении можно закрепить организационную структуру обособленного подразделения.
Примечание 4. Согласно п.52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4, утверждение является одним из способов удостоверения документа после его подписания. Более того, документ, подлежащий утверждению, приобретает юридическую силу только с момента его утверждения. Документ может утверждаться двумя способами: изданием распорядительного документа или должностным лицом. Оба способа имеют одинаковую юридическую силу. При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», наименования должности лица, утвердившего документ, включая видовое наименование организации, его подписи, расшифровки подписи и даты утверждения.
Примечание 5. Согласно п.15 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее - Положение о государственной регистрации), изменения и (или) дополнения должны быть оформлены в виде приложений к уставу, однако по желанию коммерческой организации устав может быть представлен в новой редакции.
В соответствии с требованиями законодательства при создании обособленного структурного подразделения в уставе юридического лица обязательно указывается лишь его наименование и место нахождения. Для хозяйственных обществ в уставе также необходимо определить порядок утверждения бухгалтерской отчетности представительств и филиалов общества (ст.14 Закона о хозяйственных обществах). Кроме того, в учредительных документах головной организации могут быть закреплены цели и функции обособленного структурного подразделения, порядок управления этим подразделением и другие вопросы.
Примечание 6. В отличие от ранее действовавшего Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.03.1999 № 11 (утратило силу с 1 февраля 2009 г.), в Положении о государственной регистрации указаны лишь 2 случая, когда юридическое лицо обязано внести изменения в учредительные документы и обратиться за их государственной регистрацией:
- изменение его наименования;
- смена собственника имущества или изменение состава учредителей (участников) организации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 марта 2014 г. следует руководствоваться Положением о государственной регистрации с изменениями, внесенными Декретом Президента РБ от 21.02.2014 № 3. |
Срок внесения данных изменений и обращения за их государственной регистрацией - 2 месяца (п.21 Положения о государственной регистрации). В связи с этим в юридической литературе часто встречается мнение, что с момента вступления в силу Положения о государственной регистрации вносить изменения в устав юридического лица в отношении других фактических обстоятельств, сведения о которых согласно нормам законодательства должны содержаться в учредительных документах, нет необходимости. Так, не требуется государственная регистрация изменений, вносимых в устав организации, в связи с созданием (ликвидацией) обособленных структурных подразделений, изменением размера уставного фонда, порядка образования имущества и распределения прибыли, порядка солидарной или субсидиарной ответственности собственников имущества (учредителей, участников) организации и др. Это не совсем верно. Например, в соответствии с частью четвертой п.3 ст.51 ГК представительства и филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица. Следовательно, если юридическое лицо создаст обособленное структурное подразделение, но не внесет соответствующих изменений в устав, оно нарушит нормы гражданского законодательства.
В соответствии с п.3 ст.48 ГК изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений (п.3 ст.48 ГК). Таким образом, обособленное структурное подразделение сможет заключать договоры с третьими лицами от имени создавшего его юридического лица лишь с момента государственной регистрации соответствующих изменений, вносимых в устав организации.
Исходя из всего вышесказанного можно прийти к выводу о том, что Положение о государственной регистрации не сводит случаи обязательного внесения изменений в учредительные документы юридического лица только к 2 ситуациям (изменению наименования, состава учредителей или участников), оно лишь устанавливает сроки для внесения данного рода изменений (2 месяца). Наряду с данными случаями существует обязанность учредителей (участников) юридического лица по внесению изменений в учредительные документы организации при изменении иных сведений (в т.ч. при создании обособленного структурного подразделения), однако сроки для оформления данных изменений учредители определяют для себя самостоятельно.
Обратите внимание!
Часть первая ст.23.64 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) устанавливает административную ответственность за невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица руководителем, учредителем, участником, собственником имущества юридического лица, а также другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством (штраф - до 50 БВ).
Примечание 7. Форма заявления установлена постановлением Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (приложение 2) (в редакции постановления Минюста РБ от 11.08.2011 № 185).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2014 г. следует применять приложение 2 к постановлению № 8 с изменениями, внесенными постановлением Минюста РБ от 21.01.2014 № 19. |
Примечание 8. Размер пошлины указан согласно приложению 22 к НК.
Примечание 9. Государственная регистрация изменений, вносимых в устав юридического лица, принявшего решение о создании обособленного структурного подразделения, производится в день обращения в регистрирующий орган.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации изменений, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
В соответствии с п.11 Положения о регистрации регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями. Таким образом, подать документы для государственной регистрации изменений можно в течение всего рабочего дня регистрирующего органа, за исключением обеденного перерыва.
Примечание 10. В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
- ставит на изменениях, вносимых в устав юридического лица, принявшего решение о создании обособленного структурного подразделения, или новой редакции устава штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр данных документов лицу, их представившему;
- вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации изменений, вносимых в устав юридического лица или новой редакции устава.
Примечание 11. Выдается в день подачи документов для государственной регистрации изменений.
Примечание 12. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию изменений, вносимых в устав юридического лица, принявшего решение о создании обособленного структурного подразделения, в случаях:
- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Неосуществление либо отказ в государственной регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством, не допускается.
Примечание 13. Образцы заявлений на получение лицензии можно найти на сайтах соответствующих лицензирующих органов.
Примечание 14. Размер пошлины указан согласно приложению 22 к НК.
Примечание 15. При подаче в сроки заявления о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений лицензиат (соискатель лицензии) до получения лицензии, оформленной на новом бланке, осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии, что срок ее действия не истек, а соответствующая деятельность осуществляется с соблюдением лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату (п.73 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450).
Примечание 16. В соответствии с частью третьей п.3 ст.51 ГК руководители обособленных структурных подразделений назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности, которая от имени юридического лица подписывается его руководителем (иным лицом, уполномоченным учредительными документами) и скрепляется печатью юридического лица. Напомним, срок действия доверенности не может превышать 3 лет. Однако если в доверенности не указан срок ее действия, то в таком случае она действует в течение года со дня ее совершения (п.1 ст.187 ГК).
Несмотря на то что полномочия руководителя обособленного подразделения могут указываться в учредительных документах юридического лица и положении об обособленном подразделении, документом, определяющим их объем, является доверенность (часть третья п.11 постановления Пленума ВХС РБ от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»). Следовательно, в доверенности необходимо определить круг вопросов, связанных с представлением интересов в государственных органах и организациях, подписанием документов, заключением договоров, распоряжением счетом обособленного подразделения, оперативным управлением подразделением, которые его руководитель будет уполномочен решать самостоятельно либо по согласованию с юридическим лицом. Вместе с тем объем полномочий руководителя обособленного структурного подразделения, указанный в доверенности, должен соответствовать его компетенции, установленной в положении о подразделении.
Обратите внимание!
Поскольку гражданско-правовые обязательства не связаны с трудовыми, прекращение трудовых отношений с руководителем обособленного структурного подразделения юридического лица не прекращает действия выданной на его имя доверенности. В таком случае доверенность необходимо дополнительно отменить (подп.2 п.1 ст.189 ГК).
Примечание 17. Руководитель обособленного структурного подразделения назначается приказом руководителя юридического лица (или иного уполномоченного лица нанимателя). При контрактной форме трудовых отношений с руководителем обособленного подразделения срок действия его доверенности целесообразно связывать со сроком контракта. Необходимо помнить, что особенности регулирования трудовых отношений с руководителем организации, предусмотренные главой 18 Трудового кодекса РБ (далее - ТК), не распространяются на трудовые отношения с руководителем обособленного структурного подразделения.
Примечание 18. Сообщение о создании обособленного структурного подразделения должно быть подано в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его создания в ИМНС по месту постановки на учет юридического лица (подп.1.9.4 п.1 ст.22 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. следует руководствоваться подп.1.9.4 п.1 ст.22 НК в редакции Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З. |
Обратите внимание!
Поскольку законодательство Республики Беларусь не определяет момента создания обособленного подразделения, существует мнение, что у юридического лица, создавшего подразделение, возникают обязанности сразу после принятия решения о его создании. В таком случае моментом создания обособленного структурного подразделения следует считать дату принятия решения о создании филиала. Некоторые аналитики предлагают датой создания подразделения считать дату утверждения положения о нем.
По мнению автора, датой создания обособленного структурного подразделения юридического лица следует считать дату принятия соответствующего решения и начало течения сроков необходимо отсчитывать с этого дня.
Примечание 19. Форма сообщения о создании обособленного структурного подразделения утверждена постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 96 (приложение 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 августа 2012 г. следует применять приложение 4 к постановлению № 96 с изменениями, внесенными постановлением МНС РБ от 31.07.2012 № 29. |
Примечание 20. Данная стадия возникает только в том случае, если обособленное структурное подразделение будет самостоятельно исчислять суммы налогов, сборов (пошлин) и исполнять налоговые обязательства создавшего его юридического лица, иметь право вести отдельный баланс и распоряжаться банковским счетом.
Примечание 21. Согласно п.7 ст.66 НК постановка на учет филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица Республики Беларусь, исполняющих налоговые обязательства этого юридического лица, осуществляется налоговым органом по месту нахождения такого обособленного подразделения на основании сообщения юридического лица о создании обособленного подразделения.
Документ, удостоверяющий постановку плательщика на учет в налоговом органе, - извещение о присвоении УНП. Срок постановки на учет в налоговых органах и выдачи извещения о присвоении учетного номера плательщика - 2 рабочих дня (п.1 перечня административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.10.2007 № 1399).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2012 г. действует постановление Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156, которым утвержден новый единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. |
Обратите внимание!
Согласно ст.13.1 КоАП за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при наступлении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) и просрочке более 2 рабочих дней при совершении административного правонарушения должностным лицом юридического лица установлена ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере 0,5 БВ за каждую полную или неполную неделю просрочки, но не более 5 БВ.
Примечание 22. Форма заявления установлена постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 99 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 13 февраля 2009 г. № 11 и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (приложение 133) (в редакции постановления МНС РБ от 04.08.2011 № 28, вступает в силу с 25.11.2011).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 июня 2013 г. следует применять заявление о выдаче книги замечаний и предложений согласно приложению 2 к постановлению МНС РБ от 26.04.2013 № 14. С 23 января 2016 г. приложение 2 к постановлению № 14 на основании постановления МНС РБ от 03.12.2015 № 28 утратило силу. Книга замечаний и предложений выдается на основании документов, указанных в п.7 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285. |
Примечание 23. Порядок ведения книги замечаний и предложений регулируется Положением о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285 (далее - Положение № 285).
Согласно п.12 Положения № 285 книга замечаний и предложений ведется в обособленных подразделениях юридического лица, расположенных вне места нахождения организации.
Книга выдается налоговым органом по месту постановки на учет организации на основании заявления о выдаче книги с обоснованием количества экземпляров книги и приложением документа, подтверждающего внесение оплаты стоимости книги. Книга выдается в день предоставления указанных документов. При получении нескольких экземпляров книги, предназначенных для обеспечения обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения организации, каждый экземпляр книги оформляется должностным лицом налогового органа с осуществлением записи о конкретном месте нахождения книги.
В соответствии с п.18 Положения № 285 ответственными за хранение книги являются руководитель организации или уполномоченное им лицо. Поскольку книга должна храниться в обособленном структурном подразделении и предоставляться по первому требованию гражданина, то руководитель юридического лица должен назначить ответственным за ведение и хранение книги лицо, непосредственно работающее в данном подразделении.
Обратите внимание!
Согласно ст.9.24 КоАП отсутствие книги замечаний и предложений или нарушение руководителем организации или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги замечаний и предложений, порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации либо непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина, либо нарушение установленного срока рассмотрения изложенных в указанной книге замечаний и предложений, либо неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения - влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 БВ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 августа 2013 г. административная ответственность по ст.9.24 КоАП предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин (изменения внесены Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З). |
Примечание 24. В соответствии с п.2 Правил ведения книги учета проверок, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 (далее - постановление № 383), книга учета проверок приобретается проверяемыми субъектами дополнительно на каждый объект осуществления деятельности, расположенные вне их места нахождения.
Книга учета проверок должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписью руководителя проверяемого субъекта. Ответственным за хранение книги учета проверок является руководитель проверяемого субъекта или уполномоченное им лицо. В рассматриваемом случае ответственным за хранение книги должен быть работник обособленного структурного подразделения.
Подпункт 2.1 п.2 постановления № 383 указывает срок для оформления книги: в течение 1 месяца со дня постановки проверяемого субъекта на налоговый учет. Однако, не совсем понятно, в какие сроки необходимо оформить книгу учета проверок для обособленного структурного подразделения, не являющегося плательщиком налогов и не имеющего свой отдельный УНП.
Примечание 25. Форма заявления установлена постановлением Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ от 21.08.2009 № 12 «Об утверждении форм документов, необходимых для постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (приложение 1).
Примечание 26. Данная стадия возникает только в том случае, если обособленное структурное подразделение будет плательщиком обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в ФСЗН.
Примечание 27. Согласно п.2 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40, представительства и филиалы юридических лиц, являющиеся плательщиками обязательных страховых взносов, обязаны стать на учет в городских, районных и районных в городах отделах областных, Минского городского управлений ФСЗН по месту нахождения в течение 10 рабочих дней со дня утверждения Положений об этих обособленных подразделениях.
В соответствии с п.5 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2009 № 917, орган ФСЗН в течение 2 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления со всеми необходимыми документами:
- осуществляет постановку плательщика на учет;
- вносит сведения о плательщике в электронную базу данных плательщиков;
- присваивает учетный номер плательщика в ФСЗН;
- формирует учетное дело плательщика;
- выдает извещение о постановке плательщика на учет.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 мая 2014 г. следует руководствоваться п.5 Положения № 917 в редакции постановления Совета Министров РБ от 07.05.2014 № 437. |
Датой постановки плательщика на учет считается день подачи им в орган ФСЗН заявления со всеми необходимыми документами.
Примечание 28. Форма заявления установлена постановлением Минфина РБ от 15.07.2008 № 117 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2008 г. № 783» (приложение 1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 ноября 2011 г. следует применять приложение 1 к постановлению № 117 в редакции постановления Минфина РБ от 18.10.2011 № 106. |
Примечание 29. Данная стадия возникает только в том случае, если обособленное структурное подразделение будет являться страхователем.
Примечание 30. Согласно п.4 и части второй п.5 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294 (далее - Положение № 1294), вновь созданные обособленные подразделения юридических лиц обязаны зарегистрироваться в качестве страхователей у страховщика по месту их расположения в месячный срок, исчисляемый со дня создания обособленного подразделения юридического лица.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2014 г. следует применять Положение № 1294 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2014 № 637. |
Примечание 31. Страховое свидетельство оформляется в 2 экземплярах, один из которых в течение 3 рабочих дней, исчисляемых со дня получения всех необходимых документов, выдается страхователю, а другой остается у страховщика. При регистрации страхователю присваивается регистрационный номер, который указывается в страховом свидетельстве. Обособленные подразделения юридических лиц регистрируются по месту их расположения под регистрационным номером, дополненным кодом юридического лица (п.10 Положения № 1294).
Примечание 32. Порядок изготовления и уничтожения печатей и штампов определен Инструкцией о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденной постановлением МВД РБ от 25.09.2000 № 157 (далее - Инструкция № 157).
Согласно п.34 Инструкции № 157 юридические лица для структурных подразделений имеют право изготавливать простые печати (для секретариата, канцелярии, спецчасти, кадровых, финансовых, административно-хозяйственных и других подразделений) для осуществления операций, входящих в их компетенцию, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Обратите внимание!
Со вступлением в силу 1 февраля 2009 г. части седьмой п.22 Положения о государственной регистрации и внесением изменений постановлением МВД РБ от 27.02.2009 № 61 в Инструкцию № 157 была отменена обязанность коммерческих организаций получать разрешение на изготовление печати для своих обособленных структурных подразделений в органах внутренних дел.
Согласно п.50 Инструкции № 157 простая печать представляет собой металлическое, каучуковое, полимерное изделие круглой формы без изображения Государственного герба Республики Беларусь. По окружности указывается: «Республика Беларусь», юридический адрес (город или район), а в центре - полное наименование юридического лица либо эмблема. Отметим, что печати с эмблемами (символическими или графическими изображениями) могут быть изготовлены только в том случае, если эмблема зарегистрирована в установленном порядке и имеется ее описание в уставе юридического лица или положении о нем.
Ответственность и контроль за законностью использования и хранением простых печатей возлагаются на руководителя юридического лица, иных лиц, имеющих право пользования такой печатью. Руководитель может своим приказом возложить ответственность за хранение и использование печатей на одного из подчиненных ему работников (п.60 Инструкции № 157). Следовательно, при изготовлении печати для обособленного структурного подразделения руководитель юридического лица должен издать приказ о возложении ответственности за ее хранение и использование на руководителя подразделения.
Примечание 33. Документы представляются в соответствии с подп.2.3 п.2 Декрета № 1. Банки вправе разрабатывать локальные акты, которые более детально регламентируют порядок открытия счетов юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Беларусь. В связи с этим список документов, необходимых для открытия счетов в банке, может быть более широким. На практике некоторые банки требуют представить документы, подтверждающие полномочия директора и главного бухгалтера подразделения, подписи которых удостоверяются в банковской карточке.
Примечание 34. Данная стадия возникает только в том случае, если обособленное структурное подразделение юридического лица имеет право распоряжаться банковским счетом.
Примечание 35. Поскольку обособленные структурные подразделения юридических лиц не самостоятельные субъекты гражданского права, сами по себе они не являются владельцами счетов. Сторона по договору банковского счета - юридическое лицо, от имени и по поручению которого действуют обособленные подразделения. Следовательно, владелец счета обособленного структурного подразделения - юридическое лицо, создавшее это подразделение.
Порядок открытия банковских счетов регулирует постановление Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» (далее - постановление № 40), которое не предусматривает особенностей для открытия юридическими лицами счетов для своих обособленных структурных подразделений. В связи с этим можно прийти к выводу, что счета для обособленных структурных подразделений должны открываться в том же порядке, что и другие счета юридических лиц.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2013 г. постановление № 40 на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 25.10.2012 № 539 утратило силу. Теперь порядок открытия банковских счетов регулируется главой 22 Банковского кодекса РБ, Декретом № 1, а также локальными нормативными актами банка. |
Обратите внимание!
Для того чтобы руководитель юридического лица имел возможность распоряжаться счетом обособленного подразделения, он должен быть включен в перечень лиц, указываемых в карточке с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов со счета обособленного подразделения (п.7 постановления № 40).
Примечание 36. Нанимателем работников обособленного структурного подразделения является юридическое лицо, создавшее подразделение, а местом работы - место нахождения этого подразделения. В свою очередь, порядок оформления трудовых отношений с сотрудниками обособленного структурного подразделения зависит от объема полномочий, предоставленных его руководителю. Так, если положением об обособленном подразделении и доверенностью руководитель подразделения уполномочен принимать решения по трудовым вопросам в отношении сотрудников обособленного подразделения, заключать и расторгать с ними трудовые договоры, то, следовательно, данные работники назначаются на должности приказом руководителя обособленного структурного подразделения юридического лица.
Поскольку руководитель обособленного структурного подразделения назначается приказом руководителя юридического лица, положением об обособленном подразделении может быть предусмотрено, что на отдельные должности (например, главный бухгалтер) работники подразделения назначаются в том же порядке, что и руководитель подразделения.
Согласно части второй ст.19 ТК обязательными условиями трудового договора, заключаемого с сотрудниками обособленного структурного подразделения юридического лица, являются, в частности, данные о нанимателе и месте работы с указанием структурного подразделения, в которое принимается работник.
При направлении на работу в обособленное структурное подразделение работников, которые уже работают у юридического лица, необходимо оформить перевод с соблюдением требований ст.18 и 19 ТК. Для перевода работника требуется его согласие (часть вторая ст.30 ТК).
Примечание 37. Поскольку обособленное структурное подразделение для осуществления деятельности наделяется имуществом создавшего его юридического лица (часть первая п.3 ст.51 ГК), данная процедура должна найти свое отражение в соответствующих учетных документах и на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Наделение обособленного структурного подразделения имуществом может происходить в 2 формах:
1) в случае если подразделение выделяется на отдельный баланс и имеет право распоряжаться банковским счетом, целесообразно составить акт передачи имущества, являющийся внутренним документом головной организации и не имеющий гражданско-правового значения;
2) наделение имуществом подразделения, не выделенного на самостоятельный баланс, отражается только бухгалтерскими записями в учете головной организации.
г._________ |
«__» ______ 20__ г. |
На собрании присутствуют лица, обладающие в совокупности 100 % голосов. Собрание правомочно принимать решения по любым вопросам.
Председатель собрания ___________________ (Ф.И.О.) Секретарь собрания ______________________ (Ф.И.О.)
Заседание общего собрания участников проводится в очной форме.
Повестка дня: 1. О создании ____________________________________. Информация ______________. (наименование структурного подразделения) (Ф.И.О.) 2. О назначении директора ____________________________. Информация ___________. (наименование структурного подразделения) (Ф.И.О.) 3. О внесении соответствующих изменений в устав ООО «____________». Информация ____________________. (Ф.И.О.) 4. О возложении обязанности по подготовке проекта Положения об обособленном структурном подразделении на директора подразделения. Информация __________________. (Ф.И.О.) 1. СЛУШАЛИ: ___________________: выступил(а) с предложением создать _______________________,
расположенное по адресу: г._________, ул.____________, д.__, комн.___, с выделением на отдельный баланс и правом распоряжаться банковским счетом.
ВЫСТУПИЛИ: __________________: предложил(а) поддержать предложение _____________________.
РЕШИЛИ: Создать ______________________________________________________, расположенное (наименование структурного подразделения) по адресу: г._________, ул.____________, д.__, комн.___, с выделением на отдельный баланс и правом распоряжаться банковским счетом. Результаты голосования: «за» - 100 % голосов; «против» - 0 голосов; «воздержалось» - 0 голосов.
2. СЛУШАЛИ: ______________________: предложил(а) утвердить кандидатуру_____________________
на должность директора ___________________________________________. (наименование структурного подразделения)
ВЫСТУПИЛИ: 1. ___________________: предложил(а) поддержать предложение ___________________
об утверждении кандидатуры _________________________________ на должность директора (Ф.И.О.) _________________________________________ и заключить с ним трудовой контракт сроком (наименование структурного подразделения) на 1 (один) год. 2. ______________: предложил(а) выдать директору_______________________________
доверенность на управление подразделением сроком на 1 (один) год.
РЕШИЛИ: 1. Утвердить кандидатуру _______________________________ на должность директора (Ф.И.О.) _________________________________________ и заключить с ним трудовой контракт сроком (наименование структурного подразделения) на 1 (один) год. Результаты голосования: «за» - 100 % голосов; «против» - 0 голосов; «воздержалось» - 0 голосов. 2. Выдать директору ________________________________ доверенность на управление (наименование структурного подразделения) подразделением сроком на 1 (один) год. Результаты голосования: «за» - 100 % голосов; «против» - 0 голосов; «воздержалось» - 0 голосов.
3. СЛУШАЛИ: _______________: предложил(а) в связи с созданием ______________________________
внести соответствующие изменения в устав ООО «_________________» и представить документы для государственной регистрации изменений в регистрирующий орган.
ВЫСТУПИЛИ: 1. ______________: предложил(а) поддержать предложение ______________ о внесении
изменений в устав ООО «____________» в связи с созданием __________________________. (наименование структурного подразделения) 2. ______________________: предложил(а) представить документы для государственной (Ф.И.О.) регистрации изменений, вносимых в устав ООО «____________», в регистрирующий орган.
РЕШИЛИ: 1. Внести изменения в устав ООО «________» в связи с созданием _________________. (наименование структурного подразделения) Результаты голосования: «за» - 100 % голосов; «против» - 0 голосов; «воздержалось» - 0 голосов. 2. Представить пакет документов для государственной регистрации изменений, вносимых в устав ООО «____________», в регистрирующий орган. Результаты голосования: «за» - 100 % голосов; «против» - 0 голосов; «воздержалось» - 0 голосов.
4. СЛУШАЛИ: _____________________________: выступил(а) с предложением возложить обязанность (Ф.И.О.) по подготовке проекта положения об обособленном структурном подразделении на директора подразделения.
ВЫСТУПИЛИ: ______________________: предложил(а) поддержать предложение __________________
о возложении обязанности по подготовке проекта положения об обособленном структурном подразделении на директора подразделения.
РЕШИЛИ: Возложить обязанность по подготовке проекта положения об обособленном структурном подразделении на директора подразделения. Результаты голосования: «за» - 100 % голосов; «против» - 0 голосов; «воздержалось» - 0 голосов. |
Председатель собрания | |||
(подпись) |
(расшифровка подписи) | ||
Секретарь собрания | |||
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
Список лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании участников | ||||
№ п/п |
Ф.И.О. |
Статус |
% голосов |
Личная подпись |
1 |
Участник общества с ограниченной ответственностью «________________» | |||
2 |
Участник общества с ограниченной ответственностью «________________» | |||
3 |
Представитель участника общества с ограниченной ответственностью «________________» |
Примечание. Протокол оформлен в соответствии со ст.47 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах». Визируется каждая страница протокола. |
______________________________
ПРИКАЗ
_________ № ___
г.____________
О создании _____________________________________________ (наименование структурного подразделения)
ПРИКАЗЫВАЮ: Создать _________________________________________ в городе __________________. (наименование структурного подразделения) Определить, что ________________________________________ является обособленным (наименование структурного подразделения) структурным подразделением Общества с выделением на отдельный баланс и правом распоряжаться банковским счетом. 2. Определить место расположения подразделения: г.____, ул.________, д.__, комн.___. 3. Утвердить Положение о ___________________________________________________. (наименование структурного подразделения) |
Директор | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
Подпись учредителя | |||
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
ДОВЕРЕННОСТЬ № __
Общество с ограниченной ответственностью «_________________» (далее - Общество), в лице директора ______________________, действующего на основании Устава, настоящей (Ф.И.О.) доверенностью назначает и уполномочивает ___________________, паспорт _____________, (Ф.И.О.) выдан ___________________, личный номер ______________________, зарегистрированный по адресу: г.______________, ул._____________________, д.___, кв.____, быть директором __________________________________________________________ (далее - Подразделение), (наименование структурного подразделения) и доверяет ему осуществление следующих прав и полномочий от имени Общества: 1. Осуществлять все действия, необходимые для создания Подразделения Общества, для чего ему поручается подписать Положение о подразделении, изменения и дополнения в него, решение, иные документы и заявления от имени Общества, представлять и получать документы в государственных органах, иных организациях, исполнять иные действия и формальности, связанные с открытием Подразделения. 2. Подавать и получать документы в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь для постановки на налоговый учет Подразделения, внесения в Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц) сведений о руководителе и или) главном бухгалтере, в районный отдел Минского городского управления Фонда социальной защиты населения и в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» по вопросу постановки на учет Подразделения, представлять, получать и подписывать документы, делать заявления и выполнять все действия и формальности, связанные с данными вопросами. 3. Руководить Подразделением, организовывать его работу, самостоятельно решать все вопросы, вытекающие из деятельности Подразделения, отнесенные Положением о Подразделении к его ведению. 4. Открывать (закрывать) любые счета от имени Общества в белорусских рублях и иностранной валюте, распоряжаться средствами на этих счетах и иными финансовыми ресурсами для обеспечения текущей деятельности Подразделения. 5. Подписывать финансовые документы, связанные с деятельностью Подразделения, в том числе первичные учетные документы и счета-фактуры, оформленные Подразделением. 6. Представлять интересы Общества в государственных органах, органах местного управления и самоуправления, иных учреждениях и организациях независимо от форм собственности по вопросам, связанным с деятельностью Подразделения. 7. Подписывать, оформлять, изменять и расторгать договоры, контракты, соглашения от имени Общества, необходимые для деятельности и функционирования Подразделения. 8. Перечислять арендную плату, налоги, сборы и любые иные платежи, подлежащие уплате Подразделением в период его деятельности согласно законодательству Республики Беларусь и заключенным договорам. 9. Подписывать и представлять в налоговые и иные органы Республики Беларусь отчеты, декларации, иные документы, связанные с налоговыми обязательствами и обязательствами по платежам во внебюджетные фонды Общества, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, получать официальные документы. 10. Заключать и расторгать трудовые договоры от имени Общества с сотрудниками Подразделения, определять условия трудовой деятельности сотрудников в соответствии с законодательством Республики Беларусь, утверждать внутренние документы Подразделения. 11. Обеспечивать выполнение решений компетентных органов управления Общества, касающихся деятельности Подразделения. 12. По вопросам деятельности Подразделения быть представителем Общества в судах, расписываться в документах и осуществлять все необходимые процессуальные действия и формальности, связанные с выполнением настоящего поручения. Полномочия по настоящей доверенности могут быть переданы другим лицам. Доверенность выдана сроком на один год с «__» ______ 20__ г. по «__» _______ 20__ г.
Директор ООО «________________» ___________________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) М.П. |
_________________________
ПРИКАЗ
_________ № ___
г.____________
О назначении (наименование структурного подразделения)
На основании протокола внеочередного общего собрания ООО «________________» от «__» _________ 20__ г. № ___
ПРИКАЗЫВАЮ: ______________ назначить директором _________________________________________
с «___» ___________ 20__ г. сроком на 1 (один) год по основному месту работы с окладом согласно штатному расписанию. |
Основание: | 1. Заявление ____________________ от ________. |
(Ф.И.О.) | |
2. Трудовой контракт с ____________________ от ________ № ___. | |
(Ф.И.О.) |
Директор | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
С приказом ознакомлен | |||
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
«___» ________ 20__ г. |
15.09.2011 г.
Светлана Дашкевич, магистр юридических наук, юрист