


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕЕСТР КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ И ИСКЛЮЧЕНИЮ ИЗ ДАННОГО РЕЕСТРА В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 23.10.2012 № 488
Со вступлением с 1 января 2013 г. в силу Указа Президента РБ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее - Указ № 488) все субъекты предпринимательской деятельности будут обязаны при взаимодействии со своими контрагентами в хозяйственном обороте обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, принадлежности отправителю товара и действительности самого бланка документа.
Ранее такая обязанность ни одним актом законодательства не предусматривалась.
Однако контролирующие и судебные органы целенаправленно на протяжении нескольких последних лет давали понять бизнесу, что его налоговые риски зависят в первую очередь от внимательного отношения к своим партнерам по сделкам.
Нередко многие субъекты хозяйствования становились «жертвами» контролирующих органов в плане доначисления налоговых платежей в связи с тем, что последними выявлялись случаи участия проверяемого лица в сомнительных с точки зрения закона сделках с так называемыми лжепредпринимательскими структурами, персональный состав которых был известен лишь контролирующему органу, так как их реестр находился «под семью замками».
Результаты многих налоговых проверок, становившиеся предметом оценки хозяйственными судами при рассмотрении дел о проверке законности решений о взыскании доначисленных налогов, позволяли судить о формировании института «презумпции недобросовестности» субъектов предпринимательской деятельности. Несмотря на то что законодательство о контрольной (надзорной) деятельности всегда возлагало на контролирующие органы бремя доказывания вины проверяемых лиц в создании условий для минимизации налоговых обязательств, на практике такое доказывание могло ограничиваться одним лишь свидетельством вступления проверяемого субъекта в сношения с лжепредпринимательской структурой. Это обстоятельство почти автоматически позволяло признавать правомерными действия контролирующего органа по возложению на проверяемое лицо дополнительных налоговых обязательств, возникновение которых всегда обосновывалось отсутствием юридической силы у первичных учетных документов, полученных проверяемым лицом от «лжепредпринимательского» контрагента.
Вступивший в действие с октября 2012 г. Указ Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», дополнивший нормы Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 и утвержденного им Положения о порядке организации и проведения проверок, установил критерии, позволяющие проверять субъектов предпринимательской деятельности на предмет возможности отнесения их к категории добросовестных участников финансовых отношений. Дабы направить представителей национального бизнеса на полный отказ от «серых» схем и дать им возможность позиционироваться в качестве добросовестных, законодатель предложил на его взгляд более действенный, носящий превентивный характер механизм своеобразной «люстрации» (примечание) субъектов предпринимательской деятельности. Законодатель акцентировал внимание на том, что в реестр «неблагонадежных» попасть весьма легко, а для исключения из этого черного списка надо приложить немало усилий. Коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям дан четкий сигнал на «перезагрузку» их взглядов на формы ведения бизнеса в Республике Беларусь.
В одном из интервью БЕЛТА заместитель Министра по налогам и сборам Беларуси В.Каменко отметил, что за 2 последних года количество выявленных в нашей стране фирм-однодневок увеличилось более чем в 2 раза, что представляет собой серьезную угрозу экономической безопасности государства (сумма неуплаченных лжеструктурами налоговых платежей составила в 2012 г. более 185 млрд.руб.; факты взаимодействия с такими лицами, оформления фиктивных документов о сделках с ними выявлены налоговыми органами у 473 плательщиков). Это и стало одним из поводов для принятия Указа № 488 в целях предупреждения совершения экономических правонарушений и уголовных преступлений (электронный ресурс http://www.ej.by/news/economy).
Основания и порядок включения субъектов в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере
Указ № 488 определил ограниченный перечень оснований, при наличии которых любой субъект предпринимательской деятельности включается в соответствующий реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - реестр). Такими основаниям являются:
1. В деятельности субъекта согласно вступившему в силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства | |
2. Бланки строгой отчетности субъекта и (или) его банковские счета использовались в совершении преступлений, предусмотренных ст.233 Уголовного кодекса РБ («Незаконная предпринимательская деятельность»): - предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), сопряженная с получением дохода в крупном размере (более 1 000 базовых величин (далее - БВ)), или такие же действия, совершенные лицом, ранее судимым за такое же преступление, а равно незаконная предпринимательская деятельность, сопряженная с получением дохода в особо крупном размере (более 2 500 БВ), или такие же действия, совершенные организованной группой. От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2016 г. ст.233 Уголовного кодекса РБ на основании Закона РБ от 05.01.2015 № 241-З изложена в новой редакции | |
3. На банковские счета субъекта поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, однако при наличии объектов налогообложения в налоговый орган представлялись налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки, согласно которым объекты налогообложения у субъекта отсутствуют, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в налоговый орган в течение 2 отчетных периодов подряд | |
4. Поступившая на банковские счета субъекта сумма денежных средств превысила 5 000 БВ, однако руководитель коммерческой организации, индивидуальный предприниматель, иное уполномоченное действовать от их имени лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные денежные средства | |
5. Фактически от имени субъекта действует не уполномоченное в установленном порядке лицо | |
6. Печати и бланки документов с определенной степенью защиты, платежные документы субъекта переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих инструментов не допускается в соответствии с законодательством | |
7. Субъект не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах или в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, и не уведомил в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующий орган об изменении своего места нахождения, при этом руководитель коммерческой организации, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное действовать от их имени лицо без уважительных причин не представляет документы, запрашиваемые налоговыми органами, органами Комитета государственного контроля РБ (далее - Комитет госконтроля), Министерства финансов РБ (далее - Минфин), правоохранительными органами и судами |
Включение субъекта в реестр осуществляется на основании информации и документов, подтверждающих наличие одной или нескольких вышеперечисленных причин. Такая информация представляется Министерству по налогам и сборам РБ (далее - МНС), которое ведет реестр, нижестоящими налоговыми инспекциями, правоохранительными органами, судами, органами Комитета госконтроля и Минфина.
Сведения реестра общедоступны в режиме онлайн в Интернете (http://nalog.by).
Алгоритм действий по включению субъекта в реестр
| ||||||||||||
Нижестоящие налоговые инспекции, правоохранительные органы, суды, органы Комитета госконтроля, Минфина представляют информацию и документы, подтверждающие наличие оснований для включения субъекта в реестр | ► | Министерство по налогам и сборам | ||||||||||
Направление субъекту уведомления о намерении включения его в реестр. Срок: в течение 3 рабочих дней со дня получения информации |
► | Субъект, в отношении которого поступила информация для включения его в реестр, имеет право представить в МНС мотивированные возражения. Срок: в течение 10 рабочих дней с момента направления ему уведомления | ||||||||||
◄ | ||||||||||||
▼ | ||||||||||||
Принятие решения о включении/невключении субъекта в реестр. Срок: - в течение 15 рабочих дней со дня направления ему уведомления (если субъект не представил возражения) либо - в течение 20 рабочих дней со дня поступления в МНС возражений субъекта |
||||||||||||
▲ | ||||||||||||
▼ | ▼ | |||||||||||
Решение о включении субъекта в реестр | Решение о невключении субъекта в реестр | |||||||||||
▼ | ▼ | |||||||||||
Направление решения субъекту для сведения. Срок: не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения |
||||||||||||
Решение может быть обжаловано в хозяйственном суде в порядке, установленном законодательными актами | ||||||||||||
► | ||||||||||||
Основания и порядок исключения субъектов из реестра
Указ № 488 регламентирует порядок исключения субъектов из реестра.
Так, субъекты хозяйствования могут быть исключены из реестра:
1) при выявлении ошибочного включения субъекта в реестр, факт которого может быть выявлен в т.ч. самим органом, направившим в МНС информацию для включения субъекта в реестр (в этом случае исключение субъекта из реестра должно быть произведено в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выявления факта ошибочного включения в реестр) | |
2) по ходатайству субъекта об исключении его из реестра в связи с устранением им нарушений, послуживших основанием для включение в реестр, или в связи с ошибочным включением в реестр (ходатайство первого вида представляется субъектом в налоговый орган по месту постановки его на налоговый учет вместе с заявлением о проведении проверки и документами, подтверждающими устранение нарушений; к ходатайству второго вида кроме заявления о проведении проверки должны быть приложены документы, подтверждающие ошибочное включение субъекта в реестр) |
Алгоритм действий по исключению субъекта из реестра
| |||||||||
Налоговый орган, получивший ходатайство и необходимые документы, проводит соответствующую проверку, после чего направляет эти документы и акт проверки органу, представившему в МНС информацию для включения субъекта в реестр, либо в МНС, если такая информация исходила от налогового органа | |||||||||
▼ | ▼ | ||||||||
Орган, представивший в МНС информацию для включения субъекта в реестр, получив из налогового органа документы и акт проверки: 1) составляет заключение. |
► | Министерство по налогам и сборам | |||||||
1) принимает решение об исключении субъекта из реестра либо об отказе субъекту в исключении его из реестра. | |||||||||
Срок: не позднее 5 рабочих дней с момента получения документов и акта проверки; |
Срок: не позднее 3 рабочих дней с момента получения документов от налогового органа, проводившего проверку субъекта, либо от другого государственного органа, направившего в МНС информацию для включения субъекта в реестр. Решение принимается в течение 1 месяца со дня подачи субъектом ходатайства; | ||||||||
2) направляет заключение в МНС. |
|||||||||
Срок: не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем составления заключения | |||||||||
2) направляет решение субъекту для сведения. | |||||||||
Срок: не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения | |||||||||
▼ | ▼ | ||||||||
Основания для отказа в принятии решения об исключении субъекта из реестра: - неустранение нарушений, послуживших основанием для включения субъекта в реестр; |
► | Решение об отказе в исключении субъекта из реестра | Решение об исключении субъекта из реестра | ||||||
▼ | |||||||||
Решение может быть обжаловано в хозяйственном суде в порядке, установленном законодательными актами | |||||||||
Примечание. Люстрация - от латинского lustratio - очищение посредством жертвоприношений.
16.11.2012 г.
Дмитрий Александров, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь