


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ВЫДАЧЕ ПАТЕНТА НА ИЗОБРЕТЕНИЕ, ПОДДЕРЖАНИЮ ЕГО В СИЛЕ И ПРОДЛЕНИЮ СРОКА ЕГО ДЕЙСТВИЯ
Правовое регулирование
Основные НПА:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2018 г. следует руководствоваться ниженазванными п.2 ст.1000, ст.1001 и п.1 ст.1002 ГК в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З; |
• Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК);
• Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 № 160-З «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 ноября 2023 г. следует руководствоваться Законом № 160-З с изменениями, внесенными Законом от 09.01.2023 № 243-З; |
• перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее - перечень);
• Положение о порядке продления сроков действия патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2010 № 1824 (далее - Положение № 1824);
• Положение о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение, проведения по ней экспертизы и вынесения решения по результатам экспертизы, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2011 № 119 (далее - Положение № 119).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июля 2018 г. в Положение № 119 внесены изменения и дополнения на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2018 № 499, в частности, изменилось название: «Положение о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение, проведения по ней экспертизы и принятия решения по результатам экспертизы». С 13 ноября 2023 г. следует руководствоваться Положением № 119 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 28.07.2023 № 493; |
• единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - единый перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник; |
• постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 04.01.2011 № 1 «Об установлении форм ходатайств о продлении сроков действия патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец»
• постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 02.02.2011 № 4 «Об установлении форм документов на выдачу патента на изобретение»
Определение изобретения и условия предоставления ему правовой охраны
Изобретению в любой области техники предоставляется правовая охрана, если оно относится к продукту или способу, является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (п.2 ст.1000 ГК, часть первая п.1 ст.2 Закона № 160-З). Исходя из данного определения, можно выделить следующие условия предоставления правовой охраны изобретению. Так, оно должно:
1) относиться к любой области техники;
2) относиться к продукту или способу.
![]() |
Справочно Продукт означает предмет как результат человеческого труда; способ - процесс, прием или метод выполнения взаимосвязанных действий над объектом (объектами), а также применение процесса, приема, метода или продукта по определенному назначению (часть вторая п.1 ст.2 Закона № 160-З); |
3) быть новым.
![]() |
Справочно Изобретение является новым, если оно не является частью уровня техники (часть третья п.1 ст.2 Закона № 160-З). Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения (часть пятая п.1 ст.2 Закона № 160-З). При установлении новизны изобретения в уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в Республике Беларусь другими лицами неотозванные заявки на выдачу патента на изобретение и полезную модель и запатентованные в Республике Беларусь изобретения и полезные модели; |
4) иметь изобретательский уровень.
![]() |
Справочно Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники (часть четвертая п.1 ст.2 Закона № 160-З); |
5) быть промышленно применимым.
![]() |
Справочно Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других сферах деятельности (часть шестая п.1 ст.2 Закона № 160-З). |
Кроме того, не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, такое раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными, если заявка подана в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности»
Не считаются изобретениями:
• открытия, а также научные теории и математические методы;
• решения, касающиеся только внешнего вида изделия и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
• планы, правила и методы интеллектуальной деятельности, проведения игр или осуществления деловой деятельности, а также алгоритмы и программы для электронно-вычислительных машин;
• простое представление информации (п.2 ст.2 Закона № 160-З).
Названные объекты и виды деятельности не считаются изобретениями только в случае, если заявка касается лишь этих объектов и видов деятельности как таковых.
Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:
• сортам растений и породам животных;
• топологиям интегральных микросхем (часть первая п.3 ст.2 Закона № 160-З).
Кроме того, не признаются патентоспособными изобретения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (часть вторая п.3 ст.2 Закона № 160-З).
Право на изобретение охраняется государством и удостоверяется патентом (ст.999 ГК, п.1 ст.1 Закона № 160-З).
Субъекты прав на получение патента (патентообладатели)
1. Автор (соавтор) изобретения. Автором изобретения признается физическое лицо, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора в заявке, считается автором изобретения (часть первая п.1 ст.5 Закона № 160-З).
Если изобретение создано творческим трудом двух и более физических лиц, они признаются соавторами. Порядок пользования правами, принадлежащими соавторам, определяется соглашением между ними (п.2 ст.5 Закона № 160-З).
Законодатель по аналогии с иными объектами интеллектуальной собственности вводит положение, согласно которому не признаются соавторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание изобретения, а оказавшие автору (соавторам) только техническую, организационную или материальную помощь либо способствовавшие оформлению прав на изобретение (п.3 ст.5 Закона № 160-З).
2. Физическое или юридическое лицо - наниматель автора изобретения в случае, если изобретение является служебным изобретением. Изобретение считается служебным, если оно относится к области деятельности нанимателя при условии, что деятельность, которая привела к его созданию, относится к служебным обязанностям работника, либо оно создано в связи с выполнением работником конкретного задания, полученного от нанимателя, либо при его создании работником были использованы опыт или средства нанимателя (часть вторая п.3 ст.6 Закона № 160-З).
3. Физическое и (или) юридическое лицо или несколько физических и (или) юридических лиц, которым право на получение патента передано лицами, указанными в первом и втором пунктах, до даты регистрации изобретения.
Права на изобретение и срок их действия
Автору изобретения принадлежат личные неимущественные и связанные с ними имущественные права (п.1 ст.7 Закона № 160-З).
Право авторства (право признаваться автором) является личным неимущественным правом и охраняется бессрочно. Право авторства неотчуждаемо и непередаваемо (п.2 ст.7 Закона № 160-З).
Патентообладателю принадлежит исключительное право на использование запатентованного изобретения. Исключительное право на использование изобретения включает право использовать изобретение по своему усмотрению, если это не нарушает прав других лиц, а также включает право запрещать использование изобретения другим лицам (части первая, вторая п.1 ст.1001 ГК, п.1 ст.8 Закона № 160-З). Исключительное право на использование запатентованного изобретения, представляющего собой способ получения продукта, распространяется и на продукт, непосредственно полученный этим способом. При этом новый продукт считается полученным запатентованным способом, пока не доказано иное (часть третья ст.1001 ГК, п.2 ст.8 Закона № 160-З).
Исключительное право на использование запатентованного изобретения осуществляется патентообладателем в период действия патента начиная с даты публикации в официальном бюллетене патентного органа (далее - официальный бюллетень) сведений о выдаче этого патента (п.3 ст.8 Закона № 160-З).
Патент действует с даты подачи заявки в патентный орган в течение 20 лет (подп.1) п.1 ст.1002 ГК, абзац 2 части первой п.3 ст.1 Закона № 160-З).
![]() |
Обратите внимание! Если с даты подачи заявки на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения которых в соответствии с законодательством требуется получение разрешения уполномоченного органа, до даты получения первого такого разрешения прошло более 5 лет, срок действия патента на это изобретение продлевается патентным органом по ходатайству патентообладателя. Срок действия патента продлевается на время, прошедшее с даты подачи заявки до даты получения первого разрешения на применение лекарственного средства, пестицида или агрохимиката, в которых использовано изобретение, за вычетом 5 лет. При этом срок действия патента не может быть продлен более чем на 5 лет. |
По требованию патентообладателя нарушение его исключительного права должно быть прекращено, а лицо, виновное в нарушении, обязано возместить патентообладателю причиненные убытки в соответствии с законодательством (п.5 ст.8 Закона № 160-З).
Конкретные действия, которые можно квалифицировать как нарушение исключительного права патентообладателя, определены в п.3 ст.1001 ГК, ст.9 Закона № 160-З. В то же время законодатель четко определил в ст.10 Закона № 160-З и перечень действий, не признаваемых нарушением исключительного права патентообладателя.
Алгоритм действий по выдаче патента на изобретение, поддержанию его в силе и продлению срока его действия
Шаг 1 | ||||
Составление заявки | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Уплата патентной пошлины за подачу и проведение предварительной экспертизы заявки (далее – патентная пошлина за подачу заявки) | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Подача заявки и иных необходимых документов в патентный орган | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Предварительная экспертиза заявки | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
Публикация сведений о заявке (обжалование решения патентного органа по результатам предварительной экспертизы) | ||||
| ||||
Шаг 6 | ||||
Патентная экспертиза заявки | ||||
| ||||
Шаг 7 | ||||
Принятие решения о выдаче патента либо об отказе в выдаче патента | ||||
| ||||
Шаг 8 | ||||
Регистрация изобретения в Государственном реестре изобретений, публикация сведений о патенте и выдача патента / обжалование решения патентного органа по результатам патентной экспертизы | ||||
| ||||
Шаг 9 | ||||
Поддержание в силе патента | ||||
| ||||
Шаг 10 | ||||
Продление срока действия патента |
Шаг 1. Составление заявки
Заявка должна содержать:
1) заявление о выдаче патента (далее - заявление);
2) описание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления изобретения (далее - описание изобретения);
3) формулу изобретения, выражающую ее сущность и полностью основанную на описании изобретения (далее - формула изобретения);
4) чертежи, если они необходимы для понимания сущности изобретения;
5) реферат (п.2 ст.13 Закона № 160-З, п.6 Положения № 119).
Требования к указанным документам установлены Законом № 160-З и Положением № 119.
Заявка должна относиться к одному изобретению или к группе изобретений, связанных между собой настолько, что они образуют единый изобретательский замысел (п.1 ст.13 Закона № 160-З, часть первая п.4 Положения № 119).
Случаи признания соблюденным требования единства изобретения определены в части второй п.4 и п.5 Положения № 119. Так, например, если в одной заявке заявляется группа изобретений, требование единства изобретения считается выполненным только в том случае, когда имеется техническая взаимосвязь между этими изобретениями, выражаемая одним или несколькими одинаковыми или соответствующими особыми техническими признаками. Особыми техническими признаками являются те технические признаки, которые определяют вклад, вносимый в уровень техники каждым из заявленных изобретений, рассматриваемых в совокупности (часть вторая п.4 Положения № 119).
В силу пп.8, 44 Положения № 119 заявление должно быть составлено на белорусском или русском языке по форме, установленной постановлением № 4, и должно содержать:
• просьбу о выдаче патента на имя заявителя (заявителей);
• сведения о заявителе (заявителях) (с учетом требований подп.44.2 п.44 Положения № 119);
• название заявляемого изобретения (группы изобретений), которое должно совпадать с названием, приводимым в описании изобретения (с учетом требований пп.55-63 Положения № 119);
• дату подачи и номер первоначальной заявки, если заявка подается как выделенная.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2018 г. следует применять форму заявления о выдаче патента Республики Беларусь на изобретение, установленную постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 05.07.2018 № 16. |
![]() |
Справочно Выделенная заявка означает заявку, которая может быть выделена из первоначальной заявки, если первоначальная заявка подана с нарушением требования единства изобретения. Выделенная заявка может быть подана заявителем первоначальной заявки также в случаях, если: • изобретение при подаче заявки не было включено в формулу изобретения, а раскрыто в описании изобретения; • была заявлена группа изобретений на получение одного патента, но заявитель решил получать патент на каждое изобретение (часть вторая п.6 ст.16 Закона № 160-З); |
• просьбу об установлении приоритета при испрашивании приоритета более раннего, чем дата подачи заявки в патентный орган, с указанием основания для испрашивания такого приоритета (по дате подачи первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (далее - Парижская конвенция), по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке, по дате подачи более ранней заявки в патентный орган);
• номер первой или более ранней заявки и дату испрашиваемого приоритета (с учетом требований подп.44.7 п.44 Положения № 119);
• адрес для переписки в соответствии с правилами адресования почтовых отправлений с указанием фамилии, собственного имени, отчества (при наличии) или наименования адресата (заявителя (заявителей), представителя), а также номер телефона, факса и адрес электронной почты (если они имеются);
• сведения о представителе, если заявка подается через представителя (с учетом требований подп.44.9 п.44 Положения № 119);
• перечень прилагаемых к заявке документов с указанием количества листов в одном экземпляре и количества экземпляров (для прилагаемых документов, вид которых не предусмотрен формой заявления, указывается конкретно их назначение);
• указание основания (оснований) для возникновения права на получение патента в соответствии с п.2 ст.6 Закона № 160-З;
• номера фигуры чертежей, предлагаемых для публикации (если фигур несколько);
• сведения об авторе (авторах) изобретения (с учетом требований подп.44.13 п.44 Положения № 119);
• подпись (подписи) заявителя (заявителей) или его (их) представителя с указанием фамилии, инициалов и даты подписания (с учетом требований п.46 Положения № 119).
Дата подачи и номер первоначальной заявки, если заявка подается как выделенная; просьба об установлении приоритета при испрашивании приоритета более раннего, чем дата подачи заявки в патентный орган; номер первой или более ранней заявки и дата испрашиваемого приоритета приводятся в заявлении только тогда, когда испрашиваемый приоритет более ранний, чем дата поступления заявки в патентный орган (п.45 Положения № 119). Конкретные особенности установления такого приоритета применительно к изобретению определены пп.3-7 ст.16 Закона № 160-З, а также главой 3 Положения № 119.
Сведения, которые в связи с их большим объемом невозможно полностью разместить в соответствующем месте, предусмотренном формой заявления, указывают в том же порядке на дополнительном листе (листах), о чем делается соответствующее указание: «смотреть продолжение на дополнительном листе (листах)». Дополнительный лист (листы) подписывается заявителем (заявителями) (п.47 Положения № 119).
Описание изобретения начинается с его названия, указанного в заявлении (с учетом требований пп.55-63 Положения № 119), индекса рубрики действующей редакции Международной патентной классификации и должно содержать следующие разделы:
• область техники, к которой относится изобретение (с учетом требований п.64 Положения № 119);
• уровень техники (с учетом требований главы 9 Положения № 119);
• сущность изобретения (с учетом требований главы 10 Положения № 119);
• перечень фигур чертежей (если они прилагаются) (с учетом требований главы 11 Положения № 119);
• сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с достижением технического результата (с учетом требований глав 12, 13 Положения № 119) (п.51 Положения № 119).
Общие требования к содержанию описания изобретения определены пп.52-54 Положения № 119, при этом необходимо учитывать нормы глав 8-13 Положения № 119.
К заявке также прилагается формула изобретения, которая должна полностью основываться на описании изобретения, то есть характеризовать изобретение понятиями, содержащимися в его описании. Это требование признается выполненным, если все признаки, содержащиеся в формуле изобретения, хотя бы упомянуты в описании изобретения, то есть признак изобретения не может впервые появиться в формуле изобретения. Формула изобретения должна выражать сущность изобретения, то есть содержать совокупность его существенных признаков, достаточную для достижения указанного заявителем (заявителями) технического результата (п.130 Положения № 119). Требования по оформлению формулы изобретения определены в главе 14 Положения № 119.
Кроме того, к заявке прилагается реферат, который составляется исключительно для информационных целей (п.175 Положения № 119). В реферате указываются:
• название изобретения, область техники, к которой относится изобретение, и (или) область применения, если это неясно из названия;
• сущность изобретения с указанием достигаемого технического результата (приводятся признаки, необходимые для реализации изобретения в заявленном качестве) (п.176 Положения № 119).
Иные требования по содержанию и оформлению реферата установлены пп.177-179 Положения № 119.
Общие требования к оформлению документов заявки определены в главе 17 Положения № 119.
В силу п.9 Положения № 119 описание изобретения, формула изобретения, чертежи, реферат могут быть составлены на белорусском, русском или иностранном языке. Кроме того, главой 16 Положения № 119 установлены особенности использования в заявке математических формул (выражений) и символов, терминологии и обозначений.
К заявке, подаваемой через патентного поверенного, должна быть приложена доверенность, выданная ему заявителем (заявителями) (п.2 ст.12 Закона № 160-З). Вместе с тем заявитель (заявители) для представления своих интересов по заявке в патентном органе может назначить своего представителя (п.18 Положения № 119).
![]() |
Справочно Представитель - патентный поверенный или общий представитель. Общий представитель - один из заявителей, действующий на основании доверенности, выданной остальными заявителями. Патентный поверенный - физическое лицо, аттестованное и зарегистрированное в Государственном реестре патентных поверенных Республики Беларусь (п.2 Положения № 119). |
Полномочия представителя перед патентным органом удостоверяются доверенностью (п.21 Положения № 119). Доверенность на представительство интересов заявителя (заявителей) перед патентным органом может быть выдана как самим заявителем (заявителями), так и его (их) представителем (в порядке передоверия). Формы доверенности на представительство интересов заявителя (заявителей) перед патентным органом на русском или английском языках установлены постановлением № 4.
Доверенность должна быть подписана выдавшим ее лицом с указанием его фамилии, инициалов, а также занимаемой должности (если доверенность выдается от имени юридического лица). Если доверенность выдается от имени юридического лица, подпись соответствующего должностного лица с указанием занимаемой должности, фамилии и инициалов скрепляется печатью. При назначении общего представителя из числа заявителей доверенность подписывается остальными заявителями. В доверенности должны быть указаны объем полномочий, предоставляемых представителю, дата, место ее совершения (п.26 Положения № 119).
![]() |
Обратите внимание! Если доверенность оформлена на иностранном языке, должен быть приложен выполненный на отдельном листе ее перевод на белорусский или русский язык, правильность которого заверяется патентным поверенным, на имя которого выдана такая доверенность (часть вторая п.24 Положения № 119). |
Доверенность на представительство интересов перед патентным органом не требует нотариального удостоверения, за исключением случаев передоверия (п.23 Положения № 119). Доверенность может относиться к одной или нескольким заявкам как существующим, так и будущим (п.27 Положения № 119).
Одновременно с заявкой или в течение 2 месяцев с даты поступления такой заявки в патентный орган представляются документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере или освобождение от уплаты патентной пошлины, либо документ, подтверждающий частичную уплату патентной пошлины, одновременно с документами, подтверждающими наличие оснований для уменьшения ее размера (п.4 ст.13 Закона № 160-З).
Шаг 2. Уплата патентной пошлины за подачу и проведение предварительной экспертизы заявки (далее - патентная пошлина за подачу заявки)
До подачи заявки в патентный орган заявитель (заявители) или его (их) представитель должны уплатить соответствующую патентную пошлину.
Размер патентной пошлины за подачу заявки в отношении одного изобретения составляет 5 базовых величин (п.1 приложения 23 к НК). В случае если подается заявка в отношении группы изобретений, размер патентной пошлины будет составлять 5 базовых величин и дополнительно 2 базовые величины за каждое изобретение свыше одного.
Вместе с тем ст.263 НК предусмотрены льготы по патентным пошлинам. Так, физические лица уплачивают 25 % от установленного размера патентной пошлины за подачу заявки (часть первая п.1 ст.263 НК). Частью второй п.1 ст.263 НК установлены категории физических лиц, которые освобождены от уплаты патентной пошлины за подачу заявки.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарий см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
![]() |
Обратите внимание! Льготы по патентной пошлине за подачу заявки предоставляются только лицам, имеющим право на такие льготы, при условии, что они являются единственным автором, испрашивающим патент на свое имя, либо единственным патентообладателем, являющимся автором. В случае если патент на свое имя испрашивается несколькими авторами либо несколько авторов являются патентообладателями, указанные льготы предоставляются при условии, что патент на свое имя испрашивается всеми авторами либо все авторы являются патентообладателями и каждый из них имеет право на аналогичные льготы (часть третья п.1 ст.263 НК). |
В случае подачи заявки в электронном виде патентная пошлина за подачу заявки уплачивается в размере 85 % от установленного размера пошлины (п.3 ст.263 НК).
![]() |
Обратите внимание! При наличии у заявителей права на использование одновременно нескольких льгот по патентной пошлине за подачу заявки заявители вправе воспользоваться только одной из них по своему выбору (п.5 ст.263 НК). |
Особенности уплаты патентной пошлины за подачу заявки различными категориями заявителей или их представителями определены в п.1 ст.264 НК. Например, заявители - резиденты Республики Беларусь уплачивают пошлину - в белорусских рублях по ставкам, установленным в базовых величинах на дату осуществления платежа.
Патентная пошлина за подачу заявки уплачивается путем перечисления денежных сумм на текущий (расчетный) счет патентного органа с последующим зачислением их в республиканский бюджет (п.2 ст.264 НК).
![]() |
Справочно Реквизиты для уплаты патентной пошлины за подачу заявки можно узнать на официальном сайте патентного органа сети Интернет (http://www.belgospatent.org.by). |
Шаг 3. Подача заявки и иных необходимых документов в патентный орган
Оформленная заявка подается в патентный орган (часть первая п.1 ст.12 Закона № 160-З, п.19.1 перечня, п.22.8 единого перечня). Документы заявки (заявление, описание изобретения, формула изобретения, чертежи, реферат), составленные на белорусском или русском языке, представляются в патентный орган в трех экземплярах (п.10 Положения № 119).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 сентября 2022 г. следует руководствоваться п.19.1 перечня с учетом изменений, внесенных Указом от 06.09.2022 № 311. Комментарий см. здесь. |
К заявке, содержащей документы, составленные на иностранном языке, должен быть приложен их перевод на белорусский или русский язык. Перевод должен быть представлен при подаче заявки или не позднее 2 месяцев с даты поступления заявки в патентный орган. До представления перевода документы, поданные на иностранном языке, считаются непоступившими. Правильность перевода удостоверяется подписью заявителя (заявителей) или его (их) патентного поверенного (п.9 Положения № 119). Соответственно, документы заявки, составленные на иностранном языке, в соответствии с п.11 Положения № 119 представляются в одном экземпляре, их перевод - в трех экземплярах.
Вместо перевода первой заявки, подаваемой в государстве - участнике Парижской конвенции, заявителем (заявителями) или его (их) патентным поверенным может быть подано заявление, подтверждающее, что заявка, поданная в патентный орган, является полным переводом первой заявки (п.13 Положения № 119).
Заявитель (заявители), желающий воспользоваться преимуществами приоритета первой заявки, должен представить документ, подтверждающий его (их) право на испрашивание приоритета, если заявителем (заявителями) по первой заявке было иное лицо. Если имя заявителя (заявителей) (наименование, если заявка подается юридическим лицом) было изменено после даты подачи первой заявки, то при подаче заявки в патентный орган представляется документ, подтверждающий такое изменение (п.14 Положения № 119).
Копия первой заявки должна быть надлежащим образом заверена ведомством, получившим такую заявку, и должна сопровождаться справкой, выдаваемой этим ведомством, в которой указывается дата подачи первой заявки (п.15 Положения № 119).
Одновременно с заявкой представляются документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере с учетом требований п.3 ст.264 НК или освобождение от уплаты патентной пошлины, либо документ, подтверждающий частичную уплату патентной пошлины, одновременно с документами, подтверждающими наличие оснований для уменьшения ее размера (с учетом требований пп.1, 3 ст.263 НК) (п.4 ст.13 Закона № 160-З, п.16 Положения № 119). В случае представления заявителем заявки, которая относится к группе изобретений, должен быть представлен документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере за каждое изобретение свыше одного. Указанные документы могут быть представлены также в течение 2 месяцев с даты поступления заявки в патентный орган. В случае непредставления в установленный срок указанных документов принимается решение об отказе в принятии заявки (п.4 ст.13 Закона № 160-З).
Кроме указанных документов, в случае если заявка подается через представителя, в патентный орган представляется оригинал доверенности. Для целей делопроизводства к материалам заявки прилагается копия доверенности, правильность которой удостоверяется патентным органом (п.25 Положения № 119).
Важность шага 3 заключается в том, что в общем случае приоритет изобретения устанавливается по дате подачи в патентный орган заявки, содержащей заявление, описание изобретения, формулу изобретения и чертежи, если в описании на них имеется ссылка (п.1 ст.16 Закона № 160-З).
Шаг 4. Предварительная экспертиза заявки
Экспертиза заявки включает предварительную и патентную экспертизы (п.1 ст.18 Закона № 160-З, п.222 Положения № 119).
Поступившей в патентный орган заявке присваивается номер, и на ней проставляется дата поступления в патентный орган. Все поступающие в уполномоченный орган заявления заинтересованных лиц регистрируются в день подачи в установленном порядке (п.28 Положения № 119, п.7 Инструкции о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.05.2009 № 39, далее - Инструкция № 39). Применительно к рассматриваемой ситуации поступившая в патентный орган заявка должна быть зарегистрирована в день подачи.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2024 г. Инструкция № 39 изложена в новой редакции постановлением Минюста от 30.05.2024 № 31. Следует руководствоваться п.6 новой редакции Инструкции № 39. |
Особенности рассмотрения заявки и представляемых по ней материалов в патентном органе определены в главе 18 Положения № 119.
Предварительная экспертиза заявки проводится в трехмесячный срок с даты ее поступления в патентный орган (п.1 ст.19 Закона № 160-З).
Предварительная экспертиза проводится, если представлены: документ, подтверждающий уплату патентной пошлины за подачу заявки; перевод документов заявки на белорусский или русский язык, если они составлены на иностранном языке; доверенность, если она необходима (п.275 Положения № 119).
В ходе проведения предварительной экспертизы проверяется наличие документов, содержащихся в заявке, соблюдение установленных требований к ним и рассматривается вопрос о том, относится ли заявленное решение к объектам, которые могут быть признаны изобретениями, правильность уплаты патентных пошлин, правильность классификации изобретений по Международной патентной классификации (п.2 ст.19 Закона № 160-З, п.276 Положения № 119).
Особенности проведения предварительной экспертизы определены в главах 25-28 Положения № 119.
В ходе проведения предварительной экспертизы устанавливается дата подачи заявки (п.277 Положения № 119).
Если заявка содержит все необходимые документы, оформленные в соответствии с установленными требованиями, и заявленное решение не относится к объектам или видам деятельности, которые не считаются изобретениями и (или) не признаются патентоспособными в соответствии с пп.2, 3 ст.2 Закона № 160-З, заявитель (заявители) уведомляется о положительном решении предварительной экспертизы и установленной дате подачи заявки (п.312 Положения № 119). О решении, принятом по результатам предварительной экспертизы, а также об установленной в соответствии со ст.16 Закона № 160-З дате подачи заявки патентный орган направляет заявителю уведомление в письменной форме в течение 5 дней со дня принятия решения (п.3 ст.19 Закона № 160-З).
![]() |
Обратите внимание! Если в ходе предварительной экспертизы установлено, что заявленное решение относится к объектам, которые не считаются изобретениями в соответствии с Законом № 160-З, принимается решение об отказе в выдаче патента (п.4 ст.19 Закона № 160-З). |
В случае несоответствия представленных документов или сведений, содержащихся в них, установленным требованиям патентный орган направляет заявителю запрос с предложением представить оформленные надлежащим образом документы в двухмесячный срок с даты получения запроса. По ходатайству заявителя этот срок может быть продлен, но не более чем на 3 месяца при условии, что ходатайство поступило до истечения этого срока (часть первая п.5 ст.19 Закона № 160-З).
В случае подачи соответствующего ходатайства заявителю необходимо уплатить патентную пошлину за продление срока ответа на запрос экспертизы по заявке за каждый испрашиваемый месяц продления (далее - патентная пошлина за продление срока ответа на запрос), размер которой установлен п.10 ставок приложения 23 к НК. Ставка патентной пошлины за продление срока ответа на запрос может быть снижена на основании части первой п.1 ст.263 НК либо заявитель может быть освобожден от уплаты пошлины на основании части второй п.1 ст.263 НК, при этом необходимо учитывать требования части третьей п.1 ст.263 НК. При уплате патентной пошлины за продление срока необходимо учитывать также и положения п.1 ст.264 НК, которые определяют особенности уплаты пошлины для различных категорий заявителей или их представителей. Порядок перечисления патентной пошлины за продление срока ответа на запрос аналогичен порядку, установленному для всех патентных пошлин п.2 ст.264 НК.
![]() |
Справочно Реквизиты для уплаты патентной пошлины за продление срока ответа на запрос можно узнать на официальном сайте патентного органа в сети Интернет (http://www.belgospatent.org.by). |
Если заявитель в срок, указанный в части первой п.5 ст.19 Закона № 160-З, не представил запрошенные документы или ходатайство о продлении установленного срока, принимается решение об отказе в выдаче патента, о чем заявитель уведомляется (часть вторая п.5 ст.19 Закона № 160-З).
Шаг 5. Публикация сведений о заявке (обжалование решения патентного органа по результатам предварительной экспертизы)
Сведения о заявке, прошедшей предварительную экспертизу, по результатам которой принято положительное решение, публикуются в официальном бюллетене по истечении 18 месяцев с даты подачи такой заявки или, если испрошен приоритет, с даты наиболее раннего приоритета. Перечень публикуемых сведений определяется патентным органом (п.1 ст.20 Закона № 160-З, п.314 Положения № 119). В состав публикуемых сведений о заявке, прошедшей предварительную экспертизу, по результатам которой принято положительное решение, входят:
• библиографические данные;
• формула изобретения;
• основной чертеж (если имеется) (часть первая п.13 Положения об официальных изданиях Национального центра интеллектуальной собственности, утвержденного постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 26.09.2005 № 12, далее - Положение № 12).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 сентября 2020 г. абз.1 ч.1 п.13 Положения № 12 после слов «предварительную экспертизу» дополнен словами «в соответствии с законодательством» постановлением Госкомитета по науке и технологиям от 20.07.2020 № 8. |
Вышеуказанные сведения публикуются в том виде, в каком они были представлены на дату подачи заявки (часть вторая п.13 Положения № 12).
Вместе с тем по ходатайству заявителя патентный орган может опубликовать сведения о заявке ранее срока, установленного п.1 ст.20 Закона № 160-З (п.2 ст.20 Закона № 160-З, п.315 Положения № 119).
В случае подачи соответствующего ходатайства заявителю необходимо уплатить патентную пошлину за публикацию сведений о заявке, прошедшей предварительную экспертизу с положительным результатом, до истечения 18 месяцев с даты поступления заявки (далее - патентная пошлина за публикацию сведений о заявке), размер которой установлен п.5 приложения 23 к НК. Ставка патентной пошлины за публикацию сведений о заявке может быть снижена на основании части первой п.1 ст.263 НК, либо заявитель может быть освобожден от уплаты пошлины на основании части второй п.1 ст.263 НК, при этом необходимо учитывать требования части третьей п.1 ст.263 НК. При уплате патентной пошлины за публикацию сведений о заявке необходимо учитывать также и положения п.1 ст.264 НК, которые определяют особенности уплаты пошлины для различных категорий заявителей или их представителей. Порядок перечисления патентной пошлины за публикацию сведений о заявке аналогичен порядку, установленному для всех патентных пошлин п.2 ст.264 НК.
![]() |
Справочно Реквизиты для уплаты патентной пошлины за публикацию сведений о заявке можно узнать на официальном сайте патентного органа в сети Интернет (http://www.belgospatent.org.by). |
Согласно п.4 ст.20 Закона № 160-З сведения о заявке не публикуются, если до истечения срока публикации она отозвана, либо принято решение о выдаче патента и произведена регистрация изобретения в Государственном реестре изобретений (далее - Государственный реестр), либо принято решение об отказе в выдаче патента, возможности обжалования которого исчерпаны.
При несогласии с решением патентного органа по результатам предварительной экспертизы заявитель в соответствии с п.1 ст.25 Закона № 160-З вправе подать мотивированную жалобу в Апелляционный совет при патентном органе (далее - Апелляционный совет) и (или) в суд.
Подача жалобы в Апелляционный совет осуществляется заявителем в течение 1 года со дня получения соответствующего решения патентного органа. Жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок со дня ее получения (п.2 ст.25 Закона № 160-З).
Порядок подачи жалоб на решения, принятые по результатам предварительной экспертизы по заявке, определен Положением о порядке подачи жалоб, возражений, заявлений и их рассмотрения Апелляционным советом при патентном органе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2009 № 1679.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 августа 2020 г. следует руководствоваться Положением о порядке подачи жалоб, возражений, заявлений и их рассмотрения Апелляционным советом при патентном органе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.08.2020 № 499. |
За подачу жалобы на решение предварительной экспертизы заявки заявитель должен уплатить патентную пошлину в размере, определенном п.77 приложения 23 к НК (подп.6.41 п.6 ст.264 НК). Порядок перечисления данной патентной пошлины аналогичен порядку, установленному для всех патентных пошлин п.2 ст.264 НК.
![]() |
Справочно Реквизиты для уплаты данной патентной пошлины можно узнать на официальном сайте патентного органа в сети Интернет (http://www.belgospatent.org.by). |
Кроме того, решение Апелляционного совета может быть обжаловано заявителем в судебном порядке в течение 6 месяцев со дня его получения (п.3 ст.25 Закона № 160-З). Лицо, не согласное с решением Апелляционного совета, может подать жалобу в Верховный Суд Республики Беларусь. Жалоба рассматривается судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь в составе трех судей (ст.359 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, далее - ГПК).
Заявитель до подачи жалобы в Верховный Суд Республики Беларусь должен уплатить государственную пошлину за рассмотрение жалобы на решение Апелляционного совета (далее - государственная пошлина) (подп.1.16 п.1 ст.251 НК). Размер государственной пошлины определен в п.2 приложения 15 к НК:
• 50 базовых величин - для юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами;
• 20 базовых величин - для физических лиц.
Особенности уплаты государственной пошлины определены ст.253 НК. Так, государственная пошлина уплачивается физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на территории Республики Беларусь, и юридическими лицами, зарегистрированными в Республике Беларусь, а также организациями, не являющимися юридическими лицами и имеющими постоянное место нахождения на территории Республики Беларусь, - в белорусских рублях по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день уплаты (абзац 2 ст.253 НК).
![]() |
Справочно Реквизиты для уплаты государственной пошлины можно узнать на официальном портале системы судов общей юрисдикции в сети Интернет (http://court.gov.by/). Для расчета государственной пошлины воспользуйтесь Калькулятором госпошлины при обращении в суд общей юрисдикции. |
В общем случае дела по жалобам на решения Апелляционного совета как дела, возникающие из административно-правовых отношений, с участием национальных заявителей должны рассматриваться судом не позднее месячного срока со дня поступления заявления (жалобы) в суд (часть первая ст.337 ГПК). Дела с участием иностранных граждан, проживающих за границей, и иностранных юридических лиц подлежат рассмотрению не позднее 1 года со дня поступления заявления (жалобы) (часть третья ст.158 ГПК).
По результатам рассмотрения жалобы на решение Апелляционного совета Верховный Суд Республики Беларусь принимает одно из следующих решений:
• об отказе в удовлетворении жалобы на решение Апелляционного совета;
• о признании жалобы обоснованной и отмене решения Апелляционного совета.
Решение суда по результатам рассмотрения жалобы обжалованию или опротестованию в кассационном порядке не подлежит (ст.360 ГПК). Обжалование решения Верховного Суда Республики Беларусь возможно в порядке надзора, однако протест могут принести только Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители (ст.439 ГПК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 июля 2018 г. в ст.360 и раздел VIII (ст.399-458) ГПК внесены изменения на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 94-З. Комментарий см. здесь. |
Шаг 6. Патентная экспертиза заявки
При подаче заявки либо в течение 3 лет с даты подачи заявки в патентный орган заявитель или любое заинтересованное лицо подают ходатайство в патентный орган о проведении патентной экспертизы заявки (далее - патентная экспертиза). В случае непоступления в указанный срок ходатайства о проведении патентной экспертизы принимается решение об отказе в выдаче патента (п.1 ст.21 Закона № 160-З).
При подаче ходатайства о проведении патентной экспертизы до завершения предварительной экспертизы патентная экспертиза начинается после направления заявителю (заявителям) уведомления о положительном решении предварительной экспертизы (п.319 Положения № 119). Ходатайство о проведении патентной экспертизы подается в письменной форме и должно содержать просьбу о проведении патентной экспертизы, номер заявки и название изобретения (п.320 Положения № 119).
Одновременно с ходатайством о проведении патентной экспертизы в патентный орган представляются документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере или освобождение от уплаты патентной пошлины, либо документ, подтверждающий частичную уплату патентной пошлины, одновременно с документами, подтверждающими наличие оснований для уменьшения ее размера. В случае непредставления указанных документов ходатайство о проведении патентной экспертизы считается неподанным (п.321 Положения № 119).
Размер патентной пошлины за проведение патентной экспертизы в отношении одного изобретения, содержащего до 10 (включительно) зависимых пунктов формулы, составляет 24 базовые величины (п.6 приложения 23 к НК). В случае если патентная экспертиза проводится в отношении:
• одного изобретения, содержащего более 10 зависимых пунктов формулы, размер патентной пошлины будет составлять 24 базовые величины и дополнительно 2 базовые величины за каждый зависимый пункт формулы свыше 10;
• группы изобретений - 24 базовые величины и дополнительно 14 базовых величин за каждый независимый пункт формулы свыше одного.
Ставка патентной пошлины за проведение патентной экспертизы может быть снижена на основании части первой п.1 ст.263 НК, либо заявитель может быть освобожден от уплаты пошлины на основании части второй п.1 ст.263 НК, при этом необходимо учитывать требования части третьей п.1 ст.263 НК. При уплате патентной пошлины за проведение патентной экспертизы необходимо учитывать положения п.1 ст.264 НК, которые определяют особенности уплаты пошлины для различных категорий заявителей или их представителей. Порядок перечисления патентной пошлины за проведение патентной экспертизы аналогичен порядку, установленному для всех патентных пошлин п.2 ст.264 НК.
![]() |
Справочно Реквизиты для уплаты патентной пошлины за проведение патентной экспертизы можно узнать на официальном сайте патентного органа в сети Интернет (http://www.belgospatent.org.by). |
В случае несоответствия суммы уплаченной патентной пошлины установленному размеру, в том числе при несоответствии суммы уплаченной патентной пошлины количеству изобретений, охарактеризованных в независимых пунктах формулы, подлежащих экспертизе, заявителю (заявителям) направляется уведомление о необходимости представить в патентный орган документ, подтверждающий доплату пошлины до установленного размера, и (или) указать изобретения и зависимые пункты формулы, которые подлежат экспертизе, либо представить формулу изобретения, из которой исключены пункты, не подлежащие экспертизе (п.322 Положения № 119).
При непредставлении документа, подтверждающего доплату патентной пошлины, ходатайство о проведении патентной экспертизы, содержащей один пункт формулы изобретения, считается неподанным, а экспертиза заявки, включающей несколько пунктов формулы изобретения, проводится в отношении тех пунктов формулы, которые выбраны заявителем (заявителями) либо при отсутствии такого выбора указаны первыми, при условии их оплаты (п.323 Положения № 119).
Кроме того, в силу п.325 Положения № 119 при подаче ходатайства о проведении патентной экспертизы любым заинтересованным лицом и несоответствии суммы уплаченной пошлины количеству изобретений, охарактеризованных в независимых пунктах формулы, подлежащих экспертизе, ходатайство считается неподанным.
Особенности подачи ходатайства о проведении патентной экспертизы и его рассмотрения патентным органом определены в пп.326-329 Положения № 119.
В ходе патентной экспертизы проверяется патентоспособность изобретения и устанавливается приоритет изобретения (п.2 ст.21 Закона № 160-З). Одновременно п.330 Положения № 119 установлено, что при проведении патентной экспертизы осуществляются проверка соответствия критериям патентоспособности заявленного изобретения, охарактеризованного в формуле, предложенной заявителем (заявителями) в первоначальных материалах заявки или материалах, представленных заявителем (заявителями) по собственной инициативе или по запросу патентного органа, принятых во внимание при рассмотрении заявки, установление приоритета изобретения, в том числе осуществляются проверка представленной заявителем (заявителями) формулы изобретения, материалов, представленных заявителем (заявителями) по собственной инициативе или по запросу патентного органа, и проведение информационного поиска в отношении изобретения, охарактеризованного в формуле, для определения уровня техники. Патентная экспертиза проводится в отношении независимых пунктов формулы изобретения, принятых к рассмотрению на стадии предварительной экспертизы (п.331 Положения № 119).
Особенности проведения патентной экспертизы определены главами 33-41, 45-451 Положения № 119.
В период проведения патентной экспертизы в случае несоответствия сведений, содержащихся в представленных в соответствии с п.2 ст.13 Закона № 160-З документах, установленным требованиям патентный орган вправе запросить у заявителя оформленные надлежащим образом документы, в том числе измененную формулу изобретения (часть первая п.3 ст.21 Закона № 160-З). Одновременно запрошенные патентным органом оформленные надлежащим образом документы должны быть представлены без изменения сущности изобретения в течение 2 месяцев с даты получения заявителем запроса или копий материалов, противопоставленных заявке. По ходатайству заявителя этот срок может быть продлен, но не более чем на 12 месяцев при условии, что ходатайство поступило до истечения этого срока (часть третья п.3 ст.21 Закона № 160-З). В случае подачи ходатайства заявитель должен будет уплатить патентную пошлину, предусмотренную п.7 приложения 23 к НК (с учетом положений п.1 ст.263, пп.1, 2 ст.264 НК).
Вместе с тем заявитель вправе в течение 1 месяца с даты получения указанного запроса патентного органа запросить у патентного органа копии материалов, противопоставленных в ходе патентной экспертизы по его заявке (часть вторая п.3 ст.21 Закона № 160-З).
В случае если заявитель в указанный срок не представил запрошенные патентным органом оформленные надлежащим образом документы или ходатайство о продлении срока представления ответа на запрос патентного органа, принимается решение об отказе в выдаче патента (часть четвертая п.3 ст.21 Закона № 160-З).
![]() |
Обратите внимание! Представленные заявителем оформленные надлежащим образом документы в части, изменяющей сущность заявленного изобретения, при рассмотрении заявки во внимание не принимаются, о чем заявитель уведомляется (часть пятая п.3 ст.21 Закона № 160-З). |
Шаг 7. Принятие решения о выдаче патента либо об отказе в выдаче патента
Если в результате проведенной патентной экспертизы установлено, что заявленное изобретение, выраженное формулой изобретения, предложенной заявителем, соответствует условиям патентоспособности, патентный орган принимает решение о выдаче патента с этой формулой с указанием установленного приоритета (часть первая п.4 ст.21 Закона № 160-З, п.503 Положения № 119). Вместе с тем если в процессе патентной экспертизы установлено, что заявителем подано несколько заявок на идентичные изобретения, то патент выдается только по заявке с более ранним приоритетом (часть вторая п.4 ст.21 Закона № 160-З).
В решении о выдаче патента, направляемом заявителю (заявителям), сообщается, что для передачи материалов заявки на регистрацию изобретения и публикацию сведений о патенте заявителю (заявителям) в случае согласия с решением патентного органа в двухмесячный срок с даты получения решения необходимо представить в адрес патентного органа описание изобретения, реферат, чертежи (если они необходимы) в двух экземплярах и документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере за регистрацию изобретения в Государственном реестре, выдачу патента и поддержание его в силе за каждый оплачиваемый истекший и очередной, начавшийся на дату принятия решения, год действия патента (п.504 Положения № 119).
При непредставлении в установленный срок указанных в п.504 Положения № 119 материалов и документа, подтверждающего уплату установленной патентной пошлины, регистрация изобретения и публикация сведений о патенте не осуществляются, а по заявке принимается решение об отказе в выдаче патента (п.507 Положения № 119). Срок представления материалов, указанных в п.504 Положения № 119, может быть продлен в соответствии с частью третьей п.3 ст.21 Закона № 160-З или восстановлен в соответствии со ст.27 Закона № 160-З. При этом заявителю необходимо будет уплатить соответствующую патентную пошлину.
Решение о выдаче патента может быть пересмотрено патентным органом до регистрации изобретения в связи с поступлением заявки на изобретение, пользующейся более ранним приоритетом в соответствии с пп.3-6 ст.16 Закона № 160-З, а также в связи с выявлением заявки или выданного патента на идентичное изобретение с тем же приоритетом (п.8 ст.21 Закона № 160-З). Кроме того, в силу п.9 ст.21 Закона № 160-З патентный орган может пересмотреть решение по результатам патентной экспертизы, если оно было принято с нарушением установленного Законом № 160-З порядка рассмотрения заявки. Решение о выдаче патента может быть пересмотрено до регистрации изобретения в Государственном реестре.
Патентный орган может принять решение об отказе в выдаче патента в случаях, если:
• установлено несоответствие заявленного изобретения, выраженного формулой, предложенной заявителем (заявителями), хотя бы одному критерию патентоспособности (подп.509.1 п.509 Положения № 119);
• заявленное изобретение, охарактеризованное в многозвенной формуле, имеющей один независимый пункт и зависимые пункты, не соответствует одному из критериев патентоспособности в отношении независимого пункта и заявитель (заявители) отказывается скорректировать этот пункт формулы (подп.509.2 п.509 Положения № 119);
• установлена патентоспособность изобретения, охарактеризованного в независимом пункте формулы, а характеристика изобретения, содержащаяся в зависимых пунктах, такова, что она препятствует осуществлению изобретения или реализации указанного заявителем (заявителями) назначения, и заявитель (заявители) отказывается скорректировать либо исключить из формулы такие зависимые пункты (подп.509.3 п.509 Положения № 119);
• формула, предложенная заявителем (заявителями), имеет один независимый пункт, и он не включает содержащийся в описании существенный признак изобретения, в силу чего изобретение, охарактеризованное таким образом, не соответствует какому-либо критерию патентоспособности, и заявитель (заявители) отказывается от включения указанного признака в формулу изобретения (подп.509.4 п.509 Положения № 119);
• заявленная группа изобретений включает изобретение, не соответствующее одному из критериев патентоспособности, и заявитель (заявители) отказывается скорректировать или исключить из формулы характеристику этого изобретения (подп.509.5 п.509 Положения № 119);
• заявленное решение относится к объектам, которые не считаются изобретениями, либо которым не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения, либо не признаются патентоспособными в соответствии с пп.2, 3 ст.2 Закона № 160-З (подп.509.6 п.509 Положения № 119).
О решении, принятом по результатам патентной экспертизы, а также об установлении приоритета изобретения патентный орган направляет заявителю уведомление в письменной форме в течение 5 дней со дня принятия решения (п.6 ст.21 Закона № 160-З).
При несогласии заявителя с решением патентного органа об отказе в выдаче патента заявитель имеет право в трехмесячный срок со дня получения решения или затребованных им копий противопоставленных заявке материалов обратиться в патентный орган с ходатайством о проведении повторной патентной экспертизы (п.10 ст.21 Закона № 160-З). Повторная патентная экспертиза проводится в течение 2 месяцев со дня поступления в патентный орган соответствующего ходатайства заявителя (п.11 ст.21 Закона № 160-З). Порядок проведения повторной экспертизы определен главой 46 Положения № 119.
В силу части первой п.536 Положения № 119 одновременно с ходатайством о проведении повторной патентной экспертизы в патентный орган представляется документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в размере, установленном п.11 приложения 23 к НК (с учетом положений п.1 ст.263, пп.1, 2 ст.264 НК). В случае непредставления указанного документа ходатайство о проведении повторной патентной экспертизы считается неподанным.
Шаг 8. Регистрация изобретения в Государственном реестре, публикация сведений о патенте и выдача патента (обжалование решения патентного органа по результатам патентной экспертизы)
Заявитель в течение 2 месяцев с даты получения решения о выдаче патента должен уплатить патентную пошлину за регистрацию изобретения в Государственном реестре и выдачу патента (далее - патентная пошлина за выдачу патента) (подп.6.8 п.6 ст.264 НК). Вместе с тем патентная пошлина за выдачу патента может быть уплачена по истечении указанного срока, но не позднее 6 месяцев со дня его истечения. В этом случае ставка указанной патентной пошлины увеличивается на 50 %.
Размер патентной пошлины за выдачу патента составляет 10 базовых величин (п.12 приложения 23 к НК). Ставка патентной пошлины за выдачу патента может быть снижена на основании части первой п.1 ст.263 НК, либо заявитель может быть освобожден от уплаты пошлины на основании части второй п.1 ст.263 НК, при этом необходимо учитывать требования части третьей п.1 ст.263 НК. При уплате патентной пошлины за выдачу патента следует учитывать положения п.1 ст.264 НК, которые определяют особенности уплаты пошлины для различных категорий заявителей или их представителей. Порядок перечисления патентной пошлины за выдачу патента аналогичен порядку, установленному для всех патентных пошлин п.2 ст.264 НК.
![]() |
Справочно Реквизиты для уплаты патентной пошлины за выдачу патента можно узнать на официальном сайте патентного органа в сети Интернет (http://www.belgospatent.org.by). |
На основании решения о выдаче патента и при условии уплаты патентной пошлины в установленном размере патентный орган производит регистрацию изобретения в Государственном реестре (п.1 ст.28 Закона № 160-З).
Сведения о патенте публикуются патентным органом в официальном бюллетене в течение 6 месяцев после регистрации изобретения в Государственном реестре (п.1 ст.29 Закона № 160-З).
![]() |
Справочно За период с 1993 по 2016 год всего поступило 32 197 заявок. В 2016 году было зарегистрировано 941 изобретение (годовой отчет Национального центра интеллектуальной собственности за 2016 год, http://belgospatent.by/russian/docs/2017/god2016.pdf. - Дата доступа: 10.01.2018). |
Выдача патента производится патентным органом в течение 5 дней со дня публикации сведений о патенте. При наличии нескольких лиц, имеющих право на получение патента, им выдается один патент с указанием всех патентообладателей (ст.30 Закона № 160-З).
При совпадении дат приоритета изобретения и идентичной ему полезной модели по соответствующим заявкам одного и того же заявителя после выдачи патента по одной из таких заявок выдача патента по другой заявке возможна только при условии подачи в патентный орган заявления патентообладателя ранее выданного патента о прекращении его действия в отношении идентичного изобретения или идентичной полезной модели. Действие ранее выданного патента в отношении идентичного изобретения или идентичной полезной модели прекращается с даты публикации сведений о выдаче патента по другой заявке. Сведения о выдаче патента по заявке на изобретение или полезную модель и сведения о прекращении действия ранее выданного патента в отношении идентичного изобретения или идентичной полезной модели публикуются одновременно (п.3 ст.30 Закона № 160-З).
При несогласии с решением патентного органа по результатам патентной экспертизы заявитель в соответствии с п.1 ст.25 Закона № 160-З вправе подать мотивированную жалобу в Апелляционный совет и (или) в суд. Порядок обжалования решения, принятого по результатам патентной экспертизы, аналогичен порядку, установленному для обжалования решения, принятого по результатам предварительной экспертизы.
Шаг 9. Поддержание в силе патента
Действие патента прекращается при неуплате в установленный срок патентной пошлины за поддержание патента в силе (подп.1.2 п.1 ст.34 Закона № 160-З). Поэтому заявитель в течение срока действия патента обязан производить уплату патентной пошлины за поддержание патента в силе за соответствующий год, размер которой установлен п.13 приложения 23 к НК. Например, размер патентной пошлины за поддержание патента в силе за третий год составляет 5 базовых величин, а за двадцать пятый - 33 базовые величины.
В случае когда начало очередного года действия патента приходится на дату, входящую в двухмесячный срок со дня получения заявителем (заявителями) решения патентного органа, одновременно с пошлиной за выдачу патента должна быть уплачена пошлина за этот год его действия (п.504 Положения № 119).
Ставка патентной пошлины за поддержание патента в силе может быть снижена на основании части первой п.1 ст.263 НК, либо заявитель может быть освобожден от уплаты пошлины на основании части второй п.1 ст.263 НК, при этом необходимо учитывать требования части третьей п.1 ст.263 НК. При уплате патентной пошлины за поддержание патента в силе следует учитывать положения п.1 ст.264 НК, которые определяют особенности уплаты пошлины для различных категорий заявителей или их представителей. Порядок перечисления патентной пошлины за поддержание патента в силе аналогичен порядку, установленному для всех патентных пошлин п.2 ст.264 НК.
![]() |
Справочно Реквизиты для уплаты патентной пошлины за поддержание патента в силе можно узнать на официальном сайте патентного органа в сети Интернет (http://www.belgospatent.org.by). |
В силу п.19.2 перечня (для физических лиц) и п.22.9 единого перечня (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) заявитель должен представить в патентный орган документ, подтверждающий уплату патентной пошлины за поддержание патента в силе.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 марта 2024 г. следует руководствоваться п.19.2 Перечня № 200 в ред. Указа от 16.02.2024 № 55. |
Если действие патента было прекращено вследствие неуплаты в установленный срок патентной пошлины за поддержание патента в силе и не истек срок действия патента, то по ходатайству патентообладателя действие такого патента может быть восстановлено патентным органом при условии уплаты задолженности по патентной пошлине и патентной пошлины за восстановление действия патента в установленном размере (п.1 ст.35 Закона № 160-З). Размер патентной пошлины за восстановление действия патента составляет 19 базовых величин (п.34 приложения 23 к НК). При уплате патентной пошлины за восстановление действия патента необходимо учитывать положения п.1 ст.263, пп.1, 2 ст.264 НК.
Шаг 10. Продление срока действия патента
Патент в общем случае действует с даты подачи заявки в патентный орган в течение 20 лет, но в отношении изобретений, относящихся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, срок действия патента может быть продлен еще на срок до 5 лет (подп.1 п.1 ст.1002 ГК, абзац 2 части первой п.3 ст.1 Закона № 160-З).
Ходатайство о продлении срока действия патента (далее - ходатайство о продлении срока) подается в период действия патента до истечения 6 месяцев с даты получения первого разрешения на применение лекарственного средства, пестицида или агрохимиката, в которых использовано изобретение, или даты публикации сведений о патенте в официальном бюллетене в зависимости от того, какой из этих сроков истекает позднее (подп.1) п.1 ст.1002 ГК, абзац 2 части первой п.3 ст.1 Закона № 160-З, п.10 Положения № 1824).
Порядок продления сроков действия патента определен Положением № 1824. Ходатайство о продлении срока должно относиться к одному патенту (п.3 Положения № 1824). Ходатайство о продлении срока подается на белорусском или русском языке по форме, утвержденной постановлением № 1 (п.4 Положения № 1824).
Срок действия патента может быть продлен в отношении:
• всех независимых пунктов формулы изобретения, если изобретения, охарактеризованные в каждом независимом пункте формулы изобретения, используются в лекарственном средстве, пестициде или агрохимикате, для применения которых в соответствии с законодательством требуется получение разрешения;
• одного или нескольких независимых пунктов формулы изобретения, если патент выдан на изобретение с многозвенной формулой, имеющей несколько независимых пунктов, один или несколько из которых характеризуют изобретение, используемое в лекарственном средстве, пестициде или агрохимикате, для применения которых в соответствии с законодательством требуется получение разрешения;
• одного или нескольких соединений из группы соединений, описываемой общей формулой в одном независимом пункте, если указанное одно или несколько соединений используются в лекарственном средстве, пестициде или агрохимикате, для применения которых в соответствии с законодательством требуется получение разрешения (п.11 Положения № 1824).
Согласно п.12 Положения № 1824 ходатайство о продлении срока должно содержать:
• номер патента;
• название изобретения;
• указание соответствующего независимого пункта (пунктов) формулы изобретения или соединения (соединений) из группы соединений, описываемой общей формулой в одном независимом пункте, в отношении которого (которых) испрашивается продление срока действия патента;
• дату подачи заявки;
• сведения о патентообладателе (патентообладателях) (с учетом требований подп.12.5 п.12 Положения № 1824);
• адрес для переписки на территории Республики Беларусь в соответствии с правилами адресования почтовых отправлений, адресата, а также номер телефона (факса) и адрес электронной почты (если они имеются);
• сведения о представителе, если ходатайство о продлении срока подается через представителя (с учетом требований подп.12.7 п.12 Положения № 1824);
• название лекарственного средства, пестицида или агрохимиката, на которые получено разрешение, а также сведения, подтверждающие, что в указанном лекарственном средстве, пестициде или агрохимикате используется продукт, охарактеризованный в конкретном пункте (пунктах) формулы запатентованного изобретения (включая химическое название и структурную формулу используемого соединения);
• сведения об уполномоченном органе, выдавшем первое разрешение на применение лекарственного средства, пестицида или агрохимиката, в котором использовано изобретение, регистрационном номере и дате получения разрешения;
• указание о том, что патентообладатель (патентообладатели) или его (их) представитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в ходатайстве о продлении срока;
• подпись патентообладателя (патентообладателей) или его (их) представителя (с учетом требований частей второй, третьей подп.12.11 п.12 Положения № 1824).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июня 2018 г. следует руководствоваться частью второй подп.12.11 п.12 Положения № 1824 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2018 № 396. Слова «подпись скрепляется печатью юридического лица» исключены. |
Если какие-либо сведения нельзя разместить в соответствующих графах ходатайства о продлении срока, их представляют по той же форме на дополнительном листе с указанием в соответствующей графе ходатайства «смотреть продолжение на дополнительном листе». Дополнительный лист подписывается патентообладателем или его представителем (п.6 Положения № 1824). При наличии в ходатайстве о продлении срока дополнительных листов последний лист подписывается в порядке, установленном в части второй подп.12.11 п.12 Положения № 1824, остальные листы визируются.
К ходатайству о продлении срока прилагается документ, подтверждающий уплату патентной пошлины за продление срока действия патента (далее - патентная пошлина за продление патента) в установленном размере (п.7 Положения № 1824). Размер патентной пошлины за продление патента составляет 19 базовых величин (п.33 приложения 23 к НК). Ставка патентной пошлины за продление патента может быть снижена на основании части первой п.1 ст.263 НК, либо заявитель может быть освобожден от уплаты пошлины на основании части второй п.1 ст.263 НК, при этом необходимо учитывать требования части третьей п.1 ст.263 НК. При уплате патентной пошлины за продление патента необходимо учитывать положения п.1 ст.264 НК, которые определяют особенности уплаты пошлины для различных категорий заявителей или их представителей. Порядок перечисления патентной пошлины за продление патента аналогичен порядку, установленному для всех патентных пошлин п.2 ст.264 НК.
![]() |
Справочно Реквизиты для уплаты патентной пошлины за продление патента можно узнать на официальном сайте патентного органа в сети Интернет (http://www.belgospatent.org.by). |
Ходатайство о продлении срока подается в патентный орган в ходе приема, направляется по почте или нарочным (курьером) (п.5 Положения № 1824). Поступившее в патентный орган ходатайство о продлении срока должно быть зарегистрировано в день подачи (п.7 Инструкции № 39).
Ходатайство о продлении срока рассматривается в сроки, установленные законодательством об административных процедурах (п.9 Положения № 1824). Так, согласно п.19.7 перечня (для физических лиц) и п.22.14 единого перечня (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) продолжительность такого срока установлена в течение 1 месяца со дня подачи ходатайства о продлении срока.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 сентября 2022 г. следует руководствоваться п.19.7 перечня с учетом изменений, внесенных Указом № 311. Комментарий см. здесь. |
При рассмотрении ходатайства о продлении срока патентным органом проверяется наличие у патентообладателя разрешения уполномоченного органа на применение лекарственного средства, пестицида или агрохимиката, в котором использовано изобретение (п.13 Положения № 1824).
При соблюдении требований, установленных в пп.10, 13 Положения № 1824, по результатам рассмотрения ходатайства о продлении срока патентный орган принимает решение о продлении срока действия патента (п.14 Положения № 1824). В случае принятия патентным органом положительного решения по результатам рассмотрения данного ходатайства срок действия патента продлевается не более чем на 5 лет (п.15 Положения № 1824).
Уведомление о принятом решении патентный орган направляет патентообладателю (патентообладателям) по адресу, указанному в ходатайстве о продлении срока, не позднее 5 дней со дня принятия этого решения (п.17 Положения № 1824).
Сведения о продлении срока действия патента в отношении независимого пункта (пунктов) формулы изобретения или соединения (соединений) из группы соединений, описываемой общей формулой в одном независимом пункте, вносятся в Государственный реестр, по желанию патентообладателя (патентообладателей) - в патент и публикуются в официальном бюллетене (п.19 Положения № 1824).
Если документы, необходимые для продления срока действия патента, не представлены либо не соблюдены требования к содержанию ходатайства о продлении срока, установленные в Положении № 1824, и (или) форме ходатайства о продлении срока, установленной постановлением № 1, патентный орган в течение 3 дней со дня подачи ходатайства отказывает в его принятии и возвращает патентообладателю (патентообладателям) представленные документы (п.8 Положения № 1824). Патентный орган принимает решение об отказе в продлении срока действия патента при несоблюдении требований, установленных в пп.10, 13 Положения № 1824.
Решение патентного органа по результатам рассмотрения ходатайства о продлении срока может быть обжаловано в порядке, установленном в ст.30-34 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»
В случае продления срока действия патента заявителю необходимо также поддерживать в силе патент на продленные годы, уплачивая соответствующие пошлины, размер которых установлен п.13 приложения 23 к НК (с учетом положений п.1 ст.263, пп.1, 2 ст.264 НК).
Примечание. В материале не затрагиваются вопросы, связанные с подачей международной заявки на получение патента на изобретение в соответствии с Договором о патентной кооперации от 19.06.1970, подачей заявки в Евразийскую патентную организацию и получением евразийского патента, а также преобразованием заявки на выдачу патента на изобретение в заявку на выдачу патента на полезную модель.
23.01.2018
Александр Бекиш, главный юрисконсульт научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Институт прикладных программных систем», старший преподаватель Белорусского государственного университета