Алгоритм от 20.01.2012
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Алгоритм действий по заключению инвестиционного договора


 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО ДОГОВОРА

Источники правового регулирования

1. Инвестиционный кодекс РБ (далее - Кодекс).

 

 

От редакции: С 26 января 2014 г. Кодекс утратил силу. Взамен приняты Закон РБ от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях» и Закон РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях». Право инвесторов на заключение договоров с Республикой Беларусь, основные условия такого договора и порядок предоставления полномочия на заключение договора от имени Республики Беларусь определены ст.17 Закона № 53-З.

 

2. Декрет Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10).

3. Указ Президента РБ от 06.08.2009 № 413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь».

4. Положение о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 06.11.2009 № 1448.

5. Постановление Совета Министров РБ от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4» (далее - постановление № 1058).

6. Методические рекомендации о порядке действий иностранного инвестора при реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, утвержденные постановлением Минстройархитектуры РБ от 17.09.2010 № 24.

Основные понятия и категории

Понятие, категория
Содержание понятия, категории
Нормативное регулирование
Инвестиционный договор с Республикой Беларусь Договор, заключаемый с инвестором (инвесторами) на основании решения республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству РБ, Управления делами Президента РБ, областного (Минского городского) исполнительного комитета
(далее - исполнительный комитет), Совета Министров РБ по согласованию с Президентом РБ (подп.1.2 п.1 Декрета № 10) и содержащий обязательные условия, установленные законодательством для такого вида договора
Пункт 2 Положения о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденного постановлением № 1058 (далее - Положение)
Стороны в инвестиционном договоре С одной стороны - Республика Беларусь в лице Правительства РБ или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству РБ), а также исполнительный комитет;
с другой стороны - национальные или (и) иностранные инвесторы; при этом допускается на стороне инвестора участие 2 и более инвесторов (или соинвесторы)
Статья 45 Кодекса, п.2 Положения
Цель заключения инвестиционного договора Оказание государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь Статья 44 Кодекса
Особенности инвестиционного договора Обеспечивается стабильность условий инвестиционного договора, т.е. условия инвестиционных договоров сохраняют силу в течение всего срока действия этих договоров, а изменение условий допускается только с взаимного согласия сторон, если иное не предусмотрено инвестиционным договором Статья 48 Кодекса
Виды (разновидности) инвестиционных договоров исходя из его условий (см. комментарий 1) Инвестиционный договор, не предусматривающий предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, дополнительных льгот и преференций, кроме установленных Декретом № 10, иными решениями Президента РБ и актами законодательства.
Инвестиционный договор, предусматривающий предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента РБ
Подпункт 1.2 п.1 Декрета № 10
Комментарий 1. В зависимости от 2 выделенных видов (разновидностей) различным будет порядок принятия решения о заключении инвестиционного договора (см. ниже алгоритм заключения инвестиционного договора)

Условия инвестиционного договора

Кодекс (ст.46)
Декрет № 10 (подп.1.4 п.1)
Обязательные условия
(которые исходя из ст.402 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) (примечание 1) являются существенными и без их согласования инвестиционный договор не считается заключенным)
Срок действия инвестиционного договора Объект, объем и сроки вложения инвестиций, а также сроки реализации инвестиционного проекта и действия инвестиционного договора
Объект и объем инвестиционной деятельности
Права и обязанности инвестора, в т.ч. по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности Права и обязанности инвестора (инвесторов) и Республики Беларусь - сторон инвестиционного договора
Дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора и касающиеся налогового и таможенного режима, экологических норм и иных условий, являющихся существенными для инвестора и действующих в момент заключения данного инвестиционного договора, а также обязательства по выдаче инвестору разрешительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта См. комментарий 2
Ответственность сторон за несоблюдение условий инвестиционного договора Ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, в т.ч. возмещение инвестору (инвесторам) реального ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов или иного государственного органа (организации), а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором (инвесторами) его обязательств
Порядок и орган рассмотрения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из инвестиционного договора Порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора. В качестве рассматривающего спор органа может быть определен суд иностранного государства, арбитражный (третейский) суд, созданный на территории иностранного государства, если инвестором является физическое или юридическое лицо иностранного государства и международным договором, заключенным Республикой Беларусь, в т.ч. о защите инвестиций, такой суд определяется как компетентный орган по рассмотрению спора
  Требования о конфиденциальности информации
Комментарий 2. Приведенные выше обязательные условия, которые по своему содержанию являются существенными, несмотря на то, что они закреплены в 2 различных нормативных правовых актах, тем не менее должны быть в совокупности согласованы в инвестиционном договоре. Такой вывод следует из подп.1.1 п.1 Декрета № 10, в соответствии с которым реализация инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь может осуществляться путем заключения инвестиционного договора между инвестором или инвесторами и Республикой Беларусь в порядке и на условиях, определяемых Кодексом, Декретом № 10 и иными актами законодательства. Соответственно, условия, определенные Кодексом, подлежат согласованию наравне с условиями Декрета № 10. В Декрете № 10, в отличие от Кодекса, не названы в качестве обязательных условия о дополнительных правовых гарантиях Республики Беларусь по инвестиционному проекту и обязательствах по выдаче инвестору разрешительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Однако если анализировать выделенные выше виды (разновидности) инвестиционных договоров, то данное обязательное условие из Кодекса будет подлежать согласованию как существенное, если заключается инвестиционный договор, предусматривающий предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не определенных законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента РБ.
В том случае, если одно и то же по содержанию обязательное условие содержится и в Кодексе, и в Декрете № 10, согласовывать в инвестиционном договоре следует условие из Декрета № 10, так как на основании Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (часть третья ст.10). В свою очередь декреты Президента РБ могут быть 2 видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту РБ законодательных полномочий, и временные декреты. Полномочия на издание Декрета № 10 не были делегированы (предоставлены), и в соответствии с п.6 Декрета № 10 он является временным, что предполагает верховенство Декрета № 10
Условия, которые может содержать инвестиционный договор и которые подлежат согласованию в инвестиционном договоре при наличии намерения сторон инвестиционного договора включить их в его содержание
Взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона Такие диспозитивные условия Декретом № 10 не установлены
Порядок изменения инвестиционного договора
Право инвестора на вывоз из Республики Беларусь произведенной в результате выполнения договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (доходов)
Обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из числа физических лиц Республики Беларусь, условия по использованию технологий, а также обязательства инвестора по обучению работников созданной организации после окончания реализации инвестиционного проекта
Иные условия в зависимости от специфики инвестиционного проекта
Отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения (если инвестиционный договор заключен с иностранными инвесторами)

Алгоритм действий по заключению инвестиционного договора

А. Инвестиционный договор без дополнительных льгот

Вид (разновидность) инвестиционного договора. Инвестиционный договор, не предусматривающий предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, дополнительных льгот и преференций, кроме установленных Декретом № 10, иными решениями Президента РБ и актами законодательства (инвестиционный договор без дополнительных льгот).

 

ШАГ 1. Обращение инвестора с заявлением.

Инвестор обращается с заявлением в:

- республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству РБ, Управлению делами Президента РБ - в случае реализации инвестиционного проекта в соответствующей сфере экономики;

- исполнительный комитет - в случае реализации инвестиционного проекта на территории административно-территориальной единицы соответствующей области (г.Минска) (примечание 2).

Особенности. Если проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение на основании решения 2 и более государственных органов и (или) исполнительных комитетов, то инвестор (инвесторы) вправе направить заявление одновременно в каждый такой государственный орган и (или) исполнительный комитет. В случае если проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение 2 и более инвесторами, то заявление может быть направлено одним из них с приложением документов, подтверждающих согласие каждого инвестора на заключение такого инвестиционного договора.

Форма заявления в законодательстве Республики Беларусь отсутствует. Однако с учетом сущности и назначения заявления как обращения в государственные органы, норм законодательства об обращениях граждан и юридических лиц можно отметить, что в заявлении инвестора должны быть отражены:

1) наименование и (или) адрес организации, государственного органа, исполнительного комитета либо должность лица, которым направляется обращение; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы); изложение сути обращения; личная подпись гражданина (граждан) (в случае если заявление подано инвестором - физическим лицом);

2) наименование и (или) адрес организации, государственного органа, исполнительного комитета либо должность лица, которым направляется обращение; полное наименование юридического лица и его место нахождения; изложение сути обращения; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения; личная подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенная печатью юридического лица (в случае если заявление подано инвестором - юридическим лицом).

Помимо заявления инвестором представляются:

- проект инвестиционного договора, подписанный инвестором (инвесторами);

- копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь), легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (датированная не позднее 1 года до подачи заявления) или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора (инвесторов) в соответствии с законодательством страны его учреждения (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь);

- копия документа, удостоверяющего личность инвестора (для физических лиц - резидентов Республики Беларусь), копия документа, удостоверяющего личность инвестора, с переводом на русский язык и документ, подлинность подписи переводчика на котором засвидетельствована нотариально (для физических лиц - нерезидентов Республики Беларусь);

- копия документа, подтверждающего полномочия лица (лиц), подписавшего проект инвестиционного договора, на его подписание (для юридических лиц);

- краткое финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта, подготовленное в произвольной форме и содержащее указание объемов и источников инвестиций, срока реализации инвестиционного проекта, ожидаемого социально-экономического эффекта, а также иная информация, характеризующая инвестиционный проект;

- перевод проекта инвестиционного договора на иностранный язык и документ, подлинность подписи переводчика на котором засвидетельствована нотариально, если инвестором является иностранное юридическое или физическое лицо и проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение на русском или белорусском и иностранном языках (п.5 Положения).

Важно!

После подачи документов в государственный орган или исполнительный комитет последние могут осуществлять непосредственное взаимодействие с инвестором (инвесторами), в т.ч. по вопросам получения дополнительных сведений об инвестиционном проекте и (или) внесения в проект инвестиционного договора по согласованию с ним (ними) изменений, необходимых для его заключения.

 

ШАГ 2. Устранение допущенных нарушений (при их наличии) в представленных инвестором материалах.

О наличии нарушений в представленном пакете документов инвестору сообщается в 3-дневный срок с даты получения документов.

После устранения нарушений документы могут быть представлены повторно.

 

ШАГ 3. Рассмотрение государственным органом или исполнительным комитетом заявления инвестора и документов к нему и принятие решения.

Срок рассмотрения заявления инвестора и принятия решения - в течение 30 дней с даты получения такого заявления.

Основания для продления срока. Срок рассмотрения заявления может быть увеличен, но не более чем на 30 дней в случае необходимости внесения изменений в проект инвестиционного договора.

Уведомление инвестора о продлении срока - до истечения 30 дней со дня поступления заявления в государственный орган, исполнительный комитет.

 

     
Государственный орган
или исполнительный комитет
 
       
           
  Привлекают экономические и юридические службы для рассмотрения представленных документов, организуют проведение юридическими службами обязательной юридической экспертизы проекта инвестиционного договора
 
           
  Согласовывают проект инвестиционного договора с другими государственными органами, в компетенции которых находятся вопросы, связанные с предусмотренными в проекте инвестиционного договора условиями, в срок не более 10 дней с даты поступления такого проекта в согласующий государственный орган
 
           
  Получают заключение соответствующего исполнительного комитета, городского (городов областного подчинения), районного исполнительного комитета или администрации свободной экономической зоны по месту нахождения земельного участка о согласовании возможности размещения объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, на земельном участке в намечаемом месте с указанием его примерной площади в случае, если проектом инвестиционного договора предусматривается предоставление земельного участка  
 
           
  Проверяют аутентичность текстов проекта инвестиционного договора на русском или белорусском и иностранном языках в случае, если заключение инвестиционного договора предусматривается на русском или белорусском и иностранном языках
 
           
  Обеспечивают непосредственное взаимодействие с государственным органом, исполнительным комитетом, решение которых необходимо для заключения инвестиционного договора, в случае, если проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение на основании решения 2 и более государственных органов, исполнительных комитетов
 

 

ШАГ 4. Принятие решения государственным органом или исполнительным комитетом по результатам рассмотрения заявления инвестора и документов к нему.

 

Заседание коллегии (совета) государственного органа, заседание исполнительного комитета
           
               
   
Решение о заключении   Решение об отказе   Решение о проведении конкурса
инвестиционного   в заключении инвести-      
договора   ционного договора      
               
   
О решении уведомляется инвестор в течение 5 дней   Основания для принятия решения: наличие
со дня проведения заседания коллегии (совета) 2 и более инвесторов, претендующих
          на заключение инвестиционных договоров, связанных с реализацией аналогичных инвестиционных проектов или инвестиционных проектов, заявленных к реализации на одном и том же земельном участке
           
       
        Предмет конкурса, условия и порядок его проведения определяются государственным органом, исполнительным комитетом
           
       
        Инвестиционный договор заключается с инвестором (инвесторами), победившим в конкурсе, без рассмотрения вопроса о заключении с ним (ними) инвестиционного договора на заседании коллегии (совета) государственного органа, заседании исполнительного комитета

 

ШАГ 5. Заключение инвестиционного договора.

Основание: решение о заключении инвестиционного договора, принятое на заседании коллегии (совета) государственного органа или исполнительного комитета.

Уполномоченные на подписание инвестиционного договора субъекты: руководитель государственного органа, исполнительного комитета, принявших решение о заключении инвестиционного договора.

Количество экземпляров инвестиционного договора соответствует числу сторон договора.

Момент вступления в силу: дата подписания инвестиционного договора, если в инвестиционном договоре не указан иной срок его вступления в силу.

Регистрация инвестиционного договора: осуществляется государственным органом или исполнительным комитетом, заключившими инвестиционный договор, после подписания договора в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь в срок не более 3 рабочих дней с даты его заключения.

Б. Инвестиционный договор с дополнительными льготами

Вид (разновидность) инвестиционного договора. Инвестиционный договор, предусматривающий предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента РБ (инвестиционный договор с дополнительными льготами).

 

ШАГ 1. Обращение инвестора с заявлением.

Инвестор обращается с заявлением в:

- республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству РБ, Управление делами Президента РБ - в случае реализации инвестиционного проекта в соответствующей сфере экономики;

- исполнительный комитет - в случае реализации инвестиционного проекта на территории административно-территориальной единицы соответствующей области (г.Минска).

Далее особенности обращения в 2 и более государственных органа и (или) исполнительных комитетов либо обращения 2 и более инвесторов аналогичны как и для инвестиционного договора без дополнительных льгот (см.А).

Что касается заявления инвестора, то как и для инвестиционного договора без дополнительных льгот (см.А), следует руководствоваться приведенным содержанием заявления, однако целесообразно в заявлении дополнительно отметить о предоставлении по инвестиционному договору льгот и преференций, не установленных законодательными актами.

Помимо заявления инвестором представляются:

- проект инвестиционного договора, подписанный инвестором (инвесторами);

- копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь), легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (датированная не позднее 1 года до подачи заявления) или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора (инвесторов) в соответствии с законодательством страны его учреждения (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь);

- копия документа, удостоверяющего личность инвестора (для физических лиц - резидентов Республики Беларусь), копия документа, удостоверяющего личность инвестора, с переводом на русский язык и документ, подлинность подписи переводчика на котором засвидетельствована нотариально (для физических лиц - нерезидентов Республики Беларусь);

- копия документа, подтверждающего полномочия лица (лиц), подписавшего проект инвестиционного договора, на его подписание (для юридических лиц);

- краткое финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта, подготовленное в произвольной форме и содержащее указание объемов и источников инвестиций, срока реализации инвестиционного проекта, ожидаемого социально-экономического эффекта, а также иная информация, характеризующая инвестиционный проект;

- бизнес-план инвестиционного проекта, разработанный в соответствии с актами законодательства;

- заключение о финансовом состоянии инвестора (инвесторов) за 2 года, предшествующие дате обращения, а для инвесторов, с начала создания которых прошло менее 2 лет, - за период деятельности. Заключение аудитора (для юридических лиц - резидентов Республики Беларусь) или заключение по результатам проведения финансового Due Diligence с его переводом на русский язык (для юридических лиц - нерезидентов Республики Беларусь) должно содержать всестороннее исследование финансового состояния инвестора (инвесторов), его возможностей по осуществлению заявленных инвестиций;

- иные документы, необходимые для проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта в соответствии с актами законодательства;

- перевод проекта инвестиционного договора на иностранный язык и документ, подлинность подписи переводчика на котором засвидетельствована нотариально, если инвестором является иностранное юридическое или физическое лицо и проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение на русском или белорусском и иностранном языках (п.5 Положения).

Важно!

После подачи документов в государственный орган или исполнительный комитет последние могут осуществлять непосредственное взаимодействие с инвестором (инвесторами), в т.ч. по вопросам получения дополнительных сведений об инвестиционном проекте и (или) внесения в проект инвестиционного договора по согласованию с ним (ними) изменений, необходимых для его заключения.

 

ШАГ 2. Устранение допущенных нарушений в представленных инвестором материалах (при их наличии).

О наличии нарушений в представленном пакете документов инвестору сообщается в 3-дневный срок с даты получения такого пакета документов.

После устранения нарушений документы могут быть представлены повторно.

 

ШАГ 3. Рассмотрение заявления инвестора и документов к нему и принятие решения.

Срок рассмотрения заявления инвестора и принятия решения - в течение 30 дней с даты получения такого заявления.

Основания для продления срока. Срок рассмотрения заявления может быть увеличен, но не более чем на 30 дней в случае необходимости внесения изменений в проект инвестиционного договора и (или) получения заключения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта, проводимой Министерством экономики РБ.

Уведомление инвестора о продлении срока - до истечения 30 дней со дня поступления заявления в государственный орган, исполнительный комитет

 

        Государственный орган или исполнительный комитет    
           
           
  Готовят заключение по бизнес-плану инвестиционного проекта в 10-дневный срок с даты получения заявления инвестора  
 
             
             
      Если заключение по бизнес-плану инвестиционного проекта положительное, то:    
               
1
 
2
 
            3
               
   
Согласовывают проект инвестиционного договора с другими государственными органами, в компетенции которых находятся вопросы, связанные с предусмотренными в проекте инвестиционного договора условиями, в срок не более 10 дней с даты   Обеспечивают получение заключения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта, проводимой Министерством экономики РБ. Срок - не более 10 рабочих дней   Обеспечивают получение заключения обязательной юридической экспертизы проекта инвестиционного договора, проводимой Министерством юстиции РБ. Срок - не более 10 рабочих
поступления такого проекта в согласующий государственный орган       дней
 

 

ШАГ 4. Принятие решения по результатам рассмотрения заявления инвестора и документов к нему.

 

 
Заседание коллегии (совета) государственного органа, заседание исполнительного комитета
 
             
      Примечание. В п.10 Положения указано, какие решения полномочен принять государственный орган или исполнительный комитет, а именно о заключении инвестиционного договора, о внесении в Правительство РБ проекта постановления Совета Министров РБ о заключении инвестиционного договора, об отказе в заключении инвестиционного договора.
Если речь идет о заключении инвестиционного договора с дополнительными льготами, то, по нашему мнению, на заседании коллегии (совета) не может быть решен вопрос об отказе в заключении инвестиционного договора, так как решение по такому договору в принципе принимается Советом Министров РБ, а не государственным органом или исполнительным комитетом
     
Решение о внесении в Правительство РБ проекта постановления Совета Министров РБ о заключении инвестиционного договора
             
     
О решении уведомляется инвестор в течение 5 дней со дня проведения заседания коллегии (совета)   Подготовка и внесение в Правительство РБ проекта постановления Совета Министров РБ о заключении
    инвестиционного договора в течение 10 дней с момента принятия решения на заседании коллегии (совета)
             
         
В проекте постановления Совета Министров РБ и в самом постановлении Совета Министров РБ определяются порядок подтверждения права на применение указанных льгот и преференций, а также государственный орган, исполнительный комитет, уполномоченные на подписание такого инвестиционного договора и координацию работы по его выполнению
             
         
К проекту постановления Совета Министров РБ также прилагаются:
- копии документов, представленных инвестором (инвесторами);
- заключение аудитора о финансовом состоянии инвестора (инвесторов) или заключение по результатам проведения финансового Due Diligence с его переводом на русский язык;
- заключение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта, проводимой Министерством экономики РБ;
- заключение обязательной юридической экспертизы проекта инвестиционного договора, проводимой Министерством юстиции РБ;
- копия соответствующего решения коллегии (совета) государственного органа, исполнительного комитета

Важно!

Проект инвестиционного договора может быть возвращен государственному органу, исполнительному комитету на доработку с указанием имеющихся замечаний и (или) предложений и после их устранения по согласованию с инвестором (инвесторами) может быть внесен повторно. Это возможно при наличии замечаний и (или) предложений по проекту инвестиционного договора, выявленных в процессе рассмотрения проекта постановления Совета Министров РБ и (или) его согласования с Президентом РБ.

В таком случае повторного проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта и обязательной юридической экспертизы проекта инвестиционного договора, а также рассмотрения вопроса о заключении инвестиционного договора на заседании коллегии (совета) государственного органа, заседании исполнительного комитета не требуется.

 

ШАГ 5. Заключение инвестиционного договора.

Основание: постановление Совета Министров РБ о заключении инвестиционного договора.

Уполномоченные на подписание инвестиционного договора субъекты: должностное лицо государственного органа, исполнительного комитета, иного государственного органа (организации), не указанного в подп.1.2 п.1 Декрета № 10, уполномоченных на его подписание в соответствии с решением Совета Министров РБ по согласованию с Президентом РБ о заключении инвестиционного договора.

Количество экземпляров инвестиционного договора соответствует числу сторон договора.

Момент вступления в силу: дата подписания инвестиционного договора, если в инвестиционном договоре не указан иной срок его вступления в силу.

Регистрация инвестиционного договора: осуществляется государственным органом, исполнительным комитетом, иным государственным органом (организацией), не указанными в подп.1.2 п.1 Декрета № 10, заключившими инвестиционный договор, после подписания договора в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь в срок не более 3 рабочих дней с даты его заключения.

Форма договора законодательством не установлена.

 

Примечание 1. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.1 ст.402 ГК).

Примечание 2. Определить, в какой государственный орган или исполнительный комитет следует обращаться с заявлением, можно помимо прочего исходя из информации, размещенной на сайте http://www.investar.by (и по регионам, и по отраслям).

 

20.01.2012 г.

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь