


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБЖАЛОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Основные нормативные документы
1. Глава 12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).
2. Постановление Пленума Верховного Суда РБ от 30.09.2011 № 6 «О практике рассмотрения судами жалоб (протестов) на постановления по делам об административных правонарушениях» (далее - постановление № 6).
3. Пункты 1.10-1.20 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума ВХС РБ от 21.02.2011 № 8 (далее - Методические рекомендации, постановление № 8).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2015 г. действует постановление Президиума Верховного Суда РБ от 09.12.2015 № 7 «О практике рассмотрения экономическими судами дел об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка». |
Шаг 1. Принятие решения об обжаловании судебного постановления по делу об административном правонарушении
Прежде чем обжаловать постановление о наложении административного взыскания, автор рекомендует внимательно изучить положения постановлений № 6 и № 8 на предмет наличия оснований для отмены судебного постановления во избежание необоснованных жалоб, что влечет дополнительные расходы для граждан и субъектов хозяйствования.
При принятии решения о подаче жалобы юридическим лицам следует учитывать, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст.3.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)).
То есть для привлечения к ответственности юридического лица достаточно факта нарушения норм законодательства, ответственность за которые предусмотрена КоАП, вне зависимости от наличия вины должностных лиц этого юридического лица.
Шаг 2. Выявление условий, при которых постановление о наложении административного взыскания, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано
К лицам, имеющим право обжалования указанного постановления, относятся:
• лицо, в отношении которого оно вынесено;
• потерпевший;
• их представители;
• защитник.
Постановление о прекращении дела об административном правонарушении либо о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение. Постановление по делу об административном правонарушении может быть также опротестовано прокурором (ст.12.1 ПИКоАП).
![]() |
Справочно К представителям физического лица, имеющим право на подачу жалобы, относятся законные представители (ст.4.3 ПИКоАП) и представитель потерпевшего (часть 4 ст.4.5 ПИКоАП). |
Полномочия представителя юридического лица подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством, или документами, удостоверяющими его служебное положение и дающими право представлять интересы юридического лица без доверенности (часть 2 ст.4.4 ПИКоАП).
Представитель юридического лица, действующий на основании выданной ему доверенности, вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, если такое полномочие указано в выданной представителю доверенности.
![]() |
Обратите внимание! Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, поданная лицом, не имеющим права обжаловать такое постановление либо не имеющим надлежащим образом оформленных полномочий на ее подачу, возвращается, о чем экономический суд указывает в сопроводительном письме. |
Срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен частью 1 ст.12.4 ПИКоАП, согласно которой жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, - не позднее 10 суток со дня получения копии постановления. При поступлении заявления о составлении мотивировочной части постановления жалоба может быть подана лицом, обратившимся с таким заявлением, в течение 10 суток со дня получения копии мотивировочной части постановления. Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации может быть обжаловано (опротестовано) в течение 5 суток со дня объявления постановления.
Жалоба (протест), поданная с пропуском указанного срока, возвращается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест, в порядке, предусмотренном частью 2 ст.12.4 ПИКоАП. При этом суд разъясняет лицу, подавшему жалобу (протест), порядок обращения с ходатайством о восстановлении срока.
В случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы или принесение протеста, могут ходатайствовать перед судом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), о восстановлении пропущенного срока (часть 1 ст.12.5 ПИКоАП).
При поступлении ходатайства суд решает вопрос о восстановлении процессуального срока либо отклоняет ходатайство, о чем выносится мотивированное постановление.
К уважительным причинам для восстановления срока на обжалование, в частности, могут быть отнесены: состояние здоровья, нахождение в командировке, иные факты и обстоятельства, объективно свидетельствующие, что у лица не было возможности для подачи жалобы в установленный срок.
В случае восстановления пропущенного срока подачи жалобы (принесения протеста) исполнение постановления по делу об административном правонарушении, за исключением постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, приостанавливается до рассмотрения жалобы (протеста) (ст.12.6 ПИКоАП).
Для наглядности представим вышеуказанные условия в виде схемы.
Схема 1 Условия обжалования не вступившего в законную силу постановления | ||||
Условия обжалования постановления по делу об административном правонарушении, не вступившего в законную силу | ||||
▼ | ▼ | |||
Срок: - 10 суток со дня объявления постановления; - 10 суток со дня получения копии постановления при отсутствии лица, в отношении которого вынесено постановление |
Лица, имеющие право обжалования указанного постановления: - лицо, в отношении которого вынесено постановление; - потерпевший; - представитель лица, в отношении которого вынесено постановление; - представитель потерпевшего; - защитник |
Шаг 3. Определение суда (органа), в который следует обращаться с жалобой на постановление о наложении административного взыскания
Подведомственность жалоб по делам об административных правонарушениях установлена частью 1 ст.12.2 ПИКоАП, согласно которой по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы (опротестованы) не вступившие в законную силу:
1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних - в районный (городской) исполнительный комитет (администрацию района в городе) или в суд по месту наложения административного взыскания;
2) постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета - в районный исполнительный комитет или в суд по месту наложения административного взыскания;
3) постановление иного органа, ведущего административный процесс, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд по месту наложения административного взыскания;
4) постановление суда - в вышестоящий суд.
Из положений указанной нормы следует, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано сразу в суд. Необходимо лишь определить, в какой именно суд следует обращаться с жалобой на постановление суда, органа, ведущего административный процесс, о наложении административного взыскания.
Прежде всего, следует разграничить, в какой из судов общей юрисдикции следует подавать жалобу: экономический или общий (примечание).
Подсудность жалоб по делам об административных правонарушениях в данном случае зависит от двух критериев:
1) объекта правонарушения (сферы правоотношений, на которые посягает правонарушение);
2) субъекта правонарушения.
Так, с соответствии с частью 1 ст.12.3 ПИКоАП районный (городской) суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении в отношении физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей или юридических лиц за административные правонарушения:
1) против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина, за исключением части 1 ст.9.23 КоАП;
2) против собственности;
3) против порядка таможенного регулирования;
4) против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, за исключением ст.15.35 (в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), ст.15.37 (в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 ноября 2014 г. ст.15.35 и 15.37 КоАП изложены в новой редакции Законом РБ от 24.10.2014 № 197-З. Изменения не повлияли на суть материала; |
5) против здоровья населения;
6) против общественного порядка и нравственности;
7) против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
8) в области охраны историко-культурного наследия;
9) против порядка использования топливно-энергетических ресурсов;
10) в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями;
11) в области связи и информации, за исключением частей 2 и 4 ст.22.7, ст.22.8, части 3 ст.22.9 КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 декабря 2018 г. в часть 3 ст.22.9 КоАП внесены изменения на основании Закона РБ от 17.07.2018 № 129-З. Изменения не повлияли на суть материала; |
12) против порядка управления, за исключением части 1 ст.23.45, ст.23.57, 23.67 КоАП;
13) против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции;
14) против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета.
Из данной нормы следует, что жалобы на постановления иных органов, кроме судов (например, постановление административной комиссии), совершенные в указанных сферах как физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицами, кроме поименованных в статье исключений, рассматривают общие суды.
Исходя из части 3 ст.12.3 ПИКоАП жалобы на постановления указанных районных судов рассматривают областной и Минский городской суды, которые также вместо районных рассматривают жалобы (протесты) на постановления органов, ведущих административный процесс, по делам об административных правонарушениях, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты.
Согласно части 2 ст.12.3 ПИКоАП экономический суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, за исключением указанных в пп.1-12 и 14 части 1 указанной статьи ПИКоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. в часть 2 ст.12.3 ПИКоАП внесены изменения на основании Закона РБ от 04.01.2016 № 351-З (далее - Закон № 351-З). Изменения не повлияли на суть материала. |
Экономический суд рассматривает также жалобы (протесты) на постановления органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, если в такую совокупность входит хотя бы одно правонарушение, не указанное в пп.1-12 и 14 части 1 ст.12.3 ПИКоАП.
Исходя из частей 4 и 5 ст.12.3 ПИКоАП Верховный Суд РБ рассматривает жалобы (протесты) на постановления областного (Минского городского) суда по делам об административных правонарушениях, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, а также жалобы (протесты) на постановления экономических судов области (г.Минска).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. часть 4 ст.12.3 ПИКоАП исключена, в часть 5 ст.12.3 ПИКоАП внесены изменения на основании Закона № 351-З. |
![]() |
Обратите внимание! Определив подведомственность и подсудность жалоб, подавать их следует непосредственно в суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении. |
Далее поступившая жалоба (протест) в течение 3 суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее в соответствии с частью 1 ст.12.2 ПИКоАП.
Для наглядности представим подведомственность и подсудность жалоб в виде схем.
Схема 2 Подведомственность жалоб по делам об административных правонарушениях | |||||||||||||||||
Постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних | Постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета | Постановление иного органа, ведущего административный процесс | |||||||||||||||
▼ | ▼ | ▼ | |||||||||||||||
Районный (городской) исполнительный комитет (администра-ция района в городе) | Районный исполнительный комитет | Вышестоящий орган | |||||||||||||||
▼ | ▼ | ▼ | ▼ | ▼ | ▼ | ||||||||||||
Суд по месту наложения административного взыскания | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Вышестоящий суд |
Схема 3 Подсудность жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, за исключением указанных в пунктах 1-12 и 14 части 1 указанной статьи, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей | ||||
Постановление органа, ведущего административный процесс (например, инспекции Министерства по налогам и сборам) | ► | Вышестоящий орган | ||
▼ | ||||
Экономический суд области (г.Минска) |
||||
▼ | ||||
Верховный Суд РБ |
Схема 4 Подсудность жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в отношении физических лиц | ||||||
Постановление органа, ведущего административный процесс (например, Государственной автомобильной инспекции) | ► | Вышестоящий орган | ||||
▼ | ||||||
Районный (городской) суд | ◄ | |||||
▼ | ||||||
Областной (Минский городской) суд |
Шаг 4. Подготовка жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и прилагаемых к ней документов
В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должны быть указаны сведения, перечисленные в части 1 ст.12.11 ПИКоАП.
К жалобе на постановление по делу об административном правонарушении прилагаются документы:
• подтверждающие полномочия защитника или представителя на подачу жалобы (доверенность с указанием права на подачу жалобы, приказ и др.);
• подтверждающие уплату в установленных порядке и размере государственной пошлины (платежное поручение, платежный ордер, кассовый чек и др.).
![]() |
Обратите внимание! Платежные документы об уплате государственной пошлины должны быть оформлены надлежащим образом с указанием необходимых реквизитов, суммы государственной пошлины и содержать в обязательном порядке печать банка и подпись работника банка, принимающего платеж. |
При подаче жалобы по делу об административном правонарушении в Верховный Суд РБ в платежном документе должны содержаться следующие реквизиты:
бенефициар - Главное управление Министерства финансов РБ по г.Минску;
УНП бенефициара - 101530339;
номер счета - 3602101000039;
наименование банка - г.Минск, ОАО «АСБ Беларусбанк», код банка 153001795;
код платежа в бюджет 03001 «Государственная пошлина за совершение юридически значимых действий с организаций» - для юридических лиц, 03002 «Государственная пошлина за совершение юридически значимых действий с физических лиц» - для физических лиц и индивидуальных предпринимателей;
в назначении платежа следует указать: госпошлина за подачу в Верховный Суд РБ жалобы на постановление по делу об административном правонарушении № ____.
![]() |
Справочно Ставки государственной пошлины за подачу жалоб на постановления по делам об административном правонарушении содержатся в п.3 приложения 14 (для общих судов) и п.6 приложения 16 (для экономических судов) Налогового кодекса РБ.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.8 приложения 13 и п.7 приложения 15 к вышеназванному Кодексу, изложенному в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З. Изменения не повлияли на суть материала. |
![]() |
Пример При обжаловании постановления о наложении административного взыскания в размере 30 базовых величин госпошлина рассчитывается следующим образом: поскольку 30 базовых величин попадает в шкалу от 10 до 100 базовых величин, госпошлина составит 2 базовые величины. По состоянию на 25 июля 2014 г. базовая величина составляет 150 000 бел.руб., следовательно, в описываемом случае размер госпошлины - 300 000 бел.руб. (2 х 150 000). |
При подаче жалобы на постановление о наложении основного административного взыскания в виде штрафа и дополнительного взыскания размер подлежащей уплате государственной пошлины определяется исходя из ставки, предусмотренной для подачи жалобы на постановление о наложении основного административного взыскания в виде штрафа. Размер подлежащей уплате государственной пошлины при подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении лишь в части наложения дополнительного взыскания определяется исходя из ставки, предусмотренной для подачи жалобы на постановление о наложении иного административного взыскания, кроме административного штрафа (части вторая и третья п.1.15 Методических рекомендаций).
Жалоба, не соответствующая установленным требованиям, считается поданной, но возвращается должностным лицом (судом, органом), уполномоченным рассматривать жалобу, с назначением срока для устранения недостатков. В случае пропуска назначенного срока жалоба считается неподанной (часть 4 ст.12.11 ПИКоАП).
Шаг 5. Обжалование постановления по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу
Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено по жалобе лиц, указанных в части 1 ст.12.1 ПИКоАП, только при условии, если оно обжаловалось до его вступления в законную силу. Несоблюдение этого условия влечет возвращение жалобы лицу, ее подавшему.
Срок для подачи жалобы на вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении составляет 6 месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Жалоба, поданная на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении по истечении вышеуказанного срока, возвращается без рассмотрения (часть 4 ст.12.11 ПИКоАП), о чем суд указывает в сопроводительном письме. В таких случаях восстановление пропущенного срока законом не предусмотрено.
Прокурор может принести протест на постановление, которое не было обжаловано или опротестовано до вступления его в законную силу в установленном законом порядке (часть 1 ст.12.11 ПИКоАП), а также по истечении шестимесячного срока на обжалование в связи с наличием в действиях физического лица состава преступления в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности (часть 4 ст.12.11 ПИКоАП).
Согласно ст.12.3 ПИКоАП правом пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях наделены:
• районные суды в соответствии с подсудностью - в отношении постановлений, вынесенных органом, ведущим административный процесс, в случае обжалования не вступившего в законную силу постановления в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в районный исполнительный комитет; в случае принесения прокурором протеста на вступившее в законную силу постановление, вынесенное органом, ведущим административный процесс, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях;
• председатели областных и Минского городского судов - в отношении постановлений органов, ведущих административный процесс, обжалованных до их вступления в законную силу в суды, а также вступивших в законную силу постановлений районных судов.
Должностные лица, имеющие право пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, имеют право истребовать дело об административном правонарушении для пересмотра постановления. Указанные лица, а также прокурор вправе приостановить исполнение постановления по делу об административном правонарушении до разрешения жалобы (протеста) (ст.12.12 ПИКоАП).
Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в срок не более 1 месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела - не позднее 1 месяца со дня поступления дела (ст.12.13 ПИКоАП).
Основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении
Основаниями к отмене не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении являются:
1) односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения;
2) существенное нарушение норм ПИКоАП;
3) неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность (часть 1 ст.12.141 ПИКоАП).
Основанием к отмене или изменению не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении является несоответствие назначенного судом, органом, ведущим административный процесс, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении, административного взыскания тяжести совершенного административного правонарушения (часть 2 ст.12.141 ПИКоАП).
Если при рассмотрении жалобы (протеста) будет установлено, что наложенное административное взыскание не соответствует характеру совершенного административного правонарушения и наступившим вредным последствиям, не учтены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, постановление по делу об административном правонарушении отменяется вследствие мягкости наложенного взыскания, а дело направляется на новое рассмотрение.
Основаниями для изменения вида и размера (срока) взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП, может являться наложение взыскания без учета требований ст.7.1 КоАП и обстоятельств, смягчающих ответственность.
При изменении вида и размера (срока) административного взыскания оно не может быть усилено.
Рассмотрение жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении осуществляется в объеме содержащихся в ней доводов. Однако, если при этом будут установлены основания для улучшения положения лица, привлеченного к административной ответственности, постановление может быть пересмотрено в соответствующей части и при отсутствии об этом просьбы в жалобе (протесте) (часть 1 ст.12.14 ПИКоАП).
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) принимается одно из решений, перечисленных в части 2 ст.12.14 ПИКоАП.
При этом в отличие от рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении на этой стадии административного процесса может быть принято решение об отмене последнего по времени постановления и оставлении в силе одного из ранее вынесенных по делу постановлений.
В случае отсутствия оснований к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренных частью 1 ст.12.141 ПИКоАП, лицу, подавшему жалобу (протест), дается письменный ответ, который должен содержать мотивы отказа в пересмотре дела.
Схема 5 Основания для отмены постановления | |||||||
Основания для отмены не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении | |||||||
▼ | ▼ | ▼ | |||||
Односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения | Существенное нарушение норм ПИКоАП | Неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность | |||||
▼ | ▼ | ▼ | |||||
Неисследование доказательств, которые могли свидетельствовать об отсутствии состава, события административного правонарушения либо невиновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, а также если эти обстоятельства исследованы поверхностно (часть вторая п.18 постановления № 6) | Составление протокола об административном правонарушении ненадлежащим должностным лицом; нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется административный процесс, необеспечение его переводчиком, если он не владеет языком, на котором ведется административный процесс; рассмотрение дела без его участия вследствие ненадлежащего извещения о рассмотрении дела об административном правонарушении, а равно другие нарушения, которые путем лишения или стеснения гарантированных законом прав участников административного процесса при рассмотрении дела об административном правонарушении или иным путем помешали суду, органу, ведущему административный процесс, всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела об административном правонарушении и повлияли или могли повлиять на вынесение законного и обоснованного постановления (часть третья п.18 постановления № 6) | а) применил норму КоАП, иного законодательного акта об административной ответственности, утратившую силу или не вступившую в законную силу; б) неправильно применил нормы КоАП, исключающие административную ответственность; в) отягчающим ответственность обстоятельством признал обстоятельство, не указанное в ст.7.3 КоАП; г) наложил взыскание, выходящее за пределы санкции соответствующей статьи КоАП, или неправильно назначил взыскание по совокупности административных правонарушений; д) применил не те статью, часть или пункт статьи КоАП, которые предусматривают ответственность за совершенное деяние; е) наложил взыскание, которое в силу положений Общей части КоАП к данному лицу применяться не могло (часть четвертая п.18 постановления № 6) |
![]() |
Справочно Для детального изучения см. раздел 14.7 «Рассмотрение дел в порядке административного производства» подборки «Рассмотрение споров в экономических, третейских и арбитражных судах». |
Примечание. Общими в настоящем алгоритме для удобства изложения автор именует суды, не являющиеся экономическими.
29.08.2014
Эвелина Дубовик, главный специалист отдела по экономическим делам главного управления организационного обеспечения судебной деятельности Верховного Суда Республики Беларусь, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, медиатор