


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
Алгоритм действий при внесении изменений в правила внутреннего трудового распорядка
Наниматель обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними под подпись, создавать условия для ознакомления работника с локальными правовыми актами, затрагивающими его права и обязанности (п.10 части первой ст.55 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее - ТК).
![]() |
Справочно Локальные правовые акты - коллективные договоры, соглашения, ПВТР и иные принятые в установленном порядке акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя (абзац 6 части первой ст.1 ТК). |
С 28 января 2020 г. вступают в силу изменения в Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 № 46, предусмотренные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.11.2019 № 60.
В связи с этим нанимателю необходимо внести соответствующие изменения в ПВТР организации.
Шаг 1 | ||||
Определить круг должностных лиц, ответственных за подготовку изменений в ПВТР | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Согласовать изменения в ПВТР с профсоюзом (при наличии в организации) | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Утвердить нанимателем новую редакцию ПВТР | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Ознакомить работников организации с новой редакцией ПВТР |
Шаг 1. Определить круг должностных лиц, ответственных за подготовку изменений в ПВТР
В состав рабочей группы по разработке изменений в ПВТР необходимо включить сотрудника отдела кадров, юридической службы, бухгалтерии, начальников отделов, других структурных подразделений (при необходимости).
После определения круга таких лиц необходимо издать соответствующий приказ с указанием срока подготовки проекта ПВТР и ответственных лиц.
![]() |
Обратите внимание! Локальные правовые акты, регулирующие трудовой распорядок, не могут ухудшать положение работников по сравнению с ТК и иными актами законодательства, регулирующими соответствующие отношения в социально-трудовой сфере (часть вторая ст.194 ТК). |
Шаг 2. Согласовать изменения в ПВТР с профсоюзом (при наличии в организации)
Правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов (при наличии профсоюза в организации) (ст.195 ТК).
По результатам рассмотрения изменений профсоюз может внести свои правки в проект ПВТР, в таком случае понадобится дополнительное согласование новых изменений всеми участниками рабочей группы.
Шаг 3. Утвердить нанимателем новую редакцию ПВТР
Документ может утверждаться двумя способами:
1) изданием распорядительного документа (составлением протокола);
2) должностным лицом посредством проставления им в грифе утверждения собственноручной подписи.
Оба способа имеют одинаковую юридическую силу (часть третья п.52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться ч.3 п.52 Инструкции № 4 с учетом изменений, внесенных постановлением Минюста от 30.08.2022 № 113. Комментарии см. здесь. |
При утверждении документа посредством проставления должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», наименования должности лица, включая видовое (институт, предприятие, комитет и т. п.) или сокращенное наименование организации, его собственноручной подписи, расшифровки подписи и даты утверждения.
Шаг 4. Ознакомить работников организации с новой редакцией ПВТР
Для ознакомления лучше всего подходит лист ознакомления, который будет являться приложением к ПВТР. В листе ознакомления указываются фамилия, имя, отчество, должность (профессия) работника, дата ознакомления и подпись.
22.01.2020
Алексей Штейнер, юрист, специалист в сфере трудового законодательства