


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ И УПЛАТЫ ПЕНЕЙ
С 26 августа 2015 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней» (далее - Указ № 340). Несмотря на то что согласно ст.13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, преамбула Указа № 340 (в целях предотвращения необоснованной экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования, сохранения и развития производств, наиболее значимых для Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц) подразумевает под собой весьма субъективный подход при рассмотрении Межведомственной комиссией по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Комиссия) соответствующих ходатайств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об освобождении от административных взысканий и (или) уплаты пеней. Однако теоретически любой субъект хозяйствования, обоснованно полагающий, что применение к нему мер административного взыскания и (или) уплаты пеней повлечет существенные социально-экономические последствия для государства или его административно-территориальных единиц, имеет право обратиться в Комиссию для возможного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней полностью или частично.
Указом № 340 утверждено Положение о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (далее - Положение). Нормы Положения применяются при освобождении заявителей от административных взысканий и уплаты пеней в случаях, предусмотренных частью второй п.1 Положения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 сентября 2024 г. следует руководствоваться ч.2 п.1 Положения в ред. Указа от 29.08.2024 № 345. |
Далее будет рассмотрен примерный алгоритм действий заявителя по возможному полному или частичному освобождению от административных взысканий и уплаты пеней (на примере освобождения от административного взыскания в виде штрафа).
Шаг 1 | |
Получение заявителем постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа (примечание 1) | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Направление ходатайства с прилагаемым перечнем документов в соответствующий государственный орган (примечание 2) | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Запрос государственным органом в течение 3 рабочих дней после поступления ходатайства и документов от заявителя в зависимости от вида административного взыскания необходимых сведений в соответствующих государственных органах (примечание 3) | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Получение государственным органом необходимых сведений от соответствующих государственных органов (примечание 4) | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Уведомление государственным органом органа, организации, исполняющих постановление, о необходимости приостановления исполнения постановления (примечание 5) | |
▼ | |
Шаг 6 | |
Рассмотрение Комиссией ходатайства заявителя (со всеми прилагаемыми документами, сведениями, заключениями) и принятие решения о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания в виде штрафа либо об отказе в удовлетворении ходатайства (примечание 6) | |
▼ | |
Шаг 7 | |
Информирование заявителем государственного органа о результатах, которых он фактически достиг (в случае полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания) (примечание 7) |
Примечание 1. Заявителю (в первую очередь юридическим лицам) можно рекомендовать обжаловать постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа.
Согласно части 1 ст.15.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутыми административному взысканию, не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом - не позднее 15 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления - не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.
Заявитель не имеет права подать ходатайство в отношении исполненного (уплаченного, взысканного) административного взыскания (его части) (часть третья п.3 Положения). Государственный орган, получивший соответствующее ходатайство с прилагаемыми документами заявителя, в течение 3 рабочих дней запрашивает сведения, указанные в п.5 Положения. И только после получения данных сведений государственный орган в течение 2 рабочих дней уведомляет государственный орган, организацию, исполняющие постановление, о необходимости приостановления исполнения постановления о наложении административного взыскания.
Исполнение постановления приостанавливается государственным органом, организацией, исполняющими постановление, со дня поступления в этот орган, организацию указанного уведомления на время рассмотрения ходатайства. Очевидно, что 15-дневный срок, предоставляемый юридическим лицам для уплаты штрафа, с учетом практического прохождения документов между государственными органами, истечет ранее того момента, когда государственный орган, организация, исполняющие постановление, получат соответствующее уведомление о необходимости приостановления исполнения постановления о наложении административного взыскания. Фактическая уплата штрафа с высокой долей вероятности может послужить вынесению государственным органом заключения о нецелесообразности полного или частичного освобождения от административного взыскания в виде штрафа.
Примечание 2. К ходатайству прилагаются документы, указанные в части второй п.2 Положения. Ходатайство должно содержать сведения, указанные в части первой п.2 Положения. В ходатайстве заявителя необходимо сделать особый акцент на изложении обоснованных сведений о социальных и экономических последствиях наложения административного взыскания и последствиях освобождения от него.
Ходатайство заявителя с прилагаемым перечнем документов направляется в соответствующий государственный орган в зависимости от его подчиненности, а заявителем, не находящимся в подчинении (ведении, составе, системе) этих органов, организаций, в том числе индивидуальным предпринимателем, - в областной исполнительный комитет (Минский городской исполнительный комитет) по месту его государственной регистрации (п.3 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 сентября 2024 г. следует руководствоваться п.3 Положения в ред. Указа № 345. |
Ходатайство может быть подано в течение 1 года со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания. Однако по причинам, изложенным в примечании 1, автор рекомендует обращаться с ходатайством в кратчайшие сроки с момента возникновения обязанности по уплате штрафа.
В части третьей п.3 Положения изложены случаи, когда ходатайство не может быть подано заявителем.
Примечание 3. Сведения запрашиваются в соответствии с п.5 Положения.
Примечание 4. Предоставление необходимых сведений на основании запроса осуществляется в течение 3 рабочих дней после получения такого запроса (п.5 Положения).
Примечание 5. Государственный орган:
• не позднее 2 рабочих дней после получения запрашиваемых в соответствии с п.5 Положения сведений уведомляет государственный орган, организацию, исполняющие постановление, о необходимости приостановления исполнения постановления.
Исполнение постановления приостанавливается государственным органом, организацией, исполняющими постановление, со дня поступления в этот орган, организацию указанного уведомления на время рассмотрения ходатайства. При этом течение срока давности предъявления исполнительных документов к исполнению прерывается, а действие отсрочки, рассрочки исполнения постановления о наложении административного взыскания приостанавливается;
• не позднее 5 рабочих дней после получения запрашиваемых в соответствии с п.5 Положения сведений представляет в Комиссию через Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС):
заключение о целесообразности (нецелесообразности) полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней по форме, утверждаемой МНС;
документы и сведения, названные в пп.2, 5 Положения.
При необходимости государственный орган может запросить у заявителя, других государственных органов, иных организаций дополнительную информацию, необходимую для принятия Комиссией соответствующего решения.
Примечание 6. По общему правилу (п.7 Положения) Комиссия в месячный срок со дня получения всех необходимых документов принимает соответствующее решение. Однако Комиссия вправе отложить рассмотрение ходатайства до очередного заседания Комиссии с направлением заявителю рекомендаций для выполнения. В случае если рассмотрение ходатайства было отложено, месячный срок исчисляется со дня получения информации от заявителя о выполнении (невыполнении) рекомендаций Комиссии.
Комиссия в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола заседания Комиссии письменно уведомляет о принятом решении заявителя, государственный орган, а также государственный орган, организацию, вынесшие постановление, и государственный орган, организацию, исполняющие постановление.
В случае полного или частичного отказа Комиссии удовлетворить ходатайство административное взыскание подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством (п.7 Положения).
Примечание 7. В случае полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания он обязан в течение года после принятия Комиссией соответствующего решения проинформировать государственный орган о результатах, которых заявитель фактически достиг (п.8 Положения).
Примерная форма ходатайства об освобождении юридического лица или индивидуального предпринимателя от административного взыскания
На фирменном бланке юридического лица или индивидуального предпринимателя
|
Председателю концерна ________________ (наименование) _____________________________________ (Ф.И.О.) _____________________________________ (почтовый адрес концерна) |
ХОДАТАЙСТВО
об освобождении от административного взыскания
«__» ___________ 2016 г. Комитет государственного контроля Минской области, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.11.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, вынес постановление о наложении административного взыскания в отношении ООО «А» (далее - предприятие, ООО «А») в виде штрафа в размере ________________ белорусских рублей. Субъект хозяйствования был привлечен к административной ответственности по причине превышения срока проведения внешнеторговой операции. Должностное лицо ООО «А», обязанное контролировать сроки проведения внешнеторговых операций и при необходимости своевременно обращаться в Национальный банк Республики Беларусь для продления сроков проведения внешнеторговых операций, было подвергнуто дисциплинарному взысканию в виде ____________ (замечание, выговор, увольнение). Предприятие по итогам привлечения к административной ответственности провело ряд мероприятий, направленных на недопущение повторения превышения сроков проведения внешнеторговых операций: проведена проверка знаний уполномоченными должностными лицами законодательства, регламентирующего внешнеэкономическую деятельность, изданы распорядительные документы, конкретизирующие порядок действий должностных лиц при осуществлении предприятием внешнеторговой деятельности.
«__» _____________ 2016 г. ООО «А» обратилось в Комитет государственного контроля Республики Беларусь с жалобой на постановление Комитета государственного контроля Минской области от «___» __________ 2016 г. Комитет государственного контроля, рассмотрев жалобу, вынес решение оставить постановление без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Сведения об основных экономических показателях предприятия приведены в прилагаемой справке.
![]() |
Справочно Форма справки утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.08.2015 № 47.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2016 г. действует новая форма справки об основных экономических показателях, установленная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20.06.2016 № 42. |
Предприятие обращается с ходатайством об освобождении от административного взыскания по следующим причинам:
- в ООО «А» по состоянию на ____.______.2016 г. работает _____ человек. Предприятие является градообразующим (оказывающим ключевое воздействие на регион, в котором оно располагается и т. п.);
- при взыскании штрафа в сумме ________________ белорусских рублей предприятие будет вынуждено привлекать кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств, что при текущих процентных ставках по привлекаемым кредитам неизбежно скажется на себестоимости выпускаемой продукции, что, в свою очередь, повлечет увеличение ее стоимости и снижение объемов реализации продукции;
- недостаточность собственных средств у предприятия может повлечь срыв запланированного обновления фонда основных средств для целей снижения себестоимости выпускаемой продукции;
- ухудшение финансового положения предприятия отразится на социальном обеспечении его работников, а также на социально-экономическом положении соответствующего региона (несвоевременная уплата налогов (сборов) в республиканский и местный бюджет, невозможность оказания спонсорской помощи отдельным получателям в соответствии с законодательством).
В случае освобождения предприятия от административного взыскания обязуемся достичь следующих результатов:
- направить денежные средства в сумме ___________ на обновление основных фондов;
- выполнить мероприятия по сохранению и увеличению рабочих мест в 2016 году;
- обеспечить полную и своевременную выплату всех налогов и сборов в республиканский и местный бюджеты;
- принять меры для снижения себестоимости выпускаемой продукции на ___ %, достижения рентабельности реализованной продукции на __ %, увеличения средней номинальной заработной платы на предприятии на ___ %.
По состоянию на ____._______.2016 г. штраф в сумме ____________ белорусских рублей не уплачен, так как еще не истек месячный срок со дня уведомления предприятия об оставлении жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного для недопущения ухудшения финансового положения предприятия, руководствуясь Положением о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 № 340 (далее - Положение), прошу концерн ______________ направить настоящее ходатайство об освобождении от административного взыскания в Межведомственную комиссию по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней с целью полного освобождения ООО «А» от уплаты штрафа в сумме _____________ белорусских рублей (постановление Комитета государственного контроля Минской области от _____._______.2016, дело № ______).
Приложения: |
1. _______________ 2. _______________ 3. _______________ (прилагаются документы, предусмотренные частью второй п.2 Положения) |
Руководитель ________________________ (Ф.И.О. руководителя)
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь. С 1 марта 2021 г. действует новый ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь. |
17.02.2016
Валерий Молчан, юрист