


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СОГЛАСНО ДЕКРЕТУ № 5 ПРИ УВОЛЬНЕНИИ ПО ДИСКРЕДИТИРУЮЩИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
Основные нормативные акты:
• Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее - Декрет № 5);
• Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет № 29);
• Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон о государственной службе);
• Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК).
Перечень дискредитирующих обстоятельств
В п.6 Декрета № 5 приведен перечень оснований увольнения по дискредитирующим обстоятельствам без ссылок на сами основания увольнения. В целях облегчения применения данной нормы ниже представлен данный перечень в виде таблицы со ссылками на основания увольнения по дискредитирующим обстоятельствам.
Основания, признаваемые дискредитирующими обстоятельствами увольнения, со ссылками на данные основания | ||
Подпункт пункта 6 Декрета № 5 |
Дискредитирующие обстоятельства | Основание |
Неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание | Пункт 4 ст.42 ТК | |
Однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей: | ||
прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин | Пункт 5 ст.42 ТК | |
появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы | Пункт 7 ст.42 ТК; абзац 9 подп.2.10 п.2 Декрета № 29 | |
совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания | Пункт 8 ст.42 ТК | |
нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников | Пункт 9 ст.42 ТК; абзац 10 подп.2.10 п.2 Декрета № 29 | |
иное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с Декретом № 5 и иными законодательными актами | Например, основание увольнения - п.1 ст.47 ТК | |
Вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении | Пункт 5 ст.44 ТК | |
Совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя | Пункт 2 ст.47 ТК | |
Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы | Пункт 3 ст.47 ТК | |
Направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий | Пункт 4 ст.47 ТК | |
Разглашение коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ. Справочно Неподписание работником, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим доступ к коммерческой тайне, обязательства о неразглашении коммерческой тайны, которое предусмотрено как основание увольнения по п.6 ст.47 ТК, Декретом № 5 не рассматривается в качестве дискредитирующего обстоятельства |
Пункт 6 ст.47 ТК | |
Причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда | Абзац 3 подп.2.10 п.2 Декрета № 29 | |
Сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения | Абзац 8 подп.2.10 п.2 Декрета № 29 | |
Нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий | Пункт 12 ст.47 ТК; абзац 2 подп.2.10 п.2 Декрета № 29 | |
Неоднократное (два раза и более в течение 6 месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц | Абзац 4 подп.2.10 п.2 Декрета № 29 | |
Незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц | Абзац 5 подп.2.10 п.2 Декрета № 29 | |
Неоднократное (два раза и более в течение 6 месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений | Абзац 6 подп.2.10 п.2 Декрета № 29 | |
Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений | Абзац 11 подп.2.10 п.2 Декрета № 29 | |
Нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией | Пункт 5 ст.47 ТК | |
Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой | Подпункт 1.4 п.1 ст.40 Закона о государственной службе | |
Разглашение государственным служащим сведений, составляющих государственные секреты | Подпункт 1.5 п.1 ст.40 Закона о государственной службе | |
Грубое нарушение государственным служащим должностных обязанностей | Подпункт 1.9 п.1 ст.40 Закона о государственной службе | |
Совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе | ||
Лишение судом государственного служащего права занимать государственную должность в течение определенного времени | Подпункт 1.2 п.1 ст.40 Закона о государственной службе | |
Представление государственным служащим заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности | Подпункт 1.7 п.1 ст.40 Закона о государственной службе | |
Непредставление государственным служащим декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений |
- | |
Наличие у государственного служащего непогашенной или неснятой судимости | Подпункт 1.12 п.1 ст.40 Закона о государственной службе | |
Виновные деяния, которые в соответствии с законодательными актами о прохождении военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь явились основанием для увольнения с военной службы (службы) |
- |
Алгоритм дополнительных действий при увольнении работника по дискредитирующим обстоятельствам согласно Декрету № 5
Шаг 1 | |
Регламентация на локальном уровне порядка проверки наличия дискредитирующих обстоятельств | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Инициализация проверки | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Принятие решения о проведении проверки до увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Проведение проверки по фактам нарушений, влекущих увольнение по дискредитирующим обстоятельствам | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Оформление результатов проверки, допущенных работником нарушений, влекущих увольнение по дискредитирующим обстоятельствам | |
▼ | |
Шаг 6 | |
При необходимости учет служебных расследований | |
▼ | |
Шаг 7 | |
Хранение оформленных документов |
Шаг 1. Регламентация на локальном уровне порядка проверки наличия дискредитирующих обстоятельств
Декрет № 5 не раскрывает содержания проверки по дискредитирующим обстоятельствам. Можно предположить, что имеется в виду проверка как разновидность служебного расследования (проверки), которое упоминается в различных правовых актах (например, в Законе о государственной службе, Законе Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»). В такой ситуации служебную проверку, исходя из приведенных в отдельных отраслях законодательства определений, можно определить как деятельность должностных лиц, назначенных (уполномоченных) для ее проведения, по своевременному, всестороннему, полному и объективному установлению фактических обстоятельств совершения работниками нарушений, которые могут повлечь их увольнение по дискредитирующим обстоятельствам, а также иных событий, обстоятельства наступления которых необходимо выяснить для принятия по ним законных решений.
Порядок проведения такой проверки может быть закреплен как в правилах внутреннего трудового распорядка (ст.194, 195 ТК), так и в отдельном локальном нормативном правовом акте (например, в специальном положении или инструкции). При этом закрепленный соответствующим локальным актом порядок проведения проверки не должен противоречить требованиям законодательства.
![]() |
Справочно Пример Положения о порядке проведения проверки нарушений работниками до увольнения их по дискредитирующим обстоятельствам см. здесь. |
Факт совершения работником виновных действий (нарушения), которые могут стать основанием для увольнения по дискредитирующим обстоятельствам, должен быть доказан нанимателем.
Основания для начала проверки:
• заявление самого работника;
• письменные и устные обращения граждан, содержащие сведения о совершении работником проступка;
• докладная записка руководителей структурных подразделений;
• акт об обнаружении недостачи материальных ценностей;
• заключение аудитора, акт инвентаризации и т.п.
На основании указанных сведений и документов наниматель инициирует проведение проверки, задачей которой является установление виновного лица.
Докладная записка о совершении работником нарушения, которое может повлечь увольнение по дискредитирующим обстоятельствам (пример)
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА 05.01.2015 № 2 г.Минск |
Директору ООО «Версаль» Федорову И.Г. |
О совершении работником действий, которые могут служить основанием для его увольнения по дискредитирующим обстоятельствам
В ходе проведения 29.12.2014 инвентаризации наличных денежных средств в кассе организации была обнаружена недостача денежных средств на сумму 16 980 000 руб. Материально ответственное лицо - кассир Иванова Е.А.
Это уже повторная недостача денежных средств с сентября 2014 г. Первая недостача была выявлена 10.09.2014 также в ходе инвентаризации наличных денежных средств.
В связи с этим и в целях соблюдения требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» прошу провести проверку по данному факту и рассмотреть вопрос о возможности увольнения кассира Ивановой Е.А. по дискредитирующим обстоятельствам - за совершение виновных действий, которые явились основанием для утраты доверия со стороны нанимателя, по п.2 ст.47 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Заместитель директора | Шилова | Е.И.Шилова |
Шаг 3. Принятие решения о проведении проверки до увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам
Решение о проведении проверки, как правило, оформляется в форме приказа (распоряжения) руководителя организации или иного лица, уполномоченного принимать кадровые решения. В таком приказе (распоряжении) обычно указываются:
• повод для проведения проверки;
• состав комиссии, ее председатель и полномочия (если такие полномочия не закреплены в соответствующем локальном нормативном правовом акте организации);
• срок проведения проверки, срок представления руководителю организации материалов проверки и заключения (акта) по ее результатам.
Для проверки сложных нарушений может формироваться комиссия, как правило, в составе не менее 3 человек. Председателем комиссии может стать заместитель руководителя организации, начальник отдела кадров и т.п. По возможности рекомендуется привлекать к участию в работе комиссии юрисконсультов организации, а в случае причинения материального ущерба нанимателю - бухгалтеров. Если виновный работник - член профсоюза, в состав комиссии целесообразно включить представителя профсоюзного органа.
Перечень полномочий членов комиссии:
• получение от работников письменных объяснений, иной информации по существу проводимой проверки;
• истребование документов или информации, относящейся к проводимой проверке, в т.ч. из государственных органов, от юридических и физических лиц для ознакомления с ними и приобщения их (или их копий) к материалам проверки;
• привлечение специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;
• документальное оформление полученных сведений.
Помимо прав у членов комиссии есть и обязанности:
• обеспечение всестороннего, объективного изучения и юридически грамотного документального оформления сведений обо всех обстоятельствах совершенного деяния (нарушения);
• приобщение к материалам проверки допустимых письменных доказательств;
• обеспечение сохранности и конфиденциальности материалов проверки;
• составление по итогам работы акта о результатах проверки и представление его руководителю организации в установленный срок на утверждение.
Ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения проверки несет председатель комиссии. С приказом о проведении проверки в обязательном порядке под подпись должен быть ознакомлен работник, в отношении которого проводится проверка, а также все члены комиссии.
Работник, в отношении которого проводится проверка, вправе:
• знать, в связи с чем проводится проверка;
• давать письменные объяснения по поводу совершенного деяния, заявлять об имеющихся у него доказательствах, представлять их для приобщения к материалам проверки; обеспечивать явку свидетелей для их опроса;
• подавать заявление руководителю организации об отводе члена (членов) комиссии от проведения проверки с конкретными доводами, объясняющими такой отвод;
• под подпись по окончании проверки знакомиться с ее материалами и актом о результатах проверки.
Срок проведения проверки может быть закреплен в соответствующем локальном нормативном правовом акте организации или в приказе (распоряжении) о проведении проверки.
Приказ о проведении проверки в соответствии с Декретом № 5 (пример)
Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»
(ООО «Версаль»)
ПРИКАЗ
05.01.2015 № 5
г.Минск
О проведении проверки
В целях соблюдения требований п.7 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести проверку в отношении кассира Ивановой Е.А. по факту недостачи денежных средств в кассе организации, выявленных в результате проведенной 29.12.2014 инвентаризации.
2. Создать комиссию для проведения проверки в составе:
Председателя комиссии - заместителя директора Шиловой Е.И.
Членов комиссии:
юрисконсульта - Соколовой С.В.;
бухгалтера - Петровой В.П.
3. Комиссии в срок до 09.01.2015 провести проверку по факту недостачи денежных средств в кассе организации. Ответственный - председатель комиссии Шилова Е.И.
4. Комиссии представить для утверждения письменный акт по результатам проверки.
Основание: |
1. Докладная записка заместителя директора Шиловой Е.И. от 05.01.2015 № 2. 2. Акт инвентаризации наличных денежных средств от 29.12.2014 № 2. |
Директор общества | Федоров | И.Г.Федоров |
С приказом ознакомлены: | Шилова | Е.И.Шилова |
05.01.2015 | ||
Соколова | С.В.Соколова | |
05.01.2015 | ||
Петрова | В.П.Петрова | |
05.01.2015 | ||
Иванова | Е.А.Иванова | |
05.01.2015 |
Шаг 4. Проведение проверки по фактам нарушений, влекущих увольнение по дискредитирующим обстоятельствам
В п.7 Декрета № 5 установлена обязанность нанимателя затребовать от работника, совершившего нарушение, письменные объяснения. Данная обязанность аналогична обязанности, предусмотренной ст.199 ТК при применении мер дисциплинарной ответственности.
Однако при увольнении по дискредитирующим обстоятельствам как мере дисциплинарного взыскания, в отличие от иных оснований увольнения, также необходимо руководствоваться нормами главы 14 ТК.
Отказ работника от дачи объяснения по основаниям увольнения по дискредитирующим обстоятельствам, отличным от мер дисциплинарного взыскания, желательно оформлять актом в произвольной форме с указанием присутствующих при этом свидетелей. В нем, как правило, указываются место, дата и время его составления, персональные данные членов комиссии, составивших акт (должность, фамилия, имя, отчество каждого члена комиссии), причина отказа работника от письменных объяснений.
Заметим, что отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (часть вторая ст.199 ТК). Соответственно, по иным основаниям увольнения по дискредитирующим обстоятельствам такой отказ не должен быть препятствием для увольнения виновного работника.
Кроме запроса письменного объяснения с работника, совершившего нарушение, в ходе проведения проверки наниматель в зависимости от характера нарушения вправе опрашивать работников организации, очевидцев произошедшего (с их согласия), проверять внутреннюю документацию, привлекать на договорной основе экспертов (аудиторов, оценщиков и других специалистов сторонних организаций для дачи профессиональных заключений), проводить инвентаризацию имущества, направлять запросы в государственные органы, учреждения и прочие организации. Заметим, что наниматель может получать сведения и документацию от третьих лиц только на добровольной основе. Декрет № 5, а также иные акты трудового законодательства не предоставляют право нанимателю при проведении проверки проводить обыск, личный досмотр, допросы или требовать от работников прохождения проверки с применением спецтехники.
При проверке должна быть соблюдена объективность. Для этого необходимо исключить обстоятельства, вызывающие сомнение в беспристрастности членов комиссии.
Сбор необходимой информации в ходе проверки может осуществляться только гласными методами, а полученные сведения, относящиеся к совершенному деянию, должны документально оформляться по правилам делопроизводства, принятым у данного нанимателя.
В ходе проверки должны быть установлены:
• факт совершения работником нарушения; время, место, обстоятельства совершения соответствующего деяния (бездействия), а также оценка его последствий;
• вина работника и ее степень; характер и размер вреда, причиненного нанимателю;
• причины и мотивы совершения нарушения и их оценка;
• обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причины и условия, способствовавшие совершению данного деяния.
В ходе проверки могут разрабатываться предложения о мерах дисциплинарной или иной ответственности виновного. Целесообразно также дополнительно подготовить рекомендации по проведению мероприятий предупредительно-профилактического характера, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению деяния.
Предложение о даче объяснений по факту недостачи денежных средств (пример)
Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
06.01.2015 № 5
г.Минск |
Кассиру Ивановой Е.А. |
О даче объяснений по факту недостачи
Уважаемая Елена Алексеевна!
Просим Вас дать объяснения по факту недостачи денежных средств в размере 16 980 000 руб. в кассе организации, выявленной в результате проведенной 29.12.2014 инвентаризации.
Объяснения просим представить в письменном виде не позднее 08.01.2015.
Заместитель директора | Шилова | Е.И.Шилова |
Шаг 5. Оформление результатов проверки, допущенных работником нарушений, влекущих увольнение по дискредитирующим обстоятельствам
Результаты проверки оформляются актом (служебной запиской) (п.7 Декрета № 5).
Акт должен состоять из трех частей: вводной, мотивировочной (описательной) и резолютивной.
Вводная часть должна содержать:
• основание и повод (причину) проведения проверки;
• состав комиссии, проводившей проверку (с указанием должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии);
• сведения о работнике, в отношении которого проводилась проверка (фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, должность, время работы в организации, а также в занимаемой должности).
В мотивировочной (описательной) части указываются обстоятельства и факты, установленные в ходе проверки, подтверждение установленных обстоятельств и фактов, например, совершения нарушения, вины работника, причиненного ущерба и т.д. При причинении работником ущерба указываются данные о его характере и размере, обосновывается причинная связь между деянием и наступившими негативными последствиями.
Резолютивная часть должна содержать:
• заключение о виновности (невиновности) работника, в отношении которого проведена проверка, с указанием мотивов и целей совершенного деяния;
• предложения о возможности увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам, направлении материалов в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией;
• предложения по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушения;
• рекомендации предупредительно-профилактического характера.
К акту о результатах проверки можно приложить документы, послужившие поводом для ее проведения: копия приказа о проведении проверки; докладные, служебные и объяснительные записки работника, должностных лиц и очевидцев происшедшего; документы, подтверждающие обстоятельства совершенного проступка, и т.п.
Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Член комиссии, несогласный с выводами или содержанием отдельных положений акта, по общему правилу, вправе изложить свое особое мнение в отдельном документе и приобщить его к акту с указанием на это в самом акте. Рекомендуется ознакомить работника, в отношении которого проводилась проверка, с актом под подпись.
Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее - Инструкция по делопроизводству), не упоминает такого документа, как служебная записка.
В ряде правовых актов служебная записка используется как синоним докладной записки (например, см. п.8 Положения о порядке направления в служебные командировки за границу, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2005 № 274). Полагаем, что в данном случае при оформлении служебной записки можно использовать те же требования, что и при составлении докладной записки.
![]() |
Справочно Докладной запиской является информационный документ, адресуемый вышестоящему руководителю в порядке прямого подчинения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя (п.118 Инструкции по делопроизводству). |
Акт (служебная записка) со всеми прилагаемыми к нему материалами передают лицу, уполномоченному принимать решения об увольнении по дискредитирующим обстоятельствам.
По результатам проверки руководитель организации принимает решение:
• об увольнении виновного работника по дискредитирующим обстоятельствам;
• проведении мер предупредительно-профилактического характера;
• возвращении материалов для производства дополнительной проверки;
• прекращении проведения проверки.
Акт о результатах проверки работы комиссии по факту нарушения, влекущего увольнение по дискредитирующим обстоятельствам (по Декрету № 5) (пример)
Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»
(ООО «Версаль»)
АКТ
06.01.2015 № 5
г.Минск
О результатах проверки работы комиссии по факту нарушения, влекущего увольнение по дискредитирующим обстоятельствам
Основание: |
приказ о создании комиссии для проведения проверки от 05.01.2015 № 5. |
Составлен комиссией:
Председатель комиссии - заместитель директора Шилова Е.И.
Члены комиссии:
юрисконсульт - Соколова С.В.;
бухгалтер - Петрова В.П.
В период с 29.12.2014 по 06.01.2015 была проведена проверка по факту недостачи на складе товарно-материальных ценностей, а именно: 4 (четыре) монитора жидкокристаллических, инв. номера 11111-11115.
В ходе проверки было выявлено следующее.
Согласно акту от 24.11.2014 № 15 после проведения инвентаризации вышеуказанные товарно-материальные ценности находились на складе.
24.12.2014 на склад обратился главный бухгалтер Шабусова В.А. с должностной запиской, завизированной директором, в соответствии с которой Сидоров И.С. должен был выдать 4 жидкокристаллических монитора. Сидоров И.С. заявил, что мониторы он выдать не может, поскольку их нет на складе. После чего Шабусова В.А. обратилась к директору с докладной запиской о сложившейся ситуации, в результате которой не представляется возможным обеспечить работников необходимой техникой.
30.12.2014 у Сидорова И.С. было затребовано объяснение по факту отсутствия на складе материальных ценностей.
Сидоров И.С. с 06.06.2013 работает в ООО «Версаль» кладовщиком. С ним заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В трудовую функцию кладовщика включены работы по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе ООО «Версаль», а также сохранности товарно-материальных ценностей.
В соответствии с должностной инструкцией кладовщика (утверждена 06.06.2013) работник обязан сдавать ключи от склада в конце каждого рабочего дня и получать их в начале рабочего дня. При этом в журнале учета выдачи-сдачи ключей от помещений ООО «Версаль» делается соответствующая отметка. Однако в нарушение должностной инструкции, с которой работник был ознакомлен под подпись, ключи от склада, выданные Сидорову И.С. 24.12.2014, не были им возвращены по окончании рабочего дня. Это подтверждается отсутствием соответствующей записи в журнале учета выдачи-сдачи ключей.
30.12.2014 Сидоров И.С. устно пояснил, что ключи не были сданы им по забывчивости, однако письменное объяснение он давать отказался. Сидоров И.С. является единственным кладовщиком ООО «Версаль», и только он имеет доступ к комплекту ключей от склада. Второй комплект ключей от склада хранится в опломбированном ящике в административно-хозяйственном отделе, и завладеть им на момент исчезновения со склада товарно-материальных ценностей никто не мог. На месте осмотра склада не было выявлено следов взлома или использования отмычек при открывании двери склада.
30.12.2014 в связи с отказом Сидорова И.С. дать письменные объяснения по факту отсутствия на складе товарно-материальных ценностей был составлен соответствующий акт.
Действия Сидорова И.С. содержат в себе признаки совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим товарные ценности, что дает основание для утраты доверия к нему со стороны нанимателя.
Сидоровым И.С. не выполнено требование должностной инструкции в части обязательной сдачи ключей от склада после окончания рабочего дня. При этом комиссией исключен факт завладения ключами от склада посторонними лицами.
На складе отсутствуют товарно-материальные ценности, вверенные Сидорову И.С. в соответствии с договором о полной материальной ответственности. При этом Сидоров И.С. не смог представить документы, которыми бы подтверждался факт передачи материальных ценностей работникам ООО «Версаль» в соответствии с заявками, оформленными надлежащим образом.
Исходя из установленных обстоятельств, считаем, что кладовщика - Сидорова И.С. - возможно уволить по дискредитирующим обстоятельствам - по п.2 ст.47 Трудового кодекса Республики Беларусь (совершение работником, непосредственно обслуживающим материальные ценности, виновных действий, которые явились основанием для утраты к нему доверия со стороны нанимателя).
Председатель комиссии | Шилова | Е.И.Шилова |
Члены комиссии: | Соколова | С.В.Соколова |
Петрова | В.П.Петрова | |
С актом ознакомлен | Сидоров | И.С.Сидоров |
06.01.2015 |
Шаг 6. При необходимости учет служебных расследований
Для учета всех проверок нарушений, которые могут повлечь увольнение по дискредитирующим обстоятельствам, и их результатов целесообразно завести журнал учета служебных расследований. Этот документ можно вести в электронном виде с целью анализа обеспечения и состояния производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины. Все материалы расследований также целесообразно хранить сброшюрованными в отдельные дела либо подшитыми в одно дело и размещенными по хронологии.
Журнал учета проверок (пример) | |||||
Журнал учета проверок | |||||
Рег. № | Дата акта | Факт нарушения | Структурное подразделение | Виновник нарушения дисциплины труда | Решение |
1 |
05.01.2015 |
30.12.2014 по результатам инвентаризации установлена недостача на складе товарно-материальных ценностей | Склад | Кладовщик Сидоров И.С. | Увольнение по дискредитирующим обстоятельствам, приказ от 20.01.2015 № 4-к |
… |
Шаг 7. Хранение оформленных документов
Срок хранения актов и служебных записок, составляемых по результатам проверки, а также письменных объяснений работников в организации не менее 5 лет (п.7 Декрета № 5).
15.01.2015
Владимир Самосейко, юрист