Алгоритм от 10.05.2018
Автор: Жилевский Д.

Алгоритм эмиссии корпоративных облигаций


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

АЛГОРИТМ ЭМИССИИ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ

В настоящем материале будет рассмотрен алгоритм эмиссии облигаций, эмитентами которых выступают белорусские коммерческие организации, то есть корпоративных облигаций. Эмиссия облигаций, эмитентами которых являются государственные органы, местные исполнительные и распорядительные органы, а также эмиссия биржевых и жилищных облигаций в настоящем алгоритме рассматриваться не будут.

Корпоративные облигации относятся к эмиссионным ценным бумагам, на что указывает часть первая ст.9 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 231-З). Учитывая это, к эмиссии таких облигаций применяются общие положения об эмиссии эмиссионных ценных бумаг, указывающие на основные этапы эмиссии (часть первая ст.12 Закона № 231-З). Однако детально этапы эмиссии корпоративных облигаций закреплены в п.63 Инструкции о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 78 (далее - Инструкция № 78).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 апреля 2021 г. следует руководствоваться Инструкцией № 78 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 01.04.2021 № 25.

 

Пошагово алгоритм эмиссии корпоративных облигаций можно представить в следующем виде.

 

Шаг 1
Принятие решения о выпуске облигаций, а в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь о хозяйственных обществах, и его утверждение в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о хозяйственных обществах, а также предусмотренном учредительными документами эмитента облигаций либо его уполномоченным органом управления
   
Шаг 2
Составление и утверждение проспекта эмиссии облигаций
   
Шаг 3
Заключение с брокером, допущенным организатором торговли ценными бумагами к торгам, договора на проведение открытой продажи облигаций, за исключением размещения облигаций собственной эмиссии эмитентом, являющимся брокером, допущенным организатором торговли ценными бумагами к торгам (в случае размещения выпуска облигаций путем проведения открытой продажи на организованном рынке)
   
Шаг 4
Заключение с депозитарием, установившим корреспондентские отношения с центральным депозитарием, депозитарного договора с эмитентом (при принятии эмитентом решения о выпуске облигаций в бездокументарной форме)
   
Шаг 5
Согласование макета образца бланка эмиссионной ценной бумаги (в случае эмиссии облигаций в документарной форме)
   
Шаг 6
Регистрация проспекта эмиссии, заверение краткой информации об эмиссии
   
Шаг 7
Государственная регистрация выпуска облигаций и его передача на централизованный учет в депозитарную систему
   
Шаг 8
Раскрытие краткой информации об эмиссии облигаций (в случае размещения выпуска облигаций путем проведения открытой продажи)
   
Шаг 9
Размещение облигаций путем проведения открытой либо закрытой продажи
   
Шаг 10
Представление в Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь отчета об итогах размещения выпуска облигаций

Шаг 1. Принятие решения о выпуске облигаций, а в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь о хозяйственных обществах, и его утверждение в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о хозяйственных обществах, а также предусмотренном учредительными документами эмитента облигаций либо его уполномоченным органом управления

Исходя из определения понятия «эмитент», указанного в абзаце 42 части первой ст.1 Закона № 231-З, следует, что эмитировать облигации могут только юридические лица, как коммерческие организации, так и некоммерческие (п.1 ст.46 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).

Несмотря на то что понятие «корпоративные облигации» в законодательстве Республики Беларусь отсутствует, полагаем, что его нужно применять только к эмитентам - коммерческим организациям, поскольку в качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли, а именно для этого им и необходим такой инструмент привлечения денежных средств, как облигации. Более того, отметим, что согласно части шестой ст.12 Закона № 231-З эмиссия облигаций некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь о ценных бумагах. В настоящий момент такие случаи законодательными актами Республики Беларусь о ценных бумагах не определены.

По общему правилу эмитентом принимается решение о выпуске облигаций. Помимо принятия, утверждение такого решения требуется в случаях, когда эмитентом облигаций выступает хозяйственное общество, что следует из нормы абзацев 5, 6 части первой ст.50 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII).

Принятие (принятие и утверждение) эмитентом решения о выпуске облигаций осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, а также указанном в учредительном документе эмитента либо установленном уполномоченным органом управления эмитента.

В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, являющегося эмитентом облигаций, органами, уполномоченными на принятие (принятие и утверждение) решения о выпуске облигаций, могут быть:

в хозяйственных обществах - общее собрание участников (акционеров) или совет директоров (наблюдательный совет).

Принятие и утверждение решения о выпуске хозяйственным обществом (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО) облигаций относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (абзацы 5, 6 части первой ст.50 Закона № 2020-XII). Этот вопрос может быть передан в компетенцию общего собрания участников (акционеров) хозяйственного общества, что должно быть отражено в уставе (часть четвертая ст.50 Закона № 2020-XII). Вместе с тем в случае, когда совет директоров (наблюдательный совет) не создан в хозяйственном обществе, принятие и утверждение решения о выпуске хозяйственным обществом облигаций будет относиться к компетенции общего собрания участников (акционеров), если иное не будет предусмотрено законодательными актами, что следует из содержания части четвертой ст.50, части второй ст.85 Закона № 2020-XII.

В случае если принятие и утверждение решения о выпуске хозяйственным обществом облигаций относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), то решение об этом принимается по общему правилу большинством голосов от количества членов совета директоров (наблюдательного совета), присутствующих на заседании, если уставом для принятия такого решения не предусмотрено большее число голосов (часть вторая ст.52 Закона № 2020-XII). Если указанный вопрос будет относиться к компетенции общего собрания участников (акционеров), то решение по нему принимается простым большинством голосов (более 50 %) лиц, принявших участие в этом собрании, если уставом для принятия такого решения не предусмотрено большее число голосов (часть вторая ст.45 Закона № 2020-XII).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 апреля 2021 г. из ч.2 ст.45 Закона № 2020-XII слово «нормативных» исключено Законом от 05.01.2021 № 95-З.

 

Решение совета директоров (наблюдательного совета) и общего собрания участников (акционеров) должно оформляться в виде соответствующих протоколов (ст.47, часть вторая ст.52 Закона № 2020-XII);

в унитарных предприятиях - собственник имущества унитарного предприятия либо руководитель унитарного предприятия.

Нормы ст.113-115 ГК, регулирующие деятельность унитарных предприятий, не указывают, к чьей компетенции относится принятие решения о выпуске унитарным предприятием облигаций. Данный вопрос должен быть урегулирован в уставе. В том случае, если в уставе отсутствует указание на то, к чьей компетенции относится этот вопрос, полагаем, что решение о выпуске облигаций должно приниматься собственником имущества унитарного предприятия. Гражданское законодательство не предъявляет каких-либо особенных требований к оформлению решений собственника имущества унитарного предприятия либо руководителя такого предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия оформляет свои решения в произвольной форме в письменном виде. Руководителю унитарного предприятия принятие решения о выпуске облигаций следует оформить в виде соответствующего приказа (п.93 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее - Инструкция № 4));

в производственных кооперативах - общее собрание членов кооператива, либо наблюдательный совет, либо правление кооператива, либо председатель кооператива.

Как и в случае с унитарным предприятием, нормы ст.107-112 ГК, регулирующие деятельность производственных кооперативов, не указывают, к чьей компетенции относится принятие решения о выпуске производственным кооперативом облигаций. Данный вопрос должен быть урегулирован в уставе. В том случае, если в уставе отсутствует указание на то, к чьей компетенции относится этот вопрос, полагаем, что решение о выпуске облигаций должно приниматься общим собранием членов кооператива, как высшим органом управления. Порядок принятия решения о выпуске производственным кооперативом облигаций должен определяться в уставе (п.2 ст.110 ГК). Гражданский кодекс не регулирует порядок оформления решений органов управления производственного кооператива, однако полагаем, что коллегиальные органы управления (общее собрание членов кооператива, наблюдательный совет, правление кооператива) должны оформлять свои решения в виде соответствующего протокола (п.103 Инструкции № 4), а председатель кооператива, являющийся руководителем кооператива, - в виде соответствующего приказа (п.93 Инструкции № 4);

в крестьянском (фермерском) хозяйстве - общее собрание членов крестьянского (фермерского) хозяйства либо глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Статьи 1151, 1152 ГК, а также ст.20, 21 Закона Республики Беларусь от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № 611-XII) не указывают, к чьей компетенции относится принятие решения о выпуске крестьянским (фермерским) хозяйством облигаций. Данный вопрос должен быть урегулирован в уставе. В том случае, если в уставе отсутствует указание на то, к чьей компетенции относится данный вопрос, полагаем, что решение о выпуске облигаций должно приниматься общим собранием членов крестьянского (фермерского) хозяйства, как высшим органом управления. Общее собрание членов крестьянского (фермерского) хозяйства принимает решение о выпуске облигаций простым большинством голосов. При этом на собрании по общему правилу должно присутствовать не менее двух третей от всех членов фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства (части первая, вторая п.3 ст.20 Закона № 611-XII). Решение о выпуске облигаций крестьянским (фермерским) хозяйством оформляется протоколом (часть третья п.3 ст.20 Закона № 611-XII). Решение главы крестьянского (фермерского) хозяйства, как руководителя, следует оформлять в виде приказа (п.93 Инструкции № 4).

Под решением о выпуске облигаций следует понимать документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, удостоверенных облигациями, что следует из абзаца 35 части первой ст.1 Закона № 231-З. При этом решение о выпуске облигаций должно (может) содержать сведения, указанные в частях второй, четвертой, шестой, седьмой, девятой ст.13 Закона № 231-З, пп.10, 11 Инструкции № 78.

 

внимание

Обратите внимание!

Важно отметить, что при составлении решения о выпуске облигаций ни Закон № 231-З, ни Инструкция № 78 не обязывают эмитента прибегать к услугам профессионального участника рынка ценных бумаг, в то время как при составлении проспекта эмиссии облигаций использование услуг такого профессионального участника обязательно (часть вторая ст.16 Закона № 231-З). Однако с практической точки зрения использование услуг профессионального участника рынка ценных бумаг при составлении решения о выпуске облигаций все-таки предпочтительно.

Шаг 2. Составление и утверждение проспекта эмиссии облигаций

Составление и утверждение проспекта эмиссии облигаций необходимо как при открытой, так и при закрытой продаже облигаций, что следует из абзаца 3 части первой ст.16 Закона № 231-З. Хотя, полагаем, необходимость составления и утверждения проспекта эмиссии облигаций в случае проведения закрытой продажи, когда круг потенциальных инвесторов уже определен, вызывает сомнения, поскольку на практике такие облигации эмитируются под конкретного инвестора, который до момента их эмиссии может быть уже знаком с финансово-хозяйственной деятельностью эмитента.

Поскольку при составлении проспекта необходимо участие профессионального участника рынка ценных бумаг, между эмитентом и профессиональным участником должен быть заключен соответствующий договор возмездного оказания услуг по составлению проспекта эмиссии облигаций (на практике договор на оказание консультационных услуг). Исключение - ситуация, когда эмитентом облигаций является профессиональный участник рынка ценных бумаг. В этом случае эмитенту не требуется привлекать иного профессионального участника рынка ценных бумаг для составления проспекта эмиссии облигаций.

Утверждение проспекта эмиссии облигаций должно осуществляться эмитентом в таком же порядке, как и принятие (принятие и утверждение) решения о выпуске облигаций, поскольку эти два этапа входят в один и тот же процесс, называемый эмиссией облигаций. Основой для этого служат нормы абзацев 2, 4 части девятой ст.16 Закона № 231-З, абзацев 2, 4 п.24 Инструкции № 78. Между тем теоретически устав эмитента может содержать отличия в порядке принятия решений (в части голосования) об утверждении проспекта эмиссии облигаций и принятии (принятии и утверждении) решения о выпуске облигаций.

Проспект эмиссии представляет собой документ, содержащий сведения об эмитенте эмиссионных ценных бумаг, о его финансовом положении и предстоящем размещении эмиссионных ценных бумаг, а также иные сведения, состав которых устанавливается Законом № 231-З и республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг (абзац 28 части первой ст.1 Закона № 231-З).

Общие принципы, которым должен отвечать проспект эмиссии (часть вторая п.16 Инструкции № 78):

• информация, содержащаяся в нем, должна быть достоверной и пригодной для оценки финансово-экономического состояния эмитента;

• сведения, содержащиеся в проспекте эмиссии на дату начала размещения облигаций, не должны быть свыше 6 месяцев давности.

В проспект эмиссии облигаций должны быть включены сведения, указанные в части шестой ст.16 Закона № 231-З, пп.17-23 Инструкции № 78.

Утвержденный проспект эмиссии облигаций в обязательном порядке подписывается следующими лицами (части девятая, одиннадцатая ст.16 Закона № 231-З, части первая, третья п.24 Инструкции № 78):

• руководителем эмитента либо уполномоченным им лицом;

• главным бухгалтером эмитента либо руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими эмитенту услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

• уполномоченным лицом аудиторской организации или аудитором - индивидуальным предпринимателем, уполномоченным лицом исполнителя оценки, являющегося юридическим лицом, либо оценщиком - индивидуальным предпринимателем, если их услуги использовались при подготовке проспекта эмиссии;

• лицом (лицами), предоставившим (предоставившими) обеспечение по эмитируемым облигациям (если исполнение обязательств эмитента по облигациям обеспечивается способами, определенными Президентом Республики Беларусь (за исключением случая, когда таким лицом является сам эмитент)).

 

справочно

Справочно

Проспект эмиссии облигаций по соглашению между эмитентом и профессиональным участником рынка ценных бумаг, услуги которого использовались при подготовке проспекта эмиссии облигаций, может быть подписан указанным профессиональным участником. Если исходить из части десятой ст.16 Закона № 231-З, части второй п.24 Инструкции № 78, подписывая проспект эмиссии облигаций, профессиональный участник рынка ценных бумаг подтверждает тем самым достоверность и полноту информации, содержащейся в проспекте эмиссии. И здесь важно понимать, что при составлении проспекта эмиссии все данные, подлежащие отражению в проспекте эмиссии, приводятся самим эмитентом. Вместе с тем профессиональный участник рынка ценных бумаг, подписывая проспект эмиссии и чаще всего не имея возможности перепроверить достоверность всех данных, берет на себя бремя нести солидарно с эмитентом субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в проспекте эмиссии облигаций недостоверной и (или) неполной информации, что следует из анализа части третьей ст.62 Закона № 231-З.

Шаг 3. Заключение с брокером, допущенным организатором торговли ценными бумагами к торгам, договора на проведение открытой продажи облигаций, за исключением размещения облигаций собственной эмиссии эмитентом, являющимся брокером, допущенным организатором торговли ценными бумагами к торгам (в случае размещения выпуска облигаций путем проведения открытой продажи на организованном рынке)

Как следует из названия шага, он имеет место, только если выпуск облигаций будет размещаться путем проведения открытой продажи на организованном рынке.

В том случае, если облигации будут размещаться на неорганизованном рынке (а это возможно и при открытой и при закрытой продаже облигаций), то такое размещение может осуществляться  самим эмитентом и (или) по его поручению профессиональным участником рынка ценных бумаг (часть первая ст.18 Закона № 231-З).

 

внимание

Обратите внимание!

Следует отметить, что при размещении облигаций путем открытой продажи на организованном рынке такое размещение может осуществляться только профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую деятельность (часть первая ст.31 Закона № 231-З). При этом такой профессиональный участник рынка ценных бумаг должен быть допущен организатором торговли ценными бумагами к торгам в порядке, установленном Условиями допуска к торгам в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», утвержденными решением открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» от 23.04.2009 № 45.

 

Как указано в подп.63.3 п.63 Инструкции № 78, между брокером и эмитентом облигаций должен заключаться договор на проведение открытой продажи облигаций. Однако ни в нормах Инструкции № 78, ни в Законе № 231-З, ни в Инструкции о требованиях к условиям и порядку осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 76 (далее - Инструкция № 76), регулирующей особенности деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, понятие данного договора не раскрывается, как и не указываются его существенные условия.

Полагаем, что в этом случае необходимо учитывать следующее. При осуществлении профессиональным участником рынка ценных бумаг брокерской деятельности с клиентом возможно заключение либо договора поручения, либо договора комиссии, что следует из части первой ст.31 Закона № 231-З. При этом если сделки с ценными бумагами будут совершаться в торговой системе фондовой биржи, то такой профессиональный участник рынка ценных бумаг вправе их совершать только на основании договоров комиссии. Существенные условия договора поручения или комиссии, посредством которых профессиональный участник рынка ценных бумаг совершает сделки с ценными бумагами по поручению и в интересах клиента, перечислены в части четвертой ст.31 Закона № 231-З и части первой п.9 Инструкции № 76. Однако в указанных нормах речь идет о договорах, которые опосредуют совершение сделок с ценными бумагами. Вместе с тем при буквальном толковании подп.63.3 п.63 Инструкции № 78 речь идет не о договоре, который опосредует совершение каких-либо сделок с ценными бумагами, а о договоре, который имеет организационное значение, то есть по идее должен содержать общие положения по проведению профессиональным участником рынка ценных бумаг мероприятий, направленных на дальнейшее размещение эмитируемых облигаций. Соответственно, такой договор не подпадает под действие норм частей первой и четвертой ст.31 Закона № 231-З и части первой п.9 Инструкции № 76.

С точки зрения ГК такой договор следует классифицировать как договор возмездного оказания услуг с применением к нему положений главы 39 ГК.

Шаг 4. Заключение с депозитарием, установившим корреспондентские отношения с центральным депозитарием, депозитарного договора с эмитентом (при принятии эмитентом решения о выпуске облигаций в бездокументарной форме)

Данный шаг необходим только в том случае, если облигации эмитентом эмитируются в бездокументарной форме. Напомним, что под бездокументарной формой облигаций понимается форма облигаций, при которой такие облигации эмитируются в виде совокупности определенных записей с соблюдением обязательных реквизитов. При этом подтверждением права на бездокументарную облигацию является выписка о состоянии счета «депо», открытого депозитарием для ее учета (часть четвертая ст.9 Закона № 231-З). Поскольку речь идет о совокупности определенных записей на счете «депо» в электронном виде, то этим и обосновывается необходимость заключения между эмитентом и депозитарием соответствующего депозитарного договора.

При эмиссии облигаций в документарной форме (часть пятая ст.9 Закона № 231-З) заключение депозитарного договора не требуется.

Понятие депозитарного договора приведено в части второй ст.48 Закона № 231-З, согласно которой под таким договором понимается договор, в соответствии с которым одна сторона (депозитарий) обязуется открыть другой стороне (депоненту) счет «депо», обеспечить учет ценных бумаг депонента, прав на них и обременений (ограничений) этих прав, хранение документарных ценных бумаг, а также осуществление переводов (списание, зачисление) ценных бумаг депонента по счетам «депо» за вознаграждение. При этом к такому договору применяются положения ст.396 ГК о публичном договоре, то есть данный договор должен быть заключен депозитарием с любым, кто обратится к нему по этому поводу.

Существенные условия депозитарного договора (части третья и шестая ст.48 Закона № 231-З, часть первая п.121 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.11.2006 № 143 (далее - Инструкция № 143)):

• предмет договора;

• права и обязанности сторон;

• порядок передачи депонентом депозитарию указаний о распоряжении ценными бумагами депонента, которые учитываются (хранятся) в депозитарии;

• срок выполнения депозитарием указаний депонента;

• срок действия договора, основания и порядок его изменения и расторжения;

• порядок и форма представления депозитарием отчетов депоненту;

• размер вознаграждения депозитарию, порядок и форма расчетов;

• ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязательств;

• обязанность депозитария по формированию реестра владельцев ценных бумаг и порядок его передачи эмитенту;

• порядок и сроки передачи от эмитента депозитарию документов, представляемых для открытия счета «депо» на имя эмитента, и изменений, вносимых в эти документы;

• обязанность депозитария по открытию накопительных счетов «депо» владельцам ценных бумаг эмитента в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах;

• порядок и сроки передачи эмитентом депозитарию документов для открытия накопительных счетов «депо» и зачисления ценных бумаг эмитента на эти счета;

• условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 февраля 2019 г. действует Инструкция о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.04.2018 № 30.

 

Помимо существенных условий, депозитарный договор может содержать обязательные реквизиты, на что указывает часть четвертая ст.48 Закона № 231-З, однако в настоящее время республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, такие реквизиты не определены.

 

внимание

Обратите внимание!

Отметим, что эмитент облигаций может заключить депозитарный договор, по условиям которого депозитарием будет вестись учет облигаций только с одним депозитарием, что следует из части первой п.120 Инструкции № 143.

 

На основании заключенного депозитарного договора депозитарий открывает эмитенту облигаций соответствующий счет «депо» в порядке, установленном в п.46 Инструкции № 143, на котором и будут учитываться эмитированные облигации.

Шаг 5. Согласование макета образца бланка эмиссионной ценной бумаги (в случае эмиссии облигаций в документарной форме)

Документарная форма облигаций представляет собой форму облигаций, при которой такие облигации эмитируются в виде документов на бумажном носителе установленной формы (на бланках) с соблюдением обязательных реквизитов и иных требований, предъявляемых бланкам ценных бумаг (часть пятая ст.9 Закона № 231-З).

Касательно обязательных реквизитов документарных облигаций отметим, что исчерпывающий перечень таких реквизитов определен частями первой и третьей ст.10 Закона № 231-З. Что касается требований, предъявляемых к бланкам облигаций, то здесь следует руководствоваться нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2001 № 1846 «О некоторых вопросах изготовления и использования бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты» (далее - постановление № 1846). Исходя из части второй подп.3.1 п.3, абзацев 3, 4 подп.6.1 п.6 постановления № 1846 можно сделать вывод, что бланки документарных облигаций относятся к бланкам строгой отчетности, следовательно, порядок их изготовления регламентируется нормами Инструкции о порядке изготовления бланков строгой отчетности и специальных материалов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.03.2002 № 30 (далее - Инструкция № 30).

Стоит отметить, что Инструкция № 30 подробно регулирует порядок изготовления бланков строгой отчетности, однако в ней нет указания на порядок согласования макета образца бланка документарной облигации. При таком согласовании следует руководствоваться подп.15.19 п.15 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Перечень). Государственным органом, осуществляющим согласование макета образца бланка документарной облигации, является Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 ноября 2021 г. следует руководствоваться подп.15.19 п.15 Перечня в ред. постановления Совмина от 27.08.2021 № 486.

 

Для согласования макета образца бланка документарной облигации заявителем должны быть представлены следующие документы:

• заявление;

• макет образца бланка ценной бумаги в двух экземплярах на бумажном носителе.

Срок осуществления данной административной процедуры - 10 дней. При этом она является бесплатной.

Шаг 6. Регистрация проспекта эмиссии, заверение краткой информации об эмиссии

Указанная административная процедура осуществляется Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь.

Пакет документов, необходимых для регистрации проспекта эмиссии, заверения краткой информации об эмиссии облигаций, выглядит следующими образом (подп.15.21 п.15 Перечня):

заявление - оформляется по форме, установленной в приложении 5 к Инструкции № 78.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 июня 2020 г. следует руководствоваться приложением 5 к Инструкции № 78 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 14.04.2020 № 16.

С 7 ноября 2021 г. следует руководствоваться подп.15.21 п.15 Перечня в ред. постановления № 486;

 

проспект эмиссии - в трех экземплярах на бумажном носителе, а также в одном экземпляре на цифровом (магнитном) носителе либо в виде электронного документа;

краткая информация об эмиссии - в трех экземплярах на бумажном носителе, а также в одном экземпляре на цифровом (магнитном) носителе либо в виде электронного документа.

Срок осуществления данной административной процедуры - 15 дней, а в случае направления запроса в другие государственные органы, иные организации - 30 дней. Указанная административная процедура является бесплатной.

Шаг 7. Государственная регистрация выпуска облигаций и его передача на централизованный учет в депозитарную систему

Исходя из содержания части второй подп.63.6, части второй подп.63.7 п.63 Инструкции № 78 обращаться за регистрацией проспекта эмиссии, заверением краткой информации об эмиссии облигаций, а также за государственной регистрацией самого выпуска облигаций целесообразно одномоментно.

Государственная регистрация выпуска облигаций представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством факта существования выпуска облигаций, сопровождаемый внесением соответствующих сведений в Государственный реестр ценных бумаг, на что указывает часть первая ст.14 Закона № 231-З. Поэтому перед обращением за государственной регистрацией выпуска облигаций целесообразно проверить отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации выпуска облигаций, указанных в части первой ст.15 Закона № 231-З, части второй подп.1.9 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг».

Пакет документов, необходимых для государственной регистрации выпуска облигаций, выглядит следующим образом (часть четвертая ст.14 Закона № 231-З, подп.15.19 п.15 Перечня):

заявление - оформляется в соответствии с приложением 5 к Инструкции № 78;

решение о выпуске облигаций - в трех экземплярах на бумажном носителе, а также в одном экземпляре на цифровом (магнитном) носителе либо в виде электронного документа;

проспект эмиссии - в трех экземплярах на бумажном носителе, а также в одном экземпляре на цифровом (магнитном) носителе либо в виде электронного документа;

краткая информация об эмиссии - в трех экземплярах на бумажном носителе, а также в одном экземпляре на цифровом (магнитном) носителе либо в виде электронного документа (для государственной регистрации выпуска облигаций, размещаемых путем открытой продажи);

документы, подтверждающие наличие обеспечения исполнения обязательств эмитента облигаций (для государственной регистрации выпуска облигаций, исполнение обязательств эмитента по которым обеспечивается способами, определенными Президентом Республики Беларусь, за исключением случая обеспечения исполнения обязательств по облигациям залогом);

расчет стоимости чистых активов (собственного капитала) на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором принято решение о выпуске облигаций (для государственной регистрации выпуска необеспеченных облигаций);

бухгалтерская и (или) финансовая отчетность эмитента за последние отчетные год (для государственной регистрации выпуска необеспеченных облигаций - за два последних отчетных года (в случае осуществления юридическим лицом деятельности менее 3 лет - за весь период его деятельности)) и квартал, предшествующие кварталу, в котором принято решение о выпуске облигаций (за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь);

расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами;

макет образца бланка ценной бумаги в двух экземплярах на бумажном носителе (для государственной регистрации выпуска облигаций в документарной форме);

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, за исключением случая уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и наличия в заявлении сведений об этом с указанием номера платежа.

Срок осуществления данной административной процедуры - 15 дней, а в случае направления запроса в другие государственные органы, иные организации - 30 дней. Государственная пошлина за указанную административную процедуру составляет 35 базовых величин за каждый выпуск облигаций (подп.17.4 п.17 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.25.4 п.25 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, изложенному в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Размер вышеназванной государственной пошлины не изменился.

 

Отметим, что государственная регистрация выпуска облигаций влечет передачу таких облигаций на централизованный учет в депозитарную систему Республики Беларусь в порядке, определенном в главе 8 Инструкции № 143.

Шаг 8. Раскрытие краткой информации об эмиссии облигаций (в случае размещения выпуска облигаций путем проведения открытой продажи)

Названный шаг необходим только в случае проведения открытой продажи облигаций. При закрытой продаже облигаций раскрывать краткую информацию об эмиссии облигаций не требуется.

Раскрытие краткой информации об эмиссии облигаций в обязательном порядке осуществляется путем ее размещения на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг, а также по выбору эмитента путем:

опубликования в доступном для всех потенциальных инвесторов печатном средстве массовой информации, определенном в решении о выпуске и проспекте эмиссии; и  (или) размещения на официальном сайте эмитента ценных бумаг в сети Интернет.

Если продажа облигаций является открытой и будет проводиться на организованном рынке, то краткая информация об эмиссии облигаций также должна быть размещена на официальном сайте организатора торговли ценными бумагами в сети Интернет (часть первая п.40 Инструкции № 78).

 

внимание

Обратите внимание!

Срок раскрытия краткой информации об эмиссии облигаций - не ранее одного месяца до даты начала проведения открытой продажи и не позднее чем за один день до даты начала проведения открытой продажи.

 

Важно также отметить, что в случае размещения выпуска облигаций путем проведения открытой продажи на организованном рынке эмитент помимо краткой информации об эмиссии облигаций представляет организатору торговли ценными бумагами проспект эмиссии облигаций на бумажном носителе со штампом, свидетельствующим о проведении его регистрации, и на цифровом носителе. При этом организатор торговли ценными бумагами не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от эмитента проспекта эмиссии облигаций, размещает его на официальном сайте организатора торговли ценными бумагами в сети Интернет, что следует из подп.63.8 п.63 Инструкции № 78.

Шаг 9. Размещение облигаций путем проведения открытой либо закрытой продажи

Эмитированные облигации могут размещаться двумя способами: открытая или закрытая продажа.

Напомним, что размещение облигаций представляет собой совершение гражданско-правовых сделок либо иных юридически значимых действий, направленных на возникновение права собственности или иного вещного права на облигации у их первого владельца, влекущих передачу облигаций их первым владельцам. Такие сделки не являются сделками, совершаемыми в процессе обращения облигаций (абзац 32 части первой ст.1 Закона № 231-З).

При размещении облигаций путем проведения закрытой продажи эмитентом заранее индивидуально определяется круг субъектов гражданского права, которые будут приобретать облигации, причем круг таких субъектов не должен превышать пятидесяти. Как следует из части второй ст.22 Закона № 231-З, сделки купли-продажи облигаций при таком способе размещения могут совершаться только на неорганизованном рынке.

При размещении облигаций путем проведения открытой продажи круг субъектов гражданского права, среди которых будет осуществляться такое размещение, заранее не определен, то есть, по сути, является неограниченным. Сделки купли-продажи облигаций при таком способе размещения могут совершаться как на организованном, так и на неорганизованном рынках (часть третья ст.22 Закона № 231-З).

Лицами, имеющими право осуществлять непосредственно сам процесс размещения облигаций, в зависимости от того, на организованном или неорганизованном рынках будет происходить размещение, являются (часть первая ст.18 Закона № 231-З, пп.38, 39 Инструкции № 78):

эмитент (только на неорганизованном рынке);

профессиональный участник рынка ценных бумаг по поручению эмитента (как на организованном, так и на неорганизованном рынках);

эмитент и профессиональный участник рынка ценных бумаг одновременно (только на неорганизованном рынке).

В том случае, если размещение облигаций происходит на неорганизованном рынке, между инвестором (покупатель облигаций) и эмитентом (продавец облигаций) заключается договор купли-продажи облигаций (за исключением случая открытой продажи облигаций на предъявителя), так как на это указывает часть первая п.44 Инструкции № 78. Однако стоит отметить, что ни Закон № 231-З, ни Инструкция № 78 не называют существенные условия такого договора. В части третьей ст.24 Закона № 231-З указывается, какие существенные условия должен содержать договор, посредством которого осуществляются сделки с эмиссионными ценными бумагами. Однако ст.24 Закона № 231-З регулирует процесс обращения эмиссионных ценных бумаг, но не процесс размещения таких бумаг, в то время как эти два процесса различные по своему правовому содержанию, что следует из анализа абзацев 23, 32 части первой ст.1 Закона № 231-З. Полагаем, что здесь необходимо в первую очередь руководствоваться положениями части второй п.1 ст.402, п.3 ст.425 ГК. По аналогии с точки зрения практики к такому договору целесообразно применить нормы части третьей ст.24 Закона № 231-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

С 10 октября 2018 г. на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 03.09.2018 № 64 соответствующие изменения внесены в часть первую п.44 Инструкции № 78.

 

При размещении облигаций на неорганизованном рынке эмитент и (или) профессиональный участник рынка ценных бумаг обязаны вести учет договоров; в хронологическом порядке в специальном журнале, прошитом, пронумерованном, подписанном руководителем эмитента либо иным лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами действовать от имени этого эмитента (с указанием наименования должности, фамилии и инициалов, даты), и скрепленном печатью эмитента (руководителем профессионального участника рынка ценных бумаг либо иным лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами действовать от имени этого профессионального участника рынка ценных бумаг (с указанием наименования должности, фамилии и инициалов, даты)), и печатью профессионального участника рынка ценных бумаг. Допускается ведение указанного журнала в электронном виде, однако такой журнал не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания проведения продажи, распечатывается и оформляется в соответствии с требованиями части первой п.44 Инструкции № 78. В обозначенном журнале в обязательном порядке указываются сведения, определенные в части пятой п.44 Инструкции № 78.

Размещение облигаций на организованном рынке профессиональным участником рынка ценных бумаг осуществляется с соблюдением положений, определенных локальными нормативными правовыми актами организатора торговли ценными бумагами (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа») посредством совершения сделок купли-продажи в системе организатора торговли ценными бумагами. При этом отметим, что между эмитентом облигаций и профессиональным участником рынка ценных бумаг в целях размещения облигаций заключается соответствующий договор на проведение открытой продажи облигаций (см. шаг 3).

Количество облигаций, которое может быть размещено, не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске облигаций, однако допускается размещение и меньшего количества облигаций, чем указано в решении о выпуске облигаций. При этом следует учитывать, что эмитент вправе определить в решении о выпуске облигаций и проспекте эмиссии количественный порог облигаций, при котором эмиссия облигаций может быть признана несостоявшейся, что следует из анализа норм частей второй и третьей ст.18 Закона № 231-З, п.47, части первой п.50 Инструкции № 78.

Размещение облигаций одного выпуска допускается траншами в порядке, определенном решением о выпуске облигаций и проспектом эмиссии (п.71 Инструкции № 78).

Следует также отметить, что местом размещения облигаций может быть как территория Республики Беларусь, так и территория иностранного государства (часть шестая ст.18 Закона № 231-З).

Шаг 10. Представление в Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь отчета об итогах размещения выпуска облигаций

Отчет об итогах размещения выпуска облигаций представляется в Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь не позднее 5-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата начала размещения облигаций, по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 78.

В случае если срок размещения облигаций превышает 3 месяца, отчет об итогах размещения выпуска облигаций представляется ежеквартально не позднее 5-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом (п.48 Инструкции № 78).

Отчет об итогах размещения выпуска облигаций также представляется в случае признания эмиссии облигаций несостоявшейся в 10-дневный срок с даты принятия такого решения эмитентом, что следует из части шестой п.50 Инструкции № 78.

 

10.05.2018

 

Дмитрий Жилевский, юрист, начальник юридической службы открытого акционерного общества «Завод сборного железобетона № 1»