


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ЛИШЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА КАК МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ (ПО ДЕКРЕТУ № 5)
Правовое регулирование
Данную тему регулируют следующие законодательные акты:
• Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК);
• Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее - Декрет № 5);
• Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет № 29);
• постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2012 № 4 «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников» (далее - Постановление № 4);
• Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.02.2012 № 29 (далее - Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций) и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2020 г. постановление № 29 на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.01.2020 № 11 утратило силу. |
Сравнение неначисления премии и лишение дополнительных выплат стимулирующего характера (как меры дисциплинарного взыскания)
Для простоты сравнения в таблице 1 приведены сравнение депремирования в его основном (т.е. до принятия Декрета № 5) значении и лишение дополнительных выплат стимулирующего характера в свете Декрета № 5. Отметим, что лишение дополнительных выплат стимулирующего характера значительно шире по значению и кроме премий (как меры стимулирования при оплате труда) включает и иные стимулирующие выплаты (как правило, надбавки) (см. схему 3 «Виды надбавок и доплат в зависимости от их характера»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь. |
Критерии сравнения | Неначисление премии (депремирование в значении до Декрета № 5) | Лишение дополнительных выплат стимулирующего характера как мера дисциплинарного взыскания |
Определение | уменьшение размеров премий работников или полное лишение премии за конкретные упущения в работе, перечень которых устанавливается нанимателем и включается в положение о премировании (п.2 Рекомендаций по премированию работников коммерческих организаций) | мера дисциплинарного взыскания, применяемая к работникам за нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины в форме лишения полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев |
Правовая природа | одна из иных (по сравнению с дисциплинарными) мер правового воздействия, применяемых за нарушение трудовой дисциплины (но не мера дисциплинарного взыскания) | мера дисциплинарного взыскания, установленная Декретом № 5, дополнительно к иным мерам дисциплинарного взыскания, предусмотренным в ст.198 ТК |
невыплата при невыполнении определенных в законодательстве, локальных актах или трудовом договоре показателей премирования |
- | |
Правовое регулирование | часть первая ст.63, часть четвертая ст.198 ТК, подп.2.6 п.2 Декрета № 29. От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2020 г. п.2 Декрета № 29 исключен Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1. Комментарий см. здесь |
Декрет № 5, глава 14 ТК |
Кто имеет право на лишение выплат | наниматель | руководитель организации (в то же время в отношении руководителя организации (скажем, общим собранием участников) такая мера дисциплинарной ответственности применена быть не может) |
Процедура применения | достаточно зафиксировать факт невыполнения работником условий премирования | требует соблюдения порядка применения мер дисциплинарного взыскания (глава 14 ТК) |
Виды выплат, которых лишается работник | фактически не начисляются (работник не получает права на конкретный вид премии, условия премирования по которому не соблюдены) | полностью или частично, т.е. если буквально читать Декрет № 5, руководитель вправе одновременно лишить всех дополнительных выплат стимулирующего характера либо отдельных (т.е. частично) |
Срок лишения выплат | депремирование осуществляется не на определенный срок, а в зависимости от вида премии (т.е. если она ежемесячная, то на месяц) | до 12 месяцев |
Схема 1 | |
Алгоритм лишения выплат стимулирующего характера как меры дисциплинарного взыскания | |
Шаг 1 | |
Регламентация порядка лишения дополнительных выплат стимулирующего характера на локальном уровне. Предоставление права руководителю организации | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Фиксация факта нарушения и его расследование. Составление документов, фиксирующих факт несоблюдения производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Выяснение причины отсутствия работника на работе. Требование письменного объяснения работника | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Получение от работника объяснений или фиксация его отказа от дачи объяснений | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Применение меры дисциплинарного взыскания в виде лишения дополнительных выплат стимулирующего характера. Выбор меры правового взыскания и ее размер (лишение дополнительных выплат стимулирующего характера полностью и частично) | |
▼ | |
Шаг 6 | |
Проверка соблюдения условий применения мер дисциплинарного взыскания | |
▼ | |
Шаг 7 | |
Издание приказа о лишении дополнительных выплат стимулирующего характера |
Шаг 1. Регламентация порядка лишения дополнительных выплат стимулирующего характера на локальном уровне. Предоставление права руководителю организации
Декретом № 5 предоставлено руководителям организаций, в частности, право:
• устанавливать в соответствии с законодательством, локальными нормативными правовыми актами, а также решением собственника имущества организации или уполномоченного им органа работникам, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли, средств от приносящей доходы деятельности, остающихся в распоряжении организаций после уплаты обязательных платежей в бюджет (подп.3.1 п.3);
• применять к работникам, нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину, в качестве меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев (подп.3.3 п.3).
То есть при необходимости в организации в ее локальных нормативных правовых актах может быть регламентировано право руководителя организации на установление дополнительных выплат стимулирующего характера, а также детализированы порядок и условия их лишения.
Шаг 2. Фиксация факта нарушения и его расследование. Составление документов, фиксирующих факт несоблюдения производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины
Документами, подтверждающими факт нарушения работником производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, являются докладные записки руководителей структурных подразделений, акты, в которых зафиксированы нарушения работником такой дисциплины, объяснительные самого работника, в которых он подтверждает нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, и т.п. (см. п.18 Постановления № 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 сентября 2021 г. следует руководствоваться п.18 Постановления № 4 в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 30.09.2021 № 8. На суть материала изменения не повлияли. |
Акт об отсутствии работника на работе (пример)
Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»
АКТ
05.01.2015 № 21
г.Минск
Об отсутствии работника на рабочем месте
Основание: |
докладная записка начальника участка № 2 Петровича В.П. |
Составлен начальником отдела кадров Е.И.Костюковой.
Присутствовали: |
1. Специалист по кадрам С.В.Шарендо. 2. Начальник участка № 2 В.П.Петрович. |
Сегодня, 05.01.2015, в 17:15 в кабинете начальника участка № 2 мною, начальником отдела кадров Костюковой Е.И., в присутствии специалиста по кадрам Шарендо С.В., начальника участка № 2 Петровича В.П. составлен акт о нижеследующем.
Слесарь-сантехник участка № 2 Измайлович Петр Самуилович сегодня, 05.01.2015, отсутствовал в течение всего рабочего дня на рабочем месте (с 8:00 до 17:00). Со слов работника (сообщил по мобильному телефону), он отсутствовал на работе в связи с плохим самочувствием. В поликлинику не обращался, так как оснований для выдачи листка нетрудоспособности не было.
Подпись | Е.И.Костюкова | |
Подпись | С.В.Шарендо | |
Подпись | В.П.Петрович |
Шаг 3. Выяснение причины отсутствия работника на работе. Требование письменного объяснения работника
До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника (часть первая ст.199 ТК). Формы такого затребования законодательством не предусмотрены. Это может быть требование, изложенное как в устной, так и в письменной форме (например, в виде уведомления).
Уведомление нанимателя о предоставлении со стороны работника письменного объяснения прогула (пример)
Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»
УВЕДОМЛЕНИЕ
06.01.2015 № 23
г.Минск |
Слесарю-сантехнику участка № 2 Измайловичу П.С. |
О предоставлении письменного объяснения
В связи с отсутствием Вас на рабочем месте 05.01.2015 в течение всего рабочего дня и в связи с тем, что информации о причинах отсутствия нет, предлагаем Вам в соответствии с частью первой статьи 199 Трудового кодекса Республики Беларусь в срок до 17:00 06.01.2015 представить письменное объяснение причин отсутствия на рабочем месте 05.01.2015.
Начальник участка № 2 | Подпись | В.П.Петрович |
С уведомлением ознакомлен, экземпляр уведомления получил.
Слесарь-сантехник участка № 2 | Подпись | П.С.Измайлович 06.01.2015 |
Шаг 4. Получение от работника объяснений или фиксация его отказа от дачи объяснений
Объяснение причин совершения нарушения (дисциплинарного проступка) работник исходя из части первой ст.199 ТК излагает в объяснительной записке. Заметим, что (рекомендательная) форма такой записки содержится в «Документации по оформлению дисциплинарных взысканий» Унифицированной системы организационно-распорядительной документации, утвержденной приказом Директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14.05.2007 № 25.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 ноября 2019 г. следует руководствоваться унифицированной системой организационно-распорядительной документации, утвержденной приказом Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.11.2019 № 41. |
Объяснительная записка работника о причине прогула (пример)
Участок № 2
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
06.01.2015 № 34
г.Минск |
Директору ООО «Версаль» Федорову И.Г. |
Об отсутствии на работе
Я, Измайлович Петр Самуилович, слесарь-сантехник участка № 2, отсутствовал на работе 05.01.2015 в течение всего рабочего дня в связи с плохим самочувствием. В поликлинику не обращался, так как оснований для выдачи листка нетрудоспособности не было.
Слесарь-сантехник участка № 2 | Подпись | П.С.Измайлович |
Работник может отказаться от дачи (предоставления) письменного объяснения об отсутствии на рабочем месте. Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей (часть вторая ст.199 ТК).
Отказ работника представить письменное объяснение (пример)
Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»
АКТ
06.01.2015 № 23
г.Минск
Об отказе работника представить письменное объяснение
Основание: |
устное заявление начальника участка № 2 В.П.Петровича 06.01.2015 об отказе Измайловича П.С. представить письменное объяснение об отсутствии на рабочем месте 05.01.2015. |
Составлен начальником отдела кадров Е.И.Костюковой.
Присутствовали: |
1. Специалист по кадрам С.В.Шарендо. 2. Начальник участка № 2 В.П.Петрович. |
Сегодня, 06.01.2015, в 09:15 в кабинете начальника участка № 2 мною, начальником отдела кадров Е.И.Костюковой, в присутствии специалиста по кадрам С.В.Шарендо, начальника участка № 2 В.П.Петровича было предложено слесарю-сантехнику участка № 2 П.С.Измайловичу дать письменное объяснение по факту отсутствия 05.01.2015 на рабочем месте в течение всего рабочего дня.
Измайлович П.С. представить письменное объяснение отказался, пояснив, что не считает необходимым давать какие-либо объяснения.
Начальник отдела кадров | Подпись | Е.И.Костюкова |
Специалист по кадрам | Подпись | С.В.Шарендо |
Начальник участка № 2 | Подпись | В.П.Петрович |
С актом ознакомлен | ||
Слесарь-сантехник участка № 2 | Подпись | П.С.Измайлович 06.01.2015 |
![]() |
Справочно Отсутствие письменного объяснения работника о причинах и обстоятельствах совершения проступка не является самостоятельным основанием для отмены дисциплинарного взыскания, если факт проступка с достоверностью установлен органом, рассматривающим трудовой спор (п.8 Постановления № 4, часть третья п.32 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 сентября 2021 г. в ч.1 п.8 Постановления № 4 внесено дополнение постановлением Пленума № 8. Дополнение не повлияло на суть материала. С 21 декабря 2023 г. постановление № 2 на основании постановления Пленума Верховного Суда от 21.12.2023 № 9 утратило силу. |
Шаг 5. Применение меры дисциплинарного взыскания в виде лишения дополнительных выплат стимулирующего характера. Выбор меры правового взыскания и ее размер (лишение дополнительных выплат стимулирующего характера полностью и частично)
1. У руководителя организации есть несколько вариантов:
- применить только иные меры правового воздействия, в частности, в виде неначисления премии (депремирования, лишения премии).
Напомним, что в целом неначисление премии имеет место в трех случаях.
Схема 2 | |||||||
Основные причины лишения (снижения) премии | |||||||
Депремирование | |||||||
в связи с совершением работником дисциплинарного проступка |
в связи с невыполнением показателей премирования (не связанных с соблюдением трудовой дисциплины) |
в связи с отсутствием у нанимателя возможности выплатить работникам причитающуюся премию |
- применить только лишение дополнительных выплат стимулирующего характера как меру дисциплинарного взыскания.
![]() |
Обратите внимание! Применить данный вид дисциплинарного взыскания можно только в тех случаях, когда законодательством не предписано применить за определенное нарушение конкретной меры дисциплинарное взыскание. Например, согласно подп.1.4 п.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» государственные органы и организации обязаны обеспечить безусловное и немедленное увольнение работника, работающего по контракту, за распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 октября 2015 г. в соответствии с подп.1.4 п.1 Директивы № 1 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 12.10.2015 № 420 руководители государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности должны обеспечить безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за: |
- применить в совокупности как лишение дополнительных выплат стимулирующего характера как меру дисциплинарного взыскания, так и лишение премии как иную меру правового воздействия.
В некоторых случаях, например, при желании руководителя организации лишить работника всех (полностью) дополнительных выплат стимулирующего характера через применение меры дисциплинарного взыскания могут возникнуть определенные сложности. Например, контракт, заключенный с работником, должен предусматривать уменьшение (лишение) премий всех видов независимо от привлечения к дисциплинарной ответственности за (подп.2.6 п.2 Декрета № 29):
- отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, несвоевременное выполнение или невыполнение трудовых обязанностей без уважительных причин;
- использование государственного имущества не в служебных целях.
Наниматель в такой ситуации фактически обязан не начислять премии. Декрет № 5 в такой ситуации предоставляет право (т.е. не обязывает) руководителю организации лишать дополнительных выплат стимулирующего характера. При этом лишить можно, например, надбавок. Следовательно, возможна ситуация, когда работника можно наказать в виде лишения надбавок (как стимулирующего вида выплат), а в виде иных мер (по отношению к мерам дисциплинарного взыскания) - депремировать (в т.ч. на основании подп.2.6 п.2 Декрета № 29 или части четвертой ст.198 ТК).
2. Декретом № 5 руководителю организации предоставлено право лишать работников дополнительных выплат стимулирующего характера. При этом в законодательстве нет установленного перечня таких выплат. На момент написания статьи неясно, как соотносятся права руководителя организации, установленные в подп.3.1 и 3.3 п.3: в подп.3.3 идет речь о лишении дополнительных выплат стимулирующего характера, право на установление которых установлено в подп.3.1, или вообще обо всех видах дополнительных выплат стимулирующего характера.
При применении меры дисциплинарного взыскания, предусмотренной подп.3.3 п.3 Декрета № 5, важно выплаты стимулирующего характера отличать от выплат компенсирующего характера.
![]() |
Справочно Выплаты стимулирующего характера устанавливаются к тарифной части заработной платы работников с целью формирования у них побудительных мотивов к более высокой результативности труда, к длительному выполнению трудовых обязанностей в определенной сфере деятельности. Дополнительные (надтарифные) выплаты компенсирующего характера устанавливаются к тарифной части заработной платы работников с целью компенсации неблагоприятного воздействия условий труда на здоровье и работоспособность, за дополнительную работу, не связанную непосредственно с основными трудовыми функциями. Данные выплаты обусловлены особым характером выполняемой работы. |
Заметим, что некоторые стимулирующие выплаты, как правило, надбавки, могут быть либо отдельно выделены, либо включаться в тарифную часть заработной платы в виде повышения тарифной ставки (например, за квалификационную категорию).
Ниже приведено сравнение выплат стимулирующего (кроме премий) и компенсирующего характера.
Виды надбавок и доплат в зависимости от их характера | ||||||
Доплаты и надбавки | ||||||
Компенсирующие |
Стимулирующие | |||||
связанные с особым характером выполняемой работы (отдаленность, неопределенность объекта работы и пр.) (за многосменный режим работы, за работу в условиях ненормированного рабочего дня и др.) |
всем работникам (за продолжительность непрерывной работы (выслуга лет, стаж работы по специальности и пр.)) |
|||||
установленные с целью компенсации дополнительной работы, не связанной непосредственно с основными трудовыми функциями, и одновременно стимулирующие повышение квалификации и уровня мастерства работников (за руководство бригадой) |
руководителям и специалистам (за ученые звания и ученые степени, за знание иностранных языков, за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации, за выполнение особо важной (срочной) работы, за сложность и напряженность работы) | |||||
установленные с целью возмещения дополнительных затрат труда, связанных с режимом и условиями труда, отклоняющимися от нормальных (за работу с вредными условиями труда и на тяжелых работах (ст.62 ТК), за интенсивность труда, за работу в ночное время (ст.70 ТК) и т.д.) |
рабочим (за профессиональное мастерство, классность (водителям)) |
|||||
Как правило, законодательством предусматриваются обязательные надбавки и доплаты компенсационного характера для большинства нанимателей, а стимулирующего - для нанимателей - бюджетных организаций. Например:
• доплаты за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ (подп.2.8 п.2 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее - Постановление № 6)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. Постановление № 6 утратило силу постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.12.2019 № 63. С 1 января 2020 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»; |
• надбавка за классность (водителям) (подп.1.7 п.1 приложения 1 к Постановлению № 6); водителям служебных легковых автомобилей за особый характер работы (подп.1.8 п.1 приложения 1 к Постановлению № 6) и т.д.;
• доплата за ученые степени и звания (Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2007 № 450 «Об установлении доплат за ученые степени и звания») и др.
Шаг 6. Проверка соблюдения условий применения мер дисциплинарного взыскания
До применения мер дисциплинарного воздействия, в т.ч. лишения дополнительных выплат стимулирующего характера, необходимо, в частности, убедиться, что:
• факт проступка (нарушения) с достоверностью установлен нанимателем;
• предполагаемая нанимателем (руководителем организации) мера дисциплинарного взыскания соответствует тяжести дисциплинарного проступка, степени вины работника, его предшествующей работе и поведению на производстве (в обратном случае суд может признать применение такого дисциплинарного взыскания незаконным и отменить его) (часть вторая ст.202 ТК) (п.5 Постановления № 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 сентября 2021 г. следует руководствоваться п.5 Постановления № 4 в ред. постановления Пленума № 8; |
• соблюдаются сроки применения дисциплинарного взыскания: срок применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения - не позднее 1 месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске, и не позднее 6 месяцев, а по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными государственными органами или организациями, - не позднее 2 лет со дня совершения дисциплинарного проступка (ст.200 ТК).
Шаг 7. Издание приказа о лишении дополнительных выплат стимулирующего характера
Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя с указанием мотивов (части четвертая и пятая ст.199 ТК). То есть в таком приказе должны быть указаны конкретное дисциплинарное нарушение и мотив применения такого взыскания. За отсутствие таких сведений в приказе организация может быть привлечена к ответственности за нарушение законодательства о труде (см. например, решение хозяйственного суда Брестской области от 04.07.2006 (дело № 206-4/2006)).
Приказ о лишении дополнительных выплат стимулирующего характера (как мера дисциплинарного взыскания) (пример)
Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»
ПРИКАЗ
26.01.2015 № 4-л
г.Минск
О лишении Измайловича П.С. дополнительных выплат стимулирующего характера
В соответствии с подп.3.3 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» за прогул без уважительных причин 05.01.2015 в течение всего рабочего дня
ЛИШИТЬ:
ИЗМАЙЛОВИЧА Петра Самуиловича, слесаря-сантехника 3-го разряда участка № 2, дополнительных выплат стимулирующего характера полностью сроком на 1 месяц.
Основание: |
1. Акт об отсутствии работника на рабочем месте от 05.01.2015 № 21. 2. Объяснительная записка Измайловича П.С. от 06.01.2015. |
Директор | Федоров | И.Г.Федоров |
Главный бухгалтер
Шабусова В.А.Шабусова
26.01.2015
Юрисконсульт
Немерчук Е.И.Немерчук
26.01.2015
С приказом ознакомлены: | Иванов | И.И.Иванов 26.01.2015 |
Петров | И.В.Петров 26.01.2015 |
Заметим, что срок хранения приказов о наложении дисциплинарных взысканий составляет 3 года (подп.21.4 п.21 Перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, установленного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться подп.21.4 п.21 Перечня № 140 в ред. постановления Минюста от 30.08.2022 № 115. Комментарий см. здесь. |
При регистрации указанных приказов к их порядковым регистрационным номерам должна добавляться литера «л» (часть вторая подп.142.4 п.142 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. регистрационным индексом распорядительного документа (приказа, распоряжения) по личному составу является порядковый регистрационный номер, присваиваемый ему в пределах делопроизводственного года, дополненный литерой «к» (для документов 55-летнего срока хранения) или «л» (для документов 3-летнего срока хранения) (ч.2 подп.142.4 п.142 Инструкции № 4 с учетом изменений, внесенных постановлением Минюста от 30.08.2022 № 113). Комментарии см. здесь. |
При этом для приказов о премировании (а следовательно, и депремировании (как иной меры правового взыскания)) срок хранения составляет 75 лет, и их регистрация осуществляется с добавлением к порядковому регистрационному номеру литеры «к» (часть вторая подп.142.4 п.142 указанной Инструкции).
14.01.2015
Владимир Самосейко, юрист