


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения подрядных торгов в строительстве
1. Глава 28 «Заключение договора» Гражданского кодекса РБ.
2. Указ Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58).
От редакции: С 1 января 2014 г. Указ № 58 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве». |
3. Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 (далее - Положение).
От редакции: С 12 февраля 2014 г. вместо Положения следует руководствоваться Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88. |
Основания для проведения подрядных торгов
Подрядные торги - форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров для строительства, предусматривающая выбор подрядчика, исполнителя, поставщика на основе конкурса.
Если иное не предусмотрено Президентом РБ, проведение подрядных торгов обязательно при заключении договоров на строительство объектов, в т.ч. их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, финансируемых:
- за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ, - при стоимости строительства объектов 3 000 базовых величин (далее - БВ) и более;
- за счет иных источников, за исключением объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, - при стоимости строительства объектов 50 000 БВ и более.
Если проведение подрядных торгов на строительство объектов в соответствии с абзацем 2 п.3 Положения обязательно, то торги также проводятся при размещении необходимых для этих объектов заказов:
- на выполнение проектных и изыскательских работ;
- оказание инженерных услуг стоимостью 3 000 БВ и более;
- поставку строительных материалов, изделий, конструкций, инвентаря и оборудования стоимостью 3 000 БВ и более, за исключением товаров, производимых организациями Республики Беларусь по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров РБ;
- выполнение отдельных видов (комплексов, этапов) строительных, монтажных, специальных и иных работ. Подрядные торги в этом случае проводятся застройщиком, заказчиком или инженерной организацией.
При размещении заказов на конкурсной основе проводят открытые и закрытые подрядные торги.
Порядок проведения подрядных торгов
Шаг 1. Принятие решения о размещении заказа на основе подрядных торгов при наличии оснований для проведения подрядных торгов. Организатор подрядных торгов (инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженерная организация, которые осуществляют размещение соответствующего заказа на этих торгах) (далее - организатор) в соответствии с нормами Указа № 58 и Положения принимает решение о размещении заказа на основе подрядных торгов.
Шаг 2. Возложение обязанностей по проведению подрядных торгов. После принятия решения о размещении заказа на основе подрядных торгов организатор назначает ответственное лицо за их проведение, создает конкурсную комиссию, определяет полномочия членов этой комиссии. Руководство комиссией осуществляет ее председатель.
При размещении заказов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ в работе конкурсной комиссии могут принимать участие (с их согласия) работники Комитета государственного контроля РБ (в качестве наблюдателей), инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации РБ, члены Межведомственной комиссии по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь.
При размещении заказов, финансируемых за счет средств внешних государственных займов, для строительства объектов за рубежом к работе конкурсной комиссии могут привлекаться (с их согласия) специалисты Министерства иностранных дел РБ.
Шаг 3. Разработка и утверждение конкурсной документации. Конкурсная документация (комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета заказа, а также об условиях и процедуре проведения подрядных торгов) разрабатывается до размещения извещения (направления приглашений) о проведении подрядных торгов. Организатор обеспечивает разработку конкурсной документации, утверждает и представляет ее претендентам в установленном им порядке.
Шаг 4. Информирование о проведении подрядных торгов. Организатор подрядных торгов обязан оповестить об их проведении путем размещения извещения в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» и информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия (ИРУП) «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» не позднее чем за 30 дней до их проведения либо направить приглашения претендентам (открытые подрядные торги по упрощенной схеме, закрытые подрядные торги).
Справочно
Извещение о подрядных торгах должно содержать наименование организатора этих торгов, сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в т.ч. об оформлении участия в торгах, определении их победителя, условиях приобретения (получения) конкурсной документации, а также сведения о цене заказа и другие необходимые данные, установленные конкурсной документацией.
Шаг 5. Представление конкурсной документации. Организатор представляет претенденту, направившему организатору подрядных торгов сообщение о своем согласии участвовать в торгах, конкурсную документацию не позднее 3 рабочих дней после выполнения последним условий ее приобретения (получения).
Шаг 6. Разработка и представление конкурсных предложений. Претенденты (лицо, принимающее участие в подрядных торгах на строительство объекта, выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров и представившее свое предложение по предмету заказа) разрабатывают конкурсные предложения и не позднее установленного организатором срока направляют их конкурсной комиссии в 3 экземплярах: оригинал и 2 копии.
Конкурсное предложение претендента должно содержать:
- сопроводительное письмо, подтверждающее принятие условий, выдвинутых организатором подрядных торгов, и согласие подписать договор (государственный контракт);
- обоснование и расчет цены предложения претендента;
- график производства работ, оказания услуг, поставки товаров;
- график платежей (за исключением случаев единовременной оплаты);
- предложения о внесении изменений (если они имеются) в представленный организатором торгов проект договора (государственного контракта);
- сведения о системе контроля качества;
- сведения о претенденте, документально подтверждающие его технические, организационные и финансовые возможности реализации обязательств, предусмотренных в конкурсной документации организатором подрядных торгов;
- иные документы, предусмотренные в конкурсной документации организатором подрядных торгов.
Регистрация конкурсных предложений осуществляется организатором в порядке их поступления с указанием даты и времени. По требованию претендента организатор торгов выдает ему расписку с указанием даты и времени получения конкурсного предложения.
Претендент имеет право до окончания установленного организатором срока подачи конкурсных предложений отозвать свое предложение. При этом ранее внесенный задаток (если он был установлен условиями подрядных торгов) возвращается ему организатором в 3-дневный срок.
Шаг 7. Заседание конкурсной комиссии. В установленный организатором подрядных торгов день проводится заседание конкурсной комиссии (вскрытие пакетов с конкурсными предложениями, проверка наличия необходимых документов, оформление протокола).
Конкурсной комиссией проверяется наличие всех установленных условиями подрядных торгов документов и оглашается содержание основных пунктов предложений. Указанные данные по каждому претенденту вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии.
При проведении подрядных торгов претенденты, представившие конкурсные предложения и зарегистрированные организатором торгов, вправе присутствовать на заседании конкурсной комиссии при вскрытии пакетов с конкурсными предложениями в порядке, установленном конкурсной документацией.
Шаг 8. Изучение конкурсных предложений. Конкурсная комиссия может изучать конкурсные предложения не более 60 дней со дня вскрытия пакетов, а по объектам жилья, инженерной инфраструктуры и благоустройства, транспортной инфраструктуры - не более 10 дней. В отдельных случаях с согласия организатора подрядных торгов этот срок может быть продлен.
Шаг 9. Оценка предложений претендентов, подведение итогов, оформление протокола о результатах подрядных торгов. Оценка предложений претендентов проводится конкурсной комиссией с учетом критериев, приведенных в конкурсной документации, и принятой организатором подрядных торгов методики оценки предложений.
Результаты подрядных торгов подводятся на заседании конкурсной комиссии и оформляются протоколом. Протоколы конкурсной комиссии подписываются председателем, членами комиссии и представляются организатору подрядных торгов для утверждения.
В случае если конкурсные предложения, соответствующие условиям торгов, поданы более чем одним претендентом и при условии признания конкурсной комиссией одного из претендентов победителем, организатор предлагает претенденту-победителю заключить договор.
При отказе победителя подрядных торгов от заключения соответствующего договора (государственного контракта) их организатор вправе не проводить повторные торги, а предложить заключить договор (государственный контракт) второму по показателям после победителя претенденту.
В случае если конкурсное предложение подано только одним претендентом, организатор подрядных торгов в течение 10 рабочих дней после назначенной даты проведения подрядных торгов при наличии согласия единственного претендента и соответствии его предложений условиям подрядных торгов принимает решение о заключении с ним соответствующего договора (государственного контракта) на предложенных им условиях.
В течение 10 рабочих дней со дня принятия данного решения претендент обязан возместить затраты на организацию и проведение подрядных торгов, в т.ч. расходы, связанные с изготовлением и представлением претендентам документации, необходимой для их проведения. Не позднее 5 рабочих дней после совершения претендентом указанных действий с ним заключается соответствующий договор (государственный контракт).
В случаях неутверждения протокола о результатах подрядных торгов, а также непризнания конкурсной комиссией ни одного из претендентов победителем организатор торгов принимает решение о проведении повторных подрядных торгов или об их отмене (если проведение торгов необязательно). Повторные подрядные торги (с уточнением при необходимости их условий) проводятся также в соответствии с Положением.
Шаг 10. Возврат задатка. После определения результатов подрядных торгов их организатор не позднее 5 дней возвращает задаток (гарантийное обязательство), если это было предусмотрено конкурсной документацией:
- победителю - после подписания им договора (государственного контракта);
- иным претендентам - со дня принятия решения о результатах торгов.
Шаг 11. Информирование о результатах подрядных торгов. Организатор после подведения итогов и оформления протокола о результатах подрядных торгов размещает сообщение об этих результатах в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» и (или) информационной системе «Тендеры» на сайте ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».
Шаг 12. Заключение договора. Договор (государственный контракт) заключается по результатам подрядных торгов не позднее 20 дней или иного срока, указанного в извещении. В заключаемый договор (государственный контракт) включаются существенные условия, сформированные по результатам подрядных торгов.
При заключении договора (государственного контракта) в него по взаимному согласию сторон могут быть внесены отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения подрядных торгов, но не изменяющие их условий.
30.09.2011 г.
Дмитрий Гавдур, ведущий юрисконсульт государственного учреждения «Научно-технический центр Комитета государственной безопасности Республики Беларусь»