


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРТИФИКАТА ISO 9001
Нормативное регулирование
С 1 марта 2016 г. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.12.2015 № 58 введен в действие СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» от 14.12.2015 № 58 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/344998/469260).
Порядок сертификации системы менеджмента качества (далее - СМК) регулируется:
• п.23.3 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 октября 2017 г. п.23.3 перечня № 156 изложен в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2017 № 773; |
• ТКП 5.1.05-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация систем управления. Основные положения», утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.04.2012 № 23 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/280456/378257).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2018 г. ТКП 5.1.05-2012 на основании постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.05.2018 № 30 утратил силу; |
• Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 № 23.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 октября 2017 г. действуют новые Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденные постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.07.2017 № 61. |
![]() |
Справочно Одним из уполномоченных органов по сертификации является ЗАО «Технический институт сертификации и испытаний»: 220014, г. Минск, ул. Минина, д. 15; тел./факс: (017) 226 36 71, 219 00 70, 219 09 51, 213 42 39, 219 08 34, 219 08 35; velcom (029) 189 67 94; MTC (029) 760 53 48. |
Алгоритм сертификации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подача заявки в орган сертификации заявителем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение органом по сертификации первичного сертификационного аудита | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Получение сертификата и его регистрация в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инспекционный контроль (в течение первого и второго года) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторный аудит в течение третьего года |
Шаг 1. Подача заявки в орган сертификации заявителем
Заявителем на сертификацию СМК может выступать юридическое лицо Республики Беларусь, иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), обратившиеся с заявлением на получение сертификата соответствия на систему управления (п.3.7 ТКП 5.1.05-2012).
Форма заявки установлена в приложении А к ТКП 5.1.05-2012.
Заявка на проведение сертификации систем управления |
по сертификации, юридический адрес) |
ЗАЯВКА
|
1. _________________________________________________________________________ |
(наименование организации (полное и сокращенное)) |
юридический адрес _______________________________________________________________ местонахождение юридического лица _______________________________________________ банковские реквизиты ____________________________________________________________ |
(расчетный счет, банк, код банка) |
адрес банка __________________________, УНП ________________, ОКПО _______________ телефон ________________, факс _______________, электронный адрес __________________, в лице __________________________________________________________________________ |
(должность, фамилия, инициалы руководителя организации-заявителя) |
заявляю, что в организации внедрена _______________________________________________ |
(наименование системы управления) |
соответствующая требованиям _____________________________________________________ |
(обозначение и наименование ТНПА на систему управления) |
с допустимыми исключениями _____________________________________________________ |
Прошу провести сертификацию системы управления и при положительных результатах сертификации выдать сертификат соответствия. 2. Данные о системе управления и о производстве продукции (работ (услуг)). 2.1. Год внедрения системы управления, соответствующей ________________________ |
(обозначение и наименование |
____________________________. |
ТНПА на систему управления) |
2.2. Область применения системы управления |
_______________________________________________________________________________. |
2.3. Обозначение ТНПА, по которым выпускается продукция (работа (услуга)) |
_______________________________________________________________________________. |
2.4 . Наличие филиалов, площадок _____________________________________________ |
2.5. Количество работников организации, задействованных в системе управления _____ чел. 2.6. Номер и год регистрации сертификата соответствия на систему управления и наименование органа по сертификации (заполняется, если организация-заявитель имела ранее сертификат соответствия на систему управления) ________________________________. 2.7. Представитель руководства по системе управления ___________________________, |
(должность, фамилия, имя, отчество) |
телефон ________________________________________________________________________. |
3. Организация обязуется: - обеспечить условия для проведения сертификации (предоставление документации, доступ ко всем подразделениям, ознакомление с документами и записями); - выполнять правила и процедуры проведения сертификации; - обеспечивать соответствие сертифицированной системы управления требованиям ТНПА, указанного в сертификате соответствия; - оплачивать все расходы по проведению сертификации системы управления независимо от результатов. 4. Контактное лицо _______________________________, тел. ______________________. |
Руководитель организации | |||
(подпись) |
(инициалы, фамилия) | ||
Главный бухгалтер | |||
(подпись) |
(инициалы, фамилия) | ||
М.П. |
__________________ * В каждом конкретном случае указывается вид системы управления (система менеджмента качества, система управления окружающей средой, система управления охраной труда и т. д.). |
К заявке прилагаются следующие документы.
1. Исходная информация об организации-заявителе (в виде справки и приложений к ней).
Состав исходной информации для оценки системы менеджмента качества организации-заявителя любой области деятельности:
1) сведения о производстве:
- структурная схема организации-заявителя, включающая основные и вспомогательные производственные подразделения, инженерные и административные службы с указанием связей между ними;
- схема управления СМК;
- подробная структурная схема службы менеджмента качества;
- численность работающих, на которых распространяется область применения СМК;
- сменность работ на основном производстве (количество рабочих смен);
- наличие и количество производственного персонала с неполной занятостью и (или) привлекаемого по договору;
- наличие филиалов и площадок (в том числе временных) с указанием их места расположения;
- наличие параллельных производственных линий;
- численность службы проектирования и разработки (при ее наличии);
- перечень процессов СМК, переданных сторонней организации (процессы аутсорсинга);
- существенные изменения в организационной структуре организации-заявителя, документации СМК, влияющие на целостность СМК (при повторной сертификации);
2) сведения о продукции (работах (услугах)):
- объем изготовления продукции (выполнения работ (оказания услуг)), в том числе объем поставок на экспорт;
- перечень стран, в которые поставляется продукция (работы (услуги));
3) перечень процессов, требующих валидации;
4) перечень ТНПА на продукцию (работу (услугу));
5) перечень документов СМК;
6) руководство по качеству; обязательные процедуры СМК; документы, описывающие процессы;
7) образцы форм документов, в которых регистрируются данные о качестве;
8) ключевые показатели и тенденции функционирования организации-заявителя за предыдущие 12 месяцев;
9) информация о качестве продукции (работ (услуг)) за последний календарный год, в том числе:
- данные о рекламациях и жалобах;
- данные о количестве продукции (партий продукции), принятой с первого предъявления, о ее сортности;
- классификаторы дефектов, которые должны содержать номенклатуру дефектов и их классификационные признаки (критерии разделения дефектов по видам);
- перечень дефектов (с указанием каждого вида дефектов, даты обнаружения и общего количества), выявленных при обработке информации о гарантийном ремонте и анализе рекламаций организацией;
- показатели качества выпускаемой продукции (коэффициент дефектности, уровень гарантийных ремонтов, уровень предторгового обслуживания и т. д.);
10) сведения о проверках надзорных (контролирующих) органов, затрагивающих область применения СМК.
2. Анкета-вопросник по форме органа по сертификации.
3. Руководство по системе управления и документы системы управления (руководство по качеству, политика в области качества, карта процесса СМК, цели в области качества, документированные процедуры, программа качества).
Состав представляемых документов определяется органом по сертификации.
Заявка и информация, представленные организацией-заявителем, анализируются на правильность заполнения, достаточность сведений, компетентность органа, аспекты, влияющие на беспристрастность.
Решение по заявке орган по сертификации принимает в течение 5 дней после получения и представления организацией-заявителем необходимых документов.
При принятии заявки к исполнению орган по сертификации должен ее зарегистрировать для возможности обеспечения прослеживаемости соблюдения этапов и сроков выполнения работ. Форма и способ регистрации заявки устанавливается органом по сертификации в документах системы менеджмента органа по сертификации.
При принятии решения об отклонении заявки по результатам анализа орган по сертификации должен направить письменное извещение организации-заявителю с указанием причин отклонения.
Шаг 2. Проведение органом по сертификации первичного сертификационного аудита
Первичный сертификационный аудит состоит из двух этапов:
• на первом этапе проводится анализ документов системы управления с целью выявления проблемных областей и определения готовности ко второму этапу аудита. При необходимости часть первого этапа аудита может проводиться с оценкой на месте у заявителя;
• на втором этапе на месте у заявителя проводится оценка соответствия системы управления требованиям ТНПА.
Разработка программы аудитов системы менеджмента
Орган по сертификации для полного трехлетнего цикла сертификации системы управления организации-заявителя должен разработать программу аудитов системы управления (далее - программа аудитов) для определения работ по аудитам, необходимых для подтверждения того, что система управления организации-заявителя отвечает требованиям ТНПА к системе управления в течение всего срока действия сертификата соответствия.
Программа аудитов должна включать первичный сертификационный аудит, состоящий из двух этапов, инспекционные контроли в течение первого и второго годов и повторный сертификационный аудит в течение третьего года до истечения срока действия сертификата соответствия.
Трехлетний цикл сертификации системы управления начинается с даты принятия решения по сертификации или повторной сертификации.
В программу аудитов должны быть включены требования ТНПА к системе управления, филиалы и (или) площадки организации-заявителя, которые проверяются в течение трехлетнего цикла сертификации.
Выбор и назначение команды по аудиту
Компетентность персонала, который входит в команду по аудиту, и для принятия решения по сертификации системы управления, определяются органом по сертификации на основании анализа заявки и исходной информации.
Для проведения работ по сертификации орган по сертификации назначает команду по аудиту, состоящую из руководителя команды и экспертов-аудиторов, которые обладают общей компетентностью для сертификации системы управления организации-заявителя и достижения целей аудита. В качестве руководителя команды по аудиту не может быть назначен эксперт-аудитор, имеющий сертификат компетентности, выданный с условием проведения повторного экзамена в течение года с момента его выдачи.
В команду по аудиту входит эксперт-аудитор с подтвержденной компетентностью в оцениваемой технической области деятельности организации-заявителя, или компетентность команды по аудиту дополняется техническими экспертами. Технические эксперты должны работать под руководством эксперта-аудитора.
Определение времени аудита системы менеджмента и выбор площадок для проведения аудита
Орган по сертификации для каждой организации-заявителя должен определить время, необходимое для планирования и результативного проведения аудита системы управления.
Сертификационный аудит системы менеджмента на первом этапе
Сертификационный аудит системы управления на первом этапе проводится с целью оценки готовности организации-заявителя к проведению сертификационного аудита на втором этапе и включает:
• анализ документов системы управления организации-заявителя;
• анализ юридического статуса организации-заявителя, уточнение месторасположения организации-заявителя, филиалов, площадок, в том числе временных, и условий на них;
• оценку понимания организацией-заявителем требований ТНПА на систему управления;
• сбор информации, касающейся области применения системы управления, процессов и т. п.;
• сбор информации (в том числе информации надзорных (контролирующих) органов), относящейся к законодательным и обязательным требованиям, распространяющимся на деятельность организации-заявителя, и проверку соответствия им;
• анализ распределения ресурсов для проведения аудита на втором этапе и согласование с организацией-заявителем деталей проведения аудита на втором этапе;
• выявление наиболее важных аспектов деятельности организации-заявителя для результативного планирования аудита на втором этапе;
• оценку того, планируются и проводятся ли организацией-заявителем внутренние аудиты и анализ системы управления со стороны руководства;
• оценку уровня внедрения системы управления и сбор достаточных оснований, свидетельствующих о готовности организации-заявителя к проведению аудита на втором этапе.
Максимальный срок между первым и окончанием второго этапа аудита должен составлять не более 90 дней.
Сертификационный аудит системы менеджмента на втором этапе
Целью сертификационного аудита системы управления на втором этапе является оценка степени внедрения системы управления организации-заявителя, включая ее результативность. Второй этап аудита должен проходить непосредственно в организации-заявителе.
Первый и второй этапы аудита завершаются подготовкой отчетов и выявлением несоответствий. Заявитель устраняет выявленные несоответствия и уведомляет об этом орган по сертификации.
Система менеджмента признается соответствующей ТНПА на систему менеджмента, если:
• несоответствия отсутствуют;
• имеются несущественные несоответствия, которые были устранены в процессе работы команды по аудиту или в течение 30 дней со дня их выявления.
Система менеджмента признается не соответствующей ТНПА, если обнаружено хотя бы одно существенное несоответствие и несущественные несоответствия. В этом случае принимается отрицательное решение по результатам сертификации системы менеджмента.
Организация-заявитель вправе подать повторно заявку на проведение сертификации системы менеджмента после устранения несоответствий. При этом сертификационный аудит проводится в полном объеме.
Рассмотрение результатов аудита, принятие решения по сертификации системы менеджмента
Решение о выдаче сертификата соответствия принимается советом по сертификации в срок, не превышающий 14 дней с момента представления организацией-заявителем свидетельств об устранении несоответствий.
Шаг 3. Получение сертификата и его регистрация в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь
При положительном решении совета по сертификации орган по сертификации обеспечивает оформление сертификата соответствия на систему менеджмента.
Сертификат соответствия регистрируется в реестре национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
При выдаче сертификата соответствия орган по сертификации систем менеджмента заключает с организацией-заявителем соглашение по сертификации, в котором устанавливаются обязательства организации-заявителя и органа по сертификации систем менеджмента.
Срок действия сертификата - 3 года. Сертификат соответствия вступает в силу с даты его регистрации в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Шаг 4. Инспекционный контроль (в течение первого и второго года)
В течение всего срока действия сертификата соответствия аккредитованный орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, осуществляет инспекционный контроль сертифицированных объектов оценки соответствия с целью контроля соответствия таких объектов требованиям ТНПА. Инспекционный контроль сертифицированных объектов оценки соответствия может быть плановым и внеплановым.
Внеплановый инспекционный контроль проводится в случае поступления информации о претензиях к объектам оценки соответствия, на которые выдан сертификат соответствия, в том числе претензиях к безопасности продукции, работ и услуг, прошедших сертификацию, претензиях к качеству и безопасности продукции, работ и услуг предприятий, имеющих сертифицированные системы управления на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, претензиях к результатам работы специалистов, имеющих сертификаты компетентности.
Инспекционный контроль проводится аккредитованным органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на системы управления, посредством оценки на месте.
При положительных результатах инспекционного контроля действие сертификата соответствия считается подтвержденным.
При отрицательных результатах инспекционного контроля аккредитованный орган по сертификации может приостановить либо отменить действие сертификата соответствия.
Шаг 5. Повторный аудит в течение третьего года
Полный повторный аудит проводится в целях продления срока действия сертификата на 3 года.
21.03.2017
Денис Сафаревич, юрист общества с ограниченной ответственностью «Арцингер и партнеры»