


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПКИ ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА КАК ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
(С 1 ИЮЛЯ 2019 ГОДА)
Процедура закупки из одного источника - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор государственной закупки только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (п.1 ст.49 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее - Закон).
Закон вступает в силу 1 июля 2019 г.
С этой даты упрощается порядок проведения процедуры закупки из одного источника. В частности, основным нововведением является «перевод» в сферу гражданско-правового регулирования процесса выбора потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения с ним договора, его исполнения и расторжения. Вместе с тем должны соблюдаться требования Закона (п.2 ст.49 Закона). В частности, учитываются требования ст.49 и ст.1-21, 24-26, п.3 ст.27, ст.28-30, 51-53 и 55-57 Закона.
Участником процедуры закупки из одного источника признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получившее от заказчика предложение о заключении договора.
![]() |
Обратите внимание! Содержание предложения заказчика о заключении договора государственной закупки, направляемое выбранному им потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) Законом не регламентировано. |
Алгоритм проведения процедуры закупки из одного источника предусматривает организационный и процедурный этапы. Рассмотрим их.
Организационные действия заказчика
Шаг 1 | ||||
Принятие решения о самостоятельном осуществлении государственных закупок, в том числе процедуры закупки из одного источника (Вариант 1) либо с привлечением организатора (Вариант 2) (примечание 1) | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Назначение ответственных за выполнение функций по организации и проведению процедур госзакупок (примечание 2) | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Формирование комиссии по государственным закупкам (по усмотрению заказчика) (ст.14 Закона) (примечание 3) |
Процедурные действия заказчика / комиссии по государственным закупкам
Шаг 1 | ||||
Разработка, утверждение, размещение на электронной торговой площадке (далее - ЭТП) годового плана государственных закупок (ст.19 Закона) (примечание 4) | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Выбор вида процедуры госзакупки (в нашем случае - процедуры закупки из одного источника) (примечание 5) | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Принятие решения о проведении процедуры закупки из одного источника (компетенция руководителя или иного уполномоченного лица заказчика) (примечание 6) | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Разработка проекта договора государственной закупки (ст.24, 49 Закона) - если заказчик примет такое решение (примечание 7) | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
Изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (примечание 8) | ||||
| ||||
Шаг 6 | ||||
Заключение договора государственной закупки в порядке, определенном гражданским законодательством (примечание 9) | ||||
| ||||
Шаг 7 | ||||
Составление и утверждение справки о проведении процедуры закупки из одного источника (примечание 10) | ||||
| ||||
Шаг 8 | ||||
Размещение заказчиком справки о проведении процедуры закупки из одного источника в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем ее утверждения, на ЭТП (часть третья п.3 ст.49 Закона) | ||||
| ||||
Шаг 9 | ||||
Формирование дела по процедурам государственных закупок (ст.28 Закона) |
Примечание 1. При использовании Варианта 2 необходимо передать функции по организации и проведению процедур государственных закупок организатору (ст.13 Закона).
Далее по тексту рассматривается Вариант 1.
![]() |
Обратите внимание! Даже если привлекается организатор для организации и проведения процедуры закупки из одного источника, то только заказчик определяет: • потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики) предмета государственной закупки; • требования к участникам; • существенные условия договора. Также только заказчик заключает договор. Данные функции не могут быть переданы организатору. |
Примечание 2. Назначение ответственных также может иметь вариативный характер (в зависимости от решения заказчика):
• определение или создание структурного подразделения заказчика, ответственного за выполнение функций по организации и проведению процедур государственных закупок;
• назначение работника (работников), обладающего соответствующей квалификацией в сфере государственных закупок, и распределение между ними функций по организации и проведению процедур государственных закупок (ст.12 Закона) (при необходимости).
Примечание 3. Необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры закупки из одного источника определяется заказчиком самостоятельно (часть первая п.1 ст.14 Закона).
![]() |
Обратите внимание! Заказчик вправе не создавать комиссию по государственным закупкам для проведения процедуры закупки из одного источника. |
Примечание 4. Наличие размещенного на ЭТП годового плана государственных закупок наряду с решением заказчика о проведении процедуры закупки из одного источника является основанием для проведения процедуры государственной закупки. В ГИАС годовой план размещается операторами ЭТП и ГИАС после его размещения на ЭТП заказчиком.
![]() |
Справочно ГИАС - государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках (абзац 3 ст.1 Закона). |
Исключение: годовой план государственных закупок, размещенный в ГИАС, является основанием для проведения процедуры государственной закупки, за исключением случая, установленного п.5 приложения к Закону. В частности, речь идет об одном из оснований для проведения процедуры закупки из одного источника: возникновение потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Примечание 5. Процедура закупки из одного источника применяется в случаях, указанных в приложении к Закону.
Примечание 6. Процедура закупки из одного источника не относится к процедурам государственных закупок, подлежащих обязательному проведению на ЭТП. Данная процедура может проводиться на ЭТП по решению заказчика в соответствии с регламентом ЭТП.
1) учесть описание предмета государственной закупки (ст.21 Закона), включая:
- наличие условий допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок, если они применяются к закупке из одного источника;
- наличие дополнительных требований к товарам (работам, услугам), являющимся предметом государственной закупки, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь и применяются к закупке из одного источника;
2) соблюсти требования к участникам (ст.16 Закона), дополнительные требования к участникам, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь для процедуры закупки из одного источника.
Примечание 8. По результатам изучения конъюнктуры рынка заказчик определяет поставщика (подрядчика, исполнителя).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. порядок изучения конъюнктуры рынка, который является обязательным для заказчиков (организаторов) при организации и проведении процедуры закупки из одного источника, установлен в постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника». |
![]() |
Справочно Примерная форма справки о проведении процедуры закупки из одного источника утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 93 (приложение 14). Примерная форма справки содержит раздел «Сведения об изучении конъюнктуры рынка приобретаемых товаров (работ, услуг)», в которых должны быть отражены: • наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дата выдачи, орган, выдавший документ), - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя); • место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) каждого потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя); • цены предлагаемых ими товаров (работ, услуг).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 августа 2020 г. следует руководствоваться примерной формой справки о проведении процедуры закупки из одного источника согласно приложению 14 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 26.08.2020 № 56. |
Примечание 9. Договор заключается в письменной форме, допускается так называемый «бумажный» вариант, при этом возможно проведение переговоров между заказчиком и потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
![]() |
Обратите внимание! 1. Исключается необходимость размещения сведений о заключении, изменении и исполнении договора на официальном сайте. Сведения о результатах заключения договора отражаются в справке о проведении процедуры закупки из одного источника. 2. Не допускается изменение условий проекта договора, кроме случаев, установленных Законом. 3. Расширен перечень условий договора, изменять и дополнять которые возможно только по основаниям, предусмотренным Законом (например, часть вторая п.2 ст.25 Закона) либо постановлением Совета Министров Республики Беларусь. |
Срок, на который возможно заключение договора, зависит от особенностей финансирования заказчика. Поскольку финансирование заказчика из бюджета осуществляется в течение календарного года, то договор государственной закупки заключается в пределах данного календарного года. В Законе сохранена норма о возможности заключения договора на необходимый срок, то есть более календарного года, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более календарного года. Однако исполнение такого договора должно осуществляться в пределах выделенных годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей (п.3 ст.24 Закона). При необходимости сумма уточняется ежегодно в договоре.
![]() |
Обратите внимание! Примерная форма справки не содержит сведений о результатах исполнения либо об изменении договора. |
Допускается заключение договора с двумя и более потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), если предмет государственной закупки разделен на части (лоты).
Примечание 10. По результатам проведения процедуры закупки из одного источника заказчиком в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора составляется и утверждается справка о проведении процедуры закупки из одного источника, которая должна содержать:
• наименование вида процедуры государственной закупки и основание для его выбора;
• наименование предмета государственной закупки, его объем (количество);
• наименование и код предмета государственной закупки в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»;
• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) заказчика (организатора);
• сведения о результатах изучения конъюнктуры рынка;
• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор;
• иную информацию, установленную уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (часть вторая п.3 ст.49 Закона).
![]() |
Справочно Например, примерная форма справки содержит раздел «Сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор государственной закупки», в котором необходимо указать: • наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя поставщика (подрядчика, исполнителя); • его местонахождение (место жительства) и УНП (при наличии); • цену заключенного договора. |
29.03.2019
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент