


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
Алгоритм проведения закупок за счет собственных средств
Общая характеристика
Субъекты, применяющие постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»
• республиканские унитарные предприятия;
• государственные органы;
• государственные объединения;
• иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи (подп.1.1 п.1 постановления № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 августа 2021 г. следует руководствоваться постановлением № 229 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 13.08.2021 № 462. |
Постановлением № 229 рекомендовано областным и Минскому городскому Советам депутатов определить порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, с учетом положений постановления № 229 (п.51 постановления № 229).
![]() |
Справочно Национальный банк Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси и подчиненные им организации могут применять постановление № 229 с учетом установленных ими особенностей (п.52 постановления № 229). Управление делами Президента Республики Беларусь, подчиненные ему организации, а также хозяйственные общества, акции (доли) которых находятся в их управлении (оперативном управлении), могут применять постановление № 229 с учетом установленных Управлением делами Президента Республики Беларусь особенностей (п.53 постановления № 229). |
Требования к участникам процедур закупок:
1) по общему правилу не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки;
2) для конкурентных процедур закупок участником может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, за исключением:
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно (на срок 1 год) не допускаемых к закупкам.
![]() |
Справочно Формирование и ведение данного реестра осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 33. Реестр размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» |
- в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) при рассмотрении предложений отклоняется предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя) и цена предложения такого участника не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя) (подп.2.5 п.2 постановления № 229);
3) для неконкурентных процедур закупок (закупки из одного источника): см. таблицу «Процедура закупки из одного источника» ниже.
![]() |
Обратите внимание! Действие постановления № 229 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно приложению 1 к постановлению № 229. |
Информационная обязанность
Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, организация размещает в открытом доступе в ИС «Тендеры» сведения об общей стоимости договоров, заключенных в отчетном квартале по результатам процедур закупок, проведенных в соответствии с требованиями постановления № 229, а также стране происхождения приобретаемых в рамках таких договоров товаров (работ, услуг) (часть вторая подп.2.10 п.2 постановления № 229).
Полномочия организации, осуществляющей закупку
Организация вправе отменить процедуру закупки на любом этапе ее проведения и не несет за это ответственности перед участниками процедуры закупки в случаях: отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменения предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников процедуры закупки.
При отмене процедуры закупки по иным основаниям организация несет ответственность перед участниками процедуры закупки в соответствии с законодательством (подп.2.11 п.2 постановления № 229).
Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности вправе определить в соответствии с требованиями постановления № 229 для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещают в открытом доступе в ИС «Тендеры».
Такие особенности могут предусматривать:
• предоставление преимущества участникам процедуры закупки, предлагающим товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов;
• централизацию закупок товаров (работ, услуг). Организатор процедур централизованных закупок определяется на конкурентной основе, за исключением случая, когда организатором определяется одна из организаций, закупки которых централизуются;
• согласование с государственным органом (государственной организацией) решений о выборе поставщиков, предложивших импортные товары и не являющихся импортерами таких товаров, а также решений о выборе иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом обязательств международных договоров Республики Беларусь, а также договоров, заключенных государственным органом (государственной организацией) с иностранным юридическим лицом, международной организацией, организацией, не являющейся юридическим лицом;
• применение преференциальной поправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих работы, услуги происхождения Республики Беларусь и (или) работы, услуги, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (подп.2.13 п.2 постановления № 229).
![]() |
Обратите внимание! В отдельных случаях акты отраслевых министерств могут содержать иные указания для подчиненных организаций. Так, например, в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 03.03.2011 № 82 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) и мониторинге цен» государственным организациям, находящимся в подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, указано принять меры по недопущению необоснованного посредничества при закупке товаров (работ, услуг) за счет собственных средств (п.5). |
Алгоритм проведения закупок за счет собственных средств
Шаг 1 | ||||
Разработка и утверждение организацией порядка осуществления закупок за счет собственных средств, размещение его в открытом доступе в ИС «Тендеры» | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Создание комиссии для проведения процедур закупок (не является обязательным) | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Разработка и формирование документации о закупке (при проведении конкурентных видов процедур закупок) | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Размещение приглашения в открытом доступе в ИС «Тендеры» | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
Направление предложений участниками конкурентных процедур закупок | ||||
| ||||
Шаг 6 | ||||
Проведение процедуры закупки | ||||
| ||||
Шаг 7 | ||||
Подведение результатов проведения процедуры закупки. Заключение договора либо признание конкурентной процедуры несостоявшейся | ||||
| ||||
Шаг 8 | ||||
Размещение сведений о результате конкурентной процедуры закупки в открытом доступе в ИС «Тендеры» |
Комментарий к шагу 1
В разработанном и утвержденном порядке осуществления закупок за счет собственных средств (далее - Порядок закупок) должны быть определены виды конкурентных процедур закупок (конкурсы, электронные аукционы и другие конкурентные процедуры закупок), а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств.
![]() |
Обратите внимание! Необязательно в Порядке закупок указывать все возможные конкурентные процедуры закупок, так как это предполагает указание в Порядке закупок в том числе и правил проведения каждой процедуры. Можно ограничиться одной конкурентной процедурой, наиболее приемлемой для организации. |
Постановлением № 229 нормативно установлены требования к проведению только одной процедуры закупки - закупки из одного источника.
Процедура закупки из одного источника | |
Содержание процедуры | Способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором организация предлагает заключить договор на закупку только одному поставщику (подрядчику, исполнителю) (часть первая подп.2.2 п.2 постановления № 229) |
Случаи применения процедуры | 1. Возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения. 2. Организацией, осуществившей закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя). 3. Конкурентная процедура закупки либо часть (лот) предмета процедуры закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение нецелесообразно. 4. Организация осуществляет приобретение товаров собственного производства у их производителя. Документом, подтверждающим собственное производство товара, является сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или его копия (часть вторая подп.2.2 п.2 постановления № 229) |
Субъекты, у которых осуществляется приобретение товаров (работ, услуг) с применением процедуры закупки из одного источника | 1. Производители. 2. Сбытовые организации (официальные торговые представители) производителей, в том числе включенные в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (кроме случая, указанного выше в п.4). Справочно Такой Регистр ведет информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».Вместе с тем необязательно осуществление закупок у данных субъектов, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны. Это означает, что при принятии решения о закупке из одного источника не у производителя, его официального торгового представителя в решении должно быть обоснование нецелесообразности или невозможности закупки (часть третья подп.2.2 п.2 постановления № 229). Обратите внимание! Производителям Республики Беларусь рекомендовано включать соответствующие сведения в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (п.8 постановления № 229) |
Порядок закупок утверждается:
• руководителем организации в случае, если организация - республиканское унитарное предприятие, государственное объединение, государственный орган, иное юридическое лицо, имущество которого находится в республиканской собственности;
• советом директоров (наблюдательным советом), правлением (дирекцией) либо директором (генеральным директором) в случае, если организация - хозяйственное общество, являющееся субъектом, применяющим постановление № 229 (часть третья подп.2.1 п.2 постановления № 229).
Порядок закупок размещается в открытом доступе в ИС «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
Комментарий к шагу 2
Создание комиссии для проведения процедур закупок при осуществлении закупок за счет собственных средств не является обязательным.
1. Комиссия создается приказом руководителя организации с определением состава членов комиссии, председателя.
Дополнительные требования к составу комиссии: членами комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах закупок, в том числе физические лица, подавшие предложения на участие в процедуре закупки, работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе физические лица, являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также работники кредиторов организации, должностные лица контролирующих (надзорных) органов (подп.2.7 п.2 постановления № 229).
2. Разрабатывается и утверждается положение о комиссии для проведения процедур закупок (в зависимости от выбранных процедур закупок) или регламент работы такой комиссии, либо правила работы такой комиссии могут предусматриваться в Порядке закупок.
Комментарий к шагу 3
Документация о закупке должна содержать сведения, определенные Порядком закупок, в том числе:
• требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям организации;
• место, условия и сроки поставки (приобретения иным способом) товара (выполнения работы, оказания услуги);
• форму, сроки и порядок оплаты товара (работы, услуги);
• порядок формирования суммы договора на закупку (цены предложения) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
• проект договора на закупку (его условия) и срок его заключения;
• требования к форме и содержанию предложения участника процедуры закупки и сроку его действия;
• требования к описанию участниками процедуры закупки предлагаемого ими товара (работы, услуги), его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик;
• порядок, место, дату окончания срока подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки;
• требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
• порядок, дату окончания срока предоставления участникам процедуры закупки разъяснений положений документации о закупке;
• критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки;
• условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары;
• условия применения преференциальной поправки (часть первая подп.2.8 п.2 постановления № 229).
Документация о закупке предоставляется участникам бесплатно (часть вторая подп.2.8 п.2 постановления № 229).
Правила:
1) не допускается предъявлять требования к участникам процедуры закупки, а также закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку и осуществлять оценку и сравнение предложений участников процедуры закупки по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке;
2) требования к участникам процедуры закупки, закупаемым товарам (работам, услугам), условиям договора на закупку, а также критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки устанавливаются и применяются организацией в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их предложениям (подп.2.6 п.2 постановления № 229).
Комментарий к шагу 4
Приглашение при любом виде конкурентных процедур закупок размещается в открытом доступе в ИС «Тендеры» и должно содержать:
• наименование вида процедуры закупки;
• наименование и место нахождения организации;
• описание предмета закупки, его объем (количество) или способ расчета, а также место и сроки поставки (приобретения иным способом) товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом закупки;
• ориентировочную стоимость предмета закупки;
• указание начальной цены электронного аукциона, если она определяется на основании ориентировочной стоимости предмета закупки, или указание на то, что начальная цена электронного аукциона определяется по наименьшей цене из предложений участников, допущенных к торгам;
• источник финансирования закупки;
• способ получения документации о закупке;
• срок для подготовки и подачи предложений, место их подачи;
• требования к составу участников процедуры закупки;
• иные сведения в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств (часть первая подп.2.3 п.2 постановления № 229).
Дополнительно рассылаются приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки известным организации производителям. Организация также вправе направить такие приглашения любым иным известным ей потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и (или) разместить приглашения в любых средствах массовой информации (часть вторая подп.2.3 п.2 постановления № 229).
Комментарий к шагу 5
Срок для подготовки и подачи предложений:
• на участие в конкурсе и электронном аукционе - не менее 10 рабочих дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в ИС «Тендеры»;
• по другим видам конкурентных процедур закупок, повторным процедурам закупок, в том числе конкурсу и электронному аукциону, - не менее 5 рабочих дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в ИС «Тендеры»
В случае если изменения в приглашение к участию в конкурентной процедуре закупки и (или) документацию о закупке внесены в течение второй половины срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в открытом доступе в ИС «Тендеры» данных изменений до даты окончания срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок составлял не менее половины первоначального срока (часть вторая подп.2.4 п.2 постановления № 229).
Комментарий к шагу 6
Процедура закупки проводится в соответствии с Порядком закупок.
Комментарий к шагу 7
Победителем конкурентной процедуры закупки определяется лицо, предложившее лучшие условия в соответствии с критериями и способом оценки и сравнения, указанными в документации о закупке. Уведомление о выборе победителя направляется участникам процедуры закупки не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (части первая, вторая подп.2.9 п.2 постановления № 229).
Договор на закупку может быть заключен не ранее чем через 5 рабочих дней, а в случае, если стоимость закупки не превышает 3 000 БВ на день принятия решения о выборе победителя, - 3 рабочих дней после выбора победителя при осуществлении конкурентной процедуры закупки, в течение которых может быть урегулирован спор, вызванный решениями и (или) действиями (бездействием) организации, а также членов комиссии, созданной для проведения закупки (часть третья подп.2.9 п.2 постановления № 229).
Организация признает конкурентную процедуру закупки несостоявшейся в случаях, если:
• поступило менее двух предложений на участие в процедуре закупки;
• в результате отклонения предложений их осталось менее двух;
• отклонены все предложения, в том числе как содержащие экономически невыгодные для заказчика условия;
• победитель процедуры закупки не подписал договор на закупку;
• до заключения договора на закупку проверкой уполномоченных органов (организаций) были выявлены нарушения в проведении процедуры закупки и результаты проверки не обжалованы организацией в установленном порядке (подп.2.12 п.2 постановления № 229).
![]() |
Справочно Если при осуществлении закупок решения и (или) действия (бездействие) организации либо членов комиссии, созданной для проведения закупки, нарушают права и законные интересы юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, такое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться к организации для целей урегулирования спора либо обжаловать такие решения и (или) действия (бездействие) в судебном порядке (часть четвертая подп.2.9 п.2 постановления № 229). |
Комментарий к шагу 8
Сообщение о результате конкурентной процедуры закупки размещается в открытом доступе в ИС «Тендеры» в течение 5 рабочих дней после заключения договора на закупку либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки и должно содержать:
• вид и предмет процедуры закупки;
• наименование и местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя);
• дату заключения договора на закупку;
• сумму договора на закупку;
• сведения об ином результате процедуры закупки в случае, если договор на закупку не заключен (часть первая подп.2.10 п.2 постановления № 229).
![]() |
Обратите внимание! Рассмотренные в алгоритме правила проведения процедуры закупки подлежат применению в соответствии с постановлением № 229. В случаях, не урегулированных нормами постановления № 229, следует руководствоваться Порядком закупок. При этом не должны быть нарушены императивные нормы постановления № 229. |
04.01.2021
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, медиатор
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент