Алгоритм от 22.07.2015
Автор: Самосейко В.

Алгоритм согласования назначения на руководящие должности в бюджетные организации лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам


 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ СОГЛАСОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ НА РУКОВОДЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ В БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ ПО ДИСКРЕДИТИРУЮЩИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

Правовая база

Особенности приема на руководящие посты, а также порядок согласования назначения лиц, уволенных по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами, регулируются следующими документами:

• Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее - ТК);

Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее - Декрет № 5);

Положением о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2015 № 68 (далее - Положение о порядке согласования).

Общие положения

Частью первой п.9 Декрета № 5 установлена особенность приема на руководящие должности лиц, ранее уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, а именно согласование кандидата с местными органами власти. Напомним, что в случаях, предусмотренных ТК и иным законодательством о труде, заключению трудового договора могут предшествовать проведение конкурса, избрание на должность и иные мероприятия, позволяющие определить профессиональную пригодность претендующего на соответствующую работу, должность (ст.24 ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2020 г. в часть первую п.9 Декрета № 5 внесено изменение Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1 (далее - Декрет № 1). Изменение не повлияло на суть материала.

 

Таким образом, предусмотренное Декретом № 5 согласование и является действием, предшествующим заключению трудового договора (контракта).

Перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения приведен в п.6 Декрета № 5.

Согласование, как и порядок его соблюдения важны также и в силу негативных последствий, в первую очередь для руководителя бюджетной организации. Так, нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка назначения на должность влечет привлечение руководителя организации (в данном случае - бюджетной) к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за нарушение трудовых обязанностей, а для лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, согласно п.11 Декрета № 5 - увольнение в связи с нарушением установленных правил приема на работу (п.12 Декрета № 5).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 октября 2021 г. Декретом от 12.10.2021 № 6 пп.11 и 12 Декрета № 5 изложены в следующей редакции: «11. Наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение семи календарных дней со дня получения соответствующего запроса. При приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (далее - государственная организация), наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:

• характеристику с предыдущего места его работы;

• характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них;

• сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Такие сведения предоставляются бесплатно.

12. Нарушение предусмотренного настоящим Декретом порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей.

Виновные деяния должностных лиц, указанные в части первой настоящего пункта, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь.». Комментарии см. здесь.

Алгоритм согласования назначения лиц, уволенных по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами, на руководящие должности

Шаг 1
Выбор при подборе кандидатов лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, и принятие решения о согласовании его кандидатуры
   
Шаг 2
Проверка необходимости согласования перед назначением на должность
   
Шаг 3
Подготовка документов, необходимых для согласования
   
Шаг 4
Обращение за согласованием
   
Шаг 5
При необходимости собеседование руководителя организации с председателем исполнительного комитета
   
Шаг 6
Получение письма из местного исполнительного и распорядительного органа о согласии или отказе в согласовании

Шаг 1. Выбор при подборе кандидатов лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, и принятие решения о согласовании его кандидатуры

То, что кандидат в течение последних 5 лет был уволен по дискредитирующим обстоятельствам, наниматель, как правило, выявляет уже на этапе подбора, замещения вакансий (в данном случае - руководящих должностей). Очевидно, что наниматель понимает, что прием на работу такого кандидата будет сопряжен с дополнительным сложностями - согласованием, как-то:

• сбор характеристик с предыдущих мест работы кандидата (это как минимум неделя с учетом срока их выдачи и срока доставки по почте);

• подготовка документов для согласования (сложность в первую очередь в обосновании приема именно данного кандидата на руководящую должность);

• явка на собеседование лично руководителя бюджетной организации к председателю исполнительного комитета (далее - исполком).

И в конечном итоге после как минимум двухнедельного срока, затраченного на собеседование, у руководителя бюджетной организации все еще не будет уверенности, что назначение выбранного кандидата будет одобрено местными органами власти (председателем исполкома).

Таким образом, на данном этапе руководитель бюджетной организации сталкивается со сложным выбором: замещение руководящей должности или организационные сложности приема на работу рассматриваемой категории кандидатов. Соответственно, принятие решения о выборе кандидата может иметь место, если нет иной альтернативы (кандидатов) (например, в сельской местности), либо если иные кандидаты существенно проигрывают лицу, ранее уволенному по дискредитирующим обстоятельствам (то есть у такого кандидата есть незаменимые, исключительные качества, навыки (например, в сфере сбыта товаров, услуг), связи (клиентская база и т. п.)).

Шаг 2. Проверка необходимости согласования перед назначением на должность

При наличии в совокупности следующих обстоятельств наниматель обязан согласовывать назначение кандидатов в порядке, установленном Положением о порядке согласования:

• при назначении на руководящие должности.

 

Справочно

Под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности (часть третья п.1 Положения о порядке согласования).

 

Полагаем, что назначение на руководящие должности и на должности руководителей - это одно и то же. Заметим, что определение «руководящая должность» идентично определению «руководители», приведенному в части первой п.6 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1. То есть в случае сомнения, относится ли должность к руководящей или нет, можно воспользоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125. В таблице 9 «Коды и наименования должностей служащих» данного классификатора указаны наименования для руководителей (в рассматриваемом случае это аналог руководящей должности), в таблице 10 - код категории (для руководителей - «1»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. вместо ОКРБ 006-2009 действует Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33;

 

• если кандидат был уволен не позднее 5 лет по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами;

• если кандидат не назначается на руководящие должности, включенные в кадровые реестры:

- Главы государства Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 08.11.2001 № 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь»);

- Совета Министров Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.04.2007 № 421 «Об утверждении кадрового реестра Совета Министров Республики Беларусь и о порядке назначения (утверждения, освобождения) и согласования назначения (освобождения) на должности, включенные в кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь»);

- областных и Минского городского исполкомов (например, решение Минского городского исполнительного комитета от 04.01.2001 № 10 «О кадровом реестре Минского горисполкома»), районных исполнительных комитетов (решение Минского районного исполнительного комитета от 28.12.2012 № 8725 «О кадровом реестре Минского районного исполнительного комитета»);

- городских исполкомов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах (п.2 Положение о порядке согласования) (примечание 1).

Обращаем внимание, что в Положении о порядке согласования указан исчерпывающий перечень кадровых реестров: не упоминаются, в частности, кадровые реестры министерств. То есть, например, должности, включенные в кадровый реестр Министерства здравоохранения Республики Беларусь (см. приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.07.2009 № 746 «О кадровом реестре Министерства здравоохранения Республики Беларусь»), не освобождаются от прохождения согласования.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 ноября 2018 г. действует перечень руководящих должностей, включаемых в кадровый реестр Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.11.2018 № 1143.

Шаг 3. Подготовка документов, необходимых для согласования

Для согласования назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящую должность организация представляет председателю исполкома (примечание 2):

• письменное мотивированное ходатайство организации по форме согласно приложению к Положению о порядке согласования;

• характеристики лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, претендующего на занятие руководящей должности, с предыдущих мест работы за последние 5 лет;

• иные документы, подтверждающие необходимость назначения лица на руководящую должность или содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения о согласовании (прилагаются к ходатайству по инициативе подписавшего его руководителя организации) (п.3 Положения о порядке согласования).

Так, подготавливаются два вида документов:

• исходящие из бюджетной организации, которая инициирует согласование;

• исходящие из иных организаций (прежде всего, с предыдущих мест работы).

Соответственно данный шаг можно разбить на два действия:

1) запрос ходатайств и иных документов, имеющих значение для принятия решения о согласовании;

2) подготовка ходатайства с проверкой приложений к нему.

Рассмотрим каждый вид документов применительно к процедуре согласования.

1. Ходатайство.

Ходатайство должно содержать данные о лице, уволенном по дискредитирующим обстоятельствам, претендующем на занятие руководящей должности, обоснование необходимости назначения его на эту должность, а также сведения о его работе в прошлом, которые отражаются на основании записей трудовой книжки, иных документов о работе (службе) (п.4 Положения о порядке согласования).

Все требования к содержанию ходатайства имеются в подстрочном тексте формы ходатайства, которая приведена в приложении к Положению о порядке согласования. Хоть ходатайство и приведено первым в списке документов, подаваемых на согласование, фактически оно составляется последним после получения иных документов (характеристики, других документов, необходимых для согласования).

Ходатайство о согласовании назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящую должность (кроме сведений из трудовой книжки) (пример)

  Председателю (главе администрации)
Миорского районного исполнительного комитета
 
(наименование районного, городского (города
  ___________________________________________
 
областного подчинения) исполнительного
комитета
  ___________________________________________
 
(района г. Минска (города областного
подчинения))

ХОДАТАЙСТВО

Прошу согласовать назначение Ягужинской Елены Алексеевны                                                     

(фамилия, собственное имя, отчество                        

1970 г. р. образование высшее по специальности «Лечебное дело»                                               ,

(если таковое имеется) кандидата, дата рождения, образование)

уволенной            09.01.2015            из Учреждения   здравоохранения  «Витебский  городской

               (дата увольнения)               (наименование организации, из которой кандидат

клинический роддом "Н"» за прогул без уважительных причин                                                     

уволен по основанию, признаваемому в соответствии с законодательными актами

_______________________________________________________________________________,

дискредитирующим обстоятельством, с указанием данного основания)

на     должность      заведующая      Каменпольевским      фельдшерско-акушерским     пунктом

(наименование должности и организации (структурного подразделения),  

учреждения здравоохранения «Миорская центральная районная больница»                               .

в которую кандидат принимается на работу)

Так  как  кандидат  является  единственным  лицом  с  высшим  медицинским   образованием,

(обоснование необходимости назначения на руководящую должность)

проживающим и готовым приступить к работе в обслуживаемой указанным пунктом сельской местности. Кроме того, претендент обладает большим опытом практической работы - более 20 лет. Дискредитирующее основание увольнения - прогул был связан с необходимостью переезда кандидата в сельскую местность по личным обстоятельствам (из-за утраты права на жилье в областном городе), что никак не сказывается на его профессиональной компетентности.

Е.А.Ягужинская                                                                                                          ранее работала:

                                        (инициалы, фамилия кандидата)

Учреждение здравоохранения «Витебский городской клинический роддом "Н"», заведующая отделением педиатрии                                                                                                                        

(сведения о работе указываются согласно трудовой книжке, иным документам о работе (службе))

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

 

Приложение: характеристики с предыдущих мест работы за последние 5 лет.

 

Руководитель организации    
Главный врач  Федоров         Федоров И.Г.      
  (подпись) (фамилия, инициалы)

 

2. Характеристика.

Запрашиваются характеристики с предыдущих мест работы. Хоть в п.11 Декрета № 5 и сказано, что наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристики с предыдущих мест его работы, но исходя из требования, установленного в частности частью второй п.9 Декрета № 5, п.3 Положения о порядке согласования, характеристика обязательно прилагается к ходатайству о согласовании. То есть запрос такого документа обязателен.

Согласно п.11 Декрета № 5 характеристики с предыдущих мест работы должны быть выданы в течение 5 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

Запрос о выдаче характеристики с предыдущего места работы при согласовании назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящую должность (пример)

Оформляется на фирменном бланке

23.03.2015 № 54
На №___ от ___
Учреждение здравоохранения «Витебский городской клинический роддом "Н"»
пр-т Победы, 34,
210037, г. Витебск

 

О выдаче характеристики

 

В связи с планируемым назначением на руководящую должность Ягужинской Елены Алексеевны и необходимостью согласования ее кандидатуры на основании п.11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» просим выдать на нее характеристику с информацией о ее деловых и личностных качествах, организаторских способностях, результатах работы, причинах прекращения (расторжения) с ней трудового договора (контракта), привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности.

 

Главный врач Подпись И.Г.Федоров

 

Обратите внимание!

Выдача кандидатам на руководящую должность характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также отказ в выдаче или нарушение сроков выдачи характеристик влечет привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за нарушение трудовых обязанностей (п.12 Декрета № 5).

 

Получение характеристики, проверка ее содержания. Согласующая организация не составляет сама характеристику, она ее запрашивает. На согласующую организацию фактически возлагается контроль за содержанием характеристики, так как негативные последствия (отказ в согласовании) получит она.

Общие требования к оформлению характеристики закреплены в п.17 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2.

 

Справочно

Характеристика - официальный документ, содержащий сведения о трудовой, общественной или иной деятельности работника. Она оформляется на стандартном листе бумаги формата A4 или общем бланке в произвольной форме.

В характеристике указываются:

• название вида документа (характеристика);

• имя, отчество, фамилия характеризуемого;

• текст с указанием года рождения, образования, занимаемой должности, структурного подразделения, стажа работы в данной организации и в данной должности, деловых и моральных качеств, оценки трудовой деятельности, повышения профессиональных качеств, наличия поощрений, правительственных наград, а также целевого назначения характеристики.

 

Внешняя характеристика подписывается руководителем организации, с указанием даты, и заверяется печатью нанимателя.

Специальные требования к содержанию и оформлению характеристики указаны в п.5 Положения о порядке согласования. Это информация о деловых и личностных качествах, организаторских способностях, результатах работы лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам и претендующего на занятие руководящей должности, причинах прекращения (расторжения) с ним трудового договора (контракта), привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности. Также в п.5 Положения о порядке согласования подтверждается общее требование к оформлению внешних характеристик (то есть наличие подписи руководителя организации, в которой работал работник, указание даты и заверение печатью организации).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 октября 2021 г. ч.2 п.5 Положения о порядке согласования исключена постановлением Совмина от 14.10.2021 № 585.

 

Таким образом, структура характеристики кандидата на занятие руководящей должности должна быть следующей.

Форма характеристики кандидата на занятие руководящей должности (пример)

ХАРАКТЕРИСТИКА
(наименование документа)

 

Фамилия, собственное имя, отчество: _______________________________________________

 

Число, месяц и год рождения: ______________________________________________________

 

Сведения об образовании: _________________________________________________________

 

Сведения о занимаемой должности, структурном подразделении, стаже работы в организации и в данной должности: ________________________________________________

 

Деловые и личностные качества:____________________________________________________

 

Организаторские способности: _____________________________________________________

 

Результаты работы: _______________________________________________________________

 

Причины прекращения (расторжения) трудового договора (контракта): ___________________

 

Информация о привлечении к дисциплинарной, материальной ответственности: __________

 

На практике наибольшие затруднения возникают с указанием деловых качеств. Деловые качества работника проявляются в его способности устанавливать и поддерживать деловые отношения с коллегами, руководством или клиентами. Способности осуществлять руководящие функции, планировать работу, анализировать ее и осуществлять контроль за ее выполнением также можно отнести к деловым качествам.

Работоспособность можно оценить по тому, насколько работник активен при выполнении своих обязанностей, по умению организовать трудовой процесс и качественно выполнять работу в установленные сроки. Здесь также принято указывать данные о поощрениях, если они были, а также причины, по которым данный работник был положительно отмечен: победы в профессиональных конкурсах, эффективная социальная работа (например, «По итогам работы за 2014 год награжден почетной грамотой») и т. п. В сведениях о деловых качествах могут быть указаны достижения работника на (ранее) занимаемой должности, вклад в развитие организации. Под достижениями принято понимать рост производства благодаря этому человеку (например, рост производства в цехе, увеличение продаж), оказанную им помощь в проведении семинаров и т. п.

Иными документами, подтверждающими необходимость назначения лица на руководящую должность или содержащими сведения об обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения о согласовании в данном случае, полагаем, могут быть документы, подтверждающие исключительную или высокую квалификацию претендента на руководящую должность. Например, рекомендации и отзывы коллег, клиентов (пациентов), результаты проверок, в том числе аудиторских, и т. п.

Необходимость назначения на должность может быть вызвана отсутствием иных кандидатов, удовлетворяющих квалификационные требования по должности. Например, это могут быть данные службы занятости об отсутствии необходимых специалистов и т. п.

Шаг 4. Обращение за согласованием

После подготовки всех необходимых документов они подаются на согласование в соответствующий исполком.

Шаг 5. При необходимости собеседование руководителя организации с председателем исполнительного комитета

После поступления документов на согласование в течение 5 рабочих дней (срок рассмотрения документов согласно п.7 Положения о порядке согласования) руководитель бюджетной организации может при необходимости приглашаться на собеседование к председателю исполкома (п.6 Положения о порядке согласования).

При этом порядок организации и проведения такого собеседования определяется председателем исполкома.

Шаг 6. Получение письма из местного исполнительного и распорядительного органа о согласии или отказе в согласовании

Срок получения ответа о результатах рассмотрения вопроса о согласовании кандидата на руководящую должность определен в п.7 Положения о порядке согласования. Это 5 рабочих дней со дня поступления в местный исполнительный и распорядительный орган документов, предусмотренных в п.3 Положения о порядке согласования (то есть документов на согласование).

Ответ оформляется письмом, которое подписывается председателем исполкома. В случае отказа в согласовании в письме указываются мотивированные причины отказа.

Заметим, что отказ председателя исполкома в согласовании назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящую должность может быть обжалован организацией, ходатайствовавшей о согласовании такого назначения, либо лицом, уволенным по дискредитирующим обстоятельствам, претендовавшим на занятие руководящей должности, в Администрацию Президента Республики Беларусь в трехмесячный срок со дня его получения (п.8 Положения о порядке согласования).

 

Примечание 1. На должности, включенные в указанные реестры, по общему правилу, содержащемуся в п.8 Декрета № 5, установлен запрет на назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение 5 лет после такого увольнения (то есть нет исключения в виде согласования).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2020 г. п.8 Декрета № 5 дополнен частями второй и третьей Декретом № 1. Комментарий см. здесь.

 

Примечание 2. Председателю районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главе администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена соответствующая организация либо ее структурное подразделение.

 

22.07.2015

 

Владимир Самосейко, юрист