


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ФИЛИАЛА БЕЛОРУССКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правовое регулирование
В Республике Беларусь:
• Гражданский кодекс РБ (далее - ГК РБ);
в Российской Федерации:
• Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ);
• Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ);
• Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон № 160-ФЗ);
• Временное положение о порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации, утвержденное Минюстом РФ 31.12.1999 (далее - Временное положение о порядке аккредитации филиалов);
• Регламент исполнения процедур аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц в федеральном государственном учреждении «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденный приказом ФГУ «Государственная регистрационная палата при Минюсте России» от 10.10.2007 № 60/об (далее - Регламент ФГУ ГРП).
Алгоритм действий
Этап 1. Выбор формы присутствия белорусского юридического лица на территории Российской Федерации
Шаг 1.1. Сбор необходимых данных и выбор оптимальной для конкретного бизнеса организационно-правовой формы собственности на территории Российской Федерации.
Возможные с точки зрения российского законодательства формы присутствия иностранного бизнеса, в т.ч. белорусского, на территории Российской Федерации представлены в таблице 1.
Юридические формы пребывания (ведения деятельности) белорусских юридических лиц на территории Российской Федерации | |
Формы пребывания | Виды |
Непосредственное пребывание (без посредников и организационного представительства) | Предоставление белорусской фирмой персонала для работы в другой организации на территории России (аутстаффинг) |
Приобретение недвижимости в собственность на территории России | |
Открытие банковского счета (без организационного присутствия) | |
Договорное представительство | Договор с физическим лицом |
Договор с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем | |
Организационное представительство или пребывание | Представительство |
Филиал | |
Предприятие с иностранными инвестициями |
Характеристика филиала как формы организационного присутствия в России
Иностранные, в т.ч. белорусские, организации согласно ст.2 ГК РФ являются полноправными участниками гражданских отношений на территории Российской Федерации. Соответственно, они вправе открывать на территории Российской Федерации обособленные подразделения - филиалы и представительства.
Филиалы и представительства иностранных организаций, в т.ч. белорусских, в Российской Федерации (аналогично как представительство российской организации в Республике Беларусь) не являются юридическими лицами (см. также таблицы 2 и 3), а значит не имеют правоспособности, их правовой статус регулируется правом страны, где зарегистрирована головная организация. В данной ситуации - законодательством Республики Беларусь. Это означает, что процесс создания, объем прав и обязанностей, порядок функционирования и прекращения деятельности, порядок назначения руководителя и порядок наделения его полномочиями регулируются головной организацией по законодательству страны инкорпорации (регистрации). Иными словами, создание филиала или представительства белорусской компании происходит в соответствии с законодательством Республики Беларусь. На территории Российской Федерации представительства и филиалы обязательно проходят аккредитацию, т.е. получают разрешение на осуществление деятельности на ее территории.
Сравнение определений обособленных подразделений в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации | |
Республика Беларусь | Российская Федерация |
Представительство | |
Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия (п.1 ст.51 ГК РБ) | Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ст.55 ГК РФ) |
Представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции (п.1 ст.511 ГК РБ) |
- |
Филиал | |
Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства (п.2 ст.51 ГК РБ) | Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства |
Таблица 3 | |
Сравнение представительства и филиала иностранной организации (российское законодательство) | |
Представительство | Филиал |
Общее | |
Создаются как обособленные подразделения вне места нахождения иностранной организации и действуют на основании положений; | |
наделяются частью имущества иностранной организации, которое учитывается ими обособленно; | |
не имеют правоспособности, отдельной от организации, создавшей обособленное подразделение, не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют от имени юридического лица; | |
руководители филиалов и представительств назначаются иностранной организацией и действуют в рамках полномочий, перечисленных в доверенности, выданной уполномоченным лицом иностранной организации; | |
ответственность за действия филиалов или представительств несет головная иностранная организация; | |
создаются и ликвидируются в соответствии с решением иностранного юридического лица - головной организации | |
Отличия | |
Не предполагает ведение хозяйственной деятельности | Выполняет более широкий перечень функций, чем представительство, так как кроме представления интересов и их защиты филиал может осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная компания за рубежом |
Открытие представительства не считается иностранными инвестициями в российскую экономику, а иностранная компания - инвестором | Филиал иностранного юридического лица рассматривается также как форма иностранной инвестиции, а иностранная компания - в качестве иностранного инвестора |
Как правило, основными задачами деятельности представительства являются проведение маркетинговых исследований, проработка деловых контактов и поиск клиентов, способствование деятельности головной фирмы на территории Российской Федерации, подготовка соглашений с российскими клиентами в интересах головной фирмы.
Филиал иностранной организации, созданный на территории Российской Федерации, может выполнять часть или все функции головной организации. Согласно п.3 ст.4 Закона № 160-ФЗ головная организация обязана нести непосредственную материальную ответственность по принятым ею обязательствам в связи с функционированием всех ее подразделений на территории Российской Федерации.
![]() |
Обратите внимание! Создание филиала в отличие от создания представительства предполагает более значительные затраты (более подробно см. ниже); кроме того, к положению о филиале предъявляются более строгие требования. С другой стороны, с точки зрения гражданского законодательства создание филиала является более правильным при ведении хозяйственной деятельности, чем представительства. В отношении обособленных подразделений иностранных юридических лиц, в т.ч. по постановке на учет, отсутствует четкое правовое регулирование со стороны российского законодательства. Кроме того, существует коллизия белорусских и российских правовых норм по поводу регулирования труда работников таких обособленных подразделений. |
Налоговая отчетность и налогообложение филиала
Статьей 3 НК РФ признается принцип равенства налогоплательщиков, который гарантирует равенство прав и обязанностей российских и иностранных организаций в части представления налоговой отчетности и уплаты налогов.
Иностранные организации, состоящие на учете в российских налоговых органах, самостоятельно исчисляют и уплачивают все налоги в том же порядке, что и российские организации, за исключением особенностей, предусмотренных НК РФ и положениями международных соглашений, которые согласно ст.7 НК РФ имеют приоритетное значение перед национальным законодательством. Указанные международные соглашения могут распространяться на различные налоги Российской Федерации: налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц и др.
Особенности обложения иностранных организаций налогом на прибыль изложены в ст.306-312 НК РФ. Иностранная организация должна уплачивать налог на прибыль на территории Российской Федерации в случае, если ее деятельность образует постоянное представительство (ст.306 НК РФ). При решении вопроса о наличии или отсутствии постоянного представительства для целей налога на прибыль необходимо учитывать положения международных соглашений. В соглашениях об избежании двойного налогообложения для целей налогообложения приводятся критерии постоянного представительства.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода и не уплачивают ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль (п.3 ст.286 НК РФ).
Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации утверждена приказом МНС РФ от 05.01.2004 № БГ-3-23/1 и заполняется на основании Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утвержденной приказом МНС РФ от 07.03.2002 № БГ-3-23/118. По окончании отчетного года иностранные организации также обязаны представить Годовой отчет о деятельности иностранной организации в Российской Федерации, форма которого утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 № БГ-3-23/19. При этом каждое подразделение иностранной компании на территории Российской Федерации является самостоятельным налогоплательщиком налога на прибыль и финансовый результат деятельности подразделений одной иностранной организации на территории Российской Федерации в общем случае не сальдируется.
Иностранная организация, осуществляющая на территории Российской Федерации через свои филиалы и представительства деятельность, облагаемую налогом на добавленную стоимость, и состоящая на учете в налоговом органе в каждом из мест осуществления такой деятельности, является плательщиком НДС. В соответствии с п.7 ст.174 НК РФ иностранная организация выбирает подразделение, по месту налоговой регистрации которого она будет представлять консолидированную налоговую декларацию и уплачивать НДС в целом по операциям всех подразделений, находящихся на территории Российской Федерации.
О своем выборе иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Форма и сроки представления письменного уведомления НК РФ не установлены. Очевидно, что уведомление должно быть составлено в произвольной форме и представлено в налоговый орган не позднее наступления первого отчетного периода по НДС по каждому филиалу или представительству.
Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н (в редакции от 21.04.2010 № 36н).
Иностранные организации признаются плательщиками налога на имущество организаций в случаях (п.1 ст.373, пп.2, 3 ст.374 НК РФ), если они:
• осуществляют деятельность в России через постоянное представительство;
• если постоянного представительства у них нет, но они имеют в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации или получили его по концессионному соглашению.
Налоговая декларация по налогу на имущество организаций и налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также порядки их заполнения утверждены приказом ФНС РФ от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895.
Кроме того, иностранные организации, зарегистрированные в налоговых органах Российской Федерации, в частности, обязаны представлять:
• налоговую декларацию по транспортному налогу (форма утверждена приказом Минфина РФ от 13.04.2006 № 65н) (примечание);
• налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, и налоговую декларацию по акцизам на табачные изделия (формы утверждены приказом Минфина РФ от 14.11.2006 № 146н).
Таким образом, иностранные организации, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации, самостоятельно исчисляют и уплачивают все налоги Российской Федерации в том же порядке, что и российские организации, за исключением особенностей, предусмотренных НК РФ и международными соглашениями.
Этап 2. Создание филиала белорусского юридического лица в Российской Федерации
Создание филиала белорусского юридического лица в Российской Федерации совершается с соблюдением как белорусского законодательства, так и российского. Обратим внимание в данной ситуации на некоторую некорректность норм отечественного законодательства. К примеру, согласно ст.6 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» создание хозяйственным обществом его представительств и филиалов за пределами территории Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения представительств и филиалов, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Полагаем, в данной ситуации более корректно было бы указать, что представительства и филиалы за пределами территории Республики Беларусь создаются с учетом законодательства иностранного государства по месту нахождения представительств и филиалов.
Шаг 2.1. Принятие решения о создании филиала.
Шаг 2.2. Принятие решения о внесении изменений в устав юридического лица.
Шаг 2.3. Разработка и при необходимости утверждение документов, необходимых для функционирования филиала в Российской Федерации.
Положение о филиале. Требования российского законодательства
Филиал иностранной организации согласно пп.1 и 2 ст.22 Закона № 160-ФЗ осуществляет свою деятельность на основании положения о филиале, в котором должны быть указаны:
• наименования филиала и его головной организации;
• организационно-правовая форма головной организации;
• местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации;
• цели создания и виды деятельности филиала;
• состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала;
• порядок управления филиалом.
В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних или мировых цен. Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации. Величина стоимостной оценки вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица должна быть указана в положении о филиале иностранного юридического лица.
Положение о филиале должно иметь титульный лист, на котором на русском языке должно быть указано название филиала и, как правило, должны присутствовать подпись ответственного (уполномоченного) лица, утверждающего данное положение, а также штамп или печать юридического лица. Как правило, в положении о филиале содержатся следующие разделы:
• «Общие положения» - определяет положение филиала в структуре юридического лица; документы, которыми руководствуется филиал в своей деятельности; официальное название филиала и его статус с обязательным указанием того, что филиал не является юридическим лицом, наименования юридического лица, его организационно-правовой формы, а также местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес самого юридического лица;
• «Цели открытия и виды деятельности филиала» с обязательным указанием того, что филиал не ведет коммерческой деятельности от своего лица, а действует от имени и по поручению юридического лица с момента его аккредитации;
• «Порядок управления филиалом» - определяет порядок назначения и полномочий руководителя филиала;
• «Имущество филиала» - определят порядок наделения филиала соответствующим имуществом и порядок владения и распоряжения этим имуществом, а также состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала;
• «Персонал филиала» - определяет порядок найма постоянного и, возможно, временного персонала филиала;
• «Отчетность филиала» - определяет порядок отчетности представительства перед соответствующими органами Российской Федерации в соответствии с законодательством;
• «Порядок прекращения деятельности филиала» - определяет порядок ликвидации филиала иностранного юридического лица.
Положение подписывается соответствующим уполномоченным лицом, действующим либо на основании решения юридического лица, либо на основании доверенности. Положение должно быть прошито, а листы - пронумерованы.
Доверенность на руководителя филиала и при необходимости доверенность на лицо, подающее документы в государственные организации на аккредитацию филиала компании
Доверенность на руководителя филиала компании должна содержать указание полных паспортных данных этого руководителя (фамилия, имя и второе имя главы представительства; номер его паспорта; кем, когда выдан паспорт; место жительства или гражданство). В доверенности должны перечисляться все полномочия, которыми наделяется представитель для работы на территории России (например, быть представителем, заключать контракты, подписывать все необходимые документы, открывать (закрывать) банковские счета, нанимать персонал, передоверять полномочия и т.п.).
Штатное расписание и иные документы
Помимо штатного расписания могут быть разработаны иные документы. Например, положение об оплате труда, инструкция по делопроизводству, должностные инструкции и т.п.
![]() |
Обратите внимание! При подготовке документов, которые в дальнейшем планируется представить при аккредитации, постановке на учет и открытии банковского счета необходимо учитывать следующие требования, предъявляемые к иностранным документам (в т.ч. белорусским) на территории Российской Федерации: 1) легализация документа. Для белорусских юридических лиц - это документы, изготовленные или засвидетельствованные учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скрепленные гербовой печатью на территории Беларуси (см. Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г., с изменениями от 28.03.1997); далее - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях); 2) перевод документа, который заверяется нотариально или консульским учреждением. Пристальное внимание следует уделить правильному переводу наименования, места нахождения головной организации, фамилий и имен задействованных лиц. При передаче документов в бюро переводов есть риск получить различные по написанию варианты, что повлечет за собой временные и нередко финансовые затраты на повторный перевод и его заверение. В целях избежания волокиты стоит заранее оговаривать варианты написания вышеуказанных моментов с переводчиком; 3) надлежащее оформление документов. Документы, содержащие в себе несколько страниц, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью выдавшего их органа. На практике документы, которые скреплены скобой, а если еще видны следы того, что документ скрепляли повторно, нередко не принимались аккредитационным органом. Встречаются документы, где печати и подписи уполномоченных лиц соответствующего органа проставлены не на последней странице, что может повлечь сомнения аккредитационного органа в полноте и достоверности такого документа. Для того чтобы исключить подобные недоразумения, следует при направлении запроса в соответствующий орган страны инкорпорации заранее оговорить необходимые требования. В случае если данные требования при выдаче документов не соблюдаются, следует попросить письменное объяснение данного факта. Таким образом можно минимизировать риски возможного приостановления принятия решения об аккредитации; 4) срок действия иностранных документов. Для большинства иностранных документов устанавливается годичный срок действия с момента их выдачи уполномоченным на то органом. К таким документам можно отнести устав (учредительный договор) иностранной организации. Банковское рекомендательное письмо действительно в течение 6 месяцев с момента его подписания. Доверенности на уполномоченных лиц действуют согласно установленному в них сроку, а если срок не установлен - согласно законодательству страны инкорпорации, регулирующему институт представительства. Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах страны происхождения действительно в течение 3 месяцев. |
Шаг 2.4. Принятие решения о назначении руководителя филиала и выдача руководителю филиала доверенности.
Шаг 2.5. Наделение филиала имуществом.
Шаг 2.6. Регистрация изменений в уставе юридического лица в связи с созданием филиала.
Этап 3. Аккредитация филиала и при необходимости сотрудников филиала
Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» филиалы иностранных юридических лиц не подлежат государственной регистрации.
Как следует из п.4 ст.22 Закона № 160-ФЗ, филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.
Орган, уполномоченный на проведение аккредитации филиалов иностранных юридических лиц
Аккредитация филиалов иностранных компаний производится Федеральным бюджетным учреждением «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации» (далее - ФБУ ГРП) (уполномочено на это постановлением Правительства РФ от 21.12.1999 № 1419) в соответствии с Временным положением о порядке аккредитации филиалов и Регламентом ФГУ ГРП.
Момент, с которого филиал считается аккредитованным, и документ, подтверждающий данный факт
В соответствии с п.9 Временного положения о порядке аккредитации филиалов филиал иностранного юридического лица считается аккредитованным на территории Российской Федерации с момента внесения информации в государственный реестр филиалов иностранных лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, и выдачи свидетельства установленного образца.
Свидетельство об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, является документом, подтверждающим право на осуществление деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации.
В свидетельстве об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, указываются:
• полное и сокращенное (если необходимо) наименование иностранного юридического лица на русском языке;
• страна регистрации иностранного юридического лица;
• название населенного пункта, где расположен филиал иностранного юридического лица на территории Российской Федерации;
• срок, на который филиал иностранного юридического лица аккредитуется на территории Российской Федерации;
• номер свидетельства;
• дата выдачи свидетельства.
Срок, на который аккредитуется филиал
Филиал иностранного юридического лица аккредитуется на срок до 5 лет с возможностью последующего продления аккредитации в случае обращения иностранного юридического лица в ФБУ ГРП. Срок аккредитации продлевается по письменному заявлению руководства иностранного юридического лица с приложением ежегодного отчета о деятельности филиала (п.15 Временного положения о порядке аккредитации филиалов).
Сроки при процедуре аккредитации (виды сроки и их продолжительность)
Таблица 4 | ||
Вид срока | Срок | Правовая норма |
Срок процедуры аккредитации | Не должен превышать 30 дней со дня представления комплекта документов | Пункт 18 Временного положения о порядке аккредитации филиалов |
21 рабочий день со дня подачи заявления и всех документов, необходимых для исполнения процедур аккредитации | Пункт 24 Регламента ФГУ ГРП | |
Может быть сокращен до 7 рабочих дней (по обращению заявителя за отдельную плату) | ||
Срок исполнения по приостановленным процедурам аккредитации | 3 рабочих дня с момента устранения замечаний | |
Срок исполнения при оформлении аккредитационных карточек иностранных сотрудников и членов их семей, комплект документов на оформление которых подан не одновременно с подачей и получением документов на аккредитацию самого филиала | 5 рабочих дней, но не ранее срока завершения исполнения процедур аккредитации филиала |
Основания для отказа в аккредитации филиала
Таблица 5 | |
Возможные основания для отказа в аккредитации | Правовая норма |
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства | Пункт 21 Временного положения о порядке аккредитации филиалов |
Не представлены документы, определенные в п.14 Временного положения о порядке аккредитации филиалов; сообщена неточная или неверная информация об иностранном юридическом лице; деятельность иностранного юридического лица противоречит действующему российскому законодательству |
Пункт 22 Временного положения о порядке аккредитации филиалов |
Шаг 3.1. Выбор формы оплаты.
Определиться с формой оплаты (безналичная или наличная) рекомендуется перед тем, как подать пакет документов.
Шаг 3.2. Подача в аккредитующий орган документов, необходимых для аккредитации филиала и включения в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации.
Процедура аккредитации начинается с подачи документов уполномоченным лицом в ФБУ ГРП или отправки таких документов по почте на адрес ФБУ ГРП (место нахождения ФБУ ГРП: 119121, г.Москва, Смоленский бульвар, д.3, строение 5).
Прием документов осуществляется в подразделении, исполняющем функции по приему и выдаче документов.
![]() |
Справочно Прием и выдачу документов по аккредитации осуществляет отдел оформления документов, каб.122; режим работы: понедельник, вторник, среда, четверг - 10.00-17.30, пятница - 10.00-16.00 без перерыва на обед, тел.: (499) 246 00 12, (499) 246 47 24 (http://palata.ru/contact/graf.php#1). |
Прием документов, поступивших по почте, осуществляется в подразделении ФБУ ГРП, ответственном за прием корреспонденции (в настоящее время отдел делопроизводства, каб.113, тел.: (499) 255 36 44, факс: (499) 255 34 25, e-mail: paperwork@palata.ru).
Согласно Временному положению о порядке аккредитации филиалов, приложению 2 к Регламенту ФГУ ГРП иностранное юридическое лицо, принявшее решение об аккредитации своего филиала на территории Российской Федерации, представляет в ФБУ ГРП следующие документы (см. таблицу 6).
Документы, подаваемые в Федеральное бюджетное учреждение «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации» для аккредитации филиала | |||
№ п/п |
Документ | Правовая норма | Примечание |
1 |
Письменное заявление с просьбой о проведении аккредитации филиала иностранного юридического лица и внесении его в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации | Пункт 14 Временного положения о порядке аккредитации филиалов; п.1 Р ГРП (примечание 1) |
Составляется на фирменном бланке иностранного юридического лица в машинописном виде на русском языке за подписью его руководителя, скрепленной фирменной печатью, с указанием: наименования, организационно-правовой формы, даты регистрации, места нахождения, вида деятельности и информации о деловых связях с российскими партнерами, перспектив развития сотрудничества иностранного юридического лица, цели открытия филиала иностранного юридического лица и места нахождения на территории Российской Федерации |
2 |
Устав (учредительный договор) иностранного юридического лица | Пункт 14 Временного положения о порядке аккредитации филиалов; п.3 Р ГРП |
Если законодательство государства регистрации иностранного юридического лица не предусматривает наличие устава (учредительного договора), то представляется подтверждающий это законоположение документ, выданный уполномоченным органом в стране регистрации |
3 |
Свидетельство о регистрации иностранного юридического лица или выписка из торгового реестра | Пункт 14 Временного положения о порядке аккредитации филиалов; п.2 Р ГРП |
Может подаваться иной документ, подтверждающий факт регистрации иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его места нахождения |
4 |
Решение иностранного юридического лица о создании филиала в Российской Федерации | Пункт 14 Временного положения о порядке аккредитации филиалов; п.4 Р ГРП |
В данном решении должны быть отражены вопросы открытия филиала, назначения его руководителя (ответственного лица), утверждения положения о филиале |
5 |
Положение о филиале иностранного юридического лица в Российской Федерации (оригинал и нотариально заверенная копия) | Пункт 1 ст.22 Закона № 160-ФЗ; п.14 Временного положения о порядке аккредитации филиалов; п.5 Р ГРП |
В положении о филиале должны быть указаны наименование филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом и другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала. Копия может быть заверена у российского нотариуса |
6 |
Рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо в стране регистрации, с подтверждением его платежеспособности | Пункт 14 Временного положения о порядке аккредитации филиалов; п.6 Р ГРП |
Указанное письмо должно быть адресовано ФГУ ГРП, документ действителен в течение 6 месяцев с даты выдачи |
7 |
Доверенность о наделении руководителя филиала необходимыми полномочиями | Пункт 7 Р ГРП | Оригинал или нотариально заверенная копия оригинального документа |
8 |
Доверенность уполномоченному лицу на ведение дел в ФБУ ГРП и других государственных учреждениях | Пункт 8 Р ГРП | Доверенность, нотариально заверенная в порядке передоверия, представляется, если доверенное лицо не является руководителем филиала |
9 |
Оригинал документа о согласовании с администрациями субъектов Российской Федерации (администрациями краев, областей, республик, национальных округов) создания филиала | Пункт 9 Р ГРП | Представляется, если место нахождения филиала будет находиться за пределами г.Москвы и г.Санкт-Петербурга |
10 |
Заключения соответствующих экспертиз в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации (Министерство энергетики РФ, Министерство природных ресурсов РФ и др.) | Пункт 10 Р ГРП | Оригиналы или нотариально заверенные копии |
11 |
Карточка сведений о филиале иностранного юридического лица | Пункт 11 Р ГРП | Электронная форма размещена на веб-сайте: www.palata.ru, представляется в машинописном виде за подписью уполномоченного лица |
12 |
Иные документы (информация), затребованные ФБУ ГРП. Как свидетельствует практика, это могут быть (но не обязательно) (примечание 2): | Пункт 14 Временного положения о порядке аккредитации филиалов | |
рекомендательные письма российских деловых партнеров | Как правило, представляется не менее 2 писем | ||
документ, подтверждающий адрес филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации | Гарантийное письмо от арендодателя (договор аренды (субаренды)) и нотариальная копия свидетельства о праве собственности | ||
Справка о налоговой резиденции | Такую справку можно получить в налоговых органах |
Примечание 1. Р ГРП - Перечень документов для аккредитации и внесения в государственный реестр филиала иностранного юридического лица (приложение 2 к Регламенту ФГУ ГРП).
Примечание 2. В этой ситуации рекомендуем заранее уточнить в ФБУ ГРП информацию, которая может им дополнительно понадобиться.
![]() |
Обратите внимание! Доверенности и решения (о создании филиала) принимаются с нотариальным удостоверением подписей и полномочий подписантов. В случае отсутствия нотариального подтверждения полномочий подписантов должны быть представлены дополнительные, подтверждающие их полномочия, документы. Положение о филиале принимается с нотариальным удостоверением подписи лица, подписавшего положение. |
Требования к документам
По общему правилу, установленному п.14 Временным положением о порядке аккредитации филиалов, все иностранные документы должны быть апостилированы или иметь подлинные отметки о консульской легализации. Они представляются с переводом на русский язык, который должен быть заверен нотариально либо в консульском загранучреждении, за исключением случаев, когда международным соглашением Российской Федерации и страны инкорпорации предусмотрено освобождение от данной процедуры.
Документы, выданные в Республике Беларусь, как раз представляют собой исключение из общего правила в связи с наличием такого международного договора. Так, согласно ст.13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях, ратифицированной в т.ч. Республикой Беларусь и Российской Федерацией, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон (в данной ситуации - Республики Беларусь) изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон (в данной ситуации - на территории Российской Федерации) без какого-либо специального удостоверения, а документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
Соответственно, для Беларуси достаточно нотариально заверенных копий документов с переводом на русский язык - как содержания документов, так и всех записей, выполненных нотариусами или иными уполномоченными лицами. Перевод документов должен быть также заверен нотариусом, о чем может свидетельствовать соответствующая запись на русском языке.
Шаг 3.3. Получение описи принятых документов.
Согласно пп.6 и 7 Регламента ФГУ ГРП специалист подразделения, исполняющего функции по приему и выдаче документов, формирует опись документов в 2 экземплярах, на которых проставляет штамп, содержащий информацию о дате сдачи документов, входящем номере и подпись специалиста, ответственного за прием документов. Затем один экземпляр описи принятых документов возвращается заявителю, а второй остается в комплекте документов в ФБУ ГРП. Заявитель расписывается во втором экземпляре описи, остающемся в комплекте документов в ФБУ ГРП.
Шаг 3.4. Уплата государственной пошлины и оплата услуг ФБУ ГРП, представление оригинала квитанции об оплате в ФБУ ГРП.
Счета для оплаты по безналичному расчету или квитанции для оплаты за наличные выписываются в бухгалтерии (финансовый отдел). Счета или квитанции для оплаты услуг за выполнение той или иной процедуры аккредитации выписываются только по предъявлению описи документов (которую заявитель получает в отделе оформления документов после сдачи соответствующего комплекта документов).
Рекомендуем при оформлении платежных документов четко следовать образцу, который выдается в бухгалтерии (финансовый отдел).
![]() |
Справочно За аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии со ст.333.33 НК РФ за аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в размере 120 000 руб. за каждый филиал. Для сравнения: государственная пошлина за аккредитацию представительства НК РФ не предусмотрена. |
Шаг 3.5. При необходимости исправление допущенных несоответствий российскому и международному законодательству (представление доработанных документов).
Согласно п.17 Регламента ФГУ ГРП при установлении фактов несоответствия представленных документов законодательству и требованиям технического характера специалист, ответственный за правовую экспертизу документов, передает заключение о приостановлении исполнения процедуры аккредитации или об отказе в аккредитации в подразделение, исполняющее функции по приему и выдаче документов.
Специалист, ответственный за прием и выдачу документов, выдает заключение, подписанное специалистом, ответственным за осуществление правовой экспертизы, и начальником подразделения, а в случае необходимости и документы, требующие устранения замечаний, заявителю под роспись.
После устранения выявленных замечаний заявителем полученные от него документы поступают на повторное рассмотрение специалистом, ответственным за правовую экспертизу.
Отметим, что согласно п.22 Регламента ФГУ ГРП исполнение процедур аккредитации приостанавливается:
• если данные документы оформлены ненадлежащим образом;
• если сведения и документы, предусмотренные Регламентом ФГУ ГРП, представлены не полностью;
• если установлено, что в представленных документах содержится недостоверная информация;
• при поступлении в ФБУ ГРП письменного мотивированного обращения от заявителя с просьбой о приостановлении исполнения процедур аккредитации - до момента повторного обращения;
• по решению суда - на срок, указанный в решении.
Шаг 3.6. Получение свидетельства об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, и иных документов.
Обратим внимание, что на сайте ФБУ ГРП есть онлайн-проверка готовности документов по аккредитации представительств и филиалов (http://palata.ru/recep/search.php).
В соответствии с пп.20 и 21 Регламента ФГУ ГРП заявителю выдаются следующие документы:
• свидетельство об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации;
• положение о филиале со штампом об аккредитации;
• аккредитационные карточки;
• памятка о необходимости представления в ФБУ ГРП письменной информации о деятельности филиала на территории Российской Федерации один раз в полугодие.
Шаг 3.7. При необходимости осуществление необходимых действий по персональной аккредитации сотрудников филиала (реализация этого шага возможна одновременно с действиями по аккредитации филиала).
Согласно приложению 2 к Регламенту ФГУ ГРП установлен следующий перечень документов для аккредитации сотрудника филиала.
1. Письменное заявление установленного образца с просьбой об аккредитации сотрудника филиала (электронная форма размещена на веб-сайте: www.palata.ru, составляется на фирменном бланке филиала за подписью руководителя филиала с фирменной печатью).
Бланк филиала ЗАЯВЛЕНИЕ 1. ФИЛИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ ______________________________________________________ СВИДЕТЕЛЬСТВО № _________________ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДО ______________________ 2. АДРЕС И ТЕЛЕФОН ФИЛИАЛА _________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 3. ФАМИЛИЯ ___________________________________________________________________ ИМЯ _________________________ ОТЧЕСТВО ______________________________________ 4. ГРАЖДАНСТВО ______________________________________________________________ 5. ДОЛЖНОСТЬ В ФИЛИАЛЕ _____________________________________________________ 6. СРОК РАБОТЫ В ФИЛИАЛЕ ___________________________________________________
Подлинность и достоверность сведений, указанных в письме, подтверждаю.
| |
Руководитель филиала контактный телефон |
фамилия, имя, отчество, подпись, дата, печать |
2. Копия свидетельства об аккредитации филиала.
3. Биографическая справка (электронная форма размещена на веб-сайте: www.palata.ru, представляется в машинописном виде на русском языке за личной подписью сотрудника либо руководителя филиала).
Биографическая справка должна содержать следующие сведения и реквизиты:
• фамилия, имя, отчество (в русской и латинской транскрипции);
• дата рождения;
• место рождения;
• гражданство;
• адрес постоянного места жительства за рубежом;
• сведения об образовании (где, какое учебное заведение и когда окончил, специальность по образованию);
• послужной список (сроки, места работы, должности);
• семейное положение (с указанием имен, дат рождения жены (мужа), детей и их гражданства);
• домашний адрес и телефон в России;
• дата, подпись.
4. Копия паспорта (копируются страницы паспорта с фотографией (она должна быть четкой) и именем владельца).
5. Две цветные фотографии.
Требования к фотографиям:
• размер фотографии: 3x4 см;
• фотография цветная, только на матовой фотобумаге;
• фон белый, без какой-либо текстуры, контрастирующий с цветом одежды;
• одежда офисная (мужчины: костюм, галстук; женщины: строгое платье);
• лицо строго анфас;
• лицо должно быть ясно видимым, без теней и размытостей;
• для граждан, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках. Очки должны быть с прозрачными стеклами, чтобы зрачки и радужные оболочки глаз были ясно видны;
• допускается фотографирование в головном уборе, не скрывающем овал лица (для граждан, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов);
• на фотографиях не допускаются изломы, царапины, повреждения эмульсионного слоя, пятна, а также другие дефекты.
6. Нотариально заверенная копия генеральной доверенности о наделении руководителя филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации необходимыми полномочиями (копия).
7. Нотариально заверенная копия удостоверенной нотариусом доверенности уполномоченному лицу на ведение дел в ФБУ ГРП при Министерстве юстиции РФ (копия) (представляется, если доверенное лицо не является руководителем филиала).
Следует иметь в виду, что доверенности и решения принимаются с нотариальным удостоверением подписей и полномочий подписантов. В случае отсутствия нотариального подтверждения полномочий подписантов должны быть представлены дополнительные подтверждающие их полномочия документы.
Этап 4. Постановка на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах, органах статистики
Шаг 4.1. Постановка на учет в налоговых органах (Федеральной налоговой службе).
1. Общие положения.
Если иностранная компания планирует проводить свою деятельность в Российской Федерации через филиалы больше 30 календарных дней непрерывно или же в совокупности, то она обязана встать на налоговый учет по месту деятельности своего обособленного подразделения (филиала) не позднее 30-дневного срока с момента начала своей деятельности.
Независимо от факта аккредитации обособленного подразделения иностранной компании на территории Российской Федерации уже его наличие является основанием для постановки иностранной организации на учет в налоговых органах по месту деятельности отделения (филиала).
В силу п.2 ст.11 НК РФ филиалы иностранных юридических лиц, компаний и прочих корпоративных образований, которые были созданы в соответствии с законодательством иностранных стран и обладающие гражданской правоспособностью, для целей налогового законодательства считаются организациями и подлежат учету в налоговых органах. Постановка на учет организаций проводится в налоговых органах по месту расположения организации, ее филиалов, а также по месту расположения ее транспортных средств, недвижимого имущества и по другим основаниям, предусмотренным НК РФ.
2. Порядок постановки на учет.
Порядок постановки иностранной организации на налоговый учет установлен Особенностями учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденными приказом Минфина РФ от 30.09.2010 № 117н. Согласно п.4 названного нормативного акта иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации через филиал, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.
В случае если несколько филиалов иностранной организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка иностранной организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее филиалов, определяемых иностранной организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) иностранной организацией в выбранный ею налоговый орган.
Заявление о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации подается в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ее деятельности на территории Российской Федерации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
По общему правилу к заявлению должны быть приложены:
• учредительные документы иностранной организации;
• выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица;
• справка налогового органа страны происхождения иностранной организации о ее регистрации в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);
• решение уполномоченного органа иностранной организации о создании филиала на территории Российской Федерации и положение о филиале;
• доверенность о наделении руководителя филиала иностранной организации на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;
• документы, подтверждающие аккредитацию филиала иностранной организации на территории Российской Федерации, если такая аккредитация предусмотрена законодательством Российской Федерации;
• документ, предоставляющий право иностранной организации на пользование природными ресурсами, - для иностранной организации, признаваемой пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации по общему правилу является дата создания соответствующего филиала иностранной организации, указанная в заявлении о постановке на учет иностранной организации (сообщении об открытии нового филиала иностранной организации).
При постановке на учет в налоговом органе иностранной организации налоговый орган обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения налоговым органом документов выдать (направить заказным письмом с уведомлением о вручении) свидетельство о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе на территории Российской Федерации (далее - свидетельство о постановке на учет) по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
По запросу иностранной организации налоговым органом может быть направлено заявителю свидетельство о постановке на учет, уведомление о постановке на учет в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, подписавшего эти документы, по телекоммуникационным каналам связи.
Шаг 4.2. Получение кодов в Федеральной службе государственной статистики.
После постановки на налоговый учет следует получить коды статистики для филиала, так как они требуются для постановки на учет во внебюджетные фонды.
Согласно Положению о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов, утвержденному приказом Федеральной службы государственной статистики от 05.08.2005 № 122, в данном Статистическом регистре (далее - Статрегистр) содержатся идентификационные коды по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации:
• Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
• Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления;
• Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления;
• Общероссийскому классификатору форм собственности;
• Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм;
• Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Все эти коды указываются в информационном письме, выдаваемом филиалу, для включения его в Статрегистр.
В Инструкции о порядке учета юридических лиц, их обособленных подразделений в Едином государственном реестре предприятий и организаций, утвержденном Госкомстатом РФ от 22.12.1999 № АС-1-24/6483, содержится информация о документах, необходимых для учета представительств иностранных организаций.
На практике для получения информационного письма от Федеральной службы государственной статистики необходимо представить копии следующих документов:
• положения о филиале иностранной компании;
• решения (протокола) о создании филиала;
• свидетельства о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе на территории Российской Федерации;
• свидетельства об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации;
• доверенности на руководителя филиала.
Шаг 4.3. Постановка на учет во внебюджетных фондах (Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд).
В отличие от Республики Беларусь, где существует один фонд - Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, в Российской Федерации существует несколько внебюджетных фондов, а именно:
• Пенсионный фонд РФ;
• Фонд социального страхования РФ;
• Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2011 г. белорусская организация, открывающая филиал в Российской Федерации, должна встать на учет как плательщик страховых взносов по месту нахождения этого филиала в 2 фонда:
• Пенсионный фонд РФ (для целей обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования);
• Фонд социального страхования РФ (в качестве страхователя по 2 видам обязательного социального страхования:
на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).
При постановке филиала на учет во внебюджетные фонды следует руководствоваться следующими правовыми актами:
• Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
• Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
• Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
• Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
• Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
• Порядком регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденным постановлением Пенсионного фонда РФ от 13.10.2008 № 296п (далее - Порядок регистрации в ПФР);
• Порядком регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Фонда социального страхования РФ от 23.03.2004 № 27 (в редакции постановления Фонда социального страхования РФ от 12.08.2011 № 177) (далее - Порядок регистрации в ФСС РФ).
Порядок регистрации в ПФР не содержит специального перечня документов, которые необходимо предъявить при постановке на учет филиала иностранного юридического лица.
На практике возможен следующий пакет документов (копии документов):
• заявление о регистрации;
• свидетельство об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации;
• свидетельство о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе на территории Российской Федерации;
• информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики);
• решение о создании филиала;
• доверенность на руководителя филиала;
• положение о филиале;
• свидетельство о регистрации иностранной компании;
• документы, подтверждающие адрес места нахождения обособленного подразделения;
• приказ о назначении главного бухгалтера.
Копии документов, предъявляемые в соответствии с п.9.1 Порядка регистрации в ФСС РФ при постановке на учет в Фонд социального страхования РФ:
• документа, содержащего информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации (для организаций, создание которых не требует специальной регистрации, - легализованные копии учредительных документов либо других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности);
• документов, подтверждающих наличие отдельного баланса, расчетного счета и начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;
• документа, подтверждающего постановку обособленного подразделения на налоговый учет в Российской Федерации.
Не позднее 5 дней с момента получения заявления и документов органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ должны зарегистрировать филиал в качестве страхователя.
При этом в каждом фонде будет присвоен индивидуальный регистрационный номер (при регистрации в органе Фонда социального страхования РФ также и код подчиненности). Он будет указан в уведомлении о регистрации, которое должны направить территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.
Шаг 4.4. Изготовление печати.
Шаг 4.5. Открытие соответствующих счетов в рублях и иной валюте в банковских учреждениях на территории России.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) иностранные юридические лица - нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в т.ч. специальных счетов, устанавливает Банк России.
В соответствии с Положением Банка России от 04.05.2005 № 269-П «Об открытии Банком России банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по указанным счетам» подразделения расчетной сети Банка России вправе в рамках своей компетенции открывать соответствующие банковские счета и проводить операции по данным счетам согласно законодательству. Для этого нерезиденту необходимо представить обращение об открытии в Банке России банковских счетов в валюте Российской Федерации.
Банковские счета нерезидентам могут быть открыты и в других банках на территории Российской Федерации. Порядок открытия и закрытия в Российской Федерации кредитными организациями банковских счетов в валюте Российской Федерации и иностранных валютах резидентам и нерезидентам установлен Инструкцией Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее - Инструкция).
В соответствии с Инструкцией для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющему местонахождение за пределами территории Российской Федерации, в банк представляются:
• лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;
• документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, - документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
• документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях открытия банковского счета;
• документы, подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо, в частности, документы, подтверждающие его государственную регистрацию;
• карточка с образцами подписей и оттиска печати.
Некоторые банки оказывают услуги по оформлению карточек. Если же банк не оказывает таких услуг своим клиентам, то необходимо оформленную карточку подать вместе с остальным пакетом документов. Карточка оформляется на бланке формы № 0401026 по ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93), установленной в приложении 1 к Инструкции. В случае когда законодательством иностранного государства не установлена обязательность наличия печати, юридическое лицо, созданное на территории указанного государства, вправе не проставлять оттиск печати, указав в поле «Образец оттиска печати», что печать отсутствует.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, представляются также документы, свидетельствующие о внесении записи в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний или государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации.
Для открытия расчетного счета обособленному подразделению юридического лица - нерезидента помимо указанных документов в банк представляются положение об обособленном подразделении юридического лица и документы, подтверждающие полномочия руководителя обособленного подразделения юридического лица - нерезидента.
Кроме того, в соответствии с п.6 части четвертой ст.23 Закона № 173-ФЗ уполномоченные банки как агенты валютного контроля имеют право запрашивать документы (копии документов), удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места регистрации нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства.
Согласно Инструкции для открытия банковского счета в банк могут быть представлены:
• оригиналы документов (в этом случае копии документов могут быть заверены банком);
• нотариальные копии документов;
• копии документов, заверенные юридическим лицом.
Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык, заверенным в нотариальном порядке.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, документы, представляемые при открытии банковского счета, должны быть легализованы (напомним, что в отношении белорусских юридических лиц достаточно нотариального заверения).
В открытии банковского счета может быть отказано, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Открытие банковского счета завершается, а банковский счет считается открытым с внесением соответствующей записи в Книгу регистрации открытых счетов. Запись должна быть внесена в эту Книгу не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора.
Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющему местонахождение за пределами территории Российской Федерации, для совершения операций его обособленным подразделением (филиалом, представительством) в банк представляется помимо перечисленных документов положение об обособленном подразделении юридического лица.
В соответствии с Законом № 173-ФЗ нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту Российской Федерации со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе также без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Примечание. Указанная форма актуальна за налоговый период - 2011 г.
В настоящее время подготовлен проект приказа ФНС РФ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения». Применение приказа ФНС РФ об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения планируется начать с представления налоговой декларации по транспортному налогу за налоговый период - 2012 г. (более подробная информация на сайте ФНС РФ: http://www.nalog.ru/ul/transp/3880409/).
31.01.2012 г.
Владимир Долгов, юрист